Статья "Проектная деятельность на уроках биологии"
Статья "Проектная деятельность на уроках биологии"
мТаким образом, проектная и исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет учителям сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации.
В своей работе я стараюсь использовать проекты различной типологии. Это могут быть исследовательские, информационные, поисковые, творческие, (по характеру доминирующей деятельности учащихся); индивидуальные, парные, групповые проекты (по количеству участников); краткосрочные (на определенном этапе урока), среднепродолжительные (от недели до месяца), долгосрочные. Чаще всего выполняемые проекты имеют комплексный характер, сочетая в себе несколько видов. Коротко остановлюсь на характеристике некоторых типов проекта.
Таким образом, проектная и исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет учителям сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации.
В своей работе я стараюсь использовать проекты различной типологии. Это могут быть исследовательские, информационные, поисковые, творческие, (по характеру доминирующей деятельности учащихся); индивидуальные, парные, групповые проекты (по количеству участников); краткосрочные (на определенном этапе урока), среднепродолжительные (от недели до месяца), долгосрочные. Чаще всего выполняемые проекты имеют комплексный характер, сочетая в себе несколько видов. Коротко остановлюсь на характеристике некоторых типов проекта.
Таким образом, проектная и исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет учителям сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации.
В своей работе я стараюсь использовать проекты различной типологии. Это могут быть исследовательские, информационные, поисковые, творческие, (по характеру доминирующей деятельности учащихся); индивидуальные, парные, групповые проекты (по количеству участников); краткосрочные (на определенном этапе урока), среднепродолжительные (от недели до месяца), долгосрочные. Чаще всего выполняемые проекты имеют комплексный характер, сочетая в себе несколько видов. Коротко остановлюсь на характеристике некоторых типов проекта.
Таким образом, проектная и исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет учителям сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации.
В своей работе я стараюсь использовать проекты различной типологии. Это могут быть исследовательские, информационные, поисковые, творческие, (по характеру доминирующей деятельности учащихся); индивидуальные, парные, групповые проекты (по количеству участников); краткосрочные (на определенном этапе урока), среднепродолжительные (от недели до месяца), долгосрочные. Чаще всего выполняемые проекты имеют комплексный характер, сочетая в себе несколько видов. Коротко остановлюсь на характеристике некоторых типов проекта.
Таким образом, проектная и исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет учителям сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации.
В своей работе я стараюсь использовать проекты различной типологии. Это могут быть исследовательские, информационные, поисковые, творческие, (по характеру доминирующей деятельности учащихся); индивидуальные, парные, групповые проекты (по количеству участников); краткосрочные (на определенном этапе урока), среднепродолжительные (от недели до месяца), долгосрочные. Чаще всего выполняемые проекты имеют комплексный характер, сочетая в себе несколько видов. Коротко остановлюсь на характеристике некоторых типов проекта.
Таким образом, проектная и исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет учителям сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации.
В своей работе я стараюсь использовать проекты различной типологии. Это могут быть исследовательские, информационные, поисковые, творческие, (по характеру доминирующей деятельности учащихся); индивидуальные, парные, групповые проекты (по количеству участников); краткосрочные (на определенном этапе урока), среднепродолжительные (от недели до месяца), долгосрочные. Чаще всего выполняемые проекты имеют комплексный характер, сочетая в себе несколько видов. Коротко остановлюсь на характеристике некоторых типов проекта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Проектная деятельность на уроках биологии"»
Проектная деятельност на уроках биологии
С проектной деятельностью я впервые познакомилась в 2006 году, в рамках программы учимся с intel. И с тех пор метод проектов вошёл в практику моей работы.
Этот метод я использую на уроках биологии и краеведения, как в качестве обобщения по теме, а также в качестве иллюстративного материала с целью привить интерес к изучаемым предметам.
Слово" проект ", (в буквальном переводе с латинского-"брошенный вперёд") толкуется в словарях как "план, замысел, текст или чертёж чего-либо, предваряющий его создание".
"Проект - любая самостоятельно выполненная творческая работа»
(Лернер Г. И.)
"Учебный проект с точки зрения учащегося
это возможность делать что-то интересное самостоятельно, используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания.
это деятельность направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы.
С точки зрения учителя
– это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации» (Пахомова Н.Ю.)
Какие же конкретно задачи ставятся при обучении проектной и исследовательской деятельности? Их можно наметить несколько, но ведущими будут следующие:
формирование и развиватие творческих способностей ученика;
развтие умений и навыков в постановке проблем и нахождениях способов их решений;
создание мотивирующих факторов в обучении и самообразовании;
развитие чувства индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые решения и действия;
развитие коммуникативных умений и навыков и т.д.
Учитель и ученик, при работе над проектом, находятся в тесной взаимосвязи. Мы сотрудничаем:вместе ставим цели и задачи. Учитель корректирует наблюдения школьника, помогает отобрать факты, значимые в данной работе, сформулировать гипотезу, составить план для проведения наблюдения или постановке эксперимента, учит работать с огромным объемом информации по теме (искать, отбирать, анализировать и применять в работе). А самое главное, учитель всегда поможет применить полученные знания для достижения целей и задач проекта.
Важным результатом такой совместной работы является и выработка специфических методологических умений школьника. Когда он, выполнив проект и защитив его, научился:
планировать работу;
письменно и устно представлять результаты своей работы;
защищать и отстаивать свою точку зрения;
отвечать за результаты работы;
оформлять работу и т.д.
Таким образом, проектная и исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет учителям сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации.
В своей работе я стараюсь использовать проекты различной типологии. Это могут быть исследовательские, информационные, поисковые, творческие, (по характеру доминирующей деятельности учащихся); индивидуальные, парные, групповые проекты (по количеству участников); краткосрочные (на определенном этапе урока), среднепродолжительные (от недели до месяца), долгосрочные. Чаще всего выполняемые проекты имеют комплексный характер, сочетая в себе несколько видов. Коротко остановлюсь на характеристике некоторых типов проекта.
Исследовательские проекты – нацеливают учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез. Эти проекты обладают большими потенциальными возможностями формирования творческого мышления, рациональных приемов умственной деятельности и сообразительности, самостоятельности в принятии решений.
Информационные поисковые проекты – предполагают сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления – сообщения, доклада, реферата.
Творческие проекты – направлены на разработку новых оригинальных идей, продуктов совместной деятельности, представляемых в творческой форме (творческий отчет, выставка, книга, журнал, альманах, компьютерная презентация и т.д.).
Важной задачей сегодня является создание реальных условий для творческого саморазвития не только отдельной личности, но и всего коллектива в целом. С этой целью использую о парные и групповые проекты.
Я уже отмечала, что на своих уроках стараюсь использовать проекты различной типологии. Начиная с 5 класса, с курса природоведения, я включаю ребят в проектную деятельность. Конечно, в силу возраста, здесь более уместны информационные проекты, когда ученики готовят по определенному плану сообщения, а затем выступают с ними на уроке. Ребята с интересом подбирали материал по темам « Планеты Солнечной системы», « Животный и растительный мир», «Великие путешественники – первооткрыватели новых земель», «Жизнь под угрозой», создавали памятки, как нужно действовать в чрезвычайных ситуациях: при пожаре, землетрясении, ти т.д.
Информационные проекты я использую в каждом классе, причем они могут быть индивидуальными или групповыми, в зависимости от объема материала. Эти проекты связаны с поиском информации в различных источниках: журналах, книгах, энциклопедиях, сети Интернет, социологические опросы. В среднем звене информационные проекты реализуются в виде оформленных сообщений, докладов, компьютерных презентаций, буклетов. Такая деятельность очень востребована у детей, которые интересуются жизнью растений и животных, т.е. в курсе ботаники и зоологии.
В своей работе я стараюсь включать такую форму проведения урока, как конференция, где тоже эффективно реализуются информационно-поисковые проекты. Часто пользуюсь данной формой на уроках краеведения в 7 классе, а также на уроках биологии в 7-9 классах. Конечно, такие уроки требуют большой предварительной подготовки, но они очень интересны для учащихся. В качестве примера хочу привести урок–конференцию «Экологические группы птиц», на котором, ученики знакомятся с причинами разнообразия птиц. Цель информационно-поискового проекта к этому уроку – подготовить выступление про одну из предложенных групп птц, оформить его наглядно для слушателей, по следующему плану:
1. название группы;
2. краткая библиографическая справка;
3. представители;
4. Признаки: описание крыльев, масса и размер тела, описание оперения.
Такая работа повышает мотивацию к учебе, интерес к предмету, формирует навыки работы с разными источниками информации.
Кроме информационных, в своей работе я использую исследовательские проекты, хотя чаще всего, конечно, мини-исследования. В таких проектах заранее выбирается тема исследования, объект и предмет исследования, цели и задачи, гипотезы решения поставленной проблемы. Потом планируется сам эксперимент, его проведение, проводится анализ полученных результатов, их оформление. Чаще всего исследовательская проектная деятельность реализуется в ходе проведения многих практических работ. В качестве примера такой работы можно привести исседовательский проект «Влияние воды басейна ФОКа на здоровье человека», который выполнила моя ученица Ермакова Алина. Данная работа на научно-практической конференции учащихся была награжденв дипломом 3 степени.
Отдельно хочу сказать о творческих проектах, которые направлены на разработку новых оригинальных идей, продуктов совместной деятельности, представляемых в творческой форме. Результатом творческого проекта может быть творческий отчет, организация выставки, выпуск печатной продукции, и т. д.. Творческие проекты можно использовать от младшего звена до старшего.
Организация творческой деятельности учащихся может рассматриваться на основе таких форм обучения, как составление отчетов по экскурсиям; написание сочинений и сказок по биологии; статей в журнал; составление кроссвордов; вопросов и заданий для одноклассников по определенной тематике.
Довольно интересным для учащихся 6 класса является написание сказок. На различные темы, например «Возможна ли жизнь без растений», «Листопад» и т.д.
В ходе выполнения этих заданий учащиеся постигают определенные представления, развивают фантазию, наблюдательность, внимание и способности, а для некоторых тем им приходится искать дополнительную литературу
В своей работе я стараюсь, чтобы метод проектов становился неотъемлемой частью не только уроков, но и внеклассной работы по предмету. В прошлом году в рамках дней науки и искусства в школе прошло заседания членов научного общества, где ребята защитили свой проект «Чудеса Воронежской области».
Мне хотелось бы еще сказать несколько слов о таких творческих проектах, как составление кроссвордов, ребусов. Данный вид деятельности я использую не только во внеклассной работе при подготовке мероприятий, но и на уроках. Учащиеся с удовольствием составляют кроссворды, посвященные растениям и животным нашего края, то есть учитывающие и региональный компонент; кроссворды по ботанике, зоологии. Такой вид проектной деятельности очень помогает целостно осмыслить и обобщить информацию, активизирует личностные и познавательные мотивы приобретения знаний.
Я считаю, что благодаря использованию одного из прогрессивных методов обучения в современной школе – метода учебных проектов, можно наиболее полно выявить и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей. Выполнение проектов различных типов стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечение для этих целей знаний из разных областей.