kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система работы ЕГЭ по биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработана система работы по подготовке к ЕГЭ по биологии. В работе представлен материал с чего лучше начать подготовку  учащихся к экзамену, есть план и разработана памятка для подготовки.Готовить уч-ся рекомендую с первых уроков изучения биологии, вводя тестовые формы контроля.Приучать уч-ся находить информацию, как в учебнике, так и в средствах интернет. Рекомендую использовать видео уроки и онлайн тесты, хорошее подспорье в самоподготовек к экзамену.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система работы ЕГЭ по биологии »

Оптимизирована структура КИМов: уменьшено число заданий с выбором ответа, но увеличено количество вопросов с развернутым ответом. В результате общее число вопросов уменьшилось с 50 до 40, но средняя сложность заданий стала выше.



Продолжительность ЕГЭ по биологии составляет 180 минут, это один из самых «коротких» экзаменов, но при этом учащимся предстоит выполнить 40 заданий. КИМы экзамена в 2015 году состоят из 2-х частей. Общее количество заданий составит 40, что меньше, чем было в 2014 году. Максимальное число первичных баллов, которое можно получить на экзамене —  69 баллов. В прошлом году минимальный проходной первичный балл составил 17, что равнялось 36 тестовым баллам.

Подготовка к ЕГЭ - это, прежде всего, каждодневная кропотливая, хорошо продуманная система работы учителя на уроках и во внеурочное время.

С чего начинать и когда начинать подготовку к ЕГЭ?

С самых первых уроков биологии в 6 классе. В структуру урока необходимо вводить тестовый материал аналогичного содержания, который поможет сформировать у учащихся знания и умения. Подготовкой к ЕГЭ нужно заниматься постоянно, из урока в урок. За один год подготовки высоких результатов добиться невозможно. А вот с начала 9-ого (т.к. экзамен в новой форме по структуре близок к ЕГЭ) и 11-ого классов необходимо переходить к детальному повторению.

В связи с выбором ЕГЭ по моему предмету я более широко стала применять тестовые формы контроля по всем курсам биологии, используя многообразный дидактический материал, который накапливается и обновляется ежегодно.

В последние годы сформирован (и официально оформлен в виде проверочных работ - тестов) государственный стандарт тех минимальных знаний, которые должны иметь ученики.

В 6 классе, начиная с первых уроков, я использую самые простые формы заданий: «Верно-неверно», «Выбери верное утверждение», «Найди ошибку в предложении». Затем перехожу к заданиям тестового характера «Найди верный ответ из четырех.

Во втором полугодии 6 класса начинаю использовать тесты «Установи соответствие, ввожу тесты на определение последовательности.

Учить выполнять подобные задания нужно следующим образом: сначала учащиеся должны выбрать те варианты ответов, которые у них не вызывают сомнений; остальные ответы, по которым имеются сомнения, можно сортировать по следующим критериям: внешнее или внутреннее строение, процесс, явление, понятие, термин, факт. Такой анализ позволит определить логические пары, из которых можно выбрать уже правильные ответы.

В 7 классе начинаю использовать задания «Выбери три ответа из шести. А также задания «Вставь пропущенное слово», Выполнение задания, требующего вставить в тематический текст недостающие биологические термины, следует начинать с определения области биологии, о которой идет речь в тексте, после чего стоит внимательно познакомиться с предлагаемыми терминами на предмет их определения и соответствия предложенному тексту.

Выполняя задание, направленное на нахождение и исправление ошибок в коротком тексте, состоящем из шести предложений, объединенных одной темой, учащийся должен помнить, что в каждом ошибочном предложении сделана только одна ошибка.

Технология выполнения таких заданий подразумевает два этапа. На первом этапе находятся и указываются ошибки. Для этого достаточно привести три числа из шести (следует учить, а не гадать, т.к. простое угадывание трех предложений не позволит засчитать задание как правильное). На втором этапе необходимо сформулировать неверные утверждения правильно. В случае, когда все ошибки найдены, указаны и исправлены, можно говорить о полностью выполненном задании.

Уже с 7 класса применяю все формы тестовых заданий, которые встречаются в КИМах на ЕГЭ и на ГИА в 9 классе.

Тесты использую на разных этапах урока: и во время проверки домашнего задания, и в момент актуализации знаний, и на этапах изучения и закрепления нового материала. Большое внимание уделяю выполнению заданий с рисунками, что заставляет школьников более серьезно относиться к иллюстрациям учебника, использовать их не только для конкретизации учебного материала, но и в качестве дополнительного источника знаний.

В 6-7 классах учащиеся легко справляются с рисуночными заданиями на узнавание биологических объектов, приближенными к заданиям: 4,11 и 35 КИМов.

В 8 классе при изучении анатомического материала больше времени отвожу рисункам с более сложными заданиями, соответствующими второй части (35).

В учебном процессе целесообразно стараюсь делать акцент на формирование у учащихся умений работать с текстом, что должно обучить школьников находить нужную информацию и использовать ее для ответа на поставленный вопрос. Особое внимание обращаю на формирование умения кратко, четко, по существу вопроса устно и письменно излагать свои знания. Для этого составляем план к параграфам учебника, комментируем устные ответы товарищей, использую задания на нахождение ошибок в специально подобранных текстах, заполнение таблиц, схем, конспектирование материала, комментированное чтение, составление к тексту вопросов творческого характера, составление кроссвордов.

Особенно важно систематически использовать учебник в школьном курсе биологии с 6 класса и чтобы при дальнейшем изучении данного предмета эта работа велась также систематически. При этом сформированность элементарных умений и навыков работы с учебником у учащихся средних классов явится основой для формирования более сложных умений этой работы у старшеклассников, что повлечет за собой развитие у них самостоятельности и готовности к самообразованию.

Методика подготовки учащихся к выполнению подобных заданий может быть следующей: подбираю тексты, построенные по данному алгоритму, после чего учу школьников беглому, но при этом вдумчивому чтению, а также умению оперативно отвечать на поставленные к тексту вопросы.

Многие утверждают, что задания в форме ЕГЭ не способствуют развитию речи учащихся. Я с этим не согласна, ведь задания второго уровня и направлены на проверку умения выпускников строить монолог, доказывать своё мнение, рассуждать.

В старших классах я практикую зачёты, где от каждого ученика стараюсь добиться осознанного, осмысленного устного изложения зачетных тем; провожу семинары, к которым ребята готовят устные ответы на предложенные заранее вопросы (раздаю листы с вопросами в качестве домашнего задания), и чаще всего семинары проходят в форме дискуссии, а тут и развивается речь детей.

Все текущие и тематические контрольные работы провожу в тестовой форме, приближенной к ЕГЭ, с заданиями двух уровней. В контрольные работы включаю и задания на ранее пройденный материал, который при изучении предыдущих тем вызвал затруднения.

Перед тематической контрольной работой на обобщающем уроке провожу фронтальную работу по тренировочному тестированию (вопросы, подобные контрольной работе).

В начале 11 класса (а также и 9 класса) заранее выявляю тех учащихся, кто выбирает ЕГЭ для аттестации. Далее составляю примерный тематический план повторения учебного материала, руководствуясь пособиями для поступающих в ВУЗы, учебным пособием «Биология: репетитор» под редакцией Г. И. Лернера или Калиновой. В сентябре-октябре составляю индивидуальные траектории учеников, где выявляются пробелы в знаниях по предмету. Даю план для подготовки вначале самостоятельного повторения тем по биологии. Провожу групповые занятия 1 раз в неделю во внеурочное время. Предлагаю, начав самостоятельную подготовку к ЕГЭ, пользоваться следующей памяткой:

Памятка для выпускников 11 класса по подготовке к ЕГЭ.

  1. Ознакомьтесь с экзаменационной работой прошлого года.

  2. Сделайте анализ материала, продумайте последовательность его изучения.

  3. Используйте 2-3 учебных пособия, по которым будете готовиться.

  4. Выделите наиболее сложные для вас разделы.

  5. Выясните, что вы не помните совсем.

  6. Начните повторение материала с предмета « общей биологии», потом «человек», «растения» и «животные».

  7. Вдумчиво работайте с текстом, старайтесь запоминать с установкой на длительный срок.

  8. Используйте тематические тесты, позволяющие изучить и закрепить соответствующий раздел, а потом переходите к тренировочным тестам ЕГЭ.

  9. На каждом занятие решайте по 1-2 задачи соответствующей тематики.

  10. Составьте план подготовки и следуйте ему (на основе кодификатора и спецификатора).

  11. Постарайтесь проработать 10-15 вариантов экзаменационных работ прошлых лет.

Используйте для подготовки и новые формы подготовки к ЕГЭ: репетиционные экзамены, интернет – игры «Сдаем ЕГЭ», тренинги. В кабинете биологии готовлю стенд или раскладушку «Подготовка к ЕГЭ», где помещаю список пособий, электронные адреса которыми могут пользоваться учащиеся, кодификатор заданий ЕГЭ по биологии, элементы спецификации контрольно - измерительных материалов, образцы бланков ЕГЭ, изменения в структуре работы.

Кроме того есть папки с подбором заданий по блокам, используемые для тренинга. В течение года обязательно провожу 3 пробные репетиционные работы, использую тренировочные работы МИОО для выбравших ЕГЭ по биологии. Работу выполняем на соответствующих бланках, чтобы закрепить навыки по их заполнению. На дополнительных занятиях прошу ребят быть внимательными при чтении заданий экзаменационной работы, правильно выполнять инструкции материалов ЕГЭ, включать свое логическое мышление, писать четко и разборчиво. Обязательно вдумчиво проверять готовую работу и воспользоваться полем для исправления ошибок, если будет необходимо. Провожу анализ каждой тестовой работы, слабые места находят отображение в индивидуальных траекториях обучающихся.

Не следует начинать подготовку к экзамену с вариантов экзаменационных работ, ибо в них материал распределён в соответствии с целями экзамена, т.е. вразнобой, а не в соответствии со структурой и программой курса школьной биологии. Именно поэтому при организации повторения придерживаюсь обычной последовательности программы и оглавления действующих учебников и учебных пособий. При подготовке к ЕГЭ большое значение имеет и самостоятельная подготовка выпускников дома, а этому тоже должен научить учитель, начиная с первых уроков биологии. Пассивно заслушанное, заученное по учебнику еще далеко не знания. Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом. Сначала это самостоятельная работа учащихся на уроках под руководством учителя как групповая, так и индивидуальная, затем лабораторные работы и творческие домашние задания (наблюдения, эксперименты, сообщения, рефераты, презентации и т.д.). Так происходит постепенное приобщение школьников к самообразованию.

Анализ текущих контрольных работ, пробных репетиционных экзаменов, ЕГЭ показывает, что учащиеся испытывают трудности в систематике растений и животных, характеристике типов и классов. По курсу “Человек” допускаются ошибки в темах “Кровообращение”, «Нервная система человека», “Органы чувств”, “Высшая нервная деятельность”. Слабо отвечают на вопросы практической направленности, испытывают трудности в заданиях с рисунками. Необходимо обратить внимание на решение задач по генетике, молекулярной биологии. Сейчас использую видео уроки с разбором заданий, которые вызывают затруднения у учащихся.

Методическую помощь учителю и учащимся окажут материалы сайта ФИПИ (www.fipi.ru):

- документы, регламентирующие разработку КИМов (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант экзаменационной работы);

- перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к экзамену.

Но в то же время в проведении ЕГЭ есть определенные трудности. Огромна умственная, психологическая, моральная и физическая нагрузка учителям-предметникам, которые не имеют никакой социальной поддержки, а контрольно-измерительные материалы ЕГЭ слишком сложны для среднего ученика. При подготовке к ЕГЭ прежде всего необходимо добиться усвоения учащимися материала разделов «Общая биология» и «Человек и его здоровье», поскольку в экзаменационной работе преобладают задания, контролирующие наиболее существенные вопросы из этих разделов

В этом учебном году выбрали мой экзамен 4 выпускника со средними способностями, поэтому стараюсь как можно больше закрепить заданий базового уровня. Дома ученики используют тренажеры, где видят свои пробелы. На консультациях стараюсь работать с заданиями 35-38, и темы, которые вызывают затруднения для понимания стараюсь объяснить доступным языком.

Большой интерес у учащихся вызывает работа с интерактивными тестами. Для этого используют электронное учебное пособие «Тренажёр по биологии. Пособие к экзамену», который содержит 18 вариантов в двух режимах: контрольно-тренировочном и контрольном. Контрольно-тренировочный режим в случае неверного ответа предоставляет возможность просмотреть подсказку с правильным ответом. В конце работы даётся оценка знаний тестируемого. Такая программа предназначена как для самоподготовки, так и для проведения репетиционного тестирования. Также использую видео уроки. Хочется отметить, что видео уроки сейчас являются хорошим подспорьем для подготовки к любому экзамену, также как и онлайн-тесты.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Система работы ЕГЭ по биологии

Автор: Дудаева Ольга Николаевна

Дата: 25.02.2015

Номер свидетельства: 178807

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) ""Организация системной подготовки учащихся к ЕГЭ с целью повышения качества знаний" "
    ["seo_title"] => string(101) "orghanizatsiia-sistiemnoi-podghotovki-uchashchikhsia-k-iege-s-tsiel-iu-povyshieniia-kachiestva-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "106613"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403053001"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Итоговая контрольная работа по биологии 10 класс. Система оценивания проверочной работы."
    ["seo_title"] => string(96) "itoghovaia-kontrol-naia-rabota-po-biologhii-10-klass-sistiema-otsienivaniia-provierochnoi-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "255095"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1447862278"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Итоговая контрольная работа по биологии 6 класс.   Система оценивания проверочной работы ."
    ["seo_title"] => string(95) "itoghovaia-kontrol-naia-rabota-po-biologhii-6-klass-sistiema-otsienivaniia-provierochnoi-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "255091"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1447861717"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока биологии в 11 классе по теме Вирусы "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-biologhii-v-11-klassie-po-tiemie-virusy"
    ["file_id"] => string(6) "224628"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438973363"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ"
    ["seo_title"] => string(77) "sozdaniie-uslovii-dlia-formirovaniia-uchiebnoi-motivatsii-na-urokakh-biologii"
    ["file_id"] => string(6) "252389"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447361613"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства