В данной работе рассматриваются вопросы использования в процессе обучения компьютерных технологий, что способствует эффективному усвоению учебного материала, помогает сделать процесс обучения более разнообразным и увлекательным, личностно-развивающим, позволяет принципиально расширить возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения, предоставляет большие возможности ученику для реализации творческих способностей. В работе раскрываются преимущества использования компьютерных технологий на уроках биологии: возможность использования на различных этапах урока, многократность использования и необходимость приостановки в нужный момент, детализирование изучаемых объектов и их частей, восприятие материала на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне.
Использование компьютера на уроке биологии развивает у детей учебно-интеллектуальные умения: анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать; учебно-организационные: работать по алгоритму, оценивать результаты своей работы; учебно-информационные: работать с источником информации. Использование информационных технологий меняет положение учителя на уроке. Учитель выступает как организатор самостоятельной познавательной деятельности школьников и как консультант.
Использование на уроках биологии информационно-коммуникационных технологий позволяет моделировать различные условия учебного процесса, к которым ребёнку необходимо быстро адаптироваться, что способствует развитию и проявлению ключевых компетенций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ в преподавании биологии »
Использование ИКТ в преподавании биологии
Сейчас много говорят о важности мотивации в обучении. Если взрослых можно стимулировать материальными поощрениями, то с детьми все проще и одновременно сложнее: им или интересно, или нет. Если интересно – информация усваивается, если нет – сколько ни пугай контрольными, сколько ни заставляй ребенка сидеть за книжками, знания выветриваются из головы сразу же после получения оценки. И наоборот: если материал увлекателен и понятен, зубрежка не нужна.
В современных условиях, когда дети с самого раннего возраста развиваются в условиях новой информационной среды: использование Интернета, телевидения, компьютерных программ, сформировался новый тип восприятия информации. Для современного учащегося традиционные источники получения информации, такие, как учебник или речь учителя утрачивают свое прежнее значение, что приводит к снижению интереса к процессу обучения. Умение работать с информацией повышает конкурентоспособность, вырабатывается способность к самостоятельному поиску и творчеству, меняются отношения «учитель – ученик», возникает атмосфера сотрудничества. Применение мультимедиа-технологий хорошо сочетается проблемным эвристическим обучением и дифференцированным обучением, с технологией развивающего и личностно-ориентированного обучения.
В последнее время отмечается падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин, что очень печально, поскольку именно они формируют правильное восприятие окружающего мира и важны в формировании личности в целом. Конечно, использованием старых наглядных пособий, таблиц, схем не поднять интереса к этим предметам. Помочь здесь могут современные информационно- коммуникативные технологии (ИКТ), в частности компьютерные, используемые на различных стадиях учебного процесса.
В отличие от обычных технических средств обучения ИТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать творческие, интеллектуальные способности учащихся, их умение работать с различными источниками информации, приобретать новые знания. Применение информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) на уроке становится очень распространенным явлением. Правильное использование в учебном процессе компьютера, позволяет осуществлять учебный процесс в новых условиях, когда учитель перестает быть единственным источником информации для учащихся. Информационные технологии – это инструмент, который обретает силу лишь при условии правильного подхода к нему.
На современном этапе в преподавании биологии особое внимание уделяется овладению учащимися традиционными методами научного познания окружающего мира: теоретическому и экспериментальному, что не всегда интересно детям с низкой познавательной активностью. Отсюда появляется противоречие между трудностями усвоения учебного материала у большого количества детей с недостаточным познавательным интересом к учебе и необходимостью обеспечить выполнение обязательного образовательного стандарта, а также включения учащихся в активный познавательный процесс.
Разрешить данное противоречие помогает использование новых информационных технологий.
В процессе обучения ИКТ позволяют повысить интерес и изменить традиционное преподавание, расширить кругозор учащихся по предмету, активизируя все потенциальные возможности ученика посредством смены видов деятельности на уроке.
Использование возможностей компьютерных технологий открывает доступ к справочным системам и электронным библиотекам, позволяет обеспечивать учебный процесс новыми учебными и учебно - методическими ресурсами, развивает творческие способности учащихся.
ИКТ дают: экономию времени на уроке, глубину погружения в материал, интегрированный подход в обучении, повышенную мотивацию в обучении, возможность в формировании коммуникативной компетенции на учащихся.Ученики становится активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока, привлечении разных видов деятельности, расчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, рассуждать, спорить, самостоятельно добывать информацию.
В работе я использую различные общеобразовательные технологии:
- компьютерные (демонстрация презентаций, учебные электронные пособия, получение дополнительной информации посредством сети Интернет, мультимедийные пособия);
- использую интерактивную доску в учебном процессе.
Интерактивная доска – это удобный современный инструмент для эффективного проведения учебных занятий, деловых презентаций, совещаний ,семинаров. Интерактивная доска позволяет преподавателю или докладчику объединить три различных инструмента: экран для отображения информации, обычную маркерную доску и интерактивный монитор. Исследования по воздействию технологий на обучение показали, что благодаря интерактивной доске дети больше хотят учиться и их результаты улучшаются. Работа с этим учебным оборудованием и широкие возможности для исследований развивают дискуссию в классе и делают уроки динамичными. Большой экран позволяет работать всем вместе. Благодаря интерактивной доске, ученики могут видеть большие цветные изображения и диаграммы, которые можно как угодно передвигать. Дети также взаимодействуют с материалом физически, передвигая буквы, числа, слова и картинки. Интерактивная доска помогает вам донести материал до каждого ученика в классе. Никакое другое оборудование для учебного класса не дает таких возможностей. В некоторых случаях интерактивная доска может стать хорошим помощником при индуктивном методе преподавания, когда ученики приходят к выводам, сортируя полученную информацию. Учитель может по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски: работать с цветом, перемещать объекты. Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает учителю излагать новый материал увлекательнои очень живо. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов. Преподаватели и учащиеся могут комментировать материал, изучать его подробно. Она может упростить объяснение схем, помочь разобраться в сложной проблеме.
Преподаватели могут использовать доску для того, чтобы сделать представление идей увлекательным и динамичным, они могут рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске. Доски позволяют учащимся взаимодействовать или передвигать объекты, создавая новые связи.
Наличие ноутбука, мультимедийного проектора и интерактивной цифровой доски значительно расширило возможности применения ИКТ в образовательном процессе. Учитель не прикован к своему рабочему месту (компьютеру), что позволяет осуществлять более тесный контакт с аудиторией и незамедлительную обратную связь.
Возможность ведения конспекта урока на доске и последующее хранение в базе данных, позволяет преподавателю всегда иметь возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия.
Расширились возможности в выборе средств и методов обучения, учебное время урока организуется более рационально; повысилась мотивация учащихся, их активность на уроке, а как следствие и успеваемость. При этом практически не нарушается привычное течение урока.
Преимущества преподавания с помощью интерактивной доски:
Материалы к уроку можно приготовить заранее , что обеспечит хороший темп урока и сохранит время на обсуждения.
Можно создавать ссылки с одного файла на другой
Позволяет преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов.
После занятия файлы можно сохранить в изначальном виде или такими, как они были в конце занятия вместе с дополнениями.
Преимущества для учеников:
предоставляют больше возможностей для участия в коллективной работе;
интерактивные доски делают занятия интересными и развивают мотивацию;
помогают легче воспринимать и усваивать сложные вопросы;
помогают детям работать у доски более творчески, с удовольствием.
Успех урока, конечно, не зависит от новых технологий и оборудования, которое использует преподаватель. Любое занятие должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Но в некоторых случаях интерактивная доска может стать хорошим помощником, и эффективность работы с ней во многом зависит от того, как учитель применяет ее те или иные возможности.
К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. В работе с презентациями активнее идет процесс социализации, самоутверждения личности, развивается научно-естественное мышление, осуществляется индивидуальный подход к обучению,. Презентация позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов. Удачно вписываются презентации в лекционно-семинарскую систему обучения. Она позволяет создавать новый, иногда отсутствующий и в учебниках, но нужный для учащихся материал. В презентациях можно использовать схемы, графики и таблицы, они способствуют обобщению полученных знаний. Схемы и таблицы акцентируют внимание на определённом моменте изучаемого материала , могут служить опорными конспектами при изложении учебного материала учителем. С огромным интересом школьники делают презентации самостоятельно.
Говоря о новых информационных технологиях, невозможно не вспомнить про Интернет. Он содержит не только огромное количество разнообразной информации, но и позволяет быстро передать письменное сообщение в любой уголок мира и напрямую обмениваться мнениями с другими пользователями. Он содержит безграничное количество рефератов практически по любым темам. Такой материал не должен пройти мимо учащихся, вне учебного процесса на уроке биологии.
Сейчас Интернет можно использовать для поиска информации по учебным вопросам, проведения учебных телекоммуникационных проектов, доставки учебных видеопрограмм, повышения квалификации учителей, для размещения собственной информации на сайтах, участие в предметных олимпиадах, конкурсах различного уровня.
Учитель, зачастую ограниченный в возможностях получать новейшую научную и научно-популярную информацию по своему предмету из периодических изданий и книг, может получить эту информацию из Интернета. Интернет позволяет найти разнообразный иллюстративный материал, который учитель может использовать на уроках, демонстрируя изображение на экране и при оформлении кабинета.
Важным в работе учителя является организации контроля знаний учащихся. И здесь использование ИКТ играет важную роль. Большая часть электронных учебников содержит тренажеры, задачи с решениями, тестовые задания. Отдельные программные продукты содержат электронный журнал, который позволяет фиксировать уровень знаний учащегося по каждой теме курса (учитывается не только отметка и число попыток решения, но и затраченное время на выполнение заданий). Система оценки результатов дает возможность определить рейтинг учащегося по каждой теме, проследить динамику успеваемости и скорректировать учебный процесс в соответствии с показанными результатами. Использование контролирующих программ способствует формированию адекватной самооценки у учащихся. Преподавание биологии специфично по сравнению с другими дисциплинами, поскольку предполагает проведение лабораторных работ. И в этом случае компьютер стал эффективным помощником учителя. Конечно, проведение опытов в лаборатории обладает неоспоримыми преимуществами, но если в кабинете отсутствует необходимое оборудование, использование компьютера дает возможность компенсировать этот недостаток.
Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет: активизировать познавательную деятельность учащихся, обеспечить положительную мотивацию обучения, обеспечить высокую степень дифференциации обучения, повысить объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза, усовершенствовать контроль знаний, рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока, проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, формировать навыки исследовательской деятельности, обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Использование ИКТ на уроках биологии позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы
Список литературы:
1. Бартенева Т.П., Ремонтов А.П. Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии. Международный конгресс «Информационные технологии в образовании».– г. Москва.-2003.
2. Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования //Школьные технологии.- 2001.- №3.
3. Булычева М.Б. Использование информационных и коммуникативных технологий на уроках биологии //Биология в школе.- 2008.- №16.
4. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения //Школьные технологии.-2004.-№3.
5. Тимофеева А.В. Информационные технологии – друзья или враги? //Биология в школе.-2007.-№ 13.