kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экологическое воспитание школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Эта проблема актуальна.

Экологическая проблема одна из глобальных проблем   современности
В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Чтобы этого не произошло  необходимо воспитывать экологическую культуру человека с раннего возраста, начиная с детского сада, школы, а в дальнейшем и других образовательных учреждениях, так как приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения личности. Долгое время глобальные экологические проблемы просто замалчивались. Знали о них только специалисты, и то не все. А сегодня мы отмечаем, что экологическая обстановка в стране,  является кризисной. В настоящее время приоритет экологического образования и воспитания подрастающего поколения не вызывает сомнения.

Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Я считаю, что воспитывать школьников  нужно в духе национальных традиций 

Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание школьников »

Экологическое воспитание школьников


«Перед человечеством стоит три важных задачи:

защита мира, защита духовности, защита природы»

Н. А. Назарбаев


Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Эта проблема актуальна.

Экологическая проблема одна из глобальных проблем   современности
В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Чтобы этого не произошло  необходимо воспитывать экологическую культуру человека с раннего возраста, начиная с детского сада, школы, а в дальнейшем и других образовательных учреждениях, так как приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения личности. Долгое время глобальные экологические проблемы просто замалчивались. Знали о них только специалисты, и то не все. А сегодня мы отмечаем, что экологическая обстановка в стране, является кризисной. В настоящее время приоритет экологического образования и воспитания подрастающего поколения не вызывает сомнения.

Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Я считаю, что воспитывать школьников нужно в духе национальных традиций

На классных часах использую высказывания Габидена Мустафина :

Юная душа словно нетронутая целина: что посеешь, то и заколосится.

*Когда добрые традиции становятся нормой, это- на благо.

Когда дурные традиции войдут в привычку, это- на беду.

Образование и воспитание переплетены между собой красной нитью. В настоящее время опубликована учебная  и справочная литература по экологии. Этого достаточно, чтобы обеспечить высокий научно-методический уровень уроков. Хорошо помогает в экологическом воспитании школьников проектная деятельность. Ведётся большая работа по сбору информации.

В третьем классе проводили урок- проект по познанию мира «Первоцветы». Пополнились знания детей о первоцветах.

Повысился интерес к экспериментальной деятельности.

Получил развитие творческий потенциал детей- аппликации, рисунки,

разучивание стихов, загадок.

Дети наглядно получили урок бережного отношения к природе.

В течение работы прививался интерес к здоровому образу жизни, большинство из первоцветов это природная аптека.

Создали папку для младших классов «Первоцветы»

Необходимо продолжать изучение экологии и во внеурочное время. По экологическому воспитанию я проводила такие классные часы: «Птицы- наши друзья», «Экология», «Юные экологи»,«Берегите свою планету», «Эко- ринг». Где использовала следующие методики.

«Письмо зелёному другу»

Методика помогает не только определить готовность учащихся начальных классов помогать природе и заботиться о ней, но и развивает у них чувство сострадания, сопереживания представителям животного и растительного мира. Ребёнок вводится в следующую ситуацию.“Представь, что где-то в глубине леса растёт небольшое деревце. Иногда его поливает дождик, иногда покачивает ветер. Бывает, что на деревце прилетает стайка птиц – поют, суетятся, дерутся… и улетают. Это деревце сказало по секрету, что ему очень хочется иметь друга – человека, лучше школьника, чем взрослого. И что сначала ему хочется получить от него письмо…”Далее предлагаю детям: “Напишите деревцу. Может быть, кто-то из вас окажется именно тем другом, которого оно ждёт. Подумайте, о чём ему хотелось бы прочитать в вашем письме, на какие вопросы ответить, что вы могли бы предложить деревцу, чтобы оно с радостью согласилось дружить с вами”.Методика может быть проведена как небольшое сочинение, лучше – с игровыми элементами: письмо вкладывается в конверт, сопровождается рисунком, заполняется адрес и т.п. Выросла берёзка у дороги, почему ей плохо? Дети должны ответить.

“Радости и огорчения”

Методика опирается на проведение прогулки в лес, осенью. После беседы, напоминающей детям об их путешествии в природу, каждый ребёнок получает карточку с двумя вопросами:

1.Что тебя больше всего порадовало во время прогулки в лес?

2.Что тебя больше всего огорчило во время прогулки в лес?

Вопросы могут быть сформулированы с большим акцентом на эмоции ребёнка:

Когда во время прогулки в лес ты сильнее всего чувствовал радость?

Когда во время прогулки в лес ты сильнее всего огорчался?

При анализе ответов пользуйтесь схемой

Фамилия, имя

Радости огорчения

связанные с самим собой

связанные с др. людьми (друзьями, взрослыми)

эстетического характера, связанные

с природой

эстетического характера, связанные с природой



“Лес благодарит и сердится”

Методика позволяет выявить отношение младших школьников к природе и развивать представления детей о правилах, нормах взаимодействия с нею.

После предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминают свои прогулки в лес, восстанавливают в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, детям предлагается ответить на два вопроса, заполнив карточку в следующей форме:

Напиши, за что лес мог бы сказать тебе:

спасибо;

рассердиться на тебя;

При анализе детских работ рекомендуем обратить внимание на следующее:

Что преобладает в детских ответах в графе “Лес благодарит” – перечисление норм и правил поведения в лесу (например, “Лес скажет спасибо, если мы не будем бросать мусор, рвать листья, ломать ветки” и т.д.) или примеры практической экологически ориентированной деятельности (например, “Лес скажет спасибо за то, что мы соберём мусор или будем подкармливать птиц” и др.). Очевидно, что второй вариант ответов свидетельствует о более высоком уровне экологической культуры детей, так как отражает активную позицию заботливого хозяина и защитника природы.

Как часто в графе “Лес сердится” появляются ответы, указывающие в той или иной форме на бездействие детей (например, “Лес сердится, если мы не кормим птиц, если не приходим очистить его от мусора” и др.). Эти ответы также говорят об активной позиции ребёнка как защитника природы. Оказание помощи природе – норма поведения личности (в отличие от нормы “не причинять природе вреда”).

«Загадки Лесовичка»

Выберите правило вежливости:

Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

В лесу можно поиграть: листьями покидаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени – ещё вырастет!

Наконец-то можно пошуметь, покричать, и, главное, никому не мешаешь!

Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.

Большую роль в экологическом воспитании играют фенологические рассказы, читая их дети развивают технику чтения и получают экологическое воспитание-это «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»

Младший школьный возраст – этап формирования основ нравственно-экологической позиции личности. Мы должны формировать в детях экологическую культуру.

В нашей школе каждый год проходит: акция «Чистые берега», где дети очищают водоёмы от различного мусора. , в четверг и субботу выходят на субботники очищают территорию школы от мусора.

На уроках трудового обучения дети мастерят скворечники, кормушки для птиц, выходят на субботники ,

Так как экологическая культура – это социально необходимое нравственное качество личности.  Можно сказать, что «экологическая культура» - это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой.  Основными компонентами экологической культуры личности являются:

   - знания человека о природе, ее взаимосвязях, взаимосвязях общества и природы, способах сохранения и оказания помощи природной среде;

 Для осуществления стоящих перед нашей страной задач по превращению каждого ее уголка в цветущий край необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние.

   Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно –пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе давно сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно –воспитательного процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут тогда, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.

Миссия нас, педагогов,- донести до детей, как прекрасен наш мир, как сложно он устроен и что от нашего поведения зависит, сумеем ли мы сохранить богатство мира, для будущих поколений людей и всех живых существ на планете.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Экологическое воспитание школьников

Автор: Иванова Алла Алексеевна

Дата: 11.02.2015

Номер свидетельства: 171180

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Экологическое воспитание школьников: из опыта работы "
    ["seo_title"] => string(57) "ekologhichieskoie-vospitaniie-shkol-nikov-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "227610"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440836962"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Социальный проект «Экологическое воспитание школьника средней школы в рамках изучения иностранного языка»"
    ["seo_title"] => string(80) "sotsial_nyi_proiekt_ekologhichieskoie_vospitaniie_shkol_nika_sriedniei_shkoly_v_"
    ["file_id"] => string(6) "412589"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1493656424"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "«Экологическое воспитание учащихся среднего звена во внеурочной деятельности в соответствии с условиями ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(129) "ekologhichieskoie-vospitaniie-uchashchikhsia-sriedniegho-zviena-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-sootvietstvii-s-usloviiami-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "129231"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415647987"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Экологическое воспитание младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(51) "ekologhichieskoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "163613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422518619"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Экологическое воспитание учащихся в процессе обучения физике "
    ["seo_title"] => string(78) "ekologhichieskoie-vospitaniie-uchashchikhsia-v-protsiessie-obuchieniia-fizikie"
    ["file_id"] => string(6) "241284"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445205219"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства