kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение опыта работы учителя по теме: Развитие научно- исследовательской деятельности на уроках биологии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как привлечь интерес к предмету? Как научить учащихся учиться? Попрубуйте развивать интерес к предмету через исследования, проекты.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы учителя по теме: Развитие научно- исследовательской деятельности на уроках биологии"»

Обобщение опыта по теме:

«Развитие научно- исследовательской деятельности на уроках биологии»

В настоящее время наиболее значимой задачей общего образования является его направленность на приобретение каждым школьником своего собственного полноценного личностного опыта. Основной путь достижения этого – творческая созидающая деятельность учащихся. Выпускники школы должны овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

      Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Как привить интерес к учебе? Как научить учиться?

Как утверждают ученые необходимо сильно увлечь, заинтересовать предметом. Одной из форм организации личностно – ориентированного подхода в обучении биологии является исследовательская деятельность учащихся, в процессе которой идет воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в своей деятельности.

Виды исследовательской деятельности:

1.Экспресс – исследования – самостоятельное проведение исследования и оформление его по описанию. Например – наблюдение за птицами на кормушке, за поведением домашних животных и т.д.

2.Проведение учебного эксперимента: сюда относят лабораторные и практические работы. Учебный эксперимент – один из продуктивных методов обучения.

3. Исследования – соревнования. Например, найти ошибки в тесте.

4.Творческие задания. Сочинения «Путешествие с капелькой воды по растению», «Путешествие по клетке», кроссворды, викторины, презентации.

5.Летние задания: составление гербариев, коллекций

6.Виды исследовательской деятельности во внеурочное время: подготовка и участие в олимпиадах по биологии, конкурсах, участие в образовательных экспедициях, экологических субботниках, написание творческих работ, рефератов.

В своей практике использую в основ использую экспресс- исследование, проведение учебного эксперимента, исследования – соревнования. Пользуюсь технологией исследовательской деятельности разработанную Якиманской И.С. Суть ее заключается в следующем:

1. Актуализация опорных знаний (фронтальная беседа, демонстрационный эксперимент);

2. Создание проблемной ситуации с помощью проблемно – поисковой беседы, демонстрационного эксперимента и др.;

3. Постановка учебной проблемы;

4. Решение учебной проблемы (выдвижение гипотезы, построение плана проверки гипотезы, осуществление собственного исследования, формулирование окончательного решения проблемы);

5. Доказательство и применение найденного решения (путём выполнения лабораторного опыта);





Исследовательскую деятельность реализую через лабораторные работы, домашние эксперименты, кружковую и внеурочную деятельность, а так же в форме индивидуальных проектов учащихся. Кратко остановлюсь на каждой.

Лабораторные работы имеют несколько разновидностей: 1)Организованные во время изучения нового материала самостоятельные работы будут носить исследовательский характер, служить источником получения новых знаний- это Краткосрочные выполняются в течении урока или д/з

Например, 6 класс Тема «Видоизменение побегов». В начале урока ставится задача – доказать, что корневище, клубень и луковица – видоизмененные побеги. Учащиеся выполняют лабораторную работу, использую инструктивную карточку, делают выводы. 9 класс раздел Биология. Человек влияние ферментов слюны на крахмал выполняет в форме домашнего эксперимента.

2)Долгосрочные исследования выполняются несколько недель. Например, 5 класс «Влияние света на рост и развитие растений» (клубни картофеля на свету и в темноте срок выполнения 2 недели). 6 класс Проращивание ростков фасоли (высадить семя в грунт, измерять длину проростка, дождаться цветения, стручка период выполнения 1-1,5 месяца)

Понятно, что время на уроке ограничено, а мир биологии необъятен, поэтому некоторые работы могут быть выполнены во внеурочное время или частично проведены на уроке, а частично за его пределами, что дает возможность для продолжения исследовательской работы на кружковых занятиях «Юный естествоиспыталь», элективного курса «Занимательная биология» и в ходе экскурсий.

Развитию навыков исследовательской деятельности учащихся способствуют педагогические ситуации. В процессе обучения я использую такие ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие обучающегося задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний. Ситуациями такого рода являются рецензирование ответов одноклассников, работы, связанные с экспертизой и активным поиском нового.

Практика показывает, что использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских, эвристических методов обучения делает процесс обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе, направить их на достижение более высоких результатов

Написание учащимися рефератов, подготовка сообщений – также исследовательская работа, если в ней есть практическая часть с результатами. Например, в 9 классе при подготовке рефератов по теме «Антропогенные факторы и их воздействие на биосферу» предлагаю учащимся карточки-задания для проведения экологических исследований. (изучение хвоинок сосны- хвоя у дороги в глубине леса, цельная иголочка или с изменениями). Исследовательский метод также можно применять при работе с учебной и дополнительной литературой, осуществляя анализ текста.

