Фазы митоза | События |
А) Профаза Б) Метафаза В) Анафаза Г) Телофаза -
| 1) Расположение хромосом по экватору, образование веретена деления. 2) Образование новых ядер 3) Расхождение хромосом к полюсам 4) Спирализация хромосом, исчезновение ядерной мембраны |
А | Б | В | Г |
| | | |
2. Установите соответствие между содержанием критерия вида, с которым они связаны.
Критерий вида | Содержание критерия вида |
1) экологический 2) биологический | А) брачная окраска Б) местообитания вида В) характер питания Г) функция в биогеоценозе Д) способы ухаживания самцов Е) число хромосом |
3. Установите соответствие между растением и его признаками.
Растение | Характеристика |
1) Вишня 2) Пшеница | А) цветок трехчленный Б) околоцветник двойной В) плод костянка Г) цветок пятичленный Д) плод зерновка Е) листья с параллельным жилкованием |
Матрица ответов
Фамилия__________________________________
Имя______________________________________
Школа____________________________________
Класс_____10______________________________
Учитель __________________________________
Часть I. [30 баллов]
-
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1-10 | -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| |
11-20 | -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| |
21-30 | -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| |
Часть II. [20 баллов]
-
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1-10 | -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
Часть III. [15 баллов]
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
прав. "ДА" | -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
неправ "нет" | -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
Часть IV. [мах. 9 баллов]
1. [мах. 3 балла]
2. [мах. 3 балла]
3. [мах. 3 балла]
Фамилия__________________________________
Имя______________________________________
Школа____________________________________
Класс_____11______________________________
Учитель __________________________________
Задания теоретического тура школьного этапа по биологии
в 2014-2015 уч. год
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 35 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Изменения структуры и числа хромосом изучают с помощью метода:
А – центрифугирования; Б – гибридологического;
В – цитогенетического; Г – биохимического.
2. Сходство химического состава, клеточное строение организмов являются доказательством:
А - единства и общности происхождения органического мира;
Б - многообразия растительного и животного мира;
В - эволюции органического мира;
Г - постоянства живой природы.
З. Хранителем наследственности в клетке являются молекулы ДНК, так как в них закодирована информация о:
А - первичной структуре молекул белка; Б - составе молекулы АТФ;
В - строении триплета; Г - строении аминокислот.
4. В митохондриях в отличие от рибосом осуществляется:
А - транспорт белка; Б - синтез белка;
В - энергетический обмен; Г - транскрипция иРНК.
5. Роль матрицы в синтезе молекул иРНК выполняет:
А - полипептидная нить; Б - плазматическая мембрана;
В - мембрана эндоплазматической сети; Г - одна из цепей молекулы ДНК.
6. Какие признаки характерны для телофазы митоза?
А - спирализация хромосом;
Б - выстраивание хромосом в экваториальной плоскости клетки;
В - деление центромеры и расхождение хромосом к полюсам клетки;
Г - деспирализация хромосом, образование двух ядер.
7. Грибы, клетки которых, как и клетки растений и животных, имеют оболочку, ядро, цитоплазму с органоидами, относят к группе организмов:
А – эукариот; Б - содержащих нуклеоид; В – автотрофов; Г – прокариот.
8. В ходе индивидуального развития животного многоклеточный организм развивается из зиготы путем:
А – гаметогенеза; Б – филогенеза; В – мейоза; Г – митоза.
9. Каковы генотипы родителей при дигибридном анализирующем скрещивании?
А - ААВВ х ВbВb; Б - АаВb х ааbb; В – ААВВ х ААВВ; Г – Вb х Аа.
10. У организмов с одинаковым генотипом под влиянием условий среды возникает изменчивость:
А – комбинативная; Б – генотипическая; В – наследственная;
Г – модификационная.
11. Чистая линия растений — это потомство:
А - гетерозисных форм; Б - одной самоопыляющейся особи;
В - межсортового гибрида; Г - двух гетерозиготных особей.
12. Для производства лекарственных препаратов выращивают гриб:
А – мукор; Б – трутовик; В – спорынью; Г – пеницилл.
13. Зародыш с запасом питательных веществ входит в состав:
А – споры; Б – семени; В - почки; Г - заростка.
14. В семейство объединяют растения на основе:
А - строения корневой системы; Б - жилкования листьев;
В - строения цветка и плода; Г - строения стебля:
15. Печень выполняет в организме человека барьерную функцию, так как в ней:
А - обезвреживаются ядовитые вещества;
Б - глюкоза превращается в гликоген;
В - вырабатывается желчь, которая накапливается в желчном пузыре;
Г - белки могут превращаться в жиры и углеводы.
16. Наибольшее количество углеводов человек потребляет, используя в пищу:
А - листья салата и укропа; Б - растительное и сливочное масло;
В - хлеб и картофель; Г - мясо и рыбу.
17. Рецепторы— это чувствительные образования, которые:
А - передают импульсы в центральную нервную систему;
Б - передают нервные импульсы со вставочных нейронов на исполнительные;
В - воспринимают раздражения и преобразуют энергию раздражителей в процессе нервного возбуждения;
Г - воспринимают нервные импульсы от чувствительных нейронов.
18. В сетчатке расположены:
А – хрусталик; Б – зрачок; В - кровеносные сосуды глаза; Г - зрительных рецепторов.
19. Первая доврачебная помощь при артериальном кровотечении состоит в:
А - наложении шины; Б - наложении жгута;
В - обработке раны иодом; Г - воздействии холодом.
20. Микроэволюция приводит к изменению:
А – родов; Б – видов; В – семейств; Г - отрядов.
21. Резкое возрастание численности особей в популяции, при котором возникает недостаток ресурсов, приводит к:
А - обострению борьбы за существование; Б - пищевой специализации;
В - биологическому прогрессу; Г - появлению комбинативной изменчивости.
22. Изменение фенотипа небольшой части особей в популяции является следствием:
А - саморегуляции; Б - колебания численности популяций;
В - стабилизирующей формы отбора; Г - мутационного процесса.
23. Какой тип покровительственной окраски называют мимикрией?
А - окраску, расчленяющую тело;
Б - яркую окраску, сигнализирующую о ядовитости и несъедобности организма;
В - подражание менее защищенных организмов одного вида более защищенным организмам другого вида;
Г - приспособление, при котором форма тела и окраска животных сливаются с окружающими предметами.
24. Пресмыкающиеся произошли от:
А - кистеперых рыб; Б – стегоцефалов; В – ихтиозавров; Г – археоптериксов.
25. Социальная природа человека проявляется в:
А - создании письменности; Б - формировании пятипалых конечностей;
В - наличии коры больших полушарий; Г - образовании условных рефлексов.
26. Основной ограничивающий фактор для растений в степной зоне:
А - высокая температура; Б - недостаток влаги;
В - отсутствие перегноя; Г - ультрафиолетовые лучи.
27. В экосистеме озера к консументам относят:
А - водоросли и цветковые растения; Б - бактерий-сапротрофов;
В - рыб и земноводных; Г - микроскопических грибов.
28. В круговороте веществ используется солнечная энергия, которая включается в этот процесс:
А - растениями; Б – животными;
В - плесневыми грибами; Г - клубеньковыми бактериями.
29. Агроценозы в отличие от естественных биоценозов:
А - не участвуют в круговороте веществ;
Б - существуют за счет микроорганизмов;
В - состоят из большого числа видов растений и животных;
Г - не могут существовать без участия человека.
30. Углекислый газ поступает в атмосферу в результате:
А – фотосинтеза; Б - восстановления минералов;
В - дыхания; Г - грозовых разрядов в атмосфере.
31. Причина сокращения видового разнообразия растений в современную эпоху:
А - небольшая продолжительность их жизни;
Б - сезонные изменения в жизни растений;
В - их гибель от насекомых-вредителей;
Г - изменение человеком их среды обитания.
32. Белок состоит из 300 аминокислот. Сколько нуклеотидов в гене, который служит матрицей для синтеза этого белка?
А – 300; Б – 600; В – 900; Г -1500.
33. В браке женщины с большими глазами и прямым носом и мужчины с маленькими глазами и римским носом родились четверо детей, половина из которых имела большие глаза и римский нос. Определите генотип матери, если большие глаза (А) и римский нос (В) — доминантные признаки.
А - Ааbb; Б – АаВВ; В – ААВВ; Г – АаВb.
34. Грибы длительное время считали растениями, так как они:
А - имеют сходное клеточное строение с растениями;
Б - неподвижны, растут в течение всей жизни;
В - относятся к группе гетеротрофных организмов;
Г - имеют сходный процесс обмена веществ.
35. В процессе всасывания питательных веществ через ворсинки тонкой кишки:
А - глюкоза и аминокислоты попадают в кровь;
Б - глицерин и жирные кислоты попадают в кровь;
В - все питательные вещества попадают непосредственно в кровь;
Г - все питательные вещества попадают сначала в лимфу, а затем в кровь.
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Какие из перечисленных эволюционных факторов обеспечили развитие человека?
I) стабилизирующая форма естественного отбора; II) движущая форма естественного отбора; III) мутационный процесс; IV) географическая и экологическая изоляция; V) наследственная изменчивость; VI) модификационная изменчивость.
а) I, II, III б) I, III, V в) II, III, V г) I, II, V
2. Какие из перечисленных факторов обеспечили развитие
прямохождения ?
I) стабилизирующая форма естественного отбора; II) движущая форма естественного отбора; III) стадный образ жизни; IV) мутационный процесс;
V) географическая и экологическая изоляция; VI) развитие мышления и речи.
а) I, II, III б) I, III, V в) II, III, V г) II, IV
3. Видовыми признаками человека являются:
I) две пары конечностей; II) живорождение; III) 23 хромосомы в гаметах;
IV) специфическое строение кисти; V) возможность смешанных браков;
VI) наличие млечных желез.
а) I, II, III б) I, III, V в) I, III, V г) III, IV,V
4. Семя состоит из:
I) эндосперма; II) семенной кожуры; III) зародышевого корешка; IV) зародышевого цветка; V) семядолей; VI) зародышевого побега; VII) осевого цилиндра
а) I, II, III,V,VI б) II, III, V,VI в) I, III, V г) I, II, IV,VI
5. Периоды сперматогенеза:
I) развитие; II) размножение; III) рост; IV) созревание; V) формирование
а) I, II, III, б) II, III, IV, в) I, III, V г) I, II, IV
6. При половом размножении животных:
I) участвуют, как правило, две особи; II) половые клетки образуются путем митоза; III) исходными являются соматические клетки; IV) гаметы имеют гаплоидный набор хромосом; V) генотип потомков объединяет генетическую информацию обоих родителей
а) I, II, III, б) II, III, IV, в) I, IV, V г) I, II, IV
7. Свидетельством родства рыб и амфибий являются наличие у головастиков:
I) кожи, покрытой чешуей; II) боковой линии; III) трехкамерного сердца;
IV) жабр; V) 2 кругов кровообращения; VI) 1 круга кровообращения
а) I, II, V, б) II, III, IV, в) I, IV, V г) II, IV, VI
8. Выбрать характеристики, относящиеся к кислородному этапу разложения глюкозы:
I) происходит в цитоплазме клетки: II) происходит в митохондриях; III) завершается образованием пировиноградной кислоты или этилового спирта; IV) энергетический эффект — 2 молекулы АТФ; V) завершается образованием АТФ, двуокиси углерода и воды; VI) энергетический эффект — 36 молекул АТФ.
а) I,II,III б) II,IV,VI в) II,V,VI г) III, IV,V
9. Указать признаки, по которым вибрион отличается от бактериофага:
I) состоит из РНК и белка; II) размножается делением; III) имеется кольцевая ДНК, расположенная в цитоплазме; IV) прикрепляется к бактериальной клетке; V) относится к прокариотам; VI) проявляет свойства жизни только внутри организма
а) II,IV,V б) I,II,III в) II,V,VI г) II,III,V
10. Грибы, как и растения:
I) имеют хлоропласты; II) имеют клеточное строение; III) являются прокариотами; IV) растут в течение всей жизни; V) являются эукариотами; VI) являются автотрофами.
а) I,II, III, б) II,IV,V в) II,V,VI ; г) II,III,
Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1. Аккомодация у человека происходит за счет изменения кривизны хрусталика.
2. В ротовой полости щелочная среда.
3. Сигналом для сбрасывания листьев является понижение температуры.
4. Пресмыкающиеся являются первыми истинно наземными животными.
5. Земноводные относятся к группе амниот.
6. Кишечнополостные в своем развитии остановились на стадии гаструлы.
7. Первыми вторично полостными животными являются кольчатые черви.
8. У покрытосемянных растений эндосперм диплоидный.
9. У рыб плавательный пузырь является гидростатическим органом.
10. Волосы развиваются из эндодермы.
11. Чешуекрылые насекомые имеют прямое развитие.
12. ДНК хранит информацию о первичной структуре белка
13.Особенности скелета человека, связанные с прямохождением: прямой позвоночник, грудная клетка округлая, сводчатая стопа.
14. К костям свободной нижней конечности человека относятся бедренные и тазовые.
15. Митохондрии и пластиды когда-то были самостоятельными прокариотическими организмами.
16. В связи с полетом у птиц редуцирован правый яичник.
17. У сосны есть настоящие сосуды.
18. Споры бактерий являются примером бесполого способа размножения.
19. Рабочая пчела - это стерильная самка.
20. В поджелудочной железе хорошо развита гранулярная ЭПС.
+
Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать –Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
1. Установите соответствие между классами животных и их признаками
Представители | Признаки |
1. Земноводные 2. Пресмыкающиеся | А)яйцо имеет скорлуповую оболочку Б) яйцо не имеет скорлуповой оболочки В) развитие яйца завершается образованием личинки Г) в процессе развития эмбриона образуется амнион |
А | Б | В | Г |
-
| -
| -
| -
|
2. Установите соответствие между типом клетки и ее характеристикой
Тип клетки | Характеристика |
1. Растительная клетка 2. Клетка гриба | А) запасающий углевод- гликоген Б) хитиновая клеточная стенка В) гетеротрофный тип питания Г) целлюлозная клеточная стенка Д) хлоропласты Е) автотрофный тип питания |
3. Установите соответствие между типом экосистемы и ее характерными
свойствами.
Тип экологической системы | Свойства |
1) природная экосистема 2) агроэкосистема | А) ведущая роль естественного отбора Б) имеет дополнительные источники энергии, приносимые человеком В) значительное разнообразие видов Г) значительная часть веществ изымается человеком Д) единственный источник энергии- Солнце Е) ведущая роль искусственного отбора |
4. Установите соответствие между признаком и царством живых организмов
Царство | Признак |
1) Грибы 2) Вирусы | А) имеют плазматическую мембрану Б) одноклеточные и многоклеточные В) имеют неклеточное строение Г) являются внутриклеточными паразитами Д) имеют клеточное ядро Е) вне клетки хозяина не проявляют признаки жизни |
5. Установите соответствие между двумя типами деления эукариотических клеток и их характеристиками
Процесс | Характеристика |
1) митоз 2) мейоз | А) приводит к образованию гаплоидных клеток Б) состоит из двух последовательных делений В) обеспечивает точное копирование наследственной информации Г) состоит из одного деления Д) приводит к перекомбинации наследственной информации Е) приводит к образованию диплоидных клеток |
Матрица ответов
Фамилия__________________________________
Имя______________________________________
Школа____________________________________
Класс_____11______________________________
Учитель __________________________________
Часть 1. [30 баллов]
-
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1-10 | -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| |
11-20 | -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| |
21-30 | -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| |
31-35 | -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| |
Часть 2. [20 баллов]
-
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1-10 | -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
Часть 3. [15 баллов]
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
прав. "ДА" | -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
неправ "нет" | -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
Часть 4. [15 баллов]
1. [мах. 3 балла]
2. [мах. 3 балла]
3. [мах. 3 балла]
4. [мах. 3 балла]
5. [мах. 3 балла]