kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

« Метод проектов в обучении биологии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В начале 20 века  появился  целый  ряд  оригинальных  педагогических  разработок, призванных  реализовывать в  педагогическом  процессе  идею  самооценки  личности ребенка. Среди  них  выделяется метод  проектов.

Сегодня целями обучения являются формирование интеллектуального и нравственного развитие личности, формирование творческого и критического мышления, умение работать с информацией. В традиционном обучении акцент делался на усвоение готовых знаний. В современном мире актуален подход, ориентированный на развитие самостоятельного мышления учащихся. Именно эти цели успешно достигаются в методе проектов.

Просмотр содержимого документа
«« Метод проектов в обучении биологии»»



Творческая работа

«Приемы работы с учебником»





Автор: Иванова Ольга Ивановна,

учитель химии-биологии.

Первая квалификационная категория.

МОУ «ООШ» с. Лунино

Турковского района

Саратовской области




























Декабрь 2016г.



Одна из задач школы в современных условиях развития общества - формирование у учащихся навыков самостоятельного приобретения знаний. Содержание школьного курса биологии отражено в учебниках , являющихся важнейшими источниками знаний и средством обучения. Систематическое использование учебника на уроках – эффективный способ формирования у обучающихся самостоятельного добывания знаний .

Известно , что тот , кто учится самостоятельно , преуспевает гораздо больше , чем тот , кому все объяснили. Поэтому задача учителя - не давать учащимся знания в готовом виде , а научить их самостоятельно добывать эти знания , анализировать ситуации , критически оценивать их , систематизировать информацию , обобщать , творчески перерабатывать , фиксировать в виде планов , конспектов , схем , таблиц . применять основные логические операции , выделять главное , решать проблемные задачи.

При организации работы с различными структурными компонентами учебника можно выделить несколько групп приемов :

1-я группа - организационные приемы , предполагающие развитие умений ориентироваться в учебнике , быстро находить необходимый информационный материал в тексте;

2-я группа - различные приемы работы с текстом;

3-я группа - приемы работы с вопросами , заданиями , иллюстрациями.

Задания при работе с учебником могут носить различный характер : репродуктивно-поисковый , сравнительно- аналитический и творческий . Это позволяет в рамках обычного урока осуществлять дифференцированный подход в обучении , значительно облегчает выполнение домашнего задания .

Характер работы со школьным учебником.

Репродуктивно-поисковый

Сравнительно-аналитический

Творческий

Комментированное чтение

Таблицы и схемы

Вопросы

к прочитанному

Ответы на вопросы

Анализ рисунков

Составление текстов

Работа с терминами


Подготовка выступления

Составление схем


Написание синквейна

Опорные конспекты



Сопоставление планов



Сопоставление конспектов



Заполнение таблиц



Репродуктивно – поисковая работа с учебником.

  1. Чтение с комментарием.

Наиболее простой формой на уроке можно считать комментированное чтение параграфа. Ее достоинства заключается в том , что данный прием помогает понять сложную информацию и обеспечить лучшее усвоение материала при подготовке домашнего задания. Эту форму целесообразно использовать для наиболее сложных тем , например «Гипотеза происхождения многоклеточных организмов» ( 9 кл.) , «Взаимодействие неаллельных ген».

  1. Составление таблиц.

Эту форму работы я очень часто использую при изучении биологи в 7 классе. При изучении внутреннего строения класса животных , ребята читают текст и заполняют таблицу :

Система органов

Особенности строения

Функции

Опорно-двигательная



Пищеварительная



Дыхательная



Выделительная



Кровеносная



В итоге конспектируется самое главное , что нужно запомнить. Эти таблицы можно использовать при сравнении внутреннего строения животных разных отрядов, классов.

Эта форма работы учит школьников правильному отбору и краткому изложению информации .

  1. Составление проблемных вопросов по тексту учебника .

Глубокому осмыслению полученной информации способствуют проблемные вопросы по тексту. В каждом параграфе можно найти материал для составления таких вопросов. Прямого ответа на них нет , но в тексте содержится подсказка , намек на правильный ответ Для этого учащимся приходится рассматривать текст под другим углом зрения , анализировать его , устанавливать новые связи между понятиями. Проблемные вопросы представляют собой цепочки рассуждений , в которых каждое последующее звено связано с предыдущим.

Пример .

9 класс. В теме «Биологические полимеры – белки» . Вопрос : белки называют протеинами , что означает первый , главный. Почему этим вопросом хотят подчеркнуть первостепенное значение белков для жизненных процессов клеток и организмов ?

8 класс. В теме «Человеческие расы» . Вопрос : можно ли утверждать , что все расы относятся к одному виду ?»

Эпиграф к уроку может служить проблемным вопросом к изучаемому разделу , поэтому стараюсь начинать изучение нового материала с эпиграфа и возвращаться к нему в конце темы.



Пример.

Эпиграф к нашему уроку могут быть следующие слова:

«Безмолвные цветы -

Властители пространства,

И жаждой красоты

Живет цветов убранство.»



Какие цели мы сегодня должны поставить перед собой при изучении новой темы?

Итак, сегодня мы должны узнать:

• 1. Какие растения называются покрытосеменными

• 2. Разнообразие покрытосеменных

• 3. Места обитания покрытосеменных

• 4. Значение цветковых.

А еще мы окунемся немного в мир поэзии.

  1. Составление опорных логических схем , планов.

План , схема , опорные конспекты помогают отделить главное от второстепенного при большом объеме информации , выделить смысловой остов текста , установить взаимосвязи отдельных систем. Все это способствует систематизации знаний учащихся .Многие тексты можно превратить в логические опорные схемы. Это наиболее краткое и наглядное изложение текстовой информации.

Пример .

9 класс . Тема « Белки»

Задание : составить опорную схему « Функции белков»



Строительная Транспортная





Каталитическая Функция белков Энергетическая



Защитная Сигнальная



Двигательная



8 класс. Тема «Обмен веществ и энергии»

Энерг. обмен

СО2 + Н2О + Q

Аминокислоты

Белки



Пластический

обмен

Белки организма





  1. Написание краткого конспекта.

По сложным темам можно предложить учащимся составить краткий конспект параграфа. Это дает возможность ученику выбрать из текста самое главное и лучше запомнить . Этот прием может быть применен как на уроке , так и при подготовке домашнего задания. Например при изучении тем в 9 классе : «Пластический и энергетический обмен», «Строение клетки», «Митоз», «Мейоз».

  1. Изучение терминов.

Изучение биологических терминов не ограничивается заучиванием их определений. Учащиеся должны понимать смысл , уметь пользоваться определениями . Если термин встречается редко и отсутствует система его отработки на каждом уроке , то в памяти он остается не долго. Осмысленное запоминание продуктивнее механического. Работа с терминами - важная составляющая процесса обучения. Если учащиеся не понимают что обозначает данный термин или пропустят объяснение какого-либо понятия , то в дальнейшем им трудно будет усвоить новую информацию и пропадет интерес к предмету. Проверка усвоения терминов осуществляется при проведении биологических диктантов.









Сравнительно- аналитическая работа с учебником.

  1. Сравнение и анализ информации.

Это иной уровень работы с учебником. В любом анализе заложены элементы выделения отдельных частей и признаков , а также обобщения и нахождения взаимосвязи. Сравнение можно проводить , опираясь на текст , рисунки и схемы учебника и оформлять его результаты в виде таблиц и схем. Пример .

В теме «Нуклеиновые кислоты» учащиеся составляют сравнительную таблицу : «Строение ДНК и РНК»

Признаки

ДНК

РНК

Строение молекулы



Местонахождение



Функции



Для выполнения заданий по сравнению и анализу целесообразно использовать рисунки учебника. Например , можно дать задание сравнить рисунки 65 , 73, 78 ( 7 класс учебник В.М. Константинов, В.Г.Бабенко ) и найти общие черты типа Моллюски.

Творческие задания

Система творческих заданий реализуется через методики и алгоритмы, позволяющие непроизвольно запоминать материал темы , расширять и углублять его , применять знания на практике .

  1. Составление тестов учениками.

Тест - это в настоящее время наиболее распространенный вид проверки усвоения знаний учащихся. После изучения темы , учащимся предлагается составить 6-8 вопросов в виде тестовых заданий. Самостоятельно созданное тестовое задание обеспечивает формирование применения знаний в практической ситуации . Составлением тестов я применяю при подготовке к обобщающим урокам при изучении тем : «Класс Птицы» , «Класс Млекопитающие» - 7 класс , « Пищеварительная система», «Опорно-двигательная система» - 8 класс , «Происхождение человека» - 9 класс.

  1. Создание синквейна.

Это творческая работа рефлексии. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи , чувства и представления в нескольких словах - важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии , основанной на богатом понятийном запасе. Данная работа удается не всем ученикам . Поэтому здесь может быть использована парная или групповая работа, или это может быть домашнем заданием.

Пример:

Чарлз Дарвин

смелый , гениальный

открыл , создал, убедил

эволюция – необратимый процесс



Вирус

опасный , коварный

пугает , заражает, уничтожает

необъяснимая загадка природы

враг

  1. Составление вопросов.

Это работа требует от учеников определенных усилий, хотя кажется чего проще составить вопросы. Но вопросы не должны дублировать те вопросы которые приведены в параграфе . Они должны начинаться определенным образом . Например : « Какое строение имеют ……. ? Какой вывод можно сделать из …… ? В чем заключается взаимосвязь строения и функции …. ?»

Оценивается не столько количество , сколько качество вопросов , а также умение отвечать на них . Проверку работы можно проводить несколькими способами : выборочно или у всего класса в тетрадях , заслушивая вопросы нескольких учеников ; объявляя конкурс на лучший вопрос ; в ходе работы в группах и соревновании между ними.

  1. Моделирование.

Создание всевозможных моделей изучаемых систем , графических рисунков, схем обеспечивает использование дополнительной информации , выходящей за рамки , предусмотренные учебной программой. Например :

  1. Сделать рисунок , модель из цветного пластилина растительной и животной клетки ( тема «Биология – наука о живом мире» - 5 класс.)

  2. Создать схему опорного конспекта по теме «Бесполое размножение»-9 класс

  3. Придумать биологические задачи по теме «Генетика» - 9 класс

  4. Найти в дополнительной литературе информацию о способах приспособлений у животных и растений разных географических зон ; достижения клеточной и генной инженерии.

  5. Придумать фантастический рассказ о происхождении жизни или будущем человека.

  6. Подготовить проект.

Роль учебника на уроке очень велика :

-- подготовка школьников к самообразованию путем обучения их умению работать с учебником и любой другой литературой;

-- обеспечение тесной связи между умственной и конкретной практической учебной деятельностью.

В процессе обучения на уроках следует поставить учащихся в положение необходимости и заинтересованности заниматься самообразованием . К признакам самообразовательной деятельности относят :

  1. высокий уровень активности и самостоятельности учащихся ;

  2. добровольность в приобретении новых знаний;

  3. совпадение целей и мотивов познавательной деятельности;

  4. целенаправленность , системность и планомерный характер этой деятельности.

Реализацию этих признаков следует осуществлять через :

  • систематическое формирование и развитие умения самостоятельно работать с учебником при овладении учащимися алгоритмами действий , составляющих каждое умение;

  • включение учащихся в поисковую деятельность в работе с учебником, которая создает благоприятные условия для развития познавательной самостоятельности;

  • включение элементов занимательности в учебный процесс , что вызывает эмоциональную увлеченность в развитии познавательного прцесса.







Литература .

1.Загашев И.О. , Заир-Бек С.И. «Учим детей мыслить критически » - СПб : Альянс «Дельта» 2013.

2.Мухина И.Д. Статья « Различные приемы работы с учебником «Общая биология» В.Б. Захарова. «Биология в школе» 2013.

3. Петрищева Г.С. «Системное использование учебника на уроках биологии – один из путей подготовки учащихся к самостоятельности» «Педагог» 1997 №3.

4. Цекало Е.С. Статья « Творческий потенциал учебника биологии» - Москва, 2005г. Издательский центр "Вентана-Граф". Методическое пособие 8-11 классы.

Используемые ресурсы из других общедоступных источников:

  1. http://abv.21309s02.edusite.ru

  2. http://www.pedagogik-systems.ru

  3. http://shcool-2.ru

  4. http:// www.internet-school.ru




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
« Метод проектов в обучении биологии»

Автор: Иванова Ольга Ивановна

Дата: 12.12.2016

Номер свидетельства: 368985

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Формирование экологической культуры учащися при обучении биологии "
    ["seo_title"] => string(77) "formirovaniie-ekologhichieskoi-kul-tury-uchashchisia-pri-obuchienii-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "108134"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403586272"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Статья по теме "Формирование экологической культуры учащихся при обучении биологии" "
    ["seo_title"] => string(97) "stat-ia-po-tiemie-formirovaniie-ekologhichieskoi-kul-tury-uchashchikhsia-pri-obuchienii-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "108138"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403587036"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Достижение обучающимися личностных предметных, метопредметных результатов в процессе обучения биологии"
    ["seo_title"] => string(80) "dostizhenie_obuchaiushchimisia_lichnostnykh_predmetnykh_metopredmetnykh_rezultat"
    ["file_id"] => string(6) "487557"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1543177068"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "«Современные  информационно-образовательные технологии в преподавании курса «Биология» "
    ["seo_title"] => string(94) "sovriemiennyie-informatsionno-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-v-priepodavanii-kursa-biologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "101154"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402408971"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ "
    ["seo_title"] => string(59) "sovriemiennyie-tiekhnologii-obuchieniia-na-urokakh-biologii"
    ["file_id"] => string(6) "158221"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421695072"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства