kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Современные образовательные технологии. Технология критического мышления на уроках биологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные образовательные технологии.

Технология критического мышления на уроках биологии.

 «Критическое мышление» — это педагогическая технология построения урока на базе критического отношения к тексту. «Критическое мышление» - это новый взгляд на урок. Эта технология даёт освоение нового способа познания. Уроки,  поcтроенные в данной технологии, побуждают детей самих задавать вопросы и активизирует к поиску ответа. Одна из основных целей технологии развития критического мышления – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.

В технологии критического мышления основу составляет трехфазный процесс: Вызов → осмысление содержания → рефлексия (размышление).

Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы учителя.

Конечная цель – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, размышляют над процессом обучения, подтверждают или опровергают  - расширяют наши знания, чувства об окружающем мире.

В нашей школе созданы все условия, которые позволяют заниматься исследовательской деятельностью, участвовать в районных и областных конкурсах, акциях, выступать на научно-практических конференциях, т.е. показать себя как развивающуюся личность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Современные образовательные технологии. Технология критического мышления на уроках биологии. »

Современные образовательные технологии.

Технология критического мышления на уроках биологии.


Традиционный урок в обычной школе…

Какие ассоциации приходят нам на ум? Учитель у доски, ученики, работающие в тетрадях. Нет, одним вспоминаются необычные опыты, эксперименты по химии, другим диспуты о литературных героях, но есть то, что в большинстве случаях остается неизменным: большое количество сложного материала, который необходимо выучить.

Для чего?

• Чтобы поступить в институт, – скажут родители

• Чтобы достичь образовательных стандартов, - заметят учителя

А что дают такие уроки учителю?

Как реализовать свой творческий потенциал? Современный учебный процесс действительно сильно отличается от того, который был 10 – 15 лет назад. Усилилась нагрузка на ученика и учителя. Но есть такие школы, в которых предпринимаются реальные попытки внедрить педагогические инновации. В такой школе работаю и я. Мне очень хотелось познакомиться и поработать в режиме педагогической технологии развития критического мышления на уроках биологии.

Проблема достижения целей биологического образования стоят остро, так как:

1. Человек стремится принимать участие в решении экологических задач, заботится о своем здоровье, меняет отношение к труду.

2. Позволяет выполнить социальный заказ общества, где требуются знания о биологических системах: медицине, здравоохранении, о новых биотехнологиях.

Какой выпускник нужен современному работодателю?

 Который умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, то есть применять полученные знания;

 обладает творческим мышлением.

Выпускник школы должен:

 гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;

 самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения;

 грамотно работать с информацией;

 быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах;

 уметь выходить из различных конфликтных ситуаций;

 самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Моя цель – добиться, чтобы каждый учащийся, вырабатывал свое мнение, принимал независимое решение, что способствовало бы развитию системного мышления, а не просто накоплению суммы знаний, логичности, умению четко и ясно формулировать свои мысли. Изучив существующие технологии, я пришла к выводу, что оптимальной может быть технология развития критического мышления учащихся. «Критическое мышление» — это педагогическая технология построения урока на базе критического отношения к тексту. «Критическое мышление» - это новый взгляд на урок. Эта технология даёт освоение нового способа познания. Уроки, поcтроенные в данной технологии, побуждают детей самих задавать вопросы и активизирует к поиску ответа. Одна из основных целей технологии развития критического мышления – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.

В технологии критического мышления основу составляет трехфазный процесс: Вызов → осмысление содержания → рефлексия (размышление).

Первая стадия - вызова

Эта стадия позволяет:

• актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной проблеме;

• вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме или проблеме;

• побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия - осмысление

Эта стадия позволяет:

• получить новую информацию;

• осмыслить ее;

• соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия - рефлексия

Эта стадия позволяет:

• осмыслить всю полученную информацию;

• присвоить новое знание;

• сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу.

Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы учителя.

Конечная цель – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, размышляют над процессом обучения, подтверждают или опровергают - расширяют наши знания, чувства об окружающем мире.

Поподробнее остановлюсь на стадиях технологии критического мышления:

1. Стадия вызова.

На этой этапе происходит актуализация знаний, имеющихся у учащихся, возникает интерес к обсуждаемому вопросу. Для пробуждения вызова я использую рисунок, вопрос, задачу, проблему, ситуацию, мозговой штурм, работу с ключевыми терминами, перевернутые логические цепи, свободное письмо, разбивку на кластеры: выделение блоков идей. Также на стадии вызова использую следующие приемы: прием «Покопаемся в памяти».

Какая тема урока? (назовите ее); Что вы уже знаете об этом? Чего вы ожидали или испытывали потребность узнать? Почему вам это нужно знать?

Я объявляю тему урока, например: “ Цветок и плод” в 6-х классах. Однако перед тем, как учащиеся начнут работу с литературой, предлагаю немного подумать о цветах. Взять лист бумаги и ручку и в течение 3 минут ответить на вопрос: Что вы знаете о цветах? Или вам кажется, что вы это знаете? Или вы думаете, что вы это знаете? Важно записать все, что придет на ум. Не имеет значения правильно ли то, что записали или нет. После того как учащиеся записали все, что знают необходимо это обсудить с партнером. После того, как партнеры завершат свое обсуждение, члены группы должны поделиться своими знаниями о цветах. По мере того, как они делятся своими знаниями, учитель записывает их идеи на листе бумаги, прикрепленном к стене, или на доске. Любые разногласия должны быть вынесены на обсуждение. Задает время от время вопрос, все ли согласны с тем, что сказано. Также хорошо способствуют дискуссии, дружественные разногласия по обсуждаемым вопросам.

Прием « Ассоциации»

Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос: — О чем может пойти речь на уроке? — Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: “—-”? Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске.

2. Стадия осмысления .

На этом этапе я предлагаю; прочитать текст, просмотреть фильм, прослушать выступление или выполнить опыт. Именно во время этой стадии обучаемый ученик должен самостоятельно и активно участвовать в данной работе. На стадии осмысления я использую следующие приемы:

Прием: «пометки на полях»

Учащиеся получают текст и делают в нем соответствующие пометки: “+” — поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому что вы знаете; “-” — поставьте на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому что вы знали или думали что это знаете; “V” — поставьте на полях, если то, что вы читаете, является новым; “?” — поставьте на полях, если то, что вы читаете, является непонятным или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу. Таким образом, в процессе чтения текста учащиеся делают четыре типа пометок на полях, в соответствии со своими знаниями и пониманием. Время на работу отводится в зависимости от объема текста. При составлении текста я стремлюсь включить в него ведущие биологические понятия данной темы, а так же материал, который вызывает интерес, удивление у школьников, стремление узнать больше. Например, при изучении темы «Семейство пасленовых» в текст включаю материал о многообразии семейства, местообитании видов, строении цветка, плодов. Обращаю внимание на то, что ядовитые растения этого семейства такие как белладонна могут быть и лекарствами. Особо останавливаюсь на табаке, его отрицательном воздействии на организм человека. Работая с текстом, учащиеся делают пометки карандашом, условными знаками обозначая «знаю», «противоречит моим первоначальным представлениям», «хочу узнать новое», «это для меня новое».

3. Стадия рефлексии

необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в начале урока или в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия.

На стадии рефлексии ученики систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания.

Прием “Синквэйн”.

Учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, узнали новое и систематизируют все знания. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквэйн — это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях.

Каждому ученику дается время 5-7 минут на то, чтобы написать синквэйн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквэйнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они это написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод потребует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем весь класс может ознакомиться с парными синквэйнами.

Правила написания синквэйна: В первой строчке тема называется одним словом (существительным). Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных). Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами. Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. Синоним из одного слова, который повторят суть темы.

Пример синквэйна к теме: «Витамины».

1. Витамины. 2. Вкусные, полезные. 3.Ускоряют, расщепляют, помогают. 4. Важные вещества для жизни. 5. Ферменты.

Прием  «Эссе».

Этот вид письменного задания применяется мною в конце урока, чтобы помочь ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Я прошу учащихся ответить на два вопроса:

- Что они узнали по пройденной теме?

- Что хотели бы узнать? (или задать вопрос на который они не получили ответа).

Пример эссе к уроку: “Многообразие земноводных”.

На уроке я узнала много интересного о разнообразии и жизни земноводных, научилась распознавать разные виды земноводных. 2. Кто является самым большим долгожителем среди амфибий?

Прием «Самоанализ».

Содержание

Знаю уверенно

Надо повторить


 

 

Приём “Ключевые слова”.

 На основе данных слов прошу составить рассказ-предположение или рассказ-подведение итогов какого-либо события. Главное — использовать в тексте все ключевые слова.

Прием» Кластер»

1.Напишите ключевое слово или предложение в середине. 2. Начните записывать слова или предложения, которые  приходят на ум в связи с данной темой. З. По мере того, как у вас возникают идеи и вы записываете их, начните устанавливать те связи между идеями, которые вам кажутся подходящими. 4. Выпишите столько идей, сколько придёт вам на ум, пока не будут исчерпаны все ваши идеи. Пример кластера: «Земноводные — первые наземные животные».

Как часто можно использовать технологические приемы?

По мере необходимости конкретных целей.

За время эксперимента мои учащиеся стали задавать больше открытых вопросов, в их тетрадях появились незнакомые схемы, рисунки, а проектировочная деятельность позволяет раскрыть творческий, образовательный уровень.

В нашей школе созданы все условия, которые позволяют заниматься исследовательской деятельностью, участвовать в районных и областных конкурсах, акциях, выступать на научно-практических конференциях, т.е. показать себя как развивающуюся личность.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Червякова Светлана Михайловна

Дата: 21.09.2015

Номер свидетельства: 232617

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "«Современные  информационно-образовательные технологии в преподавании курса «Биология» "
    ["seo_title"] => string(94) "sovriemiennyie-informatsionno-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-v-priepodavanii-kursa-biologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "101154"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402408971"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Урок биологии в 6 классе "Отдел Папоротникообразные""
    ["seo_title"] => string(54) "urok-biologhii-v-6-klassie-otdiel-paporotnikoobraznyie"
    ["file_id"] => string(6) "147687"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419445889"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Интегрированный урок биологии и географии    «Природные зоны Южной Америки». "
    ["seo_title"] => string(80) "intieghrirovannyi-urok-biologhii-i-ghieoghrafii-prirodnyie-zony-iuzhnoi-amieriki"
    ["file_id"] => string(6) "107701"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403376867"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Урок новых знаний: " Передвижение веществ в растении" "
    ["seo_title"] => string(61) "urok-novykh-znanii-pieriedvizhieniie-vieshchiestv-v-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "224493"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1438866547"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Сравнительный анализ работы методической кафедры естественно - научного цикла"
    ["seo_title"] => string(86) "sravnitiel-nyi-analiz-raboty-mietodichieskoi-kafiedry-iestiestvienno-nauchnogho-tsikla"
    ["file_id"] => string(6) "249455"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446903352"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства