kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование ИКТ на уроках биологии в основной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ).

Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ на уроках биологии в основной школе»

Выступление на региональной научно-практической

конференции «Учитель нашей новой школы»

Август 2018 года

Использование ИКТ на уроках биологии

Володина О.Ю., учитель

биологии МОУ СШ №9

г. Переславль-Залесский

В стандарте среднего (полного) общего образования по биологии одной из основных целей биологического образования является развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, современных научных взглядов в ходе работы с различными источниками информации. Выпускник должен уметь находить информацию о биологических объектах в разных источниках (в том числе компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать.

Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии (в том числе Интернет) в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения, ориентируя всю программу на решение общезначимых педагогических проблем. Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности процесса обучения.

В самом простом понимании биология — наука о жизни и развитии живых тел. Изучение в школе предмета «Биология» на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения.

Информатизация образования, осуществляемая в настоящее время, позволяет обеспечить российским педагогам равный доступ к знаниям, создавать единую информационную образовательную среду, сделать систему образования более открытой и эффективной . Так, созданный мною тематический сайт «Пищеварительная система» будет размещен на образовательном портале в городской локальной сети «Ботик». Это позволит учителям школ нашего города не только использовать его материалы в своей деятельности, но и обмениваться опытом по практическому применению.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ). Информатизация системы образования — одно из приоритетных направлений модернизации российского образования. Информатизацию образования рассматривают как систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в образовательном процессе.

Информатизация включает в себя:

  • компьютеризацию — процесс совершенствования средств поиска и обработки информации;

  • интеллектуализацию — процесс развития знаний и способностей людей к восприятию и созданию информации;

  • медиатизацию — процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации.

Информационные технологии позволяют:

  • построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения;

  • коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление;

  • рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса;

  • использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;

  • изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования;

  • представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические, биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью. [8]

Многие биологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.

Преимущества компьютерных технологий, по сравнению с традиционными, многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя.

Можно использовать следующие методические приемы:

  • использование мультимедиа учителем: отключить звук и попросить ученика прокомментировать процесс, остановить кадр и предложить продолжить дальней шее протекание процесса, попросить объяснить процесс;

  • использование компьютера учениками: при изучении текстового материала: можно заполнить таблицу, составить краткий конспект, найти ответ на вопрос;

  • контроль знаний: тесты с самопроверкой;

  • выступление школьников с мультимедийной презентацией развивает речь, мышление, память, учит конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи.

Этапы информатизации преподавания предмета:

  • использование компьютера в качестве пишущей машинки, подготовка с его помощью простейших дидактических материалов, планов уроков и др.;

  • использование электронных учебников и образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий, с их иллюстративными, анимационными возможностями;

  • использование программных ресурсов для создания собственных учебных пособий с помощью программ Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop и др.

  • применение учебных проектов, руководство исследовательской учебной и внеурочной деятельностью учащихся, участие в дистанционных олимпиадах, конференциях.

Пугал Н.А., Евстигнеев Н.А., Аверчикова О.С. в статье «Использование цифрового микроскопа на уроке» рассказывают о преимуществах применения цифрового микроскопа в обучении. Так при проведении лабораторных работ на уроках биологии цифровой микроскоп может оказать значимую помощь. Он дает возможность:

• изучать исследуемый объект не одному ученику, а группе учащихся одновременно, т.к. информация может быть выведена на монитор компьютера;

• создавать презентационные материалы по теме [17].

Наличие цифрового микроскопа экономит учебное время, способствует эффективности и информативности урока, переходу от репродуктивной передачи знаний к творческой дискуссии с учениками, проведению совместных исследований.

Многие компьютерные программы часто содержат большое количество учебных текстов. Эти программы нужно применять с целью повторения, систематизации знаний, для подготовки к итоговому контролю и для подготовки к экзаменам.

Компьютерные программы содержат иллюстрированный материал. Невозможно изучение биологии без рисунков, схем, показывающих состав и строение живых организмов. Компьютерные программы позволяют быстро «раскрыть» нужную иллюстрацию, выбрать данный участок, рассмотреть его в другом масштабе.

Уникальные возможности компьютерных программ заключены в возможности анимации рисунков, схем, графиков. Анимация схем, описывающих функциональные системы живых организмов, повышает эффективность учебного процесса, облегчает процесс усвоения.

Такие средства влияют на формирование мотивационных характеристик у учащихся — повысят интерес к предмету изучения. Оказывают помощь учителю, предоставляя ему возможность сосредоточиться на изложении материала, не тратя силы и время на вырисовывание схем, рисунков на доске.

Существенным преимуществом компьютерных обучающих программ является возможность предоставлять материал на визуальном уровне с одновременным аудио- сопровождением. Программы дают возможность слышать описания и пояснения, когда учащийся рассматривает материал.

В результате развития компьютерных технологий появились программы, включающие видеоматериалы. Они позволяют повторно рассмотреть любой фрагмент и дают необходимые текстовые или анимационные пояснения.

Программы позволяют осуществить обратную связь в системе «ученик — предмет изучения» в ходе процесса усвоения, т.е. организовать самостоятельную работу учащегося, в данном случае учебная деятельность учащихся проходит в индивидуальном темпе (часто здесь необходима помощь учителя; учитель учит самостоятельно усваивать информацию с использованием компьютерных средств обучения).

Особую дидактическую ценность имеют компьютерные программы, позволяющие организовать игровые формы работы с предметом изучения, здесь важна не только индивидуальная работа, но и коллективное обсуждение, и принятие общего решения.

Информационные технологии, используемые на уроках и во внеурочное время. Информационные презентации (Microsoft Power Point) используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: видеозапись, фотографии, чертежи, графики. Эти материалы могут быть подкреплены соответствующими звукозаписями.

Варианты использования презентаций:

  • Проведение презентаций при объяснении нового материала (заранее созданная презентация заменяет классную доску).

  • Наглядная демонстрация процесса (построение диаграмм, таблиц, моделирование опытов).

  • Презентация по результатам работ (отчет о проведенных исследованиях, для сопровождения доклада учащихся и др.).

  • Совместное изучение источников (полученных из Интернета материалов, мультимедийных энциклопедий и др.).

  • Корректировка и тестирование знаний (работа с тестирующими тренажерами; для тех, кто самостоятельно изучает материал по причине пропуска занятий и др.).

На уроках и во внеурочное время используются информационные публикации (Microsoft Publisher). Создание буклетов или бюллетеней, основной целью которых является подведение итогов самостоятельной работы учащихся. Главное при создании публикаций — работа с информацией по предложенной теме.

В своей работе часто использую электронные таблицы (Microsoft Word, Microsoft Excel). Microsoft Excel представляет собой мощный инструмент, предназначенный для создания, обработки, анализа, совместного использования и отображения информации в виде электронных таблиц. Учителя и учащиеся могут использовать электронные таблицы для:

  • создания, форматирования и печати табличных данных;

  • построения и оформления диаграмм, графиков, кроссвордов;

  • анализа данных и построения сводных отчетов;

  • публикации данных в Интернете

Незаменимым в своей деятельности считаю создание и использование веб-сайтов (Microsoft Publisher)

Функциональные назначения веб-сайтов:

  • общение учащихся и учителей с внешним миром;

  • обмен опытом между учащимися или учителями;

  • создание форумов, конференций, групп новостей и т.д.;

  • катализатор идей;

  • сбор и обработка данных;

  • представление консультаций и экспертных услуг;

  • совместные образовательные проекты;

  • сайт, как возможность повышения квалификации;

  • общение класса с классом;

  • дистанционное обучение.

Зачем учителю тематический сайт?

«Конструктор школьных сайтов» как технология создания сайта может пригодиться не только разработчику официального сайта образовательного учреждения, но и учителю-предметнику. С помощью «Конструктора» педагог имеет возможность создать и разместить свой электронный ресурс, который потом будет использоваться в работе. Сайт поможет учителю систематизировать накопленные методические и дидактические материалы, расположить их в определенной иерархии, сделать удобными для использования, упорядочить личное информационное пространство учителя.

Сайт может стать местом, куда учителя одной дисциплины, предметной кафедры, методического объединения будут «складывать» свои материалы для общего пользования, где опытные смогут дать совет молодым. На страницах такого сайта учителя смогут найти нормативные документы, методические и дидактические материалы к урокам, программное обеспечение.

Учительский сайт может содержать и страницы, адресованные учащимся. Это могут быть тестовые проверочные и тренировочные работы, рекомендации по выполнению заданий, справочный материал, списки литературы, дополнительный по темам.

Родителям будет полезна информация о том, как правильно обучать и воспитывать ребенка в современных условиях.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование ИКТ на уроках биологии в основной школе

Автор: Володина Ольга Юльевна

Дата: 19.11.2019

Номер свидетельства: 527698

Похожие файлы

object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "использование ИКТ после нескольких лет "
    ["seo_title"] => string(43) "ispol-zovaniie-ikt-poslie-nieskol-kikh-liet"
    ["file_id"] => string(6) "192115"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427408111"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "«Современные  информационно-образовательные технологии в преподавании курса «Биология» "
    ["seo_title"] => string(94) "sovriemiennyie-informatsionno-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-v-priepodavanii-kursa-biologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "101154"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402408971"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии"
    ["seo_title"] => string(74) "ispol-zovaniie-tsifrovykh-obrazovatiel-nykh-riesursov-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "294175"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455615657"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Урок биологии в 5 классе " Путешествие в мир клетки ""
    ["seo_title"] => string(48) "urokbiologhiiv5klassieputieshiestviievmirklietki"
    ["file_id"] => string(6) "313692"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459523189"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ  БИОЛОГИИ ПСИХОЛОГИИ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ "
    ["seo_title"] => string(107) "intiegrirovannyie-uroki-biologii-psikhologii-s-ispol-zovaniiem-informatsionno-kommunikativnykh-tiekhnologii"
    ["file_id"] => string(6) "117635"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412860796"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства