Просмотр содержимого документа
«Первое знакомство с биологией»
Мастер-класс "Первое знакомство с биологий" (Слайд 1)
«Земля, ты так любви достойна за то, что ты всегда иная».
Константин Бальмонт
Учитель: Добрый день уважаемые коллеги! Я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на уроке мастер класса. Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони, а если нет - отверните их от меня.
Прием обратной связи "Ладошки".
Спасибо за поддержку, начинаем наш урок. (Слайд 1)
Учитель: Природа.: Как часто мы слышим это слово, оно рождает у нас различные ассоциации и образы. (Слайд 2). Скажите, пожалуйста, образ какого поэта или писателя предстал перед Вашим взором во время созерцания ликов природы на фоне «Лунной сонаты» Бетховена?
У меня самые яркие образы природы ассоциируются с поэтическими строками Константина Бальмонта:
Земля, ты так любви достойна за то, что ты всегда иная, Как убедительно и стройно все в глуби глаз, вся жизнь земная. Поля, луга, долины, степи, равнины, горы и леса, Болота, прерии, мареммы, пустыни, море, небеса. Улыбки, шепоты и ласки, шуршанье, шелест, шорох, травы, Хребты безмерных гор во мраке, как исполинские удавы, Кошмарность ходов под землею, расселин, впадин и пещер, И храмы в страшных подземельях, чей странен сказочный размер. (слайд 4)
У каждого человека есть свои ассоциации: образ – цвет, образ - пейзаж. Я попрошу Вас взять чистый лист бумаги, карандаш, фломастер или мелок, словом то, к чему потянется ваша рука и нарисуйте свой образ Природы.
Прием " Ассоциации", выполняется на фоне музыки Джеймса Ласта «Одинокий пастух» (Слайд 5).
Учитель: А теперь я попрошу всех показать свои работы. (Демонстрация работ) Неудивительно, что нет ни одного повторяющегося рисунка, ведь мир природы многолик и неповторим. Для кого-то это бездонное голубое небо или бег волны, для другого - таинственный лес или волшебный мир цветка, а в образах третьих - наша уникальная планета.
(Параллельно демонстрируются слайды (Слайды 6-11)
А чем неповторима наша планета? (Ответы участников, что только на нашей планете есть жизнь).
А как бы мы ответили на вопрос, что такое природа? (2-3 мнения участников).
А теперь давайте заслушаем определение, которое даёт Большой Энциклопедический Словарь. (Слайд 12).
Учитель: Я предлагаю Вам посмотреть в зеркало. Кого Вы в нём увидели? (Заслушиваются 4-5 ответов)
Приём "Зеркало".
Верно, вы увидели в нём человека. как неотъемлемую часть Природы.
Как Вы думаете почему на этом слайде силуэт человека изображён чёрным цветом, образы Природы такие яркие, хотя и очень хрупкие по сравнению с общей картиной?
Обыкновенный подсолнух, изумрудная зелень первых весенних листочков, капля воды… Помните:
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь». Антуан де Сент Экзюпери.
Давайте послушаем музыку… Почему она такая тревожная?
Заслушивается несколько ответов.
Да, человек лишь неотъемлемая часть природы.
И, безусловно, мы должны познавать мир, частью которого являемся, чтобы установить с ним гармоничные отношения. Поэтому с давних времён человек изучает и постигает тайны загадочного и неповторимого мира Природы. А сколько волшебных творений она нам подарила! (слайд 14)
Вот только некоторые из них: (Слайд 15)
- самое большое сооружение, построенное живыми организмами - Большой барьерный риф в Квинсленде, на северо-восточном побережье Австралии. Он простирается на 2027 км, при ширине до 72 км. (Слайд 16)
- самый большой цветок- раффлезия Арнольди, диаметр цветка около метра, растёт на островах Суматра, Ява и Калимантан. ( Слайд 17)
- самое большое животное - синий кит, размер 33метра, масса 140 т, сердце весит 600-700 кг (Слайд18 )
- самые быстрым наземным млекопитающим является гепард, догоняя добычу, он может развить скорость до 120 км/час (Слайд 19)
- самое толстое дерево-баобаб. При высоте-20м и обхвате ствола-20м, в дереве может скапливаться до 120 тыс. л воды. (Слайд 20)
- самая длинная змея - анаконда, был зарегистрирован экземпляр длиной 11м 43 см (Слайд 21)
Приём "Самый-самый".
Учитель: Список этот можно продолжать и продолжать. Мы его будем пополнять, изучая волшебную науку - Биологию.
Как и в любой науке у биологии есть свои объекты. Давайте попробуем их найти вместе.
В этом Вам поможет моя подсказка: из предложенных мной объектов найдите лишний и объясните, почему вы так считаете. (Слайд 22)
Горные породы- гриб –лёд- облако
Ромашка- сосна –рожь - крокодил
Бактерии – вода – воздух - снег
Стол – книга – мимоза - шкаф.
Давайте проверим, что у нас получилось. (Слайд 23)
Приём "Четвёртый - лишний".
Учитель: Что же у нас получилось? Мы собрали всех представителей царств живой природы, которые и являются объектами изучения биологии. (Слайд: 24).
Как Вы думаете, почему все они стали объектами изучения биологии? И что изучает, на ваш взгляд, эта наука?
Ответ: Все названные объекты - живые организмы, наука, изучающая живую природу - Биология. ( Слайд 25).
Биология раскрывает перед нами много тайн и загадок и чтобы познать их мы должны быть очень наблюдательными. Я предлагаю провести небольшой конкурс " Что бы это значило?" (Слайд 26)
(Демонстрация слайдов: 27-30).
- папоротник
28 - лишайник
29 - палочник
30 - плоды финиковой пальмы.
Приём "Что бы это значило?"
Учитель: Почему все увиденные существа мы можем назвать живыми? (Работа с творческими листами, выдвижение гипотез).
Признаки живых организмов:
растут
размножаются
питаются
дышат
состоят из клеток (Слайд 31)
Учитель: Проникнуть в тайны всех этих процессов поможет нам наука Биология.
"Отправимся в путь без сомнений и муки, Чтоб тайны освоить великой науки. Её изучали до вас очень многие, Но все, же она молода, как всегда, Красавица в мире наук - биология Наука о жизни! Вперёд же друзья!"
Учитель: А теперь друзья, я предлагаю вам стать участниками аукциона, победителями будет та группа, которая выдвинет как можно больше идей, где можно применить биологические знания. (Слайд 32)
Приём "Аукцион идей".
Молодцы! Мы так хорошо поработали на аукционе, что нас пригласили на международный конгресс, поднимающий вопрос значимости различных наук на современном этапе и нам необходимо выполнить следующие задания:
Приём "Фантастическая гипотеза". (Слайд 32)
Одним предложением представить науку биологию, (работают все участники, с творческими листами).
Приём "Цепочка идей". (Слайд 33)
1 группа - из предложенного набора слов сочинить стихотворение, посвященное биологии.
Познать, жизнь, хотим, наблюдать, красота, значение, биология.
2 группа - опознать таинственного незнакомца. (Выдаётся, разрезанная на части, картинка, с изображением какого-либо живого организма).
Приём "Мозаика".
3 группа - из предложенных слов составить высказывание Франсуа Рабле.
Условие работы:
Слова можно, склонять, спрягать, менять местами.
Нельзя добавлять и убирать слова.
Что, знание, не думать, истинное, дорога, к, странники, легка, безопасна, и.
Приём "Мозаика из слов".
4 группа - на основе работ, по выполнению первого и второго задания, составить биологический коллаж.
Приём " Коллаж".
Учитель: Вот и завершает работу наш мастер класс. Пока 4 группа работает над составлением коллажа, я предлагаю вам поразмышлять над вопросом, какие цели были поставлены мной на данный урок? (Выступления участников).
Учитель: А теперь, давайте посмотрим, совпали ли наши мнения.
(Слайд 34).
Как вы считаете, удалось нам реализовать поставленные цели?
Приём "Светофор".
(Двухцветные карточки – красно-зелёные. При положительном утверждении - повернуть учителю зелёной стороной, при отрицательном - красной).
Рефлексия.
На память о нашей сегодняшней встрече вы оставите мне плод вашего совместного труда - биологический коллаж и ваши портретики, показывающие как вы, чувствовали себя на нашей встрече.
Я прошу на ваших творческих листах нарисовать:
1. Какими Вы были в начале нашей встречи
2. В конце встречи
Приём обратной связи "Рожицы". (Слайд 35).
Из этих предложений я очень попрошу Вас выбрать два наиболее значимых для Вас и дополнить их своими мыслями: - На мастер- классе я::.
- Самым интересным для меня сегодня было:
- В своей дальнейшей работе я:
- Я пожелал бы ведущему урок учителю:
- Я бы хотел посоветовать:.
Приём обратной связи "Анкетирование", методом незаконченного предложения. (Слайд 36).
Учитель: Ставя точку нашей встрече, на правах ведущего, дополнить наш коллаж, я хотела бы моим видением современной биологии, которое я выразила так:
Биология? Биология! Биология:.. (Слайд 37-39).
Учитель:
Биология? (Таит ещё много тайн и загадок).
Биология! (Удивительны и восхитительны творения Природы).
Я предлагаю сравнить два цветка, которые я держу в руках - живой цветок и искусственный. Что вызывает у Вас большее восхищение? (Ответы участников).
Безусловно, живой цветок.
Биология:(Этой науке предстоит ещё долгий путь, изобилующий новыми научными открытиями).
Учитель: Я искренне благодарю Вас за нашу совместную работу и очень хочу подарить этот цветок самому активному участнику встречи. Кто он? Подскажите мне. (Дарит цветок самому активному участнику урока).
Я думаю, что используемые сегодня на уроке методические приёмы помогут Вам в работе.
И последний приём. Выберите, пожалуйста, бумажного человечка, который вам больше понравиться. Нарисуйте ему лицо, теперь этот человечек отражает Ваше настроение. А теперь сомните его. Давайте вместе попробуем разгладить своих человечков… Сделать их ровными при всех стараниях у нас не получится. Я желаю Вам, как можно реже разглаживать рубцы в своем сердце после общения со своими коллегами, и не дай Вам Бог, пытаться разглаживать эти рубцы в сердцах Ваших коллег после общения с Вами. Взаимопонимания Вам с окружающим миром.
Посмотрите, пожалуйста, на последний слайд.
Нравится ли Вам этот весенний пейзаж? Почему? (Ответы участников)
Я знаю, что эти незатейливые первые весенние цветы нравятся Вам потому, что Вы всем сердцем любите родную землю. А «Тот кто полон любви, исполнен самими Богом». Это слова Августина Блаженного.