4. кузненчик-------змея--- хищная птица -------лягушка-------- растение
А 8. Какое изменение не относят к ароморфозу
1. Живорождение у млекопитающих 2. Прогрессивное развитие головного мозга у приматов
3. Превращение конечностей китов в ласты 4. Постоянная температура тела у птиц и млекопитающих.
А 9. При моногибридном скрещивании рецессивный признак проявится в фенотипе у потомков второго поколения 1. 75% 2. 10% 3. 25% 4. 50%
А10. К освобождению энергии в организме приводит
1. Образование органических веществ 2. Диффузия веществ через мембраны клеток
3. Окисление органических веществ в клетках тела 4. Разложение оксигемоглобина до кислорода и гемоглобина
При выполнении заданий В 1. – В 3. Запишите номера трех правильных ответов
В 1. Сходное строение клеток животных и растений свидетельствует
1. об их родстве 2. об общности их происхождения
3. о происхождении растений от животных 4. об их развитии в процессе эволюции
5.о единстве растительного и животного мира 6.о многообразии их органов и тканей
В2. Сходство грибов и животных состоит в том, что
1.они способны питаться только готовыми органическими веществами
2.они растут в течении всей своей жизни 3.в их клетках содержатся вакуоли с клеточным соком
4.в клетках содержится хитин 5.в их клетках отсутствуют специализированные органоиды – хлоропласты
6.они размножаются спорами
В3. Среди приведенных ниже описаний приспособленности организмов к условиям внешней среды найдите те из них, которые способствуют перенесению недостатка влаги:
1.листья крупные, содержат много устьиц, расположенных на верхней поверхности листа.
2.Наличие горбов, заполненных жиром у верблюдов, или отложения жира в хвостовой части у курдючных овец.
3.Превращение листьев в колючки и сильное утолщение стебля, содержащего много воды.
4.Листопад осенью.
5.Наличие на листьях опушения, светлый цвет у листьев.
6.Превращение части стебля в «ловчий аппарат» у растений, питающихся насекомыми.
В4. Установите соответствие между процессами, характерными для фотосинтеза и энергетического обмена веществ.
А.Поглощение света Б.Окисление пировиноградной кислоты
В.Выделение углекислого газа и воды Г.Синтез молекул АТФ за счет химической энергии
Д.Синтез молекул АТФ за счет энергии света Е.Синтез углеводов из углекислого газа
1.Энергетический обмен 2.Фотосинтез.
В5. Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых они характерны.
А.Использование энергии солнечного света для синтеза АТФ
Б.Использование энергии, заключенной в пище, для синтеза АТФ
В.Использование только готовых органических веществ
Г.Синтез органических веществ из неорганических
Д.Выделение кислорода в процессе обмена веществ Е.Грибы
1.Автотрофы 2.Гетеротрофы
В6. Установите, в какой хронологической последовательности появились основные группы растений на Земле.
С 1. Прочтите текст и найдите в тексте предложения, в котором содержаться биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте правильно.
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
( 1) Наследственность – это способность организма сохранять и передавать свои признаки и
особенности развития из поколения в поколение. (2) Передача наследственных признаков у
организма, происходит только при половом размножении. (3) Носителями наследственной
информации у большинства организмов служат молекулы ДНК, сосредоточенные в
хромосомах. (4) Материальной основой наследственности, определяющей развитие
признака, является ген – участок молекулы ДНК. (5) Совокупность всех наследственных
признаков – генов организма, полученных от обоих родителей, называют генофондом
организма. (6) Все полученные по наследству гены обязательно проявятся у организма
Входная контрольная работа по биологии 10 класс
2 вариант
К каждому из заданий А 1 – А10 даны четыре варианта ответа, из которых только один
правильный, номер этого ответа запишите.
А 1. Организмы, способные сами синтезировать органические вещества из неорганических,
Биосинтез белка – это процесс, в ходе которого наследственная информация, закодированная
в генах, реализуется в виде определенной последовательности аминокислот в белковых
молекулах. Все начинается с синтеза матричной РНК на определенном участке ДНК. Матричная
РНК выходит через поры ядерной мембраны в цитоплазму и прикрепляется к рибосоме. В
цитоплазме находятся транспортные РНК и аминокислоты. Транспортные РНК одним своим
концом узнают тройку нуклеотидов на матричной РНК, а другим присоединяют определенные
аминокислоты. Присоединив аминокислоту, транспортная РНК идет на рибосомы , где, найдя
нужную тройку нуклеотидов, кодирующих данную аминокислоту, отщепляет ее в синтезируемую
белковую цепь. Каждый этап биосинтеза катализируется определенным ферментом и
обеспечивается энергией АТФ.
Заполните таблицу в соответствии с ее разделами.
Название процесса
Условия процесса(что для него необходимо?)
Механизм процесса
Результат процесса
Значение процесса
Где происходит процесс синтеза матричной РНК?
Промежуточная контрольная работа.
1 вариант
В задании А1 – А10 выберите 1 верный ответ из 4.
А1. Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?
Клеточный
Популяционно-видовой
Биогеоценотический
Биосферный
А2. Немецкие ученые М. Шлейден и Т. Шванн, обобщив идеи разных ученых, сформулировали
1) закон зародышевого сходства
2) хромосомную теорию наследственности
3) клеточную теорию
4) закон гомологических рядов
А3. Мономерами белка являются
1) аминокислоты
2) моносахариды
3) жирные кислоты
4) нуклеотиды
А4. Фаза деления клетки, в которой хроматиды расходятся к полюсам
1) метафаза
2) профаза
3) анафаза
4) телофаза
А5. Организмы, клетки которых не имеют обособленного ядра, - это
вирусы
прокариоты
эукариоты
грибы
А6. У растений, полученных путем вегетативного размножения,
повышается адаптация к новым условиям
набор генов идентичен родительскому
проявляется комбинативная изменчивость
появляется много новых признаков
А7. Сколько хромосом будет содержаться в клетках кожи четвертого поколения обезьян, если у самца в этих клетках 48 хромосом:
44
96
48
24
А8. Носителями наследственной информации в клетке являются
1)хлоропласты
2) хромосомы
3) митохондрии
4)рибосомы
А9. Заражение вирусом СПИДа может происходить при:
1) использовании одежды больного
2) нахождении с больным в одном помещении
3) использовании шприца, которым пользовался больной
4) использовании плохо вымытой посуды, которой пользовался больной
А10. Конъюгация и кроссинговер в клетках животных происходит:
в процессе митоза
2) при партеногенезе
3) при почковании
4) при мейозе
В задании В1 и В2 выберите 3 верных ответа из 6, обведите выбранные цифры и запишите их в таблицу.
В1. Какие структуры характерны только растительной клетке?
1) клеточная стенка из хитина
2) клеточная стенка из целлюлозы
3) эндоплазматическая сеть
4) вакуоли с клеточным соком
5) митохондрии
6) лейкопласты и хлоропласты
В2. Какие общие свойства характерны для митохондрий и пластид?
не делятся в течение жизни клетки
имеют собственный генетический материал
являются одномембранными
содержат ферменты
имеют двойную мембрану
участвуют в синтезе АТФ
В3. Установите соответствие между особенностями и видами размножения
ОСОБЕННОСТИ РАЗМНОЖЕНИЯ
ВИДЫ РАЗМНОЖЕНИЯ
А) У потомства один родитель
Б) Потомство генетически уникально
В) Репродуктивные клетки образуются в результате мейоза
Г) Потомство развивается из соматических клеток
Д) Потомство может развиваться из неоплодотворенных гамет
1) Бесполое размножение
2) Половое размножение
С1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. Объясните их.
Все присутствующие в организме белки – ферменты.
Каждый фермент ускоряет течение нескольких химических реакций.
Активный центр фермента строго соответствует конфигурации субстрата, с которым он взаимодействует.
Активность ферментов зависит от таких факторов, как температура, рН среды, и других факторов.
5.В качестве коферментов фермента часто выступают углеводы.
С2. Женщина выходит замуж за больного гемофилией. Какими будут дети, если: 1) женщина здорова и не несет ген гемофилии; 2) женщина здорова, но является носителем гена гемофилии?
Промежуточная контрольная работа.
Вариант 2
В задании А1 – А10 выберите 1 верный ответ из 4.
А1. Строение и функции органоидов клетки изучает наука:
генетика,
цитология,
селекция,
систематика.
А2. Укажите одно из положений клеточной теории
1) соматические клетки содержат диплоидный набор хромосом
2) гаметы состоят из одной клетки
3) клетка прокариот содержит кольцевую ДНК
4) клетка ‑ наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов
А3. Мономерами ДНК являются
1) аминокислоты
2) моносахариды
3) жирные кислоты
4) нуклеотиды
А4. Значение митоза состоит в увеличении числа
хромосом в половых клетках
молекул ДНК в дочерних клетках
хромосом в соматических клетках
клеток с набором хромосом, равным материнской клетке
А5. Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и неживой природы?
вирусы
бактерии
лишайники
грибы
А6. Бесполым путем часто размножаются:
млекопитающие
кишечнополостные
рыбы
птицы
А7. Второй закон Г. Менделя называется законом
1) расщепления
2) единообразия
3) сцепленного наследования
4) независимого наследования
А8. Тип наследования признака в ряду поколений изучает метод:
близнецовый
генеалогический
цитологический
популяционный
А9. У детей развивается рахит при недостатке:
марганца и железа
кальция и фосфора
меди и цинка
серы и азота
А10. Появление у потомков признаков, отличных от родительских, происходит в результате:
бесполого размножения
партеногенеза
почкования
полового размножения
В заданиях В1 и В2 выберите 3 верных ответа из 6, обведите выбранные цифры и запишите их в таблицу.
В1. Каковы строение и функции соматических клеток животных?
1) имеет двойной набор хромосом
2) не имеет клеточного ядра
3) при делении образуют клетки, идентичные материнской
4) участвуют в половом размножении организмов
5) делятся митозом
6) формируются в организме путем мейоза
В2. Цитоплазма в клетке выполняет функции:
внутренней среды, в которой расположены органоиды
хранения и передачи наследственной информации
взаимосвязи процессов обмена веществ
окисления органических веществ до неорганических
осуществления связи между органоидами клетки
синтеза молекул АТФ
В3.Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых характерны эти особенности.
ОСОБЕННОСТИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ
ОРГАНИЗМЫ
А)
использование энергии солнечного света для синтеза АТФ
1)
автотрофы
Б)
использование энергии, заключенной в пище для синтеза АТФ
2)
гетеротрофы
В)
использование только готовых органических веществ
Г)
синтез органических веществ из неорганических
Д)
выделение кислорода в процессе обмена веществ
С1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены. Объясните их.
Генетическая информация заключена в последовательности нуклеотидов в молекулах нуклеиновых кислот.
Она передается от и-РНК к ДНК.
Кодон состоит из четырех нуклеотидов.
Каждый кодон шифрует только одну аминокислоту.
У каждого живого организма свой генетический код.
С2. У здоровой матери, родители которой тоже были здоровы, и больного дальтонизмом отца родились дочь и сын. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы детей.