Рабочая программа внеурочной деятельности по бадминтону "Волшебный волан"
Рабочая программа внеурочной деятельности по бадминтону "Волшебный волан"
Рабочая программа курса «Бадминтон» разработана на основе авторской программы для 1-4 классов В.И. Лях «Комплексная программа по физической культуре», 2012 г., рекомендованной МО РФ.
Данная программа реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
В бадминтон можно играть везде, он доступен людям любого возраста. Занятия бадминтоном способствуют развитию быстроты, ловкости, гибкости, глазомера, быстроты реакции, выдержки, а также специальных спортивно-технических навыков. Поэтому бадминтон является составной частью физической подготовки российских космонавтов.В рамках школьного образования активное освоение данной деятельности позволяет обучающимся, не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, творческий подход и самостоятельность.Программа раскрывает методические особенности обучения игре в бадминтон в общеобразовательном учреждении.
Бадминтон, как вид спорта, помогает решать основную задачу, физического воспитания: формирование устойчивых мотивов и потребностей обучающихся в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по бадминтону "Волшебный волан" »
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по бадминтону
«Волшебный волан»
Разработала учитель
физической культуры
высшей категории
МБОУ «СОШ №69»
Жамалетдинова Н.Г.
Ульяновск, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Бадминтон» разработана на основе авторской программы для 1-4 классов В.И. Лях «Комплексная программа по физической культуре», 2012 г., рекомендованной МО РФ.
Данная программа реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья школьников на ступени начального общего образования являются:
-Закон Российской Федерации «Об образовании»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
-СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологических требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»( утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 2010 г. №189);
-Федеральные требования и образования к образовательным учреждениям в части) охраны здоровья обучающихся, воспитанников( утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010г.№2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г.);
В бадминтон можно играть везде, он доступен людям любого возраста. Занятия бадминтоном способствуют развитию быстроты, ловкости, гибкости, глазомера, быстроты реакции, выдержки, а также специальных спортивно-технических навыков. Поэтому бадминтон является составной частью физической подготовки российских космонавтов.
В рамках школьного образования активное освоение данной деятельности позволяет обучающимся, не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, творческий подход и самостоятельность.
Программа раскрывает методические особенности обучения игре в бадминтон в общеобразовательном учреждении.
Бадминтон, как вид спорта, помогает решать основную задачу, физического воспитания: формирование устойчивых мотивов и потребностей обучающихся в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Занятия бадминтоном позволяют разносторонне воздействовать на организм человека, развивают силу, выносливость, координацию движения, улучшают подвижность в суставах, способствуют приобретению широкого круга двигательных навыков, воспитывают волевые качества.
Бадминтон развивает точность зрительного восприятия, быстроту движений и пространственное представление о своём теле на площадке
Программа по бадминтону соответствует средним возможностям детей, ориентирована на обучающихся в возрасте от 7 до 12 лет.
Продолжительность образовательного процесса по программе составляет 4 года. В соответствии с нормами СанПиН 2.4.4. 1251-03 объем часов на первых двух годах обучения – 68 часов, на третьем и четвертом годах обучения – 102 часа. Наполняемость в группах предполагает состав учащихся от 10 до 18 человек.
Планирование содержания занятий и прохождения учебного материала разработаны в соответствии с требованиями общеобразовательного минимума, предусмотренными на каждую учебную четверть. Количество часов – 68 в год, 2 раза в неделю.
Продолжительность одного занятия – 45 минут.
Цель программы: формирование у обучающихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры, а в частности бадминтона, в организации здорового образа жизни.
В рамках реализации этой цели программа по бадминтону для обучающихся начальной школы будет способствовать решению следующих задач:
– укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма обучающихся;
– формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с обще-развивающей и корригирующей направленностью, посредством технических действий игры в бадминтон;
– освоение знаний о физической культуре и спорте в целом и, об игре в бадминтон в частности, истории бадминтона и его современном развитии, роли формирования здорового образа жизни средствами бадминтона;
– обучение навыкам, умениям, техническим действиям игры в бадминтон, в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, организации самостоятельных занятий по бадминтону;
– воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Общая характеристика учебного предмета
В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности учебная программа включает в себя три основных раздела: «Знания о физической культуре», «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» «Физическое совершенствование».
В разделе «Знания о физической культуре» представлены основные термины и понятия игры в бадминтон, история развития бадминтона, и его роль в современном обществе. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки бадминтонистов, особенности организации и проведения самостоятельных занятий по бадминтону, даются правила игры в бадминтон и требования техники безопасности.
Раздел «Способы двигательной деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение обучающихся в самостоятельные занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя: организацию и проведение самостоятельных занятий бадминтоном с учетом индивидуальных особенностей физического развития и уровня подготовленности; соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выбор инвентаря, одежды для занятий бадминтоном.
Раздел «Физическое совершенствование», ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья обучающихся. Этот раздел включает в себя несколько направлений: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» и «Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью».
«Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирована на решение задач по укреплению здоровья обучающихся. В этом разделе изучаются оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.
«Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью», направлена на физическое совершенствование обучающихся и включает в себя средства общей физической и технической подготовки бадминтонистов. Освоение обучающихся способам хватки ракетки, подач, ударов по волану, техники передвижения по площадке, технико-тактических действий в бадминтоне.
Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью, ориентирована на обучение: стойкам при подаче, приеме волана; передвижениям по зонам площадки; плоской, короткой подач, открытой и закрытой стороной ракетки; нападающему, блокирующему, плоскому ударам; приемам короткого удара справа, слева, с отбросом на заднюю линию, подставка открытой и закрытой стороной ракетки у сетки. Совершенствование тактики игры в нападении, в защите, в разных зонах площадки. Отработка тактических игровых комбинаций. Игра в бадминтон по правилам. Упражнения специальной физической и технической подготовки.
В тематическом планировании отражены темы основных разделов программы и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики ориентируют учителя физической культуры на результаты педагогического процесса, которые должны быть получены в конце освоения содержания этого учебного курса.
Содержание данной программы способствует расширению знаний и умений по физической культуре, обеспечивает физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся с учётом исторической, общекультурной и ценностной составляющей, а именно:
пониманию роли и значения физической культуры в формировании здорового образа жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья посредством бадминтона;
овладению системой знаний о физическом развитии и физической подготовленности и функциональных системах организма;
освоению умений самостоятельно организовывать занятия по бадминтону, регулировать физические нагрузки на этих занятиях, т. е., обучающиеся самостоятельно должны отбирать средства и методы занятий, организовывать занятия, определять эффективность занятий в соответствии с поставленной задачей, ориентируясь на индивидуальные показатели физического развития и физической подготовленности;
углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения в целом и бадминтона в частности.
В результате образования в области физической культуры на базовом уровне, у обучающихся формируются умения и навыки, универсальные способы деятельности и ключевые компетенции.
В познавательной деятельности:
использование наблюдений, измерений и моделирования;
комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного их применения;
исследование несложных практических ситуаций.
В информационно-коммуникативной деятельности:
умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;
умение составлять комплексы физических упражнений для развития физических качеств, подготовительные и подводящие упражнения для бадминтона;
умение использовать знаковые системы (таблицы, схемы по бадминтону.).
В рефлексивной деятельности:
самостоятельная организация учебной деятельности обучающихся на занятиях по бадминтону;
владение навыками контроля и оценки своей деятельности на занятиях по бадминтону;
соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются прежде всего в положительном отношении обучающихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать занятия бадминтоном для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам (признакам);
владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний средствами физической культуры, в частности бадминтона;
владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с частными задачами по бадминтону, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности обучающихся.
В области нравственной культуры:
способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности в бадминтоне;
способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
умение планировать режим дня обучающихся, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
умение длительно сохранять правильную осанку при разнообразных формах движения и передвижений;
умение передвигаться красиво легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических и тактических действий в бадминтоне, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по бадминтону.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса умение учиться, так и в реальной повседневной жизни обучающихся.
В области физической культуры:
владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий по бадминтону, их планирования и содержательного наполнения;
владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из бадминтона, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий по бадминтону.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в творческой двигательной деятельности, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий по бадминтону.
Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
знания по истории развития бадминтона в олимпийском движение, о положительном влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
знание основных направлений развития бадминтона в области физической культуры, их целей, задач и форм организации;
знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте бадминтона в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий по бадминтону, доброжелательное и уважительное отношение к обучающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
умение оказывать помощь обучающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований по бадминтону.
В области трудовой культуры:
способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
способность организовывать самостоятельные занятия по бадминтону разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
способность организовывать самостоятельные занятия по бадминтону, формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
способность интересно и доступно излагать знания о бадминтоне, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;
способность осуществлять судейство соревнований по бадминтону, владеть информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
способность составлять планы занятий по бадминтону с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
Содержание учебного предмета
Знания о физической культуре
История физической культуры. Физическая культура в современном обществе. История развития бадминтона, и его роль в современном обществе. История зарождения бадминтона в мире, СССР и России. Олимпийское движение в бадминтоне. Выдающиеся достижения отечественных спортсменов – бадминтонистов на международной арене.
Базовые понятия физической культуры. Основные термины и понятия в бадминтоне. Правила игры. Техническая подготовка в бадминтоне. Основные технические приемы игры в бадминтоне: способы держания (хватка) ракетки; стойки; подачи; удары; передвижения. Двигательный навык, двигательное умение как качественные характеристики освоенности движений в бадминтоне. Физическое развитие человека. Физическая подготовка бадминтониста, направленное развитие физических качеств. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств в бадминтоне. Спортивная подготовка. Основные режимы нагрузки (оздоровительный, поддерживающий, развивающий, тренирующий режимы). Адаптивная физическая культура как система оздоровительных занятий физическими упражнениями по укреплению и сохранению здоровья. Бадминтон и его применение в адаптивной физической культуре. Здоровье и здоровый образ жизни. Значение занятий бадминтоном в формировании здорового образа жизни и профилактике вредных привычек. Физкультурно-оздоровительные занятия бадминтоном, как средство всестороннего и гармоничного развития личности.
Физическая культура человека. Режим дня обучающегося его основное содержание и правила планирования. Закаливание организма. Гигиенические требования к проведению занятий по бадминтону. Форма для занятий бадминтоном. Правила и техника безопасности на занятиях по бадминтону. Правила закаливания организма. Ведение дневника самонаблюдения за физическим развитием, физической подготовленностью. Влияние занятий бадминтоном на формирование положительных качеств личности. Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения. Основы планирования тренировочных занятий в бадминтоне, их структура и содержание. Правила проведения восстановительных процедур: дыхательная гимнастика, восстановительный массаж, проведение банных процедур. Правила оказания доврачебной помощи во время занятий физической культурой и спортом.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение самостоятельных занятий по бадминтону. Подготовка места для занятий по бадминтону, размеры игровой площадки, инвентарь (выбор ракетки, волана). Выбор упражнений, составление и выполнение индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз. Упражнения для формирования правильной осанки и ее коррекции. Планирование занятий по бадминтону. Составление по образцу комплексов упражнений для развития физических качеств в бадминтоне. Подводящие и подготовительные упражнения в бадминтоне, необходимые для освоения двигательных действий. Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой. Последовательное выполнение частей занятия, наблюдение за режимом нагрузки (по частоте сердечных сокращений) в течение занятия. Организация досуга посредством игры в бадминтон.
Оценка эффективности занятий по бадминтону. Самонаблюдение и самоконтроль на занятиях по бадминтону. Ведение дневника самонаблюдения, за динамикой физического развития и физической подготовленности. Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий. Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Правила самостоятельного тестирования физических качеств в бадминтоне. Оценка основных технических приемов игры (стойки, подачи, удары, передвижение по корту). Способы выявления и устранения ошибок в бадминтоне. Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели. Комплексы упражнений для развития физических качеств.
Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз. Комплексы упражнений для коррекции фигуры и массы тела с учетом индивидуальных особенностей физического развития. Комплексы ЛФК для лиц с отклонением в состоянии здоровья.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.Бадминтон.
Способы держания (хватки) ракетки: универсальная, для удара открытой и закрытой стороной ракетки.
Стойки: при подаче, при приеме, игровые; правосторонние, левосторонние; высокие, средние, низкие; атакующие, защитные, универсальные.
Упражнения для развития гибкости и подвижности в суставах. Упражнения для развития силы кисти. Упражнения для развития быстроты. Упражнения для развития ориентации в пространстве, равновесия, реагирующей способности. Упражнения на расслабление.
Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью. Упражнения специальной технической подготовки. Упражнения с ракеткой; с воланом; с поролоновым шариком; выполняемые с ракеткой одним и двумя воланами. Стойки: при подаче, приеме волана. Удары: укороченные (сброс, подставка) выполняемые на сетке; добивание волана на сетке; короткий удар с задней линии площадки; атакующий удар («смеш»); прием короткого удара справа, слева, с отбросом на заднюю линию; прием удара «смеш». Подачи: высоко-далекая; атакующая; плоская, короткая, открытой и закрытой стороной ракетки. Передвижения: по зонам площадки; передвижение обучающегося по площадке в три точки; передвижение обучающегося по площадке в четыре точки; передвижение обучающегося по площадке в шесть точек. Тактика одиночной игры. Тактика парной игры. Тактика игры смешанных пар (микст). Игра по правилам.
Основы знаний (теоретические знания)
Личная гигиена школьника. Режим дня. Реакция организма на различные физические нагрузки. Роль обязательных занятий физической культурой и спортом в жизни человека. Правила игры и ведения счета. Мера безопасности на занятиях физической культурой и спортом. История и развитие бадминтона. Оборудование и инвентарь.
Общеразвивающие упражнения
Для развития силы мышц плечевого пояса и подвижности в суставах с ракеткой и без ракетки.
Для увеличения подвижности плечевого пояса.
Для увеличения подвижности суставов ног.
Для развития гибкости туловища.
С гимнастической скакалкой (прыжки).
С выпадом для повышения скорости выполнения ударов.
Техника и тактика игры в бадминтон
Правильное перемещение по площадке.
Обучение различным способам хватов ракетки.
Имитация упражнений без ракетки и без волана; с ракеткой и без волана; с ракеткой и подвесным воланом.
Обучение основной стойке при подаче, при приеме подачи, при ударах.
Жонглирование воланом. Обучение подаче. Обучение ударам. Обучение замаху при ударах.
Наблюдение за воланом и за противником во время игры.
Ознакомление с простыми тактическими комбинациями на 2–3 удара.
Игры
Эстафета с воланом: ученик бросает волан сверху вдаль, догоняет и опять бросает, и так до разворотной стойки; бежит назад с воланом в руке и передает эстафету следующему участнику.
Парная эстафета: дети бегут парами, приставным шагом, перебрасывая волан друг другу, добегают до разворотной стойки и бегут назад обычным способом, взявшись за руки.
«Вертушка»
Одиночные встречи со счетом до 5 очков, до 11 очков.
Тестирование физической подготовленности
Челночный бег 3х10 м.
Бег 30м.
Сила мышц брюшного пресса
Контрольные упражнения
- Ловкость (жонглирование)
- Быстрота реакции на неожиданно появившийся предмет
- Оперативное мышление
- Подвижность плечевого пояса
- Скорость одиночного движения
- Скорость перемещения по площадке
- Подача
- Прием подачи
- Скорость одиночных ударов
Общефизическая и специальная подготовка
Основными задачами общей и специальной физической подготовки игрока в бадминтоне являются:
приобретение элементарных умений в выполнении физических упражнений;
всестороннее гармоническое физическое развитие, связанное с совершенствованием таких жизненно необходимых навыков, как умение хорошо и правильно бегать, прыгать, метать;
полное овладение техникой ударов по волану;
практическое решение существующих тактических задач, творческая разработка и решение новых тактических замыслов;
освоение новых движений различной координации средствами игры в бадминтон и совершенствование специальных физических качеств – быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, необходимых для игры в бадминтон.
С целью решения перечисленных задач с успехом используются все имеющиеся средства и методы физического воспитания.
Специальная физическая подготовка проводится исходя из конкретных условий, упражнений и комплексов, подобранных применительно к особенностям игры, полета волана и связанных с этим перемещений на площадке. В первую очередь развивается гибкость – это важнейшее условие для успешного развития остальных специфических качеств юного бадминтониста, – выполняя упражнения для увеличения подвижности плечевого пояса, суставов ног, гибкости туловища.
Учебный материал I четверть
№ п/п
Содержание
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
1
Основы знаний
1.1
Краткая история и сущность игры в бадминтон
*
1.2
Правила безопасности на уроках бадминтона
*
*
1.3
Инвентарь и оборудование
*
1.4
Личная гигиена и режим дня
*
*
*
1.5
Правила выполнения домашних заданий
*
*
*
2
ОРУ
2.1
Для увеличения подвижности плечевого пояса
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
2.2
Для увеличения подвижности суставов ног
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
2.3
Для развития гибкости туловища
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
3
Техника игры
3.1
Хват ракетки, упражнения с ракеткой: «восьмерки», махи
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
3.2
Основная стойка при подаче, приеме подачи, ударах. Подача
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
3.3
Жонглирование на разную высоту с перемещением
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
3.4
Имитация техники ударов справа, слева
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
3.5
Передвижение по площадке без ракетки, с ракеткой
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
3.6
Перекидывание волана в парах
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
4
Игры
4.1
Эстафета с воланом: ученик бросает волан сверху вдаль, догоняет и опять бросает, и так до разворотной стойки; бежит назад с воланом в руке и передает эстафету следующему участнику
+
+
+
+
+
+
+
+
4.2
Парная эстафета: дети бегут парами, приставным шагом, перебрасывая волан друг другу, добегают до разворотной стойки и бегут назад обычным способом, взявшись за руки
+
+
+
+
+
+
4.3
«Вертушка»
+
+
5
Тестирование физической подготовленности
5.1
Челночный бег 3×10 м
*
5.2
Бег 30 м.
*
5.3
Сила мышц брюшного пресса
*
6
Контрольные упражнения
6.1
Ловкость (жонглирование)
+
+
6.2
Быстрота реакции на неожиданно появившийся предмет
+
+
6.3
Оперативное мышление
+
+
6.4
Подвижность плечевого пояса
6.5
Скорость одиночного движения
+
+
+
+
Учебный материал II четверть
№ п/п
Содержание
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
1
Основы знаний
1.1
Правила безопасности на занятиях бадминтоном
+
+
1.2
правила выполнения домашнего задания
+
+
1.3
Краткие правила игры и ведения счета
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
2
ОРУ
2.1
Для развития гибкости туловища
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
2.2
Для развития силы мышц плечевого пояса и подвижности в суставах с ракеткой и без ракетки
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
2.3
С выпадом для повышения скорости выполнения ударов
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
2.4
С гимнастической скакалкой (прыжки)
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
3
Техника игры
3.1
Жонглирование на разной высоте с перемещением
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
3.2
Движения, имитирующие удары справа, слева
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
3.3
Передвижение по площадке без ракетки, с ракеткой
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
3.4
Подача у стены, в парах
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
3.5
Прием подачи
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
3.6
Перекидывание волана в парах
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
3.7
Высокодалекие удары
4
Игры
4.1
Эстафета с воланом: ученик бросает волан сверху вдаль, догоняет и опять бросает, и так до разворотной стойки; бежит назад с воланом в руке и передает эстафету следующему участнику
+
+
+
+
+
+
+
4.2
Парная эстафета: дети бегут парами, приставным шагом, перебрасывая волан друг другу, добегают до разворотной стойки и бегут назад обычным способом, взявшись за руки
+
+
+
+
+
4.3
«Вертушка»
+
+
+
+
+
+
+
+
5
Контрольные упражнения
5.1
Скорость перемещения по площадке
+
+
5.2
Подача
+
+
Учебный материал III четверть
№ п/п
Содержание
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
1
Основы знаний
1.1
Потребности организма для правильного функционирования
+
+
+
+
1.2
Правила поведения соревнований по бадминтону
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
2
ОРУ
2.1
С выпадом для повышения скорости выполнения ударов
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
2.2
С гимнастической скакалкой (прыжки)
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
2.3
Для развития основных мышечных групп туловища и плечевого пояса для повышения скорости выполнения ударов
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
3
Техника игры
3.1
Жонглирование с применением ударов из-за спины и между ногами и перемещением
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
3.2
Передвижение по площадке с ракеткой с имитацией техники ударов
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
3.3
Высокодалекие удары
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
3.4
Подача
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
3.5
Прием подачи сверху
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
3.6
Перекидывание волана в парах одним, двумя воланами
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
3.7
Перекидывание волана в парах, в четверках одним, двумя воланами
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
4
Игры
4.1
«Вертушка»
*
*
*
*
*
*
*
*
*
4.2
Одиночные встречи со счетом до 5 очков
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
5
Контрольные упражнения
5.1
Ловкость (жонглирование)
*
*
5.2
Подвижность плечевого пояса
*
*
5.3
Скорость одиночного движения
*
*
5.4
Перемещение по площадке
*
*
*
Учебный материал IV четверть
№ п/п
Содержание
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
1
Основы знаний
1.1
Реакция организма на различные физические нагрузки
+
+
+
+
1.2
Роль обязательных занятий физической культурой и спортом в жизни человека
+
+
+
+
1.3
Правила проведения игры в бадминтон на свежем воздухе
+
+
+
+
1.4
Двигательный режим школьника летом
+
+
+
+
2
ОРУ
2.1
С выпадами для повышения скорости выполнения ударов
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
2.2
Для мышц рук и плечевого пояса, для повышения скорости выполнения ударов
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
2.3
С гимнастической скакалкой (двойные прыжки)
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
3
Техника игры
3.1
Жонглирование воланом с поочередными ударами ракеткой за спиной и между ногами и перемещ.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
3.2
Передвижение по площадке с
ракеткой с имитацией техники ударов
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
3.3
Высокодалекие удары
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
3.4
Подача короткая, длинная
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
3.5
Прием подачи сверху, снизу
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
3.6
Удары сверху, снизу
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
3.7
Перекидывание в парах двумя воланами
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
3.8
Перекидывание вдвоем, вчетвером одним, двумя воланами
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
3.9
Одиночная игра в парах на количество передач
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
4
Игры
4.1
«Вертушка»
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
4.2
Одиночные встречи со счетом до 11 очков
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
5
Тестирование физической подготовленности
5.1
Челночный бег 3×10 м
+
+
5.2
Бег 30 м.
+
+
5.3
Сила мышц брюшного пресса
+
+
6
Контрольные упражнения
6.1
Подача
+
+
6.2
Прием подачи
+
+
6.3
Скорость одиночных ударов
6.4
Оперативное мышление
+
+
6.5
Быстрота реакции на неожиданно появившийся предмет
+
+
Учебно-методический комплекс и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Физическая культура» в частности.
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.
Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
Важнейшее требование ― безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед занятием.
№
п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
1.
Основная литература для учителя
1.1.
Стандарт начального общего образования по физической культуре
Д
1.2.
Лях В.И., Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников. 1-4 классы – М.: Просвещение, 2012.
Д
1.3.
Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся. Программы общеобразовательных учреждений. 1-11 классы. М.: Просвещение, 2012.
Д
1.4.
Рабочая программа по бадминтону
Д
2.
Дополнительная литература для учителя
2.1.
Бадминтон: учебник для студентов. / Ю.Н. Смирнов. – 2-е изд., исправ. и доп. – М.: Советский спорт, 2011
Ф
2.2.
Бадминтон на этапе начальной подготовки: учебное пособие / В.Г. Турманидзе. – Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2008.
Д
2.3.
Методические издания по физической культуре для учителей.
Д
2.4.
Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя, Москва, 2010.
Учимся играть в бадминтон / В.Г. Турманидзе., А.В. Турманидзе. – М.: Чистые пруды, 2009
Д
2.7.
Бадминтон: примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР, УОР и ШВСМ / А.Н. Горячев; А.А. Ивашин; Московская городская федерация бадминтона. – М.: Советский спорт, 2010
Д
3.
Дополнительная литература для обучающихся
3.1.
Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению.
Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования
Д – демонстрационный экземпляр (1экземпляр); К – полный комплект (для каждого ученика); Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 учеников); П – комплект
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате освоения программы по бадминтону обучающиеся начального общего образования в общеобразовательных учреждениях должны
знать /понимать:
– роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха;
– основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;
– способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;
уметь:
– составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;
– выполнять технические действия по бадминтону;
– выполнять комплексы обще-развивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья и физической подготовленности;
– осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки;
– соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений по бадминтону;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– проведения самостоятельных занятий по формированию индивидуального телосложения и коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;
– включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.