Проблемы охраны окружающей среды не новы. Вот как горестно восклицает по этому поводу по этому поводу писатель В.Астафьев: « Мы сейчас еще не понимаем и не хотим понять, что животные и растения без нас проживут, а вот нам без них не прожить ни дня единого». Поэтому нам учителям биологии, химии, географии, физики и других учебных дисциплин, хочется помочь молодым людям приобщиться к природе, познать ее законы, обрести гражданскую позицию в сохранении и приумножении природных богатств, выбрать свой путь в жизни и любимую профессию. Экологическое образование – это основа патриотизма и любви к родному краю.
У коллектива нашей школы есть достаточный опыт работы по экологическому образованию и воспитанию. В традицию вошли мероприятия по вопросам экологии, охраны природы как в учебной, так и во внеурочной работе с учащимися, родителями, предметниками разных дисциплин; изучение родного края на занятиях естественно-гуманитарного цикла, классных часах, родительских собраниях. Происходит вовлечение учащихся в социальную деятельность: охрана природы и ее памятников, активное участие в субботниках, благоустройстве школы, пришкольного участка, озеленение кабинетов, очистка родников, придорожных полос, сбор макулатуры и т.д. Эффективности экологического образования способствуют и проводимые во внеурочное время индивидуальные занятия и курсы по выбору, предметные декадники по биологии и экологии, химии, физики, географии, а также беседы, лекции, встречи с работниками райбольницы, ветстанции, очистных сооружений, лесничества и общества охраны природы.
Несколько лет подряд учащиеся участвуют в конкурсах, олимпиадах по биологии и экологии в районе и республике, в том числе организованными БГПУ им.М.Акмуллы, республиканским эколого - биологическим центром, занимая призовые места. К сожалению реже участвуем на слетах юных экологов и членов школьных лесничеств.
Большую популярность в настоящее время приобретает проектно-исследовательская деятельность учащихся. Ее цель - развитие у учащихся важнейшего инструмента оперативного освоения действительности: возможность осваивать не суммы готовых знаний, а методы получения новых знаний. Исследование - это средство организации образовательной деятельности. Исследование в данной технологии служит и основным содержанием обучения. Исследовательская технология - один из способов личностно - ориентированного обучения, актуального при ФГОС.
Роль исследовательской деятельности учащихся в учебном процессе многогранна:
- познавательная - стимуляция мыслительного процесса, направленного на поиск решения поставленных задач, что требует привлечения сведений из разных областей знаний, межпредметных связей;
- развивающая - развитие интеллектуальных и творческих способностей детей;
- воспитательная - развитие коллективизма, упорства в достижении результатов исследования, умения отстаивать свое мнение; практика публичных выступлений;
- дисциплинирующая - необходимость строгого выполнения всex методических приемов. Отрадно, что она привлекает учащихся, тем более это и требование ФГООС. Мы сами должны овладеть подобной технологией и научить детей. Для них это прежде всего, любознательность, интерес к поиску новых неизвестных данных (правильно организованное исследование всегда подразумевает наличие некой задачи, требующей решения). Конечно, увлеченность, повышенный интерес к изучаемому предмету (это могут быть дисциплины естественного цикла, технической направленности; кроме того, при поступлении в некоторые вузы учитываются дипломы абитуриентов и гуманитарной областей, где исследовательская деятельность должна всемерно поддерживаться и стимулироваться). Наконец, престижность: участие в различных конкурсах повышает авторитет школьника в среде сверстников. Исследовательская деятельность школьников может включать в себя наблюдения в природных условиях; экспериментальные исследования, в которых изучается действие на различные объекты каких-либо физических или химических факторов; психологические наблюдения и литературные изыскания (работа с опубликованными источниками информации). Основной показатель, отличающий исследование от компиляции, - появление в результате работы нового знания. Поэтому данный метод обучения и воспитания мы также берем в педагогическую копилку.
Приучаем учащихся к этому еще в начальной школе, а продолжаем в среднем и старшем звене.
Первой ступенькой в такой деятельности является определение темы исследования. Темы могут иметь проблемный, сюжетный, обзорный, локальный или краеведческий характер. Тема должна быть интересна настолько, чтобы у учащихся возникло желание заниматься ею длительное время. Важно наличие достаточного количества материала для целенаправленного поиска, а также общественная значимость исследования.
Следующим шагом в исследовательской работе является общий инструктаж по составлению плана и сбору нужной информации из разных видов биологических источников (книг, учебников, энциклопедий, Интернета и др.). В беседе рассматриваются разные способы работы с информацией: поиск, выписки, фильтрация, систематизация, конструирование. По мере сбора и осмысления материала план уточняется и изменяется.
Взявшиеся за такой вид познавательной деятельности учащиеся приобретают навыки интеллектуального труда. Они начинают видеть развитие научной мысли, в то же время они учатся сравнивать высказывания и научные положения ученых разных направлений, делать выводы, строить гипотезы, формулировать проблемы.
Овладение исследовательским багажом возможно лишь в постоянном диалоге с наставником. Он наблюдает за развитием познавательной деятельности ученика и направляет ее вовремя поставленным вопросом, советом, куда обратиться, где можно найти информацию, как лучше сделать график или провести социологический опрос.
Следующая ступенька приобщения учащихся к научно - исследовательской деятельности - подготовка к докладу на научно - учебной конференции.
Первый этап - научиться составлять и пользоваться планом выступления, который включает первую и последнюю фразы. Второй этап - отработка регламента, третий – доклад. Еще один аспект подготовки к научной конференции - оформление тематического стенда, который требует выделения наиболее существенного, подбора иллюстративного и документального материала, умения скомпоновать текст, эстетически подать все это на бумаге крупным планом. Либо это может быть и презентация.
Развитию у учащихся навыков исследовательской деятельности способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения целесообразно чаще использовать такие ситуации, в которых школьник должен защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие школьника задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний. Ситуациями такого рода могут быть рецензирования ответов товарищей, рефератов других работ, что связано с экспертизой, советом, коррективами, с активным поиском главного.
Дидактически оправдано побуждение учащихся к нескольким способам решения познавательной задачи, вопроса; к обмену информацией между учащимися; к самопроверке, анализу и оценке собственных познавательных и практических работ.
В ходе выполнения заданий исследовательского характера от учащихся требуется умение систематизировать и анализировать информацию, полученную из разнообразных источников, обобщить факты, явления и события. При выполнении таких заданий учащиеся объясняют события и процессы с помощью теоретических знаний и устанавливают, какие факты требуют особого рассмотрения; определяют направления и способы дальнейшего изучения проблемы; высказывают и обосновывают предположения о возможном развитии того или иного процесса или явления.
Применение методов научной него деятельности в процессе учебного познания ставит ученика на доступном для уровне в положение, требующее не только усвоения готовых знаний, но самостоятельного исследования: познавательная деятельность школьника приближается к исследовательской деятельности ученого. Субъективная новизна ученического исследования не умаляет его значения для развития познавательных сил и формирования активной жизненной позиции школьника. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.
На завершающем этапе исследования от школьника требуется умение оформить результаты исследования наглядно (в виде графиков, таблиц, рисунков, фотографий и т.д.) и логически изложить ход и результаты исследования и представить его в виде доклада, реферата, альбома, сценария, исследовательского проекта.
Так, в этом учебном году учащиеся 5 и 6 классов согласно требованиям ФГООС, выполнили множество подобных работ по разным предметам, но пока в формате реферата, который публично защищали. Для старшеклассников мы проводим научно-практические конференции по экологии и биологии, заранее выбирая интересную для ребят тему, из которой вычленяются более мелкие составляющие. Учитель вместе с учащимися распределяет их для проработки, помогает подбирать необходимую информацию по теме исследования, корректирует ее, дает советы по поводу отчета о проделанной работе, подготовке презентации, подбирает вместе с детьми наглядности. Затем учитель связывает воедино все изыскания, составляет сценарий конференции, определив последовательность выступлений. Назначается дата проведения. Вот темы некоторых из них: «Эфемероиды», «Древесные растения нашего района», «Особо охраняемые территории РБ», «Влияние разных отраслей промышленности и сельского хозяйства на окружающую среду», «Пищевые добавки и здоровье человека», «Влияние вредных привычек на индивидуальное развитие человека» и др.
Некоторые учащиеся выполняют более сложные исследования, с которыми выступают затем на МАН и др. конкурсах, занимая призовые места.
Работа в этом направлении будет продолжена далее. Наша задача воспитать и закрепить в сознании молодого поколения экологически грамотный стереотип поведения, что впоследствии послужит созданию экологически грамотного общества в целом.
Литература:
1.Воронцов А. Проектная деятельность как путь к взрослению. М. Издательство, 2001
2.Машталлер Р. Применение технологии проектного обучения при изучении литературы. /Учитель Башкортостана, № 6, 2007 г.
3.Лобанова Н. Проектная деятельность в практике экологического образования. /Учитель Башкортостана. № 6, 2006 г.
4.Радионов В. Проектная деятельность в школе. /Школьный психолог, 2004 г.
5.«Биология в школе» - учебно-методический журнал
6.«Биология для школьников» - журнал для учащихся
7.«Сборник исследовательских работ». Бирск, 2003-15 г.