kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Применение информационных технологий в экологическом образовании младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Применение информационных технологий в экологическом образовании младших школьников" посвящена созданию обучающимися 3 класса учебно-методического проекта «Удивительный мир моря». Проект охватывает несколько тем предмета «Окружающий мир» по программе 3 класса и  призван формировать навыки в сфере самостоятельной познавательной деятельности, работы с большими объемами информации; умения работать в группе; воспитывать любовь к природе; воспитывать экологическую культуру.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Применение информационных технологий в экологическом образовании младших школьников"»

Применение информационных технологий в экологическом образовании младших школьников


Маркарова Татьяна Радчиковна,

учитель начальных классов

МОУ Гимназии №4 Ворошиловского района Волгограда


В трудных экологических условиях, сложившихся в России, от каждого человека требуется особая ответственность во взаимоотношениях с природным окружением, которую принято называть экологической ответственностью. Осознание самоценности природы, ее объективного права на существование вне зависимости от желания или необходимости общества, отдельного человека - вот те ориентиры, которые служат задачам экологического образования, и должны быть направлены на формирование экологического мировоззрения учащихся. Современные вариативные программы обучения младших школьников по дисциплине «Окружающий мир» подчеркивают приоритет формирования экологических знаний, экологической культуры, экологосообразного поведения в природе. Обществом востребован экологично личностный выпускник школы, выступающий активным субъектом Педагогического процесса, способный к практическим действиям по улучшению природного окружения. Сформировать экологическую личность,

которая стремиться быть экологически умеренной в потребности общения с дикой природой и в тоже время экологически активной в ее охране - одна из главных задач современного образовании, начало которому закладывается в дошкольном и начальном его звене.

Однако, современное образование требует и современного подхода в обучении младших школьников, одним из направлений которого могут служить информационные технологии. Они имеют определенные педагогические цели, включающие: развитие личности обучаемого, подготовку к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общения, развитие навыков в исследовательской деятельности (1), которое необходимо в изучении мира природы. Отличительной чертой любого младшего школьника является интерес к окружающему миру, потребность его к приобретению новых знаний о неживой и живой природе. Это связано с тем, что ребенок ежедневно сталкивается с природными объектами, с явлениями, которые вызывают массу вопросов. Да и преподавание строится в режиме "готового знания," т.е. детям с первого дня обучения в школе предлагается определенная информация для усвоения, запоминания и дальнейшего воспроизведения на уроке. Поэтому оказывается совершенно невостребованным богатый «внеучебный» опыт учащихся, который они приобретают в своей обыденной жизни, наблюдая за окружающей природной жизнью. (3)

Для поддержания искреннего интереса ребенка к окружающему миру, к родной природе, формирования экологической культуры был создан мультимедийный учебно-методический проект «Удивительный мир моря». В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, формирование критического и творческого мышления.

Логика разработки проекта диктует определенную структуру проективных умений в педагогической деятельности (4), на основе которых построен проект, осуществляемый учащимися совместно с учителем.

1.Планирование индивидуальной работы с целью преодоления слабости знаний о природе и развития у младшеклассников способностей к наблюдениям явлений окружающего природного мира.

2. Отбор видов деятельности, соответствующий поставленным задачам, и планирование системы творческих дел.

3.Планирование способов создания личностно - развивающей среды и поддержание связи с родителями.

4.Учет потребностей и интересов учащихся, возможностей материальной базы, опыта и личностно - деловых качеств учителя.

5. Отбор содержания, выбор формы, методов и средств педагогического процесса в их оптимальном сочетании.

Учебно-методический проект «Удивительный " мир моря» охватывает несколько тем предмета «Окружающий мир» по программе 3 класса, который в процессе своей разработки был призван формировать навыки в

сфере самостоятельной познавательной деятельности, работы с большими объемами информации; умения работать в группе; воспитывать любовь к природе; воспитывать экологическую культуру. Проблема (от греч. problema -задача), в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения и разрешения. В основе проблемы, как правило, находится противоречие между возможностью (слабые природоведческие знания) и необходимостью (найти ответ); наличием и отсутствием достаточного материала в школьных учебных пособиях; целью (ответить на поставленные вопросы) и средствами (недостаток опыта). Осознание проблемы как возможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами научного знания и приобретения опыта - необходимое условие и норма в выполнении разработанного проекта.

Поставив перед учащимися основополагающий вопрос: «Какую роль в жизни человека играет море?», была создана проблемная ситуация, которую детям предстояло решить. Для овладения проблемной ситуацией ученик или группа (коллектив) должны найти и использовать новые для себя средства и способы деятельности, одним из важнейших компонентов которой является мотивация к овладению проблемной ситуацией. Проблемные вопросы: «Почему вода в море соленая?», «Живут ли в море тезки обитателей Земли?», «Как спасти море?» определили направление поиска ответов на вопросы. Именно поиск знаний из различных источников и скорость их нахождения позволили осуществить мотивационную составляющую проекта.

Класс был разделен на группы, каждая из которой занималась исследованием вопросов одной темы. Учащиеся с интересом включились в поисковую и исследовательскую деятельность, итогом которой стали творческие отчеты (презентации, публикации).

Во время работы над презентацией «Первые мореплаватели» учащиеся познакомились с всемирно известными мореплавателями и их открытиями. Дети изучили содержание и рисунки карт, некоторые записи путешественников, учились объективно оценивать отобранный материал, считаться с мнением других и принимать его во внимание в совместной - деятельности.

В презентации «Море и человек» представлены материалы о том, что море не только лечит, но и кормит человека. В ходе работы учащиеся познакомились с произведениями поэтов и художников, воспевающих море в своих стихах и картинах, учились работать с большим объемом информации и выбирать, только самые существенные сведения.

Для публикации «Удивительные обитатели моря» учащиеся увлеченно искали материалы о морских животных и их сухопутных тезках. В процессе работы у учащихся формировался феномен идентификации, т. е. понимание тождественности, похожести всех живых существ на Земле. Изучая признаки различных живых организмов, школьники научились находить различия между ними, а также сделать вывод об уникальности каждого и его праве на существование.

Публикация «Море и транспорт» о пассажирских, военных и транспортных кораблях еще раз проиллюстрировала важную роль моря в жизни человека.

Познание окружающего мира связано с такими психологическими осо­бенностями ребенка младшего школьного возраста, как доброжелательность, открытость, позитивная рефлексия. Особенно важен уровень развития эмпатических чувств, потому что именно они лежат в основе гуманного отношения ко всему живому, правильных взаимоотношений человека с окружающим миром. Эти чувства проявились очень ярко при создании странички сайта «Защитим море», где даны описания исчезнувших морских обитателей и занесенных в Красную книгу животных. К описаниям представлены рисунки на тему: «Мы рисуем море», оформленные в виде презентации.

Работая над проектом, учитель не должен забывать, что экологические знания усваиваются и запоминаются гораздо лучше, когда в процессе его выполнения младший школьник включается в игровую деятельность, объектами которой являются планеты, минералы, климатические факторы или

растения, животные. Игра, с одной стороны, стимулирует познавательную деятельность учащихся, с другой не создает психологического дискомфорта: в игре мобилизуются интеллектуальные силы ребенка, облегчается выполнение задания; создаются условия для возникновения и развития познавательных мотивов и интересов учащихся. Несмотря на то, что в игре поддерживается высокое эмоционально-интеллектуальное напряжение, играющий свободен. В игре стимулируется такое важное ограничение свободы, как материальная или моральная ответственность за совершенную ошибку, каждый получает объективную возможность экспериментировать со своим поведением, исследовать альтернативные варианты решений. А.С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре» (2) Исходя из этого, в проект были включены также загадки о морских обитателях, кроссворд «Океаны и моря». Очень важно для младшеклассников оценка их участия в проекте, поэтому были разработаны критерии оценки работы учащихся, из которых лучшие были награждены грамотами.

Созданные к УМП учебно-методические материалы, активизировали самостоятельные исследования учащихся, их воображение и творческие способности, а также помогали осваивать современные информационные технологии. Материалы, собранные в проекте, направлены на повышение эффективности учебного процесса. В них включены примеры самостоятельных работ учащихся (исследовательских, поисковых, творческих), оформленные в виде буклетов, информационных бюллетеней, презентаций и веб-сайтов, вспомогательных и методических разработок. Учебно-методический проект может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе, как с учащимися класса - разработчика, так и с учениками других школ с помощью электронной почты и Интернета.


Литература.

1. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация.- М: Издательский центр «Академия», 2004. - С. 124

2.Макаренко А.С. Избранные сочинения. - М.: Просвещение, 1987.

  1. Орехова Т.Ф. Влияние современного педагогического процесс на здоровье учащихся и учителей. Ж. " Начальная школа плюс до и после," 2002, № 10.-С. 17

  2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под ред.
    С.А.Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - С. 101






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Маркарова Татьяна Радчиковна

Дата: 04.01.2016

Номер свидетельства: 272176


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства