Исследования как средство экологического образования и развития личности учащихся.
Исследования как средство экологического образования и развития личности учащихся.
Процесс формирования экологической культуры школьников через исследовательскую работу. Описываются этапы работы: 1. вовлечение учащихся в работу, изучение их интересов, пожеланий работать над определенными темами. 2. это работа с дополнительной литературой, здесь учащегося необходимо научить работать с большим количеством информации, анализировать ее, проявлять мыслительную деятельность, подбирать литературу по теме, находить в ней нужную информацию.3. проведение практических работ. Они позволяют ребятам самим побывать в роли экспериментатора и учат проводить элементарные научные исследования. 4. написание рефератов, докладов, создание презентаций и выступления сначала на уроках, потом и на конференциях. Эта работа формирует навыки публичных выступлений, совершенствует дикцию и самообладанию. выбранные методики. Результаты исследований.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследования как средство экологического образования и развития личности учащихся. »
А.Г.Власюк, учитель биологии и химии
МОБУ СОШ №32 г.Якутск
Исследования как средство экологического образования и
развития личности учащихся.
В последнее десятилетие возросло количество экологических проблем, решение которых становится актуальным уже практически для каждого человека. Процесс формирования экологической культуры учащихся включает в себя деятельность учителей, родителей и самих детей. Но, конечно, главную миссию экологического воспитания принимает на себя школа в лице её учителей. Наиболее благоприятными предметами для достижения этой цели являются предметы естественно - научного цикла: биология, химия,география. Поэтому целью работы является формирование и в дальнейшем развитие у учащихся прикладного экологического мышления, умение анализировать и давать оценку сложившейся экологической ситуации, самостоятельно решать экологические задачи, применяя знания по биологии и химии. Научно-исследовательская работа во внеурочное время организована среди подростков 15-17 лет. Ребята в этом возрасте не любят механическое заучивание. Необходимо применять методы, развивающие творчество, самостоятельность в поиске знаний. Исследовательская деятельность именно та организация учебной работы, при которой учащиеся осваивают элементы научных методов, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания, планировать поиск, и применять знания по экологии и химии в реальной жизни. В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логически, научно, творчески, испытывают уверенность в своих возможностях.
В работе с учащимися в решении данных вопросов можно выделить следующие этапы. Первый этап является вовлечение учащихся в работу, изучение их интересов, пожеланий работать над определенными темами. Второй этап – это работа с дополнительной литературой, здесь учащегося необходимо научить работать с большим количеством информации, анализировать ее, проявлять мыслительную деятельность, подбирать литературу по теме, находить в ней нужную информацию. Третьим этапом является проведение практических работ. Они позволяют ребятам самим побывать в роли экспериментатора и учат проводить элементарные научные исследования. Четвертый этап - написание рефератов, докладов, создание презентаций и выступления сначала на уроках, потом и на конференциях. Эта работа формирует навыки публичных выступлений, совершенствует дикцию и самообладанию.
На предметных неделях проводятся внеклассные занятия «Химия в быту», на которых учащихся различных возрастов учатся решать бытовые проблемы: «Содержание нитратов в продуктах питания», «Препараты бытовой химии в нашем доме», «Химические средства защиты растений и экология».
В целях организации исследовательской деятельности учащихся использовались методики уже существующих лабораторных работ, которые либо изменены или адаптированы. Причем, исследовательская деятельность, хотя и имеет экологическую направленность, предполагает использование не только лабораторных, практических занятий и внеклассную работу, но и работу с дополнительной литературой. Задания, предлагаемые школьникам, имеют проблемный характер и предполагают различные решения.
Итогами стали выступления учащихся на научно-практических конференциях различного уровня: школьного, городского и республиканского. Так в 2014 году ученица 9 «а» Лещенко Анастасия выступила с докладом «Влияние употребления нитратов на организм человека» сначала на школьном уровне, затем на городском и по рекомендации на республиканском уровне в научно-практической конференции «Шаг в будущее». Савинов Кирилл, ученик 3 класса в 2012 году выступал с темой «Роль фитонцидов в школьном кабинете» на республиканской научно-практической конференции «Кочневские чтения» занял третье место, также участвовал в городской НПК «Ступеньки к творчеству», получил сертификат. Куприянова Оксана, ученица 6 класса, выступила с докладом «Ценные свойства лиственницы» на школьном и городском турах НПК «Шаг в будущее» в 2011 году. Власюк Азалия ученица 8 класса заняла третье место на республиканской научно-практической конференции «Лапласовские чтения» 2010 году с темой «Почему собаки были первыми космонавтами?».
Учащиеся работали над такими темами как «Мониторинг зеленых насаждений поселка Газовиков», «Изучение свойств моющих средств», «Значение воды в природе» и т.д.
Необходимыми условиями для творческой научно-исследовательской деятельности учащихся являются: организация непрерывного экологического образования и воспитания на всех ступенях учебного процесса; организация индивидуальной творческой активности учащихся в процессе экологического образования, которая включает участие в профильных экологических конференциях, оценка и поощрение результатов творческой деятельности
Таким образом, исследовательскую деятельность учащихся по химии и биологии как средство экологического образования необходимо применять, поскольку она активизирует все виды деятельности учащихся, способствуют развитию их личности и формированию планетарного экологического мышления, затрагивает чувства учащихся, заставляет мыслить самостоятельно, и что немаловажно, возрастает интерес к предмету.
Литература:
1. Андрианова А. А. Исследовательская деятельность учащихся как форма экологического образования и воспитания учащихся. Электр. версия: http://www.researcher.ru 2.Арнаутова Н. З. Исследовательская деятельность учащихся в процессе экологического образования// - М.: Первое сентября. Химия. № 12, 2009. 3. Баланова И. Н. Химия и охрана окружающей среды. Элективный курс. 11 класс.- Волгоград: Корифей.-2007. 4. Высоцкая М. В. Биология и экология. 10-11 классы: проектная деятельность учащихся//Волгоград: Учитель, 2008. 5. Зуева Т. Г. Экологическое воспитание школьников//Педагогический вестник ЕАО.-№2.-2007. 6. Чередниченко И. П. Экология. - Волгоград: Учитель.-2009.