Достижение обучающимися личностных предметных, метопредметных результатов в процессе обучения биологии
Достижение обучающимися личностных предметных, метопредметных результатов в процессе обучения биологии
в данной работе поднимались такие проблемы как достижение обучающимися личностных, предметных, метапредметных результатов в процессе обучения биологии. а также использование метода проекта для достижения более высоких результатов на итоговой защите.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Достижение обучающимися личностных предметных, метопредметных результатов в процессе обучения биологии»
«Достижение обучающимися личностных, предметных, метапредметных результатов в процессе обучения биологии»
Уровень требований к результатам освоения
Пример
Личностный
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Предметный
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
- приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Метапредметный
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Использование метода проекта для достижения высоких результатов на итоговой защите.
Сегодня обязательным элементом обучения является создание учебного проекта или исследования (индивидуального, группового) по учебному предмету, социального по выбору учащегося и учителя. Как мы используем метод проекта для достижения высоких результатов на итоговой защите.
В течение сентября проводятся обзорные уроки, освещающие ключевые моменты курса, возможные темы проектов отражаются в тематическом планировании. К 1 октября в журнале заполняется “проектная страница”, на которой фиксируется выбранный предмет, предполагаемая тема проектов и исследований. Защита проектов проводится внутри класса, лучшие проекты и исследования выставляются на защиту в параллели. Победители защиты проектов и исследований освобождаются от творческой составляющей итогового контроля.
Указанный локальный акт предусматривает и способы поощрения учащихся, показавших во время защиты проектов и рефератов наиболее интересные, творческие и грамотные работы.
Всем подросткам был предложен учебный проект (предметный, социальный или творческий; групповой или индивидуальный) и его презентация . Очень интересной оказалась заявленная тематика проектов, которая иллюстрирует вполне традиционный взгляд на контроль не только учителей, но и учащихся – к итоговому контролю не было заявлено ни одного социального или творческого проекта, все выбранные учащимися темы оказались сугубо предметными.
В процессе подготовки учащихся к презентации проектов был организован педагогический и административный мониторинг их деятельности, по результатам которого учащиеся получали или не получали допуск к защите проектов.
В соответствии с новой формой итогового контроля новой оказалась и организация его проведения. Один из дней, 27 мая, был полностью отпущен под организацию итогового контроля. В результате были созданы разновозрастные группы для защиты проектов, кроме того, в каждой группе находились и представители разных классов одной параллели. Подростки смогли оценить уровень предложенных продуктов проектной деятельности и исследований учащихся других классов и другого возраста и проанализировать свою работу в сравнении с другими. Обязательным элементом защиты проекта было представление письменного отчета, для составления которого были предложены конкретные вопросы по этапам их деятельности.
В итоге защиты проектов получено множество достаточно качественных пособий, компьютерных презентаций, приборов и др., которые могут быть использованы в педагогической деятельности
К достоинствам проектирования можно отнести то, что эта форма работы дает ученикам возможность выбрать для предъявления на итоговом контроле наиболее интересную для них предметность. Работая над отчетом по проекту, многие учащиеся выполнили письменный анализ своей работы, систематизацию накопленного в процессе работы материала и сделали выводы, а также наметили возможные перспективы дальнейшего развития своего проекта. Это дает ученикам начальную базу выполнения научно-исследовательской работы, которая будет для них хорошим подспорьем, если они выберут реферат как форму итоговой аттестации. Кроме того, в процессе работы над отчетом учащиеся приобретают навык грамотного и качественного оформления текстового документа.
Еще одно достоинство проектирования заключается в том, что учителя получают возможность увидеть скрытый потенциал ребенка, осознать его успешность вне узких рамок своего предмета, увидеть индивидуальный ключик к раскрытию творческих и интеллектуальных задатков отдельно взятого ученика. Большую пользу принесло участие разных учителей одного и того же предмета и знакомство их с “чужими” учениками и уровнем их работ.
Подготовка ученика к защите проекта очень трудоемка для учителя и требует использования большого количества внеурочного времени. Это является одной из проблем проектирования, многое учителя отказываются от него по этой причине, а также из-за того, что не хотят брать на себя ответственность за учащихся во время презентации проекта.
Самой интересной частью итогового контроля стала защита проектов. Ученикам, согласно школьному локальному акту об итоговом и промежуточном контроле предлагается выполнить учебный проект по любому из предметов, изучаемых в школе, межпредметный проект, социальный или творческий проект и провести его презентацию. Проект мог быть как индивидуальным, так и групповым. Можно отметить следующее:
появились межпредметные проекты (русский язык – английский язык, биология – география, технология – география и др.)
некоторые учащиеся добровольно выбрали и защитили несколько проектов
на защиту были представлены проекты с очень интересными темами
В чем перспектива работы над учебными проектами? Это прямой выход на углубление исследовательской деятельности учащихся. Некоторые работы учеников настолько глубоки, что их можно было рекомендовать при некоторой доработке к защите реферата в конце 9 класса на итоговой государственной аттестации. В процессе работы над проектами ребята получают навыки исследовательской работы, устной и письменной речи, развивают коммуникационные навыки, учатся трудиться в группе, руководить и быть подчиненным, распределять роли, нести ответственность и т.д. И все это происходит на фоне серьезной личной заинтересованности, ведь выбор предметности и темы – это личный выбор ученика, работать в группе или индивидуально – опять же выбор каждого.
Проекты для итоговой или промежуточной аттестации
Оценка планируемых результатов в освоении обучающимися основной образовательной программы предполагает проведение промежуточной аттестации в двух формах: комплексной контрольной работы и итогового проекта (индивидуальный проект по итогам учебного года). Контрольные работы и критерии их оценки существуют уже в готовом виде. Итоговый проект выполняется обучающимися с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность. В отношении проекта четких показателей нет. Школам приходится самим разрабатывать Положение об итоговом проекте и критериях его оценки.
Продукт проектной деятельности может быть представлен в одной из форм:
Возможные темы проектов (по материалам сайта http://obuchonok.ru/) предложенные в программе учкбного (элективного) курса « Вопросы биологии» для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования 10-11класс(ы) Государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования».
Ботаника
Адаптация дикорастущих деревьев и кустарников при озеленении города.
Адвентивные деревья и кустарники на территории поселка.
Растения – суперфрут.
Влияние фотосинтеза растений на наступление «черемуховых холодов» и «бабьего лета».
Выращивание и размножение тополя пирамидального.
Деревья и кустарники около школы.
Деревья нашего края.
Деревья-первоцветы.
Зелѐный чай.
Изучение жизненного состояния зеленых насаждений в окрестностях школы.
Изучение модификационной изменчивости у лиственных растений в период листопада.
Исследование физиологической реакции березы обыкновенной (Betula alba L.) на засоление почвы NaCl.
Как быстро вырастить кедр в домашних условиях.
Местные сорта черной смородины.
Морфология и динамика развития побегов у яблони домашней и кизильника гибридного.
Мурайя – экзотический целитель. Лечебные свойства, рост, развитие и размножение.
Поражение дубовых насаждений мучнистой росой и способы защиты растений.
Священные деревья народа мари.
Фотоопределитель древесно-кустарниковых растений пришкольной территории.
Янтарь – волшебные слезы деревьев.
Зоология
Влияет ли порода животного на его характер?
Влияние рациона питания КРС на качество молока.
Гиганты суши – слоны.
Домашние питомцы – кого выбрать?
Заблуждения о животных.
Животные леса.
Животные пустынь.
Животные – преобразователи почв.
Животные-рекордсмены.
Животные-символы.
Животные-синоптики.
Животный мир Австралии.
Животный мир Байкала.
Животный мир моего края.
Живые барометры.
Жизнь животных в неволе.
Жизнь животных зимой.
Животные Красной книги.
Животные в опасности.
Животные в русских народных сказках – образы и прототипы.
Животные тропических лесов.
Значение окраски в жизни животных.
Звери: такие разные и такие похожие.
Зачем животным нужны хвосты?
Изучение беспозвоночных животных вблизи реки.
Изучение черепа млекопитающего и определение его видовой принадлежности.
Анатомия
Анализаторы. Зрительный и слуховой.
Анатомия и физиология человека.
Антропометрические исследования.
Антропометрия. Наследственные пропорции тела человека.
Внутренняя среда организма. Значение крови.
Возможности и особенности человеческого глаза.
Возрастные изменения динамики жизненной емкости легких.
Волосы – показатель здоровья и красоты человека.
Генеалогическое древо моей семьи.
География группы крови.
Глаз – удивительный дар природы.
Голубая кровь: миф или реальность?
Гормоны – регуляторы живых организмов.
Группа крови и наследственные заболевания.
Группы крови и пути к здоровью человека.
Группы крови. Наследование групп крови у человека.
Для чего нужен язык?
Генетика
Анализ генома человека на разных уровнях его организации.
Будут ли расшифрованы генетические основы разума?
Влияние генов на предрасположенность к артериальной гипертонии.
Вредные и полезные мутации.
Выявление причин, отрицательно влияющих на генотип человека.
Г. Мендель и его вклад в развитие генетики.
Генетика и человек.
Генетика: современный подход.
Генетические особенности индивидуального развития.
Генетический фонд нации.
Генотипическая обусловленность интеллекта и составляющих
психофизиологических параметров.
Генотип-средовое соотношение в формировании некоторых признаков человека.
Изучение признака наследования в моей семье используя генеалогический метод. Искусственные органы – проблема и перспективы.
Исследование проблем морфологического строения учеников школы.
Клонирование животных. Проблемы и перспективы.
Методы генетических исследований человека. Мигрирующий геном – что это такое?
Мир нанотехнологий – возможности применения в биологии и медицине.
Микробиология
Аллергия – что это такое?
Антибиотики, классификация.
Биологические маячки - механизмы свечения у животных.
Биотехнология – надежды и свершения.
Биохимическая активность бактерий.
Виды иммунитета.
Вирус СПИД и человек – динамика борьбы.
Классификация дезинфектантов.
Классификация оборудования микробиологической лаборатории.
Микробиологический мониторинг в лечебно-профилактических учреждениях.
Микробы – «друзья» или «враги»?
Микроэлементы – характеристика и биологическая роль.
Мир нанотехнологий – возможности применения в биологии и медицине. Нарушение физико-химических свойств клетки при инфицировании
организма вирусом ВИЧ.
Нарушение функций органов зрения и их профилактика
Новые вакцины – надежды и свершения.
Медицина
Влияние памяти на успеваемость учащихся нашего класса.
Влияние спортивных игр на здоровье в условиях Крайнего Севера.
Влияние табачного дыма на рост организма.
Влияние шума на организм человека.
Военная медицина.
Воспитание культуры здоровья как основа допризывной подготовки юношей.
Врачебные династии нашего города (района).
Выявление группы риска развития вегето-сосудистой дистонии у детей.
Демографические проблемы нашего региона.
Драматическая медицина.
Духовно-нравственный мир представителей отечественной медицины.
Изучение гигиенических аспектов школьных учебников.
Исследование влияния туристического похода на здоровье участников.
Компьютер и здоровье школьника
Лечебное питание при различных патологиях.
Медицинские аспекты формирования здорового образа жизни.
Медицинские аспекты формирования семьи и рождения здорового
ребенка.
Нетрадиционные методы лечения заболеваний.
Особенности течения различных заболеваний в детском и подростковом возрасте.
Экология
Автомагистраль, снег, растения и почва.
Автомобиль – источник химического загрязнения атмосферы.
Автомобильный транспорт в городе: проблемы и пути их решения.
Азбука правильного питания.
Азот как необходимый биогенный элемент. Аквариум – искусственная экосистема в доме
Аквариум – замкнутая экосистема.
Амфибии в мониторинге окружающей среды.
Анализ качества воды, взятой в реке в учебно-исследовательских целях.
Влияние различных степеней рН на видовой состав организмов в водоеме.
Движения у растений.
Живые «чудовища» – многообразие глубоководных живых организмов.