kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Пищевые добавки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно-исследовательская работа ученицы выполненная под руководством учителя

Просмотр содержимого документа
«Пищевые добавки»

16



Отдел образования Шарангского муниципального района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Роженцовская средняя общеобразовательная школа





Конкурс исследовательских и проектных работ

«Юный исследователь»



Номинация: «Учебно-исследовательская работа»



Работа: «Пищевые добавки»





Автор:

Суслова Лидия, 17 лет

Руководитель:

Царегородцева Алевтина Геннадьевна,

учитель биологии

МБОУ Роженцовская средняя

общеобразовательная школа





с. Роженцово

2013 год

Оглавление



  1. Введение …………………………………………………………... 3

  2. Пищевые добавки………………………………………………… 5

    1. 2.1. Основные сведения………………………………………….. 5

2.2. Классификация пищевых добавок ………………………… 9

  1. Результаты исследований……………………………………….. 10

3.1. Анкетирование учащихся ……………………………………10

3.2. Исследование состава продуктов питания…………………. 10

3.3. Исследование школьного меню……………………………. 13

  1. Практическая деятельность……………………………………… 13

  2. Выводы и рекомендации ……………………………………….... 14

  3. Список использованной литературы ..……………….…………. 16

  4. Приложения























  1. Введение

Молодые и здоровые люди, как правило, не задумываются о сохранении своего здоровья, но это не является правильным. Существует множество данных, которые позволяют сделать заключение о состоянии здоровья. Один из таких показателей - питание, которому принадлежит ведущая роль среди многих факторов, влияющих на рост организма, его развитие, улучшение умственных способностей и памяти. От питания зависит и внешний вид человека, его физическая активность, душевное состояние.

Научно – технический прогресс принес нам не только блага цивилизации – комфорт и безопасность, но и новые подходы в производстве продуктов питания, которые могут негативно сказываться на нашем здоровье. Потребитель же при выборе товара зачастую слишком доверяет рекламе и не обращает внимания на состав или не придаёт этому особого значения. Мы постоянно сталкиваемся с продуктами, в состав которых входят различные пищевые добавки Е: консерванты, красители, эмульгаторы и т.д. Исследования учёных показали, что целый ряд подобных веществ представляет серьезную угрозу для здоровья. С учётом всего вышесказанного изучение данной проблемы является актуальным.

Выбор идеи



















Моя идея – исследование фактора пищевых добавок.

Цель работы: выявить наличие пищевых добавок в составе ряда распространённых продуктов питания и степень информированности учащихся о влиянии данных веществ на организм.

Объект: пищевые продукты, наиболее часто употребляемые детьми (конфеты, кондитерские изделия, газированная вода, жевательная резинка).

Предмет исследований: состав, указанный на упаковках.

Задачи:

  • изучить литературу о пищевых добавках;

  • выявить наличие пищевых добавок, обозначенных кодом Е, в составе ряда продуктов питания;

  • выяснить характер влияния данных веществ на организм человека;

  • установить степень информированности учащихся о применяемых

пищевых добавках.

Методы:

  • анализ информации, содержащейся в различных источниках (справочная литература, Интернет, материалы телепередач);

  • наблюдение и анкетирование учащихся;

  • анализ состава продуктов питания, указанного на этикетках.



Гипотеза: если владеть информацией о наличии пищевых добавок в продуктах питания и о возможном воздействии этих веществ на организм, то возрастает вероятность сохранения здоровья.









  1. Пищевые добавки

2.1. Основные сведения

Пищевые добавки – природные соединения и химические вещества, в ограниченных количествах вводимые в продовольственные товары с целью придания им заданных свойств, увеличения стойкости к различным видам порчи, сохранения структуры, внешнего вида и т.д.

Индекс "Е" ввели в свое время для удобства. За каждой пищевой добавкой стоит длинное химическое наименование, которое трудно уместить на маленькой этикетке, а код Е выглядит одинаково на всех языках и не занимает много места в перечислении состава продукта. Наконец, наличие кода означает, что добавка официально разрешена в европейских странах.

В бывшем Советском Союзе эта система была узаконена в 1978 году с введением в действие новых "Санитарных правил по применению пищевых добавок". Сейчас в соответствии с законом "О защите прав потребителей" РФ на всех продуктах должны быть указаны с помощью символов все содержащиеся в них пищевые добавки.

Проблема в том, что всё чаще в промышленности стали использовать не натуральные добавки, а синтетические. Многие производители отнюдь не скрывают, что делают ставку исключительно на искусственные добавки: мол, натуральное сырьё – дорогое и запасы его небезграничны. К тому же натуральные добавки «плохо ведут себя» непосредственно в технологическом процессе: ароматизаторы – слабые, красители – неустойчивые...
Время от времени появляются "чёрные списки", в которых приводятся данные о том, что некоторые "Е" способны вызывать аллергические реакции, желудочно-кишечные расстройства и даже приводить к развитию злокачественных опухолей. С другой стороны, некоторые специалисты в области гигиены питания заверяют, что синтетические пищевые добавки даже полезнее натуральных.

«За безопасностью пищевых добавок следят Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и Продовольственная и сельскохозяйственная организация при ООН (FAO). Объединённый комитет экспертов FAO/ВОЗ оценивает токсичность, выявляет мутагенные свойства пищевых добавок. Прежде чем попасть в продукт, "Е" проходит испытания на животных, чаще всего на крысах.
Периодически по уже давно внедрённым пищевым добавкам проводятся новые исследования, и прежние данные либо полностью опровергаются, либо изменяются допустимые суточные дозы. К примеру, в 70-е годы в продуктах активно использовался краситель амарант. Затем, когда было выявлено его побочное токсическое действие, в России препарат запретили. Однако в некоторых странах он применяется до сих пор» (заведующий лабораторией гигиенических исследований пищевых добавок НИИ питания РАМН, кандидат биологических наук Геннадий Шатров).
Новые технологии приводят к созданию нового поколения пищевых продуктов. Все чаще мы говорим о низкой калорийности, пониженном содержании сахара и жира, о продуктах быстрого приготовления и способных долго храниться, а без пищевых добавок в их производстве не обойтись. Но существует много продуктов первой необходимости, в которых нет никаких примесей и добавок. Достаточно заглянуть в свод "Гигиенические требования по применению пищевых добавок" – документ, утвержденный Минюстом. Именно в нём приведен чёткий список, перечислены все добавки, разрешенные в России, и указаны нормы их применения в продуктах питания. «Синтетические консерванты не разрешается вводить в продукты массового потребления – молоко, муку, хлеб, свежее мясо, специальные диетические продукты, продукты детского питания и продукты с обозначением "натуральные" и "свежие".

Кроме того, "не подлежат окрашиванию все виды минеральной воды, питьевое молоко, сливки, пахта, кисломолочные продукты, растительные и животные жиры, яйца и яичные продукты, мука, крахмал, сахар, продукты из томатов, соки и нектары, рыба и морепродукты, какао и шоколадные изделия, кофе, чай, цикорий, вина, зерновые водки, продукты детского питания, сыры, мёд, масло из молока овец и коз".

В настоящее время официально разрешено к применению более 3,5 тыс. различных пищевых добавок. Причина, по которой они вообще нужны, банальна: желание транснациональных продуктовых компаний получить большую выгоду. Продукты нужно привозить, часто издалека, и хранить до тех пор, пока кто-нибудь их не купит, поэтому нужны консерванты. Большинство продуктовых товаров, продаваемых в супермаркетах, безвкусны, поэтому используются усилители вкуса, синтетические ароматизаторы. По этой же причине — чтобы больше продать - добавляют бесчисленное множество красителей. Во многих европейских странах используется краситель амарант (Е123), хотя исследования показали, что он может быть канцерогеном. Нитрат калия Е252, нитрат натрия Е251 и нитрит натрия Е250 добавляют в колбасные изделия для придания им приятного цвета. Но, как утверждают врачи, при передозировке нитраты могут вызывать рак. Учёные ЕС после длительных исследований пришли к выводу, что бензойная кислота (Е216 и Е217) способна вызвать злокачественную опухоль.

Усилители вкуса воздействуют на вкусовые рецепторы на языке так, что даже вата будет казаться деликатесом. «Средний житель развитых стран съедает около девяти килограммов сухого веса пищевых добавок каждый год. Это в десять раз больше, чем 40 лет назад. Для тех, кто часто питается едой, приготовленной промышленным способом, или часто ест в ресторанах быстрого питания, эта цифра должна быть удвоена или даже утроена»,- констатирует авторитетный американский научный журнал Food Allergies and Food Intolerance («Пищевые аллергии и пищевые расстройства»). Эти девять килограммов получаются, если сложить все микроскопические добавки, которые мы съедаем вместе с едой из магазинов.

Очень важный момент заключается в том, что разные люди могут по разному переносить одну и ту же добавку. Кто-то усваивает совершенно спокойно, а кто-то на эту добавку имеет аллергию и знает о том, что определённая пищевая добавка определённым образом воздействует на его организм, но разобраться в этих кодах порой ему не просто...

Есть добавки, которые являются безопасными согласно распоряжению Миндравсоцразвития, но у некоторых людей они могут спровоцировать приступ астмы или аритмию. Поэтому таким людям просто необходимо знать, что именно скрывается за кодом и знать реакцию собственного организма на эту добавку. Пример: в пищевой промышленности применяется улучшитель вкуса Е-621, который известен как глутамат натрия. Он создаёт привкус мяса. Его добавляют в состав супов и лапши быстрого приготовления, в консервы, соусы, готовую еду, смеси приправ, маринады, чипсы и колбасу. Это вещество имеет массу побочных эффектов. У людей, чувствительных к нему, оно может вызвать приступы бронхиальной астмы, крапивницу, головные боли. В конце 2004 года Токийский университет экспериментально доказал, что распространённый усилитель вкуса Е621 (глутамата натрия) вызывает слепоту, а также язву.

Как часто встречаются эти проблемы? В исследованиях, проведённых на спонсорские деньги заинтересованных людей (производителей глутамата), они возникают у 1,8% людей, в независимых исследованиях – у 33%. Большое потребление продуктов с глутаматом может спровоцировать так называемый «синдром китайского ресторана»: возникают головная боль, учащенное сердцебиение, тошнота, боль в груди, сонливость и слабость.

Многие люди успокаиваются, если на этикетке написано «натуральный продукт». Но на самом деле заверения производителя в «натуральности» не всегда означают, что эта пища здоровая и чистая. Возможно, она была произведена на том же самом заводе, что и ненатуральная. Ещё на упаковках встречается надпись «экологически чистый продукт». Госсанэпиднадзор заявляет: такого понятия не существует. Есть «санитарно-гигиенический норматив». Иными словами, на «экологическую чистоту» пищевые продукты никто не проверяет, потому что критериев таких нет. На самом деле создать такой продукт практически невозможно, так как нужно соблюсти «чистоту» во всей технологической цепочке: сырьё — производство — распространение — потребление.


2.2. Классификация пищевых добавок

Классификация пищевых добавок с буквенным кодом Е:

Е 100 - Е 199 – красители, усиливают и восстанавливают цвет продуктов;

Е 200 – Е299 – консерванты, способствующие длительному хранению;

Е 300 и Е 399 – антиокислители, замедляющие окисление продуктов;

Е 400 и Е 499 – стабилизаторы, сохраняющие консистенцию продуктов;

Е 500 и Е 599 – эмульгаторы, поддерживающие структуру продуктов

питания;

Е 600 и Е 699 - усилители вкуса и аромата;

Е 700 - Е 800 - запасные индексы;

Е 900 - противопенные вещества;

Е 1000 - подсластители соков и кондитерских изделий.












  1. Результаты исследований

    1. 3.1. Анкетирование учащихся

Перед тем как приступить к исследованию, я провела анкетирование среди учащихся 5 - 11 классов (Приложение 1)

С помощью анкетирования, я хотела определить, какие продукты любят мои сверстники и как часто они покупают эти продукты. В анкетировании участвовали 70 учащихся. Результаты анкетирования приведены в приложении 2.

3.2. Исследование состава продуктов питания

Для исследования я выбрала те продукты, которые предпочитают мои сверстники. Изучила список наиболее вредных пищевых добавок и их воздействие на организм (Приложение 3).

В результате проделанной работы были выявлены следующие факты:

А) вообще не указан состав на упаковках (обёртках) продукции:

- ОАО «Бабаевский» г. Москва (конфеты «Москва вечерняя», «Алёнка», «Цитрон», «Клюква», «Белочка» и др.);

- ОАО «Красный Октябрь» г. Москва (конфеты «Петушок – золотой гребешок», «Красный мак», «Красная шапочка»);

- ОАО «Рот-Фронт» г. Москва (конфеты «Гусиные лапки», «Ромашка», «Маска», «Маскарад»);

- ООО «Славянка» плюс» г. Старый Оскол (конфеты «Степ», «Ассорти», шоколадный батончик «Курьёз»);

- ЗАО «Славянка» г. Старый Оскол («Гулливер»);

- ООО «Нестле Россия» г. Москва ( батончик «Шок»);

Б) многие производители, видимо, учитывая возросший в последнее время интерес потребителей к качеству употребляемых продуктов, указывают не индексы Е, а названия веществ словами:

- ООО «РОЯЛ КЕЙК» г. Сафоново, Смоленская область («Рулет бисквитный», «Вареная сгущенка» - использован эмульгатор (лецитин), моно- и диглицериды жирных кислот, эфиры полиглицерина, ароматизаторы, водоудерживающий агент, консерванты: сорбат калия, пропионат натрия, краситель);

- ООО «Славянка» плюс» г. Старый Оскол («Сласть ванильная», «Нуга с мягкой карамелью в молочной глазури» - использован эмульгатор (лецитин), ароматизаторы, влагоудерживающий агент);

В) в составе продуктов среди указанных веществ с индексом Е обнаружены следующие нежелательные ингредиенты:

Продукты питания

Пищевые добавки

Технологическая функция

Воздействия на организм

1)Сухарики

Е621


Е551

Е160

Е330

Усилители вкуса и запаха

Эмульгаторы

Красители

Антиокислители

-


-

Вреден для кожи

-

2)Кириешки





3 )Жевательная резина “Orbit”

Е657


Е631



Е420

Е965

Е414

Е421

Е422

Е965

Е171

Е951

Е950

Е903

Е320

Усилители вкуса и запаха

Усилители вкуса и запаха


Стабилизаторы

Пеногасители

Стабилизаторы

Стабилизаторы

Стабилизаторы

Пеногасители

Красители

Пеногасители

Пеногасители

Пеногасители

Антиокислители

-


Вызывает кишечные растройства

-

-

-

-

-

-

Подозрительный

Вреден для кожи

-

-

Холестерин

4)Газированная вода

Е211

Е150

Е330

Е950

Е951

Е952

Е954

Консерванты

Красители

Антиокислители

Пеногасители

Пеногасители

Пеногасители

Пеногасители

Ракообразующий Подозрительный

Ракообразующий

-

Вреден для кожи

Запрещенный

Ракообразующий

6)Конфеты «Малибу»

Е102

Е270

Е330

Е150

Е110

Красители

Консерванты

Антиокислители

Красители

Красители

Опасный

Опасный

Ракообразующий

Подозрительный

Опасный

7)Майонез «Провансаль»

Е270

Е202

Е160

Е954

Консерванты

Консерванты

Красители

Пеногасители

Опасный

Опасный

Вреден для кожи

Ракообразующий

8)Йогурт

Е120

Е330

Е331

Е412

Е422

Е471

Красители Антиокислители

Антиокислители

Стабилизаторы

Стабилизаторы

Стабилизаторы

Опасный

Ракообразующий

-

-

-

-



Анализируя таблицу можно увидеть, что горячо-любимые нами продукты не так уж безвредны. Многие из них при частом употреблении могут вызвать кишечные расстройства, вредны для кожи, вызывают рак и просто опасны.



    1. Исследование школьного меню

Следующим этапом моей работы стало исследование продуктов питания, использованные для приготовления школьных обедов. Изучила школьное меню на две недели. Для приготовления обедов используются овощи с пришкольного участка, а также продукты из магазина: яйца, мука, мясо, макаронные изделия, сметана, творог, фрукты. На все продукты имеются сертификаты качества. Но на упаковках с киселем и с сосисками в составе имеется краситель.

    1. 4. Практическая деятельность

Я с одноклассниками подготовила и провела цикл бесед с учащимися, в ходе которых они были ознакомлены с особенностями различных пищевых добавок, мнениями специалистов относительно безопасности данных веществ для здоровья человека. Также вниманию школьников были предложены результаты моих исследований состава наиболее распространённых продуктов питания на предмет выявления наличия пищевых добавок. Были изготовлены буклеты и информационные таблицы вредных «Е».

Отвечая на вопрос «Будете ли вы продолжать употребление продуктов, зная, что в них содержатся вредные для здоровья добавки?», примерно половина учащихся ответила утвердительно, мотивируя это тем, что в настоящее время такие добавки присутствуют практически во всех продуктах, а в тех случаях, когда состав не указан, их наличие ещё более вероятно. Тем не менее, большинство школьников согласилось с тем, что современный человек должен владеть необходимой информацией по данному вопросу, чтобы суметь выбрать из предлагаемого разнообразия товаров наиболее безопасные, а некоторые продукты (газированную воду, чипсы, жевательную резинку и т.п.) всё же можно употреблять гораздо реже или отказаться от них вообще.


  1. Выводы и рекомендации

К сожалению, во многих продуктах питания я обнаружила не разрешенные к применению в России пищевые добавки. Более того, жевательные резинки, в которых были найдены запрещенные добавки, постоянно рекламируются по телевидению.

На основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  • пищевые добавки используются при производстве практически всех продуктов питания;

  • далеко не все производители указывают наличие и маркировку используемых добавок в составе продуктов;

  • большинство указанных веществ с индексом Е разрешено к применению, но выявлен ряд химических соединений, которые в той или иной степени наносят вред здоровью человека;

  • большинство подростков (особенно учащиеся среднего звена) не обращает внимания на состав употребляемых продуктов питания, поскольку не владеет информацией о веществах, использованных в процессе производства, но согласны с необходимостью получения подобных сведений и более ответственного отношения к выбору продуктов.

Практическая значимость проекта: самостоятельные исследования и приобретенные практические знания, умения и навыки помогут ответить на проблемные вопросы и вопросы учебной темы, научат доступно, наглядно представлять достаточно сложный теоретический материал и связывать его с практической деятельностью человека. Проект может быть использован на уроках биологии при изучении темы «Пищеварение».

Специалисты советуют:

  1. Внимательно читайте этикетки, знайте расшифровку кодов и не берите пример с торопливых покупателей, хватающих все подряд.

  2. Не покупайте продукты с неестественно яркой, кричащей окраской. Скорее всего, в них повышенное содержание красителей.

  3. Не покупайте продукты с чрезмерно длительным сроком хранения.

  4. Выбирайте свежие сырые овощи и фрукты, но помните, что импортные фрукты и овощи обрабатывают специальными веществами для придания блеска и лучшей сохранности.

  5. Чем меньше список ингредиентов в готовых продуктах, тем меньше добавок. Продукты с изысканным, пикантным вкусом, скорее всего, содержат различные добавки.

  6. Вместо того чтобы покупать готовые соки, делайте их сами.

  7. Не перекусывайте чипсами, готовыми завтраками, супами из пакетика, хот-догами, всевозможными бюргерами.

В наше время огромное количество продуктов питания содержит разнообразные пищевые добавки, которые не всегда безвредны, хотя в ряде случаев это выясняется далеко не сразу. Эти вещества могут привести к ухудшению состояния человека и развитию ряда заболеваний, поэтому следует проявлять разумную предусмотрительность и внимание при выборе продуктов питания и по возможности избегать употребления подозрительных в этом отношении продуктов.

Считаю целесообразным проведение в дальнейшем подобных разъяснительных бесед с учащимися и их родителями.

Надеюсь, что мои старания были не напрасны. Следите за своим питанием. Желаю, чтобы вы всегда были здоровы.





  1. Список использованной литературы


1. Большая Российская энциклопедия т.1. М: Большая Российская энциклопедия, 2010.- 783с.

2. Блинова Е.Г. Рациональное питание и оценка пищевого статуса организма. - Омск, 1998. - 55с.

3. Ресурсы всемирной сети Internet.

4. Фотографии из личного архива руководителя.

5.Экология в таблицах (справочное пособие). Авторы-составители Хабарова Е.И., Панова С.А. – М.: «Дрофа», 2001 - 256с.





















Адрес исполнителя: 606851 Нижегородская область

Шарангский район

с. Роженцово

ул. Учительская д.8а

тел. 88315529121


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Пищевые добавки

Автор: Царегородцева Алевтина Геннадьевна

Дата: 17.12.2019

Номер свидетельства: 532402

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Исследовательская работа: "Вредные пищевые добавки в продуктах наиболее часто употребляемых подростками" "
    ["seo_title"] => string(119) "issliedovatiel-skaia-rabota-vriednyie-pishchievyie-dobavki-v-produktakh-naibolieie-chasto-upotriebliaiemykh-podrostkami"
    ["file_id"] => string(6) "227776"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440947804"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Исследовательская работа  «Доказательство вреда, наносимого здоровью искусственными пищевыми добавками» "
    ["seo_title"] => string(111) "issliedovatiel-skaia-rabota-dokazatiel-stvo-vrieda-nanosimogho-zdorov-iu-iskusstviennymi-pishchievymi-dobavkami"
    ["file_id"] => string(6) "136158"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417050031"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Презентация проекта по биологии на тему:"Пищевые добавки" "
    ["seo_title"] => string(67) "priezientatsiia-proiekta-po-biologhii-na-tiemu-pishchievyie-dobavki"
    ["file_id"] => string(6) "110934"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1406805897"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Презентация проекта по биологии на тему:"Пищевые добавки и здоровье человека" "
    ["seo_title"] => string(91) "priezientatsiia-proiekta-po-biologhii-na-tiemu-pishchievyie-dobavki-i-zdorov-ie-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "110936"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1406807508"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "пищевые добавки: за и против "
    ["seo_title"] => string(32) "pishchievyie-dobavki-za-i-protiv"
    ["file_id"] => string(6) "201375"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1429030126"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства