kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Основы генетики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок закрепления основных понятий генетики. Решение задач на моногибридное скрещивание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Основы генетики"»


Конспект урока по биологии в 9 классе «Основы генетики. Наследственность».

Цели и задачи:

  • раскрыть суть гибридологического метода изучения наследственности, сформировать знания о закономерностях наследования признаков;

  • познакомить с законом единообразия гибридов первого поколения, законом расщепления;

  • развивать умения и навыки по использованию генетической терминологии и символики, умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

  • уметь давать определение терминам;

  • характеризовать предмет изучения генетики, генетические термины, символы, понятия;

  • раскрывать суть гибридологического метода, суть правила единообразия гибридов первого поколения, суть закона чистоты гамет;

  • формулировать правило расщепления.

  • давать цитологическое обоснование закономерностям наследования при моногибридном скрещивании.

Метапредметные:

  • Р: планируют и прогнозируют результат и вносят необходимые дополнения.

  • П: находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее.

  • К: высказывают свою точку зрения

Личностные:

  • учатся осмысливать значимость данной темы, учатся использовать свои взгляды для решения проблем и извлечения жизненных уроков.

  • удовлетворяют потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Элементы содержания: гибридологический метод, моногибридное скрещивание, аллельные гены, доминантные и рецессивные признаки, расщепление, закон чистоты гамет, неполное доминирование, фенотип, генотип, анализирующее скрещивание.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

Учитель: В одной притче говорится, что Боги, создав мир, стали думать: где понадежнее спрятать от человека его самую главную тайну?

В глубокой пещере? Но люди рано или поздно найдут ее.

На дне океана? Но и в морскую пучину они когда- нибудь спустятся.

На небе, среди звезд? Но даже туда со временем доберутся.

И наконец решили: давайте спрячем тайну внутри самих людей! Уж в себя – то человек не догадается заглянуть.

Во многом Боги оказались правы. Мы знаем о себе гораздо меньше, чем о Земле.

Вместе с тем Боги ошиблись, так как с каждым новым шагом в своем развитии человечество все смелее заглядывает в себя в поисках самой главной тайны.

Мы рождаемся на свет, имея свой уникальный наследственный материал, ту программу, на основе которой под влиянием факторов внешней среды, мы станем такими, какие мы есть – неповторимые и в то же время похожие на предыдущие поколения.

Наследственность и изменчивость – два свойства живых организмов, неразрывно связанные друг с другом как две стороны одной медали.

Какая наука занимается изучением этих свойств?

Учитель: Урок начнем с повторения генетических терминов. У вас на столах карточки с определениями терминов, но не указанно с какими. Я называю термин, а вы даете определение.

Учитель: В 21-ый век мы вступили с новейшими технологиями, но все также неизлечимы СПИД, рак, сахарный диабет, увеличивается количество наследственных заболеваний.

Каким же будет положение через 20-30 лет? Чтобы на свет появился здоровый ребенок, необходима здоровая наследственность его родителей.


Мы наследуем от своих родителей не только цвет глаз и волос, форму носа и группу крови. Мы наследуем черты темперамента и особенности движений, склонность к изучению языков и способность к математике. Мы рождаемся на свет, имея свой уникальный наследственный материал, ту программу, на основе которой под влиянием факторов внешней среды, мы станем такими, какие мы есть – неповторимые и в то же время похожие на предыдущие поколения.

А сейчас мы с вами поработаем с текстом.

Используя содержание текста «Синдром Дауна», ответьте на следующие вопросы.

 

1.  С чем связано возникновение синдрома Дауна у ребёнка?

2.  Что влияет на вероятность рождения ребёнка с синдромом Дауна?

3.  Возможно ли преодолеть отставание в умственном развитии ребёнка с синдромом Дауна?


Синдром Дауна

Синдром Дауна − одна из форм геномной патологии, при которой хромосомы 21-й пары вместо нормальных двух представлены тремя копиями. Синдром получил название в честь английского врача Джона Дауна, впервые описавшего его в 1866 году. Связь между происхождением врождённого синдрома и изменением количества хромосом была выявлена только в 1959 году французским генетиком Жеромом Леженом.

Синдром Дауна не является редкой патологией − в среднем наблюдается один случай на 700 родов; в данный момент благодаря диагностике во время беременности частота рождения детей с синдромом Дауна уменьшилась до 1 к 1100. У обоих полов аномалия встречается с одинаковой частотой. Синдром Дауна встречается во всех этнических группах и среди всех экономических

классов. Синдром Дауна обусловлен случайными событиями в процессе формирования половых клеток и/или беременности. Поведение родителей и факторы окружающей среды на это никак не влияют.

Возраст матери влияет на шансы зачатия ребёнка с синдромом Дауна. Если матери от 20 до 24 лет, вероятность этого 1 к 1562, до 30 лет − 1 к 1000, от 35 до 39 лет − 1 к 214, а в возрасте старше 45 вероятность 1 к 19. По последним данным, отцовский возраст, особенно если он больше 42 лет, также увеличивает риск синдрома.

Существует ряд дородовых признаков синдрома Дауна, например характерные УЗИ-признаки. Кроме того, имеются различные неинвазивные и инвазивные способы диагностики. Самый точный результат дают инвазивные методики, однако они могут провоцировать выкидыш.

Синдрому Дауна обычно сопутствуют характерные внешние признаки: плоское лицо, развитие эпикантуса («третьего века», как у представителей монголоидной расы), гиперподвижность суставов, короткие конечности, постоянно открытый рот и другие признаки. Кроме того, синдром Дауна часто сопровождается умственной отсталостью.

Степень проявления задержки умственного и речевого развития зависит как от врождённых факторов, так и от занятий с ребёнком. Дети с синдромом Дауна обучаемы. Занятия с ними по специальным методикам, учитывающим особенности их развития и восприятия, обычно приводят к неплохим результатам. Так как степень обучаемости детей сильно варьируется, их успех в обучении по стандартной школьной программе может быть различен. Проблемы в обучении, имеющиеся у детей с синдромом Дауна, встречаются и у здоровых детей, поэтому родители первых могут попробовать использовать общую программу обучения, преподаваемую в школах.

Известен случай получения человеком с синдромом Дауна университетского образования.

(Работа с текстом, ответы учащихся)


Учитель: А сейчас разбиваемся на 3 группы. Каждая группа выступает в роли генетических консультантов. Ваша задача – дать грамотные, аргументированные ответы на проблемные вопросы, возникшие в различных жизненных ситуациях.


(Решение генетических задач).




Задачи:

  1. В медико – генетическую консультацию обратилась молодая женщина с вопросом: как будут выглядеть уши ее будущих детей, если у неё прижатые уши, а у её мужа – оттопыренные ( у отца мужа уши прижатые). Известно, что ген, контролирующий степень оттопыренности ушей – доминантный, а степень прижатости – рецессивный.


  1. Мужчина страдает тяжелой болезнью - фиброзом (киста) поджелудочной железы (тип наследования данного признака – аутосомно –рецессивный). Собираясь жениться, он опасается возможности рождения больного ребенка. У будущей жены в трех известных поколениях больных фиброзом не было. Служит ли это гарантией, что в семье не родится больной ребенок?




  1. Женщина, страдающая сахарным диабетом выходит замуж за мужчину, не имеющего сахарного диабета, несмотря на то, что у его матери уровень сахара в крови на протяжении последних десяти лет был значительно выше нормы. Определите вероятность рождения ребенка, страдающего сахарным диабетом с детства. Ген, регулирующий нормальный углеводный обмен является аутосомно- доминантным.


  • Учитель:

На этом наш урок подошел к концу. И хотелось бы его закончить словами Виктора Франкла:

«Наследственность — это не более чем материал, из которого человек строит самого себя. Это не более чем камни, которые могут быть использованы, а могут быть отвергнуты строителем. Но сам строитель — не из камней».











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Основы генетики"

Автор: Воронина Галина Николаевна

Дата: 16.02.2023

Номер свидетельства: 625842

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Обобщающий урок – игра на тему: «Основы генетики»"
    ["seo_title"] => string(50) "obobshchaiushchiiurokighranatiemuosnovyghienietiki"
    ["file_id"] => string(6) "281540"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453548007"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Контрольно-обобщающий урок по биологии по темам: «Цитология», «Основы генетики», «Генетика человека» "
    ["seo_title"] => string(111) "kontrol-no-obobshchaiushchii-urok-po-biologhii-po-tiemam-tsitologhiia-osnovy-ghienietiki-gienietika-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "158496"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421754972"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Тестовые задания по теме "Основы генетики и селекции", 9 класс"
    ["seo_title"] => string(70) "tiestovyie-zadaniia-po-tiemie-osnovy-ghienietiki-i-sieliektsii-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "250622"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1447093411"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Презентация. Открытый урок по предмету: "Общая биология" на тему: "Основы генетики. Основные закономерности наследственности".. "
    ["seo_title"] => string(137) "priezientatsiia-otkrytyi-urok-po-priedmietu-obshchaia-biologhiia-na-tiemu-osnovy-ghienietiki-osnovnyie-zakonomiernosti-nasliedstviennosti"
    ["file_id"] => string(6) "107984"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403524391"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "" Основы генетики" с презентацией "
    ["seo_title"] => string(37) "osnovy-ghienietiki-s-priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "103920"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402649712"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства