№ п\п | № урока | Название раздела, тема урока | Характеристика основных видов деятельности ученика | Д/ з | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки прохождения темы | |
Тема 1. Общие закономерности жизни (5 ч ) | | 9 А,Д | 9 Г | 9 А,Д | 9 Г | |
1. | 1. | Биология — наука о живом мире. Вводный инструктаж по т/б | Предметные: Называть и характеризовать различные научные области биологии. Характеризовать роль биологических наук в практической деятельности людей | § 1 | 04.09. | 03.09. | | | |
2. | 2. | Методы биологических исследований. | Предметные: Объяснять назначение методов исследования в биологии. Характеризовать и сравнивать методы между собой. Личностные: Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | § 2 | 06.09 | 06.09 | | | |
3. | 3. | Общие свойства живых организмов. | Предметные: Называть и характеризовать признаки живых существ. Метапредметные: Сравнивать свойства живых организмов и тел неживой природы, делать выводы | § 3 | 11.09 | 10.09 | | | |
4. | 4. | Многообразие форм жизни. | Предметные: Различать четыре среды жизни в биосфере. Характеризовать отличительные особенности представителей разных царств живой природы. Объяснять особенности строения и жизнедеятельности вирусов. Определять понятие «биосистема». Характеризовать структурные уровни организации жизни | § 4 | 13.09 | 13.09 | | | |
5. | 5. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие закономерности жизни». | Предметные: Объяснять роль биологии в жизни человека. Характеризовать свойства живого. Личностные: Овладевать умением аргументировать свою точку зрения при обсуждении проблемных вопросов темы, выполняя итоговые задания. Метапредметные: Находить в Интернете дополнительную информацию об учёных-биологах | Стр.19 - 21 | 18.09 | 17.09 | | | |
Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне (10 ч) | | | | | | |
6. | 1. | Многообразие клеток. Практическая работа № 1«Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток». Инструктаж по т/б | Предметные: Определять отличительные признаки клеток прокариот и эукариот. Приводить примеры организмов прокариот и эукариот. Характеризовать существенные признаки жизнедеятельности свободноживущей клетки и клетки, входящей в состав ткани. Метапредметные: Называть имена учёных, положивших начало изучению клетки. Сравнивать строение растительных и животных клеток. Личностные: Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | § 5 | 20.09 | 20.09 | | | |
7. | 2. | Химические вещества в клетке. | Предметные: Различать и называть основные неорганические и органические вещества клетки. Объяснять функции воды, минеральных веществ, белков, углеводов, липидов и нуклеиновых кислот в клетке. Метапредметные: Сравнивать химический состав клеток живых организмов и тел неживой природы, делать выводы | § 6 | 25.09 | 24.09 | | | |
8. | 3. | Строение клетки. | Предметные: Различать основные части клетки. Называть и объяснять существенные признаки всех частей клетки. Метапредметные: Сравнивать особенности клеток растений и животных | § 7 | 27.09 | 27.09 | | | |
9. | 4. | Органоиды клетки и их функции. | Предметные: Выделять и называть существенные признаки строения органоидов. Личностные: Различать органоиды клетки на рисунке учебника. Метапредметные: Объяснять функции отдельных органоидов в жизнедеятельности растительной и животной клеток | § 8 | 02.10 | 01.10 | | | |
10. | 5. | Обмен веществ — основа существования клетки. | Предметные: Определять понятие «обмен веществ». Устанавливать различие понятий «ассимиляция» и «диссимиляция». Характеризовать энергетическое значение обмена веществ для клетки и организма | § 9 | 04.10 | 04.10 | | | |
11. | 6. | Биосинтез белка в живой клетке. | Предметные: Определять понятие «биосинтез белка». Выделять и называть основных участников биосинтеза белка в клетке. Различать и характеризовать этапы биосинтеза белка в клетке. Личностные: Отвечать на итоговые вопросы | § 10 | 09.10 | 08.10 | | | |
12. | 7. | Биосинтез углеводов — фотосинтез. | Предметные: Определять понятие «фотосинтез». Сравнивать стадии фотосинтеза, делать выводы на основе сравнения. Характеризовать значение фотосинтеза для растительной клетки и природы в целом | § 11 | 11.10 | 11.10 | | | |
13. | 8. | Обеспечение клеток энергией. | Предметные: Определять понятие «клеточное дыхание». Сравнивать стадии клеточного дыхания и делать выводы. Характеризовать значение клеточного дыхания для клетки и организма. Метапредметные: Выявлять сходство и различия дыхания и фотосинтеза | § 12 | 16.10 | 15.10 | | | |
14. | 9. | Размножение клетки и её жизненный цикл. Лабораторная работа № 1 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками»(обучающая). | Предметные: Характеризовать значение размножения клетки. Сравнивать деление клетки прокариот и эукариот, делать выводы на основе сравнения. Определять понятия «митоз», «клеточный цикл». Метапредметные: Наблюдать и описывать делящиеся клетки по готовым микропрепаратам. Фиксировать результаты наблюдений, формулировать выводы. Личностные: Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | § 13 | 18.10 | 18.10 | | | |
15. | 10. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на клеточном уровне» | Предметные: Характеризовать существенные признаки важнейших процессов жизнедеятельности клетки. Метапредметные: Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций и сообщений по материалам темы | Стр.57 - 61 | 23.10 | 22.10 | | | |
16. | 1. | Организм — открытая живая система (биосистема). | Предметные: Обосновывать отнесение живого организма к биосистеме. Выделять существенные признаки биосистемы «организм»: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, связи с внешней средой. | § 14 | 25.10 | 25.10 | | | |
17. | 2. | Бактерии и вирусы. | Предметные: Выделять существенные признаки бактерий, цианобактерий и вирусов. Объяснять (на конкретных примерах) строение и значение бактерий, цианобактерий и вирусов. Метапредметные: Рассматривать и объяснять по рисунку учебника процесс проникновения вируса в клетку и его размножения. Личностные: Приводить примеры заболеваний, вызываемых бактериями и вирусами | § 15 | 06.11. | 05.11 | | | |
18. | 3. | Растительный организм и его особенности. | Предметные: Выделять и обобщать существенные признаки растений и растительной клетки. Характеризовать особенности процессов жизнедеятельности растений: питания, дыхания, фотосинтеза, размножения. Метапредметные: Сравнивать значение полового и бесполого способов размножения растений, делать выводы на основе сравнения. Личностные: Приводить примеры использования человеком разных способов размножения растений в хозяйстве и в природе | § 16 | 08.11 | 08.11 | | | |
19. | 4. | Многообразие растений и значение в природе. | Предметные: Выделять и обобщать существенные признаки растений разных групп, приводить примеры этих растений. Выделять и обобщать особенности строения споровых и семенных растений. Метапредметные: Различать и называть органы растений на натуральных объектах и таблицах. Личностные: Сравнивать значение семени и спор в жизни растений | § 17 | 13.11 | 12.11 | | | |
20. | 5. | Организмы царства грибов и лишайников. | Предметные: Выделять и характеризовать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности грибов и лишайников на конкретных примерах. Метапредметные: Сравнивать строение грибов со строением растений, животных и лишайников, делать выводы. Личностные: Отмечать опасность ядовитых грибов и необходимость знания правил сбора грибов в природе | § 18 | 15.11 | 15.11 | | | |
21. | 6. | Животный организм и его особенности. | Предметные: Выделять и обобщать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности животных. Метапредметные: Называть конкретные примеры различных диких животных и наиболее распространённых домашних животных. Личностные: Объяснять роль различных животных в жизни человека. | § 19 | 20.11 | 19.11 | | | |
22. | 7. | Многообразие животных. | Предметные: Выделять и обобщать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности животных. Метапредметные: Различать на натуральных объектах и таблицах органы и системы органов животных разных типов и классов, наиболее распространённых домашних животных и животных, опасных для человека. Личностные: Объяснять роль различных животных в жизни человека. | § 20 | 22.11 | 22.11 | | | |
23. | 8. | Сравнение свойств организма человека и животных. | Предметные: Приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными. Метапредметные: Выявлять и называть клетки, ткани, органы и системы органов человека на рисунках учебника и таблицах. Личностные: Выделять особенности биологической природы человека и его социальной сущности, делать выводы | § 21 | 27.11 | 26.11 | | | |
24. | 9. | Размножение живых организмов. | Предметные: Выделять и характеризовать существенные признаки двух типов размножения организмов. Метапредметные: Выявлять и характеризовать половое и бесполое поколения у папоротника по рисунку учебника. Личностные: Раскрывать биологическое преимущество полового размножения | § 22 | 29.11 | 29.11 | | | |
25. | 10. | Индивидуальное развитие организмов. | Предметные: Определять понятие «онтогенез». Выделять и сравнивать существенные признаки двух периодов онтогенеза. Метапредметные: Объяснять на примере насекомых развитие с полным и неполным превращением. Называть и характеризовать стадии роста и развития у лягушки | § 23 | 04.12. | 03.12. | | | |
26. | 11. | Образование половых клеток. Мейоз. | Предметные: Называть и характеризовать женские и мужские половые клетки, диплоидные и гаплоидные клетки организмов. Определять понятие «мейоз». Метапредметные: Анализировать и оценивать биологическую роль мейоза | § 24 | 06.12 | 06.12 | | | |
27. | 12. | Изучение механизма наследственности. | Предметные: Характеризовать этапы изучения наследственности организмов. Личностные: Объяснять существенный вклад в исследования наследственности и изменчивости Г. Менделя. Метапредметные: Выявлять и характеризовать современные достижения науки в исследованиях наследственности и изменчивости | § 25 | 11.12 | 10.12 | | | |
28. | 13. | Основные закономерности наследственности организмов. Лабораторная работа № 2«Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разныхвидов»(обучающая) | Предметные: Сравнивать понятия «наследственность» и «изменчивость». Объяснять механизмы наследственности и изменчивости организмов. Метапредметные: Приводить примеры проявления наследственности и изменчивости организмов | § 26 | 13.12 | 13.12 | | | |
29. | 14. | Закономерности изменчивости. | Предметные: Выделять существенные признаки изменчивости. Называть и объяснять причины наследственной изменчивости. Метапредметные: Выявлять, наблюдать, описывать признаки проявления наследственных свойств организмов и их изменчивости. Обобщать информацию и формулировать выводы. Личностные: Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | § 27 | 18.12 | 27.12 | | 19 | |
30. | 15. | Ненаследственная изменчивость. Практическая работа № 2 «Изучение изменчивости у организмов». | Предметные: Выявлять признаки ненаследственной изменчивости. Называть и объяснять причины ненаследственной изменчивости. Метапредметные: Выявлять, наблюдать, описывать признаки изменчивости организмов на примере листьев клёна и раковин моллюсков. Обобщать информацию и формулировать выводы. Личностные: Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | § 28 | 20.12 | 20.12 | | 21 | |
31. | 16. | Основы селекции организмов. | Предметные: Называть и характеризовать методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Анализировать значение селекции и биотехнологии в жизни людей | § 29 | 25.12 | 24.12 | | 26 | |
32. | 17. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на организменном уровне». | Предметные: Характеризовать отличительные признаки живых организмов. Метапредметные: Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций проектов и сообщений по материалам | Стр.126 - 130 | 27.12 | 27.12 | | 28 | |
Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 ч) | | | | | | |
33. | 1 | Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. | Предметные: Выделять и пояснять основные идеи гипотез о происхождении жизни. Объяснять постановку и результаты опытов Л.Пастера | § 30 | 10.01 | 10.01 | | 23 | |
34. | 2. | Современные представления о возникновении жизни на Земле. | Предметные: Характеризовать и сравнивать основные идеи гипотез Опарина и Холдейна о происхождении жизни, делать выводы на основе сравнения. Метапредметные: Объяснять процессы возникновения коацерватов как первичных организмов | § 31 | 15.01 | 14.01 | | 23.01 | |
35. | 3. | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. | Предметные: Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности первичных организмов. Метапредметные: Отмечать изменения условий существования жизни на Земле. Личностные: Аргументировать процесс возникновения биосферы. | § 32 | 17.01 | 17.01 | | 25 | |
36. | 4. | Этапы развития жизни на Земле. | Предметные: Выделять существенные признаки эволюции жизни. Метапредметные: Характеризовать причины выхода организмов на сушу. Личностные: Описывать изменения, происходившие в связи с этим на Земле и в свойствах организмов | § 33 | 22.01 | 21.01 | | 25.01 | |
37. | 5. | Идеи развития органического мира в биологии. | Предметные: Выделять существенные положения теории эволюции Ж.-Б. Ламарка. Метапредметные: Аргументировать несостоятельность законов, выдвинутых Ламарком, как путей эволюции видов. Личностные: Характеризовать значение теории эволюции Ламарка для биологии | § 34 | 24.01 | 24.01 | | 30 | |
38. | 6. | Чарлз Дарвин об эволюции органического мира. | Предметные: Выделять и объяснять существенные положения теории эволюции Ч. Дарвина. Характеризовать движущие силы эволюции. Называть и объяснять результаты эволюции. Личностные: Аргументировать значение трудов Ч. Дарвина | § 35 | 29.01 | 28.01 | | 30 | |
39. | 7. | Современные представления об эволюции органического мира. | Предметные: Выделять и объяснять основные положения эволюционного учения. Объяснять роль популяции в процессах эволюции видов. Называть факторы эволюции, её явления, материал, элементарную единицу | § 36 | 31.01 | 31.01 | | 1.02 | |
40. | 8. | Вид, его критерии и структура. | Предметные: Выявлять существенные признаки вида. Личностные: Объяснять на конкретных примерах формирование приспособленности организмов вида к среде обитания. Метапредметные: Сравнивать популяции одного вида, делать выводы. | § 37 | 05.02 | 04.02 | | 1 | |
41. | 9. | Процессы образования видов. | Предметные: Объяснять причины многообразия видов. Личностные: Приводить конкретные примеры формирования новых видов. Метапредметные: Анализировать и сравнивать примеры видообразования (на конкретных примерах) | § 38 | 07.02 | 07.02 | | 6 | |
42. | 10. | Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов. | Предметные: Выделять существенные процессы дифференциации вида. Объяснять возникновение надвидовых групп. Личностные: Приводить примеры, служащие доказательством процесса эволюции жизни на Земле. Метапредметные: Использовать и пояснять иллюстративный материал учебника, извлекать из него нужную информацию | § 39 | 12.02 | 11.02 | | 8 | |
43. | 11. | Основные направления эволюции. | Предметные: Определять понятия «биологический прогресс», «биологический регресс». Характеризовать направления биологического прогресса. Объяснять роль основных направлений эволюции. Метапредметные: Анализировать и сравнивать проявление основных направлений эволюции. Личностные: Называть и пояснять примеры ароморфоза, идиоадаптации и общей дегенерации | § 40 | 14.02 | 14.02 | | 13 | |
44. | 12. | Примеры эволюционных преобразований живых организмов. | Предметные: Характеризовать эволюционные преобразования у животных на примере нервной, пищеварительной, репродуктивной систем. Характеризовать эволюционные преобразования репродуктивной системы у растений. Метапредметные: Сравнивать типы размножения у растительных организмов. | § 41 | 19.02 | 18.02 | | 15 | |
45. | 13. | Основные закономерности эволюции. Практическая работа № 3 «Приспособленность организмов к среде обитания». Инструктаж по т/б | Предметные: Называть и характеризовать основные закономерности эволюции. Метапредметные: Анализировать иллюстративный материал учебника для доказательства существования закономерностей процесса эволюции, характеризующих её общую направленность. Личностные: Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | § 42 | 21.02 | 21.02 | | 20.02 | |
46. | 14. | Человек — представитель животного мира. | Предметные: Различать и характеризовать основные особенности предков приматов и гоминид. Личностные: Сравнивать и анализировать признаки ранних гоминид и человекообразных обезьян на рисунках учебника. Метапредметные: Находить в Интернете дополнительную информацию о приматах и гоминидах | § 43 | 26.02 | 25.02 | | 22.02 | |
47. | 15. | Эволюционное происхождение человека. | Предметные: Характеризовать основные особенности организма человека. Метапредметные: Сравнивать признаки сходства строения организма человека и человекообразных обезьян. Личностные: Доказывать на конкретных примерах единство биологической и социальной сущности человека | § 44 | 28.02 | 28.02 | | 27 | |
48. | 16. | Ранние этапы эволюции человека. | Предметные: Различать и характеризовать стадии антропогенеза. Метапредметные: Находить в Интернете дополнительную информацию о предшественниках и ранних предках человека | § 45, стр. 188 - 190 | 05.03 | 04.03 | | .29 | |
49. | 17. | Поздние этапы эволюции человека. | Предметные: Характеризовать неоантропа — кроманьонца как человека современного типа. Метапредметные: Называть решающие факторы формирования и развития Человека разумного. Личностные: Обосновывать влияние социальных факторов на формирование современного человека | § 45, стр.191 - 193 | 07.03 | 07.03 | | 5.03 | |
50. | 18. | Человеческие расы, их родство и происхождение. | Предметные: Называть существенные признаки вида Человек разумный. Личностные: Характеризовать родство рас на конкретных примерах. Метапредметные: Называть и объяснять главный признак, доказывающий единство вида Человек разумный | § 46 | 12.03 | 11.03 | | 7 | |
51. | 19. | Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. | Предметные: Выявлять причины влияния человека на биосферу. Метапредметные: Характеризовать результаты влияния человеческой деятельности на биосферу. Личностные: Приводить конкретные примеры полезной и губительной деятельности человека в природе.Аргументировать необходимость бережного отношения к природе | § 47 | 14.03 | 14.03 | | 12 | |
52. | 20. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле». | Предметные: Выделять существенные признаки вида. Характеризовать основные направления и движущие силы эволюции. Метапредметные: Находить в Интернете дополнительную информацию о происхождении жизни и эволюции человеческого организма. | Стр. 200 - 205 | 19.03 | 18.03 | | 14.03 | |
Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (15 ч) | | | | | | |
53. | 1. | Условия жизни на Земле. | Предметные: Выделять и характеризовать существенные признаки сред жизни на Земле. Личностные: Характеризовать черты приспособленности организмов к среде их обитания. Метапредметные: Распознавать и характеризовать экологические факторы среды | § 48 | 21.03 | 21.03 | | 2.04 | |
54. | 2. | Общие законы действия факторов среды на организмы. | Предметные: Выделять и характеризовать основные закономерности действия факторов среды на организмы. Метапредметные: Анализировать действие факторов на организмы по рисункам учебника. Личностные: Приводить примеры сезонных перестроек жизнедеятельности у животных и растений | § 49 | 26.03 | 25.03 | | 4 | |
55. | 3. | Приспособленность организмов к действию факторов среды. | Предметные: Приводить конкретные примеры адаптаций у живых организмов. Называть необходимые условия возникновения и поддержания адаптаций. | § 50 | 28.03 | 28.03 | | 9 | |
56. | 4. | Биотические связи в природе. | Предметные: Выделять и характеризовать типы биотических связей. Объяснять многообразие трофических связей. Личностные: Объяснять значение биотических связей | § 51 | 9.04. | 08.04. | | | |
57. | 5. | Взаимосвязи организмов в популяции. | Предметные: Выделять существенные свойства популяции как группы особей одного вида. Объяснять территориальное поведение особей популяции. Личностные: Называть и характеризовать примеры территориальных, пищевых и половых отношений между особями в популяции. Метапредметные: Анализировать содержание рисунка учебника, иллюстрирующего свойства популяций | § 52, стр. 223 - 225 | 11.04 | 11.04 | | | |
58. | 6 | Функционирование популяций в природе. | Предметные: Выявлять проявление демографических свойств популяции в природе. Характеризовать причины колебания численности и плотности популяции. Сравнивать понятия «численность популяции» и «плотность популяции», делать выводы. Метапредметные: Анализировать содержание рисунков учебника | § 52, стр. 225 - 228 | 16.04 | 15.04 | | | |
59. | 7. | Природное сообщество — биогеоценоз. | Предметные: Выделять существенные признаки природного сообщества. Характеризовать ярусное строение биоценозов, цепи питания, сети питания и экологические ниши. Метапредметные: Сравнивать понятия «биогеоценоз» и «биоценоз». Личностные: Объяснять на конкретных примерах средообразующую роль видов в биоценозе | § 53 | 18.04 | 18.04 | | | |
60. | 8. | Биогеоценозы, экосистемы и биосфера. | Предметные: Выделять, объяснять и сравнивать существенные признаки природного сообщества как экосистемы или биогеоценоза. Характеризовать биосферу как глобальную экосистему. Личностные: Характеризовать роль В.И. Вернадского в развитии учения о биосфере. Метапредметные: Анализировать и пояснять содержание рисунков учебника | § 54 | 23.04 | 22.04 | | | |
61. | 9. | Развитие и смена природных сообществ. | Предметные: Объяснять и характеризовать процесс смены биогеоценозов. Метапредметные: Объяснять процессы смены экосистем на примерах природы родного края | § 55 | 25.04 | 25.04 | | | |
62. | 10. | Многообразие биогеоценозов (экосистем). | Предметные: Выделять и характеризовать существенные признаки и свойства водных, наземных экосистем и агроэкосистем. Метапредметные: Сравнивать между собой естественные и культурные экосистемы, делать выводы | § 56 | 30.04 | 29.04. | | | |
63. | 11. | Основные законы устойчивости живой природы. | Предметные: Выделять и характеризовать существенные причины устойчивости экосистем. Личностные: Объяснять на конкретных примерах значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости экосистемы. Метапредметные: Приводить примеры видов — участников круговорота веществ в экосистемах. | § 57 | 02.05. | 02.05. | | | |
64. | 12. | Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы. Лабораторная работа № 3 «Оценка качества окружающей среды»(обучающая). | Предметные: Выделять и характеризовать причины экологических проблем в биосфере. Метапредметные: Обсуждать на конкретных примерах экологические проблемы своего региона и биосферы в целом. Личностные: Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | § 58, стр.218 | 07.05. | 06.05 | | | |
65. | 13. | Экскурсия в природу «Изучение и описание экосистемы своей местности». | Предметные: Описывать особенности экосистемы своей местности. Метапредметные: Наблюдать за природными явлениями, фиксировать результаты, делать выводы. Личностные: Соблюдать правила поведения в природе | отчет | 14.05 | 13.05 | | | |
66. | 14. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности взаимоотношений организмов и среды» | Предметные: Выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания. Личностные: Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе. Метапредметные: Находить в Интернете дополнительную информацию о работе учёных по сохранению редких и исчезающих видов животных и растений. | Стр.252 - 256 | 16.05 | 16.05 | | | |
67. | 15. | Итоговый контроль знаний курса биологии 9 класса. | Предметные: Систематизировать знания по темам раздела «Общие биологические закономерности». Метапредметные: Применять основные виды учебной деятельности при формулировке ответов к итоговым заданиям | Повт.стр.252 | 21.05 | 20.05 | | | |
68. | | Резерв. | | | 23.05 | 23.05 | | | |