Мастер класс Система работы по использованию ИКТ в преподавании биологии
Мастер класс Система работы по использованию ИКТ в преподавании биологии
Тема: Система работы по использованию ИКТ в преподавании биологии
Цель: показать использование информационных технологий в рамках своей образовательной деятельности.
Эпиграфом мастер-класса послужит выражение: Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”.
Актуальность: 21 век – эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования – инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль. Использование ИКТ на уроках биологии это маленькая крупица в подготовке учащихся к будущей жизни в информационном обществе.
Я считаю, что использование ИКТ это и одна из возможностей решения проблемы активизации познавательного интереса и повышения качества знаний у обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер класс Система работы по использованию ИКТ в преподавании биологии »
Тема: Система работы по использованию ИКТ в преподавании биологии
Цель: показать использование информационных технологий в рамках своей образовательной деятельности.
Эпиграфом мастер-класса послужит выражение: Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”.
Актуальность: 21 век – эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования – инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль. Использование ИКТ на уроках биологии это маленькая крупица в подготовке учащихся к будущей жизни в информационном обществе.
Я считаю, что использование ИКТ это и одна из возможностей решения проблемы активизации познавательного интереса и повышения качества знаний у обучающихся.
В своей педагогической деятельности я ежедневно использую ИКТ.
Направления использования функций компьютера:
1. Поиск дополнительной научной информации по предмету, методике преподавания, классному руководству.
2. Создание электронных презентаций уроков в программе PowerPoint.(мной создана база электронных уроков по биологии)
3. Использование компьютера и проектора во время уроков для повышения уровня наглядности и доступности информации (практически на каждом уроке).
4. Использование электронных образовательных ресурсов
5. Использование комплектов готовых электронных электронных дисков и учебников по биологии.
6.Рабочий инструмент в качестве средства подготовки текстовых документов, их хранения и каталогизации (информация и задания по предмету, документация классного руководителя)
7. Участие в сетевом сообществе учителей биологии.
8. Пользование электронной почтой.
9. ИКТ - основа для повышения моей квалификации
В частности мною пройдены курсы в форме дистанционного обучения (по программе курса ««Текстовые документы и мультимедийные презентации» (35ч.), «Электронные таблицы и основы баз данных» (35ч.), «Офисные технологии: автоматизация в МS Office» (35ч.), «Секреты компьютерной графики» (35ч.) проводимыми НОУ «Открытый молодёжный университет» в 2012 году
2012 г. НОУ ДПО «Институт информационных технологий «АйТи» по программе «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по биологии» 108 ч.
А так же на базе ИПКРО по теме «Использование информационных технологий в педагогической деятельности» в 2013 году.
Что даёт ИКТ для меня как для учителя
экономию времени на уроке;
глубину погружения в материал;
повышенную мотивацию обучения;
возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов.
В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой. Поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе, среди которых информационные технологии.
Современный урок невозможен без использования информационных технологий. Особенно это касается предметов естественно-научного цикла, т.к. именно они формируют единую картину мира.
Невозможно научить ребёнка, если ему не интересно, если он не увлечён процессом познания. Активная работа ученика на уроке - залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. В развитии интереса к учебному предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала, важны и методы, с помощью которых школьники вовлекаются в процесс познания. Применение ИКТ на уроках даёт возможность активизировать познавательный интерес у школьников, развивать их творческие способности, стимулировать умственную деятельность, Разнообразие источников информации создает ситуацию новизны и разнообразия и, несмотря на большую информационную насыщенность, такое занятие воспринимается учащимися с интересом и оставляет у них хорошее впечатление, урок получается более ярким и увлекательным
В своей работе я применяю ИКТ в трех направлениях. Это:
1. Учебная деятельность.
2. Внеклассная деятельность.
3. Подготовка к ЕГЭ.
В учебной деятельности большое значение имеет демонстрационный материал. Компьютер дает возможность демонстрировать организмы, их строение, жизнедеятельность и взаимоотношения с другими организмами. Использовать это можно на всех этапах урока, и при объяснении нового материала, и при закреплении, и для контроля знаний.
Здесь я использую программные продукты: Учебные электронные пособия; получение дополнительной информации посредством сети Интернет; учебные презентации; мультимедийные пособия, учебные фильмы.
Из перечисленных компьютерных средств на уроках биологии мной в основном используются презентации, при создании которых большое внимание уделяется иллюстративному материалу. Очень интересны презентации по курсу биологии «Многообразие организмов», где рассматривается биологическое разнообразие животного и растительного мира. Учащимся очень нравятся такие презентации, так как они могут хорошо рассмотреть то или иное растение или животное, особенно вызывает восторг материал, который касается животных или растений других стран и континентов.
При изучении способов движения у животных использую видеоролики, где показано движение организмов изучаемых на уроке. Конечно, увидев видеокадры, учащиеся значительно лучше воспринимают данный материал. Видеосюжеты непродолжительны по времени, но они дают прекрасную возможность увидеть на уроке тех животных, о которых идет речь.
Очень большие возможности открываются при использовании ИКТ технологий при проведении лабораторных работ. Ведь не всегда есть возможность использовать живые объекты. Компьютер дает возможность рассмотреть, изучить и продемонстрировать учащимся разнообразные организмы, а также процессы и явления в живой природе.
В моём кабинете имеется доступ к сети интернет, что позволяет мне использовать электронные образовательные ресурсы. Использую их как на отдельных этапах урока, так и в целостной структуре урока. Они дают возможность перехода ученика от пассивного восприятия предоставляемой информации на уроке к активному участию в образовательном процессе. Учебные материалы обычно беру на основных федеральных образовательных порталах:
• ЕК ЦОР - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/); • ФЦИОР - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/).
Закрепление нового материала, контроль знаний осуществляю с помощью электронного диска. При проверке знаний диск дает возможность проведения разнообразных тестовых заданий. При этом есть возможность увидеть правильность ответа и допущенные ошибки. Также использую тесты выведенные на слайд и напечатанные на бланке для каждого ученика.
Так же на уроках биологии привлекаю детей к созданию презентаций и проектов. Данный вид деятельности позволяет ученикам реализовать свои творческие способности,
повышает заинтересованность к предмету, желания получить знания и поделиться с другими учениками собственным опытом. Ученик приобретает опыт публичного выступления.
Очень широкие возможности открываются при использовании ИКТ технологий во внеклассной деятельности. Они помогают сделать мероприятия зрелищными и интересными для учащихся.
Важным пунктом использования ИКТ технологий становится подготовка к ЕГЭ. Она начинается с выполнения тестовых заданий на уроках биологии. Я использую возможности ИКТ при проведении консультаций. Используя выход в интернет применяю онлайн тестирование и использую демо версию ГИА и ЕГЭ на сайте ФИПИ.
Анализируя опыт своей работы, с использованием ИКТ на уроках биологии, можно с уверенностью сказать, что использование компьютерных технологий позволяет расширить кругозор учащихся по предмету и активизировать все потенциальные возможности учащихся посредством смены видов деятельности. Таким образом, с помощью информационных технологий осуществляется личностно-ориентированный и дифференцированный подходы, создается благоприятная психологическая обстановка на уроке, а самое главное – учитель может осуществить различные виды деятельности и контроля. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения. За этими технологиями будущее и мы должны взять их на вооружение, и делать наши уроки более наглядными, более интересными, более доступными и понятными нашим ученикам.
А еще я хочу сказать всем предметникам: это может каждый! Было бы желание!В своей роботе я использую лишь только часть возможностей ИКТ, многое ещё предстоит освоить, это например создание Flash-анимаций и работа с интерактивной доской. Конечно некоторые моменты ещё сложны и непонятны. Но учитель – этот тот человек, который не только учит других, но и всю жизнь учится сам.