kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ БИОЛОГИИ ПСИХОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе развития школы педагогами разрабатываются различные методики, учебные программы и применяются на практике новые виды уроков, которые активизируют мыслительную деятельность учащихся, формируют познавательный интерес и носят развивающий характер. Среди таких уроков выделяется один, который играет очень важную роль в педагогическом процессе, - это интегрированный урок.

Использование ИКТ в процессе обучения школьников позволяет решать следующие задачи:

  • обеспечить доступ к большому объему информации,
  • использовать образно- наглядную форму представления изучаемого материала,
  • осуществить поддержку активных форм обучения.

Биолого-психологический интегрированный урок позволяет усвоить психологические знания и формировать важные навыки и умения,  обращаться с полученными знаниями. Они являются естественным образом встроенные в жизнь и деятельность ребенка.
 

Цель: способствовать формированию у учащихся психологической культуры на основе прогрессивных научных знаний, опыта практической деятельности. Показать учащимся основные психолого - педагогические приемы повышения эффективности познавательной деятельности и организации рациональной учебной деятельности.

 

Содержание

Реализация уроков предполагает:

  • значительную степень новизны учебного материала для учащихся;
  • гуманистический характер взаимоотношений между педагогом и учащимися;
  • широкое использование проблемного, эвристического и практико-ориентированного обучения для получения психологических знаний.

Все уроки проходят в сопровождении мультимедийной презентации.

У ребенка на руках остаются «вещественные доказательства» психологического урока: раздаточные материалы, памятки, которые они в конце урока вклеивают в тетрадь.
           На уроке регулируется чередование индивидуальной работы в тетрадях с озвучиванием результатов этой работы, фронтальные опросы с работой микро-группах, краткие монологи ведущего с речевой активностью детей.

Общее количество занятий – 4 часа.

Темы уроков:

1. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ БИОЛОГИИ ПСИХОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ »

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОРОД БРАТСК ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»








Интегрированные уроки

биологии психологии

с использованием

информационно-коммуникативных

технологий









Подготовили: Лелекова Людмила Георгиевна

учитель химии и биологии

высшая квалификационная категория

Кузнецова Виктория Викторовна

педагог-психолог

I квалификационная категория









г.Братск

2009 г.





На современном этапе развития школы педагогами разрабатываются различные методики, учебные программы и применяются на практике новые виды уроков, которые активизируют мыслительную деятельность учащихся, формируют познавательный интерес и носят развивающий характер. Среди таких уроков выделяется один, который играет очень важную роль в педагогическом процессе, - это интегрированный урок.

Использование ИКТ в процессе обучения школьников позволяет решать следующие задачи:

  • обеспечить доступ к большому объему информации,

  • использовать образно- наглядную форму представления изучаемого материала,

  • осуществить поддержку активных форм обучения.

Биолого-психологический интегрированный урок позволяет усвоить психологические знания и формировать важные навыки и умения, обращаться с полученными знаниями. Они являются естественным образом встроенные в жизнь и деятельность ребенка.

Цель: способствовать формированию у учащихся психологической культуры на основе прогрессивных научных знаний, опыта практической деятельности. Показать учащимся основные психолого - педагогические приемы повышения эффективности познавательной деятельности и организации рациональной учебной деятельности.


Содержание

Реализация уроков предполагает:

  • значительную степень новизны учебного материала для учащихся;

  • гуманистический характер взаимоотношений между педагогом и учащимися;

  • широкое использование проблемного, эвристического и практико-ориентированного обучения для получения психологических знаний.

Все уроки проходят в сопровождении мультимедийной презентации.

У ребенка на руках остаются «вещественные доказательства» психологического урока: раздаточные материалы, памятки, которые они в конце урока вклеивают в тетрадь.
На уроке регулируется чередование индивидуальной работы в тетрадях с озвучиванием результатов этой работы, фронтальные опросы с работой микро-группах, краткие монологи ведущего с речевой активностью детей.

Общее количество занятий – 4 часа.

Темы уроков:

1. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные

процессы: ощущение и восприятие, память, воображение, мышление. 1 час

Общая характеристика ощущения и восприятия, их свойства, виды. Феномены восприятия. Восприятие удаленности, движения, цвета. Общая характеристика памяти человека. Виды памяти. Значение памяти. Основные методы и закономерности запоминания. Ассоциации. Причины забывания. Феномены памяти. Составление памятки “Правила обращения с памятью”. Общая характеристика мышления. Виды мышления. Выявление пробладающего типа мышления. Творческое мышление и воображение. Виды воображения.

2. Воля, эмоции, внимание. 1 час

Понятие об эмоциях и чувствах. Виды и функции эмоций, их внешнее выражение. Роль эмоций в жизни человека. Стресс и фрустрация. Аффекты. Общая характеристика внимания, его виды, свойства. Развитие внимания. Внимательность и наблюдательность как черты личности.

Демонстрация свойств и эффектов внимания. Диагностика свойств внимания методом «Корректурной пробы» Бурбона.

3. Развитие ребенка. Становление личности.

История развития представлений о темпераменте. Типы темперамента, их диагностика.

Характер как социальная характеристика человека. Характер и личность.

4. Интересы, склонности, способности. 1 час

Понятия об интересах, склонностях, способностях. Выявление ведущих интересов учащихся.



Результат уроков:

Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по данным темам, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развивается умение самостоятельно решать возникающие проблемы и научно объяснять происходящие биологические процессы, полученные знания применяются на практике.



















































Список литературы, рекомендуемой для учителя:

  1. Общая психология: Учеб.для студентов пед.институтов /А.В.Петровский и др.- М.; Просвещение, 2001.

  2. Самоукина Н.В.Игры в которые играют…-Дубна: “Феникс”,1996.

  3. Как улучшить память/М.Курланд: Пер.с англ. Г.Кривошеиной.- М.:Изд-во Астрель,2003.

  4. Оптические головоломки. Пер. с англ. Е.Токаревой. – М.: Эгмонд Россия Лтд, 2003.

  5. Человек: психология: Кн.для учащихся ст.классов / Коломинский Я.Л.-М.;Просвещение,2002.

  6. CD-ROM “Суперинтеллект”,Compedia Ltd, 2003.

  7. CD-ROM “Загадки разума”,Руссобит Паблишинг,2004.

Список литературы рекомендуемой для учащихся:

  1. Пономаренко Л.П.Психология для старшеклассников: В 2 ч.-М.; Гуманит.изд. центр ВЛАДОС,2001.

  2. Человек: психология :Кн.для учащихся ст.классов/ Коломинский Я.Л.- М.;Просвещение,2002.

  3. Я - целый мир: программа развития личности подростков и юношества. Одинцова М.А.Изд-во: ИТП,2005.













































Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.

Задачи:

  1. Рассмотреть функции языка и речи, различные виды речевой деятельности.

  2. Рассмотреть процесс ощущения как первоисточник знаний об окружающем мире.

  3. Изучит процесс восприятия и его характеристики.

  4. Изучить процессы и виды памяти, факторы забывания и способы уменьшения их влияния.

  5. Раскрыть понятие «мышление»и «воображение», свойства и виды мыслительной деятельности.

Оборудование: мультимедийная презентация, памятки для детей.

Потребности людей и животных. У человека, как и у живот­ных, есть потребности, закрепленные генетически: в пище, во­де, комфортной температуре, в общении. Такие потребности могут быть названы базовыми, потому что без их удовлетворе­ния человек не может существовать физически. Врожденные безусловные рефлексы и выработанные на их базе условные рефлексы позволяют ребенку удовлетворять свои потребности с помощью взрослых.

Наряду с базовыми формируются и вторичные потребнос­ти, например в предметах пользования, созданных обществом в процессе трудовой деятельности.

С самого раннего возраста потребности ребенка развивают­ся и становятся все более разнообразными. Зависит это от уров­ня развития общества и материального достатка семьи, моды на те или иные предметы потребления. Наряду с материаль­ными потребностями развиваются и духовные потребности в искусстве, чтении, творческой деятельности. Они являются важным стимулом в развитии личности.

Роль речи в познании и труде.

Познавательные способнос­ти человека значительно выше, чем таковые у животных. Животные в своем поведении ориентируются только на нату­ральные объекты. Люди же используют словесные символы, заменяющие эти природные объекты и дающие возможность сначала разработать сценарий предполагаемых действий, а уж потом действовать.

Все мы каждый день пользуемся языком. Не только тем, что у нас во рту, но и тем, который исходит из нашего рта. У всех живых существ есть язык и у всех — разный. Язык — это система знаков, общих для всех членов группы (рода, вида, сообщества). Знаки могут быть в форме звуков, изображений, символов, слов и т. п., несущих определенную информацию. Любые знаки заменяют собой предметы и явления окружающего мира, расширяют сферу взаимодействия, выходя за пределы конкретного места и времени, обеспечивают наибольшие комфорт и экономичность для пользователей. Например, дорожные знаки. Изображена кровать и цифра 50 — через 50 метров найдешь место отдыха от долгой дороги. Изображен зигзаг — впереди сложный поворот. Без знаков водитель узнал бы эту информацию уже лежа в гипсе в больнице. Знаки по своей природе искусственны, в отличие от естественных сигналов и признаков, используемых животными. Так, трепещущий под ветром флаг корабля может быть признаком ветреной погоды, но знаком государственной принадлежности.

Язык служит для:
общения;
регуляции совместной деятельности;
выражения мыслей;
передачи и закрепления общественно-исторического опыта.


Конкретный процесс использования вербальных знаков в целях общения, формулирования мыслей, оценки различных жизненных проявлений называется речью. Речь — это язык в действии. Речь теснейшим образом связана с личностью человека и особенно — с его мышлением. Она отражает индивидуальные, возрастные, половые, интеллектуальные и профессиональные особенности. Сравните людей мало и неохотно говорящих и разговорчивых; интересных и оригинальных собеседников и надоедливых, скучных; постоянно читающих эрудитов и людей, засыпающих на первой странице.

Основным показателем хорошей речи является достаточный словарный запас и адекватное использование языковых средств: знание значений слов и соответствующее их употребление, понимание логических связей между словами, умение грамматически правильно построить фразу.

Не следует забывать, что слова — всего лишь символы, что суждения, высказанные с помощью слов, могут быть и верны­ми, и ошибочными. Проверка правильности утверждения осу­ществляется практикой, личным и общественным опытом.

Роль речи в развитии высших психических функций.

По­ведением маленького ребенка обычно управляют взрослые. Они показывают ему необходимые действия и называют их. Постепенно наступает момент, когда ребенок сам в состоянии выполнить словесную инструкцию. В дальнейшем ребенок сам начинает проговаривать те действия, которые он собирается предпринять, как бы давая инструкцию себе самому. Это осо­бенно отчетливо проявляется во время игры. Словесные реп­лики-команды в дальнейшем переходят во внутреннюю речь. Инструкции уже не будут такими длинными, но будут вполне достаточными, чтобы организовывать осознанное поведение.

Таким образом, речь становится не только средством обще­ния, но и средством организации своего собственного поведения.

Познавательные процессы.

Развитие речи становится клю­чевым моментом в формировании личности. Она открывает не­ограниченные возможности для освоения опыта предшествую­щих поколений.

К познавательным процессам относят ощущения, восприя­тие, память, воображение и мышление, а также представле­ния памяти и воображения. Ощущения и частично восприя­тия мы рассмотрели ранее, когда знакомились с функциями головного мозга (§ 46) и анализаторами (§ 48).

Ощущения и восприятия.

Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на органы чувств в данный момент.

С одной стороны, ощущения объективны, то есть зависят от внешних свойств раздражителя, поэтому окружающий мир воспринимается людьми более-менее одинаково (трава зеленая, дождь мокрый, камень твердый). С другой стороны, в ощущениях есть и доля субъективности, обусловленная состоянием нервной системы и индивидуальными особенностями человека. Например, одному человеку музыка кажется громкой, а другому такая громкость — в самый раз. Кто-то боится грома (он просто очень громкий, но, в принципе, не опасный), а кто-то — мышку (хотя она маленькая и слабенькая).

Обсуждение. Приведите примеры различных ощущений и определите класс рецепторов, которыми они вызваны.

Каждый рецептор реагирует на определенный тип раздражителей. Поэтому можно выделить следующие виды ощущений:

- зрительные - возникают под воздействием световых лучей на сетчатку глаза;
- слуховые - вызываются звуковыми волнами речи, музыки или шума;
- вибрационные - способность улавливать колебания упругой среды (вода, воздух, земля, предметы); это разновидность слуховой чувствительности, слабо развитая у человека, но используемая дельфинами, летучими мышами и др. (эхолокация, ультразвук);
- обонятельные - отражают запахи окружающих предметов;
- вкусовые;
- кожные: тактильные (ощущение прикосновения), температурные и болевые. Очень чувствительны к прикосновениям ладони, кончики пальцев и губы — ими мы осязаем. Болевые ощущения имеют сильную эмоциональную окраску — их хорошо слышно или видно другим людям. Температурная чувствительность различна на разных участках тела: наиболее чувствительна к холоду спина, наименее - грудь;
- статические - сигнализируют о положении тела в пространстве;
- органические - чувство голода, жажды, насыщения, боли, сексуальные ощущения.

При особых состояниях психики и организма человека могут возникать псевдоощущения - галлюцинации, когда раздражитель отсутствует, а ощущение — есть (мираж, видения, «голоса», бред и т. п.).

Восприятие

Если ощущение — это отражение отдельных свойств и качеств предмета (что-то блеснуло вдалеке, какой-то звук донесся), то в процессе восприятия у человека возникает целостный образ вещей и событий. Образно можно сказать, что ощущение отвечает на вопрос «какое?», а восприятие — на вопрос «что это?». Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных частей и свойств при непосредственном их воздействии на органы чувств. Широко известна притча о мудрецах, которые с завязанными глазами ощупывали слона, пытаясь определить, что это. Один обхватил ногу и сказал: «Это столб». Другой ощупал кончик хобота и сказал: «Это рот». Третий провел по хвосту: «Это веревка». А четвертый попытался обхватить туловище и уверенно изрек: «Это стена». Когда же с них сняли повязки, то все хором воскликнули: «Да ведь это слон — как же мы не узнали!». Эта метафора очень точно характеризует сущность восприятия.

Восприятие — очень быстрый процесс. Эта быстрота эволюционно обусловлена и необходима для выживания и ориентировки в окружающим мире: если кошка будет долго «распознавать», не мышка ли это перед ней бежит, то останется голодной. Последовательное протекание всех операций восприятия часто кажется мгновенным. Например, вы «ловите» маршрутку:
1) вы видите, что едет машина с каким-то, пока не видным, номером — возможно, вашим(обнаружение);
2) вы всматриваетесь в номер, пытаясь увидеть очертания цифр (различение);
3) приближаясь, черточки начинают приобретать знакомые очертания и становятся похожими на определенные цифры (идентификация);
4) вы узнали номер маршрутки. Это не ваша!

Предметы и явления, которые становятся центром нашего внимания, называются объектами восприятия, все прочее на­зывают фоном.

Примеры с диска

двойственное изображение (вазу и два профиля), то в зависимости от того, что мы считали объектом восприятия, а что — фоном, мы видели то одно изображение, то другое (то профили, то вазу). Содержа­ние восприятия будет тоже меняться: если принять две полоски на голове за клюв, можно увидеть утку, но если принять эти полоски за уши, то получается кролик.

Понятия «объект восприятия» и «фон» нужны для многих практических целей. Если мы хотим замаскировать человека или какой-либо предмет, мы должны сделать так, чтобы фон и объект восприятия различались мало.

У рекламы совершенно иные требования. Объект восприя­тия должен быть максимально броским, привлекающим к се­бе внимание, а фон должен подчеркивать объект и контрасти­ровать с ним.

Наблюдение — это целенаправленное восприятие, где стро­го определено, что надо постараться увидеть и в каком поряд­ке, какие измерения надо проводить и в какое время. Разли­чают объективное и субъективное восприятие. Одно дело, ког­да человек точно описывает факты, и совсем другое — когда он осмысливает их и выражает свои эмоции по их поводу. И сами факты, и осмысливание их имеют самостоятельную ценность, поэтому подменять одно другим нельзя.

Нередко люди с субъективным восприятием описывают не столько факты и события, свидетелями которых они были, сколько свои переживания по поводу этих событий. Например, что можно понять из такого высказывания мамы по пово­ду болезни сына: «Ох, я всю ночь не могла заснуть, потому что меня будил его кашель... Я вся испереживалась, голова моя раскалывается, меня чуть удар не хватил, когда я прикосну­лась к его лбу». Понять из этого рассказа, когда начался ка­шель, какая была температура и в какое время ее измеряли, невозможно.

Представление памяти и воображения.

Известно, что ощу­щение и восприятие прекращаются после того, как предметы, звуки и другие раздражители перестают действовать на наши органы чувств непосредственно. Но они продолжаются в виде представлений. Представление памяти — это следы преж­них ощущений и восприятий. Они неотчетливы, фрагментар­ны. В памяти как бы всплывает то одна, то другая деталь пред­мета или обстановки. Представления неточны. Они могут до­полняться деталями, которых на самом деле не было, между тем как другие детали, может быть более важные, оказывают­ся забытыми.

Представлять себе мы можем и объекты, и даже целые сце­ны, которых никогда не было. Эти представления называются представлениями воображения. Без них не мог бы обойтись ни писатель, ни художник, ни ученый, ни строитель, посколь­ку с воображения начинается творчество. Именно творческое воображение позволяет человеку изобретать вещи, которых не было до него, а затем воплощать их в материале.

Память.

Если образы окружающих нас предметов, остав­шиеся в виде представлений, фрагментарны и неточны, то па­мять — явление значительно более устойчивое, так как опи­рается на речь. Сложно представить зрительно образ челове­ка. Гораздо легче ответить, какого цвета его волосы, какой формы нос, какой у него тембр голоса и т. д.

Память — довольно сложный процесс. Он состоит из запо­минания информации, ее хранения и воспроизведения.

Память помогает нам сохранить то, чего уже нет. Она и ее различные варианты (фото, рассказы, воспоминания) — форма существования нашего прошлого. Память связывает прошлое с настоящим и будущим человека. Благодаря ей, человек может осознать то, что когда-то происходило с ним и забылось, но продолжает влиять на него сейчас.

Основные процессы памяти, посредством которых она действует, — это запоминание, воспроизведение и забывание. Запоминание — главный процесс памяти, от него во многом зависит, насколько полно, точно и долго человек сохраняет информацию. Запоминание и воспроизведение могут быть произвольным или непроизвольным. Мы можем запомнить что-то как по собственному желанию, так и случайно, нечаянно, не прикладывая усилий. Точно так же можно вспомнить что-то, выученное специально, или припомнить что-то, случайно замеченное. Забывание же — это непроизвольный процесс, неподвластный человеку. Протекание процессов запоминания и воспроизведения зависит от того, насколько важна данная информация для человека. Важные для нас, оставившие след в душе вещи мы помним долго. Незначительные события быстро забываются и вспоминаются с трудом или не вспоминаются вовсе. Установлено, что крепче всего мы запоминаем значимую для нас информацию. Любому человеку нетрудно будет припомнить, что составляло смысл его жизни в каждом конкретном возрасте: мечты, желания, стремления, направленные на достижение определенной цели. Хорошо запоминается материал, когда он выступает в качестве цели наших действий — когда нам нужно его помнить. Очень прочные мнемонические («мнемос» — греч. «память», Мнемозина — богиня памяти) связи образуются при многократном обращении к какой-то информации — постоянно или длительно используемые знания запоминаются на всю жизнь.

По характеру цели деятельности память может быть произвольной и непроизвольной. Если что-то запомнилось нам само, то это — непроизвольная память. Если же были приложены усилия со стороны человека — это произвольное запоминание. Непроизвольная память занимает большое место в жизни и деятельности людей: человек много запоминает и помнит без специальных намерений и усилий. Произвольная память позволяет человеку запоминать с необходимой полнотой то, что нужно ему в данный момент. Она необходима в учебе, работе, спорте, овладении любой новой деятельностью.

Обсуждение. Приведите примеры непроизвольного и произвольного запоминания.

Упражнение. Учитель на доске заранее пишет 10 слов, не показывая их классу (лужа, ракета, печать, яблоко, книга, кольцо, собака, открытка, лампа, балкон). Затем показывает слова классу и просит прочитать их про себя. После чего закрывает слова и просит написать эти 10 слов в тетрадях, — кто сколько запомнил.
Тем временем учитель пишет на другой доске другие 10 слов (ковер, сумка, календарь, бумага, телевизор, дверь, сорока, тарелка, ручка, арбуз). Показывает их ученикам и на этот раз просит внимательно посмотреть и запомнить все слова. После чего закрывает доску. Ученики пишут запомненные слова в тетрадях. Их количество- это объем вашей кратковременной памяти. Обычное для большинства людей количество слов равняется 7 +/- 2 (от 5 до 9).

Обсуждение. Сравните, сколько слов вы запомнили непроизвольно и — если ставили это своей целью. В чем разница произвольного и непроизвольного запоминания?

Известно, что лучше усваивается и запоминается тот материал, который, во-первых, интересен, а во-вторых, если человек не просто слушает, а еще и что-то делает с этими данными, находит в них связи и смыслы.

Упражнение. Учитель пишет на доске 15 слов (шкаф, медведь, стол, белка, груша, диван, тетрадь, персик, собака, кровать, книга, заяц, карандаш, яблоко, гусь). Пусть ученики запишут их в тетрадях по группам (мебель, животные, …). Затем закройте тетради и доску и вспомните все 15 слов, пользуясь знанием групп.

Упражнение. Учитель пишет на доске 20 слов (кольцо, бумага, часы, лампа, бусы, блокнот, стена, камень, цветок, школа, машина, девушка, ручка, дорога, корова, свет, письмо, рука, кирпич, радость). Пусть ученики запишут их в тетрадях парами, связав одно слово с другим какой-нибудь смысловой связью (корова-цветок, кольцо-рука, …). Записав пары слов в тетрадях, закройте листком левую половину пар и по словам справа, их смысловым связям, попробуйте назвать закрытые слова слева. Один ученик вспоминает слова слева, а его партнер затем — слова справа (естественно, предварительно закрытые).

Обсуждение. Сравните, насколько выше результативность осмысленного запоминания по сравнению с механическим заучиванием. Насколько легко вспоминать слова по смысловым связям, ассоциациям с чем-то? Как вы пользуетесь этим в жизни?

Еще одним приемом, помогающим запомнить информацию, являются мнемонические опоры. Например, всем известная формула «каждый охотник желает знать, где сидит фазан» для запоминания цветов радуги. Ее другой вариант — «как однажды Жан-звонарь головой свалил фонарь». Очень часто, пытаясь запомнить что-то сложное для нас, мы придумываем для этого какой-то свой значок или образ. (Например, я долгое время не могла запомнить, какой стороной вставлять нож в мясорубку. И тогда придумала: как вставший на дыбы конек, нож вставляется зубцами вверх).

Обсуждение. Какие мнемонические опоры, знаки есть у вас?

При заучивании важно знать, какой анализатор лучше воспринимает информацию. У одних хорошо развита зритель­ная память, у других — слуховая, у третьих — моторная: они легче запоминают текст, который записали (или законспекти­ровали) сами. Для четвертых выгоднее заучивать вслух, что­бы в работе участвовала и слуховая и моторная виды памяти.

Еще в 1885 году немецким психологом Германом Эббингаузом при исследовании механического запоминания и воспроизведения материала была получена кривая забывания (кривая Эббингауза). Оказалось, что 50% механически вызубренного забывается в течение часа. Через день сохраняется около 30% запомненного. Эффективность осмысленного запоминания примерно в 25 раз выше, чем при механическом заучивании. Материал, запомненный по смыслу, сохраняется значительно дольше, хотя, если его время от времени не возобновлять в памяти, он также будет рано или поздно забыт.

Кроме количества времени, прошедшего с момента запоминания, на качество воспроизведения влияет та деятельность, которой человек занимался в промежутке. Если после заучивания вы занялись чем-то, тем более — чем-то схожим с запомненным материалом, то вспомнить его вам будет значительно труднее. К примеру, выучив фразу иностранного языка, вы продолжаете читать иностранный текст, — тогда вероятность вспомнить потом выученную фразу невелика. Правильно подмечено многими людьми: хорошо учить что-то на ночь. Ведь потом заученная информация не будет «затираться» информацией извне. Полезно повторить выученное перед сном, а утром вспомнить «на свежую голову». Забывание происходит медленнее, когда между запоминанием и воспроизведением человек ничем не занимается или спит, чем если он занят каким-то делом.

Что делать, чтобы уменьшить забывание?

Осмыслять информацию, а не механически заучивать. Зубрежка приемлема только тогда, когда вы точно знаете, что эта информация вам никогда не понадобится, вам нужно ее выучить и сдать «для галочки». То, чем вы планируете пользоваться в дальнейшем, лучше понимать.

Повторять информацию. «Повторение — мать учения». Первое повторение нужно сделать через 40 минут после заучивания (чтобы не забылось в течение часа). Необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания, так как в эти дни максимальны потери для забывания. Лучше так: в первый день — 2-3 повторения, во второй день — 1-2 повторения, затем — по одному повторению в день.

Заучивайте в период своей наилучшей работоспособности. У одних это утро, у других — вечер. Не учите днем, среди других дел.

— Учите сначала медленно, осмысливая, а затем — быстро, запоминая. При заучивании не связанного между собой и обширного материала лучше разбить его на небольшие группы, объединенные по какому-либо признаку. Например, чтобы заучить 40 названий, разделите их на 4-5 групп, возможно более однородных, в крайнем случае их можно сгруппировать хотя бы по одинаковой первой букве.
Пользуйтесь выученным. Забывается то, в чем нет постоянной потребности или необходимости. Именно поэтому можно учить иностранный язык годами на Родине, но выучить его за месяц, находясь среди носителей языка в другой стране.

Скорее запоминается то, что объединено какой-либо общей мыслью в тематическое целое. Поэтому, заучивая стихи, слова песни, не надо зубрить каждую строчку отдельно.

Воображение.

Образы воображения закрепляются с помощью речи и могут передаваться другим людям в виде художествен­ных образов или научных предположений, которые потом будут проанализированы логическим мышлением и использованы в построении замыслов при создании новых вещей.

Различают активное и пассивное воображение. Активное воображение позволяет человеку до начала его работы пред­ставить себе то, что получится в результате. Эти образы позво­ляют довести изделие до необходимого уровня, будь то само­делка в руках ребенка или космический корабль в чертежах генерального конструктора.

От активного воображения следует отличать пассивное воображение, которое подменяет собой активные действия. Если перечитать роман И. А. Гончарова «Обломов», то нетрудно заметить, что более половины романа посвящено гре­зам главного героя. Он мнит себя то великим полководцем, то великим артистом, то совершает множество благороднейших поступков, но все это не сходя со своего дивана. По существу, эти мечтания — уход от жизни.

Мышление — это обобщенное и опосредованное познание действительности. Современные люди не жили во времена первых кроманьонцев. Мы не слышали и не могли слышать их речь. Тем не менее мы утверждаем, что они умели разгова­ривать. Почему? Потому, что кроманьонцы имели подбородоч­ный выступ, к которому прикреплялись мышцы, участвую­щие в членораздельной речи. Потому что их левое полушарие, судя по отпечаткам мозга на костях черепа, было несколько больше правого. Знание общих закономерностей позволяет по одним данным находить другие (ранее неизвестные). В этом суть опосредованного познания. В нашем примере по строе­нию черепа была определена степень развития речи у людей доисторического периода.

Совокупность индивидуальных особенностей мышления человека называют умом. Самостоятельность, критичность, гибкость, творческая инициатива, избирательность — основ­ные качества ума.

Большую ценность представляет самостоятельность мыш­ления. Вместе с речью ребенок усваивает не только слова и грамматику, но и логические правила мышления. Только овла­дев инструментом мышления — логикой, человек получает воз­можность делать правильные выводы и не ошибаться в них.

Любое суждение и умозаключение могут быть либо пра­вильными, либо ошибочными. Умение проверить их и отсто­ять истину связано с критичностью мышления. Умение кри­тически подойти к своим выводам — важное качество ума.

Мышление всегда сосуществует с воображением. Там, где недостаточно данных для того, чтобы сделать правильный вы­вод, включается воображение. Оно предлагает возможную схе­му решения, которое потом проверяется логическим мышле­нием, а затем практикой.

Выделяют несколько видов мышления, соответствующих стадиям развития человека.

1) Наглядно-действенное — генетически наиболее ранняя форма мышления, наблюдаемая у ребенка от года до трех, до овладения им активной речью. Ребенок уже понимает слова, но для него они тесно связаны с тем, как он воспринимает предмет, видит, слышит, осязает его. Например, словом «ключ» он обозначает все блестящие предметы. Одним словом может называть плюшевую собачку, шубу и живую кошку, классифицируя их по наличию меха.

2) Наглядно-образное мышление характерно для детей 4-6 лет. В их сознании образ предмета и его название уже не связано с каким-то конкретным предметом; он понимает, что «девочкой» является не только его сестра, но и существо из соседнего подъезда, и рисунок девочки в книжке. Но для того, чтобы мыслить и говорить об этом, ему очень важно видеть предмет разговора. Известно, что дошкольнику легче всего что-то объяснить, нарисовав или показав. Умозаключения о свойствах объекта делаются на основании своих органов чувств. В экспериментах Ж. Пиаже семилетним детям показывали два одинаковых шарика из теста. Ребенок внимательно рассматривал шарики и говорил, что они равны. Затем один шарик раскатывали в лепешку. Хотя дети видели, что изменилась просто форма предмета, они начинали считать, что в лепешке больше теста. Дети не могли абстрагироваться от внешних свойств предмета.

3) Словесно-логическое мышление осуществляется при помощи логических операций с понятиями, без опоры на реальный предмет или конкретный образ. Например, вычисления в уме. Или мысленное «проигрывание» развития ситуации. Этот вид мышления характерен для взрослых людей, так как он быстрее и удобнее, не требует внешнего антуража. Правда, иногда и взрослому человеку, чтобы понять конструкцию чего-то, требуется увидеть изображение или проделать какое-то действие.

Практическая работа

Цель: определить тип мышления.

Инструкция: для того, чтобы определить тип своего мышления, вам предстоит решить четыре задачи. Время решения всех задач – 4 минуты.

1 задача.

В книжном шкафу рядом стоят две книги. В первой из них 300 страниц, во второй – 400. В шкафу завелся книжный червь и прогрыз книги от первой страницы первого тома до последней страницы второго тома. Сколько страниц испортил книжный червь.

2 задача.

От города А до города В – 120 км. Из города А вышел поезд по направлению к городу В и шел со скоростью 30 км/ч. В это же время из города В вылетела ласточка со скоростью 60 км/ч. Она долетела до поезда и вернулась обратно в город. Долетев до города В, она снова повернула по направлению к поезду, опять долетела до поезда и снова повернула в город В и т.д. Так она все время летала навстречу поезду и обратно, пока поезд не прибыл в город В. Сколько километров налетала ласточка?

3 задача.

На столе 8 спичек. Сложите из них фигуру, состоящую из квадрата и двух треугольников, как показано на рисунке.






Как надо переложить четыре спички, чтобы получить один квадрат и четыре треугольника?

4 задача.

К гвоздю надо подвесить маятник. На столе лежит гвоздь, шнур и груз (гиря весом 0,5 кг). Но молотка нет. Как решить задачу?

Результаты:

Если правильно и быстро решили 1-ю задачу, то у вас хорошо развито образное мышление; если задачу 2-ю – логическое мышление и задачи 3-ю и 4-ю – практическое мышление.

Правильные ответы:

    1. Только обложки, так как первая страница первого тома соприкасается при обычной расстановке книг с последней страницей второго.

    2. 240 км.

    3. Поднять четыре крайние спички вверх и соединить в одной точке, так, чтобы получить пирамиду.

    4. Вместо молотка использовать гирю.

Очень важно развивать ребенка в течение первого года жизни. Самым важным периодом, в течение которого развиваются психические функции (остающиеся у человека на всю последующую жизнь), является первые 5 лет жизни. В дальнейшем развить что-то оказывается намного сложнее. Мышление интенсивно развивается до юношеского возраста (20-24 года). Пик его продуктивности приходится на 30-40 лет. Затем ясность и острота ума постепенно слабеют. Но при соответствующей поддержке (умственной работе, широте интересов, социальной активности) возможно длительное поддержание мыслительных процессов на хорошем уровне. Людям среднего возраста, ведущим активный образ жизни, занимающимся интересным делом, продолжающим познавать мир вокруг себя, их ум верно служит на протяжении многих лет. У тех же, кто остановился в своем развитии, утратил интерес и цель жизни, сосредоточился на еде и отдыхе, быстро дряхлеет тело и ум. Именно с тем, что основная масса людей, вырастив детей и уйдя на пенсию, считает свою жизненную миссию выполненной и не видит смысла в дальнейшем существовании, и связан миф о том, что после 40-50 лет человек деградирует. Мышление — это функция мозга; как и любая часть тела и психики, если ею не пользоваться, она теряет свою силу.


































Воля, эмоции, внимание

Задачи:

  1. Изучить функцию внимания, его виды и свойства

  2. В практических заданиях определить индивидуальные особенности внимания учащихся.

  3. Показать возможности повышения качества внимания.

  4. Раскрыть понятия «воля», «волевые действия».

  5. Изучить различные эмоциональные состояния человека.

Оборудование: мультимедийная презентация, бланки для корректурной пробы, памятки учащимся.

Волевые действия.

Под волей обычно понимают сознательную саморегуляцию поведения человека, обеспечивающую преодо­ление трудностей на пути к достижению цели. Волевое дейст­вие выполняет две функции: побудительную, заставляющую бороться с препятствиями, преодолевать их, и тормозную, способную удерживать себя от нежелательных поступков.

Деятельность человека или животного побуждается потреб­ностями. Нередко бывает, что в одно и то же время человек испытывает несколько разных желаний.

Первый этап волевого акта начинается с выбора цели. Час­то сталкиваются сиюминутное желание, подкрепленное при­ятной перспективой, и дело, которое необходимо сделать, но которое не доставляет никакого удовольствия. Правильный выбор далеко не всем и не всегда дается легко. Он является результатом борьбы мотивов (побуждений).

Следующим этапом волевой деятельности является выбор средств для достижения цели. Человек продумывает разные варианты действия и останавливается на том, который кажет­ся ему лучшим. И выбор цели, и выбор способа ее достижения являются мыслительным процессом, в котором обдумываются результаты действия, как конечные, так и промежуточные. Обычно это происходит раньше выполнения самого действия. И когда оно начинает претворяться в жизнь, человек непрерывно сверяет полученные результаты со своим замыслом. В зависимости от совпадения или несовпадения промежуточ­ных и конечных результатов с тем, что задумано, человек пре­кращает свою работу или перестраивает ее.

Таким образом, процессы волевого действия являются в зна­чительной степени результатом мыслительных действий, кото­рые предваряют мышечную деятельность и контролируют ее.

Внушаемость и негативизм. Волевой человек взвешивает предложение. Он соглашается, если оно соответствует его намерениям, или отвергает, если оно для него не подходит. Волевой человек никогда не действует автоматически.

Люди, которые не отличаются самостоятельностью, посту­пают иначе. Они либо пассивно следуют за лидером, либо дей­ствуют наперекор ему. В первом случае можно говорить о вну­шаемости, во втором о негативизме. И то и другое состояние является признаком недостаточно развитой воли.

И в первом и во втором случае выбор цели и выбор способа действия отсутствуют. Действия навязаны со стороны, они не осмыслены, импульсивны и отличаются только по знаку.

Эмоции.

В головном мозге существуют центры, возбуждение которых приводит к удовольствию или к страданию. Благодаря работе этих центров человек и животные оценивают получен­ную информацию с точки зрения важности ее для организма: пользу или вред она предопределяет? Например, радость и удо­вольствие от удачно проведенного дела закрепляют в памяти действия и стимулируют применение их в дальнейшем.

Эмоциональные реакции. Плач, смех, проявления удоволь­ствия, страха, печали и других чувств у всех людей сходны. Это эмоциональные реакции, которые присущи всем людям, пото­му что они имеют безусловно-рефлекторную природу. Эмоци­ональные реакции не всегда соответствуют знаку эмоции. Пла­кать можно от горя, но могут быть и слезы радости.

Эмоциональные состояния. От эмоциональных реакций надо отличать эмоциональные состояния. У людей может быть хоро­шее или плохое настроение. Они могут переживать радость или печаль, столкнувшись с тем или иным событием в быту или на работе, читая книгу, просматривая фильм или театральную пос­тановку, слушая музыку или наблюдая спортивное состязание.

Иногда человек может находиться в состоянии бурной эмоциональной вспышки и потерять над собой волевой конт­роль — это состояние аффекта. Именно в таком состоянии царь Иван Грозный убил своего сына. Остекленевшие глаза царя, показанные на картине Ильи Ефимовича Репи­на «Иван Грозный и сын его Иван», кажутся безумными и отрешенными.

Аффект обычно длится недолго. Когда он заканчивается, человек испытывает горькое сожаление по поводу содеян­ного. Состояние аффекта может проявляться в паническом бегстве, приступе агрессии, в оцепенении, близком к обморо­ку. Сознание в это время утрачивает ясность и сосредоточено только на выполняемом действии, а не на его последствиях. В момент аффекта проявляются основные свойства доминан­ты (см. § 53), и любое дополнительное воздействие может при­вести к усилению этого состояния.

Стресс.

В любой работе могут быть ситуации, когда требу­ется затратить значительно больше сил, чем обычно. Получе­ние нового, трудного задания нередко заставляет нас перехо­дить на более высокий рабочий ритм. Это ведет к напряжению сил организма. Такое напряжение канадский ученый Ганс С е л ь е назвал стрессом.

Эмоциональные переживания развиваются еще до начала работы и связаны с оценкой задачи и необходимых для ее ре­шения усилий. Обычно это состояние тревоги в сочетании с пе­реживаниями неуверенности в успешном решении задачи.

Когда человек включается в работу, состояние тревоги про­ходит. Если работа идет успешно, переживание уверенности в своих силах нарастает, доходя иногда до степени азарта. Обычно в этот период работа идет наиболее эффективно. Одна­ко если ее приходится выполнять слишком долго, наступает утомление, которое сопровождается ухудшением самочувст­вия. Длительное перенапряжение может привести к неврозу, гипертонии и другим заболеваниям.

Эмоциональные отношения. Наряду с эмоциональными ре­акциями и состояниями существуют эмоциональные отноше­ния. Их обычно называют чувствами. Эмоциональные отно­шения всегда направлены на определенное лицо, объект или процесс. Любовь, дружба, вражда, ревность, зависть — все это примеры эмоциональных отношений. Обычно они объединя­ют различные эмоции: например, любя своего ребенка, роди­тели и радуются его успехам, и огорчаются его неудачам, и порицают его за неправильные поступки, и одобряют его хо­рошее поведение.

Чувства не всегда постоянны. Они появляются, достигают своего апогея, а затем могут ослабеть или угаснуть совсем. Это зависит и от обстоятельств и от темперамента человека. У од­них людей чувства более устойчивы и глубоки, у других они быстро сменяются.

Внимание.

Направленность и сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте или событии на­зывается вниманием.

В центре внимания могут оказаться не только внешние со­бытия, но и внутренние переживания: воспоминания, раз­мышления, обдумывание тех или иных поступков, пути ре­шения возникших проблем.

При очень напряженном внимании изменяется даже облик человека. У него возникают движения приспособительного ха­рактера: он прислушивается, всматривается, стараясь макси­мально получить необходимые для него сведения.

Физиологические основы внимания. Наиболее элементар­ной формой внимания является ориентировочный рефлекс. Он включается каждый раз, когда происходит рассогласова­ние между тем, что ожидалось, и тем, что произошло в дейст­вительности. Чем неожиданнее, ярче и значимее будет новый раздражитель, тем больше шансов у него оказаться в центре нашего внимания.

Эмоционально значимые вещи и события сильнее привле­кают внимание, чем неинтересные и однообразные.

Непроизвольное и произвольное внимание. Непроизволь­ное внимание возникает помимо воли человека. Любой внеш­ний раздражитель, если он новый и вызывает ориентировоч­ный рефлекс, становится причиной непроизвольного внима­ния. То же происходит при восприятии интересного или эмоционально значимого события. Мы можем долго, не отвле­каясь и не делая над собой усилий, читать интересный роман, смотреть кинофильм или пьесу.

Произвольное внимание проявляется при осуществлении сознательных намерений человека и требует от него приложе­ния волевых усилий. Человеку необходимо заставить себя вы­полнять неинтересную, но необходимую работу. В процессах произвольного внимания принимают участие лобные отделы коры большого мозга. Они управляют активирующими систе­мами мозга так, чтобы активация направлялась в нужное мес­то и в соответствующий момент времени.

Основные свойства внимания. Внимание может быть ус­тойчивым и колеблющимся. Если смотреть на неподвижный предмет без всякой цели, то уже через несколько секунд мы отвлечемся от него, потому что отсутствие перемен приводит к торможению воспринимающих участков мозга. Устойчивость внимания при подвижных, изменяющихся объектах значи­тельно выше. Повышает устойчивость внимания и активная работа с предметом, даже неподвижным, когда человек рас­сматривает его по определенной программе, направляя свое внимание сначала на одни детали, потом на другие.

Внимание имеет свои отличительные особенности — свойства. К свойствам внимания относятся: объем, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение и переключение. Внимание каждого человека индивидуально. Мы подробно рассмотрим каждое из свойств внимания и измерим свои собственные показатели этих характеристик.

Задание. Учитель говорит: «Сейчас я покажу вам на одну секунду рисунок, на котором будет несколько чисел. Посмотрите внимательно, какие числа будут написаны, а когда я уберу рисунок, сложите их и запишите сумму». Потом на одну секунду, мысленно сосчитав «раз-и», показывает на доске изображение: восьмерка в квадрате, тройка в треугольнике, девятка в круге.

Когда сумма будет записана и оглашена, попросите вспомнить фигуры, в которые были вписаны цифры. Чаще всего люди не обращают на это внимания, а точнее — им не хватает объема внимания, чтобы заметить и цифры, и фигуры. Объем внимания — это то количество объектов, которые могут быть одновременно и отчетливо восприняты за относительно короткий период времени. Кроме объема, в этом задании проявилась и избирательность внимания — установка на выбор из множества объектов только некоторых. Если бы было дано задание запомнить и цифры, и фигуры, куда они вписаны, то внимание было бы организовано по-другому, но объема его также могло бы не хватить на выполнение задания полностью

Очень часто в нашей жизни мы используем такое свойство внимания как распределение. Оно проявляется при одновременном выполнении двух или нескольких действий. Каждому из вас приходилось одновременно слушать и писать под диктовку, во время просмотра телевизора качать пресс, убирать в комнате, слушая музыку и пританцовывая. Случалось при этом, отвлекшись на что-нибудь одно, неправильно сделать другое: разговаривая с приятелем, налил чай не в чашку, а в сахарницу. Это говорит о том, что ваше распределение внимания нуждается в тренировке, так как вы не можете делать оба дела одинаково хорошо. В некоторых профессиях умение распределять внимание особенно важно. Это профессии летчика, шофера, педагога. Водитель должен одновременно следить за дорогой прямо-впереди и сбоку-сзади, не забывая вести машину. Учитель объясняет урок и следит за классом, нередко он еще и пишет что-то на доске.

Концентрация внимания — это способность человека сохранять сосредоточенность на объекте внимания при наличии помех (шум, физиологический дискомфорт (неудобная поза, жара или холод, жажда или голод), другие раздражающие и отвлекающие человека вещи). Чем меньше круг объектов, на которых сосредоточено внимание человека, тем он больше на них сконцентрирован. За множеством объектов уследить трудно. Способность сконцентрироваться и не отвлекаться на помехи зависит также от свойств нервной системы. Людям со слабой нервной системой раздражители мешают сосредоточиться, они легко отвлекаются на шум, голоса, могут сосредоточиться только в тишине, в привычной обстановке. Людям с сильной нервной системой помехи не мешают, а даже помогают, — повышают концентрацию внимания. Такие люди иногда просто не могут работать в тишине, им лучше думается под музыку, при звуках телевизора.

Еще одно свойство внимания — переключение. Это способность перемещать внимание с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую. При этом учитывается, насколько быстро человек может «включиться», вникнуть в новую деятельность, перестав думать о предыдущей. А также, насколько легко ему удается это сделать. Люди с подвижной нервной системой легко переключают внимание с одного предмета на другой, быстро сосредотачиваются на новом объекте. Некоторым людям тяжело сменить образ действий: начав заниматься другой работой, еще некоторое время они делают все так же, как и раньше.

Упражнение. Попробуем исследовать устойчивость, концентрацию и переключение внимания каждого из нас. Учителю потребуется один ассистент. Все остальные ученики кладут перед собой текст, который они принесли.

Инструкция: «Просматривая слева направо каждую строку, вы должны зачеркивать букву „к“ горизонтальной чертой, а букву „е“ — обводить кружком. Задание следует выполнять быстро и точно. Кроме того, по моему сигналу „Черта!“ вы должны будете проставлять вертикальную черту за той буквой, у которой вас застал мой сигнал, а затем продолжить выполнять задание до следующего моего сигнала. И так до тех пор, пока я не скажу „Закончили!“».

Задание выполняется в течение 5 минут. Слово «Черта!» учитель произносит через каждые 30 секунд. На 2-й и 4-й минутах, без предупреждения испытуемых, вводятся помехи: ассистент учителя в течение 15 секунд громко называет вслух какие-либо буквы алфавита.

Обработка результатов. Обменяйтесь бланками со своим партнером и проверьте правильность выполнения задания. Ошибки отмечайте на полях: пропущенную букву — черточкой, неправильно зачеркнутую — галочкой. Подсчитайте количество ошибок в каждом временном промежутке (между вертикальными чертами).

Обсуждение:
— проследите индивидуальную устойчивость внимания в течение всего задания, сравнив количество ошибок в начале и в конце;
— сравните количество ошибок при выполнении задания с помехами и без помех: существенные различия говорят о слабой концентрации внимания, легкой отвлекаемости;
— обратите внимание на общее количество галочек и черточек (ошибок): если больше галочек — у вас трудности с переключением внимания, больше черточек — с устойчивостью внимания.

Для тренировки внимания используют те же задания, что и для его диагностики. Их можно усложнять: вместо двух букв вычеркивать три и больше, вычеркивать на скорость, зачеркивать по-разному. Есть множество картинок в журналах, в которых предлагается найти отличия. Хороша игра «Муха»: каждый из партнеров мысленно воображает квадрат 3 на 3 клетки, в средней клетке помещается «муха», ее по очереди передвигают из клетки в клетку, стараясь не выйти за границы квадрата. Можно усложнить эту игру, играя в квадрате 4 на 4, 5 на 5.

Вывод: внимание обеспечивает направленность психики человека на восприятие и познание окружающего мира.

Рассеянность. Невнимательность человека называют рас­сеянностью. Она может происходить по двум причинам. Во-первых, из-за слабости произвольного внимания. Любое внешнее событие вызывает непроизвольное внимание и отвле­кает от основной деятельности. Во-вторых, рассеянность мо­жет быть вызвана излишне концентрированным вниманием, когда все оно направлено на решение основной задачи, а лю­бые посторонние события просто не замечаются. Причина это­го недостатка в слабой способности распределять и переклю­чать внимание.

Воспитание внимания. Чтобы быть внимательным, следу­ет прежде всего знать недостатки своего внимания. Если рас­сеянность вызвана слабостью произвольного внимания, то необходимо тренировать именно его. Для этого выбирают уп­ражнения, требующие длительного напряжения внимания, например выбор пути в лабиринте, прослеживание линии сре­ди других, которые ее маскируют.

Для выработки умения переключать свое внимание можно порекомендовать поиск разбросанных цифр, где приходится по мере нахождения одной цифры переходить к следующей. Но главное в воспитании внимания — умение активно рабо­тать с объектом, ставить перед собой ряд задач и последова­тельно добиваться их решения.

















































Развитие ребенка после рождения. Становление личности

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с понятием «характер».

  2. Дать характеристики типов высшей нервной деятельности.

  3. Определить у учащихся ведущий тип темперамента.

Оборудование: мультимедийная презентация, «Личностный опросник» Айзенка, модифицированный тест

Новорожденный и грудной ребенок.

В течение месяца после рождения ребенок считается новорожденным. В это время про­исходит приспособление его к жизни вне организма матери. Через месяц после рождения и до года ребенок считается груд­ным. В первый год жизни значительно увеличиваются длина и масса тела, усложняются движения. Ребенок овладевает ос­новами общения. Значительно повышается его устойчивость к неблагоприятным факторам. К году ребенок способен само­стоятельно ходить.

Развитие движений необходимо как для физического, так и для психического развития. Пеленать ребенка надо так, что­бы он мог свободно двигать руками и ногами, но не разверты­ваться. Во время бодрствования ребенка желательно класть на живот. При этом у малыша хорошо формируются естествен­ные изгибы позвоночника, и он хорошо будет держать голову.

Молоко матери — лучший продукт для грудного младенца, но с возрастом потребности ребенка расширяются. С 1,5—2 ме­сяцев ребенку дополнительно дают соки, а немного позже — тертое яблоко и овощи. Для предупреждения рахита детям не­обходимы препараты кальция и витамин Б.

Новорожденные и грудные дети не имеют стойкого имму­нитета к инфекционным заболеваниям. Поэтому детей надо оберегать от контактов с больными людьми.

Половое созревание (пубертат). С 9—11 лет у девочек и с 11—12 лет у мальчиков начинают изменяться пропорции тела и появляются вторичные половые признаки. Это типичное для мужского и женского тела оволосение, изменение голоса (значительно заметнее — у мальчиков). У юношей более интенсив­но развивается плечевой пояс. У девушек развивается тазовый пояс и увеличиваются молочные железы. У мальчиков в ходе полового созревания молочные железы могут слегка увели­чиваться и болеть. Но это явление временное и лечения не тре­бует.

В 12—14 лет у девочек начинаются менструации. Это при­знак того, что в половых железах стали вырабатываться зре­лые яйцеклетки. Первое время менструации нерегулярны, но затем менструальный цикл делается устойчивым и обретает свойственную данному организму продолжительность.

Объем выделений из матки при нормальной менструации за весь ее период примерно 50 см3. Это кровь, смешанная с секре­том желез, расположенных в слизистой оболочке. Важно знать, что в норме менструальные выделения не свертываются и появ­ление сгустков крови — повод для обращения к врачу.

Поллюции — признак полового созревания у юношей. Пол­люции начинаются примерно с 15 лет и свидетельствуют о по­явлении зрелых сперматозоидов, способных оплодотворить яйцеклетку. Накапливаясь, они время от времени удаляются из организма в составе семенной жидкости. Это нормальное физиологическое явление.

Темперамент.

Диагностика темперамента

Еще древнегреческим врачом и философом Гиппократом (ок. 460 — ок. 370 до н. э.) люди были раз­делены по темпераменту на четыре типа: меланхолики, холе­рики, сангвиники и флегматики. Темперамент — врожден­ная особенность человека.

Человек с меланхолическим темпераментом обладает сла­бой, легкоранимой высшей нервной деятельностью, способной выдерживать лишь небольшое напряжение. Тем не менее сре­ди меланхоликов встречаются такие незаурядные личности, как французский философ Рене Декарт, англичанин Чарлз Дар­вин, русский писатель Николай Васильевич Гоголь, польский композитор Фридерик Шопен. Они сумели преодолеть недос­татки своего темперамента и использовать его преимущества: высокую чувствительность нервной системы, тонкую реакцию на малейшие оттенки чувств, глубокие и сильные эмоциональ­ные переживания, отличающиеся большой устойчивостью.

Известно, что два основных процесса определяют поведение человека — возбуждение и торможение. У холериков преобла­дает один из этих процессов — возбуждение и слаб второй процесс — торможение. Люди этого темперамента облада­ют сильной нервной системой. Они способны преодолевать значительные трудности, но плохо сдерживают себя, легко «взрываются». Однако это, к примеру, не только не помешало Александру Васильевичу Суворову стать знаменитым полко­водцем, но и помогло.

Сангвиники и флегматики обладают сильной и уравнове­шенной нервной системой. У них сильны процессы и возбуж­дения, и торможения. Разница — в подвижности процессов: у сангвиника возбуждение легко сменяется торможением, у флегматика эта смена происходит труднее.

Сангвиник — человек уравновешенный в своих чувствах и действиях, живой, подвижный, легко приспосабливаю­щийся к обстоятельствам. Однако чувства его не столь глубо­ки, как у меланхолика. Такой темперамент имели Александр Иванович Герцен, немецкий композитор Вольфганг Амадей Моцарт.

Флегматики — обычно спокойные люди, их трудно вывес­ти из себя. У них невыразительная мимика, замедлено пере­ключение с одного вида деятельности на другой. Настроение у них обычно ровное. Флегматическим темпераментом облада­ли полководец Михаил Иванович Кутузов и баснописец Иван Андреевич Крылов.

Наряду с делением людей по темпераменту полезно разли­чать их по типу психической деятельности. Иван Петрович Павлов выделил три таких типа: художественный, мысли­тельный и смешанный.

Люди художественного типа воспринимают предметы в це­лом, они мыслят образно. Люди мыслительного типа склонны к анализу, словесному описанию, логическому сопоставлению. Однако у многих людей эти склонности выражены примерно одинаково — такие люди относятся к смешанному типу.

Характер — это совокупность устойчивых черт личности, которые складываются в процессе воспитания, деятельности, общения с людьми и обусловливают типичное для данного че­ловека поведение. Зная характер человека, можно в какой-то степени предвидеть его поступки. Если темперамент является врожденным свойством человека, то его характер вырабатыва­ется в процессе жизни путем усиления одних и ослабления дру­гих врожденных свойств.

По отношению к другим людям и окружающей обстановке одни люди как бы открыты, нацелены на общение, другие — замкнуты, погружены в себя. Первых называют экстраверта­ми, вторых — интровертами.

В процессе общения человека с другими людьми у него скла­дывается отношение к самому себе, в первую очередь — само­оценка. Важно, чтобы между самооценкой и оценкой человека другими людьми, а также его объективными возможностями не было больших различий. В зависимости от достигнутого поло­жения в коллективе и обществе, от удач и неудач в общении или в работе у человека могут развиваться такие черты характе­ра, как скромность или самовлюбленность, самоуверенность или неуверенность в себе, высокомерие или снисходительность.

Важными для каждого человека являются волевые качест­ва: способность довести задуманное до конца, умение проти­востоять трудностям. Сильная, но неразвитая воля может про­являть себя и отрицательно: человек настаивает на своем вопреки обстоятельствам, не учитывая мнения других людей или просто вопреки здравому смыслу. Это называется упрям­ством. К сожалению, такие детские черты могут встречать­ся в характере и некоторых взрослых, полноценных во всех других отношениях людей. Упрямство мешает жить и самому такому человеку, и окружающим.

Индивид и личность. Словом «индивид» обозначают отдель­ного человека со всеми его физическими и психическими осо­бенностями. Чем более ярким индивидом является человек, тем больше он выделяется из среды других людей своеобрази­ем и неповторимостью.

Личность — это человек как член общества, обладающий системой уникальных черт, которые определяют свойственный данному человеку ход мыслей и поведения, его отношение к ок­ружающим. Личностью человек становится не сразу, а в ходе общения с другими людьми — разными по возрасту, обществен­ному положению, профессии, индивидуальным качествам.

Человек вписывается в общественную группу так. Вначале он приспосабливается к ее порядку (адаптируется), потом пы­тается внести нечто свое в жизнь группы, проявляет свою ин­дивидуальность. Если это получается, роль человека в группе возрастает и он становится ее постоянным членом, а то и лиде­ром. Не всегда личность проходит все эти стадии, но порядок их прохождения обычно такой. В разных группах один и тот же человек может занимать разное положение.

На рисунке датским художником Херлуфом Бидстру­пом изображены сангвиник, холерик, флегматик и мелан­холик, реагирующие на одну и ту же ситуацию — смятую шляпу. Используя описания этих темпераментов в тексте § 63, определите,, к какому типу темперамента относятся действия человека в 1, 2, 3 и 4-м случаях.

Попробуйте оценить какие-либо черты собственного ха­рактера.























Интересы, склонности, способности

Задачи:

  1. Познакомить с понятием «способности», «интересы», «склонности».

  2. Изучить виды способностей и их природу.

  3. Выявить интересы учащихся.

Оборудование: мультимедийная презентация, бланки для «Карты интересов» Голомштока.

Интерес.

Каждый по своему опыту знает, что не ко всем собы­тиям мы относимся с равным вниманием. Одни нас привлека­ют, другие оставляют равнодушными. Одних людей больше интересует политика, других — спорт, третьих — компьюте­ры, четвертых — кино.

Интерес — это форма проявления познавательной потреб­ности. Она выражается в направленности внимания на полу­чение информации в определенной области. При этом инфор­мация вызывает положительные эмоции. Но как всякая потребность, она на некоторое время угасает после получения очередных сведений, но затем вспыхивает вновь. Интерес мо­жет быть непосредственный, когда занимаются любимым де­лом, но может быть и опосредованным. Представьте, что надо прочитать сообщение на иностранном языке и волей неволей приходится учить его. Интерес к языку в этом примере опосре­дованный.

Склонность — это пристрастие к занятиям определенными видами деятельности. Можно иметь склонность к вышиванию, игре на флейте, чтению. Идеально, когда интересы и склон­ности совпадают.

Способностями называют индивидуальные физиологиче­ские и психологические особенности человека, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности. Мало иметь к ней склонность, нужны и способности. Они осно­ваны на природных задатках, которые можно развить в резуль­тате деятельности, систематического упражнения.

Поясним примером. Предположим, что у человека от рож­дения большие кисти рук, длинные пальцы, крепкие суставы, хорошая их подвижность, отличные музыкальный слух и чув­ство ритма. Все это — задатки, идеальные для обучения игре на фортепиано.

Но задатки так и останутся задатками, если они не будут востребованы. Способному человеку потребуется меньшее вре­мя на овладение профессией, он скорее достигнет мастерства в своем деле, но без работы его способности не проявятся и угас­нут, так и не развившись.

Обычно способности и склонности совпадают. Но бывает и так: человек имеет все задатки для того, чтобы стать хоро­шим пианистом, но вот желания посвятить себя музыке у него нет. Следовательно, его задатки и его склонности не совпа­дают. Поэтому, прежде чем выбрать профессию, подумайте, нравится ли вам дело, которым вы собираетесь заниматься, и если да, то есть ли у вас способности, чтобы заниматься им успешно.


Диагностика «Карта интересов»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: : Лелекова Людмила Георгиевна

Дата: 09.10.2014

Номер свидетельства: 117635


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства