kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система биологических наук.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Система биологических наук Система биологических наук чрезвычайно многопланова, чтообусловлено как многообразием проявлений жизни, так и разнообразием форм, методов и целейисследования живых объектов, изучением живого на разных уровнях его организации. Всё это определяетусловность любой системы биологических наук. Одними из первых в Б. сложились науки о животных —Зоология и растениях — Ботаника, а также анатомия и физиология человека —

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система биологических наук. »

 Система биологических наук Система биологических наук чрезвычайно многопланова, чтообусловлено как многообразием проявлений жизни, так и разнообразием форм, методов и целейисследования живых объектов, изучением живого на разных уровнях его организации. Всё это определяетусловность любой системы биологических наук. Одними из первых в Б. сложились науки о животных —Зоология и растениях — Ботаника, а также анатомия и физиология человека — основа медицины (См.Медицина). Другие крупные разделы Б., выделяемые по объектам исследования, — Микробиология — наукао микроорганизмах, Гидробиология — наука об организмах, населяющих водную среду, и т.д. Внутри Б.сформировались более узкие дисциплины; в пределах зоологии — изучающие млекопитающих —Териология, птиц — Орнитология, пресмыкающихся и земноводных — Герпетология, рыб и рыбообразных— Ихтиология, насекомых — Энтомология, клещей — Акарология, моллюсков — Малакология, простейших— Протозоология; внутри ботаники — изучающие водоросли — альгология, грибы — Микология, лишайники— лихенология, мхи — бриология, деревья и кустарники — Дендрология и т.д. Подразделение дисциплининогда идёт ещё глубже. Многообразие организмов и распределение их по группам изучают Систематикаживотных и Систематика растений. Б. можно подразделить на неонтологию (См. Неонтология), изучающуюсовременный органический мир, и палеонтологию (См. Палеонтология) — науку о вымерших животных(Палеозоология) и растениях (Палеоботаника).

         Другой аспект классификации биологических дисциплин — по исследуемым свойствам и проявлениямживого. Форму и строение организмов изучают морфологические дисциплины; образ жизни животных ирастений и их взаимоотношения с условиями внешней среды — Экология; изучение разных функций живыхсуществ — область исследований физиологии (См. Физиология) животных и физиологии растений (См.Физиология растений); предмет исследований генетики (См. Генетика) — закономерности наследственности(См. Наследственность) и изменчивости (См. Изменчивость)этологии (См. Этология) — закономерностиповедения животных; закономерности индивидуального развития изучает эмбриология или в более широкомсовременном понимании — Биология развития; закономерности исторического развития — Эволюционноеучение. Каждая из названных дисциплин делится на ряд более частных (например, морфология — нафункциональную, сравнительную и др.). Одновременно происходит взаимопроникновение и слияние разныхотраслей Б. с образованием сложных сочетаний, например гисто-, цито- или эмбриофизиология,цитогенетика, эволюционная и экологическая генетика и др. Анатомия изучает строение органов и их системмакроскопически; микроструктуру тканей изучает Гистология, клеток — Цитология, а строение клеточногоядра — Кариология. В то же время и гистология, и цитология, и кариология исследуют не только строениесоответствующих структур, но и их функции и биохимические свойства.

         Можно выделить в Б. дисциплины, связанные с использованием определённых. методов исследования,например биохимию (См. Биохимия), изучающую основные жизненные процессы химическими методами иподразделяемую на ряд разделов (биохимия животных, растений и т.п.), биофизику (См. Биофизика),вскрывающую значение физических закономерностей в процессах жизнедеятельности и такжеподразделяемую на ряд отраслей. Биохимическое и биофизическое направления исследований зачастуютесно переплетаются как между собой (например, в радиационной биохимии), так и с другимибиологическими дисциплинами (например, в радиобиологии (См. Радиобиология)). Важное значение имеетБиометрия, в основе которой лежат математическая обработка биологических данных с целью вскрытиязависимостей, ускользающих при описании единичных явлений и процессов, планирование эксперимента идр.; теоретическая и математическая Б. позволяют, применяя логические построения и математическиеметоды, устанавливать более общие биологические закономерности.

         В связи с изучением живого на разных уровнях его организации выделяют молекулярную биологию(См. Молекулярная биология), исследующую жизненные проявления на субклеточном, молекулярномуровне; цитологию и гистологию, изучающие клетки и ткани живых организмов; популяционно-видовую Б. (систематику, биогеографию, популяционные направления в генетике и экологии), связанную с изучениемпопуляций (См. Популяция) как составных частей любого Вида организмов; биогеоценологию (См.Биогеоценология), изучающую высшие структурные уровни организации жизни на Земле, вплоть добиосферы в целом. Важное место в Б. занимают как теоретические, так и практические направленияисследований, резкую границу между которыми трудно провести, т.к. любое теоретическое направлениенеизбежно связано (прямо или косвенно, в данный момент или в будущем) с выходами в практику.Теоретические исследования делают возможными открытия, революционизирующие многие отраслипрактической деятельности, они обеспечивают успешное развитие прикладных дисциплин, напримерпромышленной микробиологии и технической биохимии, защиты растений, растениеводства иживотноводства, охраны природы, дисциплин медико-биологического комплекса (Паразитология,Иммунология и т.д.). В свою очередь, отрасли прикладной Б. обогащают теорию новыми фактами и ставятперед ней задачи, определяемые потребностями общества. Из практически важных дисциплин быстроразвиваются Бионика (изучение технических приложений биологических закономерностей), Космическаябиология (изучение биологического действия факторов мирового пространства и проблем освоениякосмоса), Астробиология или Экзобиология (исследование жизни вне Земли). Изучением человека какпродукта и объекта биологической эволюции занимается ряд биологических дисциплин — Антропология,генетика и экология человека, медицинская генетика, психология,— тесно связанных с социальныминауками.

         Особо следует выделить несколько фундаментальных областей Б., исследующих наиболее общие,присущие всем живым существам закономерности и составляющих основу современной общей Б. Это наукаоб основной структурно-функциональной единице организма — клетке, т. е. цитология; наука о явленияхвоспроизведения и преемственности морфо-физиологической организации живых форм — генетика; наукаоб онтогенезе — биология развития; наука о законах исторического развития органического мира —эволюционная теория, а также физико-химическая Б. (биохимия и биофизика) и физиология, изучающиефункциональные проявления, обмен веществ и энергии в живых организмах. Из приведённого далеко неполного перечня биологических дисциплин видно, как велико и сложно здание современной Б. и как прочновместе с соседними науками, изучающими закономерности неживой природы, оно связано с практикой.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Система биологических наук.

Автор: Амирджанян Гаянэ Гарниковна

Дата: 07.01.2015

Номер свидетельства: 150939

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Презентация на тему "БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИЗНИ" "
    ["seo_title"] => string(49) "priezientatsiia-na-tiemu-biologiia-nauka-o-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "228603"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441404762"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Введение. Биология - наука о жизни. "
    ["seo_title"] => string(37) "vviedieniie-biologhiia-nauka-o-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "239094"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444721123"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Биологическая и социальная природа человека."
    ["seo_title"] => string(52) "biologhichieskaia_i_sotsial_naia_priroda_chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "462608"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1521486492"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "«Биология – наука о жизни..» "
    ["seo_title"] => string(27) "biologhiia-nauka-o-zhizni-2"
    ["file_id"] => string(6) "189595"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426958694"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Урок по теме "Систематика растений" "
    ["seo_title"] => string(37) "urok-po-tiemie-sistiematika-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "176382"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424411651"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства