Просмотр содержимого документа
«Компетентностный подход в обучении биологии»
Доклад на семинар учителей естественного цикла
Компетентностный подход
в обучении биологии
Подготовила: учитель биологии 2 категории
Сералимова Гулюм Баймуратовна
2017 год.
«Школа – мастерская, где формируется
мысль подрастающего поколения,
надо крепче держать ее в руках,
если не хочешь выпустить из рук будущее» Анри Барбюс
Вся жизнь – это череда решений нестандартных производственных и житейских. Эффективен не тот, кто просто много знает, а тот, кто владеет инструментами приобретения, организации и применения знаний из различных источников информаций.
Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки путей формирования личности, способной к самоанализу и анализу ситуации социально-экономического окружения, активно участвующей в социокультурной деятельности и преобразующей ее; самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях.
В педагогической литературе при рассмотрении проблемы качества образования отмечается необходимость перехода от парадигмы оценки достижений учащихся по знаниям, умениям, навыкам к компетентностному подходу
Компетентностно-ориентированный подход - один из новых концептуальных ориентиров, направлений развития содержания образования. Наличие жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени. Тема моего выступления – «Компетентностный подход в обучении биологии.»
Компетентностный подход требует от учителя переосмысления целей и задач обучения, пересмотра образовательных технологий, предъявляет определенные требования к способам, приемам, методике организации системы контроля в учебном процессе. Так, вместо традиционных методов должны использоваться задания, которые характеризуются наличием дифференцированного подхода, отсутствием жесткой заданности условий и требований, многовариантностью исходных данных и путей решения, ориентацией учащегося на анализ своих решений и т.д. Для реализации компетентностного подхода в обучении применение новых технологий требует соблюдения следующих требований:
соблюдение принципов технологии развивающего обучения путем совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения, включая элементы проектной и исследовательской деятельности;
создание условий для формирования прогностических умений и реализации коммуникативных качеств личности;
диагностика успешности учащихся;
создание учебно-методического комплекса, в соответствии с концепцией личностно-развивающего обучения;
оперативность и объективность контроля знаний;
создание ситуации успеха;
обеспечение внутренней мотивации обучения, заинтересованности в изученном материале;
взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности по предмету в рамках дополнительного образования
С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:
1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Формировать ключевые компетентности в рамках школьной программы, мне как учителю, необходим инструмент. Такими инструментами для меня являются метод проектов, приёмы критического мышления, новые подходы в обучении, использование ИКТ.
Начиная с 6 класса, я использую метод проектов. Проект по продолжительности может занимать один урок, неделю, в рамках раздела и годичные проекты. Этот метод позволяет развивать умения самостоятельно конструировать знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Хочу отметить, что результат оформления ребята выбирают сами.
Пример проект Экологические проблемы микрорайона Черёмушки; альбомы « Происхождение жизни га Земле» памятки. (просмотр презентации Бугаёвой)
Такие виды работы имеют большое воспитательное значение и прививают экологическое мышление.
2) Большую роль в формировании моего профессионального мышления имеют трёхуровневые курсы по Кембриджской программе. Акцент я сделала на новые подходы, а именно диалоговое обучение. Обучая учащихся вести диалог, я учу их выполнять определенные правила диалогового взаимодействия, которые гарантируют им успех коммуникации. В процессе диалогового обучения, на занятиях организуется индивидуальная, парная и групповая работа, в процессе которой ученики изучают различные источники информации, создаются условия для творческой деятельности. В моём понимании, совместная беседа в обучении играет важную роль, потому что ученики выражают своё мнение, аргументированно, видят и понимают, что у одноклассников может быть другое мнение по данной теме, прислушиваются к мнению одноклассников. Особенностью такого обучения является то, что говорю не я, а сами ученики. При обычном стиле разговора в классе, учащиеся имеют мало возможности высказаться, так как я контролирую беседу на уроке, ученики лишь повторяют, за мной и ждут моей оценки, правильно ли они ответили. В этом случае не повышается уровень мышления у учеников и не развиваются речевые навыки. При использовании диалогового обучения на уроках я не контролирую разговор, а управляю темой беседы, наблюдаю за тем, как говорят ученики. При планировании уроков я учитываю особенности диалогического обучения:
- организация диалога через постановку вопросов в групповой и парной работе
- создание атмосферы взаимодействия через вовлечение в диалог.
Пример: 1) видеоролик, 2)на примере серии уроков по разделу Происхождение человека я хочу вам показать, как я применяю диалоговое обучение.
3) В основном все свои уроки я провожу в кабинете электронного обучения, так как этот кабинет снабжён компьютерами, нотбуками, есть интерактивная доска и выход в интернет. Внедряя идеи модуля информационно-коммуникативные технологии, я перед собой ставила цели: повысить мотивацию у учащихся, научить детей организовывать, понимать, оценивать, находить и создавать информацию, развивать когнитивные навыки учащихся, формировать критическое мышление, способствовать умственному потенциалу одаренных и талантливых детей через информационно-коммуникативные технологии на уроках .
Используя презентации, я представляю материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Я считаю, что использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом презентация выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива. Использование компьютерных моделей способствует образному мышлению и лучшему усвоению материала.
На моих уроках дети выступают с собственными презентациями. ( коллекция презентаций). Я считаю эту работу очень полезной, так как для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое, критическое мышление, выступления ребят превращаются в яркие и запоминающиеся презентации. При этом учащиеся приобретают опыт публичных выступлений, что, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается и элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку учащихся, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодёжной культуры. На сегодняшний день в сборниках единого национального тестирования, внешней оценки деятельности учащихся включены задания ориентированные на выявления уровня сформированности ключевых компетенций. Компетентностный подход позволяет мне качественно готовить детей к сдаче ЕНТ.
Рефлексия - обязательная составляющая современного урока. Это своеобразное подведение итогов учебной деятельности учащихся, некий самоанализ, позволяющий зафиксировать достигнутый результат и оценить свою работу. В конце каждого урока я провожу рефлексию. Это может быть «Лестница успеха», «Дерево желаний», ЗХУ, «Продолжи предложение», и самое простое это «Смайлики». И я как учитель после каждого урока подвожу итог через рефлексию.
Анализируя свои уроки, для себя я сделала выводы:
- Использование информационно – коммуникационных технологий способствует развитию саморегуляции, информационной компетентности.
- Учитывая зону ближайшего развития учеников, подбирать задания дифференцированные.
- Лидеры в классе помогают слабым ученикам, поэтому взаимообучение в группе повышает эффективность обучения.
- Индивидуальные задания повышенной сложности способствуют повышению интеллектуальных способностей одарённых детей.
- Работа в группе, наблюдение, диалог, проблемные ситуации, нестандартные задания, вопросы высокого порядка способствуют развитию критического мышления.
- Формативное оценивание способствует определению этапа, на котором находятся ученики в процессе обучения и установить, как лучше достигнуть нужного результата.
При составлении поурочного планирования выдвигаю цели позволяющие развивать компетентности. Так, например:
Информационные (отбор учебного материла из различных источников информации, умение вести дискуссии и диалог, умение активно вести рассуждения в вопросно-ответных ситуациях и др.)
Ценностно-смысловые (умение ставить цели своей познавательной деятельности, умение рефлексировать содержание и результаты своей деятельности и др.);
Учебно-познавательные (умение систематизировать информацию, умение выполнять практические задания, умение работать с тестами, умение находить ошибки, умение задавать вопросы и др.)
Таким образом, компетентностный подход позволяет направить педагогическую деятельность на вовлечение ученика в активную, осознанную деятельность, на развитие информационных, коммуникативных, учебно-познавательных компетенций и раскрытие личностного потенциала ученика, формирование самооценки и самоконтроля учеников и рефлексии учителя.
В конце своего выступления, я хочу вам предложить нестандартный путеводитель вашей профессиональной деятельности в виде памятки.
Памятка «Путь к успеху»
Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.
Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучения.
Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.
Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.