Методические рекомендации: Конструирование урока биологии на основе принципов информационного взаимодействия как критерии качества творчества педагога.
Методические рекомендации: Конструирование урока биологии на основе принципов информационного взаимодействия как критерии качества творчества педагога.
«Новое качество педагогического общения и интеграции образования в условиях становления информационной культуры - актуальная тема современной школы. Для меня, как учителя биологии, в этой теме заложена идея, близкая к тому, что изучается на уроках биологии: организм как биологическая система; биология как наука, ее достижения, методы исследования, связи с другими науками и т.д. Наши ученики - лучший «индикатор» на жизнеспособность любой современной образовательной технологии. Учитель всегда чувствует их реакцию на совместный поиск новых знаний, и только это дает ему веру в правильность выбранного пути. Применение принципов информационного взаимодействия на предметных и интегрированных уроках была предложена доктором педагогических наук, профессором Плескачом Львом Ефремовичем.
Новый подход к учению необычен, ведь в основу конструирования урока положены:
-тезаурус- принцип согласования общего для учителя и учащихся словаря, основного содержательного стержня урока;
-фасцинация – принцип привлекательности как средство повышения интереса к изучаемому понятию;
майевтика – принцип сотворчества учителя и учащихся для выхода на более высокий уровень применения знаний по теме.
В попытке понять роль и место принципов информационного взаимодействия в их использовании при организации образовательного процесса важно переосмысление учащимися и учителями совместного взаимодействия.
В атмосфере доверия и ответственности в совместной деятельности на уроке или обобщающего интегрированного занятия определяется система понятий как способ и средство понимания нового. С помощью тезауруса учитель, группа учителей и учащиеся осуществляют идею «знать, понимать, применять».
Кажется, появилась возможность более ясного понимания требования времени, отраженного в содержании государственной программы общеобразовательной школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации: Конструирование урока биологии на основе принципов информационного взаимодействия как критерии качества творчества педагога. »
Конструирование урока биологии на основе принципов информационного взаимодействия как критерии качества творчества педагога.
Кирсанова С.Ф. – учитель биологии МБОУ лицей г. Зернограда Ростовской области.
…Мне кажется, я их чему-то учу,
А это они меня учат.
А. Дольский.
«Новое качество педагогического общения и интеграции образования в условиях становления информационной культуры - актуальная тема современной школы. Для меня, как учителя биологии, в этой теме заложена идея, близкая к тому, что изучается на уроках биологии: организм как биологическая система; биология как наука, ее достижения, методы исследования, связи с другими науками и т.д. Наши ученики - лучший «индикатор» на жизнеспособность любой современной образовательной технологии. Учитель всегда чувствует их реакцию на совместный поиск новых знаний, и только это дает ему веру в правильность выбранного пути. Применение принципов информационного взаимодействия на предметных и интегрированных уроках была предложена доктором педагогических наук, профессором Плескачом Львом Ефремовичем.
Новый подход к учению необычен, ведь в основу конструирования урока положены:
-тезаурус- принцип согласования общего для учителя и учащихся словаря, основного содержательного стержня урока;
-фасцинация – принцип привлекательности как средство повышения интереса к изучаемому понятию;
майевтика – принцип сотворчества учителя и учащихся для выхода на более высокий уровень применения знаний по теме.
В попытке понять роль и место принципов информационного взаимодействия в их использовании при организации образовательного процесса важно переосмысление учащимися и учителями совместного взаимодействия.
В атмосфере доверия и ответственности в совместной деятельности на уроке или обобщающего интегрированного занятия определяется система понятий как способ и средство понимания нового. С помощью тезауруса учитель, группа учителей и учащиеся осуществляют идею «знать, понимать, применять».
Кажется, появилась возможность более ясного понимания требования времени, отраженного в содержании государственной программы общеобразовательной школы.
В рекомендациях обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования (*приказ Министерства образования РФ №1069 от 05.03.2004) указана необходимость формирования знаний по глобальным понятиям:
Признаки и свойства живого;
Клетка как биологическая система;
Организм как биологическая система;
Биосфера-глобальная экосистема …
Принцип тезауруса, как главная составляющая информационного взаимодействия на уроке, помогает не только рассматривать изучаемое в системе, но и находить взаимосвязь между темами как данного предмета, так и предметами других циклов, что позволяет изучать биологию более целостно. Видна роль использования системы понятий, как необходимого опыта учащихся, который может быть использован для получения новых знаний в последующих классах.
Например, уже в 5 классе на уроках природоведения приобретаются навыки понимания признаков и свойств живого: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращение энергии, гомеостаз, раздражимость, воспроизведение, развитие не как отдельных изолированных друг от друга фактов, а составляющих целое. Учащимся необязательно заучивать еще непонятные для них термины, но понимать многогранность жизни они вправе.
Если ученик описывает только клеточное строение, то он тут же может найти взаимосвязь строения с другими признаками клетки. В дальнейшем знания могут быть востребованы при изучении последующих курсов биологии, а признаки живого становятся основой тезауруса и алгоритмом изучения нового.
Начальные базовые знания по природоведению с использованием тезауруса по теме «Клетка - единица строения и размножения живых организмов» систематизировались и были оформлены в следующем виде:
Система понятий по теме
«Клетка – единица строения и размножения живых организмов».
Понятия
Биология, живые организмы, клетка
Плесневый гриб
Мякоть листа
Признаки
Микроскопическая клетка, ядро, цитоплазма.
мицелий
питание органикой
пластиды
вакуоль
фотосинтез
Методы
микроскопирование
исследование
сравнение
Обращается внимание на сходство по основным признакам живого, клеток плесневого гриба и зеленых клеток листа и отличие по питанию, строению, приспособленности. Использование принципа тезауруса - это стремление к формированию информационной культуры, как учителя, так и ученика. Его использование дает возможность в свою очередь прогнозировать познания нового, что помогает улучшить качество педагогического общения. Понимание целостности клетки - биосистемы и ее признаков, свойств жизни расширяет границы знаний по конкретной теме урока, следовательно, возможен выход на внутрипредметную и межпредметную интеграцию.
В последующих классах расширение знаний о целостности организма продолжается через знакомство с уровнями организации жизни: клеточным, организменным, популяционно-видовым, биоценотическим, биосферным, так как целостность проявляется не только в сохранении всех признаков жизни любой биосистемы, но и в ее многоуровневости.
В высказывании А. Толстого «Счастье жизни - в самой жизни», учащиеся легко подмечают, что признаки живого применимы ко всем уровням, самостоятельно находят примеры взаимосвязей, соподчинения всех уровней между собой в той или иной среде обитания, тем самым убеждаются в важности сохранения всего многообразия живого на Земле.
На следующем этапе осуществляется совместное осмысление места законов, явлений, положений различных теорий в самой системе понятий. Первые подтверждения действия законов ученики видят на примере законов развития природы Б.Коммонера: «Все связано со всем», « Ничто не дается даром», «Природа знает лучше», «Все должно куда-то деваться». Затем определяется место и роль других законов, явлений: «Закон сохранения и превращения энергии», «Закон постоянства состава», «Явление диффузии», «Основные положения клеточной теории», что подтверждает связь биологии с другими науками.
Формирование системы понятий осуществляется через систему уроков, а систематизация знаний проводится на обобщающем занятии с привлечением мультимедийной системы, интернет ресурсов.
В совместно созданной образовательной среде у учащихся формируются навыки работы с системой понятий. При этом важно учитывать возрастные и психофизические особенности учащихся, когда соблюдение привлекательности, то есть фасцинации (второго принципа технологии информационного взаимодействия) обязательно. Это достижимо при использовании приемов педагогических техник, разработанных и предложенных нам доцентом Г.О Аствацатуровым. Высокая результативность их применения будет в том случае, если каждый последующий прием в структуре урока станет логическим продолжением предыдущего. Например: педтехника «Мое самочувствие» направлена на выяснение психофизического состояния учащихся в начале и в конце урока, но этот прием может быть информационно значим на уроке.
Педагогическая техника «Почемучка» помогает ребятам включиться в поиск по теме урока «Логическая цепочка» позволит указать взаимосвязь составных частей, например, клетки, сообщества, биосферы, как целостной биосистемы или их связи с окружающей средой.
Благодаря системному подходу к изучению организма учитель вместе с учениками может придумывать слова к физкультминутке. По теме раздела «Опорно-двигательная система» учащиеся выполняли простые упражнения, прослушивая слова, одновременно выделяя основные признаки прямохождения:
Чтобы гибким было тело, принимаемся за дело,
Позвоночник выпрямляем, дружно головой киваем,
Влево, вправо повернулись, в поясе назад прогнулись,
Приподняв бедро повыше, пошагаем мы, но тише!
На носочках, а не пятках, чтобы было все в порядке.
Тезаурус и приемы педагогической техники на уроке неотделимы друг от друга и направлены на решение образовательных задач.
Естественный эволюционный путь осмысления использования системы понятий открыл новые подходы к формированию творческих навыков учащихся, используя анализ, сопоставление, исследование, описание и т.д. Осознание получаемой информации в условиях информационного взаимодействия «Учитель- ученик» в системе целостного подхода, совместного видения возможностей применения этой технологии позволяет решать задачи повышения мотивации обучения. Появилась возможность самим определять критерии качества творчества участниковобразовательного процесса, направление дальнейшего исследования и оценивать результат своей деятельности, формировать целостное педагогическое сознание, видеть положительный результат совместной деятельности учителей и учащихся.
Урок – игра
«Биологический алфавит»
Игра «Биологический алфавит» предназначена для учащихся VIII, IX классов. В сельских и малокомплектных школах возможна индивидуальная игра, в классах с большой численностью целесообразно создание команд по 3—4 человека.
Инструкция
Игрок (команда) выбирает себе фишку определенного цвета, которую будут передвигать по игровому полю в соответствии со своим ходом.
Игровое поле разделено на сектора: красный — человек; желтый — зоология; зеленый — ботаника. По периметру расположены буквы алфавита и дополнительные значки: «черная кошка» (3 шт.) — играющий (команда) возвращается на 5 ходов назад; «костер» — играющий возвращается на «старт»; «подарок» (2 шт.) — играющий продвигается на 3 хода вперед. В «алфавите» используется 28 букв (А, Б, В, Г, Д, Е Ж, 3, И, К, Л, М, Н, О, П, Р, С Т, У, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я) и 6 дополнительны значков, т.е. всего 34 клетки.
В клетки, на которые игроки будут попадать чаще всего (после черных кошек, поместите те буквы, на которые у вас подобрано больше всего заданий. Игр начинается с клетки «старт» и заканчивается на клетке «финиш». На обдумывание ответа отводится 20 сек. Игрок одержавший победу (команда), получав оценку «5». Сектор и клетка, на которую попадает игрок, определяется выбрасыванием кубика. Если игрок неправильно отвечает на вопрос, то он возвращаете на исходную позицию.
Алфавит
(Возможно расширение алфавита, добавление новых слов).
3. Органы защиты и нападения кишечнополостных — щупальца.
4. Часть ноги — щиколотка.
5. Часть лица — щека.
6. Железа внутренней секреции — щитовидная.
«Э»
1. Историческое развитие органического мира - эволюция.
2. Самое распространенное дерево Австралии - эвкалипт.
3. Наука о взаимоотношениях организмов друг с другом и с окружающей средой — экология.
4. Клетки, имеющие оформленное ядро — эукариотические.
5. Вид простейших, занимающий промежуточное положение между животными и растениями - эвглена зеленая.
6. Значительное распространение какой-либо инфекционной болезни — эпидемия.
7. Совокупность внешних признаков у животного - экстерьер.
8. Верхний слой кожи — эпидермис.
9. Красные клетки крови — эритроциты.
10. Наука, изучающая зародышевое развитие — эмбриология.
11. Субъективные переживания человека, отражающие его отношение к окружающему миру — эмоции.
12. Животное, питающееся разнообразной пищей животного и растительного происхождения — эврифаг.
«Ю»
1. Род вечнозеленых растений семейства агавовых; выращивают как декоративные растения, из листьев некоторых видов добывают прочное волокно, применяемое при изготовлении канатов — юкки.
2. Лесные птицы, похожие на зяблика — юрки.
«Я»
1. Семена этого древесного растения имеют крыловидные выросты — ясень.
2. Смола растений, скатанная морскими волнами в камушек - янтарь.
3. Хищная птица — ястреб.
4. Животное семейства кошачьих – ягуар.
5. Центральный органоид клетки — ядро.
6. Полевое растение семейства крестоцветных — ярутка.
7. Нарушение целостности кожи или стенки органа — язва.
Урок по теме: «Высшие млекопитающие отряд приматы»
Задачи: раскрыть особенности строения и поведения представителей отряда приматов как наиболее высокоразвитых млекопитающих; продолжить развитие логического мышления школьников посредством решения познавательных задач, развитие навыков работы в парах постоянного состава.
Оборудование: самодельные таблицы, схемы, рисунки, иллюстрирующие многообразие представителей отряда приматов, особенности их строения и образа жизни.
I. Актуализация опорных знаний.
1. Повторение материала, усвоенного на предыдущих уроках, о признаках класса Млекопитающие и подкласса Плацентарные.
(Предполагаемый ответ: признаки класса Млекопитающие: наличие волосяного покрова, вскармливание детенышей молоком, гомойотермня, наличие сальных и потовых желез. Признаки подкласса I (лацентарпые: наличие матки и плаценты, молочные железы оканчиваются сосками, вивипария развитых детенышей.)
2. Выполнение заданий в парах постоянного состава по определению систематического родства:
A. Шимпанзе карликовый и береза карликовая (родство на уровне Империи Жизнь).
Ь. Шимпанзе карликовый и инфузория балантидий (родство на уровне царства Животные).
B. Шимпанзе карликовый и таракан рыжий (родство па уровне подцарства Многоклеточные животные).
Г. Шимпанзе карликовый и ланцетник обыкновенный (родство на уровне типа Хордовые).
Д. Шимпанзе карликовый и белый журавль стерх (родство на уровне подтипа Черепные).
К. Шимпанзе карликовый и сумчатый волк (родство на уровне класса Млекопитающие).
3. Шимпанзе карликовый и крот алтайский (родство на уровне подкласса Плацентарные).
И. Шимпанзе карликовый и человек разумный (родство на уровне отряда Приматы).
II.Мотивация деятельности учащихся. Учитель приводит слова Винсона Брауна
о том, что «...накопление знаний подобно росту дерева...», и высказывает надежду, что на этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из учеников прирастет новой веточкой знаний о совершенно удивительной группе животных — приматах.
III.Ввод в новую тему.
Совместная расшифровка новых терминов: «примат», «приматология». Дети приводят примеры известных им слов с корнем «прима» (примадонна, прима-балерина, прима — музыкальный интервал).
Учитель резюмирует: «приматы» -значит «первые» и ставит перед учениками познавательную цель урока: выяснить, в каком смысле приматы - первые? Почему все прочие — вторые, пятые, десятые? Какие морфологические, анатомические, этологические особенности животных, объединенных в один отряд, дают нам основание называть их приматами?
Учитель обращает также внимание на то, что, кроме обезьян и полуобезьян, к приматам относят и человека, поэтому, говоря о морфологических признаках приматов, каждому из нас легко показать их на себе. И это будет биологически корректно.
IV.Изучение нового материала.
1. Основные признаки отряда приматов.
Учитель обращает внимание детей на доску, где размещена таблица (см. табл.1), у которой видна только верхняя часть. Остальные строки таблицы открываются по мере работы на уроке.
Высокоразвитый головной мозг с большим, чем у других млекопитающих, КБП;выраженные затылочная и лоб ные доли (зрение, интеллект)
Такая конечность дает приматам недоступные другим животным возможности: схватывать предметы, образовывать горсть, совершать широкие движения в розных плоскостях, т.е. рука — совершенный рычаг и манипулятор
Зрение объемное, стереоскопическое
Площадь КБП приматов больше таковой у других млекопитающих. Этот показатель важен, учитывая, что мозг — мыслящий субстрат
Учитель предлагает продолжить работу в парах: рассмотреть таблицы, рисунки и выяснить, чем отличаются передняя конечность, глаза и мозг приматов от других млекопитающих. Выслушав мнение детей, учитель открывает вторую строку таблицы, после знакомства с ее содержанием задает вопрос: почему такое строение руки, расположение глаз и особенности мозга могут определить первенство приматов в органическом мире?
Школьники, работая в парах, пытаются ответить на вопрос учителя, после чего им открывается третья строка таблицы.
Учитель проводит фронтальную беседу и дополняет ответы учеников: весь комплекс: рука — глаза — мозг — это фундаментальная предпосылка способности к труду. Приматы широко используют различные предметы для достижения своих целей. О том, что высоко висящий банан обезьяна достает, поставив друг на друга ящики и используя палку, — знают все. А вот менее известные факты: они мнут руками листья и этой «губкой» извлекают дождевую воду из углубления дерева, куда добраться языком невозможно. Обезьяны прикасаются палочкой к тому, к чему не хотели бы притронуться рукой. С помощью шеста преодолевают водоем, травой очищают тело от грязи, крови, пищи, фекалий.
Далее учитель обращает внимание детей на текст и просит найти в нем другие отрядные признаки приматов (наличие ногтей и молочных желез).
С целью закрепления знаний, полученных на данном этапе урока (пошаговая рефлексия) учитель просит одного из учеников ответить на вопрос: морфологические особенности каких органов указывают на эволюционную продвинутостъ приматов? (Ученик называет органы и дает краткий комментарии; остальные делают запись в тетрадях.)
2. Особенности образа жизни приматов.
Учитель сообщает, что приматы - чаще стадные животные, но есть виды, которые живут парами и в одиночку. Стадо — величайшее благо, это и крепость, и семья, и школа. (Работая в парах, дети находят аргументы в пользу последнего утверждения.) Во главе стада — вожак, доминант, как правило, самец. Он - самая сильная особь в стаде. Он принимает решения: бежать или драться, идти или остановиться на ночлег, он регулирует отношения в стаде. Имея безоговорочную власть и выполняя нелегкие обязанности, вожак присваивает себе некоторые привилегии. Он берет пищу первым и лучшую, только потом приступают к трапезе его фаворитки, затем сильные, половозрелые самцы, незнатные самки и в последнюю очередь подростки.
Поскольку порядок в стаде базируется на силе, то совершенно очевидно, что соблюдается он только тогда, когда каждый член стада находится в пределах досягаемости взгляда вожака. А потому описанная выше ситуация характерна для обезьян, живущих в саванне, например, для павианов.
Далее учитель предлагает сравнить биологические объекты (павианы и мартышки) для выделения у них общего (сходства) и частного (различия). (Демонстрируется видеосюжет о жизни павианов и мартышек.) Учащиеся работают в парах и заполняют в тетрадях первую часть табл.2 (информация о павианах), со второй частью таблицы (информация о мартышках) работа проводится дома.
Т а б л и ц а 2
Павианы
1. Живут на земле в саванне. 2. Открытые, хорошо просматриваемые пространства
3. Один вожак с безграничной властью управляет стадом.
4. При поиске пищи и защите полагаются на верховную власть.
5. Территория метится одним вожаком. 6. Жестко регламентированная иерархия.
Мартышки
1. Живут на деревьях в лесу.
2. Плохо просматриваемое в даль пространство.
3. Несколько сильных особей управляют отношениями в группах.
4. Полагаются на себя и лидера группы
5. Локальные участки метятся лидерами групп.
6. Демократическая иерархия
Заключение урока. Обращение учителя к классу. Случайно так получилось или нет, нерусское слово Человек можно прочитать как Чело Века. Мы —люди (человеки —так не говорят) - единственные, кто обладает способностью предвидеть, просчитывать будущее. Вдумайтесь же вы — кто волей случая назван Челом Века! Вдумайтесь в эти факты: где-то в Заире бродят последние на воле 150 карликовых шимпанзе. Где-то на границе Уганды и Руанды осталось в живых всего 300 горилл. В лесах Бразилии вымирают лори, игрунки, колобусы, тамарины, индри, тупайи, долгопяты. Кто их спасет? Вымирают и другие животные. Но, глядя на них, человек испытывает не только любопытство и жалость, как ко всем зависящим от нас существам, но и какое-то чувство вины. Ведь они — ближайшие наши родственники по эволюционном древу, живой привет нам из наших истоков. Кто спасет их? Мы — поди! Нам должно до них быть дело. Иначе мы не сможем ощущать себя людьми.
Домашнее задание. Изучить § учебника; прочитать и осмыслить записи в тетради.