Статья "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках биологии"
Статья "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках биологии"
Кто важнее для нации: ученые – энциклопедисты, систематизирующие и углубляющие знания, или ученые творцы, прокладывающие новые пути в науке? Что важнее для общества, о чем надо заботиться в первую очередь – о передаче и сохранении накопленного опыта или о поиске новых знаний, новых способов практической деятельности? Кто интереснее для нас, кому бы мы хотели задать вопросы: мастеру игрушечного завода, который выпускает уже известные игрушки, или дизайнеру, который придумывает новые игрушки?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках биологии" »
ФГОС: новые задачи, актуальные вопросы.
«Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,
Если вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья,
Если вы думаете на 100 лет вперед – воспитывайте человека…»
Кто важнее для нации: ученые – энциклопедисты, систематизирующие и углубляющие знания, или ученые творцы, прокладывающие новые пути в науке? Что важнее для общества, о чем надо заботиться в первую очередь – о передаче и сохранении накопленного опыта или о поиске новых знаний, новых способов практической деятельности? Кто интереснее для нас, кому бы мы хотели задать вопросы: мастеру игрушечного завода, который выпускает уже известные игрушки, или дизайнеру, который придумывает новые игрушки?
Ответ на данный вопрос однозначен. Все считают творческую деятельность, творческие способности самым важным, самым интересным. В связи с этим, я считаю, что одной из задач, стоящей перед школой, является не только вооружение обучающихся общеобразовательными знаниями, но и развитие их умственных сил и творческого мышления.
Исследованиями педагогов и психологов (Л.В. Занков, Н.С. Лейтес, Д.Б. Эльконин и др.) установлено, что способности формируются на протяжении всей жизни человека, но особенно в школьные годы.
Преподавая биологию в среднем и старшем звене школьников, проблему развития творчества и мышления детей в своей работе я решила поставить на первое место. Заглянем в энциклопедический словарь.
«Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности; в природе происходит процесс развития, но не творчества»
«Мышление – важная ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности; позволяет получить знания о таких объектах, свойствах, и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Мышление человека имеет общественно-историческую природу и неразрывно связано с практической деятельностью».
Что же такое творческое мышление? Многие ученые занимались поиском ответа на этот вопрос, но до сих пор в психологии такого определения нет. По мнению П. Вайнцвага, творческим или нетворческим (рутинным) может быть не только мышление, работа, профессия, но и отношения человека к самому себе, своим близким и вообще к своей жизни.
Творческие возможности человека не связаны непосредственно с его способностью к обучению. Творчество может стимулироваться не столько в многообразии имеющих знаний, сколько восприимчивостью к новым идеям, ломающим устоявшиеся стереотипы. Мы же, забыв об этом, чаще всего говорим об одаренности детей, если они опережают в своем развитии сверстников. Да это действительно способные дети. Но ведь есть и другая одаренность - одаренность нестандартным видением, нешаблонным мышлением.
Важным этапом в психодиагностике творческих возможностей человека послужили работы американского психолога Дж. Гилорорда, выделившего два типа мышления: конвергентное (последовательное, логическое, однонаправленное) и дивергентное (альтернативное, отступающее от логики). Конвергентное мышление проявляется в задачах, имеющих единственный правильный ответ. Речь идёт о получении новых знаний, ответ должен быть выведен из предоставленной информации.
Дивергентное мышление опирается на воображение и слух. Оно служит средством порождения оригинальных идей. Это мышление предполагает, что на один вопрос может быть несколько правильных ответов.
Способность к творчеству связывает со способностью к дивергентному мышлению, а оно, в свою очередь, проявление наблюдательности, воображения и любознательности.
Вопрос качества в условиях реализации новых образовательных стандартов (ФГОС) – это формирование универсальных качеств личности: способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность к действию, способность социального действия – развитие компетентности – успешное действие в конкретной ситуации.
И развивать эти свойства я стараюсь, используя различные приемы и методы своей работы.
В основе преподавания любого предмета должна лежать проблема, которая является фундаментом развития творческих способностей учащихся. Учебная проблема решается при выполнении проектов и исследовательских работ. Учитель на уроке – наставник, он в коллективе обучающихся, руководит и направляет их работу. Сейчас эта технология называется иначе – «Кейс – технология».Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года. Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).
В связи с поставленными перед школой задачами возрастают требования к уроку как основной форме организации учебно – воспитательного процесса, где во взаимосвязи должны решаться образовательные, воспитательные и развивающиеся задачи. Овладение различными умениями зависит от организации познавательной и творческой деятельности на уроке. Стараюсь повысить эффективности учебной деятельности школьников. Для этого на уроке использую следующие формы работы:
- делю акцент на использование методов активного обучения, обеспечивающих развитие способностей мыслить диалектически, рассматривать предметы и явления во взаимосвязи, изменении, развитии;
- повышаю познавательную самостоятельность и творческую активность учащихся, используя проблемное построение учебного процесса (кейс – технология);
- не менее 70-80 % учебного времени отвожу на самостоятельную работу обучающихся ( выполнение лабораторных, практических работ, постановку опытов, организацию наблюдений за объектами или явлениями природы, работу с учебниками, решение биологических задач, составление творческих работ (проекты, исследовательские работы и т.д.);
- в старших классах практикую использование разнообразных форм организации учебной деятельности (лекций, семинаров, практикумов, собеседований, консультаций);
- на уроках в 5 - 8 классах применяю больше учебно-познавательных действий и операций: например: определить на гербарном или натуральном раздаточном материале край и форму листовой пластинки, найти части тела майского жука и речного рака, сравнить стадии развития колорадского жука и кузнечика, найти главные части цветка, на примере комнатных растений определить типы жилкования листьев и т.д..
Такую работу удается разнообразить, используяцифровой USB микроскоп. Обучающиеся наблюдают натуральные объекты, выполняют микрофотографии, результаты своей работы оформляют в виде презентаций и публично их защищают.
Для лучшего усвоения знаний обучающимися использую различные биологические задачи. В процессе их решения школьники учатся понимать взаимосвязи, происходящие в организме, объяснять явления природы с позиции целостности биологических систем, устанавливать связи между их компонентами, а также объяснять результаты деятельности человека в природе. Любая учебная задача - это задание, состоящее из условия и вопроса. В поисках ответа могут понадобиться дополнительные сведения о данном живом организме, сообществе, явлении, среде обитания.
Надо отметить, что на предлагаемые задачи, дети дают самые разные ответы, они могут быть не только правильные, но и глубоко ошибочные. Однако решение приходит в результате творческого поиска, логического рассуждения, предложения разных вариантов ответов. Этот процесс и есть, на мой взгляд, самый ценный момент в обучении. В результате такой работы наблюдается постепенный рост познавательной активности обучающихся, развитие у них творческой самостоятельности,.
Чтобы сделать пребывание детей на уроке более комфортным использую «биологическое лото». «Биологическое лото» имеет вид карточек, в которых заполнена только одна графа. Другую часть карточки, ученик должен заполнить самостоятельно, используя мини-карточки, на которых даны понятия по определённой теме. С такой формой работы учащиеся знакомы с раннего детства, она близка и интересна ребятам. Школьники с удовольствием сами готовят такие задания для своих одноклассников, тем самым дополнительно отрабатывают выбранную ими тему и при этом получают заслуженную отметку.
Изучение биологии – очень интересное занятие. Но изучать биологию – значит не только знакомиться с видовым составом флоры и фауны, знать отдельных представителей. Это изучение большого количества понятий и определений, законов и закономерностей. И сделать такую работу интересной и увлекательной мне помогают кроссворды, ребусы и стихи-загадки. При этом я использую специальную литературу, а также творчество своих учеников и их родителей.
Большое внимание уделяю исследовательской и проектной деятельности. Мои ученики выполняют самые разные проекты: социальные и исследовательские, мини – проекты и проекты длительного исследования, предметные и метапредметные исследования.
« Страшная это опасность – безделье за партой, безделье месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и … ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, в сфере мысли»