Просмотр содержимого документа
«"Основы генетики"»
Конспект урока по биологии в 9 классе «Основы генетики. Наследственность».
Цели и задачи:
раскрыть суть гибридологического метода изучения наследственности, сформировать знания о закономерностях наследования признаков;
познакомить с законом единообразия гибридов первого поколения, законом расщепления;
развивать умения и навыки по использованию генетической терминологии и символики, умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
уметь давать определение терминам;
характеризовать предмет изучения генетики, генетические термины, символы, понятия;
раскрывать суть гибридологического метода, суть правила единообразия гибридов первого поколения, суть закона чистоты гамет;
формулировать правило расщепления.
давать цитологическое обоснование закономерностям наследования при моногибридном скрещивании.
Метапредметные:
Р: планируют и прогнозируют результат и вносят необходимые дополнения.
П: находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее.
К: высказывают свою точку зрения
Личностные:
учатся осмысливать значимость данной темы, учатся использовать свои взгляды для решения проблем и извлечения жизненных уроков.
удовлетворяют потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Элементы содержания: гибридологический метод, моногибридное скрещивание, аллельные гены, доминантные и рецессивные признаки, расщепление, закон чистоты гамет, неполное доминирование, фенотип, генотип, анализирующее скрещивание.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
Учитель: В одной притче говорится, что Боги, создав мир, стали думать: где понадежнее спрятать от человека его самую главную тайну?
В глубокой пещере? Но люди рано или поздно найдут ее.
На дне океана? Но и в морскую пучину они когда- нибудь спустятся.
На небе, среди звезд? Но даже туда со временем доберутся.
И наконец решили: давайте спрячем тайну внутри самих людей! Уж в себя – то человек не догадается заглянуть.
Во многом Боги оказались правы. Мы знаем о себе гораздо меньше, чем о Земле.
Вместе с тем Боги ошиблись, так как с каждым новым шагом в своем развитии человечество все смелее заглядывает в себя в поисках самой главной тайны.
Мы рождаемся на свет, имея свой уникальный наследственный материал, ту программу, на основе которой под влиянием факторов внешней среды, мы станем такими, какие мы есть – неповторимые и в то же время похожие на предыдущие поколения.
Наследственность и изменчивость – два свойства живых организмов, неразрывно связанные друг с другом как две стороны одной медали.
Какая наука занимается изучением этих свойств?
Учитель: Урок начнем с повторения генетических терминов. У вас на столах карточки с определениями терминов, но не указанно с какими. Я называю термин, а вы даете определение.
Учитель: В 21-ый век мы вступили с новейшими технологиями, но все также неизлечимы СПИД, рак, сахарный диабет, увеличивается количество наследственных заболеваний.
Каким же будет положение через 20-30 лет? Чтобы на свет появился здоровый ребенок, необходима здоровая наследственность его родителей.
Мы наследуем от своих родителей не только цвет глаз и волос, форму носа и группу крови. Мы наследуем черты темперамента и особенности движений, склонность к изучению языков и способность к математике. Мы рождаемся на свет, имея свой уникальный наследственный материал, ту программу, на основе которой под влиянием факторов внешней среды, мы станем такими, какие мы есть – неповторимые и в то же время похожие на предыдущие поколения.
А сейчас мы с вами поработаем с текстом.
Используя содержание текста «Синдром Дауна», ответьте на следующие вопросы.
1. С чем связано возникновение синдрома Дауна у ребёнка?
2. Что влияет на вероятность рождения ребёнка с синдромом Дауна?
3. Возможно ли преодолеть отставание в умственном развитии ребёнка с синдромом Дауна?
Синдром Дауна
Синдром Дауна − одна из форм геномной патологии, при которой хромосомы 21-й пары вместо нормальных двух представлены тремя копиями. Синдром получил название в честь английского врача Джона Дауна, впервые описавшего его в 1866 году. Связь между происхождением врождённого синдрома и изменением количества хромосом была выявлена только в 1959 году французским генетиком Жеромом Леженом.
Синдром Дауна не является редкой патологией − в среднем наблюдается один случай на 700 родов; в данный момент благодаря диагностике во время беременности частота рождения детей с синдромом Дауна уменьшилась до 1 к 1100. У обоих полов аномалия встречается с одинаковой частотой. Синдром Дауна встречается во всех этнических группах и среди всех экономических
классов. Синдром Дауна обусловлен случайными событиями в процессе формирования половых клеток и/или беременности. Поведение родителей и факторы окружающей среды на это никак не влияют.
Возраст матери влияет на шансы зачатия ребёнка с синдромом Дауна. Если матери от 20 до 24 лет, вероятность этого 1 к 1562, до 30 лет − 1 к 1000, от 35 до 39 лет − 1 к 214, а в возрасте старше 45 вероятность 1 к 19. По последним данным, отцовский возраст, особенно если он больше 42 лет, также увеличивает риск синдрома.
Существует ряд дородовых признаков синдрома Дауна, например характерные УЗИ-признаки. Кроме того, имеются различные неинвазивные и инвазивные способы диагностики. Самый точный результат дают инвазивные методики, однако они могут провоцировать выкидыш.
Синдрому Дауна обычно сопутствуют характерные внешние признаки: плоское лицо, развитие эпикантуса («третьего века», как у представителей монголоидной расы), гиперподвижность суставов, короткие конечности, постоянно открытый рот и другие признаки. Кроме того, синдром Дауна часто сопровождается умственной отсталостью.
Степень проявления задержки умственного и речевого развития зависит как от врождённых факторов, так и от занятий с ребёнком. Дети с синдромом Дауна обучаемы. Занятия с ними по специальным методикам, учитывающим особенности их развития и восприятия, обычно приводят к неплохим результатам. Так как степень обучаемости детей сильно варьируется, их успех в обучении по стандартной школьной программе может быть различен. Проблемы в обучении, имеющиеся у детей с синдромом Дауна, встречаются и у здоровых детей, поэтому родители первых могут попробовать использовать общую программу обучения, преподаваемую в школах.
Известен случай получения человеком с синдромом Дауна университетского образования.
(Работа с текстом, ответы учащихся)
Учитель: А сейчас разбиваемся на 3 группы. Каждая группа выступает в роли генетических консультантов. Ваша задача – дать грамотные, аргументированные ответы на проблемные вопросы, возникшие в различных жизненных ситуациях.
(Решение генетических задач).
Задачи:
В медико – генетическую консультацию обратилась молодая женщина с вопросом: как будут выглядеть уши ее будущих детей, если у неё прижатые уши, а у её мужа – оттопыренные ( у отца мужа уши прижатые). Известно, что ген, контролирующий степень оттопыренности ушей – доминантный, а степень прижатости – рецессивный.
Мужчина страдает тяжелой болезнью - фиброзом (киста) поджелудочной железы (тип наследования данного признака – аутосомно –рецессивный). Собираясь жениться, он опасается возможности рождения больного ребенка. У будущей жены в трех известных поколениях больных фиброзом не было. Служит ли это гарантией, что в семье не родится больной ребенок?
Женщина, страдающая сахарным диабетом выходит замуж за мужчину, не имеющего сахарного диабета, несмотря на то, что у его матери уровень сахара в крови на протяжении последних десяти лет был значительно выше нормы. Определите вероятность рождения ребенка, страдающего сахарным диабетом с детства. Ген, регулирующий нормальный углеводный обмен является аутосомно- доминантным.
Учитель:
На этом наш урок подошел к концу. И хотелось бы его закончить словами Виктора Франкла:
«Наследственность — это не более чем материал, из которого человек строит самого себя. Это не более чем камни, которые могут быть использованы, а могут быть отвергнуты строителем. Но сам строитель — не из камней».