kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образовательный проект «Экологическое воспитание детей среднего школьного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для 5-9 классов. Разработана для профессионального конкурса "Педагогический дебют".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образовательный проект «Экологическое воспитание детей среднего школьного возраста»»















Образовательный проект

«Экологическое воспитание детей среднего школьного возраста в урочной и внеурочной деятельности»









Рындина С.А.

Учитель биологии МБОУ СОШ №143




















г. Новосибирск, 2016

Содержание


1. Актуальность темы 3

2. Цель и задачи 3

3. Методы и механизмы реализации проекта 3

4. Диагностика уровня экологической культуры школьников 4

5. Программа реализации проекта 5

6. Предполагаемые результаты 6

7. Формы подведения итогов реализации проекта и оценки деятельности обучающихся 9

8. Список использованных источников 9
























«Любовь к родной стране начинается с любви к природе».

К. Паустовский

1. Актуальность темы


В век новых технологий человек перестает ощущать себя частью природы, действует как хозяин и преобразователь, что ведет к формированию утилитарного подхода к окружающей среде, что ведет к ее неправильному использованию и загрязнению.

Одним из направлений деятельности школы является экологическое и трудовое воспитание школьников.

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью и является актуальной.

Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека является одной из главных задач.

Проект рассчитан на разновозрастную группу учащихся 5–9 классов, содержание и структура построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы.

Проект разработан в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, локальными актами ОО.

Проект построен таким образом, чтобы работа могла стать целенаправленной, систематической и результативной.


2. Цель и задачи


Цель: научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир.

Задачи:       

  • Развитие познавательного интереса учащихся, творческой активности

  • Овладение навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей.

  • Воспитание понимания эстетической ценности природы.

  • Развитие любознательности и желания получать знания.

  • Формирование положительного отношения к окружающему миру.

  • Нравственное развитие личности, воспитание чувств.

  • Формирование гигиенических знаний, способствующих сохранению здоровья.

  • Научить учащихся пользоваться научной литературой.

  • Научить любить природу, правильно её использовать.

  • Раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии.

  • Воспитание трудолюбия, развитие умений работать с текстом, рисунками, природным материалом.


3. Методы и механизмы реализации проекта

Основные направления работы:

Познавательно-исследовательское:

- подготовка исследовательских рефератов, экскурсионных маршрутов; участие в форумах, олимпиадах, экологические мониторинги.


Духовно-творческое:

- конкурсы стихов, рассказов, плакатов, рисунков, сказок, театрализованные представления, изготовление поделок из природных материалов и бытовых отходов; фотовыставки.

Просветительское:

- проведение экскурсий по городу и родному краю, изготовление эколистовок, плакатов, газет; агит. выступления;

Природоохранное:

- посадка деревьев, кустарников; создание и уход за цветочными клумбами, санитарная чистка улиц, парка; изготовление скворечников и кормушек (охрана птиц), паспортизация родников .

Туристско-оздоровительные:

- турпоходы, экспедиции, слеты; Дни здоровья.

Принципы организации экологического воспитания:

• систематичность,

• непрерывность,

• междисциплинарность содержания


Формы, методы и средства организации экологического воспитания:

а) традиционные;

б) активные;

в) инновационные.

Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая).

Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников:

по защите окружающей среды:

- борьба с мусором, изготовление кормушек и домиков для птиц,

по улучшению природной среды:

- озеленение класса, школьного участка, оформление клумб.

по сохранению и использованию эстетических ценностей природы:

- сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала.


4. Диагностика уровня экологической культуры школьников

Одним из способов проверки уровня экологической культуры детей среднего школьного возраста является анкетирование, при котором в естественных условиях, при непринужденном общении и с учетом возрастных особенностей, интереса и желаний детей выполнять задания, задаются следующие вопросы:

  1. Что такое природа?

  2. Что природа дает человеку?

  3. Назовите охраняемые растения нашей местности.

  4. Какие животные занесены в Красную книгу нашей страны?

  5. Какие насекомые появляются весной первыми?

  6. Что такое «фотоохота»?

  7. Назовите лекарственные растения.

  8. Как вы оцениваете состояние окружающей среды в нашей местности?

  9. Как человек разрушает природу?

  10. Что могут сделать дети для охраны природы?

Анализируя результаты анкеты, можно сделать вывод, что дети обладают экологической воспитанностью.

и детей.

5. Программа реализации проекта

Основными педагогическими принципами являются:

  • добровольность;

  • общественная направленность;

  • развитие инициативы;

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

  • деятельность;

  • преемственность и взаимодействие всех видов воспитательной работы.

Этапы реализации проекта

Этапы

Мероприятия

Сроки проведения

1. Подготовительный этап

  • изучение интересов детей;

  • сбор информации;

  • разработка программ сценариев, мероприятий, проектов, разработка классных часов, разработка уроков, разработка родительского собрания.

1 год


2. Организационный этап

  • разработка системы работы по экологическому воспитанию детей среднего школьного возраста;

  • проведение праздников в школе:

- «Золотая осень»;

- «День здоровья»;

  • сбор листьев, семян. Составление коллекций листьев, семян. Изготовление осенних букетов, панно из листьев;

  • заготовка корма для птиц. Проект «Хлебные крошки».

  • работа в читальном зале школьной библиотеки с экологическими изданиями;

  • изготовление кормушек для птиц.

  • экологический десант в Сосновом бору (акция по санитарной очистке соснового бора на территории памятника природы «Сосновый бор в городе Новосибирске»)

2 год


3. Деятельностный

  • проведение уроков, родительских собраний.

  • благоустройство школьной территории:

- участие в экологической акции «Очистим планету от мусора»;

- уборка школьной территории: операция «Чистодвор»;

- эстетическое оформление школьного двора.

  • проведение классных часов:

- «Земля – наш общий дом»;

- «Охрана окружающей среды»,

- «Птицы родного края».

  • участие в школьной, городской экологической конференциях, олимпиадах; викторинах;

  • проведение экскурсий;

  • проведение социологических опросов;

  • подготовка к конкурсу знатоков песен, стихов, загадок, поговорок о зиме;

  • изготовление зимних пейзажей и композиций;

  • экскурсия в библиотеку. Знакомство с экологическими изданиями;

  • работа с изданиями о природе Новосибирской области;

  • конкурсы рисунков, стихов, пословиц и поговорок о весне.

  • изготовление скворечников.

  • проведение праздника «День птиц» в школе.

  • участие в акции в защиту воды. Конкурс рисунков, плакатов, листовок в защиту воды.

3 год

4. Рефлексия

  • подведение итогов работы;

  • оценка результатов реализации проекта;

  • оформление презентаций, выставок, плакатов.

  • подготовка материалов для участия в научно – практических конференциях следующего уровня.

3 год


6. Предполагаемые результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты

1. Личностные:

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

– осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;

– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.

• Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

• Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

• Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.

• Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

• Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.

• Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.

• Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.

• Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.

• Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.

• Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на – умение оценивать:

– риск взаимоотношений человека и природы;

– поведение человека с точки зрения здорового образа жизни.

2. Метапредметные:

Регулятивные УУД:

• Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

• Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

• Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

• Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

• Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

• Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

• Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

• Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

• В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

• Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

• Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

• Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Познавательные УУД:

• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

– осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.

• Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

• Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

• Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

• Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.

• Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

• Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

• Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Коммуникативные УУД:

• Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

• В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

• Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

• Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

• Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3. Предметные:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;

  • аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;

  • аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;

  • осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;

  • объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;

  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;

  • сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;

  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

  • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;

  • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;

знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.


7. Формы подведения итогов реализации проекта и оценки деятельности обучающихся

Основными формами подведения итогов реализации проекта является тестирование, проведение обобщающих работ, организация познавательных викторин, задач, творческих заданий, проектов, рефератов, отчётов по экскурсиям.

В конце года проводится итоговое, оцениваются знания, умения и навыки обучающихся по 5 – бальной системе: репродуктивный, эвристический уровни усвоения знаний и сформированности умений, навыков.


8. Список использованных источников

1. Биологические экскурсии (Текст): кн. Для учителя/ И.В. Измайлов, В. Е. Михлин, Э. В. Шашков, Л. С. Шубкина. – М.: Просвещение, 2010.

2. Внеклассная работа по биологии (Текст): пособие для учителей/ А.И. Никишов, З.А. Мокеева, Е.В. Орловская, А.М. Семенова. – 2-еизд. перераб. – М.: Просвещение, 2010.

3. Генкова, Л.Л., Славков, Н. Б., Почему это опасно.(Текст) - М.: Просвещение, 2011.

4. Захлебный, А.Н., Суравегин, И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе (Текст): пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011.

5. Миркин, Б.М., Наумова Л.Г. Экология России (Текст). - М.: Устойчивый мир, 2010г.

6. Сотник В.Ф. Кладовая здоровья - М. Экология. 2011.

7. Программа для детей и родителей «Экомир моей семьи».





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Образовательный проект «Экологическое воспитание детей среднего школьного возраста»

Автор: Рындина Светлана Алексеевна

Дата: 10.01.2017

Номер свидетельства: 377330

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "«Экологическое воспитание учащихся среднего звена во внеурочной деятельности в соответствии с условиями ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(129) "ekologhichieskoie-vospitaniie-uchashchikhsia-sriedniegho-zviena-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-sootvietstvii-s-usloviiami-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "129231"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415647987"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "КАБИНЕТ БИОЛОГИИ КАК СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА "
    ["seo_title"] => string(57) "kabiniet-biologii-kak-srieda-obrazovatiel-nogo-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "127422"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415300093"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(266) "Здоровьесбережение и формирование культуры здорового образа жизни у учащихся среднего звена в контексте модернизации российского образования "
    ["seo_title"] => string(165) "zdorov-iesbieriezhieniie-i-formirovaniie-kul-tury-zdorovogho-obraza-zhizni-u-uchashchikhsia-sriedniegho-zviena-v-kontiekstie-modiernizatsii-rossiiskogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "165976"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422892657"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Конкурс "Самый свмый классный" "
    ["seo_title"] => string(28) "konkurs-samyi-svmyi-klassnyi"
    ["file_id"] => string(6) "183197"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1425756299"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ  «ОВЛАДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ КАК ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГОВ» "
    ["seo_title"] => string(149) "sieminar-praktikum-dlia-vospitatieliei-dou-ovladieniie-proiektnoi-tiekhnologiiei-razvivaiushchiego-obuchieniia-kak-chast-profiessionalizma-piedagogov"
    ["file_id"] => string(6) "183784"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425926913"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства