Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для учителя биологии»
Методические рекомендации учителям
«Формы домашних заданий по биологии»
Вступление:
Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя. Поэтомуформирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней работы.
Цель учителя научить выполнять учащихся домашние задания, привить интерес к предмету биология за счет внедрения различных форм домашних заданий. Показать значение выполнения домашних заданий в дальнейшей жизни, в приобретении профессиональных знаний и умений, дать навыки усидчивости, воспитания в себе силы воли.
Функции домашнего задания:
Углубление и закрепление полученных на уроке знаний и навыков;
Обобщение материала;
Систематизация материала;
Применение полученных знаний и умений на практике;
Обеспечение исходного уровня последующего урока;
Самостоятельная проработка нового материала;
Устранение пробелов в знаниях;
Подготовка к экзаменам;
Подготовка к работе над новым материалом;
Развитие речи;
Развитие навыков систематической работы;
Контроль за деятельностью учащихся;
Формирование их мировоззрения;
Активизация и воспитание самостоятельного творческого мышления.
Продолжительность выполнения домашних заданий
Параллели
Всего на день
На 1 предмет
5 классы
1,5-2 часа
22-30 мин/4 урока
6-8 классы
2-2,5 часа
25-30 минут/5 уроков
9-11 классы
До 4 часов
30-40 минут/6 уроков
Некоторые формы домашних заданий
Памятки для учащихся (можно раздать детям):
Как делать сравнения 1. Подумай, по каким направлениям и в какой последовательности надо сравнивать изучаемые явления. 2. Установи их общие существенные признаки. 3. Определи существенные различия между ними. 4. Сделай вывод, вытекающий из сравнения.
Как строить доказательство(обосновать правильность или ложность мысли) 1. Сформулируй мысль, которую надо доказать. 2. Приведи и разъясни доводы, подтверждающие или опровергающие данную мысль. 3. Сделай вывод, разъясняющий доказательство.
Как составить простой план 1.Внимательно прочти изучаемый материал. 2. Раздели его на основные части. 3. Выдели в каждой части главную мысль. 4. Озаглавь каждую часть (пункты плана).
Инструктивная карточка по выполнению рисунков биологических объектов - Рисунок способствует запоминанию того, что вы наблюдаете. - Рисунки отражают результаты работы для использования их в дальнейшем. - Рисовать следует только то, что вы действительно видите, при этом не копировать рисунок из учебника. Карандаш должен быть острым, нецветным. - Каждый рисунок должен иметь название, указание о его увеличении. - При необходимости делать два рисунка: а) схематичный рисунок, показывающий основные черты; и б) показывающий только детали мелких частей. - Рисунок должен быть: а) достаточно крупным – если исследуемый объект состоит из большого числа элементов; б) простым – чтобы показать расположение и связь отдельных элементов; в) тщательно выполненным – если объект имеет несколько сходных частей, необходимо точно вырисовывать их мелкие детали; г) нарисован тонкими и отчетливыми линиями – каждую линию необходимо продумать и затем нарисовать без отрыва карандаша от бумаги, не штриховать и не раскрашивать; д) надписи должны быть по возможности полными, идущие от них линии не должны пересекаться.
Доклады и рефераты:
Для 5-6 классов раздать карточки с загадками, чтобы дети нашли сами ответ и написали на эту тему.
Н/р: по семействам цветковых растений. Ягода красна, ягода вкусна. Режь да соли! Ешь да хвали! Лист – перчатка, плод – лопатка, а цветок – мотылек. Что же это за подвох? Вдруг на дереве – горох. В поле росла, под жерновом была, из печки на стол караваем пришла.
Экскурсии: (самостоятельные): Н/р: Составьте цепи питания березовой рощи. Указать продуцентов, консументов и редуцентов. Н/р: сорные растения, засоряющие огороды и сады. Выявить черты приспособленности. Н/р: Найдите растения с созревшими плодами и семенами, рассмотрите их и выясните по особенностям строения способы их распространения.
Кроссворды: самостоятельное составление кроссворда по изученной теме.
Пример:
1. По горизонтали. Зеленый пигмент, придающий окраску листу и осуществляющий процесс фотосинтеза. По вертикали. Зеленые органоиды клетки, выполняющие функцию фотосинтеза.2. Носители наследственной информации, состоящие из молекул ДНК и белка.3. Полужидкая среда клетки, состоящая из воды и растворенных в ней веществ.4. Наименьшая часть (структурная единица) живого.5. Емкости в клетке, содержащие клеточный сок.6. Маленькие круглые образования в ядре.7. Органоиды клетки, которые бывают зеленые, цветные и бесцветные.8. Крупная часть клетки, содержащая в себе наследственную информацию в виде ДНК.9. Наружная часть клетки, ограничивающая ее размеры.
Синквейн: имеет 5 строк правила составления 1. понятие (одно слово) 2. прилагательные (два слова) 3. глаголы (три слова) 4. предложение (из … слов) 5. существительное (одно слово) Н/р: 1. Микробиология 2. Изучающая, клеточная. 3. Исследует, открывает, делит. 4.Область биологической науки об одноклеточных организмах. 5. Микробы.