kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Воспитываем экологическую культуру"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья об использовании метода проектной деятельности в экологическом воспитании 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Воспитываем экологическую культуру"»

Воспитываем экологическую культуру.

Санникова О.Н., учитель биологии МОБУСОШ№2 с.Бакалы, [email protected]

Проблемы охраны окружающей среды не новы. Вот как горестно восклицает по этому поводу по этому поводу писатель В.Астафьев: « Мы сейчас еще не понимаем и не хотим понять, что животные и растения без нас проживут, а вот нам без них не прожить ни дня единого». Поэтому нам учителям биологии, химии, географии, физики и других учебных дисциплин, хочется помочь молодым людям приобщиться к природе, познать ее законы, обрести гражданскую позицию в сохранении и приумножении природных богатств, выбрать свой путь в жизни и любимую профессию. Экологическое образование – это основа патриотизма и любви к родному краю.

У коллектива нашей школы есть достаточный опыт работы по экологическому образованию и воспитанию. В традицию вошли мероприятия по вопросам экологии, охраны природы как в учебной, так и во внеурочной работе с учащимися, родителями, предметниками разных дисциплин; изучение родного края на занятиях естественно-гуманитарного цикла, классных часах, родительских собраниях. Происходит вовлечение учащихся в социальную деятельность: охрана природы и ее памятников, активное участие в субботниках, благоустройстве школы, пришкольного участка, озеленение кабинетов, очистка родников, придорожных полос, сбор макулатуры и т.д. Эффективности экологического образования способствуют и проводимые во внеурочное время индивидуальные занятия и курсы по выбору, предметные декадники по биологии и экологии, химии, физики, географии, а также беседы, лекции, встречи с работниками райбольницы, ветстанции, очистных сооружений, лесничества и общества охраны природы.

Несколько лет подряд учащиеся участвуют в конкурсах, олимпиадах по биологии и экологии в районе и республике, в том числе организованными БГПУ им.М.Акмуллы, республиканским эколого - биологическим центром, занимая призовые места. К сожалению реже участвуем на слетах юных экологов и членов школьных лесничеств.

Большую популярность в настоящее время приобретает проектно-исследовательская деятельность учащихся. Ее цель - развитие у учащихся важнейшего инструмента оперативного освоения действительности: возможность осваивать не суммы готовых знаний, а методы получения новых знаний. Исследование - это средство организации образовательной деятельности. Исследование в данной технологии служит и основным содержанием обучения. Исследовательская технология - один из способов личностно - ориентированного обучения, актуального при ФГОС.

Роль исследовательской деятельности учащихся в учебном процессе многогранна:

- познавательная - стимуляция мыслительного процесса, направленного на поиск решения поставленных задач, что требует привлечения сведений из разных областей знаний, межпредметных связей;

- развивающая - развитие интеллектуальных и творческих способностей детей;

- воспитательная - развитие коллективизма, упорства в достижении результатов исследования, умения отстаивать свое мнение; практика публичных выступлений;

- дисциплинирующая - необходимость строгого выполнения всex методических приемов. Отрадно, что она привлекает учащихся, тем более это и требование ФГООС. Мы сами должны овладеть подобной технологией и научить детей. Для них это прежде всего, любознательность, интерес к поиску новых неизвестных данных (правильно организованное исследование всегда подразумевает наличие некой задачи, требующей решения). Конечно, увлеченность, повышенный интерес к изучаемому предмету (это могут быть дисциплины естественного цикла, технической направленности; кроме того, при поступлении в некоторые вузы учитываются дипломы абитуриентов и гуманитарной областей, где исследовательская деятельность должна всемерно поддерживаться и стимулироваться). Наконец, престижность: участие в различных конкурсах повышает авторитет школьника в среде сверстников. Исследовательская деятельность школьников может включать в себя наблюдения в природных условиях; экспериментальные исследования, в которых изучается действие на различные объекты каких-либо физических или химических факторов; психологические наблюдения и литературные изыскания (работа с опубликованными источниками информации). Основной показатель, отличающий исследование от компиляции, - появление в результате работы нового знания. Поэтому данный метод обучения и воспитания мы также берем в педагогическую копилку.

Приучаем учащихся к этому еще в начальной школе, а продолжаем в среднем и старшем звене.

Первой ступенькой в такой деятельности является определение темы исследования. Темы могут иметь проблемный, сюжетный, обзорный, локальный или краеведческий характер. Тема должна быть интересна настолько, чтобы у учащихся возникло желание заниматься ею длительное время. Важно наличие достаточного количества материала для целенаправленного поиска, а также общественная значимость исследования.

Следующим шагом в исследовательской работе является общий инструктаж по составлению плана и сбору нужной информации из разных видов биологических источников (книг, учебников, энциклопедий, Интернета и др.). В беседе рассматриваются разные способы работы с информацией: поиск, выписки, фильтрация, систематизация, конструирование. По мере сбора и осмысления материала план уточняется и изменяется.

Взявшиеся за такой вид познавательной деятельности учащиеся приобретают навыки интеллектуального труда. Они начинают видеть развитие научной мысли, в то же время они учатся сравнивать высказывания и научные положения ученых разных направлений, делать выводы, строить гипотезы, формулировать проблемы.

Овладение исследовательским багажом возможно лишь в постоянном диалоге с наставником. Он наблюдает за развитием познавательной деятельности ученика и направляет ее вовремя поставленным вопросом, советом, куда обратиться, где можно найти информацию, как лучше сделать график или провести социологический опрос.

Следующая ступенька приобщения учащихся к научно - исследовательской деятельности - подготовка к докладу на научно - учебной конференции.

Первый этап - научиться составлять и пользоваться планом выступления, который включает первую и последнюю фразы. Второй этап - отработка регламента, третий – доклад. Еще один аспект подготовки к научной конференции - оформление тематического стенда, который требует выделения наиболее существенного, подбора иллюстративного и документального материала, умения скомпоновать текст, эстетически подать все это на бумаге крупным планом. Либо это может быть и презентация.

Развитию у учащихся навыков исследовательской деятельности способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения целесообразно чаще использовать такие ситуации, в которых школьник должен защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие школьника задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний. Ситуациями такого рода могут быть рецензирования ответов товарищей, рефератов других работ, что связано с экспертизой, советом, коррективами, с активным поиском главного.

Дидактически оправдано побуждение учащихся к нескольким способам решения познавательной задачи, вопроса; к обмену информацией между учащимися; к самопроверке, анализу и оценке собственных познавательных и практических работ.

В ходе выполнения заданий исследовательского характера от учащихся требуется умение систематизировать и анализировать информацию, полученную из разнообразных источников, обобщить факты, явления и события. При выполнении таких заданий учащиеся объясняют события и процессы с помощью теоретических знаний и устанавливают, какие факты требуют особого рассмотрения; определяют направления и способы дальнейшего изучения проблемы; высказывают и обосновывают предположения о возможном развитии того или иного процесса или явления.

Применение методов научной него деятельности в процессе учебного познания ставит ученика на доступном для уровне в положение, требующее не только усвоения готовых знаний, но самостоятельного исследования: познавательная деятельность школьника приближается к исследовательской деятельности ученого. Субъективная новизна ученического исследования не умаляет его значения для развития познавательных сил и формирования активной жизненной позиции школьника. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.

На завершающем этапе исследования от школьника требуется умение оформить результаты исследования наглядно (в виде графиков, таблиц, рисунков, фотографий и т.д.) и логически изложить ход и результаты исследования и представить его в виде доклада, реферата, альбома, сценария, исследовательского проекта.

Так, в этом учебном году учащиеся 5 и 6 классов согласно требованиям ФГООС, выполнили множество подобных работ по разным предметам, но пока в формате реферата, который публично защищали. Для старшеклассников мы проводим научно-практические конференции по экологии и биологии, заранее выбирая интересную для ребят тему, из которой вычленяются более мелкие составляющие. Учитель вместе с учащимися распределяет их для проработки, помогает подбирать необходимую информацию по теме исследования, корректирует ее, дает советы по поводу отчета о проделанной работе, подготовке презентации, подбирает вместе с детьми наглядности. Затем учитель связывает воедино все изыскания, составляет сценарий конференции, определив последовательность выступлений. Назначается дата проведения. Вот темы некоторых из них: «Эфемероиды», «Древесные растения нашего района», «Особо охраняемые территории РБ», «Влияние разных отраслей промышленности и сельского хозяйства на окружающую среду», «Пищевые добавки и здоровье человека», «Влияние вредных привычек на индивидуальное развитие человека» и др.

Некоторые учащиеся выполняют более сложные исследования, с которыми выступают затем на МАН и др. конкурсах, занимая призовые места.

Работа в этом направлении будет продолжена далее. Наша задача воспитать и закрепить в сознании молодого поколения экологически грамотный стереотип поведения, что впоследствии послужит созданию экологически грамотного общества в целом.


Литература:

1.Воронцов А. Проектная деятельность как путь к взрослению. М. Издательство, 2001

2.Машталлер Р. Применение технологии проектного обучения при изучении литературы. /Учитель Башкортостана, № 6, 2007 г.

3.Лобанова Н. Проектная деятельность в практике экологического образования. /Учитель Башкортостана. № 6, 2006 г.

4.Радионов В. Проектная деятельность в школе. /Школьный психолог, 2004 г.

5.«Биология в школе» - учебно-методический журнал

6.«Биология для школьников» - журнал для учащихся

7.«Сборник исследовательских работ». Бирск, 2003-15 г.








































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "Воспитываем экологическую культуру"

Автор: Санникова Ольга Николаевна

Дата: 16.04.2018

Номер свидетельства: 466452

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Формирование экологической культуры младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(61) "formirovaniie-ekologhichieskoi-kul-tury-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "160893"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422126153"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Экологическое воспитание школьников "
    ["seo_title"] => string(41) "ekologhichieskoie-vospitaniie-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "171180"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423650133"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Статья "Применение информационных технологий в экологическом образовании младших школьников""
    ["seo_title"] => string(95) "statiaprimienieniieinformatsionnykhtiekhnologhiivekologhichieskomobrazovaniimladshikhshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "272176"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451916267"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока по окружающему миру "Экологическая безопасность" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-ekologhichieskaia-biezopasnost"
    ["file_id"] => string(6) "176996"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424535420"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Экологическое воспитание школьников: из опыта работы "
    ["seo_title"] => string(57) "ekologhichieskoie-vospitaniie-shkol-nikov-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "227610"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440836962"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства