kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия на тему "Рыбы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие познакомит детей с представителями класса рыбы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему "Рыбы"»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «РЫБЫ»



Автор - составитель: Григорьева Ирина Евгеньевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Станция юннатов» г. Вязьмы Смоленской области.

Цели: познакомить учащихся с характеристикой класса рыб, разнообразием представителей данного класса; воспитание любознательности, бережного отношения к окружающему миру.

Оборудование: цветные карандаши, раскраски «Аквариум».

Наглядные пособия: картинки с изображением рыб.



Ход занятия:

I.Организационный момент.

II. 1. Сообщение темы и задач занятия.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся еще с одним классом животных –рыбами.

2.Рассказ с демонстрацией.

Мир рыб отличается огромнейшим разнообразием видов. По возрасту рыбы – самые древние из всех позвоночных животных. Представители этого класса животных живут в морях и водоемах с пресной водой, у поверхности водоема и на его глубине, при высокой и низкой температуре. У всех рыб есть общие особенности, связанные со средой обитания.

Размеры рыб Их размеры разнообразны: длина тела бычка пандака около 1 см., а длина тела китовой акулы до 15 метров. Одни из них весят несколько тонн, другие - всего несколько грамм. Например: обыкновенный сом весит до 200 кг, скат манта – до 4 тонн, китовая акула – 30 тонн (вес ее печени достигает веса около тонны).

Продолжительность жизни рыб Продолжительность жизни у разных видов рыб весьма различна. Есть среди них долгожители (белуги живут более 100 лет). Рыбы некоторых видов погибают после первого нереста. Это, например, дальневосточные лососи, угри. Определить возраст рыбы возможно по некоторым костям и чешуе рыб. Рыба растет, но в течение года она растет неравномерно. Есть периоды замедленного и ускоренного роста рыбы, поэтому по мере ее роста на чешуе образуются кольца, по которым можно надежно определить возраст рыбы. У некоторых рыб - окуней, налима и других – такие же кольца можно наблюдать на жаберных крышках. Возраст акул и осетровых рыб удобнее всего проследить по костям плавников.

Кожа и чешуя Тело большинства рыб покрыто чешуей. Она состоит из отдельных костных пластинок, расположенных определенным образом на теле. Цвет и блеск зависит от обилия в коже кристалликов гуанина. Если взять рыбу в руки, то она очень скользкая, потому, что кожа рыб с помощью особых желез выделяет слизь. Она выполняет роль смазки и уменьшает трение воды о тело рыбы.

Плавники При плавании большую роль играют плавники. Каждый плавник состоит из тонкой кожной перепонки, которая поддерживается костными плавниковыми лучами. Различают хвостовой, анальный, грудные (парные), брюшные (парные).

Как движутся рыбы Для движения рыб очень важны плавники, их размер и форма. Конструкторы подводной лодки позаимствовали ее форму у самых быстрых пловцов - таких, как, например, тунец. Тело у него обтекаемое, а спинной и анальный плавники небольшие, они служат стабилизаторами. Когда тунец плывет быстро, плавники прижаты к телу, и он становится похожим на торпеду, а чтобы замедлить движение, плавники расправляются.

Некоторые рыбы используют плавники не только для плавания, но и для передвижения по суше. Анабас, или ползун, переползает из водоема в водоем с помощью сильных грудных плавников. Илистый прыгун прыгает по берегу, добывая пищу, и даже поднимается по растениям в мангровых зарослях.

Есть и такие рыбы, которые летают по воздуху – и тоже с помощью плавников. У одних полет планирующий - они выскакивают из воды и преодолевают большие расстояния, до 200 м, а с попутным ветром и дальше. Чаще всего они проделывают это, спасаясь от хищников. Эту большую группу рыб называют летучими. Другие рыбы обладают машущим полетом. Они взмахивают сильно увеличенными грудными плавниками, как крыльями. У них прекрасно развиты мышцы, к которым крепятся кости плавников. Эти рыбы даже имеют киль, немного напоминающий киль птиц.

Как дышат рыбы Рыбы дышат жабрами. В этих органах, как и в легких человека, происходит обогащение крови кислородом, только газ этот поступает не из воздуха, а из воды. Одни рыбы пользуются только жабрами, у других есть дополнительные способы дыхания. Наверное, многие замечали, что при недостатке кислорода в аквариуме рыбы поднимаются на поверхность и начинают захватывать атмосферный воздух. Но так дышать атмосферным воздухом в течение долгого времени рыбы не могут, поэтому некоторые из них приспособились дышать другими органами. Карп, линь, карась часто обитают в прудах с затхлой водой; тогда одних жабр для дыхания им не хватает, и они дышат поверхностью кожи. Карась и угорь в корзине с сырой травой могут жить более двенадцати часов. Вьюн – небольшая рыбка, населяющая многие заболоченные водоемы, может дышать и жабрами, и с помощью кишечника. Когда водоем пересыхает, вьюн впадает в спячку, что еще более снижает потребность организма в кислороде. В сильную засуху он зарывается в ил. На поверхности ила часто образуется такая плотная корка, что по ней можно ехать на машине. А вьюну хоть бы что. Он не погибает и после дождей вновь перебирается в воду. Настоящие легкие образовались из плавательного пузыря у двоякодышащих рыб. Исключительно долго без воды может жить африканская двоякодышащая рыба протоптериус. Когда водоемы пересыхают, она устраивает из ила и слизи, выделяемой телом, особый кокон с крышечкой. В нем протоптериус проводит все засушливое время года, то есть около шести месяцев. В таких коконах его перевозят на тысячи километров. Эта рыба может находиться в спячке более трех лет! Если кокон положить в теплую воду, он растворяется – и рыба начинает плавать, как ни в чем не бывало. Очень долго может обходиться без воды илистый прыгун. Охотясь за насекомыми, он проводит на суше много часов. Пойманных прыгунов держали по шесть суток на влажном песке, и они чувствовали себя вполне нормально. Дышат прыгуны, помимо жабр, кожей и полостью рта.

Органы чувств рыб У рыб есть те же пять чувств, что и у человека, - это зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Кроме этих чувств, у них есть шестое, присущее только рыбам. Орган этого чувства – орган боковой линии – позволяет им воспринимать колебания воды вокруг них, которые возникают от любого движения - волн, проплывающих мимо рыб и других животных или предметов. Боковая линия помогает рыбам ощущать движение своей стаи. Слепые пещерные рыбы, например, прекрасно ориентируются с помощью боковой линии: волны возникающие от их собственного движения, отражаются от камней и других препятствий и возвращаются к ним. Хищные рыбы, потерявшие зрение, прекрасно ловят добычу. Да и рыбы с нормальным зрением пользуются этой способностью в темноте и мутной воде. Боковая линия у разных рыб выражена неодинаково. У одних она развита и имеет выход наружу в чешуйках. У других она неполная, выражена слабо или вовсе не видна.

«Нем, как рыба» - это утверждение не соответствует действительности. Рыбы прекрасно слышат и издают самые разнообразные звуки. Наружного уха, как у человека, у рыбы нет. Ее орган слуха расположен внутри головы, он так и называется «внутреннее ухо». Почему же в таком случае рыб долгое время считали немыми? Дело в том, что звуки, издаваемыми ими, лежат вне пределов слышимости для человека. Звуки рыб ученые записывают с помощью особых приборов. Вот какие звуки издают некоторые из них: морской карась – крякает; морская свистулька – свистит; речной сом - хрюкает; камбала – звуки арфы или колокольный звон; барабанщики – кудахчет будто наседка; ставрида – лает, сцены – урчание, хрюканье, писк, лай; морской петух – «трек, трек»; скат морской кот – «ух-ух»(после приема пищи).

Глаз рыбы хитроумно приспособлен к работе в воде. У рыб нет век, ни слезных желез, потому что их глаза не страдают от высыхания, как нежные глаза сухопутных животных. Глаза у рыб связаны с мозгом независимо друг от друга, что позволяет некоторым рыбам двигать каждым глазом отдельно. Особенно развито зрение у многих хищных рыб, потому что оно помогает им находить и ловить добычу. Расположение глаз зависит от образа жизни. У толстолобика глаза расположены очень низко, под большим лбом; камбалы – на той стороне, которая находится сверху; у морских игл и морских коньков – глаза могут вращаться в разные стороны; у четырехглазки – глаза разделены на верхнюю и нижнюю половину темной поперечной полоской – это позволяет ей видеть одинаково в водной и воздушной среде. По мнению ученых, рыбы различают все цвета. Правда ведут себя при разном освещении по- разному: либо никак, беспокоятся, собираются в стаи и т.д.

Окраска рыб разнообразная, например, рыба-лапша, рыба-игла - прозрачные. Рыбы, обитающие в водах теплых морей, имеют пеструю окраску. Многие представители этого класса обладают покровительственной окраской. А некоторые, например, камбала, морские собачки изменяют цвет в зависимости от окружающей среды. Во многом окраска рыбы зависит от того, где она живет, но общее правило такое: спинка темная, а брюшко светлое. Так она менее заметна и при взгляде сверху, и снизу.

Забота о потомстве Для большинства видов рыб нерест – дело простое, но у многих рыб есть оригинальные и сложные способы воспроизведения потомства. Аквариумная рыбка копелла Арнольда выводит потомство над водой. Оба родителя выпрыгивают из воды одновременно, и самка во время прыжка выметывает несколько икринок и приклеивает их на нижнюю поверхность свисающего над водой листа растений, который рыбки облюбовали заранее. После того как за 6-8 прыжков вся икра выметана, самка удаляется. Самец же остается ухаживать за икрой. Лабиринтовые гурами, петушки строят гнезда из пузырьков воздуха, обработанного специальным секретом желез. Самец петушка заглатывает воздух и выплевывает пузырек, который долго не лопается. Сверху гнездо выглядит как комок пены. Некоторые акулы и скаты выметывают яйца, покрытые толстой, роговой капсулой, защищающей зародыши от врагов. Нитевидные отростки помогают яйцам удерживаться за водяные растения. Самец колюшки делает гнездо из веточек водяных растений и водорослей. Он собирает кусочки водорослей, смазывает их клейкими выделениями и аккуратно вылепливает гнездо, похожее на шар. В гнездо ведет отверстие – вход. На такое строительство уходит несколько дней. Когда строительство гнезда окончено, самец приглашает в гнездо самку (или несколько самок по очереди), пока гнездо не заполнится икрой в нужном количестве. Затем самец остается присматривать за гнездом и рьяно охраняет его и молодь. Некоторые рыбы гнезд не строят, а заботятся о потомстве по-другому. У морских коньков заботу о подрастающем поколении берет на себя самец. Самец морского конька вынашивает икру у себя в специальном желобке на брюшке. Даже после того, как мальки вылупятся из икринок, самец некоторое время носит их в сумке. Когда детям подходит время покидать это убежище, он выгибает тело дугой, освобождая путь наружу. Другой способ защиты от вымирания имеется у нескольких очень далеких друг от друга групп рыб. Около одного процента рыб «рождают» живых детенышей. У них икра развивается в теле самки, и на свет появляются вполне готовые к жизни рыбки. Это называется яйцеживорождением. К живородящим рыбам относятся самые распространенные среди аквариумных рыб - гуппи.

3. Игра «Подскажи словечко»

Ребята, послушайте забавное стихотворение про то, как рыбы любят улыбаться. И не просто слушайте, а подсказывайте  мне словечки.

Если это рыбка – у нее улыбка.

Если это рыбочка – у нее … (улыбочка)

Если это рыба – у нее … (улыба)

Если это рыбина – у неё … (улыбина).

Если эта рыбища – у нее … (улыбища).

Давайте улыбнемся друг другу.

4. Физкультминутка «РЫБКА»

Рыбка плавает в водице,

(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)

Рыбке весело играть.

(хлопают в ладоши)

Рыбка, рыбка, озорница,

(Грозят пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать.

(Делают хватательное движение обеими руками.)

Рыбка спинку изогнула,

(Руки над головой, прогибаемся в спине)

Крошку хлебную взяла.

(Приседаем)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

(Снова «плывут».)



5. Викторина «Секреты названия рыб»

Рыбы иногда имеют довольно странные «имена». Попытайтесь объяснить происхождение названий следующих рыб:

1.Четырехглазка.

Ответ: У четырехглазки глаза разделены пополам темной поперечной полосой. Эта рыба за счет такого давления хорошо видит – причем одновременно! – как под водой, так и на поверхности водной глади.

2.Панцирная щука.

Ответ: Получила свое «имя» из-за чешуи, преобразованной природой в костяной покров. Он защищает все тело рыбы.

3.Барабанщик.

Ответ: Барабанщик при помощи плавательного пузыря и трения по нему особой мышцы способен издавать звуки, очень похожие на звонкую барабанную дробь.

4.Змееголов.

Ответ: Голова змееголовой рыбы – почти точная копия головы змеи.

5.Анабас – ползун.

Ответ: Анабас – ползун способен долгое время находиться вне воды и при этом ползать по поверхности почвы.

6.Илистый прыгун.

Ответ: Илистый прыгун также может находиться на берегу. Свое название он получил за способность прыгать, отталкиваясь хвостом. Кроме того, эта рыбка неплохо карабкается по ветвям прибрежных растений.

7.Лоцман.

Ответ: Лоцманы – это совсем небольшие рыбешки. Обычно они плывут перед мордой акулы, словно показывая ей направление поиска добычи.

8.Рыба – прилипало.

Ответ: У рыб – прилипал спинной плавник преобразился в диск – присоску. При помощи него она присасывается (прилипает) к днищам проходящих судов или к коже других более крупных рыб.

9.Голец.

Ответ: У этих рыб очень мелкая чешуя. С первого взгляда кажется, что они голые.

10.Рыба – пила.

Ответ: Отличительной особенностью этой рыбы является так называемая «пила», а точнее вырост рыла. Он длинный и имеет плоскую форму, по бокам располагаются одинаковые зубцы. Они предают ему вид пилы.

11.Рыба – молот.

Ответ: Рыба резко отличается от остальных своим строением, а конкретно формой головы, которая напоминает молот.

12.Вьюн.

Ответ: Рыба по внешнему виду напоминает змею. Когда она плавает, у нее извивается все тело.

13.Рыба – меч.

Ответ: Морда у рыбы сплюснутая, очень острая и очень похожая на меч.

14.Бабочка.

Ответ: Эти рыбы получили свое название за необычайно яркую и пеструю окраску, которая действительно напоминает бабочек.

15.Попугай.

Ответ: Челюсть этой рыбы по форме и строению напоминает клюв попугая.







6. Практическая работа «Аквариум»

Ребята предлагаю вам раскрасить рыбок в аквариуме.



III.Подведение итогов занятия.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект занятия на тему "Рыбы"

Автор: Ирина Евгеньевна Григорьева

Дата: 26.02.2020

Номер свидетельства: 541254

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конспект  занятия на тему "Царство морских рыб" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-zaniatiia-na-tiemu-tsarstvo-morskikh-ryb"
    ["file_id"] => string(6) "171898"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423739161"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Конспект занятия по развитию речи и рисованию во второй младшей группе  Тема: «Золотая рыбка» . "
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-zaniatiia-po-razvitiiu-riechi-i-risovaniiu-vo-vtoroi-mladshiei-ghruppie-tiema-zolotaia-rybka"
    ["file_id"] => string(6) "245087"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446051836"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект занятия по речевому развитию  "Пятачок в гостях у медвежонка Мишки" "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-zaniatiia-po-riechievomu-razvitiiu-piatachok-v-ghostiakh-u-miedviezhonka-mishki"
    ["file_id"] => string(6) "167694"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423131212"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект занятия по ИЗО деятельности в средней группе. Тема "Рыбки в аквариуме" "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-zaniatiia-po-izo-dieiatiel-nosti-v-sriedniei-ghruppie-tiema-rybki-v-akvariumie"
    ["file_id"] => string(6) "226295"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440171057"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Конспект занятия по математике для детей 5-6 лет "Волшебные тропинки лесного человечка Циферки". "
    ["seo_title"] => string(113) "konspiekt-zaniatiia-po-matiematikie-dlia-dietiei-5-6-liet-volshiebnyie-tropinki-liesnogho-chieloviechka-tsifierki"
    ["file_id"] => string(6) "232326"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442819134"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства