Совершенствование учебно-материальной базы общеобразовательной школы - одно из главных условий повышения уровня учебно-воспитательного процесса. Учебное оборудование стало неотъемлемой частью урока, так как работа с ним для учащихся - это и источник новых знаний, и средство для усвоения, обобщения, повторения изученного материала. В методике преподавания биологии разработаны различные приемы использования учебного оборудования на уроках.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«НАГЛЯДНОСТЬ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ »
НАГЛЯДНОСТЬ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Совершенствование учебно-материальной базы общеобразовательной школы - одно из главных условий повышения уровня учебно-воспитательного процесса. Учебное оборудование стало неотъемлемой частью урока, так как работа с ним для учащихся - это и источник новых знаний, и средство для усвоения, обобщения, повторения изученного материала. В методике преподавания биологии разработаны различные приемы использования учебного оборудования на уроках.
Учебно-материальной базой преподавания биологии является рационально организованный и оборудованный кабинет, в котором созданы условия для размещения, хранения и использования учебного оборудования. В настоящее время промышленность производит большое количество учебных пособий, их номенклатура, необходимая для оснащения кабинета биологии, определена нормативным документом "Типовые перечни учебного оборудования и учебно-наглядных пособий для общеобразовательных школ". Перечни учебного оборудования по биологии включают около 500 наименований.
Курс биологии в школе призван вооружить учащихся элементарными знаниями о предметах и явлениях природы, о простейших взаимосвязях между нами, а также о взаимодействии человека и природы. Ведущими методами работы в области биологии являются методы естественных наук: наблюдение в природе, наблюдения в классе, экскурсии, опыты, практические работы.
Однако в условиях классных занятий не всегда возможно непосредственно наблюдать, видеть предметы и явления в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств обучения, в которые входят таблицы и картины, натуральные объекты, раздаточный материал, кинофильмы и кинофрагменты, мультимедийное оборудование.
На уроках биологии эти наглядные пособия можно использовать в различных сочетаниях в зависимости от темы и цели урока.
Наглядность является необходимым и закономерным средством образовательного процесса на всех этапах изучения биологии в средней школе. Однако будущий учитель биологии должен дифференцированно подходить к пониманию термина "наглядность" так как его используют для выражения разных педагогических понятий.
В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: "Применение наглядности на уроках зоологии".
На выбор мной этой темы повлияло то, что в настоящее время мы являемся свидетелями растущей информатизации общества. Можно с уверенностью говорить, что информатизация охватила все сферы человеческой деятельности, в том числе и образование.
Информатизация учебного курса биологии осуществляется, главным образом, в форме внедрения средств новых информационных технологий (СНИТ), в том числе мультимедийных пособий.
По яркому замечанию А.В. Осина "... появление СНИТ должно изменить формы и методы процесса обучения. Они позволяют перейти учителю от изложения материала к дискуссии", и шире - от приоритета объяснительно- иллюстративных методов обучения к интерактивным. Компьютерные мультимедийные пособия в том числе по биологии обеспечивают в той или иной мере наглядность, интерактивность и другие качества, отличающие их о учебников на бумажных носителях
Проблема исследования: определить влияние наглядности на качество усвоения знаний учащихся по биологии.
Цель исследования заключается в изучении основных видов наглядных пособий, используемых на уроках биологии, в выяснении влияния наглядности на уровень знаний учащихся и в изучении комплексного применения наглядных материалов на всех этапах урока.
В соответствии с поставленной целью мной сформулированы следующие задачи:
1. изучение теоретического материала по теме исследования, раскрытие сущности понятия "наглядность";
2. организация исследовательской работы, подготовка оборудования и материалов для успешного проведения эксперимента;
3. анализ результатов по проделанной работе и выявления влияния наглядности на уровень знаний учебного материала учениками.
Объектом исследования является учебный процесс общеобразовательной школы, а предметом исследования наглядность как дидактический принцип обучения.
Гипотеза исследования: если применять большое количество наглядности на уроках, то это может привести к лучшему усвоению учебного материала на уроках биологии и повысит уровень знаний учащихся.
В первой главе "Наглядность обучения и использование наглядных пособий" рассматриваются основные виды наглядных пособий, их методика использования на всех этапах урока по зоологии. Приводятся исторические сведения о возникновении наглядности, раскрывается сущность понятия "наглядность".
Во второй главе "Методические особенности применения наглядности на уроках зоологии" представлены результаты опытно - экспериментальной работы. Описывается методика проведения метода педагогического эксперимента. Также в главе приводятся фрагменты уроков с использованием наглядности.
В заключении изложены основные выводы по проделанной работе.
Глава 1. Наглядность обучения и использование наглядных пособий
1.1 История возникновения понятия "наглядности", сущность понятия.
Впервые в педагогике теоретическое обоснование принципа наглядности обучения дал Я.А. Коменский в XVII в. Великий чешский педагог, используя достижения народной педагогики, нашел средство, облегчающее ребенку изучению книжного материала. "Мир чувственно - воспринимаемых вещей в картинках" - само название одной из его учебных книг показывает путь, которым должно идти познание ученика.
Рисунок, картина вот средства, которые позволяют ученику свободно представить изучаемые по книге предметы, явления, события. Обучение возникло за много тысяч лет до Я.А. Коменского и нельзя думать, что ребенок, когда его учили без наглядных пособий, не мог представить в жизни то, о чем ему говорил наставник, учитель. Наоборот, на ранних стадиях развития человечества, когда обучение было непосредственно связано с трудовой деятельностью взрослого, дети не испытывали значительных затрудняющих обстоятельств, чтобы представить и понять, то, чему их учили. Методы обучения были адекватны характеру познавательной и практической деятельности ребенка и взрослого. С появлением письменности и книг обучение стало более сложным и трудным. Возникает противоречие между личным опытом ребенка и общественным опытом, отражаемым в книгах. Опыт ребенка ограничен, дети могут не понять, о чем говорится в книгах. Ребенку для понимания книги необходимо соотнести ее содержание с тем, что ему известно. Это не всегда удается, и дети становятся на путь механического запоминания, зубрежки.
Книга усложняет познавательную деятельность ребенка, она требует развитых форм и операций мышления: обобщения абстрагирования, дедукции и индукции, анализа и синтеза. Использование в обучении принципа наглядности имеет длительную историю. К нему прибегали еще за несколько веков до нашей эры в школах Китая, Египта, Греции, Рима и других странах.
Наглядность в понимании, Коменского становиться решающим фактором усвоения учебного материала. Наглядность означает чувственное познание, которое является источником знаний. Поэтому чем больше наглядности, тем больше опоры на чувственное знание, тем, следовательно, лучше развивается разум.
К.Д. Ушинский дал глубокое психологическое обоснование наглядности обучения. Наглядные пособия являются средством для активизации мыслительной деятельности и формирования чувственного образа. Именно чувственный образ, сформированный на основе наглядного пособия, является главным в обучении, а не само наглядное пособие. К.Д. Ушинский значительно обогатил методику наглядного обучения, разработал ряд способов и приемов работы с наглядными пособиями.
Практика работы школы в специальные психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения зависит от степени привлечения всех органов чувств человека. Чем разнообразнее чувственное восприятие учебного материала, тем прочнее он усваивается. Эта закономерность уже давно выражена в дидактическом принципе наглядности, в обоснование которого педагоги в методисты-естественники Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К, Д. Ушинский, В.В. Половцов, Б.Е. Райков, Л.В. Занков, С.Г. Шаповаленко внесли существенный вклад.
Я. А Коменский обосновал золотое правило дидактики: привлекать к обучению все органы чувств. И.Г. Песталоцци показал важность использования наглядности в развитии формируемых понятий. К.Д. Ушинский раскрыл значение наглядных ощущений для развития речи учащихся.
В.В. Половцов обосновал роль наглядности в выборе методов обучения. Б.Е. Райков создал первую классификацию средств обучения биологии. Варианты возможных сочетаний слова и наглядности для активизации развития учащихся показал Л.В. Занков. А С.Г. Шаповаленко предложил делить средства обучения не по внешним атрибутам, а с учетом и роли в учебном процессе.
Наглядность является необходимым и закономерным средством образовательного процесса на всех этапах изучения биологии в средней школе. Однако будущий учитель биологии должен дифференцированно подходить к пониманию термина "наглядность" так как его используют для выражения разных педагогических понятий. Различают такие понятия, как принцип наглядности, наглядность как средство обучения и наглядное пособие.
Термином "наглядность" обычно обозначают принцип, которым руководствуется учитель в процессе обучения биологии. Наглядность обеспечивает единение чувственного и логического, конкретного и абстрактного, содействует развитию абстрактного мышления, во многих случаях служит его опорой.
Наглядность как средство обучения предназначена для создания у учащихся статических и динамических образов. Она может быть предметной или изобразительной. Понятие "средство наглядности" (наглядное средство) очень близко по содержанию с понятием "наглядное пособие", но значительно шире по объему. Так, например, опыт по испарению, телепередача, рисунок на доске, рисунки в учебнике принадлежат к средствам наглядности, но не являются наглядными пособиями.
Наглядные пособия - это конкретные объекты, используемые учителем на уроке. Они могут быть в виде коллекций, гербария, живых растений и животных, таблиц с рисунками и схемами, муляжей, аппликаций, диафильмов, раздаточного материала, дидактических карточек. Наглядные пособия, выражающие биологическое содержание изучаемых предметов и явлений - основные средства обучения, а различные приборы, инструменты, техническое оборудование вспомогательные.
1.2 Наглядность как дидактический принцип обучения
Наглядное пособие одно из средств умственного развития. Они занимают определенное место в обучении ученика и не определяют всего хода учения. Современный учитель имеет большой выбор наглядных пособий. Причем наглядные средства обучения совершенствуются и становятся все более удобными и эффективными для выполнения поставленных учителем задач. Современные условия обучения вынуждают учителя не только применять наглядные пособия, но и думать насколько они способствуют выполнению поставленных задач. Наглядные средства могут способствовать лучшему усвоению знаний, быть нейтральными к процессу усвоения или тормозить понимания теоретического материала.
Результаты УВП зависят во многом от того, насколько обогащен он разнообразными средствами обучения, а также от мастерства учителя, который эти средства использует. Совершенствование содержания образования закономерно требует совершенствования форм, методов, приемов и средств обучения. Создание средств обучения находится в тесной связи с развитием техники, передовым педагогическим опытом.
Успех обучения также зависит от правильной организации всей мыслительной деятельности ребенка. Наглядность обучения становиться одним из факторов, влияющих на характер усвоения учебного материала. Средства наглядности обеспечивают полное формирование какого - либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Использование средств наглядности в учебном процессе всегда сочетается со словом учителя. Проводя самостоятельные опыты, ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, прочными. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка, содействуют выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям.
Дидактические исследования о применении наглядности, о сочетании средств наглядности и слова учителя, проведенные под руководством профессора Л.В. Занкова и в научно-исследовательском институте школьного оборудования под руководством С.Г. Шаповаленко, В.Г. Болтянского и Л.П. Прессмана, позволили определить некоторые общие правила применения средств наглядности.
Прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей. При этом следует иметь в виду, в первую очередь, цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученику вычленять и группировать те существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке представления или понятия.
От учебных задач зависит и выбор одной из форм сочетания наглядности и слова учителя. В одних случаях источником знания выступает наглядное пособие, а слово учителя выполняет функцию руководства восприятием учеников. Наглядные пособия могут служить опорой для создания связей между фактами, явлениями, недоступных непосредственному наблюдению, а слово учителя побуждает к наблюдению и направляет детей на осмысливание, истолкование сделанных наблюдений.
При обобщении, повторении изученного материала источником знания о фактах, явлениях или их связях выступает слово учителя, а наглядность выполняет функцию подтверждения, иллюстрации, конкретизации словесного сообщения или является отправным пунктом сообщения, содержащего сведения о явлениях и связях, недоступных непосредственному восприятию. Наглядные средства могут служить основой для самостоятельной работы учащихся. В этом случае учитель лишь определяет задание и направляет деятельность учащихся.
Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения биологии: объяснение нового материала, закрепление знаний, формирование умений и навыков, выполнение домашних заданий и проверка усвоения учебного материала. Средства обучения применяются не только на уроке, но и при других форма обучения биологии.
1.3 Классификация наглядных пособий по биологии
Основным методом изучения биологии в школе является наблюдение. Однако не всегда можно провести наблюдения предметов и явлений природы в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств обучения.
Средства наглядности на основании их характера и значения в обучении биологии можно разделить на две группы: основные и вспомогательные.
Среди основных различают
реальные (натуральные), разделяют на живые и неживые, или препарированные
знаковые (изобразительные) делят на плоскостные (рисованные) и объемные.
вербальные (словесные) средства,
Среди вспомогательных
технические средства обучения (ТСО)
лабораторное оборудование (ЛО).
1.3.1 Натуральные пособия
Натуральными живыми пособиями служат специально подобранные растения (комнатные и принесенные со школьного участка или с экскурсии), животные в аквариумах, инсектариях, террариумах и клетках в уголке живой природы.
К натуральным препарированным пособиям относятся гербарии, влажные препараты, микропрепараты, коллекции, скелеты позвоночных животных и отдельные их части, чучела, раздаточный материал для практических работ и др.
Демонстрация живых растений и животных в качестве раздаточного материала требует заблаговременной их подготовки. Выбор этих объектов определяется программой, местными условиями и требованиями по охране природы. Кроме сбора объектов в природе, растения можно специально высеять на участке, чтобы приготовить раздаточный материал, а вредителей, поселившихся на растениях учебно-опытного участка, собрать для коллекций, для использования в качестве раздаточного материала по зоологии. При работе с гербариями и коллекциями следует учитывать, что этот материал дает неполное представление о живых организмах. Поэтому его следует использовать в комплексе с другим оборудованием, помогающим понять свойства изучаемых организмов.
Кроме высушенных натуральных объектов - гербариев, коллекций (семян, соцветий, плодов, шишек) - в курсе 6 класса и коллекций насекомых, отдельных частей тела животных (перья, кости, чешуя, раковины) - в курсе 7 класса используют влажные биологические препараты, которые монтируют между двумя стеклянными пластинами и опускают в склянку с консервирующей жидкостью. Приготовленные таким образом влажные препараты позволяют изучить внутреннее и внешнее строение организмов в их натуральных размерах. Среди них можно назвать следующие препараты: "Корни бобового растения с клубеньками", "Развитие лягушки", "Развитие насекомого", "Аскарида", "Внутреннее строение речного рака" и др. С помощью этих препаратов изучают внутреннее строение животных, фазы развития насекомых и др. Объекты, опушенные в фиксирующую жидкость, часто теряют естественную окраску и в таком случае их используют на уроке в сочетании с другими пособиями, отображающими естественную окраску этих объектов и их местоположение в целостном организме.
Одним из важнейших видов натуральных учебных пособий являются микропрепараты. Они не заменимы в познании клеточного строения организмов, а также других микроскопически малых природных объектов (бактерии, плесневые грибы, споры грибов, мхов и папоротников, пыльца растений, клетки крови и пр.).
Микропрепараты делятся на:
постоянные, изготовленные фабричным путем специально для обучения;
временные, приготовленные учителем для урока или на уроке самими школьниками.
Постоянные микропрепараты представляют собой тончайшие срезы тканей организмов, их органов. Клетки в большинстве своем не имеют окраски и потому, даже при большом увеличении микроскопа, бывает трудно рассмотреть внутриклеточные структуры, в том числе ядро. В связи с этим клеточные микропрепараты окрашивают специальными красителями для придания им большей наглядности. Учителям обязательно надо предупреждать детей о том, что цвет не является естественным для микроструктур. Чтобы можно было разобраться в изучаемом микропрепарате, его используют в комплексе с изображением - микрофотографией или таблицей для этого студией "диафильм" выпущены серии диапозитивов представляющих фотографии микропрепаратов по курсу "Растения. Бактерии, Грибы Лишайники";
Временные препараты так называются потому, что не сохраняются долго. После ознакомления с микрообъектом временный препарат смывается с предметного стекла.Приготовление микропрепарата - один из обязательных видов умений, формируемых в курсе биологии, начиная с 6 класса.
На уроках биологии часто используют коллекции, которые представляют монтаж натуральных объектов, объединенных определенной тематикой. Например, коллекции могут быть использованы при изучении внешнего строения организмов или их частей ("Коллекция плодов и семян", "Представители отрядов насекомых" и др.). Такие коллекции называются морфологическими. Их используют для сравнения объектов, выявления черт схожести и различия. Для изучения роли животных в природе существуют другие учебные коллекции: "Насекомые - опылители луговых растений", "Насекомые - вредители хлебных культур", "Повреждения хвойных деревьев короедами" и т.п. Выяснять взаимосвязи в органическом мире, рассматривать онтогенетическое развитие организмов, прослеживать общебиологические закономерности помогают общебиологические коллекции. Например, "Развитие тутового шелкопряда". "Развитие майского жука", "Защитные приспособления у животных" и др. Технологические коллекции демонстрируют продукты, получаемые из природных материалов, например, "Каменный уголь и продукты его переработки", "Зерновые культуры и крупы, получаемые из них" и др.
Для изучения строения позвоночных животных на уроках используют препарированные скелеты (рыбы, лягушки, ящерицы, змеи, курицы и кошки) и их отдельные кости. Используются также чучела животных (голубь, кролик, суслик и др.). Следует заметить, что чучела животных необходимо содержать в особых коробках или в застекленных шкафах, иначе они быстро приходят в негодность - пересыхают и становятся очень ломкими, покрываются пылью, теряют свою естественную окраску и форму. Их достают из хранения только для демонстрации на уроке. Существующая практика использовать чучела животных для украшения кабинета не считается удачной.
Многие натуральные материалы необходимы для проведения лабораторно-практических работ во всех курсах биологии с 6 по 11 классы. Это растения, отдельные их части, ткани, клетки, культуры бактерий, грибы шляпочные и плесневые, водоросли, одноклеточные животные, мелкие домашние животные (хомячки, мыши, рыбки, моллюски, дафнии и др.).
1.3.2 Изобразительные пособия
Обеспечить все уроки натуральными объектами не представляется возможным не только потому, что надо бережно относиться к природным ресурсам, но и в связи с тем, что не все можно принести в класс и не все можно увидеть на живых объектах. Раскрытие процессов, закономерностей живой природы требует включения в учебный процесс специально разработанных изобразительных пособий. Они выполняют большую и очень важную роль.
Изобразительные пособия отличаются очень большим разнообразием. К ним относятся объемные - муляжи и модели; рисованные - таблицы (рисованные и монтировочные), географические карты, репродукции картин, портреты ученых, дидактический раздаточный материал.
Муляжи - это пособия, которые точно копируют натуральные объекты. Фабрично изготовлены следующие муляжи "Набор плодов гибридных и полиплоидных растений с исходными формами", "Плодовые тела шляпочных грибов" и др. Они показывают форму, размеры, окраску природных объектов. Их используют в тех случаях, когда нет возможности применить натуральный объект или натуральный объект по какой-либо причине не дает учащимся полного представления о нем.
Модели являются изображениями натуральных объектов, но они не копируют объект, а представляют его самые главные свойства в схематизированном виде.
Модели могут быть плоскостные и объемные, статические и динамические, например плоскостная модель, демонстрирующая работу клапанов сердца, или аппликативная модель внутреннего строения жука. Объемная модель сердца фабричного изготовления дает возможность детально ознакомиться с особенностями его внешнего и внутреннего строения. Многие статические модели разбираются. Это позволяет изучать внешнее и внутреннее строение органа (например, модели строения цветка, глаза, уха, почки человека и др.). Динамические модели, как правило, знакомят с процессами, протекающими в организме. К ним относятся магнитные модели "Биосинтез белков", "Законы Менделя", "Цикл размножения мха", "Модель биогеоценоза" и др.
Наиболее часто в обучении биологии используются таблицы. Они могут быть рельефными и печатными
Рельефные таблицы - красочные изображения предметов, представляющие барельефы из пластика. Неглубоким рельефом выделены контуры организма, системы органов, части органа. Такие таблицы долговечны, легко моются, но для их хранения нужно значительно больше места, нежели для печатных таблиц.
На уроках биологии используют карты: зоогеографические, карты растительности, охраняемых территорий, экологические карты региона и др. Их применяют для ознакомления учащихся Районами распространения определенных объектов, при изучении вопросов охраны природы. Использование карт в учебном процессе связано с проблемой их размещения в кабинете.
В целях эстетического воспитания учащихся на уроках биологии необходимо использовать репродукции картин. Этот вид оборудования, к сожалению, учитель применяет не часто. На уроках используются портреты выдающихся ученых-биологов. Нередко такие портреты украшают кабинет биологии.
Из вербальных средств на уроках биологии часто используется дидактический материал. Этот вид учебного оборудования представляет собой печатное пособие, по которому учащиеся самостоятельно выполняют задания преподавателя. Многие издательства выпускают специальные пособия, содержащие разного рода карточки-задания для самостоятельной работы учащихся на уроке и дома, например дидактические карточки по курсу биологии 7 класса, их материал полностью соответствует содержанию программы и учебника. Карточки-задания, различные тесты, рабочие тетради помогают учителю осуществить дифференцированный подход в обучении на уроках биологии.
Использование дидактического материала положительно влияет на эффективность усвоения учебного содержания, способствует повышению интереса к биологии и экономит время на проведение самостоятельных работ.
Как правило, школы испытывают потребность в изобразительных пособиях. В этих случаях учитель привлекает хорошо рисующих школьников для создания пособий по рисункам из книг. Также можно изготовить модели и муляжи. В школах почти весь гербарный материал, коллекции собраны и хорошо оформлены учениками. Особенно интересными являются изготовленные учащимися раздаточные материалы к разным урокам.
Все названные виды наглядных пособий широко используются в школе. С их помощью в учебно-воспитательном процессе раскрываются основные понятия биологии. Поэтому такие средства наглядности считаются основными.
1.3.3 Лабораторное оборудование
Важными для уроков биологии являются вспомогательные средства обучения, в том числе различные приборы. Изучать микропрепараты невозможно без микроскопа. Хорошо, если в школе имеются микроскопы разных конструкций и степеней увеличения (монокулярные и бинокулярные). Приборы используют для ознакомления с методами биологических исследований, для проведения опытов по физиологии организмов. Так, с помощью приборов можно показать всасывание воды корнем, газообмен в процессе дыхания, механизм вдоха и выдоха и др.
По ряду тем бывают нужны определенные химические вещества, например йод - для окрашивания микропрепаратов и постановки опытов; свежая известковая вода - для демонстрации опытов по изучению газообмена; пероксида водорода - для выявления фермента каталазы в живых клетках растений и животных удобрительные смеси - для подкормки растений уголка живой природы некоторые ферменты - для опытов по пищеварению в курсе "Человек". Нужны также: физиологический раствор, марганцовокислый калий, глюкоза, крахмал, растительное масло, едкий натр, раствор медного купороса, соль поваренная, мука - для проведения опытов и лабораторных работ.
Приборы, химические реактивы, технические средства обучения обеспечивают более эффективную демонстрацию изучаемых предметов и процессов, но сами они, исключая микроскоп и лупу, не являются предметом изучения, так как выполняют вспомогательную роль в обучении биологии. Такие средства обучения можно назвать вспомогательными.
1.3.4 Технические средства обучения
На уроках биология используют различные экранно-звуковые средства обучения, среди которых ведущее место принадлежит учебным кинофильмам.
Учебные кинофильмы по биологии состоят из одной-двух частей. Время демонстрации одной части около 10 минут.
По методической направленности кинофильмы по биологии можно разделить на две группы: фильмы, предназначенные для использования в качестве источника новой информации при изучении нового материала, и кинофильмы, носящие обобщающий характер и предназначенные для демонстрации на обобщающих, заключительных уроках темы.
Методика использования экранных пособий на уроках биологии имеет свою специфику. Она состоит в том, что экранные пособия используются в комплексе с коллекциями, гербариями, таблицами, чучелами животных и другими средствами наглядности. Такое комплексное использование средств обучения значительно повышает эффективность урока. Применение экранных средств на уроке требует определенной организации этого этапа урока. Перед показом нужно поставит 2-3 узловых вопроса, на которые дети должны будут ответить, просмотрев фильм. После демонстрации проводиться беседа, в ходе которой учитель выясняет на сколько учащиеся усвоили материал, либо дается какое - либо задание по этому задание.
1.3.5 Новые информационные технологии
Информационные технологии используются в моделировании, конструировании и анализе предметных информационных сред, их содержательной и дидактической компоненты. Конструирование информационных предметных сред - принципиально новая задача методики преподавания, требующая специальных знаний в области дидактики, психологии, управления. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Использование ИКТ на уроках биологии позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы. Методические приемы использования мультимедиа на уроках биологии. Преимущества мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными, многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя. Многие биологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ).Информатизация системы образования - одно из приоритетных направлений модернизации российского образования. Информатизацию образования рассматривают как систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в образовательном процессе
Информатизация включает в себя:
-компьютеризацию - процесс совершенствования средств поиска и обработки информации;
-интеллектуализацию - процесс развития знаний и способностей людей к восприятию и созданию информации;
-медиатизацию - процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации
В последнее время специалисты по-новому определяют место информационных технологий и предмета информатики в образовательных учреждениях. Информатика рассматривается не как изолированная дисциплина, а в тесном переплетении с информационной учебной деятельностью во всех предметах. Информационные технологии используются в моделировании, конструировании и анализе предметных информационных сред, их содержательных и дидактических компонентов. Конструирование информационных предметных сред - принципиально новая задача методики преподавания, требующая специальных знаний в области дидактики, психологии, управления
В гимназии № 32 организация учебно-воспитательного процесса с использованием информационных и коммуникативных технологий ведется в рамках проекта «Управление гимназией на основе системной компьютеризации» .
Информационные технологии позволяют:
построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения.
коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление.
рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса.
использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования.
представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические, биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.
В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
На уроках и факультативах по биологии и во внеурочное время можно использовать ЭОР «Анатомия - 8», энциклопедия Кирилла и Мефодия, «Уроки биологии 10-11», электронные энциклопедии «Зоология» и «Ботаника», «Открытая биология» Физикон и др. Эти и другие электронные учебники помогают решить следующие дидактические задачи:
усвоить базовые знания по предмету,
систематизировать усвоенные знания,
психологически настроить на атмосферу экзамена,
натренировать отвечать на наиболее каверзные вопросы,
сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием НИТ, сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием НИТ,
сформировать навыки самоконтроля,
сформировать мотивацию к учению в целом и к биологии в частности,
оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом,
обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации, то есть подготовить учащегося к экзамену в кратчайшие сроки, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных навыков.
Использование ИКТ на уроках биологии позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы[4].
Методические приемы использования мультимедиа на
уроках биологии.
Преимущества мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными, многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя.
Многие биологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.
Можно использовать следующие методические приемы:
1. Использование мультимедиа учителем: отключить звук и попросить ученика прокомментировать процесс, остановить кадр и предложить продолжить дальней шее протекание процесса, попросить объяснить процесс.
2. Использование компьютера учениками: при изучении текстового материала: можно заполнить таблицу, составить краткий конспект, найти ответ на вопрос.
3. Контроль знаний: тесты с самопроверкой.
4. Выступление школьников с мультимедийной презентацией развивает речь, мышление, память, учит конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи.
Этапы информатизации преподавания предмета:
1 .Использование компьютера в качестве пишущей машинки, подготовка с его помощью простейших дидактических материалов, планов уроков и т.п.
2.Использование электронных учебников и образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий, с их иллюстративными, анимационными возможностями.
3.Использование программных ресурсов для создания собственных учебных пособий с помощью программ Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop и т.д.
4.Применение учебных проектов, руководство исследовательской учебной и внеурочной деятельностью учащихся, участие в дистанционных олимпиадах, конференциях.
5. Поиск системы. Создание целостной методической системы, органично включающей все пройденные этапы.
Большое влияние для педагогов имело знакомство с программой «Intel» в 2003 г. С этого момента mgjgsnrb использовать компьютерные технологии в образовательном процессе получили идеологическую и технологическую поддержку, если рассматривать педагогическую технологию как выверенное описание процесса достижения планируемых результатов обучения.
Метод проектов получил в последнее время широкое признание, многие педагоги считают его альтернативой классно-урочной системе. В основу образовательного проекта положена самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность учащихся. Несмотря на то, что исследование носит учебный характер, при его организации используются общепринятые в науке методы познания - наблюдение, опыт, аналогия, анализ и синтез. Некоторые исследователи настаивают на принципиальном различии - по смыслу, содержанию и направленности таких видов деятельности, как исследование и проектирование, и с ними нельзя не согласиться . Тем не менее, исследовательское обучение и проектирование тесно связаны и могут послужить эффективным инструментом развития интеллекта и творческих способностей ребенка, подготовить его к реалиям взрослой жизни. Именно эти направления считаю ведущими в нашей педагогической деятельности. В профильных классах гимназии учебное проектирование и исследование надежный метод формирования устойчиво мотивации учебной деятельности. Это убедительно показал опыт проведения учебного проекта «Клетка -целостный организм» в 9 физико-математическом классе, в ходе которого учащиеся не только обобщили и систематизировали полученные знания о клетке, но и получили навыки исследовательского поиска: от постановки проблемного вопроса к формулированию гипотезы, выбору адекватных путей решения проблемы. Результаты деятельности оформлены в виде мультимедийных презентаций и печатных публикаций. Немаловажен также опыт работы в группе и представления плодов своей деятельности на конференции.
Глава 2
2.1 Тематическое планирование уроков с использованием СНИТ
Тематическое планирование по биологии 10 класс (к учебнику В. Б. Захарова «Общая биология 10- 11 класс»)
№
урока
Раздел
Тема урока
Количес
часов
Примечания
Дата
проведения
1
Введение
1ч
2
Происхождение и начальные этапы жизни на Земле.
Глава 1 Многообразие животного мира. Основные свойства живой материи.
Уровни организации живой материи.
5ч
1ч
3, 4, 5
Критерии живых систем
3ч
6
Обобщение.
1ч
7
Глава 2 Возникновение жизни на Земле.
История представлений о возникновении
12ч
1ч
8
История представлений о возникновении жизни. Работы Л. Пастера.
1ч
9
История представлений о возникновении жизни. Теория вечности жизни.
1ч
10, 11
Современные представления о вечности
2ч
12
Первичная атмосфера Земли и химические предпосылки возникновения жизни.
1ч
13
Источники энергии и возраст Земли. Условия Среды на древней Земле.
1ч
14
Теории происхождения протобиополимеров.
1ч
15
Эволюция протобионтов.
1ч
16
Начальные этапы биологической эволюции.
1ч
17
Обобщение
1ч
18
Контрольная работа
1ч
19, 20
Учение о клетке.
Глава 3 Химическая организация клетки.
Неорганические вещества, входящие в состав клет
10ч
2ч
21,22
Органические вещества, входящие в состав клетки.
2ч
23
Органические вещества, входящие в состав клетки. Углеводы.
1ч
24
Органические вещества, входящие в состав клетки. Жиры и липоиды.
1ч
25, 26
27
Органические вещества, входящие в состав клетки. Нуклеиновые кислоты.
3ч
28
Обобщение
1ч
29
Глава 4 Метаболизм - основа существования живых организмов.
Анаболизм
2ч
Энергетический обмен- катаболизм.
1ч
30
Автотрофный тип обмена веществ.
1ч
31
Глава 5 Строение и функция клеток.
Прокариотическая клетка.
7ч
1ч
32
Эукариотическая клетка. Цитоплазма.
1ч
33
Эукариотическая клетка. Клеточное ядро.
1ч
34
Деление клеток
1ч
35
Особенности строения растительной клетки. Клеточная теория строения организмов. Лабораторная работа. Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом.
1ч
36
Неклеточные формы жизни. Вирусы.
1ч
37
Обобщение
1ч
38
Размножение и развитие организмов.
Глава 6 Размножение организмов.
Бесполое размножение.
4ч
1ч
39, 40,
Половое размножение.
3ч
42
Глава 7 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).
Краткие исторические сведения
6ч
1ч
43
Эмбриональный период развития.
1ч
44
Постэмбриональный период развития.
1ч
45
Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков. Биогенетический закон.
1ч
46
Развитие организмов и окружающая среда.
1ч
47
Контрольная работа
1ч
48
Закономерности наследования признаков
Основные понятия генетики.
1ч
49
Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя. Законы Менделя. Первый закон Менделя.
1ч
50
Решение задач.
1ч
51
Второй закон Менделя
1ч
52
Решение задач.
1ч
53
Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.
1ч
54
Решение задач.
1ч
55
Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов.
1ч
56
Генетика пола
1ч
57
Решение задач.
1ч
58
Генотип как целостная система
1ч
59
Обобщение. Итоговый тест по теме.
1ч
60
Контрольная работа
1ч
61
Закономерности изменчивости
Наследственная изменчивость
1ч
62
Зависимость проявления генов от условий внешней среды. Лабораторная работа: »Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой»
1ч
63
Основы селекции
Создание пород животных и сортов растений
1ч
64
Методы селекции растений и животных
1ч
65
Селекция микроорганизмов.
1ч
66
Достижения и основные направления современной селекции.
1ч
67, 68
Итоговый тест. Обобщение.
2ч
Итого
68ч
Поурочное планирование учебного предмета «Общая биология» 10 и 11 класса для базового уровня обучения биологии
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. Общая биология. 10 кл. Общая биология. 11 кл. (Вентана-Граф, 2002-2005).
Поурочный план учебного предмета «Общая биология» 10 класса для базового уровня обучения биологии
Для уроков, содержание которых в наших учебниках в соответствии с новыми требованиями изложено кратко или отсутствует, даем ссылку на литературу, которой могут воспользоваться ученики.
Среди предлагаемых книги: «Общая биология», под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица и А.О. Рувинского. М., Просвещение, 1996 или другие годы издания; «Общая биология», под ред. Ю.И. Полянского, М., Просвещение, 1992 или другие годы издания; «Общая биология», под ред. А.О. Рувинского, М., Просвещение, 1993 или другие годы издания. Используемая учебная литература в поурочных планах обозначена номером параграфа из наших учебников 10 и 11 классов, а включение материалов из дополнительных источников обозначено символами: «Бел» - учебник под ред. Беляева; «Пол» - Полянского; «Рув» - Рувинского, с указанием номера параграфа из этих книг.
Тема 1. Введение в курс общебиологических явлений.
Урок 1. Что изучает общая биология и как построен курс. ( § 1)
Урок 2. Основные свойства жизни. ( § 2 )
Урок 3. Уровни организации живой материи. ( § 4 )
Урок 4. Методы познания живой природы. ( § 6 )
Урок 5. Почему нужны знания биологии. ( § 8 или § 5 )
Урок 6. Живой мир в культуре. ( § 9 )
Тема 2. Биосферный уровень организации жизни.
Урок 7. Учение В.И. Вернадского о биосфере. ( § 10 )
Урок 8. Гипотезы происхождения жизни. ( § 12 )
Урок 9. Биологическая эволюция в развитии биосферы.( § 14 )
Урок 10. Биосфера как глобальная экосистема. ( § 16 )
Урок 11. Человек как житель биосферы.( § 18 )
Урок 12. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. (§ 20)
Урок 13. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. («Рув»,
§ 85, с.398-399 и § 87, с.408-409)
Урок 14. Обобщающий урок по темам 1 и 2.
Тема 3. Биогеоценотический уровень жизни на Земле
Урок 15. Биогеоценоз как особый уровень организации жизни.( § 22 )
Урок 16. Понятие о биогеоценозе и экосистеме. ( § 23 )
Урок 17. Строение и свойства биогеоценоза. ( § 24 )
Урок 18. Типы связей и зависимостей в экосистеме. ( § 25 )
Урок 22. Экологические законы природопользования. ( § 34 )
Урок 23. Лабораторная работа: 1.Выявление антропогенных изменений в экосистемах; 2. Составление цепей питания - схем передачи веществ и энергии; 3. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде.
Тема 4. Популяционно-видовой уровень организации жизни.
Урок 24. Вид, его характеристика и структура. ( § 36 )
Урок 25. Популяция как форма существования вида. ( § 37 )
Урок 26. Популяция как основная единица эволюции. ( § 39 )
Урок 27. Видообразование как результат эволюции и процесс увеличения видов на Земле. ( § 40 )
Урок 28. Человек как уникальный вид живой природы, его происхождение и эволюция. ( § 43 )
Урок 29. Особенности популяционно-видового уровня жизни. ( § 44 )
Урок 30. Развитие эволюционных идей в биологии от К. Линнея до Ч. Дарвина. («Пол», § 1, с.11-13; «Бел», § 39,с. 143).
Урок 31. Основные закономерности эволюции. ( § 45 )
Урок 32. Лабораторная работа: 1. Описание особей вида по морфологическому критерию; 2. Выявление приспособлений организмов к среде обитания; 3. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
Урок 33. Охрана редких и исчезающих видов. ( § 54)
Урок 34. Заключение по курсу общей биологии 10 класса.
Поурочный план курса «Общая биология» 11 класса для базового уровня обучения биологии.
Тема 5. Организменный уровень организации жизни.
Урок 1. Организменный уровень организации жизни и его роль в природе.(§ 1) Урок 2. Организм как биосистема. ( § 2 )
Урок 3. Жизненные процессы организма от рождения до смерти - онтогенез. (§ 6 )
Урок 17. Лабораторная работа: 1. Составление простейших схем скрещивания; 2. Решение элементарных генетических задач; 3.Оценка возможных воздействий мутагенов на собственный организм.
Урок 18. Обобщающий урок по теме 5.
Тема 6. Клеточный уровень организации жизни
Урок 19. Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе. ( § 23 )
Урок 20. Клетка как этап эволюции живого в истории земли. ( § 24 )
Урок 21. Структура и функции клеток и внутриклеточных образований. (§ 26 )
Урок 22. Особенности доядерных и ядерных клеток. ( § 27 )
Урок 23. Деление клетки. ( § 29 )
Урок 24. Структура и функции хромосом. Современные представления о гене и геноме. ( § 31 )
Урок 25. Достижения медицинской генетики и биоэтические проблемы. (§ 32)
Урок 26. Микробиология на службе человека. ( § 39 )
Урок 27. История развития науки о клетке. Клеточная теория и ее роль в естественнонаучной картине мира. ( § 40 )
Тема 7. Молекулярный уровень проявления жизни
Урок 28. Молекулярный уровень жизни и его особенности. (§ 43 ).
Урок 29. Химический состав клетки. Основные биологические молекулы живой материи. (§ 44 ).
Урок 30. ДНК - носитель наследственной информации и процессы синтеза в живых системах. (§ 45 ).
Урок 31. Молекулярные процессы расщепления в элементарных биосистемах. (§ 46 ).
Урок 32. Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема. ( § 50 )
Урок 33. Время экологической культуры (§ 51 ).
Тема 8. Заключение.
Урок 34. Заключение по курсу биологии 10 -11 класса. (§ 52 ).
2.2 Пример урока с использованием ИТК.
Урок. (2 академических часа)
Тип урока. Урок изучения нового материала.
Методы урока. Лекция. Сообщения учащихся.
Задачи урока:
Показать единство биологических закономерностей для всей живой природы.
Ознакомить с методами изучения наследственности человека. Раскрыть области практического значения генетических знаний для медицины и здравоохранения.
Формирование научного мировоззрения (убежденности в объективности биологических закономерностей).
Нравственное воспитание (ознакомление учащихся с успехами медицинской генетики и высокогуманной сущностью медицинской науки).
Развитие умения выделять главное (конспектирование при объяснении учителя), развитие самостоятельности в приобретении знаний и познавательного интереса (подготовка выступлений, сообщений для урока).
Оборудование.
Презентация автора урока “Генетика человека”.
Карточки с афоризмами: “Воплощение в жизнь научной истины о законах наследственности поможет избавить человечество от многих скорбей и горя” (И.П.Павлов). “Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье” (Г.Гейне).
На столы учащихся карточки с таблицами: таблица 1 “Характеристика близнецов”, таблица 2 “Нормальное и нарушенное число хромосом”, таблица3. “Отрицательные последствия родственных браков”
Самодельные таблицы “Близнецовый метод”, “Генеалогический метод”, “Цитогенетический метод”, “Доминантные и рецессивные признаки у человека”.
Литература для дополнительного чтения. Н.П. Бочков “Гены и судьбы”, М. “Молодая гвардия”, 1990 г; Ш.Ауэрбах “Наследственность”, М. “Атомиздат”, 1969 г; Ю.П.Лаптев “Занимательная генетика” М. “Колос”, 1982 г; И.П. Карузина “Биология” М. “Медицина”, 1977 г; Н. Дубинин, В. Губарев “Нить жизни” М. “Атомиздат”, 1968 г; Н.П. Дубинин “Генетика и человек” М. “Просвещение”, 1978 г; З.С. Киселева, А.Н. Мягкова “Методика преподавания факультативного курса по генетике” М. “Просвещение” 1979 г.
Усвоение новых понятий:
генеалогический метод
цитогенетический метод
близнецовый метод
биохимический метод
популяционно-генетический метод
трисомия
синдром Шерешевского-Тернера
синдром Клайнфельтера
фенилкетонурия
синдром Дауна
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Вступление в тему. Фронтальное повторение вопросов:
Основные закономерности при моно- и дигибридном скрещивании, модификационная и мутационная изменчивость.
3. Формирование новых понятий.
Вопросы на доске:
Методы изучения наследственности человека.
Примеры рецессивных и доминантных признаков у человека.
Хромосомные аномалии.
Медицинская генетика и ее задачи.
Учитель. Распространяются ли закономерности передачи наследственных свойств, открытые Г.Менделем, на человека?
Человек - сложнейшая загадка для науки и самого себя, понимание его природы было и остается предметов многочисленных исследований, в том числе и генетических.
Генетика человека - раздел науки генетики, который объясняет многое из того, что ранее было загадочным в биологической природе человека.
В настоящее время ясно, что наследственность человека подчиняется тем же самым биологическим закономерностям, что и наследственность всех живых существ. Так как генетический материал заключен в хромосомах, которых 23 пары, генетическая программа тоже подвержена мутациям.
Законы наследственности и характер наследования отдельных признаков у человека и животных едины.
Изучение наследственности имеет большое значение, так как здоровая наследственность - залог здоровья человека. (Чтение по таблице цитаты Г.Гейне о красоте человека).
У человека есть доминантные и рецессивные признаки.
Доминантные и рецессивные признаки у человека (Самодельная таблица), анализ.
№ п/п
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1.
Работа по таблице “Доминантные и рецессивные признаки”.
Рис 1. Пример доминантного и рецессивного признака
Называют признаки
2.
У человека изучено наследование около 2000 мутационных признаков и свойств: короткопалость, шестипалость, цвет глаз, характер носа, способность ощущать горький вкус, непереносимость отдельных лекарственных веществ (аллергия), восприимчивость к заразным болезням…
Записывают в тетради.
“Мутации у человека”.
Сообщение ученика.
3.
Для человека характерно промежуточное наследование. Цвет кожи - 2 пары генов. Рост - 10 пар генов. А также действие генов зависит от окружающей среды. Так под влиянием гормонов действие генов проявляется в крайних случаях (гигантизм или карликовость). (Вопрос о норме реакции).
Определяют частоту тех или иных генов в человеческой популяции. Учитывается число альбиносов, дальтоников… Так в Европе по амавротической идиотии оказался в гетерозиготном состоянии каждый сотый человек, а в гомозиготном - 55 случаев на 1 млн. жителей. Выявляются отрицательные последствия родственных браков.
Слушают, записывают
2.
Биохимический метод.
Работа дома с текстом учебника.
Стр. 227 Автор Полянский, стр. 111 Автор Беляев
Домашнее задание по учебнику
3
Генеалогический метод (Самодельная таблица).
Изучение родословных линий различных семей. С помощью него получены интересные данные о доминантных и рецессивных признаках, о наследственном характере различных болезней. Проследив наследование одного или двух признаков, составляют схемы родословной. Для составления схем родословных приняты обозначения. Метод позволяет определить наследование целого ряда заболеваний:
сахарный диабет
врожденная глухота
шизофрения, катаракта…
По доминантному типу наследуется так называемая “габсбургская губа”.
Интересным является наследование гемофилии
Часто этот метод называется клинико-генеалогический метод, так как наблюдение идёт за патологическими признаками.
Рис 2. Династия Габсбургов
Выступление ученика “Династия Габсбургов”.
Выступление ученика “Гемофилия”.
4
Близнецовый метод (Самодельная таблица)
Основан на изучении близнецов (О. Б., Р. Б).
Изучение однояйцовых близнецов, их роста, развития позволяет выявить влияние физических, социальных условий жизни на проявление генотипа.
Работа по таблице1 “Характеристика близнецов”.
Выступление ученика “Близнецовый метод”.
Рис.3 Развитие разных типов близнецов
Таблица 1 “Характеристика близнецов”
Тип близнецов
Генотип, пол
Признаки
Цвет глаз и волос
Группа крови
Психическое развитие
О.Б.
Одинаковый
Одинаковый
Одна
Сходное
Р.Б.
Различный или одинаковый
Различный, но может быть сходство
Чаще разная
Различное
Неполное разделение оплодотворенной яйцеклетки на ранних стадиях бластулы приводит к множественным уродствам.
3.
Цитогенетический метод (Самодельная таблица)
Позволяет установить видимые изменения в хромосомном комплексе человека. Болезни, связанные с изменением числа хромосом, прослеживаются на стадии метафазы в делящейся клетке.
Работа с таблицей 2 на местах.
Нерасхождение 21 пары хромосом - синдром Дауна. Резкое слабоумие, скошенный разрез глаз, уродливое телосложение. Частота заболевания связана с возрастом матери. При укорочении одной хромосомы 21 пары развивается белокровие (злокачественное).
Работают с таблицей, записывают в тетради.
Изучают приложения
Таблица 2 “Нормальное и нарушенное число хромосом”
Нормальное
22+х
Ненормальное
22+ХХ
22+0
22+Х
Норма
44+Х
Норма
44+ХХХ=47
трисомия
44+Х0=45
синдром Шерешевского-Тернера
22+У
Норма
44+ХУ
Норма
44+ХХУ=47
синдром Клайнфельтера
44+ОУ
Зародыш мужского пола погибает.
Браки между родственниками повышают частоту рецессивных мутаций. Это отметил в 1814 г. лондонский врач Адамс.
Болезни по Адамсу делятся на врождённые и наследственные.
Причина наследственных - мутации (дальтонизм, шизофрения, слабоумие). Причина врождённых - факторы среды (сифилис, уродства).
Выводы: Все законы наследственности справедливы как для животных и растений, так и для человека. Но изучение и управление генетикой человека - вопрос сложный и имеет ряд трудностей, т.к.:
Человек - существо социальное, к нему не применимы методы экспериментальные.
Человек размножается очень медленно и дает малое число потомков.
Хромосомный комплекс содержит довольно большое число хромосом и генотип человека очень гетерозиготен. Вот почему генетика человека требует самого пристального к себе внимания. Для общей биологии и для медицины она имеет большое значение и в будущем ее роль возрастает.
Сообщение ученика по вопросу: “Медицинская генетика и ее задачи”.
Вывод по уроку.
Медицина - область научной и практической деятельности человека, направленная на укрепление и сохранение здоровья людей, предупреждение и лечение болезней. Знание генетики человека позволяет прогнозировать вероятность рождения детей, страдающих наследственными недугами. В ряде случаев имеется возможность прогноза вероятности рождения второго здорового ребенка, если первый поражен наследственным заболеванием.
И.П.Павлов писал: “Воплощение в жизнь научной истины о законах наследственности поможет избавить человечество от многих скорбей и горя”.
Высокий рост. Голубоглазость. Толстые губы. Пятипалость и т.д.
5. Домашнее задание. § 59. Автор Ю.И.Полянский или §§ 32,33.
Автор Д.К.Беляев. Составить родословную своей семьи по двум признакам
Заключение
Информатизация среднего образования, проводимая в последние несколько лет, позволила увидеть и оценить положительные и отрицательные стороны использования информационных технологий. Школьный курс биологии и его преподавание обладает рядом существенных особенностей, которые затрудняют обучение и применение информационных технологий, главными из которых является слабая математизация школьного курса биологии и трудности алгоритмизации материала. Имеющаяся проблема слабого развития информационной культуры учителей биологии, и незнание ими основ работы с предметными ИТ, не является серьезным препятствием на пути внедрения современных информационных технологий. Оптимальным путем для решения существующих проблем в преподавании курса биологии и повышения информационной культуры учителей может служить использование ими на уроках интерактивного иллюстративного материала в виде мультимедиа презентаций, подготовленных с использованием легко осваиваемых программных продуктов, таких как Microsoft PowerPoint. При всей своей простоте освоения и использования они обладают широкими возможностями, достаточной гибкостью и универсальностью для применения на уроках биологии.
Наиболее оптимальным подходом для организации информационного наполнения мультимедиа презентаций является использование принципов системной педагогики. Цель их применения - повысить качественный и количественный уровень усвоение материала представленного в мультимедиа презентациях. В основе данного подхода лежит разбивка теоретического материала на небольшие логически законченные конструкции или модели с точным числом элементов и связей. Информация представленная таким образом является информационной основой урока, которая ассимилируется в сознании ученика.
Список используемой литературы.
1. Бартенева Т.П., Ремонтов А.П. Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии. Международный конгресс «Информационные технологии в образовании». -- Москва, 2003.
2. Золочевская М.В., Рыкова Л.Л. Роль и место компьютера в учебно - воспитательном процессе. -- Киев, 2002.
3. Смирнов В.А. Принципы конструирования компьютеризированного курса // Информатика и образование. 1994. №2.
4. Смирнов В.А. Пути использования персонального компьютера // Биология в школе. 1995. №6.
5. Корнер Т.В., Смирнов В.А. Проблемный семинар как форма обучения учителей использованию ЭВТ в преподавании биологии // Биология в школе. 1990. №4.
6. Проблемы компьютеризации обучения предметам естествен-нонаучного цикла: По материалам телеконференции "ИН- ФОБИО-97". -- Научно-методический сборник, Сост. Смирнов В.А.. Под редакцией Соломина В.П. СПб.:РГПУ, СЗФ-ИНИНФО, 1998.
7. Смирнов В.А. Компьютеризация: от энтузиаста-учителя к коллективу единомышленников. -- Народное образование, 1992.
9. Смолянинова О.Г. Мультимедиа в образовании. - Красноярский государственный университет, Красноярск, 2002.
10. Никонова Е.Н. Определение количества информации в содержании урока. -- Системная педагогика. Бюллетень №3. Красноярск, 2004.
11. Смирнов В.А. Научно-методические основы формирования системы обучения биологии в открытом информационном обществе: автореф. дис. док.а пед. наук: гос.пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб.: 2000. - 42с.
12. Осин А.В. Модели образования на базе компьютерных технологий/ГНУ "Республиканский мультимедиа центр" - М., --2001.
13. Сапрыкина Г.А. Педагогические программные средства для индивидуального школьного образовательного процесса: автореф. дис. канб. пед. наук. Новосибирск. -1997. - 19с.
В настоящее время на пороге новые мультимедийные средства наглядности, весьма перспективные для обучения биологии в школе.
Для удобства использования всеми учебно-наглядными пособиями необходимо иметь картотеку по предметам, которую составляет учитель, следуя тематическому принципу. Карточки можно заполнить по такой схеме:
Вид пособия
Сроки применения
Наименование темы
Карточки помещают в ящичек или коробку, которые хранятся в шкафу или учительском столе.
1.4 Методика применения наглядности на уроках биологии в современной школе
Каждый предмет учебного оборудования обладает специфическими особенностями и в учебном процессе выполняет определенные функции, такие, как усиление наглядности, определение дидактической направленности, ориентировка в учебном материале.
Особое внимание на уроках биологии уделяется комплексному применению наглядности. При этом создаются условия для всестороннего познания изучаемых явлений и объектов. При создании комплексов средств обучения необходимо учитывать: конкретные задачи обучения и воспитания, характер и объем научной информации, подлежащей усвоению, исходный уровень знаний. Следует иметь в виду при этом, что при выборе любого варианта комплексного применения средств наглядности организующим звеном каждого комплекса будет материал учебника, в котором выражено основное содержание предмета по каждому учебному вопросу, его граница, направленность, дидактическая структура формирования знаний и умений, в которую надлежит вписать избранную систему средств наглядности.
Рассмотрим методику использования наглядных пособий применительно к конкретным учебным разделам и темам программы по зоологии.
Тема "Тип Членистоногие. Класс Насекомые". В данном разделе учащиеся приступают к изучению нового типа животных - насекомых. На основе новых знаний у учащихся расширяются понятия о многообразии животного мира. Выяснение черт сходства и различия насекомых и кольчатых червей дает установить более высокую степень развития насекомых.
Урок по теме "Тип Членистоногие. Класс Насекомые" достаточно полно обеспечен различным оборудованием. В процессе преподавания этой темы могут быть использованы натуральные объекты, таблицы, экранно-звуковые средства обучения и др. Задачами этого урока является ознакомление учащихся с особенностями внешнего строения насекомого, приспособленностью насекомого в наземно-воздушной среде и установление усложнения во внешнем строении животного.
Изучение внешнего строения насекомого начинается с демонстрации таблицы и вводного слова учителя. С помощью таблицы учитель рассказывает строение насекомых на примере майского жука, указывая, что именно необходимо усвоить и увидеть учащимся.
При самостоятельном получении знаний учащимися, например на лабораторной работе, могут быть использованы различные коллекции насекомых. В данном случае могут демонстрироваться коллекции различных отрядов насекомых: класс Жесткокрылые, класс Чешуекрылые и др. В этом случае учащимся дается задание и указания к работе, которое направляет мысль и действие учеников. Задание заранее пишется на доске, либо на раздаточных карточках.
При проверке знаний можно провести работу по "немым" дидактическим карточкам.
Знакомство с внутренним строением насекомого целесообразно начинать с пищеварительной системы, сравнивая ее с ранее изученными системами, используя таблицы. Затем изучаются другие системы в сравнительном плане, подчеркиваются прогрессивные черты строения. В качестве закрепления нового материала можно использовать дидактические карточки. На заключительном этапе проводится работа с натуральными объектами - влажным препаратом "внутреннее строение майского жука". Учащиеся получают задание рассмотреть их, обратить внимание на взаиморасположение органов, найти отдельные органы.
Многообразие видов насекомых и их значение в природе можно рассмотреть с помощью видеофильма.
Цикл развития животного на уроке проследить невозможно. Поэтому источником новых знаний могут быть динамические средства обучения. На уроке "Размножение и развитие насекомых" могут использоваться следующие наглядные материалы: кинофрагмент "Развитие насекомых с полным превращением", таблицы "Представители главнейших отрядов насекомых", коллекции. На этапе закрепления материала могут быть использованы модели для работы на магнитной доске. Модель может состоять из следующих компонентов: яйцо, личинка, куколка, взрослое насекомое.
Применение комплексов учебного оборудования на уроках способствует лучшей организации работы учителя, выработке навыков работы учащихся с различными видами учебно-наглядных пособий, что повышает эффективность преподавания биологии.
2. Методические особенности применения наглядности на уроках зоологии
2.1 Организация экспериментальной работы. Применение наглядных средств на всех этапах урока
Материалом для настоящей работы послужили результаты экспериментальной работы, проводимой в период с 1 сентября по педагогической практики с 11 февраля по 22 марта 2008 года.
Объектом для исследования является учебный процесс школы №14, а предметом исследования наглядность как дидактический принцип.
Экспериментальная работа проводилась на уроках биологии. Для сбора информации использовался метод педагогического эксперимента.
На первом этапе исследования проводился констатирующий эксперимент. Его цель - выявление исходного уровня знаний учащихся по биологии. Для этого проводился контроль знаний по ранее изученной теме. Контроль знаний включал в себя задания с выбором одного ответа:
Тест
1. Наиболее сложное строение имеет:
А. дождевой червь;
Б. пресноводная гидра;
В. белая планария;
Г. луковая нематода.
2. Имеются доказательства происхождения кольчатых червей от:
А. кишечнополостных
Б. плоских червей;
В. круглых червей
Г. простейших.
3. В какой тип объединяют животных, имеющих удлиненное тело, разделенное на сходные членики, кровеносную систему, брюшную нервную цепочку и окологлоточное нервное кольцо?
А. Круглые черви
Б. Кольчатые черви
В. Плоские черви
Г. Моллюски
4. Чем по внешнему виду нереида сходна с дождевым червем?
А. Они трехслойные животные
Б. Их тело состоит из члеников
В. По бокам каждого членика у них располагаются парные выросты тела
Г. Передние членики резко отличаются от остальных и образуют голову.
5. Ответ организма на действие раздражителей, осуществляемый с помощью нервной системы, называется:
А. раздражением;
Б. возбуждением;
В. возбудителем;
Г. рефлексом.
6. К какой группе животных по характеру питания относят дождевого червя:
А. хищников;
Б. паразитов;
В. растительноядных животных;
Г. потребителей разлагающихся растительных остатков.
7. Среди перечисленных ниже найдите признак, свидетельствующий об усложнении кольчатых червей по сравнению с плоскими:
А. имеют вытянутое тело;
Б. имеют влажную кожу, покрытую слизью;
В. кислород и питательные вещества переносятся кровеносной системы;
Г. Непереваренные остатки пищи вместе с землей удаляются через анальное отверстие.
8. Дождевые черви живут:
А. в сухом песке;
Б. твердой глине;
В. В грунте на дне моря;
Г. богатой перегноем почве.
9. Кожа дождевого червя:
А. сухая
Б. покрыта чешуйками
В. Покрыта ресничками
Г. Покрыта слизью.
10. Какая полость тела дождевых червей?
А. поделена поперечными перегородками
Б. сплошная
В. состоит из нескольких слоев
Г. Содержит слизь.
Оценивание задания проходило по следующим критериям:
10 - 8 правильных ответов - 5;
7 - 5 правильных ответов - 4;
4 - 3 правильных ответов - 3;
2 - 1 правильных ответов - 2.
После проведения контроля знаний были получены результаты, которые представлены на рис.1.
Рис.1 Результаты контроля знаний по ранее изученной теме, проводимого на этапе констатирующего эксперимента.
На основании полученных результатов учащиеся были разделены на 2 группы для проведения формирующего эксперимента. Это второй этап исследования. Целью его является повышение уровня знаний учащихся по биологии с помощью наглядного материала. Первая группа - контрольная, это 7 "А" класс, вторая - экспериментальная, это 7 "Б". В 7 "А" наглядный материал использовался в обычном объеме, в 7 "Б" в увеличенном. Проверка знаний учащихся обеих групп проходила по одному плану.
На втором этапе исследования применялся наглядный материал, который способствовал более полному усвоению нового материала и повышению уровня и качества знаний учащихся. Наглядный материал применялся на всех этапах урока: на этапе изучения нового материала (как самостоятельно, так и с помощью учителя), на этапе закрепления изученного материала и на этапе проверки знаний учащихся.
Фрагмент урока № 1
Тема: Тип Моллюски, особенности организации.
Цель урока: ознакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельностью моллюсков и их происхождением.
Задачи урока: - выявить особенности происхождения моллюсков, организации их строения и жизнедеятельности; определить усложнения организации моллюсков в ходе эволюции по сравнению с другими животными.
продолжить формирование умений анализировать, обосновывать ответ; устанавливать причинно-следственные связи.
воспитывать интерес к животному миру.
Ход урока:
III. На этапе изучения нового материала с первой группой испытуемых в теме "Особенности организации моллюсков, их происхождение" в качестве наглядного пособия использовалась печатная таблица "Строение моллюсков. При изучении нового материала со второй группой испытуемых использовались: влажный препарат "Внутреннее строение беззубки", печатная таблица "Строение моллюсков", фотографии моллюсков,а также иллюстрации учебника. При выполнении лабораторной работы (это этап самостоятельного изучения темы) и в первой и во второй группе учениками использовалась коллекция "Раковины моллюсков". В лабораторной работе были следующие задания:
Рассмотрите и зарисуйте раковину моллюска (подписать все её составляющие), определите передний и задний конец раковины.
По линии годового прироста определите возраст раковины.
Выясните, из каких слоев состоит раковина.
Рассмотрите внешнюю и внутреннюю поверхность раковины, определите их цвет. Объясните причину различия окраски.
Сделайте вывод о роли раковины в жизни моллюска. Всегда ли раковина его защищает?
Ученикам необходимо было выполнить задания, используя раковину беззубки.
IV. Закрепление материала.
На этом этапе испытуемым группам было предложено следующее задание:
Найдите ошибки в тексте и исправьте их. Моллюски встречаются только в морях (нет, есть и наземные). Нервная система у них диффузного типа (разбросанно - узловой тип), хорошо развит надглоточный ганглий. Кровеносная система замкнутая (не замкнутая) и состоит из сердца и сосудов. Орган дыхания - мантия (легкие и жабры), органы выделения почки и мочевой пузырь (отсутствует). В глотке есть терка с роговым слоем. Имеются пищеварительные железы. Моллюски - очень подвижные раздельнополые животные, играющие важную роль в жизни человека.
После выполнения этого задания было отмечено, что во второй группе, где использовалось большее количество наглядного материала, правильных ответов было больше, чем в первой.
Фрагмент урока № 2
Тема: Многообразие моллюсков, их значение в природе
Цель урока: изучить особенности и многообразие основных классов, объединенных в тип Моллюски.
Задачи урока: - рассмотреть особенности основных классов моллюсков; многообразие видов и их значение в природе.
продолжить формирование умений обосновывать и доказывать.
воспитывать бережное отношение к естественным биофильтрантам воды.
III. Изучение нового материала.
В двух группах использовались следующие наглядные материалы: печатная таблица "Многообразие моллюсков" и демонстрировался видеофильм "Многообразие моллюсков и их значение в природе".
По окончанию изучения темы "Тип Моллюски" был проведен контроль знаний учащихся со следующими заданиями:
Работа с дидактическими "немыми" карточками. Необходимо по памяти подписать внутренние органы моллюска, назвать какие вещества входят в состав раковины моллюсков и для чего она служит.
Самостоятельная работа по следующим вопросам: На какие три основных отдела подразделяют тело большинства моллюсков? (Голова, туловище, нога). Какова симметрия тела у большинства моллюсков? (двусторонняя). Как называется складка кожи, покрывающая тело моллюска снаружи? (Мантия). Какого типа кровеносная система у моллюсков? (незамкнутого). Чем представлены органы дыхания у моллюсков? (Легкие и жабры). От какой группы произошли моллюски? (Древние неспециализированные многощетинковые черви). Какие три класса объединяет тип моллюски? (головоногие, брюхоногие, двустворчатые).
Опрос некоторых учащихся у доски с помощью печатной таблицы.
По результатам проведенного контроля у испытуемых групп было отмечено, что вторая группа, в которой использовалось большее количество наглядного материала, выполнила больше заданий правильно, чем первая.
Фрагмент урока № 3
Тема: Тип Членистоногие.
Цель урока: ознакомить учащихся с организацией членистоногих
Задачи урока: - рассмотреть особенности строения членистоногих;
продолжить формирование умений сравнивать разные эволюционные группы организмов;
воспитывать интерес к окружающему миру.
III. Изучение нового материала.
При изложении нового материала используются и в первой и во второй группах печатные таблицы и иллюстрации учебника.
IV. Закрепление материала.
При закреплении материала было предложено следующее задание:
Закончите предложения:
К членистоногим относятся разнообразные (водные и сухопутные) формы, обладающие (членистыми) конечностями и сегментированным (телом). Тело членистоногих состоит из 3 отделов - (голова, грудь, брюшко), покрыто (хитинизированной кутикулой). Первые членистоногие возникли от древних свободноживущих (многощетинковых) червей. Тип объединяет 3 класса (ракообразные, паукообразные, насекомые).
С этим заданием справились обе группы учеников.
Фрагмент урока № 4
Тема: Тип Членистоногие. Класс Ракообразные
Цель урока: рассмотреть особенности строения ракообразных.
Задачи урока: выявить характерные черты строения и жизнедеятельности ракообразных;
продолжить формирование умений сравнивать разные эволюционные группы организмов, обосновывать ответ, работать с дополнительной литературой;
воспитывать интерес к окружающему миру.
III. Изучение нового материала.
При изучении нового материала в теме "Тип Членистоногие. Класс Ракообразные" в первой группе использовались только натуральные наглядные пособия "Скелет речного рака", "Лангуст". Во второй группе использовались натуральные наглядные пособия "Скелет речного рака", "Лангуст", печатные таблицы "Строение речного рака", "Многообразие ракообразных", иллюстрации учебника. С помощью печатных таблиц во второй группе объяснялось строение ракообразных. С помощью таблицы учитель показывал отделы тела речного рака, его конечности и рассказывал об их основных свойствах. В первой группе объяснение нового материала шло с помощью беседы без использования наглядного материала. Далее обе группы самостоятельно выполняли лабораторную работу, используя натуральные наглядные пособия.
IV. Закрепление материала.
В качестве закрепления изученного материала была проведена беседа по вопросам:
1. Какие части тела имеются у рака? (Головогрудь, брюшко, конечности, выполняющие различные функции).
2. Сколько пар ходильных ног у рака? (5 пар).
3. Какие особенности внешнего строения позволяют ракообразным захватывать добычу? (1 пара ходильных конечностей у них заканчивается клешнями, которые служат для захвата пищи, а так же для обороны).
На последний вопрос первая группа затруднялась ответить, так как в ней объяснение нового материала шло с помощью беседы, без использования наглядности. Вторая группа без затруднения ответила на поставленные вопросы. Это свидетельствует о необходимости использования комплекса наглядных пособий на уроках.
Фрагмент урока № 5
Тема: Тип Членистоногие. Класс Насекомые.
Цель урока: изучить особенности внешнего строения насекомых.
Задачи урока: - рассмотреть особенности внешнего строения майского жука
продолжить формирование умений выполнять лабораторные работы, работать с учебником.
воспитывать интерес к окружающей действительности
III. Изучение нового материала.
В качестве наглядных пособий для объяснения темы "Тип Членистоногие. Класс Насекомые" в первой группе использовались печатные таблицы с изображением строения насекомого и коллекция "Разнообразие представителей класса Насекомые". Во второй группе использовались коллекции "Строение майского жука" и "Разнообразие представителей класса Насекомые", печатные таблицы, иллюстрации учебника. На этапе самостоятельного изучения материала в ходе выполнения лабораторной работы ученики обеих групп использовали коллекцию "Строение майского жука" и иллюстрации учебника.
IV. Закрепление материала
Для закрепления изученного материала группам было предложено отгадать загадки о различных насекомых и задание на заполнение кроссворда со следующими вопросами:
1. Один из классов типа Членистоногие.
2. Время года, когда наиболее активны насекомые.
3. Один из отделов тела насекомого.
4. Что находится на груди насекомого?
5. Органическое вещество, составляющее основу наружного скелета насекомого.
6. Какие конечности несут сегменты груди?
7. Характерная особенность многих насекомых.
8. Благодаря чему осуществляется полет?
9. Преобразование передних крыльев, защищающее спинную сторону тела, характерное для жуков.
10. "Домашняя" бабочка.
11. Пчелиный продукт.
Во второй группе, где использовалась коллекция "Разнообразие представителей класса Насекомые" и печатная таблица "Разнообразие насекомых" правильных ответов на заданные загадки было получено больше, чем в первой, где о многообразии насекомых было только рассказано.
Третий этап исследования - контрольный эксперимент. На этом этапе исследования проводился повторный контроль знаний по изученным темам. Целью этого контроля является проверка знаний учащихся, полученных с помощью применения наглядности на всех этапах урока. Контроль проводился и в экспериментальном и в контрольном классе; включал в себя задания различного типа.
Ответьте на поставленные вопросы:
1. На какие три основных отдела подразделяют тело большинства моллюсков? (Голова, туловище, нога).
2. Какие особенности внешнего строения позволяют ракообразным захватывать добычу? (1 пара ходильных конечностей у них заканчивается клешнями, которые служат для захвата пищи, а так же для обороны).
3. Органическое вещество, составляющее основу наружного скелета насекомого (хитин).
4. Преобразование передних крыльев, защищающее спинную сторону тела, характерное для жуков (надкрылья).
Закончите предложения:
Кровеносная система моллюсков … (не замкнутая) и состоит из сердца и сосудов. Органами дыхания для моллюсков служат … (легкие и жабры), органы выделения … (почки).
Тело членистоногих состоит из 3 отделов … (голова, грудь, брюшко), покрыто хитинизированной кутикулой. Первые членистоногие возникли от древних свободноживущих … (многощетинковых) червей.
За выполнение всех заданий ставилась оценка 5. За выполнение 3 заданий из каждого блока ставилась оценка 4. Если выполнено по 2 задания из каждого блока - 3. Выполнено менее заданий - 2.
После проведения контроля знаний нами были получены результаты, представленные на рис.2.
Рис.2 Результаты повторного контроля знаний по изученным темам, проводимого на этапе контрольного эксперимента.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение средств наглядности на уроках биологии в целях повышения уровня знаний положительно влияет на качество усвоения материала. Было отмечено, что в экспериментальном классе после проведения эксперимента уже не было учащихся, которые не справились с заданиями. Ученики, получившие неудовлетворительные оценки при проведении констатирующего эксперимента получили удовлетворительные оценки при проведении контрольного эксперимента.
2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы
В период педагогической практики проводимой с 11.02 по 22.03 2008 года проводился педагогический эксперимент о применении наглядности на уроках биологии. Целью этого эксперимента было выявление влияния наглядности на уровень знаний учащихся. О влиянии наглядности делался вывод на основании проведенных проверочных работ на этапе проверки изученного материала. Проверочные работы проводились и в экспериментальной и в контрольной группах учащихся. Задания к проверочным работам были одинаковыми. С помощью этого эксперимента было отмечено повышение уровня знаний в экспериментальной группе.
Рис.3 Результаты эксперимента, проводимого в контрольном классе.
Рис 4. Результаты эксперимента, проводимого в экспериментальном классе.
Заключение
Успех обучения зависит от правильной организации всей мыслительной деятельности ребенка. Наглядность обучения становиться одним из факторов, влияющих на характер усвоения учебного материала. Средства наглядности обеспечивают полное формирование какого - либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Использование средств наглядности в учебном процессе всегда сочетается со словом учителя. Проводя самостоятельные опыты, ученики убеждаются в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, прочными. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка, содействуют выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям.
В результате собственных исследований нами было выяснено влияние наглядности на качество усвоения учебного материала и повышения уровня знаний у учащихся контрольного и экспериментального классов. С помощью данного исследования нами были решены поставленные задачи, достигнута цель исследования и подтверждена гипотеза исследования.
Таким образом, комплексное применение наглядности и применение наглядности в большом количестве на уроках зоологии приводит к повышению уровня знаний учащихся на уроках, что отражено на рис.3 и рис.4 представленных во второй главе данной работы.