Просмотр содержимого документа
«Развитие образной памяти учащихся на уроках биологии»
Развитие образной памяти учащихся на уроках биологии
В 21 веке время диктует новые требования к процессу обучения школьников. Учитель в процессе обучения создает специальные ситуации, условия, способствующие развитию учащихся, их знаний и мыслительной деятельности. Знания человека состоят из понятий, человек мыслит понятиями, которые словесно выражаются через термины. Именно поэтому усвоение конкретных понятий идет параллельно с запоминанием определенных терминов.
«Термин – это слово или словосочетание, являющееся названием определенного понятия какой–нибудь специальной области науки, техники искусства» (С.И. Ожегов).
Термин, как правило, выполняет две функции:
1. служит названием понятия (номинативная функция)
2. отражает содержание понятия.
Ни для кого не секрет, что биология подчас требует запоминания сложной терминологии, заучивания определенных понятий. И перед учителем встает задача: найти такие педагогические приемы, чтобы сложный и объемный фактический материал стал доступным и легко запоминающимся.
В этом, может помочь мнемоническое запоминание, или так называемая мнемотехника.
Мнемо́ника (греч, τὰ μνημονικά — искусство запоминания), мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).
Еще древние греки разработали правила запоминания, основанные на простых, но весьма эффективных принципах и назвали их в честь богини памяти Мнемозины. В греческой мифологии была богиня – Мнемозина, жена Зевса, мать девяти муз. Греки почитали её, поэтому и искусство запоминания назвали её именем. Мнемотехника уходит своими корнями глубокую древность, насчитывает как минимум 2000 лет. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э., первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехникой интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.
Греки обнаружили, что память во многом основана на АССОЦИАЦИЯХ, на умении обнаружить и зафиксировать всевозможные связи между объектами.
То, что прочно ассоциируется, – запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей, – забывается. К тому же объект, подлежащий запоминанию, должен быть воспринят по возможности всем набором чувств запоминающего лица, то есть как яркий, и различными способами глубоко прочувствованный ОБРАЗ. Третьим столпом, на котором зиждется память, является ЛОКАЛИЗАЦИЯ (ФИКСАЦИЯ).
Помимо этих трех фундаментальных, обязательных принципов имеются еще ряд других: ассоциация, юмор, воображение, счет, символизм, цвет, порядок и последовательность, преувеличение.
Основные приёмы мнемотехники: 1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации 2. Рифмизация, то есть перевод информации в стихи, песни, рифмованные или ритмизованные строки. 3. Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов 4. Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией 5. Метод Цицерона на пространственное воображение. Представьте, что обходите свою комнату, где Вам все хорошо знакомо. Информацию, которую необходимо запомнить, расставляете мысленно по ходу движения. 6. Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти: необходимо внимательно посмотреть на предмет интерьера, человека или пейзаж, затем закрыть глаза и мысленно попытаться воссоздать образ увиденного объекта с максимальной точностью. Для повышения эффективности от этой методики, вы можете зарисовывать картинки из своей памяти. 7. Методы запоминания цифр: закономерности и знакомые числа.
Техника мнемоники облегчает запоминание в отдельных случаях (там, где придуманные искусственные ассоциации закрепляются при запоминании легко и быстро).
Однако в некоторых случаях неверное применение мнемоники может оказать и прямой вред, при подмене осмысленного (логического) запоминания механическим заучиванием.
Слова с неизвестным, абстрактным значением большинству учащихся запомнить сложно. Если такое слово «зазубрить», то оно исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и легкого запоминания следует наполнить слово содержанием – чем-то, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.
Мнемоника не совершенствует память, она только облегчает запоминание, да и то лишь в тех случаях, когда придуманные ассоциации закрепляются при запоминании легко и быстро.
Хочу поделиться с коллегами своей небольшой «копилкой» мнемонических приемов, в которую вошли как достаточно известные, часто используемые учителями биологами, некоторые составлены самостоятельно или совместно с учениками.
9-11 класс Общая биология
В теме деление клетки учащимся порой трудно запомнить последовательность фаз деления, поможет приём составление фразы:
Митоз
Чтобы лучше запомнить последовательность фаз митоза предлагается следующее предложение: Профаза. Метафаза, Анафаза, Телофаза - «Поставить МАТ»
Профаза мейоза I
Тут на помощь пришла аббревиатура: ЛЗПДД.
Стадии профазы мейоза I: (Любит Зина ПДД)
Л – лептотена (завершение репликации ДНК)
З – зиготена (конъюгация гомологичных хромосом)
П – пахитена (кроссинговер)
Д- диплотена (выявление хиазм)
Д – диакинез (терминализация хиазм).
Конъюгация – процесс точного и тесного сближения гомологичных хромосом.
КОНЬ отправился на ЮГ покупать АКЦИИ.
Кроссинговер – процесс обмена участками гомологичных хромосом во время конъюгации в профазе I мейоза. Кросс сегодня говорят.
Митохондрии - Митя ходит (похожи на следы)
Обмен веществ и энергии Метаболизм включает два противоположных процесса: анаболизм – процесс образования сложных веществ из простейших компонентов и катаболизм – процесс распада сложных органических веществ на более простые. Пользуясь приемами мнемонического запоминания можно без труда запомнить:
Анаболизм – Ася строит; Катаболизм – Коля рушит.
Прием - АГГЛЮТИГРАММЫ (склейки)
Эмбриональное развитие
Слово-образ «богиня» Бластула О Гаструла И Нейрула Я родился
Для лучшего запоминания расположения зародышевых слоев
Нуклеиновые кислоты Чтобы учащиеся не путали комплементарные азотистые основания, им можно предложить для запоминания пары слов: ДНК
Ананас – Тарелка Цыпленок – Гнездо.(Ананас на тарелке, цыпленок в гнезде). А=Т Ц=Г.
РНК
Гуляющий - Цыган
Украл - Автомобиль ( Г=Ц У=А)
Генетика. Хромосомный механизм определения пола Папа – икс и игрек Мама – два икса. Если будет игрек икс, То родится только сын. ХУ
Два икса (и точка), Родится дочка. ХХ
Функции белков Нелепая фраза быстро запоминается школьниками, и по ней несложно воспроизвести многочисленные функции белков: Каждая Девушка Должна Точно Знать Свой Седьмой Этаж. Начало каждого слова соответствует определенной функции белков:
Каталитическая,
Двигательная,
Дыхательная,
Транспортная,
Защитная,
Строительная,
Сигнальная,
Энергетическая.
Геохронологическая шкала Геологические периоды можно запомнить с помощью шуточной фразы:
Каждый Отличный Студент Должен Курить Папиросы - Кембрийский, Ордовикский, Силурийский, Девонский, Каменноугольный, Пермский,
Ты, Юра, Мал – Триасовый, Юрский, Меловой,
Пей Ночью Чай - Палеоген, Неоген, Четвертичный.
Атмосфера От ближайшего к Земле слоя до самых отдаленных слоев атмосфера разделяется на Стратосферу, Мезосферу, Ионосферу и самый внешний слой – Экзосферу. Чтобы запомнить порядок их расположения, скажите: Смелые Мореплаватели Исследуют Экватор.
Аминокислотыпоможет запомнить стихотворение: Алый Вальс. Летит из лога Медь Прощаний, Трав Финал. Глина Серая, Тревога, Церемонность, Тишина. Аспидные Глуби Листопада (Падают в) Гигантские Аркады. То есть: Аланин, Валин, Лейцин, Изолейцин, Метионин, Пролин, Триптофан, Фенилаланин, Глицин, Серин, Треонин, Цистеин, Тирозин, Аспарагин и Аспарагиновая кислота, Глутамин и Глутаминовая кислота, Лизин, Гистидин, Аргинин.
8 класс Анатомия
Зрительный анализатор. Фоторецепторы Днем работают с колбочками, ночью ходят с палочками – для запоминания специфики работы фоторецепторов сетчатки глаза.
Как запомнить строение и функции надкостницы (периост).
Обеспечить кости рост
Предназначен периост.
В нем и нервы, и сосуды,
Все питание оттуда,
Для сращенья перелома
Роль надкостницы огромна.
Эпифизарный хрящ – обеспечивает рост костей в длину.
Хрящ эпифизарный –
Это очень просто,
В костях парных и непарных
Он есть зона роста.
Прием образование смысловых фраз
Круги кровообращения
Большой круг кровообращения начинается с левого желудочка и заканчивается в правом предсердии. Для лучшего запоминания используем фразу:
«БОЛЬШОЙ ЛЕВ ЖЕЛАЕТ ПРАВИТЬ ПРИДВОРНЫМИ»
А в малом (легочном) круге кровообращения с правого желудочка и заканчивается в левом предсердии.
«МАЛЫЙ ПРАВИТ ЖЁСТКО – ЛЕВАЧЕСТВО ПРЕСЁК»
Прием образования предложения по согласным буквам.
Обозначение на рисунках определенным цветом артериальной и венозной крови я предлагаю следующие предложения.
Артериальная -Аленький цветочек (красная)…….
Венозная Синий Василечек……(синий)……..
Прием образования слова по согласным буквам с дополнением фрагментов
Кровеносные сосуды в системе можно представить используя
Вены
Артерии
Капилляры - сокращенно ВАКуоли.
Запомнить Тканипоможет слово ЭСМИНЕЦ Эпителиальная Соединительная Мышечная И Нервная ткань Единое Целое
ЦНС. Строение головного мозга Охранять Здоровье Граждан, (Их) Болезненное Тело, Облегчать людскую Стражду – Явно Благостное Дело. Правильно? Стихотворение поможет запомнить названия 12 пар черепно-мозговых нервов, начиная с первой пары:Обонятельный (I), Зрительный (II), Глазодвигательный (III), Блоковый (IV), Тройничный (V), Отводящий (VI), Лицевой (VII), Слуховой (VIII), Языкоглоточный (IX), Блуждающий (X), Добавочный (XI), Подъязычный – XII пара нервов.
7 класс Животные
Основные ткани животных: ЭТА МОСКВА НЕДАРОМ СТРОИЛАСЬ.
Эпителиальная
Мышечная
Нервная
Соединительная.
Таксоны у животных:
В – вид, Р – род, С- семейство, П – порядок, К – класс, Т – тип, Ц – царство.
Вся родня собралась посмотреть, как танцуют цыганочку.
6 класс Растения
Таксоны у растений:
Цирк - огромный купол пестрый, Словно радугой вознесся.
Ц – царство, О – отдел, К – класс, П – порядок, С- семейство, Р – род, В – вид.
Царствуют они кругом - пёстрые симпатичные растения всюду.
Название ткани ЛИМПОПО
Лист имеет
Механическую
Проводящую
Основную
Покровную
Образовательную
Характеристика Классов Двудольных и Однодольных Цветковых растений
Признаки
Однодольных
Признаки
Фраза
Количество семядолей в зародыше
1 семядоля
1 СЕМЁН
Жилкование
Дуговое
Долго
Параллельное
Пил
Тип корневой системы
Мочковатая
Молоко
Признаки
Двудольных
Признаки
Фраза
Количество семядолей в зародыше
2 Семядоли
2 СЕМЁНА
Жилкование
Сетчатое
Съели
Тип корневой системы
Стержневая
Сало
Мнемотехника помогает развивать:
1. ассоциативное мышление
2. зрительную и слуховую память
3. зрительное и слуховое внимание
4. воображение и связную речь
5. ускоряет процесс автоматизации и дифференциации учебного материала.
К. Д.Ушинский - основоположник научной педагогики: «Учите ребёнка каким - нибудь
неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать
таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Для любого учителя, неравнодушного к своей работе, крайне важно, чтобы его ученики любили и знали предмет. Каждый из нас стремится сделать свои уроки яркими, эмоциональными и запоминающимися.
В заключение следует сказать, что использование мнемотехники ни в коем случае не призвано заменить самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти — традиционное заучивание текстов наизусть. Однако с задачей помочь сделать процесс запоминания более простым, интересным мнемоника справляется просто великолепно. Попробуйте применить основные мнемонические приемы на себе — и вы скоро ощутите ее полезность и незаменимость.