kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система биологических наук.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Система биологических наук Система биологических наук чрезвычайно многопланова, чтообусловлено как многообразием проявлений жизни, так и разнообразием форм, методов и целейисследования живых объектов, изучением живого на разных уровнях его организации. Всё это определяетусловность любой системы биологических наук. Одними из первых в Б. сложились науки о животных —Зоология и растениях — Ботаника, а также анатомия и физиология человека —

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система биологических наук. »

 Система биологических наук Система биологических наук чрезвычайно многопланова, чтообусловлено как многообразием проявлений жизни, так и разнообразием форм, методов и целейисследования живых объектов, изучением живого на разных уровнях его организации. Всё это определяетусловность любой системы биологических наук. Одними из первых в Б. сложились науки о животных —Зоология и растениях — Ботаника, а также анатомия и физиология человека — основа медицины (См.Медицина). Другие крупные разделы Б., выделяемые по объектам исследования, — Микробиология — наукао микроорганизмах, Гидробиология — наука об организмах, населяющих водную среду, и т.д. Внутри Б.сформировались более узкие дисциплины; в пределах зоологии — изучающие млекопитающих —Териология, птиц — Орнитология, пресмыкающихся и земноводных — Герпетология, рыб и рыбообразных— Ихтиология, насекомых — Энтомология, клещей — Акарология, моллюсков — Малакология, простейших— Протозоология; внутри ботаники — изучающие водоросли — альгология, грибы — Микология, лишайники— лихенология, мхи — бриология, деревья и кустарники — Дендрология и т.д. Подразделение дисциплининогда идёт ещё глубже. Многообразие организмов и распределение их по группам изучают Систематикаживотных и Систематика растений. Б. можно подразделить на неонтологию (См. Неонтология), изучающуюсовременный органический мир, и палеонтологию (См. Палеонтология) — науку о вымерших животных(Палеозоология) и растениях (Палеоботаника).

         Другой аспект классификации биологических дисциплин — по исследуемым свойствам и проявлениямживого. Форму и строение организмов изучают морфологические дисциплины; образ жизни животных ирастений и их взаимоотношения с условиями внешней среды — Экология; изучение разных функций живыхсуществ — область исследований физиологии (См. Физиология) животных и физиологии растений (См.Физиология растений); предмет исследований генетики (См. Генетика) — закономерности наследственности(См. Наследственность) и изменчивости (См. Изменчивость)этологии (См. Этология) — закономерностиповедения животных; закономерности индивидуального развития изучает эмбриология или в более широкомсовременном понимании — Биология развития; закономерности исторического развития — Эволюционноеучение. Каждая из названных дисциплин делится на ряд более частных (например, морфология — нафункциональную, сравнительную и др.). Одновременно происходит взаимопроникновение и слияние разныхотраслей Б. с образованием сложных сочетаний, например гисто-, цито- или эмбриофизиология,цитогенетика, эволюционная и экологическая генетика и др. Анатомия изучает строение органов и их системмакроскопически; микроструктуру тканей изучает Гистология, клеток — Цитология, а строение клеточногоядра — Кариология. В то же время и гистология, и цитология, и кариология исследуют не только строениесоответствующих структур, но и их функции и биохимические свойства.

         Можно выделить в Б. дисциплины, связанные с использованием определённых. методов исследования,например биохимию (См. Биохимия), изучающую основные жизненные процессы химическими методами иподразделяемую на ряд разделов (биохимия животных, растений и т.п.), биофизику (См. Биофизика),вскрывающую значение физических закономерностей в процессах жизнедеятельности и такжеподразделяемую на ряд отраслей. Биохимическое и биофизическое направления исследований зачастуютесно переплетаются как между собой (например, в радиационной биохимии), так и с другимибиологическими дисциплинами (например, в радиобиологии (См. Радиобиология)). Важное значение имеетБиометрия, в основе которой лежат математическая обработка биологических данных с целью вскрытиязависимостей, ускользающих при описании единичных явлений и процессов, планирование эксперимента идр.; теоретическая и математическая Б. позволяют, применяя логические построения и математическиеметоды, устанавливать более общие биологические закономерности.

         В связи с изучением живого на разных уровнях его организации выделяют молекулярную биологию(См. Молекулярная биология), исследующую жизненные проявления на субклеточном, молекулярномуровне; цитологию и гистологию, изучающие клетки и ткани живых организмов; популяционно-видовую Б. (систематику, биогеографию, популяционные направления в генетике и экологии), связанную с изучениемпопуляций (См. Популяция) как составных частей любого Вида организмов; биогеоценологию (См.Биогеоценология), изучающую высшие структурные уровни организации жизни на Земле, вплоть добиосферы в целом. Важное место в Б. занимают как теоретические, так и практические направленияисследований, резкую границу между которыми трудно провести, т.к. любое теоретическое направлениенеизбежно связано (прямо или косвенно, в данный момент или в будущем) с выходами в практику.Теоретические исследования делают возможными открытия, революционизирующие многие отраслипрактической деятельности, они обеспечивают успешное развитие прикладных дисциплин, напримерпромышленной микробиологии и технической биохимии, защиты растений, растениеводства иживотноводства, охраны природы, дисциплин медико-биологического комплекса (Паразитология,Иммунология и т.д.). В свою очередь, отрасли прикладной Б. обогащают теорию новыми фактами и ставятперед ней задачи, определяемые потребностями общества. Из практически важных дисциплин быстроразвиваются Бионика (изучение технических приложений биологических закономерностей), Космическаябиология (изучение биологического действия факторов мирового пространства и проблем освоениякосмоса), Астробиология или Экзобиология (исследование жизни вне Земли). Изучением человека какпродукта и объекта биологической эволюции занимается ряд биологических дисциплин — Антропология,генетика и экология человека, медицинская генетика, психология,— тесно связанных с социальныминауками.

         Особо следует выделить несколько фундаментальных областей Б., исследующих наиболее общие,присущие всем живым существам закономерности и составляющих основу современной общей Б. Это наукаоб основной структурно-функциональной единице организма — клетке, т. е. цитология; наука о явленияхвоспроизведения и преемственности морфо-физиологической организации живых форм — генетика; наукаоб онтогенезе — биология развития; наука о законах исторического развития органического мира —эволюционная теория, а также физико-химическая Б. (биохимия и биофизика) и физиология, изучающиефункциональные проявления, обмен веществ и энергии в живых организмах. Из приведённого далеко неполного перечня биологических дисциплин видно, как велико и сложно здание современной Б. и как прочновместе с соседними науками, изучающими закономерности неживой природы, оно связано с практикой.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Система биологических наук.

Автор: Амирджанян Гаянэ Гарниковна

Дата: 07.01.2015

Номер свидетельства: 150939

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Презентация на тему "БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИЗНИ" "
    ["seo_title"] => string(49) "priezientatsiia-na-tiemu-biologiia-nauka-o-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "228603"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441404762"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Введение. Биология - наука о жизни. "
    ["seo_title"] => string(37) "vviedieniie-biologhiia-nauka-o-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "239094"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444721123"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Биологическая и социальная природа человека."
    ["seo_title"] => string(52) "biologhichieskaia_i_sotsial_naia_priroda_chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "462608"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1521486492"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "«Биология – наука о жизни..» "
    ["seo_title"] => string(27) "biologhiia-nauka-o-zhizni-2"
    ["file_id"] => string(6) "189595"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426958694"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Урок по теме "Систематика растений" "
    ["seo_title"] => string(37) "urok-po-tiemie-sistiematika-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "176382"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424411651"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства