В начале 20 века появился целый ряд оригинальных педагогических разработок, призванных реализовывать в педагогическом процессе идею самооценки личности ребенка. Среди них выделяется метод проектов.
Сегодня целями обучения являются формирование интеллектуального и нравственного развитие личности, формирование творческого и критического мышления, умение работать с информацией. В традиционном обучении акцент делался на усвоение готовых знаний. В современном мире актуален подход, ориентированный на развитие самостоятельного мышления учащихся. Именно эти цели успешно достигаются в методе проектов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«« Метод проектов в обучении биологии»»
Творческая работа
«Приемы работы с учебником»
Автор: Иванова Ольга Ивановна,
учитель химии-биологии.
Первая квалификационная категория.
МОУ «ООШ» с. Лунино
Турковского района
Саратовской области
Декабрь 2016г.
Одна из задач школы в современных условиях развития общества - формирование у учащихся навыков самостоятельного приобретения знаний. Содержание школьного курса биологии отражено в учебниках , являющихся важнейшими источниками знаний и средством обучения. Систематическое использование учебника на уроках – эффективный способ формирования у обучающихся самостоятельного добывания знаний .
Известно , что тот , кто учится самостоятельно , преуспевает гораздо больше , чем тот , кому все объяснили. Поэтому задача учителя - не давать учащимся знания в готовом виде , а научить их самостоятельно добывать эти знания , анализировать ситуации , критически оценивать их , систематизировать информацию , обобщать , творчески перерабатывать , фиксировать в виде планов , конспектов , схем , таблиц . применять основные логические операции , выделять главное , решать проблемные задачи.
При организации работы с различными структурными компонентами учебника можно выделить несколько групп приемов :
1-я группа - организационные приемы , предполагающие развитие умений ориентироваться в учебнике , быстро находить необходимый информационный материал в тексте;
2-я группа - различные приемы работы с текстом;
3-я группа - приемы работы с вопросами , заданиями , иллюстрациями.
Задания при работе с учебником могут носить различный характер : репродуктивно-поисковый , сравнительно- аналитический и творческий . Это позволяет в рамках обычного урока осуществлять дифференцированный подход в обучении , значительно облегчает выполнение домашнего задания .
Характер работы со школьным учебником.
Репродуктивно-поисковый
Сравнительно-аналитический
Творческий
Комментированное чтение
Таблицы и схемы
Вопросы
к прочитанному
Ответы на вопросы
Анализ рисунков
Составление текстов
Работа с терминами
Подготовка выступления
Составление схем
Написание синквейна
Опорные конспекты
Сопоставление планов
Сопоставление конспектов
Заполнение таблиц
Репродуктивно – поисковая работа с учебником.
Чтение с комментарием.
Наиболее простой формой на уроке можно считать комментированное чтение параграфа. Ее достоинства заключается в том , что данный прием помогает понять сложную информацию и обеспечить лучшее усвоение материала при подготовке домашнего задания. Эту форму целесообразно использовать для наиболее сложных тем , например «Гипотеза происхождения многоклеточных организмов» ( 9 кл.) , «Взаимодействие неаллельных ген».
Составление таблиц.
Эту форму работы я очень часто использую при изучении биологи в 7 классе. При изучении внутреннего строения класса животных , ребята читают текст и заполняют таблицу :
Система органов
Особенности строения
Функции
Опорно-двигательная
Пищеварительная
Дыхательная
Выделительная
Кровеносная
В итоге конспектируется самое главное , что нужно запомнить. Эти таблицы можно использовать при сравнении внутреннего строения животных разных отрядов, классов.
Эта форма работы учит школьников правильному отбору и краткому изложению информации .
Составление проблемных вопросов по тексту учебника .
Глубокому осмыслению полученной информации способствуют проблемные вопросы по тексту. В каждом параграфе можно найти материал для составления таких вопросов. Прямого ответа на них нет , но в тексте содержится подсказка , намек на правильный ответ Для этого учащимся приходится рассматривать текст под другим углом зрения , анализировать его , устанавливать новые связи между понятиями. Проблемные вопросы представляют собой цепочки рассуждений , в которых каждое последующее звено связано с предыдущим.
Пример .
9 класс. В теме «Биологические полимеры – белки» . Вопрос : белки называют протеинами , что означает первый , главный. Почему этим вопросом хотят подчеркнуть первостепенное значение белков для жизненных процессов клеток и организмов ?
8 класс. В теме «Человеческие расы» . Вопрос : можно ли утверждать , что все расы относятся к одному виду ?»
Эпиграф к уроку может служить проблемным вопросом к изучаемому разделу , поэтому стараюсь начинать изучение нового материала с эпиграфа и возвращаться к нему в конце темы.
Пример.
Эпиграф к нашему уроку могут быть следующие слова:
«Безмолвные цветы -
Властители пространства,
И жаждой красоты
Живет цветов убранство.»
Какие цели мы сегодня должны поставить перед собой при изучении новой темы?
Итак, сегодня мы должны узнать:
• 1. Какие растения называются покрытосеменными
• 2. Разнообразие покрытосеменных
• 3. Места обитания покрытосеменных
• 4. Значение цветковых.
А еще мы окунемся немного в мир поэзии.
Составление опорных логических схем , планов.
План , схема , опорные конспекты помогают отделить главное от второстепенного при большом объеме информации , выделить смысловой остов текста , установить взаимосвязи отдельных систем. Все это способствует систематизации знаний учащихся .Многие тексты можно превратить в логические опорные схемы. Это наиболее краткое и наглядное изложение текстовой информации.
Пример .
9 класс . Тема « Белки»
Задание : составить опорную схему « Функции белков»
Строительная Транспортная
Каталитическая Функция белков Энергетическая
Защитная Сигнальная
Двигательная
8 класс. Тема «Обмен веществ и энергии»
Энерг. обмен
СО2 + Н2О + Q
Аминокислоты
Белки
Пластический
обмен
Белки организма
Написание краткого конспекта.
По сложным темам можно предложить учащимся составить краткий конспект параграфа. Это дает возможность ученику выбрать из текста самое главное и лучше запомнить . Этот прием может быть применен как на уроке , так и при подготовке домашнего задания. Например при изучении тем в 9 классе : «Пластический и энергетический обмен», «Строение клетки», «Митоз», «Мейоз».
Изучение терминов.
Изучение биологических терминов не ограничивается заучиванием их определений. Учащиеся должны понимать смысл , уметь пользоваться определениями . Если термин встречается редко и отсутствует система его отработки на каждом уроке , то в памяти он остается не долго. Осмысленное запоминание продуктивнее механического. Работа с терминами - важная составляющая процесса обучения. Если учащиеся не понимают что обозначает данный термин или пропустят объяснение какого-либо понятия , то в дальнейшем им трудно будет усвоить новую информацию и пропадет интерес к предмету. Проверка усвоения терминов осуществляется при проведении биологических диктантов.
Сравнительно- аналитическая работа с учебником.
Сравнение и анализ информации.
Это иной уровень работы с учебником. В любом анализе заложены элементы выделения отдельных частей и признаков , а также обобщения и нахождения взаимосвязи. Сравнение можно проводить , опираясь на текст , рисунки и схемы учебника и оформлять его результаты в виде таблиц и схем. Пример .
В теме «Нуклеиновые кислоты» учащиеся составляют сравнительную таблицу : «Строение ДНК и РНК»
Признаки
ДНК
РНК
Строение молекулы
Местонахождение
Функции
Для выполнения заданий по сравнению и анализу целесообразно использовать рисунки учебника. Например , можно дать задание сравнить рисунки 65 , 73, 78 ( 7 класс учебник В.М. Константинов, В.Г.Бабенко ) и найти общие черты типа Моллюски.
Творческие задания
Система творческих заданий реализуется через методики и алгоритмы, позволяющие непроизвольно запоминать материал темы , расширять и углублять его , применять знания на практике .
Составление тестов учениками.
Тест - это в настоящее время наиболее распространенный вид проверки усвоения знаний учащихся. После изучения темы , учащимся предлагается составить 6-8 вопросов в виде тестовых заданий. Самостоятельно созданное тестовое задание обеспечивает формирование применения знаний в практической ситуации . Составлением тестов я применяю при подготовке к обобщающим урокам при изучении тем : «Класс Птицы» , «Класс Млекопитающие» - 7 класс , « Пищеварительная система», «Опорно-двигательная система» - 8 класс , «Происхождение человека» - 9 класс.
Создание синквейна.
Это творческая работа рефлексии. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи , чувства и представления в нескольких словах - важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии , основанной на богатом понятийном запасе. Данная работа удается не всем ученикам . Поэтому здесь может быть использована парная или групповая работа, или это может быть домашнем заданием.
Пример:
Чарлз Дарвин
смелый , гениальный
открыл , создал, убедил
эволюция – необратимый процесс
Вирус
опасный , коварный
пугает , заражает, уничтожает
необъяснимая загадка природы
враг
Составление вопросов.
Это работа требует от учеников определенных усилий, хотя кажется чего проще составить вопросы. Но вопросы не должны дублировать те вопросы которые приведены в параграфе . Они должны начинаться определенным образом . Например : « Какое строение имеют ……. ? Какой вывод можно сделать из …… ? В чем заключается взаимосвязь строения и функции …. ?»
Оценивается не столько количество , сколько качество вопросов , а также умение отвечать на них . Проверку работы можно проводить несколькими способами : выборочно или у всего класса в тетрадях , заслушивая вопросы нескольких учеников ; объявляя конкурс на лучший вопрос ; в ходе работы в группах и соревновании между ними.
Моделирование.
Создание всевозможных моделей изучаемых систем , графических рисунков, схем обеспечивает использование дополнительной информации , выходящей за рамки , предусмотренные учебной программой. Например :
Сделать рисунок , модель из цветного пластилина растительной и животной клетки ( тема «Биология – наука о живом мире» - 5 класс.)
Создать схему опорного конспекта по теме «Бесполое размножение»-9 класс
Придумать биологические задачи по теме «Генетика» - 9 класс
Найти в дополнительной литературе информацию о способах приспособлений у животных и растений разных географических зон ; достижения клеточной и генной инженерии.
Придумать фантастический рассказ о происхождении жизни или будущем человека.
Подготовить проект.
Роль учебника на уроке очень велика :
-- подготовка школьников к самообразованию путем обучения их умению работать с учебником и любой другой литературой;
-- обеспечение тесной связи между умственной и конкретной практической учебной деятельностью.
В процессе обучения на уроках следует поставить учащихся в положение необходимости и заинтересованности заниматься самообразованием . К признакам самообразовательной деятельности относят :
высокий уровень активности и самостоятельности учащихся ;
добровольность в приобретении новых знаний;
совпадение целей и мотивов познавательной деятельности;
целенаправленность , системность и планомерный характер этой деятельности.
Реализацию этих признаков следует осуществлять через :
систематическое формирование и развитие умения самостоятельно работать с учебником при овладении учащимися алгоритмами действий , составляющих каждое умение;
включение учащихся в поисковую деятельность в работе с учебником, которая создает благоприятные условия для развития познавательной самостоятельности;
включение элементов занимательности в учебный процесс , что вызывает эмоциональную увлеченность в развитии познавательного прцесса.