kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация и проведение учебных экскурсий в природу (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке даны рекомендации по организации и проведению экскурсий в природу по биологии. Представлен материал учебной экскурсии "Изучение насекомых-вредителей" для учащихся 7 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация и проведение учебных экскурсий в природу (из опыта работы)»

Организация и проведение учебных экскурсий в природу

Экскурсия в природу- это форма организации работы, при которой школьники выходят на место расположения изучаемых объектов природы для непосредственного ознакомления с ними. Такая форма работы позволяет организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях. Учебные экскурсии по биологии и экологии позволяют добиться прочных, осознанных знаний, установить связь теории с практикой в процессе обучения. На уроке и даже лабораторном занятии учащиеся познают отдельные предметы и явления живой природы изолированно друг от друга, не видят связей растений и животных со средой обитания. Учебная экскурсия есть форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая вне учебного заведения с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанным с программой. Экскурсии входят в систему уроков по ряду тем, изучаемых в основном весной и осенью в курсах «Живой организм», «Многообразие живых организмов» и общей биологии. Содержание экскурсий имеет непосредственную связь с пройденным на соответствующих уроках материалом, и в то же время полученные представления, результаты наблюдений и собранное в природе используются на многих последующих уроках.

Учебная экскурсия в природу – сложная в методическом и организационном отношении форма занятий с учащимися, требующая тщательной подготовки учителя и учащихся.

Изучение литературы показало, что организация каждой экскурсии включает в себя три этапа:

1.Подготовка к ней учителя и учащихся

2.Проведение экскурсии

3.Оформление полученного материала

Подготовка учителя к проведению учебной экскурсии в природу включает: формулировку цели и задачи экскурсии; выбор маршрута, ознакомление с ним на местности, изучение природы района экскурсии и его достопримечательностей; определение количества и местоположения остановок во время экскурсии, составление индивидуальных и бригадных домашних заданий; отбор содержания и методов подготовки учащихся к экскурсии; определение возможностей использования материалов экскурсии на уроках биологии.

Подготовка учащихся к учебным экскурсиям предполагает, прежде всего, повторение учебного материала по биологии, которые учащиеся должны применить на экскурсии, знакомясь с особенностями природы на выбранном объекте экскурсии. Необходимость опорных знаний-непременная основа усвоения нового материала на экскурсии в полевых условиях. В подготовительный период учащиеся знакомятся с методикой исследования объектов живой природы и явлений: наблюдением, описанием местности, учатся зарисовывать и фотографировать, изучаются инструкции и памятки.

Методика проведения учебной экскурсии зависит от её цели и задач, которые ставит учитель, от выбранных для изучения природных объектов. К организации учебных экскурсий по биологии предъявляется некоторые общие требования:

1. Вводная беседа учителя. Её начинают с обзора окружающей местности (напоминание учащимся цели и задачи экскурсии), краткой характеристики природных особенностей местности и отдельных природных объектов. Учитель рассказывает, как выделить простейшие природные комплексы и дать им характеристику, повторяет методику их описания в дневнике, напоминает правила поведения в природе.
2. Самостоятельная работа групп по изучению объектов живой природы по намеченному плану (каждая группа изучает отдельный объект или все группы идут от объекта к объекту).
3. Заключительная беседа, на которой обобщаются результаты наблюдений и проведённых исследований, проверяется правильность выполнения заданий, напоминается ход выполнения работы дома: оформления собранных материалов, завершение записей в дневниках, оформление отчётов – индивидуальных и всей группы.

Остановимся на содержании и организации учебной экскурсии по биологии в 7-м классе «Изучение насекомых-вредителей». Данную экскурсию лучше провести в хвойный лес или парковую зону с хвойными породами деревьев, так как хвойные породы деревьев наиболее ценны и заслуживают особой заботы. К тому же изучение вредителей хвойных пород (сосны и ели) не представляет особых трудностей. Как известно, вредителей леса разделяют на две группы: первичных и вторичных. Первичные вредители нападают на вполне здоровые деревья, вторичные же поражают деревья, ослабленные болезнями или другими вредителями. На экскурсии следует постараться показать учащимся представителей обеих групп.

Сосновый конопряд

К числу наиболее опасных первичных вредителей хвойных деревьев можно отнести гусениц соснового коконопряда (Dendrolimus pini), вызывающих время от времени настоящие стихийные бедствия. Сосновый коконопряд – ночная бабочка с размахом крыльев 5–7 см. В окраске ее крыльев преобладает серый цвет, посередине каждого переднего крыла имеется белая точка. Гусеницы соснового коконопряда питаются хвоей сосны обыкновенной, сосны крымской и веймутовой, а также кедра, лиственницы, ели и пихты. В весеннюю пору перезимовавших гусениц нередко можно встретить на ветвях и стволах этих деревьев. Взрослая гусеница соснового коконопряда достигает в длину 7,5 см. Тело ее покрыто волосками и бородавками. Окраска варьирует от серебристо-серой до бурой. На втором и третьем сегментах со спинной стороны находятся поперечные темно-синие бархатистые полосы, вдоль тела идет два ряда маленьких голубых точек. Если будет обнаружено множество таких гусениц, то после изучения как их, так и нанесенных ими повреждений нужно вместе с учащимися провести сбор гусениц. Можно порекомендовать учащимся собрать десяток гусениц коконопряда, поместить их в сетчатый садок и ежедневно давать свежесрезанные ветки дерева, которым они питались. К началу лета гусеницы в садке окуклятся, из коконов выйдут бабочки, а потом, может быть, самки даже отложат яйца. Из гусениц, пораженных паразитами, появятся личинки наездников, затем они образуют золотистые кокончики (иногда – личинки мух-тахин, образующие бочонкообразные ложные коконы). Такие наблюдения всегда вызывают у детей большой интерес к самостоятельным энтомологическим исследованиям и чтению литературы о насекомых.

Непарный шелкопряд

Наиболее опасным первичным вредителем лиственных лесов является непарный шелкопряд, или волнянка непарная (Lymantria dispar). Зимует непарный шелкопряд в стадии яйца. Его крупные яйцевые кладки, прикрытые желтоватым пушком, хорошо заметны в нижней (комлевой) части стволов различных лиственных деревьев. В одной кладке насчитывается до 500–650 яиц. В конце апреля–начале мая из перезимовавших яиц выходят гусеницы; они очень прожорливы и быстро растут. Молодые гусеницы покрыты длинными волосками и легко переносятся ветром, иногда на большие расстояния. Волоски ядовиты: попадая на кожу, они ломаются и вызывают сильный зуд, о чем необходимо предупредить учащихся. На экскурсии в лес в конце мая–начале июня можно обнаружить молодых гусениц непарного шелкопряда. Кроме того, возможно, удастся показать остатки яйцевых кладок на стволах деревьев.

Майский жук (самец и самка)

Кроме коконопрядов, очень опасным первичным вредителем сосновых лесов является майский жук (Melolontha hippocastani). Его личинки питаются корнями растений и иногда очень сильно вредят молодым сосновым посадкам. Попытаться найти на весенней экскурсии в сосновый лес взрослых майских жуков и их личинок тем более важно, что этот опасный вредитель леса изучается в школе как типичный представитель членистоногих. Личинок жука лучше искать в песчаной почве, особенно там, где растут молодые сосны. Поиски начинают с осмотра молодой сосновой поросли. Молодые сосны, корни которых подъедены личинками, отстают в росте по сравнению со здоровыми деревьями. Его нужно подкопать лопатой, разбрасывая песок тонким слоем. При этом, как правило, в песке сразу удается заметить белых личинок майского жука. Учащимся следует показать не только личинок, но и нанесенные ими повреждения корней. При этом надо отметить, что вследствие скрытого образа жизни личинок майского жука вред от них часто не замечается. Но если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что они губят массу молодых сосновых деревьев и поэтому не менее опасны, чем гусеницы сибирского коконопряда. Найденных личинок можно поместить в стеклянные банки с песком. Песок надо спрыснуть водой и воткнуть в него несколько свежих веточек сосны. Личинки зарываются в песок и начинают объедать на ветках молодую кору. При таком содержании крупных личинок можно иногда довести до окукливания. Взрослые майские жуки – не менее опасные первичные вредители, только уже не хвойных, а лиственных, в первую очередь березовых, лесов. Если удастся наловить взрослых майских жуков, их можно поместить в инсектарий с сетчатыми стенками. Питаясь свежей листвой берез, жуки живут в садках, а самки даже откладывают яйца.

Лубоед-стригун и его семейные ходы под корой

К числу наиболее типичных вторичных вредителей сосны относятся лубоеды-стригуны (род Tomicus)Обычно они, как и другие короеды, протачивают ходы в лубе ослабленных деревьев, но, кроме того, могут протачивать изнутри и молодые побеги не ослабленных деревьев, то есть быть первичными вредителями. Поврежденные лубоедами побеги легко обламываются от ветра и падают, отчего поврежденные деревья кажутся подстриженными. На экскурсии нетрудно найти лежащие под деревьями небольшие обломанные тонкие побеги сосны. Следует показать учащимся выеденные в них ходы стригунов, а также обратить внимание на вред, который наносят эти жуки, прокладывая ходы под корой стволов сосны.

Из других вторичных вредителей хвойных лесов наиболее часто встречаются собственно короеды. Чтобы продемонстрировать вред, причиняемый этими жуками, необходимо заранее отыскать сухостойное дерево или пень с сохранившейся корой. Затем предложить кому-либо из учащихся, взяв крепкий нож, осторожно срезать кору, пинцетом извлечь обнаруженных жучков и личинок и поместить их в пробирки. Когда часть коры будет удалена, обнаружится типичная картина ходов короедов.

Короед-типограф, его личинки и ходы в древесине

Под корой ели часто обнаруживаются типичные ходы большого елового короеда-типографа (Ips typographus). В ходах встречаются взрослые жуки, их яйца, безногие личинки, а иногда и куколки. Демонстрируя типографа, следует обратить внимание на то, что на заднем конце надкрылий этого темно-коричневого жучка имеются углубления, играющие роль «тачки»: когда жук, прокладывает ход в коре, то, пятясь, с помощью этой «тачки» он вывозит из хода мелкие частички изгрызенной им коры ели. В мае взрослый жук вбуравливается в кору и выедает в ней так называемую брачную камеру. В нее входят затем 2–3 самки. Они прокладывают в коре, почти не задевая заболони, два-три продольных маточных хода, а по сторонам ходов выгрызают небольшие углубления, в которые откладывают яйца. Выходящие из яиц личинки прокладывают в стороне от маточного хода свои личиночные ходы. Эти ходы постепенно расширяются и оканчиваются камерами-«колыбельками», в которых личинки окукливаются. В середине лета из куколок появляются молодые жуки. При массовом нападении на ослабленные деревья короеды своими ходами быстро кольцуют стволы под корой и лишают корни притока органических веществ, отчего деревья окончательно гибнут.

.

Серый длинноусый усач, его личинка и куколка

Если под корой или в древесине обнаружатся крупные белые личинки жуков-усачей, а также их ходы или овальные отверстия на поверхности стволов и пней, следует сказать и о них. Иногда удается услышать тихий скрип серого длинноусого соснового усача (Acanthocinus aedilis), особенно часто около штабелей не очищенных от коры сосновых бревен. Иногда удается обнаружить и самого длинноусого жука, почти сливающегося по окраске с чешуйками сосновой коры. Нередко на такой экскурсии можно увидеть и дятлов, долбящих сухостойные деревья. На них также следует обратить внимание как на защитников леса и понаблюдать за ними (лучше в бинокль).

Насекомых – вредителей леса, их врагов и паразитов, которых можно встретить в том или ином месте леса или парка, очень много. Поэтому каждый учитель, прежде чем вывести ребят на учебную экскурсию, должен сам предварительно побывать там, собрать и определить наиболее часто встречающихся местных вредителей. Лучше определять вредителей леса по их повреждениям, пользуясь книгой В.М. Гусева и М.Н. Римского-Корсакова «Определитель повреждений лесных и декоративных деревьев и кустарников европейской части СССР» (ряд изданий). Можно воспользоваться также различными определителями, атласами и методическими пособиями: Измайлов И.И., Михлин В.Е., Шашков Э.В. Биологические экскурсии. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2003 г., Блохина С.Н. Экскурсия в природу детей школьного возраста. Методические рекомендации. - Благовещенск,1991., Нехлюдова А.С., Севастьянов Н.П. Основы биологических экскурсий, 2005.



Блохина С.Н. Экскурсия в природу детей школьного возраста. Методические рекомендации. - Благовещенск, 1991

 





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Организация и проведение учебных экскурсий в природу (из опыта работы)

Автор: Васильева Генриэта Евгеньевна

Дата: 29.06.2025

Номер свидетельства: 672399

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Из опыта работы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников."
    ["seo_title"] => string(80) "iz_opyta_raboty_po_sokhranieniiu_i_ukrieplieniiu_zdorov_ia_mladshikh_shkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "357572"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1478802389"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Внеклассная работа по географии "
    ["seo_title"] => string(36) "vnieklassnaia-rabota-po-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "206731"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430244596"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Экологическое воспитание школьников: из опыта работы "
    ["seo_title"] => string(57) "ekologhichieskoie-vospitaniie-shkol-nikov-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "227610"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440836962"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "Статья Из опыта работы по теме «Реализация идей экологического образования в дошкольной организации через разные виды деятельности»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_iz_opyta_raboty_po_tiemie_riealizatsiia_idiei_ekologhichieskogho_obrazov"
    ["file_id"] => string(6) "387636"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1486204418"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Работа родительского комитета 2-а МОБУ СОШ №13 ГО "город Якутск" "
    ["seo_title"] => string(67) "rabota-roditiel-skogho-komitieta-2-a-mobu-sosh-13-go-ghorod-iakutsk"
    ["file_id"] => string(6) "177114"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424576368"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства