Пособие предназначено для учителей биологии общеобразовательных школ, отвечающих за работу в теплице. Представлен опыт работы учителя школы №17 биологии Чайка Натальи Семёновны.
В методическом указании приводятся рекомендации по организации опытнической работы в школьной теплице, а также предлагается тематика опытов и примерное планирование видов работ в течение календарного года.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа в школьной теплице. 5-8 классы »
Пособие предназначено для учителей биологии общеобразовательных школ, отвечающих за работу в теплице. Представлен опыт работы учителя школы №17 биологии Чайка Натальи Семёновны.
В методическом указании приводятся рекомендации по организации опытнической работы в школьной теплице, а также предлагается тематика опытов и примерное планирование видов работ в течение календарного года.
Введение
Школьная теплица – это как бы своего рода зеленая лаборатория, которая служит прекрасной базой проведения с учащимися практических занятий по предмету биологии, а также кружков «юный цветовод» или «юный ботаник». Учащиеся ухаживают за растениями, осваивают практические навыки и умения по выращиванию овощей, рассады цветочных и овощных культур.
Ухаживая за растениями, школьники наблюдают за их ростом и развитием, проводят опыты и эксперименты, осваивают азы научно-исследовательской работы.
В теплице обычно выращивают разнообразные растения, которые широко используются в качестве живых объектов в преподавании курса биологии; растения интересные своим видом, происхождением, способом размножения. При подборе и размещении растений в теплице следует учитывать ее возможности, а именно площадь, освещенность, температурный режим в течение года и т. д. Размещать растения на стеллажах можно как по географическому, так и по систематическому признаку. Но в том и в другом случае необходимо провести этикирование растений.
Планирование
При планировании работ в теплице необходимо учесть все виды работ, которые проводятся в течение всего года. Предлагаем примерное планирование работы школьной теплицы в течение года.
Январь
Уход за растениями (умеренный полив, систематическое рыхление почвы). В это время проверяют на всхожесть семена овощей и цветов, сохранность клубней, луковиц, корневищ, кустов маточников, стратифицируют семена древесных растений, готовят к посевам пикировочные ящики и почву, продолжают выгонку цветочных и овощных культур. В теплице необходимо установить дополнительное освещение, позаботиться о стабилизации температурного режима, по мере необходимости удалять наледь со стекол, сметать снег.
Февраль
Продолжаются работы по уходу и содержанию растений. Начинают посев лобелии, бегонии, сальвии, гвоздики. Проводят выгонку новой партии цветочных культур (гиппеаструм, зефирантис, лилии, нарциссы, гиацинты, тюльпаны, розы, сирень, канны, каллы). Продолжают выгонку зеленых и пряных овощных растений. Прогревают почву перед посадкой семян для рассады.
Март
Ведется массовая выгонка цветочно-декоративных культур, проращивают глоксинии, цикломены, гортензию, валоту, амарилисы и другие. Начинают производить посев Перцов, баклажанов, а также производят пикировку ранних посевов цветочных культур, черенкуют комнатные растения.
Апрель
В этот период продолжаются работы по размножению растений. Начинают пересадку и перевалку комнатных цветов и проводят пикировку рассады овощных культур.
Май
В теплице завершается выгонка цветочных и овощных культур. Продолжают пересадку и перевалку комнатных растений, подкармливают маточники. Высевают стратифицированные семена, а рассаду выставляют для закаливания перед посадкой на открытый воздух.
Июнь
Начинается массовая посадка рассады цветов и овощей в открытый грунт. Освободившиеся стеллажи заполняют черенками комнатных растений, сюда же переносят комнатные цветы из здания школы (если там идет ремонт).
Июль
Продолжают уход за комнатными цветами (полив, рыхление почвы, подкормка). Ведут борьбу с вредными насекомыми и возбудителями болезни растений. Для защиты растений от прямых солнечных лучей стекла теплицы снаружи белят известкой или красят белой краской или притеняют травой.
Август
Проводят уход за комнатными растениями, начинают посадку комнатных растений в цветочные горшки. Собирают материал для зимних букетов. Начинают сбор семян цветочных и овощных культур.
Сентябрь
Освобождают боковые стеллажи от комнатных растений, ремонтируют их, обновляют почву, обезвреживают ее слабым раствором марганцовки. Для доращивания в теплицу заносят некоторые цветочные и овощные культуры (астры, левкои, хризантемы, перцы, баклажаны и другие). Продолжают сбор, просушивание и обмолот семян злаковых.
Октябрь
Заносят в теплицу на хранение клубни, луковицы, корневища выгоночных растений (канны, георгины, гладиолусы). Заготавливают и убирают под стеллажи или в специальные ящики почву, торф, компост, перегной, песок. Ремонтируют инструмент и садовый инвентарь. Утепляют теплицу.
Ноябрь
На освободившихся после дозревания семян и плодов доращивания цветов и овощных растений на стеллажах начинают производить выгонку зеленых и пряных овощных культур (лук, укроп, салат, щавель, петрушка, мята и другие). Если есть дополнительное освещение, можно посадить томаты, огурцы. Утепляют теплицу.
Декабрь
Продолжают ноябрьские работы по выращиванию, содержанию, уходу, хранению растений и семян овощных и цветочных культур.
Можно подобрать такой ассортимент растений цветочных культур, что в теплице практически весь год могут быть цветущие растения: с осени хризантемы, астры, затем нарциссы, розы, цикломены, декабрист; в январе, феврале – каллы; в марте – амариллисовые, пасленовые, бегонии; в апреле – гортензия, герани, бегонии и так далее.
Опытническая работа
В любой школьной теплице можно провести несложные опыты с комнатными растениями, овощными культурами, вполне доступные 6-7-классникам. Ценность таких опытов заключается в том, что они углубляют знания по ботанике, воспитывают любознательность, точность и внимание, развивают мышление, а самое главное способствуют развитию познавательного интереса к предмету биологии.
Мы предлагаем описание некоторых работ, которые можно провести с комнатными растениями и овощными культурами. Эти работы связаны с такими темами школьной программы, как «вегетативное размножение цветковых растений», «влияние различных условий на рост и развитие растений», «испарение воды листьями», «условия прорастания семян».
Опыт №1
Размножение бегонии листовыми черенками
Бегонию можно вырастить из кусочка листа (листовой черенок). Разрежьте лист бегонии на треугольники так, чтобы внутри каждого была крупная жилка. Посадите их во влажный песок на глубину 1 см, накройте стаканом или банкой, поставьте в теплое место и следите, чтобы песок всегда был влажный. Каждый кусочек листа даст корни и почки, из которых разовьются надземные побеги.
Опыт №2
Размножение бегонии листьями
Для опыта нужно взять четыре листа: 1 – молодой неповрежденный, срезанный на расстоянии 0,5 см от стебля; 2 – молодой неповрежденный лист, срезанный у самого основания черешка; 3 – молодой лист, искусственно поврежденный (частично обрезали листовую пластинку); 4 – старый лист с чуть заметной желтизной, неповрежденный. Листья поставить в стеклянные колбы с водой, поместить их в хорошо освещенное теплое место. Зафиксировать даты, когда появятся корни и сделать вывод, какие листья лучше брать для вегетативного размножения бегонии.
Опыт № 3
Прививка кактусов
В качестве подвоя используют кактусы чаще всего шаровидной формы. Расщепить верхушку стебля на глубину 1,5 см и в этот расщеп вставить черенок зигокактуса с пятью члениками. Конец подвоя должен быть срезан в виде конуса. Прививку закрепить иголкой кактуса опунция и обвязать нитками. Кактусы после прививки нуждаются в тепле. Если срастание произойдет, то черенок через 7-10 дней тронется в рост. Через 8-10 дней после этого повязку снять. В результате формируется очень необычное и красивое растение.
Опыт № 4
Влияние света на рост колеуса
Берем 10 растений и разделим их на 2 группы: опытную и контрольную. Опытные растения помещаем в условия плохого освещения. Контрольные растения помещаем в хорошо освещенное место. В течение 20-25 дней ведем наблюдение за состоянием растений и делаем вывод о влиянии света на их рост.
Опыт № 5
Влияние повреждения луковицы на ее прорастание
Взять 6 луковиц: у 3 луковиц вырезать небольшой сектор. Затем их и 3 целые луковицы поместить в стакан с водой, так, чтобы донце было погружено в воду. Наблюдайте, воду меняйте через 3-5 дней. Сравните скорость развития опытной и контрольной (неповрежденной луковиц). Зафиксируйте даты и сделайте вывод.
Опыт № 6
Влияние полива и подкормки на рост и развитие примулы
Взять две группы растений одинакового возраста. Растения одной группы (опытной) поливать достаточно обильно, но не заливать и подкармливать каждую неделю полным минеральным удобрением, можно чередовать минеральные и органические удобрения. Для приготовления минерального удобрения взять 1 грамм калийной соли, 3 грамма суперфосфата и 2 грамма селитры на 1 литр воды. Для приготовления органического удобрения – одну часть птичьего помета залить 20-30 частями воды, размешать и дать постоять несколько дней. Подкормку производят после полива. Растения контрольной группы поливать ограниченно и не подкармливать. Ведя наблюдение, отметьте высоту стебля, количество листьев, дату появления бутонов и начало цветения. Сравните скорость роста и развития контрольных и опытных растений.
Опыт № 7
Влияние обработки ростовыми веществами на укоренение черенков комнатных растений
Срезать черенки комнатного растения, выбранного для размножения (бегония, герань, колеус, роза, лимон и другие). Одну часть черенков опустить нижними концами в 0,01-процентный водный раствор гетероауксина на 2-4 см и оставить на сутки. Другую часть черенков поместить просто в воду. Через сутки все черенки промыть проточной водой и посадить во влажный песок. Вести запись наблюдений над укоренением и началом роста обеих групп Черенков. Сделать вывод о влиянии обработки гетероауксина на укоренение и рост черенков. Опыт можно усложнить, использовав различные ростовые вещества и сравнив полученные результаты.
Опыт № 8
Движение воды по стеблю
Отрезать побег бальзамина длиной 20-25 см. Поместить его в сосуд с подкрашенной водой на глубину 3-4 см. Поставить сосуд так, чтобы стебель можно было рассматривать на свет. Около стебля укрепить линейку с делениями. Каждые 15 минут отмечать высоту поднятия окрашенной жидкости по стеблю. Скорость поднятия воды зависит от интенсивности испарения воды листьями растения, поэтому можно опыт усложнить, проведя наблюдение в сухом и во влажном помещении.
Опыт № 9
Влияние предпосевной обработки семян на их прорастание
Для опыта можно использовать семена цитрусовых, у которых семенная оболочка толстая и плохо пропускает воздух и воду. Чтобы ускорить прорастание таких семян, рекомендуется перед посевом подвергнуть их механической, тепловой или химической обработке.
Механическое нарушение целостности семенной оболочки: перед посевом растереть семена с речным песком или наколоть их иглой.
Тепловая обработка: залить семена кипятком и оставить в нем до остывания.
Химическая обработка: можно использовать семена томатов, огурцов, баклажан и перца:
а) за сутки до посева помещаем семена в раствор питьевой соды;
б) перед посевом выдержать семена в течение 2 часов в розовом растворе марганцово-кислого калия, затем промыть водой;
в) перед посевом поместить семеня в сок алое;
г) семена перед посевом обработать 0,01-процентным раствором гетероауксина;
д) за стуки замочить семена в обычной воде.
Выбираем для проведения опыта любой способ предпосевной обработки семян. Проводим обработку, как указано выше, и производим посев семян. Контролем служат семена, замоченные в воде или даже сухие семена. В течение 1-1,5 месяца в зависимости от культуры через определенные интервалы времени фиксировать результаты прорастания семян в опыте и контроле. Затем делается вывод о влиянии предпосевной обработки семян на их прорастание.
Опыт № 10
Размножение лимона черенками
Опыт можно провести в 4 вариантах. Первый вариант: черенки с листьями, второй – черенки без листа, третий – черенки без листьев под банкой, четвертый – черенки с листьями под банкой. Нарезаются черенки с 2-3 листами и 2-3 почками без листьев. Черенки замачиваются на сутки в 0,001-процентном растворе гетероауксина. Перед посадкой почву обрабатывают слабым раствором марганцево-кислого калия. Почва в горшках имеет следующий состав: а) 10 см перемытый речной песок (прокалить в духовке при температуре 200 градусов – 30 минут), б) 2-3 см камни с перегноем. Посадка черенков а) если черенок без листьев, то его высаживают на одном уровне с землей; б) если черенок с листьями, то ниже первого листа. Вариант 3,4 – накрываем банками. Через 2-3 дня банки снимаем на 5 минут. Рассмотреть почву и черенки, если появилась плесень, то обработать раствором медного купороса. По мере необходимости производить полив, так как земля всегда должна быть влажной. Через 35-40 дней после появления побегов банки нужно снимать на более продолжительное время.
Опыт № 11
Влияние удаления деток у калл на рост и цветение калл
Во время пересадки или в конце апреля, мая осторожно отделяют отпрыски (детки) калл от основного маточного растения, а на контрольных растениях удаление деток не производят. Уход за растениями опыта и контроля одинаковый. Опыт позволяет выяснить причины более обильного цветения калл.
Тематика опытов, рекомендуемая для проведения в школьной теплице
1.Влияние глубины заделки семян на время появления всходов
2. Влияние размеров семян на появление всходов
3. Влияние интенсивности освещения на окраску листьев (колеус, герань)
4. Влияние минеральной подкормки на рост и развитие герани
5. Влияние влажности почвы на рост и развитие растений (герань, бегония, колеус)
6. Влияние органических удобрений на рост и развитие растений
7. Влияние состава почвы на рост и развитие комнатных растений
8. Влияние сроков черенкования на укоренение комнатных растений
9. Влияние стимуляторов роста на время укоренение черенков
10. Влияние минеральных удобрений на урожай зелени овощных культур (укроп, петрушка, лук)
11. Влияние удаление стрелок на урожай чеснока
12. Обработка клубней картофеля древесной золой (на 10 кг картофеля 80 грамм золы)
13. Действие прищипки на развитие и урожайность огурцов
14. Влияние предпосевной обработки семян на их всхожесть
15. Влияние удаления деток у калл на рост и цветение калл
16 Корнеобразования на черенках древесных и кустарниковых растений
Список использованной литературы
К. Бекетт «Растения под стеклом», М. «Мир», 1988 год
Б. А. Доспехов и другие «Методика опытнической работы в школе»
Ф. Мак – Милан Броуз «Размножение растений» М. «Мир», 1987 год
«Ваша теплица» И. Б. Островская (журнал «биология в школе»), 1983 год
«Об организации работы школьной теплицы» В. Е. Шрам (журнал «биология в школе»), 1985 год
«Исследовательская деятельность педагога и учащегося в современной школе» (методическое пособие) под редакцией М. Чечель, М, Академия, 2003 год
«Ботанические опыты» Величева З. М. (журнал «биология в школе», 1980 год)
Подалко Н. В. и другие «Методика обучения ботанике», М, «Просвещение», 1982 год
В. А. Пономарева «Опытническая работа юных натуралистов», М, «Просвещение», 1961 год
Д. Г. Хессайон «Все о комнатных растениях», М. «Кладезь-букс», 2003 год