kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Создание коллекции гербариев для уроков биологии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта: изучение основных положений и правил гербарного дела и изготовление собственного гербария.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Создание коллекции гербариев для уроков биологии"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»








Индивидуальный проект по теме:

«Создание коллекции гербариев для уроков биологии»




Автор проекта:

Рязанцева Вероника Сергеевна

ученица 10 класса

МОУ «СОШ №1»

г. Благодарный


Руководитель проекта:

Степанова Елена Владимировна

учитель биологии

МОУ «СОШ №1»








г. Благодарный 2024г.






Содержание:

  • Введение

1-1. Цель и задачи исследования

1-2.Методика исследования

2. Теоретическая часть

2.1Что такое гербарий

2.2 Этапы создания гербария

2.3. Значение гербария

3. Практическая часть

3.1 Поиск и сбор растений

3.2 Сушка растений

3.3 Оформление гербария

4. Что такое гербарий?

4.1 Ромашка лекарственная

4.2 Цветы липы

4.3 Зверобой

4.4 Самые большие коллекции гербариев

5. Вывод

6. Список литературы















Введение


Наступила весна. С чем у меня ассоциируется весеннее время. Конечно с изменениями в природе. Прекрасные снежные пейзажи заменились на зелёные. На улице нет удручающего холода, свежо, идут теплые дожди. Весна – это предвестник лета.

После зимы человеку не хватает витаминов и поэтому резко повышается процент острых респираторных (простудных) заболеваний: от банального насморка до тяжелых форм гриппа. Начинаются походы в аптеку и трата денежных средств на лечение и профилактику этих заболеваний. 

Мы обучаемся в школе нового типа, где используются здоровьесберегающие технологии, но нельзя сказать, что среди наших обучающихся снизился уровень заболеваемости ОРЗ и другими заболеваниями.

Несмотря на просторные, хорошо вентилируемые помещения, комфортную температуру внутри – большой поток людей вызывает активный рост и размножение патогенных бактерий.

Регулируя температуру, влажность, освещенность и соблюдая санитарно-гигиенические нормы, остановить размножение бактерий достаточно сложно. В течение дня возникает необходимость дополнительной защиты организма при контакте с патогенными бактериями, так как иммунная система очень уязвима во время температурных перепадов.

В силу физиологических особенностей клеток микроорганизмов и их способности постоянно мутировать, организму человека сложно быстро выработать иммунную реакцию.

Для предотвращения заболевания необходимо максимально снизить вероятность проникновения болезнетворных микроорганизмов через покровы и слизистые оболочки тела.

Гипотеза исследования: существует мнение, что если использовать лечебные свойства растений, то можно избежать острых респираторных заболеваний в осенний, зимний и весенний период. Я предположила, что процесс создания гербария требует научных знаний и практических умений. Так как большинство лекарственных растений подавляют рост и развитие болезнетворных микроорганизмов.

Цель. Изучение основных положений и правил гербарного дела и изготовление собственного гербария.

Задачи исследования:

1.Из различных информационных источников получить сведения о лечебных растениях и влиянии их на организм человека.

2. Научиться засушивать растения разными способами и оформлять гербарные листы .

3.Описать полученные результаты исследования

4. Предложить способы сохранения здоровья человека, используя свойства лечебных растений.

5. Создать собственный гербарий «Многообразие лекарственных растений нашей местности»

Объект исследования: лечебные растения.

Предмет исследования: гербарий




Теоретическая часть.

2.1 Что такое гербарий? Герба́рий (лат. herbárium, от herba — «трава») — коллекция засушенных растений, препарированных в согласии с определёнными правилами. Гербарием так же называют книгу с подробным описанием растений и их изображением

2.2 Этапы создания гербария :

1 этап: Поиск и сбор растений.

Собирать растения , придерживаясь определённой тематики , в нашем случае «Лечебные растения». Растения для гербария нужно собирать в сухую погоду в местах их массового произрастания , подбирая экземпляры среднего размера и стандартного вида. Желательно собирать растения в период цветения , так как цветок – очень важный систематический признак. Многие растения вянут в первые часы после сбора , поэтому не стоит брать растений больше ,чем возможно подготовить к высушиванию за один вечер.

2 этап: Сушка растений.

Собранные растения можно высушить разными способами. Чтобы растение оставалось объёмным , используются: естественная сушка на открытом воздухе , сушка в сыпучих гигроскопичных материалах. Наиболее распространена плоская сушка под прессом или с помощью утюга. Чтобы узнать , высохло ли растение , его аккуратно поднимают за стебель , если растение не сгибается , его можно оформлять на гербарном листе. Любые сухие растения очень хрупкие , поэтому обращаться с ними после окончательной просушки стоит очень аккуратно , с помощью пинцета.

Этап 3: Оформление гербария. После того , как растения засушены , их прикрепляют на плотные листы формата А3 или А4. На одном гербарном листе монтируется только один вид растений в одном или нескольких экземплярах. Для основы можно использовать картон или дизайнерскую бумагу , можно купить покрытые калькой готовые гербарные листы.

2.3 Значение гербария: Гербарий служит предметом для научных исследований. Также он служит для демонстрации растений учащимся .


Практическая часть.

3.1 Изготовление гербария. Содержание моего гербария лекарственные травы , для этого я провела анкетирование:

Я раздала 30 анкет и выяснила, что 73% (22) опрошенных знают достаточно много лекарственных растений нашего края , однако , крайне редко применяют их при лечении каких-либо заболеваний. Оставшееся население 27% (8) опрошенных применяют их при лечении , но 63% (5) лекарственные травы покупают в аптеках , по их мнению – это безопасно и экологически оправдано. 37% (3) опрошенных на территории нашего города собирают для приготовления настоек , чаёв , отваров. Для наглядности я составила диаграмму ответов на вопрос. Вопрос звучал так: Применение каких лекарственных растений вы считаете наиболее эффективными? ( назовите не более 2-3 лекарственных трав). Опираясь на ответы опрошенных, которые собирают и используют лекарственные травы, выбрала места для сбора. Это степные участки в окрестностях Благодарного. Собирать лекарственные травы нужно только в хороших, экологически чистых местах, подальше от промышленных зон, автомобильных дорог. Чем дальше место сбора от человеческого жилья, тем лучше.

3.2 Оборудование для сбора гербария

Перед началом сбора гербария подготавливается необходимое оборудование:

1. Инструменты: карманный нож, копающий инструмент, маникюрные ножницы.

2. Полиэтиленовые пакеты различных размеров и толщины.

3. Полевая папка для переноса собранных растений.

4.Полевые этикетки.

5.Ремни или верёвки для затягивания гербарного пресса или гербарной сетки.

3.3 Сбор и засушивание растений для гербария

Лучше собирать растения в сухую погоду, тогда они быстрее высыхают и сохраняют естественную окраску. Цветки и листья должны быть хорошо расправленными. При сборе растений следует выбирать средние экземпляры. Собранные растения кладут в лист сушильной бумаги («рубашку»), тщательно расправляют все органы , я использовала газеты, а в качестве пресса использовала книги. А также сделала этикетки для гербариев.

4.Что такое гербарий

Гербарий - это коллекция сохранившихся образцов растений и связанных с ними данных, используемых для научных исследований.

Создание гербариев - древнее явление, которому по меньшей мере шесть столетий, хотя методы мало изменились, и оно стало важным шагом в преобразовании изучения растений из раздела медицины в самостоятельную дисциплину и обеспечении доступности растительного материала из отдаленных мест и в течение длительного периода времени.


Древнейшие традиции создания гербарных коллекций восходят к Италии. Болонский врач и ботаник Лука Гини (1490-1556) вновь ввел изучение реальных растений. Сначала ему нужно было обеспечить доступ к растительному материалу даже зимой. Он и его ученики поместили свежесобранные растения между двумя листами бумаги и надавили, чтобы они расплющились и впитали влагу. Затем высушенный образец был приклеен на страницу книги и снабжен комментариями. Эта практика была дополнена параллельным развитием ботанического сада , для снабжения материалом, который он основал в Пизанском университете в 1544 году.[


Гербарий знакомит нас с разнообразными видами растений. Среди них много лекарственных растений, которые используются до сих пор при изготовлении лекарств, настоев и т.д. Например, ромашка, цветы липы, зверобой, являются лекарственными растениями.

Однако гербарии не следует рассматривать только как сборник лечебных растений. Гербарий включает в себя все растения, растущие на планете. Каждому растению прилагается их описание. Гербарий даёт возможность сохранить для потомков исчезающие виды растений. Растения, собранные в гербарий помогают медицине, ветеринарии . В медицинской практике применяют препараты созданные из лекарственных трав. Например, ромашку назначают при воспалении внутренних органов.

4.1Ромашка лекарственная

Ромашку относят к группе однолетних сорных растений. Она встречается в России повсеместно в подходящих климатических условиях вдоль дорог, на полях, на открытых опушках лиственных лесов. В регионах России растут несколько видов ромашки, но, в основном, для лечения широко применяют ромашку лекарственную.

Растение легко отличить от других видов ромашки по строению соцветия. Мелкая корзинка с белыми краевыми лепестками и желтым центром, где на высоком конусе (выпуклое цветоложе) расположены трубчатые цветки. Отличительной особенностью является полое внутри цветоложе (при вертикальном разрезе). Имеет острый специфический аромат, усиливающийся при растирании в пальцах. 

В состав ромашки лекарственной входят более 40 компонентов природных соединений, обеспечивающих лечебный эффект. В цветках содержатся кислоты (аскорбиновая, никотиновая, салициловая), горечи, холин, глицериды жирных кислот, сахара.

Фармакологические свойства:

Аптечной ромашке свойственны следующие эффекты:

1. Быстро снимает воспалительные процессы разного характера, в том числе заболевания ЖКТ;

2. Мощный природный антисептик, используемый при вирусном и микробном поражении внутренних органов, кожных покровов (дерматит), лечении гнойных ран, фурункулов и других заболеваний;

3. Мягкое успокаивающее при неспокойном поверхностном сне, бессоннице, стрессовых ситуациях, нервном напряжении;

4. Систематическое использование чаев усиливает иммунитет;

5. Снижает температуру тела (потогонное), успокаивает и обезболивает;

Применение Цветки ромашки входят в состав многих отечественных сборов и биологически активных добавок. В народной медицине настойку и отвар ромашки аптечной широко применяют при мигрени и бессоннице.  Пары ромашки вдыхают при гриппе. В народе соцветия растения часто именуемые как  "цвет ромашки" используют для приготовления паровых ванн, применяемых для борьбы с хроническим насморком, острыми и хроническими воспалениями слизистой оболочки носа и носоглотки.

4.2.Цветы липы

Растение липа широко известно своими полезными качествами и оказываемым лечебным эффектом. В связи с этим липу используют как в традиционной фармакологии при производстве медицинских препаратов, так и для самостоятельного приготовления лечебных составов в домашних условиях. В коре растения может находиться около восьми процентов масла, а также тилиадин, являющийся тритерпеновым соединением. Кроме этого, в цветах липы есть аскорбиновая кислота, талицин, являющийся гликозидом, каротин, а также флавоновые гликозиды. Цветы используют, готовя отвар или настой, так они снимают судороги, заглушают боль. Их также называют «липовым цветом», который используют и для снятия болезненных ощущений в области головы. Если им полоскать горло и рот, то это поможет при заболевании ангиной и другими воспалениями. Кроме этого, липовый цвет оказывает общее полезное воздействие в случае каких-либо болезней простудного характера.

Применение липы

Среди полезных свойств липы – не только обезболивание, но и снятие воспалений, в частности, простудного характера, в том числе и в области геморроидальных узлов. Кроме этого, растение незаменимо при ожогах, бронхите, обмороках, ангине, язвенных заболеваниях, для снятия боли в области суставов и устранения головной боли, а также при коликах в области кишечника. Это далеко не весь список, но он показывает, как многогранен полезный эффект липы.


Настой. Существует несколько вариантов применения липы. Например, при туберкулёзе, простудных заболеваниях и кашле, бронхите или катаре бронхов, а также для устранения болей в голове используется специальный настой из липы. Чтобы его сделать, нужно столовую ложку цветков липы смешать с одним стаканом крутого кипятка, после его нужно оставить настояться на 40 минут, затем пропустить через марлю или ситечко. Пить 3 раза в день по стакану настоя. Настой нужно пить в тёплом виде!. Его можно использовать и для полоскания ротовой полости и горла, для снятия в них болезненных ощущений.


От кашля. Липа устраняет негативные симптомы при кашле хронического характера. Для этого надо 2 столовые ложки цветков липы залить полулитром кипятка, после чего оставить минут на 10-15, пропустить через марлю или ситечко. Полученный настой выпить равномерно в течение дня..







4.3 Зверобой

Одно из наиболее эффективных в терапевтической практике растений – зверобой продырявленный, или обыкновенный. Эта целебная трава вырастает до 30–70 см, цветёт в июне-августе небольшими желтыми цветочками. Самые благоприятные места обитания – светлые лесные поляны и сухие луга. Для лечебных целей используют облиственные верхушки растения с соцветиями. Собирать их лучше всего с самого начала цветения, так как в этот период содержание полезных веществ максимально. В зверобое много полезных веществ, благодаря чему он и обладает целебными свойствами. Целебные компоненты позволяют довольно широко применять это лекарственное растение. Его используют в качестве антибактериального, антисептического, болеутоляющего, ранозаживляющего, противоревматического, мочегонного, желчегонного, вяжущего, противоглистного средства, а также как регенерирующий препарат.

Растение применяется при следующих состояниях:

1. Воспалительные заболевания полости рта (воспаление дёсен, ангина, фарингит, стоматит);

2. Депрессивные состояния, бессонница, повышенная тревожность.

Хорошо известна способность зверобоя устранять проявления депрессии. Многочисленные исследования показали, что у больных с лёгкими депрессивными состояниями эффективность препаратов на основе зверобоя даже выше, чем от классических антидепрессивных средств. Кроме того, растительный препарат не вызывает сонливости, заторможенности, не влияет на способность управлять автомобилем, не снижает скорость реакции. Антидепрессанты на основе зверобоя улучшают настроение, убирают тревогу, вызывают прилив жизненных сил.





4.4 Самые большие коллекции гербариев хранятся в:

1) Национальный музей естественной истории Франции

2) Нью-Йоркский ботанический сад

3) Ботанический институт имени В.Комарова РАН, находящийся в Санкт-Петербурге

Вывод:

При работе над проектом я изучила и освоила правила и методы сбора гербаризации растений. При использовании знаний собрала гербарий по теме «Лекарственные растения окрестностей города Благодарного», включающий видов растений. Гербарий можно использовать в качестве демонстрационного материала на уроках биологии в 5 классе, в 10 классе по региональному компоненту.

Список литературы:

1) Абакумов А.В, Бакиев А.Г, Васюков В.М и др. Могутова гора: взаимоотношения человека и природы Тольятти: Кассандра, 2012. 108с. Абакумов А.В, Бакиев А.Г, Васюков В.М и др. Могутова гора и её окрестности. Подорожник. Тольятти: Кассандра, 2013. 134с


8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
"Создание коллекции гербариев для уроков биологии"

Автор: Елена Владимировна Степанова

Дата: 24.05.2024

Номер свидетельства: 651357

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Личностно-ориентированное обучение на уроках биологии. "
    ["seo_title"] => string(61) "lichnostno-oriientirovannoie-obuchieniie-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "126041"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415109467"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Индивидуальный проект по внедрению инновационных методов и технологий повышения эффективности образовательного процесса. "
    ["seo_title"] => string(137) "individual-nyi-proiekt-po-vniedrieniiu-innovatsionnykh-mietodov-i-tiekhnologhii-povyshieniia-effiektivnosti-obrazovatiel-nogho-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "225841"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439917680"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Программа по экологии "Лес и человек""
    ["seo_title"] => string(41) "proghramma-po-ekologhii-lies-i-chieloviek"
    ["file_id"] => string(6) "302465"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457188100"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Программа курса «Краеведение»"
    ["seo_title"] => string(32) "proghramma-kursa-kraieviedieniie"
    ["file_id"] => string(6) "281141"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453474896"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства