Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Эта проблема актуальна.
Экологическая проблема одна из глобальных проблем современности
В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Чтобы этого не произошло необходимо воспитывать экологическую культуру человека с раннего возраста, начиная с детского сада, школы, а в дальнейшем и других образовательных учреждениях, так как приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения личности. Долгое время глобальные экологические проблемы просто замалчивались. Знали о них только специалисты, и то не все. А сегодня мы отмечаем, что экологическая обстановка в стране, является кризисной. В настоящее время приоритет экологического образования и воспитания подрастающего поколения не вызывает сомнения.
Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Я считаю, что воспитывать школьников нужно в духе национальных традиций
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание школьников »
Экологическое воспитание школьников
«Перед человечеством стоит три важных задачи:
защита мира, защита духовности, защита природы»
Н. А. Назарбаев
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Эта проблема актуальна.
Экологическая проблема одна из глобальных проблем современности В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Чтобы этого не произошло необходимо воспитывать экологическую культуру человека с раннего возраста, начиная с детского сада, школы, а в дальнейшем и других образовательных учреждениях, так как приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения личности. Долгое время глобальные экологические проблемы просто замалчивались. Знали о них только специалисты, и то не все. А сегодня мы отмечаем, что экологическая обстановка в стране, является кризисной. В настоящее время приоритет экологического образования и воспитания подрастающего поколения не вызывает сомнения.
Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Я считаю, что воспитывать школьников нужно в духе национальных традиций
На классных часах использую высказывания Габидена Мустафина :
Юная душа словно нетронутая целина: что посеешь, то и заколосится.
*Когда добрые традиции становятся нормой, это- на благо.
Когда дурные традиции войдут в привычку, это- на беду.
Образование и воспитание переплетены между собой красной нитью. В настоящее время опубликована учебная и справочная литература по экологии. Этого достаточно, чтобы обеспечить высокий научно-методический уровень уроков. Хорошо помогает в экологическом воспитании школьников проектная деятельность. Ведётся большая работа по сбору информации.
В третьем классе проводили урок- проект по познанию мира «Первоцветы». Пополнились знания детей о первоцветах.
Повысился интерес к экспериментальной деятельности.
Получил развитие творческий потенциал детей- аппликации, рисунки,
разучивание стихов, загадок.
Дети наглядно получили урок бережного отношения к природе.
В течение работы прививался интерес к здоровому образу жизни, большинство из первоцветов это природная аптека.
Создали папку для младших классов «Первоцветы»
Необходимо продолжать изучение экологии и во внеурочное время. По экологическому воспитанию я проводила такие классные часы: «Птицы- наши друзья», «Экология», «Юные экологи»,«Берегите свою планету», «Эко- ринг». Где использовала следующие методики.
«Письмо зелёному другу»
Методика помогает не только определить готовность учащихся начальных классов помогать природе и заботиться о ней, но и развивает у них чувство сострадания, сопереживания представителям животного и растительного мира. Ребёнок вводится в следующую ситуацию.“Представь, что где-то в глубине леса растёт небольшое деревце. Иногда его поливает дождик, иногда покачивает ветер. Бывает, что на деревце прилетает стайка птиц – поют, суетятся, дерутся… и улетают. Это деревце сказало по секрету, что ему очень хочется иметь друга – человека, лучше школьника, чем взрослого. И что сначала ему хочется получить от него письмо…”Далее предлагаю детям: “Напишите деревцу. Может быть, кто-то из вас окажется именно тем другом, которого оно ждёт. Подумайте, о чём ему хотелось бы прочитать в вашем письме, на какие вопросы ответить, что вы могли бы предложить деревцу, чтобы оно с радостью согласилось дружить с вами”.Методика может быть проведена как небольшое сочинение, лучше – с игровыми элементами: письмо вкладывается в конверт, сопровождается рисунком, заполняется адрес и т.п. Выросла берёзка у дороги, почему ей плохо? Дети должны ответить.
“Радости и огорчения”
Методика опирается на проведение прогулки в лес, осенью. После беседы, напоминающей детям об их путешествии в природу, каждый ребёнок получает карточку с двумя вопросами:
1.Что тебя больше всего порадовало во время прогулки в лес?
2.Что тебя больше всего огорчило во время прогулки в лес?
Вопросы могут быть сформулированы с большим акцентом на эмоции ребёнка:
Когда во время прогулки в лес ты сильнее всего чувствовал радость?
Когда во время прогулки в лес ты сильнее всего огорчался?
При анализе ответов пользуйтесь схемой
Фамилия, имя
Радости огорчения
связанные с самим собой
связанные с др. людьми (друзьями, взрослыми)
эстетического характера, связанные
с природой
эстетического характера, связанные с природой
“Лес благодарит и сердится”
Методика позволяет выявить отношение младших школьников к природе и развивать представления детей о правилах, нормах взаимодействия с нею.
После предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминают свои прогулки в лес, восстанавливают в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, детям предлагается ответить на два вопроса, заполнив карточку в следующей форме:
Напиши, за что лес мог бы сказать тебе:
спасибо;
рассердиться на тебя;
При анализе детских работ рекомендуем обратить внимание на следующее:
Что преобладает в детских ответах в графе “Лес благодарит” – перечисление норм и правил поведения в лесу (например, “Лес скажет спасибо, если мы не будем бросать мусор, рвать листья, ломать ветки” и т.д.) или примеры практической экологически ориентированной деятельности (например, “Лес скажет спасибо за то, что мы соберём мусор или будем подкармливать птиц” и др.). Очевидно, что второй вариант ответов свидетельствует о более высоком уровне экологической культуры детей, так как отражает активную позицию заботливого хозяина и защитника природы.
Как часто в графе “Лес сердится” появляются ответы, указывающие в той или иной форме на бездействие детей (например, “Лес сердится, если мы не кормим птиц, если не приходим очистить его от мусора” и др.). Эти ответы также говорят об активной позиции ребёнка как защитника природы. Оказание помощи природе – норма поведения личности (в отличие от нормы “не причинять природе вреда”).
«Загадки Лесовичка»
Выберите правило вежливости:
Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
В лесу можно поиграть: листьями покидаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени – ещё вырастет!
Наконец-то можно пошуметь, покричать, и, главное, никому не мешаешь!
Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.
Большую роль в экологическом воспитании играют фенологические рассказы, читая их дети развивают технику чтения и получают экологическое воспитание-это «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»
Младший школьный возраст – этап формирования основ нравственно-экологической позиции личности. Мы должны формировать в детях экологическую культуру.
В нашей школе каждый год проходит: акция «Чистые берега», где дети очищают водоёмы от различного мусора. , в четверг и субботу выходят на субботники очищают территорию школы от мусора.
На уроках трудового обучения дети мастерят скворечники, кормушки для птиц, выходят на субботники ,
Так как экологическая культура – это социально необходимое нравственное качество личности. Можно сказать, что «экологическая культура» - это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности являются:
- знания человека о природе, ее взаимосвязях, взаимосвязях общества и природы, способах сохранения и оказания помощи природной среде;
Для осуществления стоящих перед нашей страной задач по превращению каждого ее уголка в цветущий край необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние.
Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно –пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе давно сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно –воспитательного процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут тогда, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.
Миссия нас, педагогов,- донести до детей, как прекрасен наш мир, как сложно он устроен и что от нашего поведения зависит, сумеем ли мы сохранить богатство мира, для будущих поколений людей и всех живых существ на планете.