 Домашние задания в форме эксперимента  также могут носить  исследовательский  характер:

 1.  Описание растений и животных по плану

 2.Наблюдение за живыми объектами (за поведением рыб в аквариуме, поведением домашних животных, за перелетными птицами, за хомячком в клетке, реакцией комнатных растений на время суток и др.)

3.  Наблюдение за своим организмом (частота дыхания после физической нагрузки, реакция организма на время суток и др.)

Исследовательские проекты

Исследовательские проекты  считаю  высшей ступенью исследовательской деятельности учащихся. Овладев методом  теоретических экспресс -исследований,  приобретя навыки практической экспериментальной работы, учащиеся успешно справляются с экспериментальной частью проектов, выполняемой по специально подобранным методикам. В ходе работы над учебным исследованием происходит  развитие следующих исследовательских умений: понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса, формулирование и обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента или наблюдения, фиксирование и обработка результатов, формулирование выводов, оформление отчета о выполнении исследования, а также развитие таких коммуникативных умений и навыков, как организация внутригруппового сотрудничества, совместная выработка способов действий, публичная презентация работы.

Ученик, выполнив проект и защитив его, учится:

  • планировать работу;

  • письменно и устно представлять результаты своей работы;

  • защищать и отстаивать свою точку зрения;

  • отвечать за результаты работы;

  • оформлять работу и т.д.

Постоянно овладевая умениями и навыками рационального учебного труда, тренируя себя по вопросам и заданиям, наблюдениям и опытам с натуральными объектами, учащиеся самостоятельно приобретают знания, дополняя и углубляя.

Таким образом, исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет учителям сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации, причем, независимо от выбора будущей профессии.



В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1. Исследовательская деятельность помогает учащимся успешнее обучаться, глубже осмысливать учебные предметы. 
2. Прививается навык работы с литературой, что расширяет кругозор. 
3. Учатся четко и ясно излагать мысли, отстаивать свое мнение. 

4.Работая по собственному плану действий, ученик меняет виды работ (практическая работа чередуется с теоретической), что важно для снижения утомления и выполнения здоровьесберегающего подхода к обучению
5. Развивается ораторское умение, что необходимо для будущей профессии. 
6. Выступая много раз перед аудиторией учащиеся учатся аргументировать, доказывать свою точку зрения, вести полемику, участвовать в дискуссии. 
7. Занимаясь исследовательской работой, учащиеся учатся соблюдать научную этику, убеждаются каким трудом добывается новое знание. 
8. Научная исследовательская деятельность дает учащимся возможность осознать свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы.
Таким образом, процесс формирования у учащихся навыков исследовательской работы требует тесного сотрудничества учителя и ученика. В современном мире стали очевидными успешность и востребованность человека эрудированного, умеющего аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющего творческий потенциал. Надо готовить себя к тому, что знание важно не только усваивать, но и преумножать, перерабатывать, использовать его практически. Вот почему важно приобщать детей к научно- исследовательской деятельности уже в школьные годы.
Работа над исследовательской работой расширяет кругозор учащихся, знания по предмету, способствует приобретению навыков публичного выступления, зарождает дружеские отношения между школьниками, создает отношение общности цели, атмосферу взаимопомощи. Научно-исследовательская работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Участие в этой деятельности дает возможность глубже разобраться в своих способностях и умениях.
Считаю, что владение учителем методикой организации научно-исследовательской деятельности обучающихся и знание её основных методов является основным элементом реформирования школьного образования. Главной задачей для учителей является создание стимула для повышения уровня развития ребёнка, стимула для самосовершенствования, а также для повышения собственного учительского мастерства




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Гришина Наталья Михайловна

Дата: 05.11.2020

Номер свидетельства: 562567

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Исследовательская работа учащихся как форма организации деятельности учащихся на уроках географии"
    ["seo_title"] => string(80) "issledovatelskaia_rabota_uchashchikhsia_kak_forma_organizatsii_deiatelnosti_ucha"
    ["file_id"] => string(6) "630899"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1683275812"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Личностно-ориентированное обучение на уроках биологии. "
    ["seo_title"] => string(61) "lichnostno-oriientirovannoie-obuchieniie-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "126041"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415109467"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Методическая разработка по теме "Неделя экологии в школе "."
    ["seo_title"] => string(67) "mietodichieskaia_razrabotka_po_tiemie_niedielia_ekologhii_v_shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "440433"
    ["category_seo"] => string(9) "ekologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1511457256"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "КАБИНЕТ БИОЛОГИИ КАК СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА "
    ["seo_title"] => string(57) "kabiniet-biologii-kak-srieda-obrazovatiel-nogo-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "127422"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415300093"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "этапы развития познавательного интереса "
    ["seo_title"] => string(44) "etapy-razvitiia-poznavatiel-nogho-intieriesa"
    ["file_id"] => string(6) "208532"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430835826"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства