Рабочая программа для внеурочной деятельности "Биологические задачи" для 9-х классов
Рабочая программа для внеурочной деятельности "Биологические задачи" для 9-х классов
Рабочая программа позволяет учащимся 9-х классов расширить свои знания в области биологии и выйти за рамки учебника. Предполагается углубленное изучение тем, затронутых в учебнике 9 класса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для внеурочной деятельности "Биологические задачи" для 9-х классов»
Рабочая программа
элективного курса по биологии
«Биологические задачи»
для обучающихся 9 классов
(1 ч. в неделю)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемый курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю, 1 час резерв), он поддерживает и углубляет базовые знания по биологии и направлен на формирование и развитие основных учебных компетенций в ходе решения биологических задач.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Г.П. Подгорновой «Основы генетического анализа» (В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова.Сборник программ элективных курсов. Биология. М.: Дрофа,2010 )
Концепция программы курса заключается в том, что её разработка связана с разработкой системы специализированной подготовки (предпрофильного обучения) в старших классах и направлено на реализацию личностно - ориентированного процесса, при котором максимально учитываются интересы, склонности, и способности старшеклассников. Основной акцент курса ставится не на приоритете содержания, а на приоритете освоения учащимися способов действий, не нанося ущерб самому содержанию, т.е. развитию предметных и межпредметных компетенций, что находит отражение в контрольно-измерительных материалах ОГЭ. Курс тесно связан с уроками общей биологии и соответствует требованиям Государственного стандарта.
Актуальность умения решать задачи по биологии возрастает в связи с введением ВПР по биологии, а также с тем, что необходимо применять знания на практике. Курс тесно связан с уроками общей биологии и соответствует требованиям Государственного стандарта.
Решение задач по биологии дает возможность лучше познать фундаментальные общебиологические понятия, отражающие строение и функционирование биологических систем на всех уровнях организации жизни.
Курс общей биологии, а именно раздел молекулярной биологии и генетика, всегда являлся наиболее сложным для понимания. Данный элективный курс позволяет расширить кругозор учащихся и закрепить их знания и умения в области решения задач. Огромную важность в непрерывном образовании приобретают вопросы самостоятельной работы учащихся, умение мыслить самостоятельно и находить решение. Создаются условия для индивидуальной и групповой форм деятельности учащихся. Такое сочетание двух форм организации самостоятельной работы на уроках активизирует слабых учащихся и дает возможность дифференцировать помощь, способствует воспитанию взаимопомощи и коллективизма. Создает также условия для обучения учащихся самоконтролю и самооценке. Это формирует творческое отношение к труду важное для человека любой профессии и является важным условием успешного, качественного выполнения им своих обязанностей.
Особенностями программы курсаявляется тесная связь его содержания с уроками общей биологии и соответствие требованиям Государственного стандарта. Подбор материалов для занятий осуществляется на основе компетентностно - ориентированных заданий, направленных на развитие трёх уровней обученности: репродуктивного, прикладного и творческого.
Целью курса является:
Содействовать формированию прочных знаний по общей биологии, расширение кругозора в области генетики,цитологии и молекулярной биологии.
Обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания учащихся сформировать/актуализировать навыки решения биологических задач различных типов.
Задачи:
1.Формировать систему знаний по главным теоретическим законам биологии.
2.Совершенствовать умение решать биологические задачи репродуктивного , прикладного и творческого характера
4.Развивать биологическую интуицию, выработать определенную технику, чтобы быстро справится с предложенными заданиями.
Благодаря элективному курсу по биологии :
1. Поддерживается изучение биологии на заданном стандартном уровне. Курс «Основы генетического анализа» помогает закрепить и углубить уровень знаний по биологии, применить эти знания путём решения биологических задач.
2. Осуществляется личностно-ориентированный подход в обучении. То есть учитываются индивидуальные склонности и способности учащихся и создаются условия для обучения их в соответствии с профессиональными интересами.
Планируемый результат
В результате прохождения программы курса обучающиеся должны :
Использовать общие приемы работы с заданиями различной сложности, ориентироваться в программном материале, уметь четко формулировать свои мысли
Уметь правильно распределять время при выполнении работ.
Обобщать и применять знания о клеточно-организменном уровне организации жизни.
Обобщать и применять знания о многообразии организмов .
Сопоставлять особенности строения и функционирования организмов разных царств.
Сопоставлять биологические объекты, процессы ,явления, проявляющихся на всех уровнях организации жизни.
Применять биологические знания в практических ситуациях (практико-ориентированное задание).
Работать с текстом или рисунком.
Обобщать и применять знания в новой ситуации.
Решать задачи по цитологии базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.
Решать задачи по генетике базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.
Решать задачи молекулярной биологии базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.
Структура программы.
Курс опирается на знания, полученные при изучении курса биологии 9 класса. Содержание программы включает 3 основные раздела: решение задач по молекулярной биологии, решение задач по цитологии, решение задач по генетике, данные разделы делятся на темы, и каждая тема элективного курса является продолжением курса биологии. Основной тип занятий - практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: разнообразные формы работы с текстом, тестами, выполнение творческих заданий. Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть - дома самостоятельно. Для промежуточного контроля- 3 контрольные работы в форме ОГЭ, и итогового контроля– зачет по курсу «Биологические задачи» и проектная деятельность. Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения педагогической технологии личностно-ориентированного образования. Данная технология позволяет создать обучающую и развивающую среду, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков старшеклассников, обеспечивает им условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности.
В подготовке и проведении уроков данного курса используется технология здоровьесберегающего обучения и воспитания: создание психологического комфорта, санитарно-гигиенических условий, двигательной активности и других критериев, которые влияют на успешность в обучении.
Формой отчётности по изучению данного курса может быть:
Составление биологических задач, интеллект-карт, кроссвордов, создание презентаций, по темам элективного курса;
Зачёт по решению задач базового уровня и повышенного ;
Защита проектных работ.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса биологии, а также пройдут необходимый этап подготовки к государственному экзамену и ВПР.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение – 2 часа
Введение в элективный предмет
История развития биологии, ученые -исследователи. История развития знаний о наследственности.
История генетики, методы исследования.
Закрепление основного содержания тем в ходе решения биологических задач:
Биология - наука о жизни и ее закономерностях. Связь биологии с другими науками, ее место в системе естественнонаучных и биологических дисциплин. Биология в системе культуры. Место биологии в формировании научного мировоззрения и научной картины мира.
Основные понятия. Биология. Клетка. Наследственность. Изменчивость. Методы.
Раздел 1. Решение задач по теме «Молекулярная биология» -6 часов
Закрепление основного содержания тем в ходе решения биологических задач:
Химический состав клетки. Неорганические вещества.
Химические элементы и их роль в клетке. Неорганические вещества и их роль в жизнедеятельности клетки.
2.-3. Химический состав клетки. Органические вещества.
Углеводы и липиды в жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий.
Биополимеры – белки.
4-5. Химический состав клетки. Нуклеиновые кислоты.
Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Принцип комлементарности и правила Чаргаффа.
6. Решение задач.
Раздел 2. Решение задач по теме «Цитология» -11 часов
Закрепление основного содержания тем в ходе решения биологических задач:
Цитология как наука.
Предмет, задачи и методы современной цитологии. Место цитологии в системе естественнонаучных и биологических наук. История развития цитология. Теоретическое и практическое значение цитологических исследований в медицине, здравоохранении, сельском хозяйстве, деле охраны природы и других сферах человеческой деятельности.
История открытие клетки. Клеточная теория. Основные положения первой клеточной теории. Современная клеточная теория, ее основные положения и значение для развития биологии.
Строение клетки и её органоиды.
Одомембранные, двухмембранные и немембранные органоиды.
3. Фотосинтез
Обмен веществ и энергии. Фотосинтез. Формула фотосинтеза. Решение задач.
4. Энергетический обмен
Клеточное дыхание. Формула брожения,гликолиза, клеточного дыхания. Решение задач.
Биосинтез белка
Биосинтез белков в клетке и его значение. Роль генов в биосинтезе белков. Генетический код и его свойства. Этапы биосинтеза белка. Реакции матричного синтеза. Регуляция синтеза белков. Ген-регулятор, ген-оператор, структурные гены, их взаимодействие. Принцип обратной связи в регуляции функционирования генов. Современные представления о природе ген. Решение задач
Типы деления клеток
Жизненный цикл клетки и его этапы. Митоз. Решение задач.
Мейоз - цитологическая основа полового размножения. Решение задач.
Бесполое и половое размножение.
Формы и способы размножения организмов. Гаметогенез у животных. Решение задач.
Онтогенез – индивидуальное развитие организмов.
Оплодотворение и его типы. Оплодотворение и развитие зародыша у животных. Общая характеристика и особенности размножения вирусов, бактерий, водорослей, мохообразных, папоротникообразных, голосеменных, покрытосеменных, грибов и лишайников. Смена фаз в жизненном цикле. Решение задач.
Раздел 3.Решение задач по теме «Генетика»-11 часов
Закрепление основного содержания тем в ходе решения биологических задач:
Типы скрещивания и их назначение. Определение типов гамет, фенотипов и генотипов.
Генетическая символика. Правила записи схем скрещивания.
Наследование при моногибридном скрещивании. Доминантные и рецессивные признаки. Первый закон Менделя - закон единообразия гибридов первого поколения. Второй закон Менделя - закон расщепления. Правило чистоты гамет.
Расщепление при возвратном и анализирующем скрещивании.
Анализирующее скрещивание. Возвратные скрещивания. Наследование при дигибридном скрещивании. Независимое комбинирование независимых пар признаков - третий закон Менделя.
Взаимодействие неаллельных генов. Новообразования при скрещивании. Особенности наследования количественных признаков. Комплиментарность. Эпистаз. Полимерия. Множественное действие генов. Примеры множественного действия генов
Хромосомная теория наследственности. Работа с дрозофилой.
Закон Т.Г.Моргана и явления сцепленного наследования. Генетические карты хромосом. Основные положения хромосомной теории наследственности. Решение задач.
Генетика пола. Наследование признаков сцепленных с полом.
Генетика пола. Первичные и вторичные половые признаки. Хромосомная теория определения пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Решение задач.
Генетика человека
Генетика человека. Наследственные болезни, их распространение в популяциях человека. Закон Харди-Вайнберга. Решение задач.
Зачёт по курсу «Биологические задачи» - 1 час
Резервное время – 1 час
Планируемые результаты изучения курса
Учащиеся научаться:
раскрывать основные понятия молекулярной биологии, цитологии и генетики;
использовать алгоритмы решения задач, не входящие в обязательный минимум образования (базового и повышенного уровня сложности);
объяснять механизмы наследственности и изменчивости;
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно решать нестандартные биологические задачи, используя различные алгоритмы решения;
устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, пополнять и систематизировать полученные знания;
применять знания в новых и измененных ситуациях, делать выводы, заключения;
пользоваться различными пособиями, справочной литературой, Интернет-источниками
планировать свою индивидуальную образовательную траекторию
в ходе преставления биологического проекта или исследования давать оценку его результатам.