kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Как сохранить продукты питания от плесневых грибов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Плесневые грбы - удивительные организмы. Как ую пользу и вред они приносят?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Как сохранить продукты питания от плесневых грибов»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №28»











«Как сохранить продукты питания от плесневых грибов»







Автор проекта:
Волков Максим Денисович

ученик 8 класса

Руководитель проекта:
Мелкозерова Ирина Васильевна,
учитель биологии

















с. Леневское, 2023



ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5

1.1. Общие сведения о плесневых грибах 5

1.1.1. Строение плесневых грибов 5

1.1.2. Классификация плесневых грибов 6

1.2. Особенности жизнедеятельности плесневых грибов 8

1.2.1. Свойства плесени 8

1.2.2. Меры борьбы с плесенью 10

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 12

2.1. Определение времени появления плесневых грибов на различных сортах хлеба 12

2.2. Определение влияния температуры на развитие плесневых грибов 18

2.3. Определение влияния влажности на развитие плесневых грибов 18

2.4. Определение влияния различных веществ на развитие плесени 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

ПРИЛОЖЕНИЯ 26



























Введение

На одном из уроков биологии мы разбирали тему «Грибы», учитель рассказала нам о разных видах грибов: шляпочные, дрожжи, плесневые и предложила самостоятельно посмотреть документальный фильм « Плесень».

Я, посмотрев его, был крайне удивлен, как плесень влияет на здоровье человека.

Этот объект живой природы кардинально отличается от растений и животных. Плесень и плесневые грибки скрытно сопровождают нас в течение всей истории существования человечества, а появилась она гораздо раньше самого человека. Несмотря на множество научных исследований, активное развитие микробиологии, богатый статистический опыт, плесень остается одной из загадок нашего мира, до конца не изучена и появляется каждый раз в новом качестве. Человек сталкивается с представителями третьего царства природы – грибами - гораздо чаще, чем принято думать. Всходит ли тесто на дрожжах, появляется ли на хлебе пятно плесени, идем ли мы по грибы в лес, отхлебываем ли прохладный квас, получаем ли укол антибиотиков - нигде не обошлось без встречи с грибами или прямыми результатами их деятельности. Чаще всего мы встречаем плесневые грибы на продуктах питания.

Гипотеза: Плесень – это организм, который может появиться на разных продуктах питания. Для развития плесневых грибов необходимы определенные условия.

Проблема: Плесень сопровождала человечество на протяжении всего его существования, представляя собой почти невидимого, но страшного врага. Человек всегда находился в поисках эффективных методов борьбы с ней.

Актуальность: в быту мы часто сталкиваемся с налетом на несвежих продуктах питания. Что же это за налет? Почему заплесневевший хлеб мы считаем непригодным для питания?


Цель исследования:

  • Определить роль плесневых грибов в жизни человека, выявив положительное и отрицательное их значение.

  • Выявить условия развития плесени.

  • Предложить меры защиты продуктов питания от плесневых грибов

Задачи исследования:

  • Изучить и проанализировать информацию по теме исследования.

  • Изучить влияние плесени на организм человека.

  • Опытным путем выяснить условия, благоприятствующие возникновению плесени на продуктах питания.

Объект исследования: плесень, полученная на продуктах питания.

Предмет исследования: условия появления плесени на продуктах питания.

Методы исследования:

- изучение и анализ литературы и Интернет-статей по данной теме;

- постановка опыта;

- наблюдение за развитием плесени в различных условиях её образования

- изучение строения объекта при помощи микроскопа;

- обработка результатов.

Если я выявлю условия развития плесневых грибов, их влияния на организм человека, то смогу обезопасить себя и своих близких от воздействия вредоносной плесени. А также смогу дать совет своим друзьям и родственникам как правильно хранить продукты питания.









1.1. Общие сведения о плесневых грибах

Плесневые грибы или плесень — это грибы, относящиеся в основном к классам аскомицетов и зигомицетов, образующие ветвящиеся мицелии без крупных, легко заметных невооружённым глазом плодовых тел.

 Плесень - способна выделять яды, которые не разрушаются даже при высоких температурах.

Плесень – один из самых древних живых организмов на Земле. Она появилась 200 миллионов лет назад и научилась выживать в любых условиях: в радиации, арктических льдах и открытом космосе.

Плесневые грибы широко распространены в природе, они развиваются практически повсеместно. Большие колонии растут на питательных средах при высокой температуре и повышенной влажности, причем рост плесени не ограничен при условии наличия пищи. Плесневые грибы отличаются неприхотливостью к среде обитания и пище.

Размножение плесневых грибов происходит половым путем, может быть бесполым или вегетативным.

В бесполом размножении основную роль играют споры. Споры содержатся внутри особых споровместилищ либо на краях специальных выростов грибницы – конидиеносцах.

Плесень – единственный из простейших организмов, способный размножаться половым путем. Колония плесени делится на разнополых особей. Такой способ размножения дает плесени надежду на выживание и эволюцию в быстро меняющемся мире.











1.1.1. Строение плесневых грибов

Клетки плесневых грибов по своему строению не сильно отличаются от клеток бактерий и дрожжей. Они имеют сильно вытянутую форму и поэтому напоминают нити – гифы, которые сильно ветвятся, образуя переплетающуюся массу – мицелий, или грибницу.

Мицелий может быть в виде гиф разделённых перегородками с общей оболочкой и может быть представлен разветвлениями одной гифы без перегородок.

Большая часть гиф развивается над поверхностью субстрата (воздушный мицелий), на которой располагаются органы размножения, а часть - в толще субстрата (субстратный мицелий).

Интересующие меня плесневые грибы – грибы рода Мукор или «белая плесень», включающий в себя более 50 видов плесневых грибов и сизые плесени (250 видов), под микроскопом выглядят довольно интересно - это растущие вверх от тела грибницы спорангиеносцы, на которых образуются головки спорангиев со спорами.

Его мицелий не разделен на клетки, а представляет собой как бы одну разветвленную клетку с множеством ядер. В состав клетки входит: клеточная мембрана, цитоплазма и ядро, составляющие протопласт; вакуоли – клеточные элементы, ответственные за внутриклеточное пищеварение. В состав клеточной оболочки Мукора входит хитозан, выполняющий опорную функцию.

Таким образом, строение плесневого гриба рода Мукор довольно простое и визуально он выглядит как белый налёт.









1.1.2. Классификация плесневых грибов

1. Чёрная плесень, зачастую пугает людей больше всего, так как она является более заметной на многих поверхностях. На фото она выглядит как чёрные пятна небольших размеров. Чёрная плесень считается самой распространённой и одной из самых опасных.

2. Зелёная плесень – тоже может считаться весьма распространённой. Её споры чаще всего обнаруживаются в почве или в самых разных органических материалах, например, в компосте. На фото грибки выглядят как светло-зелёный налёт с неровной поверхностью. Нередко зелёная плесень поражает овощи и фрукты, а также другие продукты (особенно кисломолочные). Она довольно быстро развивается и почти сразу проникает вглубь тканей, тем самым заражая их полностью. Именно поэтому употребление испорченных фруктов может привести к серьёзным отравлениям.

3. Розовая плесень включает в себя около 70 различных видов грибков. На фото она выглядит как светло-розовый матовый или слегка пушистый налёт. Чаще всего такие грибки безобидны и безопасны для людей, но употреблять их в пищу не стоит. Данный вид в большинстве случаев поражает растительные остатки, а также продукты разложения или гниения, например, гниющие растения, испорченные овощи или фрукты, неправильно хранящиеся крупы и зёрна.

4. Белая плесень тоже распространена, но, как правило, опасений вызывает гораздо меньше. Действительно, она менее опасна. Чаще всего белая плесень поражает почву (в том числе и ту, в которой обитают комнатные растения), деревья, различные растения, а также сыр и хлеб. Некоторые виды используются для изготовления благородных сыров. На фото грибки выглядят как белый налёт с множеством переплетений тончайших нитей.

5. Голубая плесень – это грибки синевы, которые чаще всего поражают дерево. Некоторые виды используются для изготовления сыров. На фото такие грибки выглядят как голубой налёт. Для людей голубая плесень опасности не представляет.

6. Серая плесень относится к сапрофитным микрогрибам и очень опасна для людей. Выглядит она как серый налёт. Стоит отметить, что серая плесень может поражать как любые поверхности и материалы, так и продукты питания.






































1.2. Особенности жизнедеятельности плесневых грибов

Размножение плесневых грибов происходит половым путем, может быть бесполым или вегетативным. Размножение плесневых грибов осуществляется с огромной скоростью. При вегетативном размножении происходит отделение от основы мицелия его частей, которые способны самостоятельно существовать. Аналогично осуществляется почкование мицелия либо отдельных клеток у дрожжей. При половом размножении половые клетки соединяются, образуя зиготу. В бесполом размножении основную роль играют споры. Бесполое размножение – главный способ размножения плесневых грибов.

Клетки плесневых грибов не имеют хлорофилла, в связи с чем, этим грибам требуются для питания готовые органические вещества. Плесневые грибы питаются путем всасывания органических веществ. Причем вначале плесень выделяет пищеварительные ферменты для переваривания пищи, а затем поглощает расщепленные до более простых органические соединения. Так как у плесневых грибов нет возможности передвигаться для поиска пищи, то они «обитают» в самой пище. Плесневые грибы относят к простейшим грибковым паразитическим растениям.



















1.2.1. Свойства плесени

Одно из основных и самых опасных свойств плесени является ее вездесущность. Микроскопические грибки способны выживать, без преувеличения, в любых условиях. Они прекрасно чувствуют себя среди арктических льдов, на радиоактивном саркофаге 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС, и даже в открытом космосе.

Плесень способна распространяется по воздуху в виде микроскопических спор. При попадании на сырую поверхность она прорастает тончайшими нитями.

Плесень активно размножается при комнатной температуре в условиях повышенной влажности и отсутствия вентиляции на многих материалах и покрытиях, используемых внутри помещений, включая бетон, штукатурку, дерево, пластики, резину, тканевую основу линолеума, окрашенные поверхности, ковровые покрытия, книги и т.д.

Помимо того, что микроскопический грибок способен уничтожать целые здания, он еще и ядовит для человеческого организма. В процессе роста он вырабатывает вещества, которые поражают легкие, кишечник, кожу. Их споры проникают в дыхательные пути и «оседают» внутри нас, открывая дорогу бактериям и вирусам. Аллергия – чуть ли не самое безобидное следствие проживания с плесенью в качестве соседа.

Вот краткий перечень заболеваний, связанных с плесенью: мигрень, насморк, отит, бронхит, ринит, бронхиальная астма, сердечно-сосудистые нарушения, микотоксикоз. Иногда у людей со сниженным иммунитетом возможны плесневые поражения внутренних органов. Все перечисленные заболевания носят хронический характер. Врачи настоятельно рекомендуют – если продукт начал плесневеть, его необходимо выбросить. Простое удаление пораженного участка ни к чему не приведет. Если это мягкие фрукты, хлеб или варенье, то грибница, скорее всего, распространилась на весь продукт.

Но у плесени, кроме вредных, есть и полезные свойства. Плесень, или грибки – одни из древнейших микроорганизмов на нашей планете. Люди давно научились использовать микроорганизмы во благо. Их применяют при изготовлении соевого соуса и некоторых сортов сыра. Благодаря чудесным свойствам плесени был открыт знаменитый антибиотик пенициллин, спасший многие тысячи жизней.

Плесень так же открыла двери в восхитительный мир вкуса. Взять, к примеру, сыр. Некоторые виды плесени полезны, например, голубая и белая, красная плесень, с помощью которых готовят вкусные сыры. Польза сыров с плесенью: содержат кальций, белок, витамины группы В, положительно воздействуют на кровеносную систему, улучшают работу кишечника.

Кроме того, плесень применяется в виноделии. Ягоды винограда, на которых образовалось нужное количество плесени, собирают в определённое время и используют в производстве элитных десертных вин.

























1.2.2. Меры борьбы с плесенью

Для борьбы с плесенью применяются следующие меры:

1. Антисептическая грунтовка – это отделка различных материалов для защиты от гнили, насекомых и, непосредственно, плесени. Именно такая грунтовка является одним из эффективных средств для борьбы с грибком. Для активного действия в нее входят добавки, которые разделяют на определенные виды: фунгициды – от плесени, альгициды − от мха, водорослей и лишайника, бактерициды – от бактерий. 

Для борьбы именно с плесенью лучше остановить свой выбор именно на фунгицидной грунтовке. Она поможет побороть грибок даже в ванной, и предотвратить его появление в дальнейшем. Купить антисептическую грунтовку можно в любом строительном магазине. Наносить ее нужно только на очищенную от плесени стену, ведь грибок может поражать стену до самого основания отделки и даже проникать в плитку.

2. Отбеливатель, благодаря гипохлориту натрия в своем составе, также является одним из эффективных способов борьбы с плесенью. В отличие от грунтовки, это будет более мягкий способ очистки, ведь в составе отбеливателя нет таких агрессивных компонентов. Средством можно обработать кафель, стекло или пол, но, к сожалению, оно подходит не для всех поверхностей. Отбеливатель нужно разбавлять с водой в соотношении один к десяти. При этом необходимо придерживаться мер безопасности, ведь отбеливатель агрессивно реагирует не только на плесень, но и на кожу рук. Для того чтоб обезопасить себя, следует использовать прочные резиновые перчатки.

3. Уксус является менее агрессивным средством от плесени, чем два предыдущих, но не намного уступает в эффективности.

Уксусом также можно обрабатывать далеко не все поверхности, ведь он все же является кислотой. Для борьбы с грибком нужно удалить его с помощью, смоченной в уксус губки. Такую процедуру также можно проводить в качестве профилактики.

2.1. Определение времени появления плесневых грибов на различных сортах хлеба

Для эксперимента я взял 4 сорта хлебобулочных изделий местных производителей: белый «Березовский», батон «Молочный», круглый «Березовский» и белый «Реж- Хлеб». Образцы поместил в чистые емкости в пластиковый чистый пакет.

1

белый «Березовский»

На 4 день появилась плесень

2

батон «Молочный»

-

3

круглый «Березовский»

-

4

белый «Реж- Хлеб»

-

Вывод: быстрее всего плесень появилась на образце белого хлеба «Березовский», и к концу наблюдения этот образец больше всех заплесневел. На остальных образцах плесень не обнаружена. Можно предположить, что образцы хлебобулочных изделий под номерами, 2,3, 4 содержат большее количество консервантов – ингибиторов плесени (веществ, способствующих увеличению срока годности продукта, пищевые добавки).

2.2. Определение влияния температуры на развитие плесневых грибов

Для эксперимента я взял четыре образца хлеба одного сорта - белый «Березовский». Каждый образец поместил в отдельный чистый пластиковый пакет и поместил в разные условия:

  • первый контейнер оставил в комнате на столе (температура +20 - +22оС);

  • второй контейнер поставил на верхнюю полку холодильника (температура +3 - +6оС);

  • третий контейнер поставил в морозильную камеру (температура -16 оС);

  • четвертый образец разместил на батарее в комнате (+26 - +30оС).

Вывод: по результатам, представленным в таблице можно сделать заключение, что наиболее комфортной для роста плесени является теплая среда (+20 - +22оС). При низких и высоких температурах плесень на хлебе не развивается, а высушивание может спасти от поражения хлебных изделий плесневыми грибами.

2.3. Определение влияния влажности на развитие плесневых грибов

Для эксперимента я использовал образцы белого хлеба «Березовский»:

  • один образец, сбрызнул водой, поместил в полиэтиленовый пакет

  • второй образец такого же хлеба завернул в бумажный пакет.

Оба образца оставил на столе при комнатной температуре.

Вывод: на образце хлеба, сбрызнутого водой и помещенного в плотно закрытый пластиковый пакет, плесень появилась на 3-й день наблюдения. На 6-й день весь хлеб был покрыт зеленоватой плесенью с отдельными пятнами черной плесени. Образец хлеба в бумажном пакете к 6-му дню наблюдения высох, плесень на нем не появилась, следовательно, влажная среда является необходимым условием для развития плесневых грибов.

2.4. Определение влияния различных веществ на развитие плесени

Химические стаканы с белым хлебом «Березовский» пронумеровал и в каждую поочередно поместил: № 1 – чеснок , № 2- поваренную соль, № 3 – спирт, № 4 – йод.

Вывод: в результате проведенного мной эксперимента выяснилось, что фитонциды чеснока не тормозят развитие плесени – это миф. Возможно, это связано с тем, что сырые кусочки чеснока увеличивают влажность, а влажная среда благоприятна для роста плесневых грибов.. Из анализа данных выяснилось, что сильнее всего задерживает рост плесневых грибов соль и спиртосодержащие препараты. Таким образом, для сохранения хлеба, в хлебницу следует помещать, поваренную соль или настойку йода













































ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Добиться поставленной цели, подтвердить гипотезу и более полно изучить плесневые грибы, появляющиеся на хлебных изделиях, а также добиться положительных результатов я смог благодаря изучению научных и литературных трудов, сети-Интернет, проведенным экспериментам и наблюдениям, а также постоянному общению с моим учителем по биологии.

В ходе выполнения экспериментальной части работы было доказано, что скорость возникновения плесени зависит от многих факторов окружающей среды: влажности, температуры, влияния химических веществ, находящихся рядом (фитонцидов).

На основании полученных данных я разработал рекомендации по хранению хлебобулочных изделий.

1. Хранить хлебные изделия необходимо в сухих, хорошо проветриваемых местах, не допуская проникновения влаги, поэтому не следует упаковывать хлеб в полиэтиленовые пакеты. За счет испарения воды из хлеба в них создается повышенная влажность, способствующая развитию плесени.

2. Храните разные сорта хлеба отдельно.

3. Положите в хлебницу горсточку соли (как известно, соль – это консервант, который предотвращает развитие микрооорганизмов) или ватку с каплями йода, спирта.

4. Для хранения хлебобулочных изделий можно использовать такой способ обработки как сушка – удаление влаги из продукта.

5. Хорошо проветривайте и убирайте помещение, так как плесень обожает тепло, влагу, плохую вентиляцию и грязь

6. Не покупайте хлеб впрок, если нет такой необходимости. Берите столько хлеба, сколько можете съесть в течение 1-3 дней.

7. Не оставляйте рядом со свежим хлебом, остатки позавчерашнего хлеба. И если на продукте, на первый взгляд еще пригодном для употребления, появилась плесень, кушать его уже нельзя.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Агафонов И.Б., Захарова Е. Т., Сивоглазов В. И. Общая биология. М. «Дрофа», 2005.

  2. Блинкин С.А. Фитонциды вокруг нас. / С.А. Блинкин, Т.В. Рудницкая // М., 1981.- 185 с.

  3. Буянов. Н.Ю. Я познаю мир. // Медицина. Энциклопедия для детей. - Москва: ООО «Издательство АСТ ЛТД». - 1997 г.

  4. Викторов В. П. Биология: Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. 6 кл. / В.П. Викторов, А.И. Никишов. – М.: ВЛАДОС, 2002.

Интернет – ресурсы

  1. http://www.vashdom.ru/articles/bio_plesen1.htm

  2. http://ru.wikipedia.org

  3. https://biology.su/fungus/penicillium

























ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта: «Как защитить продукты питания от плесневых грибов»

Ф.И.О. автора проекта Хлюстов Максим Павлович

Ф.И.О. руководителя проекта Мелкозерова Ирина Васильевна

Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание)_ проект содержит информацию об условиях, способствующих формированию плесневых грибов на продуктах питания и мерах борьбы с плесенью.

Характеристика проекта



ПРИЗНАКИ

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА


количество учащихся

индивидуальный


привязка к учебным дисциплинам(указать предметные области)

монопредметный

продолжительность

3 недели


тип проекта

исследовательский


характер контактов

внутриклассный


ценностно-ориентированные признаки

экологический


возрастная категория


12-15 лет

Цель проекта: 1.Определить роль плесневых грибов в жизни человека, выявив положительное и отрицательное их значение.

2. Выявить условия развития плесени.

3. Предложить меры защиты продуктов питания от плесневых грибов

Задачи проекта: 1. Изучить и проанализировать информацию по теме исследования.

2. Изучить влияние плесени на организм человека.

3. Опытным путем выяснить условия, благоприятствующие возникновению плесени на продуктах питания.

Планируемые результаты проекта: выяснить условия появление плесневых грибов на продуктах питания, изучив соответствующую литературу и выполнив практическую работу.

Предполагаемый(е) продукт(ы) проекта презентация

Необходимое оборудование лабораторное оборудование: химические стаканы, тигли, предметные стекла, пинцет, микроскоп.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Как сохранить продукты питания от плесневых грибов»

Автор: Волков Максим Денисович

Дата: 04.03.2024

Номер свидетельства: 646726

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "конспект урока-путешествия по биологии "Грибы вокруг нас" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-putieshiestviia-po-biologhii-griby-vokrugh-nas"
    ["file_id"] => string(6) "116765"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412607669"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока с использованием ИКТ. "Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба?" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-s-ispol-zovaniiem-ikt-griby-mozhno-li-vyrastit-ghriby-na-kusochkie-khlieba"
    ["file_id"] => string(6) "170721"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423582204"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Контрольные вопросы к зачету по дисциплине "Биология" "
    ["seo_title"] => string(58) "kontrol-nyie-voprosy-k-zachietu-po-distsiplinie-biologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "217665"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1433417576"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства