ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ БИОЛОГИИ ПСИХОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ БИОЛОГИИ ПСИХОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
На современном этапе развития школы педагогами разрабатываются различные методики, учебные программы и применяются на практике новые виды уроков, которые активизируют мыслительную деятельность учащихся, формируют познавательный интерес и носят развивающий характер. Среди таких уроков выделяется один, который играет очень важную роль в педагогическом процессе, - это интегрированный урок.
Использование ИКТ в процессе обучения школьников позволяет решать следующие задачи:
обеспечить доступ к большому объему информации,
использовать образно- наглядную форму представления изучаемого материала,
осуществить поддержку активных форм обучения.
Биолого-психологический интегрированный урок позволяет усвоить психологические знания и формировать важные навыки и умения, обращаться с полученными знаниями. Они являются естественным образом встроенные в жизнь и деятельность ребенка.
Цель: способствовать формированию у учащихся психологической культуры на основе прогрессивных научных знаний, опыта практической деятельности. Показать учащимся основные психолого - педагогические приемы повышения эффективности познавательной деятельности и организации рациональной учебной деятельности.
Содержание
Реализация уроков предполагает:
значительную степень новизны учебного материала для учащихся;
гуманистический характер взаимоотношений между педагогом и учащимися;
широкое использование проблемного, эвристического и практико-ориентированного обучения для получения психологических знаний.
Все уроки проходят в сопровождении мультимедийной презентации.
У ребенка на руках остаются «вещественные доказательства» психологического урока: раздаточные материалы, памятки, которые они в конце урока вклеивают в тетрадь.
На уроке регулируется чередование индивидуальной работы в тетрадях с озвучиванием результатов этой работы, фронтальные опросы с работой микро-группах, краткие монологи ведущего с речевой активностью детей.
Общее количество занятий – 4 часа.
Темы уроков:
1. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ БИОЛОГИИ ПСИХОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ »
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОРОД БРАТСК ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»
Интегрированные уроки
биологии психологии
с использованием
информационно-коммуникативных
технологий
Подготовили: Лелекова Людмила Георгиевна
учитель химии и биологии
высшая квалификационная категория
Кузнецова Виктория Викторовна
педагог-психолог
I квалификационная категория
г.Братск
2009 г.
На современном этапе развития школы педагогами разрабатываются различные методики, учебные программы и применяются на практике новые виды уроков, которые активизируют мыслительную деятельность учащихся, формируют познавательный интерес и носят развивающий характер. Среди таких уроков выделяется один, который играет очень важную роль в педагогическом процессе, - это интегрированный урок.
Использование ИКТ в процессе обучения школьников позволяет решать следующие задачи:
обеспечить доступ к большому объему информации,
использовать образно- наглядную форму представления изучаемого материала,
осуществить поддержку активных форм обучения.
Биолого-психологический интегрированный урок позволяет усвоить психологические знания и формировать важные навыки и умения, обращаться с полученными знаниями. Они являются естественным образом встроенные в жизнь и деятельность ребенка.
Цель: способствовать формированию у учащихся психологической культуры на основе прогрессивных научных знаний, опыта практической деятельности. Показать учащимся основные психолого - педагогические приемы повышения эффективности познавательной деятельности и организации рациональной учебной деятельности.
Содержание
Реализация уроков предполагает:
значительную степень новизны учебного материала для учащихся;
гуманистический характер взаимоотношений между педагогом и учащимися;
широкое использование проблемного, эвристического и практико-ориентированного обучения для получения психологических знаний.
Все уроки проходят в сопровождении мультимедийной презентации.
У ребенка на руках остаются «вещественные доказательства» психологического урока: раздаточные материалы, памятки, которые они в конце урока вклеивают в тетрадь. На уроке регулируется чередование индивидуальной работы в тетрадях с озвучиванием результатов этой работы, фронтальные опросы с работой микро-группах, краткие монологи ведущего с речевой активностью детей.
Общее количество занятий – 4 часа.
Темы уроков:
1. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные
процессы: ощущение и восприятие, память, воображение, мышление. 1 час
Общая характеристика ощущения и восприятия, их свойства, виды. Феномены восприятия. Восприятие удаленности, движения, цвета. Общая характеристика памяти человека. Виды памяти. Значение памяти. Основные методы и закономерности запоминания. Ассоциации. Причины забывания. Феномены памяти. Составление памятки “Правила обращения с памятью”. Общая характеристика мышления. Виды мышления. Выявление пробладающего типа мышления. Творческое мышление и воображение. Виды воображения.
2. Воля, эмоции, внимание. 1 час
Понятие об эмоциях и чувствах. Виды и функции эмоций, их внешнее выражение. Роль эмоций в жизни человека. Стресс и фрустрация. Аффекты. Общая характеристика внимания, его виды, свойства. Развитие внимания. Внимательность и наблюдательность как черты личности.
Демонстрация свойств и эффектов внимания. Диагностика свойств внимания методом «Корректурной пробы» Бурбона.
3. Развитие ребенка. Становление личности.
История развития представлений о темпераменте. Типы темперамента, их диагностика.
Характер как социальная характеристика человека. Характер и личность.
4. Интересы, склонности, способности. 1 час
Понятия об интересах, склонностях, способностях. Выявление ведущих интересов учащихся.
Результат уроков:
Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по данным темам, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развивается умение самостоятельно решать возникающие проблемы и научно объяснять происходящие биологические процессы, полученные знания применяются на практике.
Список литературы, рекомендуемой для учителя:
Общая психология: Учеб.для студентов пед.институтов /А.В.Петровский и др.- М.; Просвещение, 2001.
Самоукина Н.В.Игры в которые играют…-Дубна: “Феникс”,1996.
Как улучшить память/М.Курланд: Пер.с англ. Г.Кривошеиной.- М.:Изд-во Астрель,2003.
Оптические головоломки. Пер. с англ. Е.Токаревой. – М.: Эгмонд Россия Лтд, 2003.
Я - целый мир: программа развития личности подростков и юношества. Одинцова М.А.Изд-во: ИТП,2005.
Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.
Задачи:
Рассмотреть функции языка и речи, различные виды речевой деятельности.
Рассмотреть процесс ощущения как первоисточник знаний об окружающем мире.
Изучит процесс восприятия и его характеристики.
Изучить процессы и виды памяти, факторы забывания и способы уменьшения их влияния.
Раскрыть понятие «мышление»и «воображение», свойства и виды мыслительной деятельности.
Оборудование: мультимедийная презентация, памятки для детей.
Потребности людей и животных. У человека, как и у животных, есть потребности, закрепленные генетически: в пище, воде, комфортной температуре, в общении. Такие потребности могут быть названы базовыми, потому что без их удовлетворения человек не может существовать физически. Врожденные безусловные рефлексы и выработанные на их базе условные рефлексы позволяют ребенку удовлетворять свои потребности с помощью взрослых.
Наряду с базовыми формируются и вторичные потребности, например в предметах пользования, созданных обществом в процессе трудовой деятельности.
С самого раннего возраста потребности ребенка развиваются и становятся все более разнообразными. Зависит это от уровня развития общества и материального достатка семьи, моды на те или иные предметы потребления. Наряду с материальными потребностями развиваются и духовные потребности в искусстве, чтении, творческой деятельности. Они являются важным стимулом в развитии личности.
Роль речи в познании и труде.
Познавательные способности человека значительно выше, чем таковые у животных. Животные в своем поведении ориентируются только на натуральные объекты. Люди же используют словесные символы, заменяющие эти природные объекты и дающие возможность сначала разработать сценарий предполагаемых действий, а уж потом действовать.
Все мы каждый день пользуемся языком. Не только тем, что у нас во рту, но и тем, который исходит из нашего рта. У всех живых существ есть язык и у всех — разный. Язык — это система знаков, общих для всех членов группы (рода, вида, сообщества). Знаки могут быть в форме звуков, изображений, символов, слов и т. п., несущих определенную информацию. Любые знаки заменяют собой предметы и явления окружающего мира, расширяют сферу взаимодействия, выходя за пределы конкретного места и времени, обеспечивают наибольшие комфорт и экономичность для пользователей. Например, дорожные знаки. Изображена кровать и цифра 50 — через 50 метров найдешь место отдыха от долгой дороги. Изображен зигзаг — впереди сложный поворот. Без знаков водитель узнал бы эту информацию уже лежа в гипсе в больнице. Знаки по своей природе искусственны, в отличие от естественных сигналов и признаков, используемых животными. Так, трепещущий под ветром флаг корабля может быть признаком ветреной погоды, но знаком государственной принадлежности.
Язык служит для: — общения; — регуляции совместной деятельности; — выражения мыслей; — передачи и закрепления общественно-исторического опыта.
Конкретный процесс использования вербальных знаков в целях общения, формулирования мыслей, оценки различных жизненных проявлений называется речью. Речь — это язык в действии. Речь теснейшим образом связана с личностью человека и особенно — с его мышлением. Она отражает индивидуальные, возрастные, половые, интеллектуальные и профессиональные особенности. Сравните людей мало и неохотно говорящих и разговорчивых; интересных и оригинальных собеседников и надоедливых, скучных; постоянно читающих эрудитов и людей, засыпающих на первой странице.
Основным показателем хорошей речи является достаточный словарный запас и адекватное использование языковых средств: знание значений слов и соответствующее их употребление, понимание логических связей между словами, умение грамматически правильно построить фразу.
Не следует забывать, что слова — всего лишь символы, что суждения, высказанные с помощью слов, могут быть и верными, и ошибочными. Проверка правильности утверждения осуществляется практикой, личным и общественным опытом.
Роль речи в развитии высших психических функций.
Поведением маленького ребенка обычно управляют взрослые. Они показывают ему необходимые действия и называют их. Постепенно наступает момент, когда ребенок сам в состоянии выполнить словесную инструкцию. В дальнейшем ребенок сам начинает проговаривать те действия, которые он собирается предпринять, как бы давая инструкцию себе самому. Это особенно отчетливо проявляется во время игры. Словесные реплики-команды в дальнейшем переходят во внутреннюю речь. Инструкции уже не будут такими длинными, но будут вполне достаточными, чтобы организовывать осознанное поведение.
Таким образом, речь становится не только средством общения, но и средством организации своего собственного поведения.
Познавательные процессы.
Развитие речи становится ключевым моментом в формировании личности. Она открывает неограниченные возможности для освоения опыта предшествующих поколений.
К познавательным процессам относят ощущения, восприятие, память, воображение и мышление, а также представления памяти и воображения. Ощущения и частично восприятия мы рассмотрели ранее, когда знакомились с функциями головного мозга (§ 46) и анализаторами (§ 48).
Ощущения и восприятия.
Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на органы чувств в данный момент.
С одной стороны, ощущения объективны, то есть зависят от внешних свойств раздражителя, поэтому окружающий мир воспринимается людьми более-менее одинаково (трава зеленая, дождь мокрый, камень твердый). С другой стороны, в ощущениях есть и доля субъективности, обусловленная состоянием нервной системы и индивидуальными особенностями человека. Например, одному человеку музыка кажется громкой, а другому такая громкость — в самый раз. Кто-то боится грома (он просто очень громкий, но, в принципе, не опасный), а кто-то — мышку (хотя она маленькая и слабенькая).
Обсуждение. Приведите примеры различных ощущений и определите класс рецепторов, которыми они вызваны.
Каждый рецептор реагирует на определенный тип раздражителей. Поэтому можно выделить следующие виды ощущений:
- зрительные - возникают под воздействием световых лучей на сетчатку глаза; - слуховые - вызываются звуковыми волнами речи, музыки или шума; - вибрационные - способность улавливать колебания упругой среды (вода, воздух, земля, предметы); это разновидность слуховой чувствительности, слабо развитая у человека, но используемая дельфинами, летучими мышами и др. (эхолокация, ультразвук); - обонятельные - отражают запахи окружающих предметов; - вкусовые; - кожные: тактильные (ощущение прикосновения), температурные и болевые. Очень чувствительны к прикосновениям ладони, кончики пальцев и губы — ими мы осязаем. Болевые ощущения имеют сильную эмоциональную окраску — их хорошо слышно или видно другим людям. Температурная чувствительность различна на разных участках тела: наиболее чувствительна к холоду спина, наименее - грудь; - статические - сигнализируют о положении тела в пространстве; - органические - чувство голода, жажды, насыщения, боли, сексуальные ощущения.
При особых состояниях психики и организма человека могут возникать псевдоощущения - галлюцинации, когда раздражитель отсутствует, а ощущение — есть (мираж, видения, «голоса», бред и т. п.).
Восприятие
Если ощущение — это отражение отдельных свойств и качеств предмета (что-то блеснуло вдалеке, какой-то звук донесся), то в процессе восприятия у человека возникает целостный образ вещей и событий. Образно можно сказать, что ощущение отвечает на вопрос «какое?», а восприятие — на вопрос «что это?». Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных частей и свойств при непосредственном их воздействии на органы чувств. Широко известна притча о мудрецах, которые с завязанными глазами ощупывали слона, пытаясь определить, что это. Один обхватил ногу и сказал: «Это столб». Другой ощупал кончик хобота и сказал: «Это рот». Третий провел по хвосту: «Это веревка». А четвертый попытался обхватить туловище и уверенно изрек: «Это стена». Когда же с них сняли повязки, то все хором воскликнули: «Да ведь это слон — как же мы не узнали!». Эта метафора очень точно характеризует сущность восприятия.
Восприятие — очень быстрый процесс. Эта быстрота эволюционно обусловлена и необходима для выживания и ориентировки в окружающим мире: если кошка будет долго «распознавать», не мышка ли это перед ней бежит, то останется голодной. Последовательное протекание всех операций восприятия часто кажется мгновенным. Например, вы «ловите» маршрутку: 1) вы видите, что едет машина с каким-то, пока не видным, номером — возможно, вашим(обнаружение); 2) вы всматриваетесь в номер, пытаясь увидеть очертания цифр (различение); 3) приближаясь, черточки начинают приобретать знакомые очертания и становятся похожими на определенные цифры (идентификация); 4) вы узнали номер маршрутки. Это не ваша!
Предметы и явления, которые становятся центром нашего внимания, называются объектами восприятия, все прочее называют фоном.
Примеры с диска
двойственное изображение (вазу и два профиля), то в зависимости от того, что мы считали объектом восприятия, а что — фоном, мы видели то одно изображение, то другое (то профили, то вазу). Содержание восприятия будет тоже меняться: если принять две полоски на голове за клюв, можно увидеть утку, но если принять эти полоски за уши, то получается кролик.
Понятия «объект восприятия» и «фон» нужны для многих практических целей. Если мы хотим замаскировать человека или какой-либо предмет, мы должны сделать так, чтобы фон и объект восприятия различались мало.
У рекламы совершенно иные требования. Объект восприятия должен быть максимально броским, привлекающим к себе внимание, а фон должен подчеркивать объект и контрастировать с ним.
Наблюдение — это целенаправленное восприятие, где строго определено, что надо постараться увидеть и в каком порядке, какие измерения надо проводить и в какое время. Различают объективное и субъективное восприятие. Одно дело, когда человек точно описывает факты, и совсем другое — когда он осмысливает их и выражает свои эмоции по их поводу. И сами факты, и осмысливание их имеют самостоятельную ценность, поэтому подменять одно другим нельзя.
Нередко люди с субъективным восприятием описывают не столько факты и события, свидетелями которых они были, сколько свои переживания по поводу этих событий. Например, что можно понять из такого высказывания мамы по поводу болезни сына: «Ох, я всю ночь не могла заснуть, потому что меня будил его кашель... Я вся испереживалась, голова моя раскалывается, меня чуть удар не хватил, когда я прикоснулась к его лбу». Понять из этого рассказа, когда начался кашель, какая была температура и в какое время ее измеряли, невозможно.
Представление памяти и воображения.
Известно, что ощущение и восприятие прекращаются после того, как предметы, звуки и другие раздражители перестают действовать на наши органы чувств непосредственно. Но они продолжаются в виде представлений. Представление памяти — это следы прежних ощущений и восприятий. Они неотчетливы, фрагментарны. В памяти как бы всплывает то одна, то другая деталь предмета или обстановки. Представления неточны. Они могут дополняться деталями, которых на самом деле не было, между тем как другие детали, может быть более важные, оказываются забытыми.
Представлять себе мы можем и объекты, и даже целые сцены, которых никогда не было. Эти представления называются представлениями воображения. Без них не мог бы обойтись ни писатель, ни художник, ни ученый, ни строитель, поскольку с воображения начинается творчество. Именно творческое воображение позволяет человеку изобретать вещи, которых не было до него, а затем воплощать их в материале.
Память.
Если образы окружающих нас предметов, оставшиеся в виде представлений, фрагментарны и неточны, то память — явление значительно более устойчивое, так как опирается на речь. Сложно представить зрительно образ человека. Гораздо легче ответить, какого цвета его волосы, какой формы нос, какой у него тембр голоса и т. д.
Память — довольно сложный процесс. Он состоит из запоминания информации, ее хранения и воспроизведения.
Память помогает нам сохранить то, чего уже нет. Она и ее различные варианты (фото, рассказы, воспоминания) — форма существования нашего прошлого. Память связывает прошлое с настоящим и будущим человека. Благодаря ей, человек может осознать то, что когда-то происходило с ним и забылось, но продолжает влиять на него сейчас.
Основные процессы памяти, посредством которых она действует, — это запоминание, воспроизведение и забывание. Запоминание — главный процесс памяти, от него во многом зависит, насколько полно, точно и долго человек сохраняет информацию. Запоминание и воспроизведение могут быть произвольным или непроизвольным. Мы можем запомнить что-то как по собственному желанию, так и случайно, нечаянно, не прикладывая усилий. Точно так же можно вспомнить что-то, выученное специально, или припомнить что-то, случайно замеченное. Забывание же — это непроизвольный процесс, неподвластный человеку. Протекание процессов запоминания и воспроизведения зависит от того, насколько важна данная информация для человека. Важные для нас, оставившие след в душе вещи мы помним долго. Незначительные события быстро забываются и вспоминаются с трудом или не вспоминаются вовсе. Установлено, что крепче всего мы запоминаем значимую для нас информацию. Любому человеку нетрудно будет припомнить, что составляло смысл его жизни в каждом конкретном возрасте: мечты, желания, стремления, направленные на достижение определенной цели. Хорошо запоминается материал, когда он выступает в качестве цели наших действий — когда нам нужно его помнить. Очень прочные мнемонические («мнемос» — греч. «память», Мнемозина — богиня памяти) связи образуются при многократном обращении к какой-то информации — постоянно или длительно используемые знания запоминаются на всю жизнь.
По характеру цели деятельности память может быть произвольной и непроизвольной. Если что-то запомнилось нам само, то это — непроизвольная память. Если же были приложены усилия со стороны человека — это произвольное запоминание. Непроизвольная память занимает большое место в жизни и деятельности людей: человек много запоминает и помнит без специальных намерений и усилий. Произвольная память позволяет человеку запоминать с необходимой полнотой то, что нужно ему в данный момент. Она необходима в учебе, работе, спорте, овладении любой новой деятельностью.
Обсуждение. Приведите примеры непроизвольного и произвольного запоминания.
Упражнение. Учитель на доске заранее пишет 10 слов, не показывая их классу (лужа, ракета, печать, яблоко, книга, кольцо, собака, открытка, лампа, балкон). Затем показывает слова классу и просит прочитать их про себя. После чего закрывает слова и просит написать эти 10 слов в тетрадях, — кто сколько запомнил. Тем временем учитель пишет на другой доске другие 10 слов (ковер, сумка, календарь, бумага, телевизор, дверь, сорока, тарелка, ручка, арбуз). Показывает их ученикам и на этот раз просит внимательно посмотреть и запомнить все слова. После чего закрывает доску. Ученики пишут запомненные слова в тетрадях. Их количество- это объем вашей кратковременной памяти. Обычное для большинства людей количество слов равняется 7 +/- 2 (от 5 до 9).
Обсуждение. Сравните, сколько слов вы запомнили непроизвольно и — если ставили это своей целью. В чем разница произвольного и непроизвольного запоминания?
Известно, что лучше усваивается и запоминается тот материал, который, во-первых, интересен, а во-вторых, если человек не просто слушает, а еще и что-то делает с этими данными, находит в них связи и смыслы.
Упражнение. Учитель пишет на доске 15 слов (шкаф, медведь, стол, белка, груша, диван, тетрадь, персик, собака, кровать, книга, заяц, карандаш, яблоко, гусь). Пусть ученики запишут их в тетрадях по группам (мебель, животные, …). Затем закройте тетради и доску и вспомните все 15 слов, пользуясь знанием групп.
Упражнение. Учитель пишет на доске 20 слов (кольцо, бумага, часы, лампа, бусы, блокнот, стена, камень, цветок, школа, машина, девушка, ручка, дорога, корова, свет, письмо, рука, кирпич, радость). Пусть ученики запишут их в тетрадях парами, связав одно слово с другим какой-нибудь смысловой связью (корова-цветок, кольцо-рука, …). Записав пары слов в тетрадях, закройте листком левую половину пар и по словам справа, их смысловым связям, попробуйте назвать закрытые слова слева. Один ученик вспоминает слова слева, а его партнер затем — слова справа (естественно, предварительно закрытые).
Обсуждение. Сравните, насколько выше результативность осмысленного запоминания по сравнению с механическим заучиванием. Насколько легко вспоминать слова по смысловым связям, ассоциациям с чем-то? Как вы пользуетесь этим в жизни?
Еще одним приемом, помогающим запомнить информацию, являются мнемонические опоры. Например, всем известная формула «каждый охотник желает знать, где сидит фазан» для запоминания цветов радуги. Ее другой вариант — «как однажды Жан-звонарь головой свалил фонарь». Очень часто, пытаясь запомнить что-то сложное для нас, мы придумываем для этого какой-то свой значок или образ. (Например, я долгое время не могла запомнить, какой стороной вставлять нож в мясорубку. И тогда придумала: как вставший на дыбы конек, нож вставляется зубцами вверх).
Обсуждение. Какие мнемонические опоры, знаки есть у вас?
При заучивании важно знать, какой анализатор лучше воспринимает информацию. У одних хорошо развита зрительная память, у других — слуховая, у третьих — моторная: они легче запоминают текст, который записали (или законспектировали) сами. Для четвертых выгоднее заучивать вслух, чтобы в работе участвовала и слуховая и моторная виды памяти.
Еще в 1885 году немецким психологом Германом Эббингаузом при исследовании механического запоминания и воспроизведения материала была получена кривая забывания (кривая Эббингауза). Оказалось, что 50% механически вызубренного забывается в течение часа. Через день сохраняется около 30% запомненного. Эффективность осмысленного запоминания примерно в 25 раз выше, чем при механическом заучивании. Материал, запомненный по смыслу, сохраняется значительно дольше, хотя, если его время от времени не возобновлять в памяти, он также будет рано или поздно забыт.
Кроме количества времени, прошедшего с момента запоминания, на качество воспроизведения влияет та деятельность, которой человек занимался в промежутке. Если после заучивания вы занялись чем-то, тем более — чем-то схожим с запомненным материалом, то вспомнить его вам будет значительно труднее. К примеру, выучив фразу иностранного языка, вы продолжаете читать иностранный текст, — тогда вероятность вспомнить потом выученную фразу невелика. Правильно подмечено многими людьми: хорошо учить что-то на ночь. Ведь потом заученная информация не будет «затираться» информацией извне. Полезно повторить выученное перед сном, а утром вспомнить «на свежую голову». Забывание происходит медленнее, когда между запоминанием и воспроизведением человек ничем не занимается или спит, чем если он занят каким-то делом.
Что делать, чтобы уменьшить забывание?
— Осмыслять информацию, а не механически заучивать. Зубрежка приемлема только тогда, когда вы точно знаете, что эта информация вам никогда не понадобится, вам нужно ее выучить и сдать «для галочки». То, чем вы планируете пользоваться в дальнейшем, лучше понимать.
— Повторять информацию. «Повторение — мать учения». Первое повторение нужно сделать через 40 минут после заучивания (чтобы не забылось в течение часа). Необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания, так как в эти дни максимальны потери для забывания. Лучше так: в первый день — 2-3 повторения, во второй день — 1-2 повторения, затем — по одному повторению в день.
— Заучивайте в период своей наилучшей работоспособности. У одних это утро, у других — вечер. Не учите днем, среди других дел.
— Учите сначала медленно, осмысливая, а затем — быстро, запоминая. При заучивании не связанного между собой и обширного материала лучше разбить его на небольшие группы, объединенные по какому-либо признаку. Например, чтобы заучить 40 названий, разделите их на 4-5 групп, возможно более однородных, в крайнем случае их можно сгруппировать хотя бы по одинаковой первой букве. — Пользуйтесь выученным. Забывается то, в чем нет постоянной потребности или необходимости. Именно поэтому можно учить иностранный язык годами на Родине, но выучить его за месяц, находясь среди носителей языка в другой стране.
Скорее запоминается то, что объединено какой-либо общей мыслью в тематическое целое. Поэтому, заучивая стихи, слова песни, не надо зубрить каждую строчку отдельно.
Воображение.
Образы воображения закрепляются с помощью речи и могут передаваться другим людям в виде художественных образов или научных предположений, которые потом будут проанализированы логическим мышлением и использованы в построении замыслов при создании новых вещей.
Различают активное и пассивное воображение. Активное воображение позволяет человеку до начала его работы представить себе то, что получится в результате. Эти образы позволяют довести изделие до необходимого уровня, будь то самоделка в руках ребенка или космический корабль в чертежах генерального конструктора.
От активного воображения следует отличать пассивное воображение, которое подменяет собой активные действия. Если перечитать роман И. А. Гончарова «Обломов», то нетрудно заметить, что более половины романа посвящено грезам главного героя. Он мнит себя то великим полководцем, то великим артистом, то совершает множество благороднейших поступков, но все это не сходя со своего дивана. По существу, эти мечтания — уход от жизни.
Мышление — это обобщенное и опосредованное познание действительности. Современные люди не жили во времена первых кроманьонцев. Мы не слышали и не могли слышать их речь. Тем не менее мы утверждаем, что они умели разговаривать. Почему? Потому, что кроманьонцы имели подбородочный выступ, к которому прикреплялись мышцы, участвующие в членораздельной речи. Потому что их левое полушарие, судя по отпечаткам мозга на костях черепа, было несколько больше правого. Знание общих закономерностей позволяет по одним данным находить другие (ранее неизвестные). В этом суть опосредованного познания. В нашем примере по строению черепа была определена степень развития речи у людей доисторического периода.
Совокупность индивидуальных особенностей мышления человека называют умом. Самостоятельность, критичность, гибкость, творческая инициатива, избирательность — основные качества ума.
Большую ценность представляет самостоятельность мышления. Вместе с речью ребенок усваивает не только слова и грамматику, но и логические правила мышления. Только овладев инструментом мышления — логикой, человек получает возможность делать правильные выводы и не ошибаться в них.
Любое суждение и умозаключение могут быть либо правильными, либо ошибочными. Умение проверить их и отстоять истину связано с критичностью мышления. Умение критически подойти к своим выводам — важное качество ума.
Мышление всегда сосуществует с воображением. Там, где недостаточно данных для того, чтобы сделать правильный вывод, включается воображение. Оно предлагает возможную схему решения, которое потом проверяется логическим мышлением, а затем практикой.
Выделяют несколько видов мышления, соответствующих стадиям развития человека.
1) Наглядно-действенное — генетически наиболее ранняя форма мышления, наблюдаемая у ребенка от года до трех, до овладения им активной речью. Ребенок уже понимает слова, но для него они тесно связаны с тем, как он воспринимает предмет, видит, слышит, осязает его. Например, словом «ключ» он обозначает все блестящие предметы. Одним словом может называть плюшевую собачку, шубу и живую кошку, классифицируя их по наличию меха.
2) Наглядно-образное мышление характерно для детей 4-6 лет. В их сознании образ предмета и его название уже не связано с каким-то конкретным предметом; он понимает, что «девочкой» является не только его сестра, но и существо из соседнего подъезда, и рисунок девочки в книжке. Но для того, чтобы мыслить и говорить об этом, ему очень важно видеть предмет разговора. Известно, что дошкольнику легче всего что-то объяснить, нарисовав или показав. Умозаключения о свойствах объекта делаются на основании своих органов чувств. В экспериментах Ж. Пиаже семилетним детям показывали два одинаковых шарика из теста. Ребенок внимательно рассматривал шарики и говорил, что они равны. Затем один шарик раскатывали в лепешку. Хотя дети видели, что изменилась просто форма предмета, они начинали считать, что в лепешке больше теста. Дети не могли абстрагироваться от внешних свойств предмета.
3) Словесно-логическое мышление осуществляется при помощи логических операций с понятиями, без опоры на реальный предмет или конкретный образ. Например, вычисления в уме. Или мысленное «проигрывание» развития ситуации. Этот вид мышления характерен для взрослых людей, так как он быстрее и удобнее, не требует внешнего антуража. Правда, иногда и взрослому человеку, чтобы понять конструкцию чего-то, требуется увидеть изображение или проделать какое-то действие.
Практическая работа
Цель: определить тип мышления.
Инструкция: для того, чтобы определить тип своего мышления, вам предстоит решить четыре задачи. Время решения всех задач – 4 минуты.
1 задача.
В книжном шкафу рядом стоят две книги. В первой из них 300 страниц, во второй – 400. В шкафу завелся книжный червь и прогрыз книги от первой страницы первого тома до последней страницы второго тома. Сколько страниц испортил книжный червь.
2 задача.
От города А до города В – 120 км. Из города А вышел поезд по направлению к городу В и шел со скоростью 30 км/ч. В это же время из города В вылетела ласточка со скоростью 60 км/ч. Она долетела до поезда и вернулась обратно в город. Долетев до города В, она снова повернула по направлению к поезду, опять долетела до поезда и снова повернула в город В и т.д. Так она все время летала навстречу поезду и обратно, пока поезд не прибыл в город В. Сколько километров налетала ласточка?
3 задача.
На столе 8 спичек. Сложите из них фигуру, состоящую из квадрата и двух треугольников, как показано на рисунке.
Как надо переложить четыре спички, чтобы получить один квадрат и четыре треугольника?
4 задача.
К гвоздю надо подвесить маятник. На столе лежит гвоздь, шнур и груз (гиря весом 0,5 кг). Но молотка нет. Как решить задачу?
Результаты:
Если правильно и быстро решили 1-ю задачу, то у вас хорошо развито образное мышление; если задачу 2-ю – логическое мышление и задачи 3-ю и 4-ю – практическое мышление.
Правильные ответы:
Только обложки, так как первая страница первого тома соприкасается при обычной расстановке книг с последней страницей второго.
240 км.
Поднять четыре крайние спички вверх и соединить в одной точке, так, чтобы получить пирамиду.
Вместо молотка использовать гирю.
Очень важно развивать ребенка в течение первого года жизни. Самым важным периодом, в течение которого развиваются психические функции (остающиеся у человека на всю последующую жизнь), является первые 5 лет жизни. В дальнейшем развить что-то оказывается намного сложнее. Мышление интенсивно развивается до юношеского возраста (20-24 года). Пик его продуктивности приходится на 30-40 лет. Затем ясность и острота ума постепенно слабеют. Но при соответствующей поддержке (умственной работе, широте интересов, социальной активности) возможно длительное поддержание мыслительных процессов на хорошем уровне. Людям среднего возраста, ведущим активный образ жизни, занимающимся интересным делом, продолжающим познавать мир вокруг себя, их ум верно служит на протяжении многих лет. У тех же, кто остановился в своем развитии, утратил интерес и цель жизни, сосредоточился на еде и отдыхе, быстро дряхлеет тело и ум. Именно с тем, что основная масса людей, вырастив детей и уйдя на пенсию, считает свою жизненную миссию выполненной и не видит смысла в дальнейшем существовании, и связан миф о том, что после 40-50 лет человек деградирует. Мышление — это функция мозга; как и любая часть тела и психики, если ею не пользоваться, она теряет свою силу.
Воля, эмоции, внимание
Задачи:
Изучить функцию внимания, его виды и свойства
В практических заданиях определить индивидуальные особенности внимания учащихся.
Показать возможности повышения качества внимания.
Раскрыть понятия «воля», «волевые действия».
Изучить различные эмоциональные состояния человека.
Оборудование: мультимедийная презентация, бланки для корректурной пробы, памятки учащимся.
Волевые действия.
Под волей обычно понимают сознательную саморегуляцию поведения человека, обеспечивающую преодоление трудностей на пути к достижению цели. Волевое действие выполняет две функции: побудительную, заставляющую бороться с препятствиями, преодолевать их, и тормозную, способную удерживать себя от нежелательных поступков.
Деятельность человека или животного побуждается потребностями. Нередко бывает, что в одно и то же время человек испытывает несколько разных желаний.
Первый этап волевого акта начинается с выбора цели. Часто сталкиваются сиюминутное желание, подкрепленное приятной перспективой, и дело, которое необходимо сделать, но которое не доставляет никакого удовольствия. Правильный выбор далеко не всем и не всегда дается легко. Он является результатом борьбы мотивов (побуждений).
Следующим этапом волевой деятельности является выбор средств для достижения цели. Человек продумывает разные варианты действия и останавливается на том, который кажется ему лучшим. И выбор цели, и выбор способа ее достижения являются мыслительным процессом, в котором обдумываются результаты действия, как конечные, так и промежуточные. Обычно это происходит раньше выполнения самого действия. И когда оно начинает претворяться в жизнь, человек непрерывно сверяет полученные результаты со своим замыслом. В зависимости от совпадения или несовпадения промежуточных и конечных результатов с тем, что задумано, человек прекращает свою работу или перестраивает ее.
Таким образом, процессы волевого действия являются в значительной степени результатом мыслительных действий, которые предваряют мышечную деятельность и контролируют ее.
Внушаемость и негативизм. Волевой человек взвешивает предложение. Он соглашается, если оно соответствует его намерениям, или отвергает, если оно для него не подходит. Волевой человек никогда не действует автоматически.
Люди, которые не отличаются самостоятельностью, поступают иначе. Они либо пассивно следуют за лидером, либо действуют наперекор ему. В первом случае можно говорить о внушаемости, во втором о негативизме. И то и другое состояние является признаком недостаточно развитой воли.
И в первом и во втором случае выбор цели и выбор способа действия отсутствуют. Действия навязаны со стороны, они не осмыслены, импульсивны и отличаются только по знаку.
Эмоции.
В головном мозге существуют центры, возбуждение которых приводит к удовольствию или к страданию. Благодаря работе этих центров человек и животные оценивают полученную информацию с точки зрения важности ее для организма: пользу или вред она предопределяет? Например, радость и удовольствие от удачно проведенного дела закрепляют в памяти действия и стимулируют применение их в дальнейшем.
Эмоциональные реакции. Плач, смех, проявления удовольствия, страха, печали и других чувств у всех людей сходны. Это эмоциональные реакции, которые присущи всем людям, потому что они имеют безусловно-рефлекторную природу. Эмоциональные реакции не всегда соответствуют знаку эмоции. Плакать можно от горя, но могут быть и слезы радости.
Эмоциональные состояния. От эмоциональных реакций надо отличать эмоциональные состояния. У людей может быть хорошее или плохое настроение. Они могут переживать радость или печаль, столкнувшись с тем или иным событием в быту или на работе, читая книгу, просматривая фильм или театральную постановку, слушая музыку или наблюдая спортивное состязание.
Иногда человек может находиться в состоянии бурной эмоциональной вспышки и потерять над собой волевой контроль — это состояние аффекта. Именно в таком состоянии царь Иван Грозный убил своего сына. Остекленевшие глаза царя, показанные на картине Ильи Ефимовича Репина «Иван Грозный и сын его Иван», кажутся безумными и отрешенными.
Аффект обычно длится недолго. Когда он заканчивается, человек испытывает горькое сожаление по поводу содеянного. Состояние аффекта может проявляться в паническом бегстве, приступе агрессии, в оцепенении, близком к обмороку. Сознание в это время утрачивает ясность и сосредоточено только на выполняемом действии, а не на его последствиях. В момент аффекта проявляются основные свойства доминанты (см. § 53), и любое дополнительное воздействие может привести к усилению этого состояния.
Стресс.
В любой работе могут быть ситуации, когда требуется затратить значительно больше сил, чем обычно. Получение нового, трудного задания нередко заставляет нас переходить на более высокий рабочий ритм. Это ведет к напряжению сил организма. Такое напряжение канадский ученый Ганс С е л ь е назвал стрессом.
Эмоциональные переживания развиваются еще до начала работы и связаны с оценкой задачи и необходимых для ее решения усилий. Обычно это состояние тревоги в сочетании с переживаниями неуверенности в успешном решении задачи.
Когда человек включается в работу, состояние тревоги проходит. Если работа идет успешно, переживание уверенности в своих силах нарастает, доходя иногда до степени азарта. Обычно в этот период работа идет наиболее эффективно. Однако если ее приходится выполнять слишком долго, наступает утомление, которое сопровождается ухудшением самочувствия. Длительное перенапряжение может привести к неврозу, гипертонии и другим заболеваниям.
Эмоциональные отношения. Наряду с эмоциональными реакциями и состояниями существуют эмоциональные отношения. Их обычно называют чувствами. Эмоциональные отношения всегда направлены на определенное лицо, объект или процесс. Любовь, дружба, вражда, ревность, зависть — все это примеры эмоциональных отношений. Обычно они объединяют различные эмоции: например, любя своего ребенка, родители и радуются его успехам, и огорчаются его неудачам, и порицают его за неправильные поступки, и одобряют его хорошее поведение.
Чувства не всегда постоянны. Они появляются, достигают своего апогея, а затем могут ослабеть или угаснуть совсем. Это зависит и от обстоятельств и от темперамента человека. У одних людей чувства более устойчивы и глубоки, у других они быстро сменяются.
Внимание.
Направленность и сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте или событии называется вниманием.
В центре внимания могут оказаться не только внешние события, но и внутренние переживания: воспоминания, размышления, обдумывание тех или иных поступков, пути решения возникших проблем.
При очень напряженном внимании изменяется даже облик человека. У него возникают движения приспособительного характера: он прислушивается, всматривается, стараясь максимально получить необходимые для него сведения.
Физиологические основы внимания. Наиболее элементарной формой внимания является ориентировочный рефлекс. Он включается каждый раз, когда происходит рассогласование между тем, что ожидалось, и тем, что произошло в действительности. Чем неожиданнее, ярче и значимее будет новый раздражитель, тем больше шансов у него оказаться в центре нашего внимания.
Эмоционально значимые вещи и события сильнее привлекают внимание, чем неинтересные и однообразные.
Непроизвольное и произвольное внимание. Непроизвольное внимание возникает помимо воли человека. Любой внешний раздражитель, если он новый и вызывает ориентировочный рефлекс, становится причиной непроизвольного внимания. То же происходит при восприятии интересного или эмоционально значимого события. Мы можем долго, не отвлекаясь и не делая над собой усилий, читать интересный роман, смотреть кинофильм или пьесу.
Произвольное внимание проявляется при осуществлении сознательных намерений человека и требует от него приложения волевых усилий. Человеку необходимо заставить себя выполнять неинтересную, но необходимую работу. В процессах произвольного внимания принимают участие лобные отделы коры большого мозга. Они управляют активирующими системами мозга так, чтобы активация направлялась в нужное место и в соответствующий момент времени.
Основные свойства внимания. Внимание может быть устойчивым и колеблющимся. Если смотреть на неподвижный предмет без всякой цели, то уже через несколько секунд мы отвлечемся от него, потому что отсутствие перемен приводит к торможению воспринимающих участков мозга. Устойчивость внимания при подвижных, изменяющихся объектах значительно выше. Повышает устойчивость внимания и активная работа с предметом, даже неподвижным, когда человек рассматривает его по определенной программе, направляя свое внимание сначала на одни детали, потом на другие.
Внимание имеет свои отличительные особенности — свойства. К свойствам внимания относятся: объем, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение и переключение. Внимание каждого человека индивидуально. Мы подробно рассмотрим каждое из свойств внимания и измерим свои собственные показатели этих характеристик.
Задание. Учитель говорит: «Сейчас я покажу вам на одну секунду рисунок, на котором будет несколько чисел. Посмотрите внимательно, какие числа будут написаны, а когда я уберу рисунок, сложите их и запишите сумму». Потом на одну секунду, мысленно сосчитав «раз-и», показывает на доске изображение: восьмерка в квадрате, тройка в треугольнике, девятка в круге.
Когда сумма будет записана и оглашена, попросите вспомнить фигуры, в которые были вписаны цифры. Чаще всего люди не обращают на это внимания, а точнее — им не хватает объема внимания, чтобы заметить и цифры, и фигуры. Объем внимания — это то количество объектов, которые могут быть одновременно и отчетливо восприняты за относительно короткий период времени. Кроме объема, в этом задании проявилась и избирательность внимания — установка на выбор из множества объектов только некоторых. Если бы было дано задание запомнить и цифры, и фигуры, куда они вписаны, то внимание было бы организовано по-другому, но объема его также могло бы не хватить на выполнение задания полностью
Очень часто в нашей жизни мы используем такое свойство внимания как распределение. Оно проявляется при одновременном выполнении двух или нескольких действий. Каждому из вас приходилось одновременно слушать и писать под диктовку, во время просмотра телевизора качать пресс, убирать в комнате, слушая музыку и пританцовывая. Случалось при этом, отвлекшись на что-нибудь одно, неправильно сделать другое: разговаривая с приятелем, налил чай не в чашку, а в сахарницу. Это говорит о том, что ваше распределение внимания нуждается в тренировке, так как вы не можете делать оба дела одинаково хорошо. В некоторых профессиях умение распределять внимание особенно важно. Это профессии летчика, шофера, педагога. Водитель должен одновременно следить за дорогой прямо-впереди и сбоку-сзади, не забывая вести машину. Учитель объясняет урок и следит за классом, нередко он еще и пишет что-то на доске.
Концентрация внимания — это способность человека сохранять сосредоточенность на объекте внимания при наличии помех (шум, физиологический дискомфорт (неудобная поза, жара или холод, жажда или голод), другие раздражающие и отвлекающие человека вещи). Чем меньше круг объектов, на которых сосредоточено внимание человека, тем он больше на них сконцентрирован. За множеством объектов уследить трудно. Способность сконцентрироваться и не отвлекаться на помехи зависит также от свойств нервной системы. Людям со слабой нервной системой раздражители мешают сосредоточиться, они легко отвлекаются на шум, голоса, могут сосредоточиться только в тишине, в привычной обстановке. Людям с сильной нервной системой помехи не мешают, а даже помогают, — повышают концентрацию внимания. Такие люди иногда просто не могут работать в тишине, им лучше думается под музыку, при звуках телевизора.
Еще одно свойство внимания — переключение. Это способность перемещать внимание с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую. При этом учитывается, насколько быстро человек может «включиться», вникнуть в новую деятельность, перестав думать о предыдущей. А также, насколько легко ему удается это сделать. Люди с подвижной нервной системой легко переключают внимание с одного предмета на другой, быстро сосредотачиваются на новом объекте. Некоторым людям тяжело сменить образ действий: начав заниматься другой работой, еще некоторое время они делают все так же, как и раньше.
Упражнение. Попробуем исследовать устойчивость, концентрацию и переключение внимания каждого из нас. Учителю потребуется один ассистент. Все остальные ученики кладут перед собой текст, который они принесли.
Инструкция: «Просматривая слева направо каждую строку, вы должны зачеркивать букву „к“ горизонтальной чертой, а букву „е“ — обводить кружком. Задание следует выполнять быстро и точно. Кроме того, по моему сигналу „Черта!“ вы должны будете проставлять вертикальную черту за той буквой, у которой вас застал мой сигнал, а затем продолжить выполнять задание до следующего моего сигнала. И так до тех пор, пока я не скажу „Закончили!“».
Задание выполняется в течение 5 минут. Слово «Черта!» учитель произносит через каждые 30 секунд. На 2-й и 4-й минутах, без предупреждения испытуемых, вводятся помехи: ассистент учителя в течение 15 секунд громко называет вслух какие-либо буквы алфавита.
Обработка результатов. Обменяйтесь бланками со своим партнером и проверьте правильность выполнения задания. Ошибки отмечайте на полях: пропущенную букву — черточкой, неправильно зачеркнутую — галочкой. Подсчитайте количество ошибок в каждом временном промежутке (между вертикальными чертами).
Обсуждение: — проследите индивидуальную устойчивость внимания в течение всего задания, сравнив количество ошибок в начале и в конце; — сравните количество ошибок при выполнении задания с помехами и без помех: существенные различия говорят о слабой концентрации внимания, легкой отвлекаемости; — обратите внимание на общее количество галочек и черточек (ошибок): если больше галочек — у вас трудности с переключением внимания, больше черточек — с устойчивостью внимания.
Для тренировки внимания используют те же задания, что и для его диагностики. Их можно усложнять: вместо двух букв вычеркивать три и больше, вычеркивать на скорость, зачеркивать по-разному. Есть множество картинок в журналах, в которых предлагается найти отличия. Хороша игра «Муха»: каждый из партнеров мысленно воображает квадрат 3 на 3 клетки, в средней клетке помещается «муха», ее по очереди передвигают из клетки в клетку, стараясь не выйти за границы квадрата. Можно усложнить эту игру, играя в квадрате 4 на 4, 5 на 5.
Вывод: внимание обеспечивает направленность психики человека на восприятие и познание окружающего мира.
Рассеянность. Невнимательность человека называют рассеянностью. Она может происходить по двум причинам. Во-первых, из-за слабости произвольного внимания. Любое внешнее событие вызывает непроизвольное внимание и отвлекает от основной деятельности. Во-вторых, рассеянность может быть вызвана излишне концентрированным вниманием, когда все оно направлено на решение основной задачи, а любые посторонние события просто не замечаются. Причина этого недостатка в слабой способности распределять и переключать внимание.
Воспитание внимания. Чтобы быть внимательным, следует прежде всего знать недостатки своего внимания. Если рассеянность вызвана слабостью произвольного внимания, то необходимо тренировать именно его. Для этого выбирают упражнения, требующие длительного напряжения внимания, например выбор пути в лабиринте, прослеживание линии среди других, которые ее маскируют.
Для выработки умения переключать свое внимание можно порекомендовать поиск разбросанных цифр, где приходится по мере нахождения одной цифры переходить к следующей. Но главное в воспитании внимания — умение активно работать с объектом, ставить перед собой ряд задач и последовательно добиваться их решения.
Развитие ребенка после рождения. Становление личности
Задачи:
Познакомить учащихся с понятием «характер».
Дать характеристики типов высшей нервной деятельности.
Определить у учащихся ведущий тип темперамента.
Оборудование: мультимедийная презентация, «Личностный опросник» Айзенка, модифицированный тест
Новорожденный и грудной ребенок.
В течение месяца после рождения ребенок считается новорожденным. В это время происходит приспособление его к жизни вне организма матери. Через месяц после рождения и до года ребенок считается грудным. В первый год жизни значительно увеличиваются длина и масса тела, усложняются движения. Ребенок овладевает основами общения. Значительно повышается его устойчивость к неблагоприятным факторам. К году ребенок способен самостоятельно ходить.
Развитие движений необходимо как для физического, так и для психического развития. Пеленать ребенка надо так, чтобы он мог свободно двигать руками и ногами, но не развертываться. Во время бодрствования ребенка желательно класть на живот. При этом у малыша хорошо формируются естественные изгибы позвоночника, и он хорошо будет держать голову.
Молоко матери — лучший продукт для грудного младенца, но с возрастом потребности ребенка расширяются. С 1,5—2 месяцев ребенку дополнительно дают соки, а немного позже — тертое яблоко и овощи. Для предупреждения рахита детям необходимы препараты кальция и витамин Б.
Новорожденные и грудные дети не имеют стойкого иммунитета к инфекционным заболеваниям. Поэтому детей надо оберегать от контактов с больными людьми.
Половое созревание (пубертат). С 9—11 лет у девочек и с 11—12 лет у мальчиков начинают изменяться пропорции тела и появляются вторичные половые признаки. Это типичное для мужского и женского тела оволосение, изменение голоса (значительно заметнее — у мальчиков). У юношей более интенсивно развивается плечевой пояс. У девушек развивается тазовый пояс и увеличиваются молочные железы. У мальчиков в ходе полового созревания молочные железы могут слегка увеличиваться и болеть. Но это явление временное и лечения не требует.
В 12—14 лет у девочек начинаются менструации. Это признак того, что в половых железах стали вырабатываться зрелые яйцеклетки. Первое время менструации нерегулярны, но затем менструальный цикл делается устойчивым и обретает свойственную данному организму продолжительность.
Объем выделений из матки при нормальной менструации за весь ее период примерно 50 см3. Это кровь, смешанная с секретом желез, расположенных в слизистой оболочке. Важно знать, что в норме менструальные выделения не свертываются и появление сгустков крови — повод для обращения к врачу.
Поллюции — признак полового созревания у юношей. Поллюции начинаются примерно с 15 лет и свидетельствуют о появлении зрелых сперматозоидов, способных оплодотворить яйцеклетку. Накапливаясь, они время от времени удаляются из организма в составе семенной жидкости. Это нормальное физиологическое явление.
Темперамент.
Диагностика темперамента
Еще древнегреческим врачом и философом Гиппократом (ок. 460 — ок. 370 до н. э.) люди были разделены по темпераменту на четыре типа: меланхолики, холерики, сангвиники и флегматики. Темперамент — врожденная особенность человека.
Человек с меланхолическим темпераментом обладает слабой, легкоранимой высшей нервной деятельностью, способной выдерживать лишь небольшое напряжение. Тем не менее среди меланхоликов встречаются такие незаурядные личности, как французский философ Рене Декарт, англичанин Чарлз Дарвин, русский писатель Николай Васильевич Гоголь, польский композитор Фридерик Шопен. Они сумели преодолеть недостатки своего темперамента и использовать его преимущества: высокую чувствительность нервной системы, тонкую реакцию на малейшие оттенки чувств, глубокие и сильные эмоциональные переживания, отличающиеся большой устойчивостью.
Известно, что два основных процесса определяют поведение человека — возбуждение и торможение. У холериков преобладает один из этих процессов — возбуждение и слаб второй процесс — торможение. Люди этого темперамента обладают сильной нервной системой. Они способны преодолевать значительные трудности, но плохо сдерживают себя, легко «взрываются». Однако это, к примеру, не только не помешало Александру Васильевичу Суворову стать знаменитым полководцем, но и помогло.
Сангвиники и флегматики обладают сильной и уравновешенной нервной системой. У них сильны процессы и возбуждения, и торможения. Разница — в подвижности процессов: у сангвиника возбуждение легко сменяется торможением, у флегматика эта смена происходит труднее.
Сангвиник — человек уравновешенный в своих чувствах и действиях, живой, подвижный, легко приспосабливающийся к обстоятельствам. Однако чувства его не столь глубоки, как у меланхолика. Такой темперамент имели Александр Иванович Герцен, немецкий композитор Вольфганг Амадей Моцарт.
Флегматики — обычно спокойные люди, их трудно вывести из себя. У них невыразительная мимика, замедлено переключение с одного вида деятельности на другой. Настроение у них обычно ровное. Флегматическим темпераментом обладали полководец Михаил Иванович Кутузов и баснописец Иван Андреевич Крылов.
Наряду с делением людей по темпераменту полезно различать их по типу психической деятельности. Иван Петрович Павлов выделил три таких типа: художественный, мыслительный и смешанный.
Люди художественного типа воспринимают предметы в целом, они мыслят образно. Люди мыслительного типа склонны к анализу, словесному описанию, логическому сопоставлению. Однако у многих людей эти склонности выражены примерно одинаково — такие люди относятся к смешанному типу.
Характер — это совокупность устойчивых черт личности, которые складываются в процессе воспитания, деятельности, общения с людьми и обусловливают типичное для данного человека поведение. Зная характер человека, можно в какой-то степени предвидеть его поступки. Если темперамент является врожденным свойством человека, то его характер вырабатывается в процессе жизни путем усиления одних и ослабления других врожденных свойств.
По отношению к другим людям и окружающей обстановке одни люди как бы открыты, нацелены на общение, другие — замкнуты, погружены в себя. Первых называют экстравертами, вторых — интровертами.
В процессе общения человека с другими людьми у него складывается отношение к самому себе, в первую очередь — самооценка. Важно, чтобы между самооценкой и оценкой человека другими людьми, а также его объективными возможностями не было больших различий. В зависимости от достигнутого положения в коллективе и обществе, от удач и неудач в общении или в работе у человека могут развиваться такие черты характера, как скромность или самовлюбленность, самоуверенность или неуверенность в себе, высокомерие или снисходительность.
Важными для каждого человека являются волевые качества: способность довести задуманное до конца, умение противостоять трудностям. Сильная, но неразвитая воля может проявлять себя и отрицательно: человек настаивает на своем вопреки обстоятельствам, не учитывая мнения других людей или просто вопреки здравому смыслу. Это называется упрямством. К сожалению, такие детские черты могут встречаться в характере и некоторых взрослых, полноценных во всех других отношениях людей. Упрямство мешает жить и самому такому человеку, и окружающим.
Индивид и личность. Словом «индивид» обозначают отдельного человека со всеми его физическими и психическими особенностями. Чем более ярким индивидом является человек, тем больше он выделяется из среды других людей своеобразием и неповторимостью.
Личность — это человек как член общества, обладающий системой уникальных черт, которые определяют свойственный данному человеку ход мыслей и поведения, его отношение к окружающим. Личностью человек становится не сразу, а в ходе общения с другими людьми — разными по возрасту, общественному положению, профессии, индивидуальным качествам.
Человек вписывается в общественную группу так. Вначале он приспосабливается к ее порядку (адаптируется), потом пытается внести нечто свое в жизнь группы, проявляет свою индивидуальность. Если это получается, роль человека в группе возрастает и он становится ее постоянным членом, а то и лидером. Не всегда личность проходит все эти стадии, но порядок их прохождения обычно такой. В разных группах один и тот же человек может занимать разное положение.
На рисунке датским художником Херлуфом Бидструпом изображены сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик, реагирующие на одну и ту же ситуацию — смятую шляпу. Используя описания этих темпераментов в тексте § 63, определите,, к какому типу темперамента относятся действия человека в 1, 2, 3 и 4-м случаях.
Попробуйте оценить какие-либо черты собственного характера.
Интересы, склонности, способности
Задачи:
Познакомить с понятием «способности», «интересы», «склонности».
Изучить виды способностей и их природу.
Выявить интересы учащихся.
Оборудование: мультимедийная презентация, бланки для «Карты интересов» Голомштока.
Интерес.
Каждый по своему опыту знает, что не ко всем событиям мы относимся с равным вниманием. Одни нас привлекают, другие оставляют равнодушными. Одних людей больше интересует политика, других — спорт, третьих — компьютеры, четвертых — кино.
Интерес — это форма проявления познавательной потребности. Она выражается в направленности внимания на получение информации в определенной области. При этом информация вызывает положительные эмоции. Но как всякая потребность, она на некоторое время угасает после получения очередных сведений, но затем вспыхивает вновь. Интерес может быть непосредственный, когда занимаются любимым делом, но может быть и опосредованным. Представьте, что надо прочитать сообщение на иностранном языке и волей неволей приходится учить его. Интерес к языку в этом примере опосредованный.
Склонность — это пристрастие к занятиям определенными видами деятельности. Можно иметь склонность к вышиванию, игре на флейте, чтению. Идеально, когда интересы и склонности совпадают.
Способностями называют индивидуальные физиологические и психологические особенности человека, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности. Мало иметь к ней склонность, нужны и способности. Они основаны на природных задатках, которые можно развить в результате деятельности, систематического упражнения.
Поясним примером. Предположим, что у человека от рождения большие кисти рук, длинные пальцы, крепкие суставы, хорошая их подвижность, отличные музыкальный слух и чувство ритма. Все это — задатки, идеальные для обучения игре на фортепиано.
Но задатки так и останутся задатками, если они не будут востребованы. Способному человеку потребуется меньшее время на овладение профессией, он скорее достигнет мастерства в своем деле, но без работы его способности не проявятся и угаснут, так и не развившись.
Обычно способности и склонности совпадают. Но бывает и так: человек имеет все задатки для того, чтобы стать хорошим пианистом, но вот желания посвятить себя музыке у него нет. Следовательно, его задатки и его склонности не совпадают. Поэтому, прежде чем выбрать профессию, подумайте, нравится ли вам дело, которым вы собираетесь заниматься, и если да, то есть ли у вас способности, чтобы заниматься им успешно.