Просмотр содержимого документа
«Образовательный проект «Экологическое воспитание детей среднего школьного возраста»»
Образовательный проект
«Экологическое воспитание детей среднего школьного возраста в урочной и внеурочной деятельности»
Рындина С.А.
Учитель биологии МБОУ СОШ №143
г. Новосибирск, 2016
Содержание
1. Актуальность темы 3
2. Цель и задачи 3
3. Методы и механизмы реализации проекта 3
4. Диагностика уровня экологической культуры школьников 4
5. Программа реализации проекта 5
6. Предполагаемые результаты 6
7. Формы подведения итогов реализации проекта и оценки деятельности обучающихся 9
8. Список использованных источников 9
«Любовь к родной стране начинается с любви к природе».
К. Паустовский
1. Актуальность темы
В век новых технологий человек перестает ощущать себя частью природы, действует как хозяин и преобразователь, что ведет к формированию утилитарного подхода к окружающей среде, что ведет к ее неправильному использованию и загрязнению.
Одним из направлений деятельности школы является экологическое и трудовое воспитание школьников.
Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью и является актуальной.
Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека является одной из главных задач.
Проект рассчитан на разновозрастную группу учащихся 5–9 классов, содержание и структура построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы.
Проект разработан в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, локальными актами ОО.
Проект построен таким образом, чтобы работа могла стать целенаправленной, систематической и результативной.
2. Цель и задачи
Цель: научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир.
Задачи:
Развитие познавательного интереса учащихся, творческой активности
Овладение навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей.
Развитие любознательности и желания получать знания.
Формирование положительного отношения к окружающему миру.
Нравственное развитие личности, воспитание чувств.
Формирование гигиенических знаний, способствующих сохранению здоровья.
Научить учащихся пользоваться научной литературой.
Научить любить природу, правильно её использовать.
Раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии.
Воспитание трудолюбия, развитие умений работать с текстом, рисунками, природным материалом.
3. Методы и механизмы реализации проекта
Основные направления работы:
Познавательно-исследовательское:
- подготовка исследовательских рефератов, экскурсионных маршрутов; участие в форумах, олимпиадах, экологические мониторинги.
Духовно-творческое:
- конкурсы стихов, рассказов, плакатов, рисунков, сказок, театрализованные представления, изготовление поделок из природных материалов и бытовых отходов; фотовыставки.
Просветительское:
- проведение экскурсий по городу и родному краю, изготовление эколистовок, плакатов, газет; агит. выступления;
Природоохранное:
- посадка деревьев, кустарников; создание и уход за цветочными клумбами, санитарная чистка улиц, парка; изготовление скворечников и кормушек (охрана птиц), паспортизация родников .
Туристско-оздоровительные:
- турпоходы, экспедиции, слеты; Дни здоровья.
Принципы организации экологического воспитания:
• систематичность,
• непрерывность,
• междисциплинарность содержания
Формы, методы и средства организации экологического воспитания:
а) традиционные;
б) активные;
в) инновационные.
Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая).
Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников:
по защите окружающей среды:
- борьба с мусором, изготовление кормушек и домиков для птиц,
по сохранению и использованию эстетических ценностей природы:
- сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала.
4. Диагностика уровня экологической культуры школьников
Одним из способов проверки уровня экологической культуры детей среднего школьного возраста является анкетирование, при котором в естественных условиях, при непринужденном общении и с учетом возрастных особенностей, интереса и желаний детей выполнять задания, задаются следующие вопросы:
Что такое природа?
Что природа дает человеку?
Назовите охраняемые растения нашей местности.
Какие животные занесены в Красную книгу нашей страны?
Какие насекомые появляются весной первыми?
Что такое «фотоохота»?
Назовите лекарственные растения.
Как вы оцениваете состояние окружающей среды в нашей местности?
Как человек разрушает природу?
Что могут сделать дети для охраны природы?
Анализируя результаты анкеты, можно сделать вывод, что дети обладают экологической воспитанностью.
и детей.
5. Программа реализации проекта
Основными педагогическими принципами являются:
добровольность;
общественная направленность;
развитие инициативы;
учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
деятельность;
преемственность и взаимодействие всех видов воспитательной работы.
Этапы реализации проекта
Этапы
Мероприятия
Сроки проведения
1. Подготовительный этап
изучение интересов детей;
сбор информации;
разработка программ сценариев, мероприятий, проектов, разработка классных часов, разработка уроков, разработка родительского собрания.
1 год
2. Организационный этап
разработка системы работы по экологическому воспитанию детей среднего школьного возраста;
заготовка корма для птиц. Проект «Хлебные крошки».
работа в читальном зале школьной библиотеки с экологическими изданиями;
изготовление кормушек для птиц.
экологический десант в Сосновом бору (акция по санитарной очистке соснового бора на территории памятника природы «Сосновый бор в городе Новосибирске»)
2 год
3. Деятельностный
проведение уроков, родительских собраний.
благоустройство школьной территории:
- участие в экологической акции «Очистим планету от мусора»;
- уборка школьной территории: операция «Чистодвор»;
- эстетическое оформление школьного двора.
проведение классных часов:
- «Земля – наш общий дом»;
- «Охрана окружающей среды»,
- «Птицы родного края».
участие в школьной, городской экологической конференциях, олимпиадах; викторинах;
проведение экскурсий;
проведение социологических опросов;
подготовка к конкурсу знатоков песен, стихов, загадок, поговорок о зиме;
изготовление зимних пейзажей и композиций;
экскурсия в библиотеку. Знакомство с экологическими изданиями;
работа с изданиями о природе Новосибирской области;
конкурсы рисунков, стихов, пословиц и поговорок о весне.
изготовление скворечников.
проведение праздника «День птиц» в школе.
участие в акции в защиту воды. Конкурс рисунков, плакатов, листовок в защиту воды.
3 год
4. Рефлексия
подведение итогов работы;
оценка результатов реализации проекта;
оформление презентаций, выставок, плакатов.
подготовка материалов для участия в научно – практических конференциях следующего уровня.
3 год
6. Предполагаемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты
1. Личностные:
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
– осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;
– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.
• Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
• Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
• Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
• Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
• Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.
• Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.
• Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.
• Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.
• Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.
• Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на – умение оценивать:
– риск взаимоотношений человека и природы;
– поведение человека с точки зрения здорового образа жизни.
2. Метапредметные:
Регулятивные УУД:
• Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
• Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
• Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
• Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
• Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
• Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
• Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
• Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
• В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
• Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
• Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
• Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Познавательные УУД:
• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
• Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
• Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
• Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
• Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
• Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
• Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
• Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
• В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
• Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
• Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
• Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
3. Предметные:
выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;
объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;
различатьпо внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;
использовать методы биологической науки:наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
7. Формы подведения итогов реализации проекта и оценки деятельности обучающихся
Основными формами подведения итогов реализации проекта является тестирование, проведение обобщающих работ, организация познавательных викторин, задач, творческих заданий, проектов, рефератов, отчётов по экскурсиям.
В конце года проводится итоговое, оцениваются знания, умения и навыки обучающихся по 5 – бальной системе: репродуктивный, эвристический уровни усвоения знаний и сформированности умений, навыков.
8. Список использованных источников
1. Биологические экскурсии (Текст): кн. Для учителя/ И.В. Измайлов, В. Е. Михлин, Э. В. Шашков, Л. С. Шубкина. – М.: Просвещение, 2010.
2. Внеклассная работа по биологии (Текст): пособие для учителей/ А.И. Никишов, З.А. Мокеева, Е.В. Орловская, А.М. Семенова. – 2-еизд. перераб. – М.: Просвещение, 2010.
3. Генкова, Л.Л., Славков, Н. Б., Почему это опасно.(Текст) - М.: Просвещение, 2011.
4. Захлебный, А.Н., Суравегин, И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе (Текст): пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011.
5. Миркин, Б.М., Наумова Л.Г. Экология России (Текст). - М.: Устойчивый мир, 2010г.
6. Сотник В.Ф. Кладовая здоровья - М. Экология. 2011.
7. Программа для детей и родителей «Экомир моей семьи».