kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 6 класс. ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 6 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №77»



УТВЕРЖДАЮ: Программа рекомендована

Директор МБОУ «Средняя к работе педагогическим

общеобразовательная советом школы № 77

школа № 77» Протокол №_____

_____________Зудина Г. А. от «___» ________20__г.

Программа обсуждена на

методическом объединении

учителей естественно- информационного направления

Протокол №_____

от «____» __________20___г.



Рабочая учебная программа

по биологии для 6 класса



Рабочая программа учебного предмета «Биология. Живой организм» для 6 класса (концентрический курс) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования








Составитель программы:

учитель МБОУ «Средняя

общеобразовательная школа № 77»

Шарапова Н. М






Новокузнецк, 2017


Пояснительная записка

1. Программа включает в себя следующие разделы:

1)      Пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики предмета;

          2) Общую характеристику предмета, курса;

          3) Описание места учебного предмета, курса в  учебном плане;

          4) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного предмета, курса;

          5) Содержание учебного предмета, курса;

         6) Тематическое планирование  с указанием основных видов учебной деятельности

          7) Описание учебно- методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса;

         8) Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

     2.  Содержит подробное календарно-тематическое планирование для 6класса


Рабочая программа составлена на основе требований ФГОС основного общего образования второго поколения, примерной программы основного общего образования по биологии, рабочих программ по биологии для 5-9 классов системы учебников « Вертикаль»- концентрическая « Сфера жизни».

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Н.И. Сонина. Биология. Живой организм. 6 класс (концентрический курс). М.:Дрофа,2014.

1. Рабочая программа по биологии для основной школы разработана в соответствии с Федеральным государ­ственным образовательным стандартом основного общего обра­зования, ; примерной программой по учебным предметам «Биология 5-9 классы» (стандарты второго поколения) М., Просвещение, 2011; авторской учебной программой Н.И.Сонин, В.Б.Захаров «Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс» М.: Дрофа,2014;

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебников по биологии и учебно-методических пособий предметной линии «Сфера жизни» (концентрический курс), созданных коллективом авторов под руководством Н.И.Сонина.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающие включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

  • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.


 Основные образовательные технологии:

- Технология проблемно – диалогического обучения

- Технология продуктивного чтения

- Информационно – коммуникационные технологии

- Здоровьесберегающие технологии

- Личностно- ориентированные технологии 


Формы контроля:

1) фронтальный опрос

2) тестовые задания

с однозначным выбором ответа,

с многозначным ответом,

на дополнение,

перекрестного выбора

3) письменная контрольная работа



Цели и задачи курса:

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки  и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

2. Общая характеристика предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Программа составлена в соответствии с основными положениями системно-деятельностного подхода в обучении. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.


В 6 классе учащиеся получают знания о разнообразии живых организмов, их отличиях от объектов неживой природы. В курсе рассматриваются вопросы строения и жизнедеятельности организмов, принадлежащих к разным царствам природы, особенности взаимодействия объектов живой и неживой природы. Учащиеся узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

3.Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 6 классе основной школы выделяется 70 часов (2 часа в неделю, 35ч региональный компонент).



Год обучения

Количество часов

Количество учебных недель

Всего за год

5

1

35

35

6

2

70

70

7

2

35

70

8

2

35

70

9

2

34

68




За курс обучения- 313


4. Результаты учебного предмета изучения


Деятельность образовательной организации в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

 Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1) умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2)  умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4)  умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы)

4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы 

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— суть понятий и терминов: «клетка», «ядро», «мембрана», «оболочка», «пластида», «органоид», «хромосома», «ткань», «орган», «корень», «стебель», «лист», «почка», «цветок», «плод», «семя», «система органов», «пищеварительная система», «кровеносная система», «дыхательная система», «выделительная система», «опорно-двигательная система», «нервная система», «эндокринная система», «размножение»; «почвенное питание», «воздушное питание», «хлоропласт», «фотосинтез», «питание», «дыхание», «транспорт веществ», «выделение», «листопад», «обмен веществ», «холоднокровные животные», «теплокровные животные», «опорная система», «скелет», «движение», «раздражимость», «нервная система», «эндокринная система», «рефлекс», «размножение», «половое размножение», «бесполое размножение», «почкование», «гермафродит», «оплодотворение», «опыление», «рост», «развитие», «прямое развитие», «непрямое развитие»; «среда обитания», «факторы среды», «факторы неживой природы», «факторы живой природы», «пищевые цепи», «пищевые сети», «природное сообщество», «экосистема»;

— основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных;

— что лежит в основе строения всех живых организмов;

— строение частей побега, основных органов систем органов животных, указывать их значение.

— органы и системы, составляющие организмы растения и животного.

— как тот или иной фактор среды может влиять на живые организмы;

— характер взаимосвязей между живыми организмами в природном сообществе;

— структуру природного сообщества.



Учащиеся должны уметь:

— распознавать и показывать на таблицах основные органоиды клетки, растительные и животные ткани, основные органы и системы органов растений и животных;

— исследовать строение основных органов растения;

— устанавливать основные черты различия в строении растительной и животной клеток;

— устанавливать взаимосвязь между строением побега и его функциями;

— исследовать строение частей побега на натуральных объектах, определять их на таблицах;

— обосновывать важность взаимосвязи всех органов и систем органов для обеспечения целостности организма.

— определять и показывать на таблице органы и системы, составляющие организмы растений и животных;

— объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов;

— обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;

— сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;

— наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;

— исследовать строение отдельных органов организмов;

— фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;

— соблюдать правила поведения в кабинете биологии.



Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с дополнительными источниками информации;

— давать определения;

— работать с биологическими объектами.

— организовывать свою учебную деятельность;

— планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);

— составлять план работы;

— участвовать в групповой работе (малая группа, класс);

— осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;

— работать с текстом параграфа и его компонентами;

— составлять план ответа;

— составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;

— узнавать изучаемые объекты на таблицах;

— оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.



Личностные результаты обучения

— формирование ответственного отношения к обучению;

— формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ;

— развитие навыков обучения;

— формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;

— формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека;

— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;

— осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

— осознание значения семьи в жизни человека;

— уважительное отношение к старшим и младшим товарищам.



5.Содержание учебного предмета

Программа включает 3 содержательных раздела: «Строение и свойства живых организмов», «Жизнедеятельность организмов», «Организм и среда». В 6 классе учащиеся получают знания о разнообразии жи­вых организмов, их отличиях от объектов неживой приро­ды. В курсе рассматриваются вопросы строения и жизнеде­ятельности организмов, принадлежащих к разным царствам природы, особенности взаимодействия объектов живой и не­живой природы. Учащиеся узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем. Изучение курса «Живой организм» рекомендуется осуществлять на примере живых организмов и экосистем Кемеровской области.

Количество учебных часов в год – 70ч, из которых 35ч региональный компонент , 2 часа в неделю.


Содержание программы Биология. Живой организм. 6 класс (70 ч, 2 ч в неделю)

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (24 ч)

Тема 1.1. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (3 ч)

Многообразие живых организмов. Основные свойст­ва живых организмов: клеточное строение, сходный хи­мический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыха­ние, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

Тема 1.2. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТОК (4 ч)

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятель­ности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углево­ды, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Лабораторные и практические работы №1

Определение состава семян пшеницы.

Тема 1.3. СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ И ЖИВОТНОЙ КЛЕТОК. КЛЕТКА — ЖИВАЯ СИСТЕМА (4 ч)

Клетка — элементарная единица живого. Безъядер­ные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплаз­мы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.

Лабораторные и практические работы №2

Строение клеток живых организмов (на готовых мик­ропрепаратах).

Тема 1.4. ДЕЛЕНИЕ КЛЕТКИ (2 ч)

Деление — важнейшее свойство клеток. Значение деления для роста и развития многоклеточного организма. Два типа деления. Деление — основа размножения организ­мов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза и его биологическое значе­ние.

Демонстрация

Микропрепарат «Митоз». Микропрепараты хромосом­ного набора человека, животных и растений.

Тема 1.5. ТКАНИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ (2 ч)

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межкле­точное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Лабораторные и практические работы №3

Ткани живых организмов.

Тема 1.6. ОРГАНЫ И СИСТЕМЫ ОРГАНОВ (6 ч)

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Ви­доизменения корней. Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Пере­движение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды, их значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, опор­но-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

Лабораторные и практические работы №4

Распознавание органов растений и животных.

Тема 1.7. РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ КАК ЦЕЛОСТНЫЕ ОРГАНИЗМЫ (3 ч)

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— суть понятий и терминов: «клетка», «ядро», «мембрана», «оболочка», «пластида», «органоид», «хромо­сома», «ткань», «орган», «корень», «стебель», «лист», «почка», «цветок», «плод», «семя», «система органов», «пи­щеварительная система», «кровеносная система», «дыха­тельная система», «выделительная система», «опорно-двига­тельная система», «нервная система», «эндокринная систе­ма», «размножение»;

— основные органоиды клетки, ткани растений и жи­вотных, органы и системы органов растений и животных;

— что лежит в основе строения всех живых организмов;

— строение частей побега, основных органов и систем органов животных, указывать их значение.

Учащиеся должны уметь:

— распознавать и показывать на таблицах основные орга­ноиды клетки, растительные и животные ткани, основные органы и системы органов растений и животных;

— исследовать строение основных органов растения;

— устанавливать основные черты различия в строении растительной и животной клеток;

— устанавливать взаимосвязь между строением побега и его функциями;

— исследовать строение частей побега на натуральных объектах, определять их на таблицах;

— обосновывать важность взаимосвязи всех органов и систем органов для обеспечения целостности организма.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с дополнительными источниками инфор­мации;

— давать определения;

— работать с биологическими объектами.

Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (37 ч)

Тема 2.1. ПИТАНИЕ И ПИЩЕВАРЕНИЕ (4 ч)

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, па­разиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

Демонстрация

Действие желудочного сока на белок. Действие слюны на крахмал. Опыты, доказывающие образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями, роль света и воды в жизни растений.

Тема 2.2. ДЫХАНИЕ (4 ч)

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе рас­щепления органических веществ и освобождения энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании рас­тений. Дыхание животных. Органы дыхания животных ор­ганизмов.

Демонстрация

Опыты, иллюстрирующие дыхание прорастающих семян; дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выды­хаемом воздухе.

Тема 2.3. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМЕ (4 ч)

Перенос веществ в организме, его значение. Пере­движение веществ в растении. Особенности строения орга­нов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кро­веносная система, её строение и функции. Гемолимфа. Кровь и её составные части (плазма, клетки крови).

Демонстрация

Опыт, иллюстрирующий пути передвижения органи­ческих веществ по стеблю растения. Микропрепараты «Строение клеток крови лягушки» и «Строение клеток кро­ви человека».

Лабораторные и практические работы №5

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

Тема 2.4. ВЫДЕЛЕНИЕ. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ (4 ч)

Роль выделения в процессе жизнедеятельности орга­низмов. Продукты выделения у растений и животных. Вы­деление у растений. Выделение у животных. Основные вы­делительные системы у животных. Обмен веществ и энер­гии.

Тема 2.5. ОПОРНЫЕ СИСТЕМЫ (2 ч)

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.

Демонстрация

Скелеты млекопитающих. Распилы костей. Раковины моллюсков. Коллекции насекомых.

Лабораторные и практические работы №6

Разнообразие опорных систем животных.

Тема 2.6. ДВИЖЕНИЕ (4 ч)

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механиз­мы, обеспечивающие движение живых организмов.

Лабораторные и практические работы №7-8

Движение инфузории туфельки. Перемещение дождевого червя.

Тема 2.7. РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (4 ч)

Жизнедеятельность организма и её связь с окружаю­щей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности орга­низмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.

Тема 2.8. РАЗМНОЖЕНИЕ (4 ч)

Биологическое значение размножения. Виды раз­множения. Бесполое размножение животных (деление прос­тейших, почкование гидры). Бесполое размножение расте­ний. Половое размножение организмов. Особенности по­лового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Демонстрация

Способы размножения растений. Разнообразие и строение соцветий.

Лабораторные и практические работы №9

Вегетативное размножение комнатных растений.

Тема 2.9. РОСТ И РАЗВИТИЕ (4 ч)

Рост и развитие растений. Индивидуальное разви­тие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития живот­ных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетни ка). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и не­прямое развитие.

Демонстрация

Способы распространения плодов и семян. Прорастание семян.

Лабораторные и практические работы №10

Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллек­ционном материале).

Тема 2.10. ОРГАНИЗМ КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ (3 ч)

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Регуляторная деятельность нервной и гуморальной систем. Организм функционирует как единое целое. Организм — биологическая система.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— суть понятий и терминов: «почвенное питание», «воздушное питание», «хлоропласт», «фотосинтез», «пита­ние», «дыхание», «транспорт веществ», «выделение», «листопад», «обмен веществ», «холоднокровные живот­ные», «теплокровные животные», «опорная система», «ске­лет», «движение», «раздражимость», «нервная система», «эндокринная система», «рефлекс», «размножение», «поло­вое размножение», «бесполое размножение», «почкование», «гермафродит», «оплодотворение», «опыление», «рост», «развитие», «прямое развитие», «непрямое развитие»;

— органы и системы, составляющие организмы растения и животного.

Учащиеся должны уметь:

— определять и показывать на таблице органы и системы, составляющие организмы растений и животных;

— объяснять сущность основных процессов жизне­деятельности организмов;

— обосновывать взаимосвязь процессов жизнеде­ятельности между собой;

— сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;

— наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;

— исследовать строение отдельных органов организмов;

— фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;

— соблюдать правила поведения в кабинете биологии.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— организовывать свою учебную деятельность;

— планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);

— составлять план работы;

— участвовать в групповой работе (малая группа, класс);

— осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;

— работать с текстом параграфа и его компонентами;

— составлять план ответа;

— составлять вопросы к тексту, разбивать его на от­дельные смысловые части, делать подзаголовки;

— узнавать изучаемые объекты на таблицах;

— оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

Раздел 3. Организм и среда (7 ч)

Тема 3.1. СРЕДА ОБИТАНИЯ. ФАКТОРЫ СРЕДЫ (4 ч)

Влияние факторов неживой природы (температуры, влажности, света) на живые организмы. Взаимосвязи жи­вых организмов.

Демонстрация

Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимо­связи живых организмов.

Тема 3.2. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА (3 ч)

Природное сообщество. Экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

Демонстрация

Модели экологических систем, коллекции, иллюстри­рующие пищевые цепи и сети.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— суть понятий и терминов: «среда обитания», «факторы среды», «факторы неживой природы», «факторы живой природы», «пищевые цепи», «пищевые сети», «природное сообщество», «экосистема»;

— как тот или иной фактор среды может влиять на живые организмы;

— характер взаимосвязей между живыми организмами в природном сообществе;

— структуру природного сообщества.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— организовывать свою учебную деятельность;

— планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);

— составлять план работы;

— участвовать в групповой работе (малая группа, класс);

— осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;

— работать с текстом параграфа и его компонентами;

— составлять план ответа;

— составлять вопросы к тексту, разбивать его на от­дельные смысловые части, делать подзаголовки;

— узнавать изучаемые объекты на таблицах;

— оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

Личностные результаты обучения

— Формирование ответственного отношения к обучению;

— формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ;

— развитие навыков обучения;

— формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;

— формирование и доброжелательные отношения к мне­нию другого человека;

— формирование коммуникативной компетентности в об­щении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посто­ронними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;

— осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

— осознание значения семьи в жизни человека;

— уважительное отношение к старшим и младшим то­варищам.

Резервное время — 2 ч.

Тематическое планирование 6 класс

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Из них

практические и лабораторные работы

контрольные работы

1

2

3

4

5

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (24ч)

1

Тема 1.1. Основные свойства живых орга­низмов. Флора и фауна Кемеровской области

3



2

Тема 1.2. Химический состав клеток. Влияние среды обитания в Кемеровской области на химический состав клеток.


4

Лабораторная работа № 1 «Опре­деление состава семян пшеницы»


3

Тема 1.3. Строение рас­тительной и животной клеток. Клетка - живая система

4

Лабораторная работа № 2 «Строение клеток живых орга­низмов (на готовых микропре­паратах)»

Контрольная работа по теме «Основные свойства живого. Клетка»

4

Тема 1.4. Деление клетки. Хроматография организмов Кузбасса


2



5

Тема 1.5. Ткани расте­ний и животных. Ткани растительных и животных организмов Кемеровской области»

2

Лабораторная работа № 3 «Тка­ни живых организмов»


6

Тема 1.6. Органы и сис­темы органов. Изучение органов цветкового растения Кузбасса». Побеги растений Кузбасса




6

Лабораторная работа № 4 «Рас­познавание органов растений и животных»


7

Тема 1.7. Растения и животные как цело­стные организмы. Примеры корневых систем растений Кузбасса. Видоизменения корней

растений области.




3


Контрольная работа по теме «Растения и жи­вотные как целостные организмы»

Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (37ч)

8

Тема 2.1. Питание и пищеварение. Травоядные жи­вотные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты Кемеровской области.

Пищевые группы животных Кемеровской области.


4



9

Тема 2.2. Дыхание. Типы дыхания на примере организмов Кемеровской области.


4


Контрольная работа по теме «Питание. Пи­щеварение. Дыхание»

10

Тема 2.3. Передвиже­ние веществ в орга­низме. Особенности переноса и транспорта веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функ­ции.


4

Практическая работа № 1 «Пе­редвижение воды и минераль­ных веществ по стеблю»


11

Тема 2.4. Выделение. Обмен веществ и энергии . Выделение у растений Кузбасса

Обменные процессы на примере организмов флоры и фауны Кемеровской области.


4


Контрольная работа по теме «Передвижение веществ. Выделение. Обмен веществ»

12

Тема 2.5. Опорные сис­темы. Опорные системы животных и растений Кемеровской области.


2

Лабораторная работа № 5 «Раз­нообразие опорных систем жи­вотных»


9

Окончание табл.

1

2

3

4

5

13

Тема 2.6. Движение

4

Лабораторная работа № 6 «Дви­жение инфузории туфельки». Лабораторная работа № 7 «Пе­ремещение дождевого червя»


14

Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедея­тельности. Основные типы нервных систем животных Кемеровской области


4


Контрольная работа по теме «Движение. Ре­гуляция процессов жиз­недеятельности»

15

Тема 2.8. Размножение. Размножение на примерах организмов Кузбасса.


4

Практическая работа № 2, Веге­тативное размножение комнат­ных растений


16

Тема 2.9. Рост и раз­витие. Индивидуальное развитие на примере организмов Кузбасса. Наблюдение за ростом растений Кузбасса

4

Лабораторная работа № 8 «Пря­мое и непрямое развитие насе­комых (на коллекционном мате­риале)»

Контрольная работа по теме «Размножение. Рост и развитие»

17

Тема 2.10. Организм как единое целое

3



Раздел 3. Организм и среда (7 ч)

18

Тема 3.1. Среда обита­ния. Факторы среды

4



19

Тема 3.2. Природные сообщества. Цепи питания на примере сообществ Кузбасса.

Красная книга Кузбасса

3



Итоговая контрольная работа. Резерв (2 ч)

20

Итоговая контрольная работа

1


Итоговая контрольная работа по курсу «Биоло­гия. Живой организм»

21

Резерв

1




Итого

70



10







6. Тематическое планирование

Биология. Живой организм. 6 класс (70 ч)



Тема

Содержание

Характеристики видов деятельности учащихся

Строение в свойства живых организмов (24)

Основные свойства живых организмов

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение

Выделяют основные признаки живого, называют основные отличия живого от неживого. Описывают основные функции живых организмов

Химический состав клетки

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельность клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке

Называют основные элементы и группы веществ, входящих в состав клетки. Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Объясняют роль органических и неорганических веществ в жизни живых организмов. Работают с учебником (текстом и иллюстрациями)

Строение растительной и животной клетки

Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы. Вирусы — неклеточная форма жизни. строении растительной и животной клеток

Выделяют основные признаки строения клетки. Называют основные органоиды клетки и описывают их функции. Различают на таблицах микропрепараты органоиды клетки. Обосновывают биологическое значение процесса деления клеток

Деление клетки (изучается обзорно по желанию учителя)

Делением клетки — основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое значение

Определяют понятия «митоз», «мейоз». Характеризуют и сравнивают процессы митоза и мейоза. Обосновывают биологическое значение деления

Ткани растений и животных

Ткань. Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции

Определяют понятие «ткань». Распознают основные группы клеток. Устанавливают связь между строением и функциями клеток тканей. Характеризуют основные функции тканей. Описывают и сравнивают строение различных групп тканей

Органы и системы органов

Орган. Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня. Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Листовые и цветковые почки. Стебель как осевой орган побега. Видоизменения побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Типы семян. Строение семян однодольного и двудольного растений.

Системы органов животных. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения

Определяют понятие «орган». Называют части побега. Характеризуют строение и функции органов растения. Устанавливают связь между строением и функциями органов.

Описывают основные системы органов животных и называют составляющие их органы. Обосновывают важное значение взаимосвязи систем органов в организме

Растения и животные как целостные организмы

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда

Устанавливают взаимосвязь между клетками, тканями, органами в организме. Приводят примеры в растительном и животном мире, доказывающие, что организм — это единое целое

Жизнедеятельность организмов (37ч)

Питание и пищеварение

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты

Определяют понятия «питание», «пищеварение». Особенности питания растений. Раскрывают сущность воздушного и почвенного питания растений. Обосновывают биологическую роль зелёных растений в природе.

Определяют тип питания животных. Характеризуют основные отделы пищеварительной системы животных. Обосновывают связь системы органов между собой

Дыхание

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов

Определяют сущность процесса дыхания. Сравнивают процессы фотосинтеза и дыхания. Называют органы, участвующие в процессе дыхания. Характеризуют типы дыхания у животных. Приводят примеры животных и называют их тип питания

Транспорт веществ в организме

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, её строение, функции. Гемолимфа, кровь и её составные части (плазма, клетки крови)

Называют и описывают проводящие системы растений и животных. Называют части проводящей системы растений. Раскрывают роль кровеносной системы у животных организмов. Характеризуют процесс кровообращения у млекопитающих. Устанавливают взаимосвязь кровеносной системы с дыхательной системой и органами кровообращения

Выделение. Обмен веществ

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ

Отмечают существенные признаки процесса выделения. Выявляют особенности выделения у растений. Определяют значение выделения в жизни живых организмов. Приводят примеры выделительных систем животных. Устанавливают взаимосвязь между системами органов организма в процессе обмена веществ. Приводят доказательства того, что обмен веществ — важнейший признак живого

Опорные системы

Значение опорных системы в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных

Характеризуют строение опорных систем растений и животных. Объясняют значение опорных систем для живых организмов. Выявляют признаки опорных систем, указывающие на взаимосвязь их строения с выполняемыми функциями

Движение

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Двигательные реакции растений

Называют и характеризуют способы движения животных. Приводят примеры. Объясняют роль движения в жизни живых организмов. Сравнивают способы движения между собой. Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и способами передвижения организма. Приводят доказательства наличия двигательной активности у растений

Регуляция процессов жизнедеятельности

Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Её роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений

Называют части регуляторных систем. Сравнивают нервную и эндокринную системы, объясняют их роль в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Объясняют рефлекторный характер деятельности нервной системы. Приводят примеры проявления реакций растений на изменения в окружающей среде

Размножение

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение.

Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения. Соцветия. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян

Характеризуют роль размножения в жизни живых организмов. Выявляют особенности бесполого и полового размножения. Определяют преимущества полового размножения перед бесполым. Называют и описывают части цветка, указывают их значение. Делают выводы о биологическом значении цветков, плодов и семян

Рост и развитие

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков.Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие

Описывают особенности роста и развития растения. Характеризуют этапы индивидуального развития растений. Раскрывают особенности развития животных. Сравнивают прямое и непрямое развитие животных. Проводят наблюдения за ростом и развитием организмов

Организм как единое целое

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда

Называют единицы строения живых организмов (клеток, тканей, органов). Выявляют взаимосвязь между особенностями строения клеток, тканей, органов и их функциями


Организм и среда (7ч)

Среда обитания. Факторы среды

Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.

Демонстрация

Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи между живыми организмами, пищевые цепи и сети

Характеризуют и сравнивают основные факторы экологической среды. Называют основные факторы экологической среды. Объясняют особенности приспособленности организмов к различным средам обитания. Приводят примеры приспособленности организмов к своей среде обитания

Природные сообщества

Природное сообщество и экосистема. Структура природного сообщества. Связи в природном сообществе. Цепи питания.

Демонстрация

Структура экосистемы, моделей экологических систем

Называют основные группы организмов в экосистеме, описывают их роль в экосистеме. Составляют простейшие цепи питания. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания на живые организмы

Контрольная работа


Резервное время — 1ч





7. Реализация  программы  обеспечивается  учебно-методическим комплексом



Для  учителя:

1. Биология. Живой организм. 6 класс. Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс»/З.А. Томанова, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2014. – 336 с.

2. Биология: Живой организм. 6 класс. Тестовые задания к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс»/ С.В. Багоцкий, Л.И. Рубачева, Л.И. Шурхал. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 188 с.

Для учащихся:

  1. Учебник: Биология. Живой организм.6 кл.: учебник/ Н.И. Сонин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 174 с.

  2. Биология. Живой организм.6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс»/ Н.И. Сонин. – 2-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 112 с.

  3. Биология. Живой организм.6 кл.: тетрадь для лабораторных и самостоятельных наблюдений к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс»/ И.А. Акперова, Н.Б. Сысолятина, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2013. – 110 с.



Дополнительная литература:

  1. Евсюков В.В. Мифы о вселенной.-Новосибирск: Наука, 1988.

  2. Гржимек Б. Дикое животное и человек.-М.: Мысль, 1982.

  3. Нейфах А.А., Лозовская Е.Р. Гены и развитие организма.-М.: Наука, 1984.

  4. Уинфри А.Т. Время по биологическим часам.-М.: Мир,1990.

  5. Шпинар З.В. История жизни на Земле.-Прага: Артия, 1977.

  6. Эттенборо Д. Живая планета.-М.: Мир, 1988.

  7. Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего.-М.: Детская литература, 1983.



Планируемые образовательные результаты


Личностные результаты обучения

— Формирование ответственного отношения к обучению;

— формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ;

— развитие навыков обучения;

— формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;

— формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека;

— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;

— осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

— осознание значения семьи в жизни человека;

— уважительное отношение к старшим и младшим товарищам.

Метапредметные результаты обучения

Познавательные

Обучающийся научится:

— давать определения;

— работать с биологическими объектами;

— работать с текстом параграфа и его компонентами;

— узнавать изучаемые объекты на таблицах;

Обучающийся получит возможность научиться:

— составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;

— осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;

— работать с дополнительными источниками информации;


Регулятивные

Обучающийся научится:

— планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);

— составлять план ответа;

— согласовывать и координировать свою деятельность с деятельностью одноклассников;

Обучающийся получит возможность научиться:

— организовывать свою учебную деятельность;

— оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников;

— составлять план выполнения учебной задачи;

— понимать причины неуспешной учебной деятельности и конструктивно действовать в условиях неуспеха.


Коммуникативные

Обучающийся научится:

— оценивать работу одноклассников;

— отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности;

— слушать собеседника, вести диалог.

Обучающийся получит возможность научиться

— участвовать в групповой работе (малая группа, класс);

— развивать навыки сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

— распределению функций и ролей в совместной деятельности.



Предметные результаты обучения:

  • 1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
    выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

    • приведение доказательств сходства и различия растительных и животных организмов; взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными;
    • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенному царству живой природы;
    • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности растительных и животных организмов(на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия;
    • различение на таблицах частей и органоидов клеток растительного и животного происхождения; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных и растений; различение распространенных растений и домашних животных своей местности;
    • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
    • частичное выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
    • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
    2. В ценностно-ориентационной сфере:
    • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
    • анализ последствий деятельности человека в природе, влияния факторов окружающей среды на здоровье человека.
    3. В сфере трудовой деятельности:
    • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
    • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
    4. В сфере физической деятельности:
    • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
    5. В эстетической сфере:
    • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Учащиеся должны знать:

— суть понятий и терминов: «клетка», «ядро», «мембрана», «оболочка», «пластида», «органоид», «хромосома», «ткань», «орган», «корень», «стебель», «лист», «почка», «цветок», «плод», «семя», «система органов», «пищеварительная система», «кровеносная система», «дыхательная система», «выделительная система», «опорно

-двигательная система», «нервная система», «эндокринная система», «размножение»;

— основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных;

— что лежит в основе строения всех живых организмов;

— строение частей побега, основных органов и систем органов животных, указывать их значение;

— суть понятий и терминов: «почвенное питание», «воздушное питание», «хлоропласт», «фотосинтез», «питание», «дыхание», «транспорт веществ», «выделение», «листопад», «обмен веществ», «холоднокровные животные», «теплокровные животные», «опорная система», «скелет», «движение», «раздражимость», «нервная система», «эндокринная система», «рефлекс», «размножение», «половое размножение», «бесполое размножение», «почкование», «гермафродит», «оплодотворение», «опыление», «рост», «развитие», «прямое развитие», «непрямое развитие»;

— органы и системы, составляющие организмы растения и животного;

— суть понятий и терминов: «среда обитания», «факторы среды», «факторы неживой природы», «факторы живой природы», «пищевые цепи», «пищевые сети», «природное сообщество», «экосистема»;

— как тот или иной фактор среды может влиять на живые организмы;

— характер взаимосвязей между живыми организмами в природном сообществе;

— структуру природного сообщества.


Учащиеся должны уметь:

— распознавать и показывать на таблицах основные органоиды клетки, растительные и животные ткани, основные органы и системы органов растений и животных;

— исследовать строение основных органов растения;

— устанавливать основные черты различия в строении растительной и животной клеток;

— устанавливать взаимосвязь между строением побега и его функциями;

— исследовать строение частей побега на натуральных объектах, определять их на таблицах;

— обосновывать важность взаимосвязи всех органов и систем органов для обеспечения целостности организма.

— определять и показывать на таблице органы и системы, составляющие организмы растений и животных;

— объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов;

— обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;

— сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;

— наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;

— исследовать строение отдельных органов организмов;

— фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;

— соблюдать правила поведения в кабинете биологии.

8. Планируемые результаты обучения

Живые организмы

Выпускник научится:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.



Календарно-тематический поурочный план учебного предмета «Биология»

(вариант: 2 ч в неделю; 70 учебных часов)


Месяц/
неделя

урока

Темы раздела, урока, лабораторной работы

Кол-во

часов

Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке


Раздел I. Строение и свойства живых организмов


Планируемые образовательные результаты изучения темы





Личностные результаты обучения

— Формирование ответственного отношения к обучению;

— формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ;

— развитие навыков обучения;

— формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;

— формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека;

— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;

— осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

— осознание значения семьи в жизни человека;

— уважительное отношение к старшим и младшим товарищам.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с дополнительными источниками информации;

— давать определения;

— работать с биологическими объектами.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— суть понятий и терминов: «клетка», «ядро», «мембрана», «оболочка», «пластида», «органоид», «хромосома», «ткань», «орган», «корень», «стебель», «лист», «почка», «цветок», «плод», «семя», «система органов», «пищеварительная система», «кровеносная система», «дыхательная система», «выделительная система», «опорно-двигательная система», «нервная система», «эндокринная система», «размножение»;

— основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных;

— что лежит в основе строения всех живых организмов;

— строение частей побега, основных органов и систем органов животных, указывать их значение.

Учащиеся должны уметь:

— распознавать и показывать на таблицах основные органоиды клетки, растительные и животные ткани, основные органы и системы органов растений и животных;

— исследовать строение основных органов растения;

— устанавливать основные черты различия в строении растительной и животной клеток;

— устанавливать взаимосвязь между строением побега и его функциями;

— исследовать строение частей побега на натуральных объектах, определять их на таблицах;

— обосновывать важность взаимосвязи всех органов и систем органов для обеспечения целостности организма.


24

Электронное приложение к учебнику «Биология. Живой организм. 6 класс» Дрофа, 2014, школьные микроскопы, лабораторное оборудование, увеличительные приборы, учебные таблицы «Строение, размножение и разнообразие животных», «Строение, размножение и разнообразие растений», «Схема строения клеток живых организмов», «Ткани», модели цветков различных семейств

1.1

1

Введение. Биология – наука о живой природе. Инструктаж по технике безопасности.


Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

1.2

2

Многообразие живых организмов. Флора и фауна Кемеровской области.



Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

1.3

3

Чем живое отличается от неживого. Основные свойства живых организмов , их проявление у биообъектов Кузбасса.



Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

2.1

4

Содержание химических элементов в клетке


Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

2.2

5

Вода и другие неорганические вещества клетки


Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

2.3

6

Органические вещества клетки


Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

2.4

7

Лабораторная работа №1 «Определение состава семян» Влияние среды обитания в Кемеровской области на химический состав клеток.



Урок применения знаний на практике

3.1

8

Клетка – элементарная единица живого


Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

3.2

9

Цитоплазма и её органоиды


Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

3.3

10

Строение и функции ядра


Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

3.4

11

Практическая работа №1 «Строение клеток живых организмов»


Урок применения знаний на практике

4.1

12

Деление клетки: митоз. Хроматография организмов Кузбасса



Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

4.2

13

Деление клетки: мейоз


Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

5.1

14

Ткани растений Кемеровской области.


Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

5.2

15

Ткани животных. Практическая работа №2 «Ткани живых организмов Кемеровской области»


Урок применения знаний на практике

6.1

16

Органы цветкового растения: корень, корневые системы растения Кузбасса»


Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

6.2

17

Побег. Строение и функции стебля и листьев . Видоизменений на растениях региона.


Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

6.3

18

Цветки и соцветия .Соцветия на примере растений Кемеровской области.



Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

6.4

19

Плоды и семена. Типы плодов и семян растений Кузбасса.



Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

6.5

20

Органы и системы органов животных


Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

6.6

21

Многообразие систем органов животных. Практическая работа №3 «Распознавание органов растений и животных Кемеровской области»


Урок применения знаний на практике

7.1

22

Организм как единое целое. Особенности организмов Кемеровской области.



Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

7.2

23

Живой организм и окружающая среда


Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

7.3

24

Зачёт №1 «Строение и свойства живых организмов»


Контрольно-обобщающий


Раздел II. Жизнедеятельность организмов


Планируемые образовательные результаты изучения темы





Личностные результаты обучения

— Формирование ответственного отношения к обучению;

— формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ;

— развитие навыков обучения;

— формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;

— формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека;

— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;

— осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

— осознание значения семьи в жизни человека;

— уважительное отношение к старшим и младшим товарищам.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— организовывать свою учебную деятельность;

— планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);

— составлять план работы;

— участвовать в групповой работе (малая группа, класс);

— осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;

— работать с текстом параграфа и его компонентами;

— составлять план ответа;

— составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;

— узнавать изучаемые объекты на таблицах;

— оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— суть понятий и терминов: «почвенное питание», «воздушное питание», «хлоропласт», «фотосинтез», «питание», «дыхание», «транспорт веществ», «выделение», «листопад», «обмен веществ», «холоднокровные животные», «теплокровные животные», «опорная система», «скелет», «движение», «раздражимость», «нервная система», «эндокринная система», «рефлекс», «размножение», «половое размножение», «бесполое размножение», «почкование», «гермафродит», «оплодотворение», «опыление», «рост», «развитие», «прямое развитие», «непрямое развитие»;

— органы и системы, составляющие организмы растения и животного.

Учащиеся должны уметь:

— определять и показывать на таблице органы и системы, составляющие организмы растений и животных;

— объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов;

— обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;

— сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;

— наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;

— исследовать строение отдельных органов организмов;

— фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;

— соблюдать правила поведения в кабинете биологии.

37

Электронное приложение к учебнику «Биология. Живой организм. 6 класс» Дрофа, 2014, учебные таблицы «Строение, размножение и разнообразие животных», «Строение, размножение и разнообразие растений»,

8/1

1

Питание. Особенности питания растительного организма


Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

8/2

2

Особенности питания животных. Травоядные жи­вотные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты Кемеровской области.



Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

8/3

3

Пищеварение и его значение. Пищевые группы животных Кемеровской области.



Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

8/4

4

Особенности строения пищеварительных систем животных Кузбасса



Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

9.1

5

Дыхание – свойство живых организмов. Значение дыхания. Типы дыхания на примере организмов Кемеровской области.


Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

9.2

6

Дыхание растений


Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

9.3

7

Дыхание животных


Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

9.4

8

Взаимосвязь процессов питания и дыхания


Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

10.1

9

Перенос веществ в организме и его значение


Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

10.2

10

Перенос веществ в растении. Практическая работа №4 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю у растений региона»


Урок применения знаний на практике

10.3

11

Особенности переноса веществ в организмах животных Кемеровской области.


Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

10.4

12

Состав крови


Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

11.1

13

Выделение у животных .Основные выделительные системы у животных Кузбасса


Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

11.2

14

Выделение у растений Кузбасса



Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

11.3

15

Обмен веществ и энергии у растений на примере организмов Кемеровской области.



Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

11.4

16

Обмен веществ и энергии у животных на примере организмов Кемеровской области.



Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

12.1

17

Опорные системы растений Кемеровской области.



Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

12.2

18

Опорные системы животных. Практическая работа №5 «Разнообразие опорных систем животных Кемеровской области»


Урок применения знаний на практике

13.1

19

Движение простейших. Практическая работа №6 «Движение инфузории-туфельки»


Урок применения знаний на практике

13.2

20

Движение беспозвоночных животных. Практическая работа №7 «Перемещение дождевого червя»


Урок применения знаний на практике

13.3

21

Механизмы движения позвоночных животных


Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

13.4

22

Ростовые движения растений


Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

14.1

23

Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей средой


Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

14.2

24

Нервная система, особенности строения .Основные типы нервных систем животных Кемеровской области



Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

14.3

25

Рефлекс, инстинкты животных региона


Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

14.4

26

Эндокринная регуляция


Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

15.1

27

Размножение. Бесполое размножение животных на примерах организмов Кузбасса.



Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

15.2

28

Бесполое размножение растений. Практическая работа №8 «Вегетативное размножение комнатных растений Кузбасса.

»


Урок применения знаний на практике

15.3

29

Особенности полового размножения животных региона


Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

15.4

30

Половое размножение растений


Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

16.1

31

Рост и развитие растений


Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

16.2

32

Рост и развитие животных Индивидуальное развитие на примере организмов Кузбасса



Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

16.3

33

Постэмбриональное развитие животных Кузбасса



Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

16.4

34

Практическая работа №9 «Прямое и непрямое развитие насекомых»


Урок применения знаний на практике

17.1

35

Взаимосвязь частей организма, нервная и гуморальная регуляции


Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

17.2

36

Организм – биологическая система


Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

17.3

37

Зачёт №2 «Жизнедеятельность организмов»


Контрольно-обобщающий


Раздел III. Организм и среда


Планируемые образовательные результаты изучения темы





Личностные результаты обучения

— Формирование ответственного отношения к обучению;

— формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ;

— развитие навыков обучения;

— формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;

— формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека;

— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;

— осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

— осознание значения семьи в жизни человека;

— уважительное отношение к старшим и младшим товарищам.

Метапредметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

— организовывать свою учебную деятельность;

— планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);

— составлять план работы;

— участвовать в групповой работе (малая группа, класс);

— осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;

— работать с текстом параграфа и его компонентами;

— составлять план ответа;

— составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;

— узнавать изучаемые объекты на таблицах;

— оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

— суть понятий и терминов: «среда обитания», «факторы среды», «факторы неживой природы», «факторы живой природы», «пищевые цепи», «пищевые сети», «природное сообщество», «экосистема»;

— как тот или иной фактор среды может влиять на живые организмы;

— характер взаимосвязей между живыми организмами в природном сообществе;

— структуру природного сообщества.

7

Электронное приложение к учебнику «Биология. Живой организм. 6 класс» Дрофа, 2014, учебные таблицы по экологии, модель аппликация «Типичные биоценозы»

18.1

1

Среда обитания. Факторы неживой природы влияющие на организмы региона.


Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

18.2

2

Красная книга Кузбасса


Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

18.3

3

Экологические факторы среды .Антропогенный фактор Кемеровской области.


Урок-проект

18.4

4

Конференция по защите проектных продуктов


Урок-конференция

19.1

5

Природное сообщество. Экосистемы Кемеровской области.


Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

19.2

6

Цепи питания .Цепи питания на примере сообществ Кузбасса.



Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

19.3

7

Зачёт №3 «Организм и среда»


Контрольно-обобщающий

Всего уроков

Резерв

68

2


Из них:

-зачётов;

-практических работ;

- лабораторных работ;

- уроков-проектов


3

9

1

2



Тематический план учебного предмета «Биология»

(вариант: 2 ч в неделю; 70 учебных недель)



пп

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них


Практические работы

Лабораторные работы

Зачеты

Примечание

1

Строение и свойства живых организмов

24






Лабораторные и практические работы проводятся на уроке в течение 10-15 мин, или выполняются учащимися дома. Оценивание производится выборочно, на усмотрение учителя.

1.1.

Основные свойства живых организмов

3




1.2.

Химический состав клеток

4


Лабораторная работа №1 «Определение состава семян пшеницы»


1.3.

Строение растительной и животной клеток. Клетка – живая система

4

Практическая работа №1 «Строение клеток живых организмов»



1.4.

Деление клетки

2




1.5.

Ткани растений и животных

2

Практическая работа №2 «Ткани живых организмов»



1.6.

Органы и системы органов

6

Практическая работа №3 «Распознавание органов растений и животных»



1.7.

Растения и животные как целостные организмы

3



Зачёт №1 «Строение и свойства живых организмов»

2

Жизнедеятельность организмов

37




2.1.

Питание и пищеварение

4




2.2.

Дыхание

4




2.3.

Передвижение веществ в организме

4

Практическая работа №4 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»



2.4.

Выделение. Обмен веществ и энергии

4




2.5.

Опорные системы

2

Практическая работа №5 «Разнообразие опорных систем животных»



2.6.

Движение

4

Практическая работа №6 «Движение инфузории-туфельки»

Практическая работа №7 «Перемещение дождевого червя»



2.7.

Регуляция процессов жизнедеятельности

4




2.8.

Размножение

4

Практическая работа №8 «Вегетативное размножение комнатных растений»



2.9.

Рост и развитие

4

Практическая работа №9 «Прямое и непрямое развитие насекомых»



2.10.

Организм как единое целое

3



Зачёт №2 «Жизнедеятельность организмов»

3

Организм и среда

7




3.1.

Среда обитания. Факторы среды

4




3.2.

Природные сообщества

3



Зачёт №3 «Организм и среда»


ИТОГО

(резерв)

68

2

9

1

3





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по биологии 6 класс

Автор: Шарапова Наталья Михайловна

Дата: 11.12.2018

Номер свидетельства: 490160

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 6 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "141244"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418067581"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "рабочая программа 6 класс "
    ["seo_title"] => string(28) "rabochaia-proghramma-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "135688"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416945744"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 9 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239323"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444756254"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Рабочая программа и КТП по биологии 6 класс ФГОС (с краеведческим компонентом)"
    ["seo_title"] => string(85) "rabochaia-proghramma-i-ktp-po-biologhii-6-klass-fgos-s-kraieviedchieskim-komponientom"
    ["file_id"] => string(6) "277073"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452840668"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа, 7 класс, О.А. Кожина "
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-7-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222447"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436293848"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства