Рабочая программа по биологии для 10 А, Б классов составлена на основе нормативно- правовых документов:
федерального закона от 29.12.2012г.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями);
постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями);
письма Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
приказа Министерства образования и науки РФ № 253 от 31 марта 2014 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
примерной программой по биологии для 10-11-го класса (базовый уровень),авторов Г.М. Дымшица, О.В. Саблиной (Биология. 10 - 11классы: программы для общеобразовательных учреждений /авторы Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина. М.: Просвещение, 2011);
положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, курсов (модулей) групповых занятий МОАУ СОШ № 17 от 07.04.2016 г. (протокол № 6 педагогического совета);
основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ СШ №17 на 2016-2018 учебный год;
учебного плана МАОУ СШ №17 на 2017-2018 учебный год.
Рабочая программа, согласно учебному плану, рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю), из них проверочных работ- 5, лабораторных работ- 2.
При реализации рабочей программы используется учебник: Биология. 10 – 11 классы. Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др. Под редакцией Д.К. Беляева. М.: Просвещение, 2011
Содержание учебного предмета
Химический состав клетки (4 часа)
Биологически важные химические элементы. Неорганические (минеральные) соединения. Биополимеры. Углеводы, липиды. Белки, их строение и функции. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.
Лабораторная работа № 1 «Определение крахмала в растительных тканях».
Формы организации учебного занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.
Виды учебной деятельности: самостоятельная работа с учебником; анализ учебного фильма; анализ графиков, таблиц, схем; работа с раздаточным материалом; работа с научно-популярной литературой; создание и защита презентации.
Структура и функции клетки (3 часа)
Развитие знаний о клетке. Клеточная теория. Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения, включения. Ядро. Строение и функции хромосом. Прокариоты и эукариоты.
Лабораторная работы:
№ 1 «Изучения строения растительной и животной клетки под микроскопом»;
№ 2 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетке кожуры лука».
Проверочная работа № 1 «Химический состав, структура и функции клетки».
Формы организации учебного занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.
Виды учебной деятельности: самостоятельная работа с учебником; работа с научно-популярной литературой; создание и защита презентации.
Обеспечение клеток энергией (2 часа)
Обмен веществ и превращение энергии — свойство живых организмов. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода.
Формы организации учебного занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.
Виды учебной деятельности: самостоятельная работа с учебником; работа с научно-популярной литературой; создание и защита рефератов и презентации.
Наследственная информация и реализация ее в клетке (5 часов)
Проверочная работа № 2« Наследственная информация и обеспечение клеток энергией».
Формы организации учебного занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.
Виды учебной деятельности: самостоятельная работа с учебником; работа с научно-популярной литературой; создание и защита рефератов и презентации.
Размножение организмов (3 часа)
Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Формы организации учебного занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.
Виды учебной деятельности: самостоятельная работа с учебником; работа с научно-популярной литературой; создание и защита презентации, выполнение творческих заданий, выполнение фронтальной лабораторной работы, работа с оптическими приборами.
Индивидуальное развитие организма (2 часа)
Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие. Бластула. Гаструла. Нейрула. Зародышевые листки. Развитие с неполным превращением. Развитие с полным превращением.
Проверочная работа № 3 « Размножение и индивидуальное развитие организмов».
Формы организации учебного занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.
Виды учебной деятельности: самостоятельная работа с учебником; работа с научно-популярной литературой; создание и защита презентации, выполнение творческих заданий.
Основные закономерности явлений наследственности (8часов)
Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Генотип и фенотип. Аллельные гены. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Половые хромосомы. Наследование, сцепленное с полом.
Практическая работа № 1 « Решение генетических задач».
Формы организации учебного занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.
Виды учебной деятельности: самостоятельная работа с учебником; работа с научно-популярной литературой; создание и защита презентации.
Закономерности изменчивости(3 часа)
Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н. И. Вавилова. Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.
Лабораторная работы:
№ 3 « Построение вариационной кривой размеров листьев растений»;
№ 4«Построение родословной своей семьи».
Проверочная работа №4«Закономерности наследственности и изменчивости».
Формы организации учебного занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.
Виды учебной деятельности: самостоятельная работа с учебником; анализ учебного фильма; анализ графиков, таблиц, схем; работа с раздаточным материалом; работа с научно-популярной литературой; создание и защита презентации.
Генетика и селекция (3 часа)
Одомашнивание как начальный этап селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Методы современной селекции. Успехи селекции. Генная и клеточная инженерия. Клонирование.
Формы организации учебного занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.
Виды учебной деятельности: самостоятельная работа с учебником; анализ учебного фильма; анализ графиков, таблиц, схем; работа с раздаточным материалом; работа с научно-популярной литературой; создание и защита презентации.
Планируемые предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Биология»у обучающихся 10 класса формируются следующие предметные результаты:
знание основных положений биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория гена); законов (расщепления Г. Менделя; независимого наследования Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетический); правил (доминирования Г. Менделя;); гипотез (чистоты гамет); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологические основы); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере);
знание особенностей строения биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов;
понимание причин эволюции, изменяемости видов наследственных заболеваний, мутаций;
умение приводить примеры: взаимодействия генов, генных и хромосомных мутаций; популяций у разных видов; наследственных и ненаследственных изменений, мутаций, генетической и гигиенической грамотности; вклада биологических теорий в формирование современной научной картины мира; значения генетики для развития медицины и селекции; значения современных достижений в области биотехнологии, закона гомологических рядов в наследственной изменчивости и учения о центрах многообразия и происхождения культурных растений для развития селекции;
приводить доказательства: единства живой и неживой природы, родства живых организмов, используя биологические теории законы и правила; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; родства человека с млекопитающими животными; влияния мутагенов на организм человека; необходимости сохранения многообразия видов;
самостоятельное нахождение в разных источниках (в том числе сети Интернет, средствах массовой информации), анализировать, оценивать и использовать биологическую информацию; грамотно оформлять результаты биологических исследований;
использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Календарно – тематическое планирование
№
Тема урока
Количество часов
Даты проведения уроков
план
факт
Глава 1«Химический состав клетки» (4 часа)
1
Инструктаж по технике безопасности на уроках биологии.
Неорганические соединения.
1
04.09
2
Углеводы. Липиды.
1
11.09
3
Белки.
1
18.09
4
Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.
1
25.09
Глава 2 «Структура и функции клетки» (4 часа)
5
Клеточная теория. Строение клетки: цитоплазма.
Лабораторная работа № 1 «Изучения строения растительной и животной клетки под микроскопом»
1
02.10
6
Строение клетки: двумембранные органоиды.
1
16.10
7
Строение клетки: одномембранные и немембранные органоиды. Лабораторная работа № 2 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетке кожуры лука»
1
23.10
8
Повторение и обобщение знаний по темам глав «Химический состав клетки» и «Структура и функции клетки».Проверочная работа № 1 «Химический состав, структура и функции клетки».
1
30.10
Глава 3 «Обеспечение клеток энергией» (2 часа)
9
Анализ проверочной работы. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. Хемосинтез.
1
06.11
10
Биологическое окисление.
1
13.11
Глава 4 «Наследственная информация и реализация её в клетке» (5 часов)
11
Генетическая информация. Удвоение ДНК.
1
20.11
12
Образование информационной РНК на матрице ДНК. Генетический код.
1
27.11
13
Биосинтез белка.
1
04.12
14
Вирусы.
1
11.12
15
Повторение и обобщение знаний по темам глав «Обеспечение клеток энергией» и «Наследственная информация и реализация её в клетке».Проверочная работа № 2 «Наследственная информация и обеспечение клеток энергией».
1
18.12
Глава 5 «Размножение организмов» (3часа)
16
Анализ проверочной работы. Деление клетки. Митоз.
1
25.12
17
Бесполое и половое размножение.
1
15.01
18
Мейоз. Образование половых клеток.
1
22.01
Глава 6 «Индивидуальное развитие организмов» (2 часа)
19
Зародышевое и постэмбриональное развитие.
1
29.01
20
Повторение и обобщение знаний по темам глав «Размножение организмов» и «Индивидуальное развитие организмов».Проверочная работа № 3«Размножение и индивидуальное развитие организмов».
1
05.02
Глава 7 «Основные закономерности явлений наследственности» (8 часов)
21
Анализ проверочной работы. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя.
1
12.02
22
Генотип и фенотип. Аллельные гены.
1
19.02
23
Решение задач на моногибридное и анализирующее скрещивание.
Модификационная и мутационная изменчивость. Лабораторная работа № 3 « Построение вариационной кривой размеров листьев растений».
1
16.04
30
Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека. Лабораторная работа № 4«Построение родословной своей семьи».
1
23.04
31
Повторение и обобщение знаний по темам глав «Основные закономерности явлений наследственности» и «Закономерности изменчивости». Проверочная работа №4 «Закономерности наследственности и изменчивости».
1
30.04
Глава 9 «Генетика и селекция» (3 часа)
32
Анализ проверочной работы. Одомашнивание как начальный этап селекции. Методы современной селекции.
1
07.05
33
Полиплоедия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез и их значение в селекции.
1
14.05
34
Успехи селекции. Итоговый урок по курсу общей биологии 10 класс.