kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа для внеурочной деятельности "Биологические задачи" для 9-х классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа позволяет учащимся 9-х классов расширить свои знания в области биологии и выйти за рамки учебника. Предполагается углубленное изучение тем, затронутых в учебнике 9 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для внеурочной деятельности "Биологические задачи" для 9-х классов»









Рабочая программа


элективного курса по биологии

«Биологические задачи»


для обучающихся 9 классов

(1 ч. в неделю)



















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Предлагаемый курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю, 1 час резерв), он поддерживает и углубляет базовые знания по биологии и направлен на формирование и развитие основных учебных компетенций в ходе решения биологических задач.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Г.П. Подгорновой «Основы генетического анализа» (В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова.  Сборник программ элективных курсов. Биология. М.: Дрофа,2010 )

Концепция программы курса заключается в том, что её разработка связана с разработкой системы специализированной подготовки (предпрофильного обучения) в старших классах и направлено на реализацию личностно - ориентированного процесса, при котором максимально учитываются интересы, склонности, и способности старшеклассников. Основной акцент курса ставится не на приоритете содержания, а на приоритете освоения учащимися способов действий, не нанося ущерб самому содержанию, т.е. развитию предметных и межпредметных компетенций, что находит отражение в контрольно-измерительных материалах ОГЭ. Курс тесно связан с уроками общей биологии и соответствует требованиям Государственного стандарта.



Актуальность умения решать задачи по биологии возрастает в связи с введением ВПР по биологии, а также с тем, что необходимо применять знания на практике. Курс тесно связан с уроками общей биологии и соответствует требованиям Государственного стандарта.

Решение задач по биологии дает возможность лучше познать фундаментальные общебиологические понятия, отражающие строение и функционирование биологических систем на всех уровнях организации жизни.

Курс общей биологии, а именно раздел молекулярной биологии и генетика, всегда являлся наиболее сложным для понимания. Данный элективный курс позволяет расширить кругозор учащихся и закрепить их знания и умения в области решения задач. Огромную важность в непрерывном образовании приобретают вопросы самостоятельной работы учащихся, умение мыслить самостоятельно и находить решение. Создаются условия для индивидуальной и групповой форм деятельности учащихся. Такое сочетание двух форм организации самостоятельной работы на уроках активизирует слабых учащихся и дает возможность дифференцировать помощь, способствует воспитанию взаимопомощи и коллективизма. Создает также условия для обучения учащихся самоконтролю и самооценке. Это формирует творческое отношение к труду важное для человека любой профессии и является важным условием успешного, качественного выполнения им своих обязанностей.



Особенностями программы курса является тесная связь его содержания с уроками общей биологии и соответствие требованиям Государственного стандарта. Подбор материалов для занятий осуществляется на основе компетентностно - ориентированных заданий, направленных на развитие трёх уровней обученности: репродуктивного, прикладного и творческого.



Целью курса является:

  • Содействовать формированию прочных знаний по общей биологии, расширение кругозора в области генетики,цитологии и молекулярной биологии.

  • Обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания учащихся сформировать/актуализировать навыки решения биологических задач различных типов.

Задачи:

1.Формировать систему знаний по главным теоретическим законам биологии.

2.Совершенствовать умение решать биологические задачи репродуктивного , прикладного и творческого характера

3.Развивать ключевые компетенции: учебно - познавательные, информационные , коммуникативные ,социальные.

4.Развивать биологическую интуицию, выработать определенную технику, чтобы быстро справится с предложенными заданиями.



Благодаря элективному курсу по биологии :

1. Поддерживается изучение биологии на заданном стандартном уровне. Курс «Основы генетического анализа» помогает закрепить и углубить уровень знаний по биологии, применить эти знания путём решения биологических задач.

2. Осуществляется личностно-ориентированный подход в обучении. То есть учитываются индивидуальные склонности и способности учащихся и создаются условия для обучения их в соответствии с профессиональными интересами.



Планируемый результат

В результате прохождения программы курса обучающиеся должны :



  • Использовать общие приемы работы с заданиями различной сложности, ориентироваться в программном материале, уметь четко формулировать свои мысли

  • Уметь правильно распределять время при выполнении работ.

  • Обобщать и применять знания о клеточно-организменном уровне организации жизни.

  • Обобщать и применять знания о многообразии организмов .

  • Сопоставлять особенности строения и функционирования организмов разных царств.

  • Сопоставлять биологические объекты, процессы ,явления, проявляющихся на всех уровнях организации жизни.

  • Устанавливать последовательность биологических объектов, процессов, явлений.

  • Применять биологические знания в практических ситуациях (практико-ориентированное задание).

  • Работать с текстом или рисунком.

  • Обобщать и применять знания в новой ситуации.

  • Решать задачи по цитологии базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.

  • Решать задачи по генетике базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.

  • Решать задачи молекулярной биологии базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.



Структура программы.

Курс опирается на знания, полученные при изучении курса биологии 9 класса. Содержание программы включает 3 основные раздела: решение задач по молекулярной биологии, решение задач по цитологии, решение задач по генетике, данные разделы делятся на темы, и каждая тема элективного курса является продолжением курса биологии. Основной тип занятий - практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: разнообразные формы работы с текстом, тестами, выполнение творческих заданий. Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть - дома самостоятельно. Для промежуточного контроля- 3 контрольные работы в форме ОГЭ, и итогового контроля– зачет по курсу «Биологические задачи» и проектная деятельность. Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения педагогической технологии личностно-ориентированного образования. Данная технология позволяет создать обучающую и развивающую среду, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков старшеклассников, обеспечивает им условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности.

В подготовке и проведении уроков данного курса используется технология здоровьесберегающего обучения и воспитания: создание психологического комфорта, санитарно-гигиенических условий, двигательной активности и других критериев, которые влияют на успешность в обучении.



Формой отчётности по изучению данного курса может быть: 

  • Составление биологических задач, интеллект-карт, кроссвордов, создание презентаций, по темам элективного курса;

  • Зачёт по решению задач базового уровня и повышенного ;

  • Защита проектных работ.



В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса биологии, а также пройдут необходимый этап подготовки к государственному экзамену и ВПР.















СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение – 2 часа

  1. Введение в элективный предмет

История развития биологии, ученые -исследователи. История развития знаний о наследственности.

История генетики, методы исследования.



Закрепление основного содержания тем в ходе решения биологических задач:

Биология - наука о жизни и ее закономерностях. Связь биологии с другими науками, ее место в системе естественнонаучных и биологических дисциплин. Биология в системе культуры. Место биологии в формировании научного мировоззрения и научной картины мира.



Основные понятия. Биология. Клетка. Наследственность. Изменчивость. Методы.



Раздел 1. Решение задач по теме «Молекулярная биология» -6 часов



Закрепление основного содержания тем в ходе решения биологических задач:

  1. Химический состав клетки. Неорганические вещества.

Химические элементы и их роль в клетке. Неорганические вещества и их роль в жизнедеятельности клетки.

2.-3. Химический состав клетки. Органические вещества.

Углеводы и липиды в жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий.

Биополимеры – белки.

4-5. Химический состав клетки. Нуклеиновые кислоты.

Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Принцип комлементарности и правила Чаргаффа.

6. Решение задач.



Раздел 2. Решение задач по теме «Цитология» -11 часов

Закрепление основного содержания тем в ходе решения биологических задач:

  1. Цитология как наука.

Предмет, задачи и методы современной цитологии. Место цитологии в системе естественнонаучных и биологических наук. История развития цитология. Теоретическое и практическое значение цитологических исследований в медицине, здравоохранении, сельском хозяйстве, деле охраны природы и других сферах человеческой деятельности.

История открытие клетки. Клеточная теория. Основные положения первой клеточной теории. Современная клеточная теория, ее основные положения и значение для развития биологии.

  1. Строение клетки и её органоиды.

Одомембранные, двухмембранные и немембранные органоиды.

3. Фотосинтез

Обмен веществ и энергии. Фотосинтез. Формула фотосинтеза. Решение задач.

4. Энергетический обмен

Клеточное дыхание. Формула брожения,гликолиза, клеточного дыхания. Решение задач.

    1. Биосинтез белка

Биосинтез белков в клетке и его значение. Роль генов в биосинтезе белков. Генетический код и его свойства. Этапы биосинтеза белка. Реакции матричного синтеза. Регуляция синтеза белков. Ген-регулятор, ген-оператор, структурные гены, их взаимодействие. Принцип обратной связи в регуляции функционирования генов. Современные представления о природе ген. Решение задач

    1. Типы деления клеток

Жизненный цикл клетки и его этапы. Митоз. Решение задач.

Мейоз - цитологическая основа полового размножения. Решение задач.

    1. Бесполое и половое размножение.

Формы и способы размножения организмов. Гаметогенез у животных. Решение задач.

    1. Онтогенез – индивидуальное развитие организмов.

Оплодотворение и его типы. Оплодотворение и развитие зародыша у животных. Общая характеристика и особенности размножения вирусов, бактерий, водорослей, мохообразных, папоротникообразных, голосеменных, покрытосеменных, грибов и лишайников. Смена фаз в жизненном цикле. Решение задач.

    1. Контрольная работа по разделу «Цитология»

Бластомер. Оплодотворение. Онтогенез. Внутреннее оплодотворение. Наружное оплодотворение. Зародышевые листки. Органогенез. Партеногенез. Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие. Филогенез. Эктодерма. Энтодерма. Мезодерма.



Раздел 3.Решение задач по теме «Генетика»-11 часов

Закрепление основного содержания тем в ходе решения биологических задач:

      1. Типы скрещивания и их назначение. Определение типов гамет, фенотипов и генотипов.

Генетическая символика. Правила записи схем скрещивания.

Наследование при моногибридном скрещивании. Доминантные и рецессивные признаки. Первый закон Менделя - закон единообразия гибридов первого поколения. Второй закон Менделя - закон расщепления. Правило чистоты гамет.

Расщепление при возвратном и анализирующем скрещивании.

Анализирующее скрещивание. Возвратные скрещивания. Наследование при дигибридном скрещивании. Независимое комбинирование независимых пар признаков - третий закон Менделя.

  1. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.

Наследование при взаимодействии аллельных генов. Доминирование. Неполное доминирование. Кодоминирование. Сверхдоминирование. Множественный аллелизм.

Взаимодействие неаллельных генов. Новообразования при скрещивании. Особенности наследования количественных признаков. Комплиментарность. Эпистаз. Полимерия. Множественное действие генов. Примеры множественного действия генов

  1. Хромосомная теория наследственности. Работа с дрозофилой.

Закон Т.Г.Моргана и явления сцепленного наследования. Генетические карты хромосом. Основные положения хромосомной теории наследственности. Решение задач.

  1. Генетика пола. Наследование признаков сцепленных с полом.

Генетика пола. Первичные и вторичные половые признаки. Хромосомная теория определения пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Решение задач.

  1. Генетика человека

Генетика человека. Наследственные болезни, их распространение в популяциях человека. Закон Харди-Вайнберга. Решение задач.



Зачёт по курсу «Биологические задачи» - 1 час

Резервное время – 1 час



Планируемые результаты изучения курса


Учащиеся научаться: 

  • раскрывать основные понятия молекулярной биологии, цитологии и генетики;

  • использовать алгоритмы решения задач, не входящие в обязательный минимум образования (базового и повышенного уровня сложности);

  • объяснять механизмы наследственности и изменчивости;


Учащиеся получат возможность научиться: 

  • самостоятельно решать нестандартные биологические задачи, используя различные алгоритмы решения;

  • устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, пополнять и систематизировать полученные знания;

  • применять знания в новых и измененных ситуациях, делать выводы, заключения;

  • пользоваться различными пособиями, справочной литературой, Интернет-источниками

  • планировать свою индивидуальную образовательную траекторию

  • в ходе преставления биологического проекта или исследования давать оценку его результатам.











УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ



Методические пособия и дополнительная литература



Литература для учителя.

  1. Беркинблит М.Б., Глаголев С.М., Иванова Н.П., Фридман М.В., Фуралев В.А., Чуб В.В. Методическое пособие к учебнику “Общая биология” - М.: МИРОС, 2000. – 93с.

  2. Н.Л.Галеева.,«Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии»-методическое пособие для учителя, Москва: «5 за знания»,2006г.

  3. Гин А.А. Приемы педагогической техники. – М.: Вита-Пресс, 2002. – 86с.

  4. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002. – 144с.

  5. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 192с.

  6. Петунин О.В. Элективные курсы. Их место и роль в биологическом образовании.// “Биология в школе”. – 2004. - №7.

  7. Петросова Р.А. Основы генетики. – М.: Дрофа,2005

  8. Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии. М.: Издательский центр “Академия”, 2003. – 272с.

  9. Высоцкая М.В. Тренировочные задачи. Волгоград. Учитель: 2005. 148с.

  10. Гуляев В.Г. Задачник по генетике. М. Колос1980.

  11. Кучменко В.С., Пасечник В.В. Биология. Школьная олимпиада. АСТ - Астрель. М.2002. 300с.

  12. А.В. Пименов. Уроки биологии в 10 – 11 классах, развёрнутое планирование (в 2 частях. – Ярославль, - Академия развития, 2006

  13. Пименов А.В. Уроки Биологии. Ярославль. Учитель года России: 2003. 270с.

  14. Ридигер О.Н. Биология. Экология. Экзаменационные вопросы и ответы. М.“Аст-пресс школа” 2003. 54с.

  15. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5-11 класс. М.: Дрофа, 1999. – 224 с

  16. Юркова И.И., Шимкевич М.Л Общая биология: 10 класс: Поурочные тесты: Тематический контроль. Учебно-методическое пособие - Мн:Юнипресс,2004.- 192с.

  17. В.Ю.Крестьянинов,Г.Б.Вайнер.Сборник задач по генетике с решениями.-Саратов: «Лицей»,1998.-156с.

  18. Б.Х.Соколовская. 120 задач по генетике(с решениями).М.: Центр РСПИ,1991.-88с.

  19. С.Д.Дикарёв Генетика : Сборник задач.-М.: Издательство «Первое сентября»,2002.-112с.

  20. С.И. Белянина, К.А.Кузьмина, И.В.Сергеева и др. Решение задач по генетике.СГМУ,2009.

  21. 3. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002. – 144с.

Литература для учащихся.

  1. О.Б. Гигани. Общая биология, 9 – 11. таблицы, схемы. – М.; - Владос, - 2007

  1. С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Т.А. Козлова. Основы биологии (курс для .

самообразования). – М.; Просвещение, 1992

  1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. и др. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М: Дрофа, 2004.10

  2. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии. – М.; «Оникс 21 век», - 2005.

  3. Каменский А.А. Биология: Полный курс общеобразовательной средней школы:

  4. Учебное пособие для школьников и абитуриентов - М: Экзамен, 2002. - 448 с.

  5. Жеребцова Е.Л. Биология в схемах и таблицах: Пособие для школьников и абитуриентов - СПб: Тригон, 2005. - 128 с. М: Дрофа, 2005. - 240 с.

  6. Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Л.Д. Биология в вопросах и ответах. - М.: Рольф. 1999. – 496с.

  7. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 816с.

  8. Киреева Н.М. Биология для поступающих в ВУЗы. Способы решения задач по генетике. – Волгоград: Учитель, 2003. – 50с.

  9. Самоучитель для решения задач по генетики. 2 части. Г.И. Подгорнова. В «Перемена"1988г.

  10. Ф.К. Адельшин. Задачи по генетике. Пособие для абитуриентов ВМА..,1997г.

  11. Мортон Дженкинс. 101 ключевая идея: генетика. – М.: ФАИР-Пресс, 2002.

  12. Петросова Р.А. Основы генетики. Темы школьного курса. – М.: Дрофа, 2004. – 96с.

  13. Мамонтов С.Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. – М.: Высшая школа, 1992.

  14. Флинт Р. Биология в цифрах. – М.: Мир, 1992.

  15. Шалапенок Е.С., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Тесты по биологии. – М.: Рольф, 2001. – 384с





Multimedia – поддержка курса «общая биология»

  1. Открытая биология (версия 2,6). Физикон, 2006

  2. «Кирилл и Мефодий. 10 кл. Общая биология»

  3. «Кирилл и Мефодий. 11 кл. Общая биология»

  4. Основы общей биологии, 9 класс («1С:Образование», 2007)

  5. Биология, 10 класс («1С:Образование», 2008)

  6. Электронные учебники А.В.Пименова

  7. Авторские цифровые образовательные ресурсы

  8. Другие ЭОР на усмотрение учителя



Интернет-ресурсы

  1. http://www.eidos.ru – Эйдос-центр дистанционного образования

  2. http://www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  3. http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  4. http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии.

  5. http://www.5ballov.ru/test - тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии.

  6. http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm - Телекоммуникационные викторины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета.

  7. http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".

  8. http://ic.krasu.ru/pages/test/005.html -тесты по биологии.

  9. http://www.kokch.kts.ru/cdo/ - тестирование On-line по биологии для учащихся 5-11классов.

  10. Другие интернет- ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся





Оборудование

  1. Интерактивная доска Hitachi или мультимедийный проектор

  2. Компьютер с программами пакета «1 помощь»

  3. Оргтехника

  4. Интернет ресурс

  5. Дидактические ресурсы кабинета биологии

  6. Ресурс школьной библиотеки

  7. ЭОР различного характера (см. выше)



Тематическое планирование

тема

Количество часов

1

Введение

2

2

Раздел I. Молекулярная биология

6

3

Раздел II. Цитология

11

4

Раздел III. Генетика

12

5

Проектная деятельность

2


Резерв

2




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа для внеурочной деятельности "Биологические задачи" для 9-х классов

Автор: Уколова Валентина Сергеевна

Дата: 18.02.2024

Номер свидетельства: 645917

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Рабочая  программа по внеурочной деятельности «По тропинкам Прибайкалья» "
    ["seo_title"] => string(78) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-tropinkam-pribaikal-ia"
    ["file_id"] => string(6) "129977"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415803392"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Рабочая программа по внеурочной деятельности "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "100478"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402381590"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Спортивный час рабочая программа по внеурочной деятельности "
    ["seo_title"] => string(68) "sportivnyi-chas-rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "125242"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414939570"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 9 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239323"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444756254"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в школе."
    ["seo_title"] => string(94) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-kak-nieotiemliemaia-chast-obrazovatiel-nogho-protsiessa-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "266326"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450123975"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства