kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Основы генетики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок закрепления основных понятий генетики. Решение задач на моногибридное скрещивание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Основы генетики"»


Конспект урока по биологии в 9 классе «Основы генетики. Наследственность».

Цели и задачи:

  • раскрыть суть гибридологического метода изучения наследственности, сформировать знания о закономерностях наследования признаков;

  • познакомить с законом единообразия гибридов первого поколения, законом расщепления;

  • развивать умения и навыки по использованию генетической терминологии и символики, умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

  • уметь давать определение терминам;

  • характеризовать предмет изучения генетики, генетические термины, символы, понятия;

  • раскрывать суть гибридологического метода, суть правила единообразия гибридов первого поколения, суть закона чистоты гамет;

  • формулировать правило расщепления.

  • давать цитологическое обоснование закономерностям наследования при моногибридном скрещивании.

Метапредметные:

  • Р: планируют и прогнозируют результат и вносят необходимые дополнения.

  • П: находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее.

  • К: высказывают свою точку зрения

Личностные:

  • учатся осмысливать значимость данной темы, учатся использовать свои взгляды для решения проблем и извлечения жизненных уроков.

  • удовлетворяют потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Элементы содержания: гибридологический метод, моногибридное скрещивание, аллельные гены, доминантные и рецессивные признаки, расщепление, закон чистоты гамет, неполное доминирование, фенотип, генотип, анализирующее скрещивание.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

Учитель: В одной притче говорится, что Боги, создав мир, стали думать: где понадежнее спрятать от человека его самую главную тайну?

В глубокой пещере? Но люди рано или поздно найдут ее.

На дне океана? Но и в морскую пучину они когда- нибудь спустятся.

На небе, среди звезд? Но даже туда со временем доберутся.

И наконец решили: давайте спрячем тайну внутри самих людей! Уж в себя – то человек не догадается заглянуть.

Во многом Боги оказались правы. Мы знаем о себе гораздо меньше, чем о Земле.

Вместе с тем Боги ошиблись, так как с каждым новым шагом в своем развитии человечество все смелее заглядывает в себя в поисках самой главной тайны.

Мы рождаемся на свет, имея свой уникальный наследственный материал, ту программу, на основе которой под влиянием факторов внешней среды, мы станем такими, какие мы есть – неповторимые и в то же время похожие на предыдущие поколения.

Наследственность и изменчивость – два свойства живых организмов, неразрывно связанные друг с другом как две стороны одной медали.

Какая наука занимается изучением этих свойств?

Учитель: Урок начнем с повторения генетических терминов. У вас на столах карточки с определениями терминов, но не указанно с какими. Я называю термин, а вы даете определение.

Учитель: В 21-ый век мы вступили с новейшими технологиями, но все также неизлечимы СПИД, рак, сахарный диабет, увеличивается количество наследственных заболеваний.

Каким же будет положение через 20-30 лет? Чтобы на свет появился здоровый ребенок, необходима здоровая наследственность его родителей.


Мы наследуем от своих родителей не только цвет глаз и волос, форму носа и группу крови. Мы наследуем черты темперамента и особенности движений, склонность к изучению языков и способность к математике. Мы рождаемся на свет, имея свой уникальный наследственный материал, ту программу, на основе которой под влиянием факторов внешней среды, мы станем такими, какие мы есть – неповторимые и в то же время похожие на предыдущие поколения.

А сейчас мы с вами поработаем с текстом.

Используя содержание текста «Синдром Дауна», ответьте на следующие вопросы.

 

1.  С чем связано возникновение синдрома Дауна у ребёнка?

2.  Что влияет на вероятность рождения ребёнка с синдромом Дауна?

3.  Возможно ли преодолеть отставание в умственном развитии ребёнка с синдромом Дауна?


Синдром Дауна

Синдром Дауна − одна из форм геномной патологии, при которой хромосомы 21-й пары вместо нормальных двух представлены тремя копиями. Синдром получил название в честь английского врача Джона Дауна, впервые описавшего его в 1866 году. Связь между происхождением врождённого синдрома и изменением количества хромосом была выявлена только в 1959 году французским генетиком Жеромом Леженом.

Синдром Дауна не является редкой патологией − в среднем наблюдается один случай на 700 родов; в данный момент благодаря диагностике во время беременности частота рождения детей с синдромом Дауна уменьшилась до 1 к 1100. У обоих полов аномалия встречается с одинаковой частотой. Синдром Дауна встречается во всех этнических группах и среди всех экономических

классов. Синдром Дауна обусловлен случайными событиями в процессе формирования половых клеток и/или беременности. Поведение родителей и факторы окружающей среды на это никак не влияют.

Возраст матери влияет на шансы зачатия ребёнка с синдромом Дауна. Если матери от 20 до 24 лет, вероятность этого 1 к 1562, до 30 лет − 1 к 1000, от 35 до 39 лет − 1 к 214, а в возрасте старше 45 вероятность 1 к 19. По последним данным, отцовский возраст, особенно если он больше 42 лет, также увеличивает риск синдрома.

Существует ряд дородовых признаков синдрома Дауна, например характерные УЗИ-признаки. Кроме того, имеются различные неинвазивные и инвазивные способы диагностики. Самый точный результат дают инвазивные методики, однако они могут провоцировать выкидыш.

Синдрому Дауна обычно сопутствуют характерные внешние признаки: плоское лицо, развитие эпикантуса («третьего века», как у представителей монголоидной расы), гиперподвижность суставов, короткие конечности, постоянно открытый рот и другие признаки. Кроме того, синдром Дауна часто сопровождается умственной отсталостью.

Степень проявления задержки умственного и речевого развития зависит как от врождённых факторов, так и от занятий с ребёнком. Дети с синдромом Дауна обучаемы. Занятия с ними по специальным методикам, учитывающим особенности их развития и восприятия, обычно приводят к неплохим результатам. Так как степень обучаемости детей сильно варьируется, их успех в обучении по стандартной школьной программе может быть различен. Проблемы в обучении, имеющиеся у детей с синдромом Дауна, встречаются и у здоровых детей, поэтому родители первых могут попробовать использовать общую программу обучения, преподаваемую в школах.

Известен случай получения человеком с синдромом Дауна университетского образования.

(Работа с текстом, ответы учащихся)


Учитель: А сейчас разбиваемся на 3 группы. Каждая группа выступает в роли генетических консультантов. Ваша задача – дать грамотные, аргументированные ответы на проблемные вопросы, возникшие в различных жизненных ситуациях.


(Решение генетических задач).




Задачи:

  1. В медико – генетическую консультацию обратилась молодая женщина с вопросом: как будут выглядеть уши ее будущих детей, если у неё прижатые уши, а у её мужа – оттопыренные ( у отца мужа уши прижатые). Известно, что ген, контролирующий степень оттопыренности ушей – доминантный, а степень прижатости – рецессивный.


  1. Мужчина страдает тяжелой болезнью - фиброзом (киста) поджелудочной железы (тип наследования данного признака – аутосомно –рецессивный). Собираясь жениться, он опасается возможности рождения больного ребенка. У будущей жены в трех известных поколениях больных фиброзом не было. Служит ли это гарантией, что в семье не родится больной ребенок?




  1. Женщина, страдающая сахарным диабетом выходит замуж за мужчину, не имеющего сахарного диабета, несмотря на то, что у его матери уровень сахара в крови на протяжении последних десяти лет был значительно выше нормы. Определите вероятность рождения ребенка, страдающего сахарным диабетом с детства. Ген, регулирующий нормальный углеводный обмен является аутосомно- доминантным.


  • Учитель:

На этом наш урок подошел к концу. И хотелось бы его закончить словами Виктора Франкла:

«Наследственность — это не более чем материал, из которого человек строит самого себя. Это не более чем камни, которые могут быть использованы, а могут быть отвергнуты строителем. Но сам строитель — не из камней».











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Основы генетики"

Автор: Воронина Галина Николаевна

Дата: 16.02.2023

Номер свидетельства: 625842

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Обобщающий урок – игра на тему: «Основы генетики»"
    ["seo_title"] => string(50) "obobshchaiushchiiurokighranatiemuosnovyghienietiki"
    ["file_id"] => string(6) "281540"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453548007"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Контрольно-обобщающий урок по биологии по темам: «Цитология», «Основы генетики», «Генетика человека» "
    ["seo_title"] => string(111) "kontrol-no-obobshchaiushchii-urok-po-biologhii-po-tiemam-tsitologhiia-osnovy-ghienietiki-gienietika-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "158496"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421754972"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Тестовые задания по теме "Основы генетики и селекции", 9 класс"
    ["seo_title"] => string(70) "tiestovyie-zadaniia-po-tiemie-osnovy-ghienietiki-i-sieliektsii-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "250622"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1447093411"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Презентация. Открытый урок по предмету: "Общая биология" на тему: "Основы генетики. Основные закономерности наследственности".. "
    ["seo_title"] => string(137) "priezientatsiia-otkrytyi-urok-po-priedmietu-obshchaia-biologhiia-na-tiemu-osnovy-ghienietiki-osnovnyie-zakonomiernosti-nasliedstviennosti"
    ["file_id"] => string(6) "107984"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403524391"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "" Основы генетики" с презентацией "
    ["seo_title"] => string(37) "osnovy-ghienietiki-s-priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "103920"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402649712"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства