Просмотр содержимого документа
«Технология формирования естественнонаучной грамотности на уроках биологии.»
Технологии формирования естественнонаучной грамотности на уроках биологии.
Естественнонаучная грамотность - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться
естественнонаучными идеями.
Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в
аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
научнообъяснятьявления;
понимать основные особенностиестественнонаучногоисследования;
Проблемы у школьников, выявленные международными исследованиями:
Дефицит знаний типа «знаюкак»;
Умение формулировать вопросы;
Умение обосновывать, доказывать;
Использовать простейшие приемы исследования;
Строить развернутые высказывания;
Устанавливать надежность информации;
Сотрудничать.
Проблемы,выявленныенапрактике:
Малое количество часов
Готовые“ PISA-подобные” задания слишком большие для использования на уроке.
Нехватка мотивации учащихся к разбору и решению данных заданий.
Скудный или устаревший набор школьного лабораторного оборудования
Технологиидляформированияиразвития ЕНГ на уроках биологии
Смысловое чтение
Технологии проблемного обучения
Технологии развития критического мышления
ИКТ технологии
Проектно-исследовательская деятельность
Кейс-технологии
Смысловое чтение
Приемы:
-«Сконструируй определение»;
-«Развернутый ответ»;
-«Верные и неверныеутверждения»;-«Исключение»;-«Задайвопрос».
Результаты: общая ориентация в тексте, глубокое понимание текста, применение полученнойинформации в практическойдеятельности
Задание из впр
А)Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.
Растения
Самые древние растения на земле — это _______(А). Преимущественно они обитают в _______(Б). Эти организмы, несмотря на свои возможные огромные размеры, не имеют ни стеблей, ни корней, ни листьев. Поэтому они относятся к _______(В) растениям.
Список слов:
1) Цветковые
2) Низшие
3) Почва
4) Вода
5) Водоросли
6) Высшие
Б) В приведённом ниже списке даны характеристики объектов живой природы. Все они, за исключением одной, относятся к характеристикам объекта, изображённого в задании 1.1 над буквой Б. Выпишите эту характеристику, которая «выпадает» из общего ряда. Объясните свой выбор.
Ограниченный рост, прикреплённый образ жизни, клеточное строение, половое размножение.
Технология проблемного обучения
Технология проблемного обучения Предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходиттворческоеовладениепрофессиональными знаниями,навыками,умениямииразвитиеммыслительныхспособностей.
Осознание общей проблемной ситуации
Анализ ситуации, формулировка конкретной проблемы
Выдвижение и обоснование
гипотез, последовательная их проверка (решение проблемы)
Проверка правильности решения
А) Кто, на ваш взгляд, более совершенен: эвглена или хламидомонада?
12.
Заполните таблицу:
Признаки растений
Признаки животных
Хламидомонада
Эвглена
Б) Эритроциты – клетки крови, переносящие кислород. Кто обладает ими в наибольшем количестве: лягушка, воробей, ящерица?
В) Почему в тундре нет крупных древесных растений?
3.Технология развития критического мышления Критическоемышление - оценочное,рефлексивное, развивающееся путемналоженияновойинформациинажизненныйличныйопыт.
Приемы:
Кластер.
Синквейн.
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Пример
Таблица«толстых»и«тонких» вопросов.
Инсерт
Уже знал +
НовоеV
Думал иначе-
Не понял, есть вопросы?
Мозговой штурм
Постановка задачи
Выдвижение идей
Обсуждение идей
Принятие решения
4.Информационно-коммуникационные технологии
Использование:
Интерактивной дости, презентаций, иллюстраций, видео, компьютерных программ и предложений Microsoft Office для построения графиков, таблиц виртуальных лабораторий и т.д.
5.Проектно-исследовательская деятельность- это способ организации творческой деятельности учащихся по решению новых для них задач
Цель технологии-
стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам,
предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение
этих проблем, умение практически применять полученные знания
Формы организации работы:
Урок-исследование
Урок-лаборатория
Урок-защита исследовательских проектов и др.
Кейс-технологии
Кейс - описание конкретной реальной ситуации, подготовленной по определённому формату и предназначенной для обучения
учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования
проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленным критериями.
Кейс-технология – этообучениедействием
Ситуация:
Кейс по генетике
Класс делится на группы, каждая группа работает консультантами в медико-генетической консультации. Их задача – дать грамотные аргументированные ответы на проблемные вопросы, возникшие в различных жизненных ситуациях.
1) На приеме две семейные пары с жалобой на то, что в родильном доме перепутали их детей. Первая пара родителей, назовем их Васины, имеет I и II группы крови, вторая пара, назовем их Мишины, – II и IV. Один ребенок имеет II группу, а второй – I группу. Определить родителей обоих детей.
2) На приеме молодая женщина с вопросом: как будут выглядеть уши ее будущих детей, если у нее прижатые уши, а у ее мужа оттопыренные (у отца мужа уши прижатые). Известно, что ген, контролирующий степень оттопыренности ушей – доминантный, а степень прижатости – рецессивный.
3) На консультации судья, рассматривающий дело о взыскании алиментов. Женщина с III группой крови подала иск о взыскании алиментов с мужчины, имеющего I группу, утверждая, что он отец ребенка. У ребенка I группа. Какое решение должен вынести суд?
4) На консультации Белоснежка и Принц. Какова вероятность рождения наследника с первой группой крови, если у Белоснежки вторая группа крови, а у Принца – третья?
Кейс по теме «Грибы-паразиты»
Детям предлагаются письма, написанные людьми разных специальностей, которые столкнулись со схожими проблемами, поэтому они обращаются к ученикам с просьбой о помощи. В зависимости от наполняемости класса письма можно раздать для работы в группе или в паре. Для большей заинтересованности и наглядности на экран можно вывести фотографии – поле с пшеницей, томаты, яблоневый сад.
Письмо начинающего агронома Иванова Ивана Ивановича
Дорогие ребята, помогите! Решил выращивать пшеницу. Закупил семена и засеял два поля. Погода все лето была благоприятна для выращивания зерна. Перед уборкой урожая я приехал на поле и увидел ужасную картину: колоски стали похожи на обуглившиеся головешки, зерновки превратились в пыль. Что случилось с пшеницей и что делать, чтобы избежать этого на следующий год?
Письмо Октябрины Ганичкиной
Посадила на своем участке новый сорт томатов. Лето выдалось дождливым и на листьях и плодах появились черные пятна. Весь урожай погиб, я так и не смогла попробовать на вкус новый сорт. Что это за напасть такая сгубила мой урожай?
Письмо садовода Петрова Ивана Петровича
Много лет яблоневый сад радовал своим урожаем. Но в этом году заметил на некоторых стволах наросты на коре в виде копыта. Хотелось бы знать, что это такое и чем это опасно?
Задание: используя материал учебника «Биология. Бактерии, грибы, растения» 5 класс, В.В.Пасечник, п.16, помогите решить проблемы обратившихся к нам людей.
Детям в 5 классе сложно сформулировать полный ответ, представить его достойно, поэтому можно раздать небольшие подсказки, в которые они будут вписывать недостающие слова, например (для ответа на первое письмо):
Уважаемый Иван Иванович. Мы изучили вашу проблему и пришли к выводу, что ваш урожай сгубили споры ________. Вероятнее всего они попали на здоровые зерновки во время ________. Чтобы избавиться от них необходимо __________________________________________________________________.
Опыты и эксперименты - это методы исследования в управляемых условиях. Они помогают лучше понять явления, происходящие в природе, выяснить причинно-следственную связь этих явлений, развивают наблюдательность и мышление учащихся. Дают возможность познакомить детей с законами природы в доступной форме. Использование опытов и экспериментов является эффективным средством формирования естественно-научной грамотности
Пример
Задание: «В два стакана налили воду: в один – кипячѐную, в другой – воду из-под крана. Рассмотри результаты опыта, показанные на схематическом рисунке. Запиши вывод из опыта и ответ на вопрос».
Вывод из опыта:……
Рыбам в аквариум наливают кипячѐную воду. Почему они гибнут, если не продувать через воду воздух специальным насосом?.....