kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Оценка качества воздуха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Оценка качества воздуха в районе асфальтобетонного завода посёлка совхоза Селезнёвский Тамбовского района. Проект был выполнен в рамках кружка при кабинете биологии обучающимися 8 класса.

Цель данного проекта - формирование практических компетенций и развитие метапредметных знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Оценка качества воздуха"»

Тамбовский район

филиал МБОУ «Комсомольская СОШ»

в п. с/за «Селезнёвский»



Всероссийский конкурс

юных исследователей окружающей среды


Номинация «Экологический мониторинг»



Тема:

Оценка качества воздуха в районе асфальтобетонного завода

посёлка совхоза «Селезнёвский» Тамбовского района




Автор:

Стрыгина Елена Алексеевна

обучающаяся 8 класса филиала МБОУ «Комсомольская СОШ»

в п. с/за «Селезнёвский»


Научный руководитель

Плаксина Л. А.,

учитель биологии филиала МБОУ «Комсомольская СОШ»

в п. с/за «Селезнёвский»





2015


Оглавление


Разделы

Стр.

I Введение

  1. Проблема

  2. Цель и задачи

  3. Актуальность

  4. Гипотеза

  5. Этапы и сроки реализации проекта



3

4-5

5

5

5 - 6

II Основная часть

  1. Изучение теоретического материала

  2. Практическая реализация проекта



6

6 - 9

III Заключение

  1. Анализ результатов

  2. Выводы

  3. Практическая значимость проекта



9

10

10

IV Список использованных источников


11


V Приложение

12-13









Введение.

Здоровье человека напрямую зависит от окружающей среды, и в первую очередь от воздуха, которым он дышит. Качество воздуха влияет на жизнедеятельность человеческого организма, его работоспособность и общее самочувствие. Недаром, экологии и, в частности, проблеме чистого воздуха уделяется так много внимания. В наше время, развитого технического прогресса, всё больше и больше загрязняется окружающая среда, уничтожаются леса – наибольший источник чистого воздуха. Значение чистого воздуха трудно переоценить, от него зависит вся жизнь на планете, начиная от растений и животных и заканчивая человечеством.

Плохой воздух приносит большой вред в первую очередь детям, так как детский организм только начинает приспосабливаться к окружающей среде, формируется иммунная и защитная системы организма, так же большой опасности подвергаются люди, страдающие болезнями дыхательных путей, астмой и различными видами аллергии.

Ситуация, в которой возникла проблема

С 1977года на территории посёлка «Селезнёвский» работает асфальтобетонный завод ДС-158. Он расположен в непосредственной близости к жилым домам, пруду, месту излюбленного отдыха жителей и рыбаков.

В рамках урока Экология человека была организована экскурсия на завод.

Меня заинтересовал вопрос о том, каким воздухом дышат жители этого района и отдыхающие.

Оказалось, что мониторинг воздуха в районе завода школьниками не проводился, и найти такие данные мне не удалось.

Возникла проблема: безопасен ли воздух в районе асфальтобетонного завода для жителей?

Данная проблема интересует многих жителей посёлка, особенно тех, кто живёт в непосредственной близости к заводу. С данными, каких либо мониторинговых исследований, жителей никогда не знакомили, эта проблема не изучена.

В этом была новизна планируемого исследования.

Я поставила перед собой цель:

исследование качества воздуха в районе асфальтобетонного завода ДС -158, расположенного в посёлке совхоза «Селезнёвский».

Данная цель реализовывалась через следующие задачи:

  • Изучить теоретический материал о деятельности асфальтобетонного завода;

  • Выяснить принцип работы очистных атмосферных фильтров;

  • Определить качество атмосферного воздуха по стандартным методикам.

  • Сделать вывод о качестве атмосферного воздуха в районе асфальтобетонного завода.

Место и сроки проведения исследования: Тамбовский район, посёлок совхоза «Селезнёвский», район асфальтобетонного завода, сентябрь – октябрь 2015 года.

Актуальность моего проекта заключается в том, что жители высказывают опасение по поводу качества воздуха, жалуются на неприятный запах, некоторые отмечают появление головных болей, если ветер дует со стороны завода. Я сама живу в районе асфальтного завода, замечаю изменения прозрачности воздуха, появление налета на предметах во время активной работы завода.

Проблема загрязнения природной среды - одна из глобальных проблем современного мира. В связи с интенсивным развитием промышленности и транспорта в атмосферу поступает все большее количество вредных выбросов. На земном шаре практически невозможно найти место, где бы ни присутствовали, в той или иной концентрации, загрязняющие вещества (поллютанты).

Среди веществ, загрязняющих воздух, наибольшее значение имеет сернистый газ, галогены и их соединения, оксид углерода, сероводород, аммиак, этилен. А также копоть, пепел, твердые частицы пыли (цемента, извести, кремния, каменного угля, металлов и их соединений). А ведь известно, что качество воздуха во многом определяет состояние здоровья человека, развитие растений и животных.

Возникла гипотеза: особенности работы асфальтного завода ухудшают качество атмосферного воздуха, делают его непригодным для нормальной жизни людей.

Объект исследования: атмосферный воздух района асфальтного завода в посёлке «Селезнёвский».

Предмет исследования: качество атмосферного воздуха в районе асфальтного завода в посёлке «Селезнёвский».

Проект реализовывался в два этапа:

Механизм реализации:

Теоретический этап:

•изучить материал о деятельности асфальтобетонного завода;

•изучить принцип работы очистных атмосферных фильтров данного завода;

•изучить методики определения качество атмосферного воздуха;

Практический этап:

•посетить территорию асфальтобетонного завода СУЗР-,побеседовать с главным

инженером о принципе работы завода и характеристиках очистных атмосферных фильтров;

•провести сбор материала для оценки качества воздуха;

- определить состояние деревья на прилегающей территории,

- собрать образцы листьев,

- изучить наличие, состав и покрытие лишайников;

•провести оценку качества воздуха методом биоиндекации и лихеноиндикации;

•сделать вывод о качестве воздуха в районе асфальтобетонного завода СУЗР-4.

Проект реализовывался в сентябре-октябре 2015 года.

Этап

Деятельность

Сроки

I этап

Подготови-тельный

1)«Мозговой штурм» (выбор темы исследования);

2)Определение источников информации;

3)Обсуждение плана работы с руководителем.

Сентябрь

2015г

II этап

Основной

1) Самостоятельная работа по поиску и анализу теоретического материала;

2) Выполнение практической части;

3) Оформление результатов работы.

Октябрь

2015г

III этап

Заключи-тельный

1) Представление полученных результатов;

2) Защита проекта

Октябрь

2015г

На теоретическом этапе:

  1. Побывала с экскурсией на асфальтном заводе, побеседовала с мастером завода Филатовым Виктором Петровичем.

  2. Я изучила материал о технологическом процессе работы асфальтосмесительной

установки циклического действия, установленной на асфальтобетонном заводе в п. с-за «Седезнёвсктй» завода; (Приложение 1.)

  1. Познакомилась с принципом работы устройства для мокрой очистки газа,

установленного на данном заводе; (Приложение 2)

  1. Изучила литературу по изменениям морфологии растений и состава лишайников, при изменении качества воздуха.

  2. Изучила методики определения качество атмосферного воздуха;

Для проверки своей гипотезы, на практическом этапе я провела серию исследований:

1)Метод биоиндикации

Оценка состояние лиственного покрова деревьев, произрастающих на прилегающей к заводу территории: Тополь черный, Береза повислая, Вяз мелколистный.

Оборудование: увлажненная фильтровальная бумага, лабораторные стаканы, электронные весы.

В работе использованы статистический, аналитический методы исследования.

Для проведения данного исследования была использована общепринятая методика. Перед началом работы выбрала участок обследования – 500-600 метров от территории завода. Обследовала 5 деревьев одной породы. С каждого дерева отобрала по 10 листьев на высоте 1,5 - 2 метра (высота слоя воздуха вдыхаемого взрослым человеком).

Листья исследовались с помощью:

  • увлажненной фильтровальной бумаги,

  • смывы пылевых и вредных веществ в 50 мл воды, фильтрации смывов,

Оценивала степень запыленности листовых пластинок следующим образом:

1. Каждый лист помещала между двумя слоями увлажненной фильтровальной бумаги и слегка проглаживала руками. На бумаге остаются отпечатки, по интенсивности которых судят о степени запыленности листьев.

Оценку загрязнения листовых пластинок осуществляют по следующим градациям:

1группа — отпечатки на бумаге отсутствуют или слегка заметны;

2группа — загрязнение листьев около 50%. Отпечаток средней интенсивности, при просмотре на свет четко видны участки фильтровальной бумаги разной толщины;

3группа - загрязнение листьев 100%. Отпечаток интенсивный, дефекты фильтровальной бумаги на свет не просматриваются.

2. С данных листьев делала смывы пылевых и вредных веществ в 50 мл воды. Далее пропускала воду через фильтровальную бумагу. После фильтрации фильтраты подсушила и взвесила.

Результаты:

Загрязнение листьев около 50%. Отпечаток средней интенсивности, при просмотре на свет четко видны участки фильтровальной бумаги разной толщины;

Выявила, что самое большое количество пыли содержится на тополе (13,5г), т.к. у него большая липкая листовая пластинка. На втором месте – береза повислая (9,1г), т.к. листья березы имеют большую листовую поверхность. На третьем месте – вяз мелколистный (8,0г), имеющий небольшую листовую поверхность.

Содержание пылевых частиц на листьях деревьев.

Название дерева, кустарника

Количество листьев,

(шт.)

Количество пыли,

(г)

Тополь черный

50

13,5

Береза повислая

50

9,1

Вяз мелколистный

50

8,0


Анализ результатов показал среднюю степень загрязненности атмосферного воздуха.

2)Метод лихеноиндикации.

Как и большинство биологических методов оценки состояния окружающей среды, метод лихеноиндикации не позволяет различить конкретные вредные вещества, загрязняющие атмосферный воздух, но зато позволяет выделить территории, подверженные воздействию загрязненного воздуха. Для этого иногда бывает достаточно даже неполного описания разнообразия и обилия лишайников на единице площади в данном массиве.

Установлено, что при повышении степени загрязнения воздуха первыми исчезают кустистые, затем листоватые и последними накипные (корковые) формы лишайников.

При изучении степени загрязнения промышленными объектами окружающей среды важна реакция биологических объектов на загрязняющие вещества. Поэтому я провела исследование деревьев данного района на предмет наличия лишайников и их покрытия.

  • подсчет количества видов различных форм лишайников,

  • определения степени покрытия лишайников.

Эти методики является разновидностью метода широко применяемого в геоботанике, обладает такими преимуществами, как наглядность результатов и простота. Он общепринят в лихенологии.

В работе использованы графический, статистический, аналитический методы исследования.

Оборудование: атлас-определитель лишайников, прозрачная плёнка-палетка, цветные фломастеры, лупа, сантиметр.

1.Определение наличия лишайников и их форм.

Мною был выбран участок на расстоянии 500-600м от завода, территория первых жилых домов посёлка, отмечено наличие лишайников на 5 деревьях одного и того же вида, растущих недалеко друг от друга.

Все деревья: одного вида, липы, растущие свободно, не в тени других деревьев.

Приблизительно одинаковой толщины (диаметр более 50 см).

Все деревья не имеют затеняющих ветвей ниже высоты 3 м, они не находятся возле открытой воды.

2.Определение степени покрытия лишайников:

При определении проективного покрытия лишайников пользовалась сеточками 10 х 10 см. Пленку накладывала на ствол дерева и фиксировала. Затем, определила число (a) единичных квадратов, в которых лишайники занимают на глаз больше половины площади квадрата, им приписала покрытие, равное 100 %; определила число (b) квадратов, в которых лишайники занимают менее половины площади квадрата, им приписала покрытие, равное 50 %. Общее покрытие, в процентах, вычисляла по формуле (c - число исследованных площадок): R = 100 a + 50 b / c.

Было изучена степень покрытия каждой из двух форм лишайников (корковых, листоватых) вокруг ствола каждого дерева.

Найдено на стволе место с заметным произрастанием лишайников, около 1,3 м над землёй, и приложил к нему плёнку стандартного размера (10х10см).

На пленке разноцветными фломастерами отмечала покрытие каждого из 3 типов лишайников.

Определила степень покрытия каждой группы на плёнке. (Приложение 4)

Результаты:

Исследован Ясень окраины посёлка «Селезнёвский». На деревьях обнаружены четыре вида лишайников - листоватые лишайники - пармелия (parmeliasulcata), гипогимния (hypogimniaphysodes), накипные лишайники - лепрария (leprariaincana), кустистые - Ксантория постенная (Xanthoria parietina)

№ дерева

1

2

3

4

5

Степень покрытия лишайниками

25%


25%

30%

30%

25%

Среди эпифитных лишайников в районе асфальтнобетонного завода п. «Селезнёвский» преобладают листоватые лишайники - два вида, накипные лишайники - один вид, кустистые лишайники – один вид. (Приложение 3)

Степень покрытия лишайников на всех обследованных деревьях 25 – 30 % (средняя степень), следовательно, содержание диоксида серы в воздухе равно 0,05 - 0,3 мг/м3.

Сопоставляя результаты, полученные двумя разными методами (по оценке разнообразия и по степени покрытия), я выяснила, это «зона умеренного загрязнения»: примерно равное количество вида накипных и листоватых лишайников, встречается кустистый лишайник, зона покрытия 25-35% .


В ходе работы над проектом, я реализовала поставленные задачи:

1.Изучила теоретический материал о деятельности асфальтобетонного завода, по результатам экскурсии и беседы с мастером (технология производства асфальта, принцип работы устройства для мокрой очистки газов, установленных на заводе).

2.Определила качество атмосферного воздуха:

  • по методу биоиндикации

  • по методу лихеноиндикации

Выводы по результатам проекта:

Качество воздуха в районе асфальтобетонного завода – средней загрязнённости.

Приблизительный уровень содержания в воздушной среде диоксида серы SO2 – от 0,05 до 0,3 мг/м3.

Данный уровень загрязненности воздуха безопасен для жителей и отдыхающих.

Таким образом, гипотеза не подтвердилась:

  • современные атмосферные фильтры, установленные на заводе, практически не

оказывают влияние на атмосферный воздух в районе первых жилых домов посёлка;

  • качество атмосферного воздуха в районе асфальтного завода не опасно для

жителей.

Заключение

С результатами проекта были познакомлены учащиеся школы. Возникло много идей, как улучшить ситуацию: посадить больше деревьев, перенести зону отдыха, между заводом и жилыми домами посадить барьерную аллею из тополей, т. к. у тополя большая листовая поверхность, листовая пластинка вырабатывает липкую слизь, задерживающую твердые пылевые частицы и выхлопные газы.

Практическая значимость проекта

С результатами исследования познакомила жителей посёлка (район завода), развесила информационные листовки о качестве воздуха.

Мониторинг качества воздуха в этом районе будет продолжаться, чтобы проследить динамику изменения состояния листьев и роста лишайников, выявить возможное ухудшение качества воздуха.

Публичная защита проекта состоялась в рамках заседания экологического кружка.

Проект заинтересовал моих одноклассников. Дальнейшая работа по мониторингу будет групповой.










Список использованных источников


  1. Бухвалов В.А. и др. Методы экологических исследований. – М., 1995.

  2. Кулагин Ю.З. Древесные растения и промышленная среда, М., 1974

  3. Лакин Г.Ф. Биометрия. М. Высшая школа. 1973-443с

  4. Пугал А. и др. Экологический мониторинг // Биология. - 1996. №11

  5. Тычинин В.А. Определитель лишайников,1994-64с


  1. Интернет источники: http://www.cherncity.ru/




















Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Определение наличия лишайников и их форм









Лепрария ( leprariaincana) Гипогимния (hypogimniaphysodes)










Гипогимния (hypogimniaphysodes) Ксантория постенная (Xanthoria parietina)

и Пармелия (parmeliasulcata)

Приложение 4

Определение степени покрытия лишайников



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект "Оценка качества воздуха"

Автор: Плаксина Любовь Алексеевна

Дата: 29.02.2016

Номер свидетельства: 300716

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Исследовательская работа по биологии  "Определение содержания микробов в воздухе". "
    ["seo_title"] => string(91) "issliedovatiel-skaia-rabota-po-biologhii-opriedielieniie-sodierzhaniia-mikrobov-v-vozdukhie"
    ["file_id"] => string(6) "183277"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425808291"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Индивидуальный проект "Причины возникновения экологических проблем в сельской местности""
    ["seo_title"] => string(80) "individual_nyi_proiekt_prichiny_vozniknovieniia_ekologhichieskikh_probliem_v_sie"
    ["file_id"] => string(6) "420912"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1496849386"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Интегрированный урок по биологии 6-10 класс «Рост и развитие растений и животных» "
    ["seo_title"] => string(86) "intieghrirovannyi-urok-po-biologhii-6-10-klass-rost-i-razvitiie-rastienii-i-zhivotnykh"
    ["file_id"] => string(6) "113461"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410265814"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Исследовательский проект "Красная Книга Жарковского района" "
    ["seo_title"] => string(64) "issliedovatiel-skii-proiekt-krasnaia-knigha-zharkovskogho-raiona"
    ["file_id"] => string(6) "121908"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414087411"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(274) "Экспериментальный проект «Сказка ложь, да в ней намек…» как инструмент внедрения ФГОС во внеурочную деятельность средних общеобразовательных школ "
    ["seo_title"] => string(164) "ekspierimiental-nyi-proiekt-skazka-lozh-da-v-niei-namiek-kak-instrumient-vniedrieniia-fgos-vo-vnieurochnuiu-dieiatiel-nost-sriednikh-obshchieobrazovatiel-nykh-shkol"
    ["file_id"] => string(6) "197535"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428254198"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства