Современная направленность внеклассной работы по биологии
Современная направленность внеклассной работы по биологии
Преподавание биологических дисциплин дает все более позитивные образовательные результаты, если связывать учебный процесс с внеклассными занятиями, значение которых в общей системе обучения и воспитания сегодня возрастает. Анализ учебников биологического цикла показывает, что они не в полной мере отвечают современным требованиям. Многим учебникам свойственны слабая связь изучаемого материала с практикой, перегруженность изложения второстепенными фактами и деталями без четкого выделения заданий для управления самостоятельной работой учащихся, что, в конечном итоге, тормозит развитие познавательных интересов школьников. Поэтому становление научных знаний учащихся на уроках биологического цикла невозможно без последовательного продолжения этой работы на внеклассных занятиях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современная направленность внеклассной работы по биологии»
Современная направленность внеклассной работы по биологии
Преподавание биологических дисциплин дает все более позитивные образовательные результаты, если связывать учебный процесс с внеклассными занятиями, значение которых в общей системе обучения и воспитания сегодня возрастает. Анализ учебников биологического цикла показывает, что они не в полной мере отвечают современным требованиям. Многим учебникам свойственны слабая связь изучаемого материала с практикой, перегруженность изложения второстепенными фактами и деталями без четкого выделения заданий для управления самостоятельной работой учащихся, что, в конечном итоге, тормозит развитие познавательных интересов школьников. Поэтому становление научных знаний учащихся на уроках биологического цикла невозможно без последовательного продолжения этой работы на внеклассных занятиях .
В отличие от классно-урочных занятий они более разнообразны, сложны, трудоемки, интересны и педагогически значимы с познавательной и, особенно, с воспитательно-развивающей точек зрения. В целом внеклассная работа по своей эффективности настолько превосходит обязательное классно-урочное обучение, что основные силы и талант педагога следовало бы, безусловно, отдавать ей.
Практическая направленность внеклассной работы, как справедливо замечают ученые Н.М. Верзилин, Д.И. Трайтак, способствует усвоению знаний учащимися и усиливает их развивающую функцию.
Связь урочной работы с внеклассной особенно четко просматривается при организации и проведении сюжетно-ролевых игр, биологических олимпиад, научных ученических обществ, кампаний “День птиц”, “День леса”, “Праздник урожая».
Организация внеклассной работы по биологическому циклу дисциплин должна быть составной частью учебно-познавательной работы учащихся. Внеклассная работа должна вызвать интерес у школьников, увлекать их различными видами деятельности .
Внеклассные формы занятий позволяют воспитывать у учащихся материалистическое мировоззрение, культуру труда и любовь к природе. Формирование современного мировоззрения детей в процессе внеклассной работы по биологическому циклу дисциплин - целостный, сложный, многогранный и длительный процесс, который требует у учителя больших педагогических усилий, умений и навыков .
Как показывает практика, воспитательная ценность внеклассных занятий по биологии, их эффективность во многом зависят от соблюдения ряда требований.
Одно из важнейших требований к внеклассной работе – это тесная связь ее с жизнью. Работа кружка должна содействовать ознакомлению с окружающей жизнью и активному участию в ее преобразовании. В организации внеклассной работы по биологии есть специфический для нее принцип “природосообразности”, суть которого состоит в том, что развитие личности ребенка идет от самой природы и через природу. Исследование школьниками реальной жизни в процессе внеклассной работы, дает материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций в природной среде, особенно поведения людей, где результат не соответствует желанному. Это позволяет школьникам извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решение в соответствии с убеждениями. Естественнонаучные знания при этом обосновывают оптимальные способы поведения и действий в окружающей среде.
Организация внеклассной работы позволяет, во-первых, учитывать разносторонние интересы школьников и значительно углубить и расширить их знания в нужном направлении, используя как индивидуальный подход, так и работу школьников "малыми группами" .
Самое главное- внеклассная работа позволяет работать школьникам с разной скоростью усвояемости учебного материала, что часто способствует вовлечению школьников с низкой успеваемостью и слабым интересом к биологической науке .Самостоятельную работу, которую они могут проводить в соответствии с той скоростью усвоения, которая им более свойственна, что делает процесс становления личности более продуктивным. При этом ученик может обратиться к эксперименту, кратковременному и долговременному наблюдению, исследованию связей человека с природой в течении длительного срока с фиксацией на фотопленке, в рисунках, схемах и других документах. Все это делает исследования природной среды и ее охраны привлекательными и интересными .
Занятия проводятся свободно и именно это позволяет учащимся чувствовать себя комфортно, развивать способность и инициативу.
На внеклассных занятиях, которые проходят более непринужденно, чем урок, иногда полнее раскрываются сокровенные тайники души ребенка. А разнообразие форм внеклассной работы, к которой можно привлечь школьников, является важнейшим средством формирования не только познавательного интереса учащихся, но и служит активизации их гражданской позиции в других областях. Учитель должен помнить о том, что в условиях свободного общения школьников на основе общих интересов к жизни природы создаются благоприятные условия для углубления знаний .
Внеклассная работа по биологии – это особая организуемая форма занятий с учащимися, обладающая сильным эмоциональным воздействием. Она развивает кругозор и воображение учащихся, стимулирует их к самообразованию, пополнению своих знаний, способствует развитию изобретательности и творчества. Эта работа очень разнообразна по видам и содержанию, носит оттенок занимательности, формирует интерес к предмету. Она требует тщательной организации .
Содержание и организацию внеклассных занятий необходимо подчинять учебно-воспитательным задачам школы. Важно отбирать такой материал, который содействовал бы расширению общеобразовательного кругозора, нравственному и трудовому воспитанию, эстетических вкусов и физических сил. Эффективность внеклассных занятий значительно повышается при систематическом их проведении.
Чтобы внеклассная деятельность имела позитивный результат, занятия должны быть не стихийными, а систематически проводиться в течение учебного года. Учитель должен четко видеть завершенность результатов и вести к ним учеников.
Важное требование к организации – доступность, посильность. Непосильные занятия не дают нужных результатов. Они не интересны для учащихся, не увлекают их. Особенно необходимо обеспечивать их доступность в начальных классах. В кружковой и массовой работе в этих классах большое место занимают разнообразные игры и развлечения, элементы романтики.
Главное требование – разнообразие и новизна. Учащиеся не терпят однообразия и скуки. Они не проявляют интереса к однообразным занятиям, не посещают их. Чтобы школьники охотно шли на занятия кружка, на утренник, на конференцию, нужно чтобы там было увлекательно, разнообразно, ново. Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы.Правильно организованная внеклассная работа не перегружает школьников. Поэтому нельзя превращать внеклассные занятия в занятия дополнительные занятия учащихся по изучаемым в школе разделам биологии, проводить подобно классным урокам, лабораторным и другим обязательным занятиям. В определенной мере внеклассная работа по биологии должна быть отдыхом для школьников от обязательных занятий [6].Во внеклассной работе возможно проведение длительных экскурсий, походов в природные сообщества, рекреационные территории, научно-исследовательские учреждения, при такой форме организации работы расширяются возможности вовлечения школьников в практическую деятельность экологического характера .
Одна из задач воспитания учащихся — приучить их делиться своими знаниями с другими. Для этого они должны любить научную книгу и уметь делать доклады, пропагандирующие биологические знания. Широкое использование во внеклассной работе различных заданий, связанных с проведением наблюдений и экспериментов, развивает у школьников исследовательские способности. Кроме того, конкретность наблюдаемых явлений, необходимость кратко записывать наблюдаемое, сделать соответствующие выводы, а затем рассказать об этом на уроке или занятии кружка, способствует развитию у учащихся мышления, наблюдательности, заставляет задуматься над тем, что раньше проходило мимо их внимания. Во внеклассной работе легко осуществляется индивидуализация обучения и реализуется дифференцированный подход. Виды внеклассной работы позволяют вести учащихся от индивидуальной работы к работе в коллективе, причем последняя приобретает общественную направленность, что имеет большое значение для воспитания.
Важную роль во внеклассной работе играют научно-познавательные вечера, кружковая работа, внеклассные домашние задания, олимпиады, если они проводятся не от случая к случаю, а систематически. Проблема не только качественного преподавания учебных предметов, но и оживления внеклассной работы сегодня наиболее актуальна. Играя, отвечая на вопросы викторин, решая головоломки, ребусы, кроссворды, ребята не только многое узнают об этом удивительном мире природы, но и научатся делать умозаключения, придумывать гипотезы, запомнят названия растений и животных .
Значение внеклассной работы по биологии доказано как учеными -методистами, так и опытными учителями биологии. Она позволяет учащимся значительно расширить, осознать и углубить полученные на уроках знания, превратить их в стойкие убеждения. Связано это, прежде всего с тем, что в процессе внеклассной работы, не стесненной определенными рамками уроков, имеются большие возможности по экологизации биологии, на основе, как было отмечено, в первую очередь, экологического воспитания.
Проводя эксперименты, наблюдения за биологическими явлениями, школьники приобретают на основе непосредственных восприятий конкретные представления о предметах и явлениях окружающего мира, об экологических проблемах. Проведенные учащимися, например, длительные наблюдения за ростом и развитием какого-либо цветкового растения или за ростом и развитием бабочки-капустницы, либо обыкновенного комара, или эксперименты, связанные с выработкой условных рефлексов у животных уголка природы, оставляют в сознании детей более глубокие следы, чем самые подробные рассказы или беседы об этом с использованием наглядных таблиц и даже специальных видеофильмов.
Широкое использование во внеклассной работе различных заданий, связанных с проведением наблюдений и экспериментов, развивает у школьников исследовательские способности. Кроме того, конкретность наблюдаемых явлений, необходимость кратко записывать наблюдаемое, сделать соответствующие выводы, а затем рассказать об этом на уроке или занятии кружка, способствует развитию у учащихся мышления, наблюдательности, заставляет задуматься над тем, что раньше проходило мимо их внимания. Во внеклассной работе легко осуществляется индивидуализация обучения и реализуется дифференцированный подход.
Внеклассная работа по биологии позволяет учесть разносторонние интересы школьников, значительно углубить и расширить их в нужном направлении. Увлечение аквариумными рыбками, например, можно развить в интерес к проблемам рыбоводства, охраны и приумножения рыбных богатств; проведение опытов и наблюдений на учебно-опытном участке — в увлечение агрономией.
Тем самым, можно заключить, что внеклассная работа позволяет учесть разносторонние интересы школьников, значительно углубить и расширить их в нужном направлении, подготовить к профориентационной деятельности.
Учителю биологии внеклассная работа помогает решать ряд важных задач: воспитание коммуникативной культуры школьников, формирование творческой познавательной самостоятельности, выявление и поддержание одаренности у детей, развитие и совершенствование психологических качеств личности ребенка (любознательность, инициативность, трудолюбие, воля, настойчивость, самостоятельность в приобретении знаний).