kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности «Планета цветов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кружок «Планета цветов» - основная форма организации внеурочной деятельности по биологии. В кружке занимаются учащиеся 10 – 12 лет (5 - 6 классы), проявляющие устойчивый интерес к этому предмету. Продолжительность занятий 1 час (2 раза в неделю). Работая с комнатными растениями, учащиеся осваивают важнейшие приемы и трудовые навыки по уходу за ними, пересадке и размножению. Они будут полезны в повседневной жизни и могут помочь в выборе будущей профессии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Планета цветов»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ЛИЦЕЙ № 22 имени А. П. Иванова г. Орла









Программа

внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления

«Планета цветов»

для учащихся 5 - 6 классов

учителя биологии

высшей квалификационной категории

Шишковой Марины Альбертовны














  1. Пояснительная записка
актуальность и направленность программы

Комнатные растения являются частицей живой природы, которую человек стремится перенести в свое жилище. В настоящее время его желание объединиться с природой заметно возрастает. Если школьник начинает увлекаться выращиванием комнатных растений, то у него обязательно появится стремление узнать о них как можно больше. Он будет искать ответы на следующие вопросы: откуда это растение? Какие условия необходимы ему для роста и развития? Главное – поддержать любознательность учащихся, подсказать, в какой литературе, электронном пособии можно найти ответы на интересующие вопросы. Все это будет формировать потребность в приобретении новых знаний. Развивая интерес к комнатным растениям, можно развить стремление познать все разнообразие живой природы, желание стать ее другом, а также - привить эстетические и экологические навыки.

Кружок «Планета цветов» - основная форма организации внеурочной деятельности по биологии. В кружке занимаются учащиеся 10 – 12 лет (5- 6 классы), проявляющие устойчивый интерес к этому предмету. Продолжительность занятий 1 час (2 раза в неделю). Работая с комнатными растениями, учащиеся осваивают важнейшие приемы и трудовые навыки по уходу за ними, пересадке и размножению. Они будут полезны в повседневной жизни и могут помочь в выборе будущей профессии.

Проявление интереса является важнейшим компонентом самостоятельной познавательной деятельности. Но в тоже время, устойчивость такого интереса у учащихся зависит от организации познавательного процесса. Поэтому, задания для работы с учащимися подбираются так, чтобы они были посильны, включали в себя элемент самостоятельного поиска, а индивидуальные формы работы (опыты, наблюдения) сочетались с коллективными (лекции, дискуссии).



цель и задачи программы

Цель: формирование у учащихся системы ценностных отношений к природе и окружающему миру

Задачи программы.

Образовательные:

  • расширить кругозор учащихся по биологии и экологии;

  • сформировать понятие о цветковом растении и его строении;

  • сформировать практические навыки и умения по уходу за комнатными растениями, их пересадке и размножению.

Развивающие:

  • развивать у учащихся мотивационную сферу бережного отношения к природе;

  • развивать понимание учащимися природы как общечеловеческой ценности;

  • развивать у учащихся навыки самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе, сознательное отношение к труду;

  • воспитывать активность и самостоятельность общения;

  • воспитывать умение контролировать свое поведение, рефлексию своих действий;

  • способствовать развитию межличностных отношений, контактности, доброжелательности;


основные принципы обучения, заложенные в программу
    • принцип природосообразности: образовательный процесс строится, следуя логике (природы) развития личности ребенка;

    • принцип развивающего обучения: развитие личности ребенка направлено на умение сравнивать и обобщать, видеть и понимать;

    • принцип индивидуальности: создание условий для наиболее полного проявления и развития индивидуальности ребенка;

    • принцип гуманистичности: ребенок рассматривается как активный субъект совместной с учителем деятельности, основанной на реальном сотрудничестве.


специфика построения образовательного процесса и структура содержания образовательного процесса в кружке


Работа по программе строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с учащимися, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям, в сочетании с практическими заданиями, необходимыми для развития навыков ребенка. При обучении изучаются основы следующих предметов: ботаники, морфологии растений, экологии, фенологии. Весь процесс строится на сознательном усвоении знаний и навыков, что повышает интерес к занятиям, запоминание изучаемого материала. Работа по программе предполагает постепенное расширение и существенное углубление знаний, развитие умений и навыков учащихся, более глубокое усвоение материала путем последовательного прохождения по годам обучения с учетом возрастных и психологических особенностей детей.


условия реализации программы

Успешная реализация программы зависит от применения учителем основных методов и приемов психолого-педагогического воздействия. Учитель опирается на наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое или понятийное мышление детей. Важно и то, что в процессе сотрудничества учителя и учащегося дети не являются внешними наблюдателями, а реально участвуют в живом процессе общения и познания. Используются такие методы обучения, при которых ребенок имеет возможность ставить цель, принимать решения, наметить план действия, проявить усилия в случае преодоления трудностей, оценить результат своего труда.

При реализации программы используются групповые и индивидуальные формы работы.

Особое внимание в программе уделено мониторингу образовательного процесса, так как он необходим для формирования целостного представления о состоянии реализации программы. Система тестов, зачетов поможет оценить, проанализировать и спрогнозировать процесс обучения.

Предметные результаты: обеспечить усвоение учащимися знаний о строении цветкового растения, основах агротехники и классификации комнатных растений, их роли в природе и жизни человека

Метапредметные результаты: содействовать формированию умений и навыков анализировать информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать интерес к учению через ИКТ

Личностные результаты: содействовать воспитанию у учащихся бережного и рационального отношения к природе, толерантности к окружающему миру

Уровни результатов:

Первый уровень результатов: приобретение школьникам знаний об особенностях цветкового растения, основах агротехники и классификации комнатных растений

Второй уровень результатов: получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к природе и окружающему миру

Третий уровень результатов: получение школьником опыта самостоятельного ухода за комнатными растениями, их аранжировки и размещения





2. Учебно-тематический план


Первый год обучения

Тематика занятий

Количество часов

Всего

Теоретических

Практических

1.

Введение. Обсуждение плана работы кружка, разработка индивидуальных и групповых заданий.

2

2

-

2.

Растения и окружающая среда – экскурсии.

4

-

4

3.

Почвенные смеси и их приготовление.

6

1

5

4.

Вредители и болезни комнатных растений.

6

2

4

5.

Комнатные декоративные растения.

18

12

6

6.

Общие вопросы агротехники.

8

3

5

7.

Семенное и вегетативное размножение.

8

2

6

8.

Растения – зеленые доктора.

4

2

2

9.

Фитонцидные растения.

4

3

1

10.

Охрана растений.

4

3

1

11.

Цветы и искусство.

6

3

3


Итого

70

33

37









Второй год обучения


Тематика занятий

Количество часов

Всего

Теоретических

Практических

1.

Введение. Обсуждение плана работы кружка, разработка индивидуальных и групповых заданий.

2

2

-

2.

Осень на газонах - экскурсии.

4

-

4

3.

Растения в доме.

6

2

4

4.

Расположение комнатных растений.

8

2

6

5.

Классификация комнатных растений.

4

3

1

6.

Комнатные растения.

18

14

4

7.

Уход за растениями.

12

2

10

8.

Размножение растений.

8

2

6

9.

Растения – жизнь и здоровье.

4

3

1

10.

Цветы в легендах и преданиях.

4

3

1


Итого

70

33

37


3.Содержание программы

Содержание программы 1-го года обучения

1.Введение. Обсуждение плана работы кружка. Разработка индивидуальных и групповых занятий.

2.Растения и окружающая среда. Экскурсии: «Осенние явления в жизни растений», «Осень на газонах».

3. Почвенные смеси и их приготовление. Какие бывают почвы. Типы почвенных смесей.

Приготовление почвенных смесей. Аэропоника. Гидропоника.


4.Вредители и болезни комнатных растений. Вредители комнатных растений. Болезни комнатных растений. Методы защиты от вредителей: агротехнический, механический, химический. Народные средства защиты растений.

5. Комнатные декоративные растения. Азалия. Алоэ. Бегония. Пеларгония. Сенполия. Фикус. Фуксия. Вьющиеся комнатные растения. Цитрусовые. Бриофиллюм. Диффенбахия. Каланхоэ. Колеус. Монстера. Примула. Сансевьера. Хлорофитум. Циперус.

6. Общие вопросы агротехники. Шкала температур. Естественное освещение. Искусственное освещение. Шкала полива. Влажность воздуха. Минеральное питание. Пересадка растений.

7. Семенное и вегетативное размножение. Размножение отводками, отпрысками, усами, черенками, кусочками стебля, воздушными отводками. Деление. Размножение семенами.

8. Растения – зеленые доктора. Витаминные растения. Аптека на подоконнике. Огород на окне. Викторина «Здоровье в саду и на грядке».

9. Фитонцидные растения. Фитонцидные растения в интерьере. Влияние условий среды на выделение растениями летучих биологически активных веществ. Лечебное воздействие летучих биологически активных веществ на человека.

10. Охрана растений. Красная книга растений. Ботанические памятники природы. Национальный парк «Орловское Полесье».

11. Цветы и искусство. Бонсай. Цветочный дневник. Праздники цветов. Цветы в национальных гербах и эмблемах. Цветы и искусство: живопись, скульптура, народные промыслы. Викторина «Любимые цветы».


Содержание программы 2-го года обучения

1. Введение. Обсуждение плана работы кружка. Разработка индивидуальных и групповых занятий.

2. Осень на газонах. Экскурсии: «Осень на газонах», «Городские островки жизни».


3. Растения в доме. Десять золотых правил. Как правильно выбрать растения. Облик комнатных растений. Условия содержания комнатных растений. Покупка комнатного растения. Транспортировка растений. Содержание растений дома. Пересадка растений.

4. Расположение комнатных растений. Одиночное растение. Композиция из горшечных растений. Комнатный садик. Террариум. Размещение растений. Растения в доме: комната за комнатой. Зимний сад.

5. Классификация комнатных растений. Декоративнолистные комнатные растения. Декоративноцветущие комнатные растения. Декоративноцветущие горшечные растения. Кактусы.

6. Комнатные декоративные растения. Кактусы. Араукария. Аспарагус. Эхмея. Мексиканский перец. Цикламен. Драцена. Молочай Папоротники. Многорядник. Костенец. Дизиготека. Гвоздика. Георгина. Цитрус. Кливия. Хризантема. Осока. Камелия. Игра «Путешествие с комнатными растениями».

7. Уход за растениями. Нарушение температурного режима. Недостаток света. Избыток света. Недостаток воды. Как правильно поливать. Опрыскивание. Чем подкармливать. Покой. Свежий воздух. Мытье, полировка. Формовка. Обрезка.

8. Размножение растений. Размножение семенами. Размножение спорами. Луковичные растения. Размножение в тепличке, пакете, горшке.

9. Растения – жизнь и здоровье. Цитрусовые. Хвойные. Викторина «Живые часы и барометры.

10. Цветы в легендах и преданиях. О чем говорят названия растений. Мифы о растениях. Легенды, предания о растениях.


Прогнозируемый результат обучения и формы итоговой аттестации учащихся


После первого года обучения учащиеся

должны знать:

- характеристику комнатного растения;

- общие вопросы агротехники;

- семенное и вегетативное размножение;

- правила ухода за комнатными растениями.


уметь:

- пересаживать и размножать комнатные растения;

- бороться с вредителями и болезнями растений;

- выбирать и правильно размещать растения в помещении;

-правильно производить подкормку растений.


После второго года обучения учащиеся

должны знать:

  • особенности строения комнатного растения;

  • классификацию комнатных растений;

  • агротехнические приемы выращивания комнатных растений;

  • способы размножения растений;

  • правила размещения комнатных растений.

уметь:

  • пересаживать и размножать комнатные растения;

  • бороться с вредителями и болезнями растений;

  • выбирать и правильно размещать растения в помещении;

  • правильно производить аранжировку растений.

Формы итоговой аттестации учащихся кружка «Планета цветов»


Год

обучения

Содержания аттестации

Форма аттестации

Критерии оценки

1 год

обучения

  1. выявление знаний об агротехнике комнатных растений.

  2. выявление наличия практических навыков ухода за комнатными растениями.


Час вопросов и ответов


Смотр умений










5 бальная система оценки для всех форм аттестации.


2 год

обучения


1. выявление знаний об особенностях строения комнатного растения.

2. выявление умений аранжировки растений




Аукцион знаний



Ролевая игра


4. Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение программы


- мультимедийный комплекс

-мультимедийное приложение «Биология. Растения»

-электронное учебное издание «Растения»

-видематериалы «Биология растений», «Секреты природы», «Экологический альманах», «Национальное достояние. Орловское Полесье»

-альбом наглядных пособий «Жизнь растений»

-гербарии

-коллекции вредителей леса, сада, поля, огорода

-модели цветов

-микроскопы

-микропрепараты «Анатомия растений»

5. Список литературы Список литературы для педагога


  1. Рохлов В.В., Теремов А.А. Петросова Р.П. Занимательная ботаника. – Москва, АСТ – пресс, 2010;

  2. Трайтак Д.И. Жизнь растений. – Москва, Просвещение, 1989;

  3. Тризна А.А. Растения – жизнь и здоровье. – Тула, Приокское книжное издательство, 1992.

  4. Кузнецова М.А. Сказание о лекарственных растениях. – Москва, Высшая школа, 2006;

  5. Травникова В.В Биологические экскурсии. – С.–Пт., Паритет, 2011;

  6. Филичкина О.А. Ботаника в схемах и рисунках, в вопросах и ответах. – Тамбов, Книжная лавка писателя, 2009;

  7. Лебедев А.Н., Лебедев Н.В., Марьясин Т.Н. Искусственные леса Орловщины. – Орел, Невероятный мир, 1995;

  8. Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях. – Москва, Кладезь, 2008;

  9. Володина М.К. К цветку цветок. С.–Пт., 2012;


Список литературы для учащихся и их родителей
  1. Биология. Справочные материалы . – Москва, Просвещение, 2004;

  2. Головкин Б. Н. О чем говорят названия растений. – Москва, 2010;

  3. Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. – Москва, Дрофа, 1996;

  4. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. – Москва, Вентана – Граф, 2007;

  5. Краткий экологический словарь. Кузнецов М.Н. – Орелиздат, 1995;

  6. Трайтак Д.И. Книга для чтения по биологии /Растения/. – Москва, Просвещение, 2006;

  7. Уокер Дж. Семена, луковицы и споры. – Москва, Фламинго, 1996;

  8. Уокер Дж. Цветы. – Москва, Фламинго, 2010;

  9. Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях. – Москва, Кладезь, 2008.

10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Программа внеурочной деятельности «Планета цветов»

Автор: Шишкова Марина Альбертовна

Дата: 15.04.2021

Номер свидетельства: 578291

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Презентация программы внеурочной деятельности "Радужный мир" "
    ["seo_title"] => string(69) "priezientatsiia-proghrammy-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-raduzhnyi-mir"
    ["file_id"] => string(6) "228288"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441212457"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "*Организация внеурочной деятельности по английскому языку как способ развития творческого мышления  младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(136) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-anghliiskomu-iazyku-kak-sposob-razvitiia-tvorchieskogho-myshlieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "137001"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417252193"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса ("Планета знаний") "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-dlia-2-klassa-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "172409"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423816843"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Пути достижений метапредметных и личностных результатов в процессе обучения и внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(80) "puti_dostizhienii_mietapriedmietnykh_i_lichnostnykh_riezul_tatov_v_protsiessie_o"
    ["file_id"] => string(6) "363013"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480245497"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Статья: "Пути достижений метапредметных и личностных результатов в процессе обучения и внеурочной деятельности""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_puti_dostizhienii_mietapriedmietnykh_i_lichnostnykh_riezul_tatov_v_prots"
    ["file_id"] => string(6) "363014"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480245742"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства