Рабочая программа курса «Мое здоровье» внеурочной образовательной деятельности
Рабочая программа курса «Мое здоровье» внеурочной образовательной деятельности
Обучение курсу «Мое здоровье» в 5-6 классах направлено на достижение следующих образовательных результатов:
Личностные:
проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;
овладение установками, нормами и правилами правильного питания;
готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные
ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках программы «Разговор о правильном питании», в том числе развитие представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека.
Обучение курсу «Мое здоровье» в 5-6 классах направлено на достижение следующих образовательных результатов:
Личностные:
проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;
овладение установками, нормами и правилами правильного питания;
готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные
ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках программы «Разговор о правильном питании», в том числе развитие представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека.
Обучение курсу «Мое здоровье» в 5-6 классах направлено на достижение следующих образовательных результатов:
Личностные:
проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;
овладение установками, нормами и правилами правильного питания;
готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные
ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках программы «Разговор о правильном питании», в том числе развитие представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса «Мое здоровье» внеурочной образовательной деятельности»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №101»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры Педагогическим советом
Директор МБОУ «Лицей №101»
естественных наук, протокол № от 2018г.
технологии и ОБЖ
______________ Михальчук В.П.
Протокол № от
« ___ » _____ 2018 года
«______»___________2018 года
.
Приказ № ___ от «___»___2018 г.
Рабочая программа
курса «Мое здоровье»
внеурочной образовательной деятельности
для 5 — 6 классов
основного общего образования
на 2018/2019 учебный год
Составители:
Плотникова Наталья Васильевна,
Истомина Ирина Александровна
Гензе Татьяна Германовна
учитель биологии
Барнаул, 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса по курсу внеурочной деятельности «Я – исследователь» для 6 класса.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических материалов:
Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577);
Основной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом директора МБОУ «Лицей №101» от 29.08.2017 №357
Учебного плана МБОУ «Лицей №101» на 2018/2019 учебный год, утвержденного приказом директора МБОУ «Лицей №101» от 21.05.2018 №239
Календарного учебного графика МБОУ «Лицей №101» на 2018/2019 учебный год, утвержденного приказом директора МБОУ «Лицей №101» от 28.08.2018 №350
Положения о рабочей программе курсов образовательной внеурочной деятельности, утвержденного приказом директора от 27.01.2018 № 28
М.М. Безруких, Т.А. Филлипова, А.Г. Макеева «Формула правильного питания» - М.: издательство «Нестле. Правильное питание», 2013 год.
Продолжительность изучения курса «Мое здоровье» составляет 70 часов за два года обучения, по 35 часов в год, 1 час в неделю.
I. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Обучение курсу «Мое здоровье» в 5-6 классах направлено на достижение следующих образовательных результатов:
Личностные:
проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;
овладение установками, нормами и правилами правильного питания;
готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные
ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках программы «Разговор о правильном питании», в том числе развитие представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека.
Метапредметные:
способность и готовность к освоению систематических знаний о правильном питании, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
способность к сотрудничеству и коммуникации;
способность к решению личностных и социально значимых проблем здорового питания и воплощение найденных решений в практику;
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии в области здорового питания;
рефлектировать личные затруднения при работе с информацией;
формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений.
находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, специалистов.
пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять ее.
различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них.
выполнять проект
называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании ее действий.
позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта.
Предметные:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
– научиться выделять существенные признаки пищевых продуктов (отличительных свойств тех или иных групп питательных веществ);
– научиться приводить доказательства (аргументацию) взаимосвязи питания человека и его здоровья; зависимости здоровья человека от образа его жизни; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики отравлений, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
– научиться классифицировать вещества по их пищевой и энергетической ценности;
– научиться объяснять роль правильного питания в практической жизнедеятельности людей; места и роли питания в жизни человека, в самобытной культуре народов и народностей; значение пищевого разнообразия для сохранения активной жизнедеятельности;
– научиться различать на упаковках буквенные коды Е, качественную и фирменную упаковку от подделок;
– научиться сравнивать пищевые продукты по пищевой и энергетической ценности и уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
– научиться выявлять влияние того или иного типа питания (диет) на функциональное состояние человека; типов взаимодействия разных пищевых веществ между собой (основы раздельного питания); взаимосвязи между особенностями национальной кухни и культурой, образом жизни разных народов и народностей; – научиться овладевать методами постановки исследований и экспериментов: наблюдение и описание объектов и процессов; постановке различных экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
– знать основные правила поведения (этикета) и основ здорового образа жизни;
– анализировать и оценивать последствия своей деятельности в обществе;
3. В сфере трудовой деятельности:
– знать и соблюдать правила техники безопасности при работы на кухне;
– соблюдать правила приготовления различных блюд и хранения продуктов в холодильнике;
4. В сфере физической деятельности:
– научить оказанию приёмов первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, некачественными продуктами питания;
5. В эстетической сфере:
– уметь выявлять и оценивать и эстетические достоинства различных сервировок столов и изысканности блюд
II. Содержание курса с указанием форм организации
и видов внеурочной деятельности
Виды учебной деятельности: научно-исследовательская, проектная, ролевая игра, проблемно-ценностное и досуговое общение, социально-творческая и общественно полезная практика.
Учитывая возрастные особенности школьниковподростков — их стремление к самостоятельности, самореализации, при работе программы могут быть использованы следующие методы:
Ролевая игра базируется на изображении ее участниками определенных персонажей, действующих в заданных условиях. В ходе взаимодействия участники игры должны решить поставленную перед ними задачу. Ролевые игры оказываются весьма эффективными при освоении подростками навыков поведения в различных ситуациях (при изучении темы «Где и как мы едим» подростки должны продемонстрировать варианты поведения в кафе — игра «Кафе»).
Ситуационная игра предполагает четко заданный сценарий действий и ориентирована на конкретный результат (при изучении темы «Продукты разные важны, блюда разные важны» подростки должны распределить продукты по трем цветным «столам», в зависимости от частоты употребления того или иного продукта в пищу).
Образно-ролевые игры позволяют активизировать конкретно чувственный опыт, сформировать определенное эмоциональное отношение к тому или иному фактору (при изучении темы «Здоровье — это здорово» подростки должны представить пантомиму, изобразив полезные и вредные привычки — игра «Угадай - ка»).
Проектная деятельность основывается на творчестве, самостоятельной работе подростков для решения поставленной задачи (в теме «Кулинарная история» подростки готовят викторину для своих одноклассников, посвященную кулинарии в Средние века). Дискуссия, обсуждение. Основная задача заключается в формировании у подростка личной позиции в отношении того или иного вопроса Дискуссия может быть организована в форме круглого стола, брейнринга и т. п.
5 класс
Тема 1. Здоровье - это здорово- 5ч.
Теория. Здоровье-это здорово.. Мой образ жизни.
Практика. Правила ЗОЖ .Конкурс плакатов « Мы за ЗОЖ» Я и мое здоровье.
Тема 2. "Продукты разные нужны, продукты разные важны- 6ч.
Практика. Мой режим питания. Игра «Составляем режим питания».
Тема 4. "Энергия пищи»- 4ч.
Теория. Энергия пищи.
Практика. Калорийность пищи. Исследовательская работа «Вкусная математика». Влияние калорийности пищи на телосложение.
Тема 5. "Где и как мы едим"- 8ч.
Теория. Где и как мы едим. Что такое перекусы, их влияние на здоровье. Поговорим о фаст-фудах.
Практика. Мини- проект «Мы не дружим с сухомяткой». Путешествие и поход. Собираем рюкзак. Правила поведения в кафе. Ролевая игра «Кафе».
Тема 6. «Ты- покупатель-9ч.
Теория. Где можно сделать покупку. Права и обязанности покупателя. Срок хранения продуктов. Упаковка продуктов.
Практика. Читаем информацию на упаковке продукта. Ты покупатель. Сложные ситуации при покупке товара. Мини-проект «Правильное питания и здоровье человека». Составление формулы правильного питания.
6 класс
Тема 7. Ты готовишь себе и друзьям-5ч.
Теория. Знакомство с правилами этикета обязанностями гостя и хозяина. Кулинарные секреты.
Практика. Мини-проект «Помощники на кухне». Сервировка стола. Игра «Конкурс кулинаров.
Тема 8. Кухня разных народов-4ч.
Теория. Понятие «национальная кухня».
Практика. Кулинарное путешествие. Проект «Кулинарные праздники». Конкурс эмблем «Кулинарные праздники».
Тема 9. «Кулинарная история»-5ч.
Теория. Традиции и культура питания.
Практика. Творческий проект. Первобытная кулинария. Творческий проект. Кулинария в средние века. Современная кулинария. Конкурс кроссвордов «Кулинария».
Тема 10 «Как питались на Руси и в России»-11ч.
Теория. История кулинарии в России. История посуды в русской кухне. Самовар-символ русского стола. Особенности питания в разных регионах России, их связь с климатом и обычаями. Каша-матушка, хлеб-батюшка. Русская кухня и религия. Корочанский район - яблочная страна.
Практика. Традиционные блюда русской кухни. Польза меда. Праздник русской картошки Оформление книжки-малышки «Рецепты моей бабушки».
Тема 11. Необычное кулинарное путешествие-10ч
Теория. Мировые Музеи питания. Кулинария в живописи. Кулинария в музыке. Кулинария в танце. Кулинария в литературе. Уникальные блюда стран мира.
Практика. Конкурс кроссвордов «Необычное кулинарное путешествие». Творческий проект «Вкусная картина». Викторина ««Необычное кулинарное путешествие». Составление формулы правильного питания.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ п/п
Разделы программы
Количество часов
1 год
2 год
1
"Здоровье - это здорово»
5
2
"Продукты разные нужны, продукты разные важны"
6
3.
"Режим питания»
3
4
"Энергия пищи"
4
5
"Где и как мы едим"
8
6
"Ты - покупатель
9
7
"Ты готовишь себе и друзьям"
5
8
"Кухни разных народов",
4
9
«Кулинарная история»
5
10
"Как питались на Руси и в России",
11
11
«Необычное кулинарное путешествие».
10
Итого
35
35
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (5 класс)
№ урока
(сроки проведения)
Тема урока
Количество часов
Тема 1. Здоровье - это здорово
5ч
1 (1)
1 неделя сентября
Здоровье-это здорово
1
2 (2)
2 неделя сентября
Правила ЗОЖ
1
3 (3)
3 неделя сентября
Я и мое здоровье
1
4 (4)
4 неделя сентября
Мой образ жизни
1
5 (5)
1 неделя октября
Конкурс плакатов « Мы за ЗОЖ»
1
Тема 2. «Продукты разные нужны, продукты разные важны»
6ч
6 (1)
2 неделя октября
Белки
1
7 (2)
3 неделя октября
Жиры
1
8(3)
4 неделя октября
Углеводы
1
9 (4)
2 неделя ноября
Витамины
1
10 (5)
3 неделя ноября
Минеральные вещества
1
11 (6)
4 неделя ноября
Рацион питания
1
Тема 3. "Режим питания»
3ч
12 (1)
5 неделя ноября
Понятие режима питания
1
13 (2)
1 неделя декабря
Мой режим питания
1
14 (3)
2 неделя декабря
Игра «Составляем режим питания»
1
Тема 4. "Энергия пищи»
4ч
15 (1)
3 неделя декабря
Энергия пищи
1
16 (2)
4 неделя декабря
Калорийность пищи
17 (3)
2 неделя января
Исследовательская работа «Вкусная математика»
1
18 (4)
3 неделя января
Влияние калорийности пищи на телосложение
1
Тема 5. "Где и как мы едим"
8ч
19 (1)
4 неделя января
Где и как мы едим
20 (2)
5 неделя января
Мини- проект «Мы не дружим с сухомяткой»
1
21 (3)
1 неделя февраля
Путешествие и поход
1
22 (4)
2 неделя февраля
Собираем рюкзак
1
23 (5)
3 неделя февраля
Что такое перекусы, их влияние на здоровье
1
24 (6)
4 неделя февраля
Поговорим о фаст-фудах
1
25 (7)
1 неделя марта
Правила поведения в кафе.
1
26 (8)
2 неделя марта
Ролевая игра «Кафе»
1
Тема 6. «Ты- покупатель “
9ч
27 (1)
3 неделя марта
Где можно сделать покупку
1
28 (2)
1 неделя апреля
Права и обязанности покупателя
1
29 (3)
2 неделя апреля
Читаем информацию на упаковке продукта.
1
30 (4)
3 неделя апреля
Ты покупатель.
1
31 (5)
4 неделя апреля
Сложные ситуации при покупке товара
1
32 (6)
1 неделя мая
Срок хранения продуктов
1
33 (7)
2 неделя мая
Упаковка продуктов
1
34 (8)
3 неделя мая
Мини-проект «Правильное питания и здоровье человека»
1
35 (9)
4 неделя мая
Составление формулы правильного питания.
1
Итого
35ч
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (6 класс)
№ урока
(сроки проведения)
Тема урока
Количество часов
Тема 7. Ты готовишь себе и друзьям
5ч
1 (1)
1 неделя сентября
Мини-проект «Помощники на кухне»
1
2 (2)
2 неделя сентября
Знакомство с правилами этикета обязанностями гостя и хозяина
1
3 (3)
3 неделя сентября
Кулинарные секреты
1
4 (4)
4 неделя сентября
Сервировка стола
1
5 (5)
1 неделя октября
Игра «Конкурс кулинаров»
1
Тема 8. Кухня разных народов
4ч
6 (1)
2 неделя октября
Понятие «национальная кухня»
1
7 (2)
3 неделя октября
Кулинарное путешествие
1
8(3)
4 неделя октября
Проект «Кулинарные праздники»
1
9 (4)
2 неделя ноября
Конкурс эмблем «Кулинарные праздники»
1
Тема 9. «Кулинарная история»
5ч
10 (1)
3 неделя ноября
Традиции и культура питания
1
11 (2)
4 неделя ноября
Творческий проект. Первобытная кулинария
1
12 (3)
5 неделя ноября
Творческий проект. Кулинария в средние века
1
13 (4)
1 неделя декабря
Современная кулинария
1
14 (5)
2 неделя декабря
Конкурс кроссвордов «Кулинария»
1
Тема 10 «Как питались на Руси и в России»
11ч
15 (1)
3 неделя декабря
История кулинарии в России.
1
16 (2)
4 неделя декабря
История посуды в русской кухне
17 (3)
2 неделя января
Самовар-символ русского стола
1
18 (4)
3 неделя января
Традиционные блюда русской кухни
1
19 (5)
4 неделя января
Особенности питания в разных регионах России, их связь с климатом и обычаями.
20 (6)
5 неделя января
Каша-матушка, хлеб-батюшка
1
21 (7)
1 неделя февраля
Русская кухня и религия.
1
22 (8)
2 неделя февраля
Польза меда
1
23 (9)
3 неделя февраля
Корочанский район - яблочная страна
1
24 (10)
4 неделя февраля
Праздник русской картошки
1
25 (11)
1 неделя марта
Оформление книжки-малышки «Рецепты моей бабушки»
1
Тема 11. Необычное кулинарное путешествие
10ч
26 (1)
2 неделя марта
Мировые Музеи питания
1
27 (2)
3 неделя марта
Кулинария в живописи
1
28 (3)
1 неделя апреля
Кулинария в музыке
1
29 (4)
2 неделя апреля
Кулинария в танце
1
30 (5)
3 неделя апреля
Кулинария в литературе
1
31 (6)
4 неделя апреля
Конкурс кроссвордов «Необычное кулинарное путешествие»
1
32 (7)
1 неделя мая
Творческий проект «Вкусная картина
1
33 (8)
2 неделя мая
Викторина ««Необычное кулинарное путешествие»
1
34 (9)
3 неделя мая
Уникальные блюда стран мира
1
35 (10)
4 неделя мая
Составление формулы правильного питания.
1
Итого
35ч
Интернет –ресурсы
КузВики
http://wiki.kem-edu.ru
Журнал здоровье школьника
http://www.za-partoi.ru/
Официальный сайт программы «Здоровая Россия» http://www.takzdorovo.ru/
Программа «Правильное питание» http://www.prav-pit.ru/
Российская сеть школ здоровья http://school-forhealth.ru/