Просмотр содержимого документа
«"Экологическое воспитание детей с ОВЗ"»
В статье представлен опыт работы по экологическому воспитанию. Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического мировоззрения оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на тематических занятиях, праздниках, беседах, творческой и трудовой деятельности. Эти экологические знания на протяжении определенного времени переводят в убеждения, доказывая обучающимся на интересных примерах о необходимости жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое мировоззрение.
Экологическое поведение складывается из отдельных поступков и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности. Экологическое сознание формируется на занятиях, а экологическое поведение формируется годами в практической деятельности.
Формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с младшего школьного возраста.
Цель экологического воспитания обучающихся воспитанников школы-интерната – это формирование экологической культуры. Это формирование знаний о природе, умений мыслить и строить свою деятельность в природе на основе природ сохранения, целесообразности, экологической оправданности, соблюдать нравственные и правовые принципы природопользования, а также воспитание чувств.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к разнообразным формам образования, культуры и труда. Эти обучающиеся нуждаются в экологическом воспитании, так как они являются неотъемлемой частью нашего общества, вносят свой посильный вклад в окружающую их действительность, а став взрослыми способны влиять на нее. Их поведение должно соответствовать всем нормам общества – моральным, этическим, социальным, правовым.
Чтобы повысить эффективность экологического образования использую в своей работе с детьми различные формы и методы:
Методы: организации деятельности (учебная, познавательная, трудовая, игровая, досуговая, физкультурно-оздоровительная и другие) в природе. Методы формирования сознания и поведения. Методы стимулирования, поощрения.
Экологическое воспитание неотделимо от других направлений воспитания – умственного, нравственного, физического, трудового, эстетического и правового. Особое значение уделяем здоровьесбережению воспитанников в условиях ухудшающейся экологической обстановки, обучению мерам защиты от вредных факторов среды обитания. Это, в первую очередь сохранение собственного здоровья, ведение здорового образа жизни, повышение адаптационных возможностей организма, ознакомление детей с факторами, ухудшающими здоровье и вызывающие болезни: некачественные продукты питания, плохие климатические условия, загрязненные вода и воздух. Мы учим обучающихся задумываться о своем отношении к вредным привычкам, как защитить свою кожу от экологически вредных факторов среды, каким должно быть сбалансированное полезное питание и т.д.
Экологическому воспитанию уделяется большое внимание. В школе проводятся воспитательные занятия, мероприятия на экологическую тему. На занятии на тему: «Что такое природа?», беседуя с детьми, они узнают, что мы вкладываем в это понятие. Откуда берутся продукты питания, которые они каждый день видят на столе. С помощью вопросов приходим к выводу: все, что видим на своем столе, выращено на земле. Земля – кормилица, ее так называют в народе.
Вода – это бесценный дар природы, утоляет жажду. Реки, озера дают нам рыбопродукты. «У нас, в России, лес за все в ответе…» писал автор романа «Русский лес» Л.Леонов. Во все времена лес даровал строительный материал, из которого рубили избы. Но не только…
При проведении праздников и развлечений в игровой форме обучающиеся не только получали теоретические знания, но и воздействовали на эмоциональную сферу личности ребенка. На них дети воспроизводили знакомые музыкальные произведения, слушали журчание ручейка, шум моря, пение птиц.
Детские души очень восприимчивы к окружающей природе. Особенно при проведении мероприятия «КВН – знатоки природы», наши воспитанники были очень наблюдательны и без ошибок правильно определили голоса птиц, радовались, как будто они сами находятся в лесу и разговаривают с ними.
Интересные примеры можно привести по темам: «Лес и человек», «Лес – наше богатство». Я смогла убедить обучающихся, что произойдет, если каждый отдыхающий ребенок оставит мусор, а взрослый человек – окурок от непотушенной сигареты. Наша задача привить детям чувство ответственности перед природой.
Работа по экологическому сознанию ведется у обучающихся ежедневно, непрерывно в различных направлениях и напрямую зависит от образа жизни детей и режима дня. В режим дня, после школьных занятий, включены прогулки. Прогулки также широко используются для экологического воспитания обучающихся . Знакомлю детей с изменениями природы по сезонам. На прогулках организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Именно на прогулке ребята знакомятся со свойствами песка, земли, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки - корешки». На разные экологические темы проводятся экскурсии и целевые прогулки не только по участку школы, но и за его пределы. Отображение восприятий окружающего мира находят ребята в своих замыслах – работе в кружке дополнительного образования «Цветные ладошки».
При использовании таких форм и методов, стараюсь раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её. Для этого я сама должна уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Физический труд во время прогулок также призван решать вопросы экологического воспитания, формирования общепринятых норм поведения и гражданской позиции. Это ежедневная уборка школьного двора и прилегающей территории от бумажного и другого мусора, сезонные работы – сбор семян на клумбе, очистка территории от снега, сбор сухих листьев, скошенной травы, уход за растениями. Такой вид работы призван сформировать у обучающихся с ОВЗ трудолюбие, потребность соблюдать чистоту.
В своей работе я часто использую дидактические игры по экологии, такие как «С какой ветки детки?», «Кто где живёт?», «Кто чем питается», «Летает- не летает, прыгает, бегает», «Во саду ли, в огороде», «Угадай на вкус», разрезные картинки т. д. В игре дети развиваются интеллектуально, более чувственно учатся воспринимать мир, закрепляют знания.
В нашей школе уделяется большое внимание природоохранным акциям:
«Братья наши меньшие»
«Поможем пернатым»
«Зеленая елочка – живая иголочка»
«Береги воду»
«Первоцветы»
«Эколята- защитники природы»
Основная цель их проведения – это пропаганда экологических знаний, ликвидация экологической безграмотности и формирование экологически грамотного поведения в повседневной жизни, в быту, в местах отдыха; повышение уровня экологических знаний родителей и важность экологического воспитания их детей.
В проводимых акциях принимают активное участие педагоги, дети и их родители.
Осенью проходит акция в защиту зимующих птиц «Поможем пернатым», которая продолжается в течение всей зимы. В рамках этой природоохранной акции, проводятся ряд мероприятий, согласно разработанному плану.
Перед Новым годом проходят ежегодная природоохранная акция в защиту елочек. «Зеленая елочка – живая иголочка». Традиционно, весной, в нашей школе проходят экологические праздники и акции, посвященные «Дню птиц», «Дню земли». Я довожу до сведения родителей информацию, что добыча березового сока, сбор первоцветов, ландышей и обламывание веток черемухи влечет за собой административное наказание за повреждение зеленых насаждений.
Большой интерес у обучающихся вызывает работа в исследовательской деятельности. С ребятами проводим элементарные опыты (водой, воздухом, песком, растениями) позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. Дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать. Данный вид деятельности способствует познавательному развитию ребёнка.
Осенью с обучающимися собираем и засушиваем листья и плоды разных растений. Раскладываем по коробочкам или мешочкам. (Можно использовать пустые пластиковые баночки из под витаминов с проделанными дырочками, пакетики). Листья дети собирают сами и приносят в класс, засушивают их, а затем используют в своих творческих работах. В свободное от занятий время с детьми изготавливаем из природного материала поделки. Всегда обращаю внимание детей, на то, что для наших поделок не должно пострадать ни одно растение или животное, что эти поделки должны показать красоту природы. При изготовлении поделок из бросового материала обращаю внимание детей, что ненужному сырью можно дать вторую жизнь, не засоряя при этом природу. Дети стараются дома привлечь родителей, изготовление поделок, ребята очень горды участием в конкурсах и помощью близких, понимают и рады дипломам и грамотам.
Стали традиционными в нашей школе выращивание комнатных растений. При уходе за комнатными растениями ребята часто оказываются равнодушными к зеленым друзьям, поливают автоматически, не задумываясь, полезно это или вредно для растений. Нужно заинтересовать детей. Дать им задание, например, выявить родину каждого растения. Знакомясь с историей комнатных растений по книге Н. Верзилина «Путешествия с домашними растениями», они узнают о правилах ухода и поймут, что полезно для зеленых друзей, а что вредно. В ходе поисковой деятельности воспитанники встречаются с лекарственными свойствами растений, выявляют экологическую цепочку: растения – среда – человек, тем самым приобретают экологические знания и убеждения. Готовясь к занятию «В здоровом теле – здоровый дух», дети нашли много интересного материала о влиянии на состояние человека климатических и природных факторов, о влиянии человека на природу и их последствиях. Целый год мы изучали «Кладовую природы», лекарственные растения нашей местности. С большим интересом дети узнавали новое о знакомых с детства растениях, животных. Так, в прошлом году мы провели занятия по темам: «Сад доброты» (комнатные растения), «Берегите воду», «Витамины нашего стола», «Хлеб всей жизни голова». Во все этих мероприятиях мы использовали народные загадки, пословицы, поговорки, в которых отражено мудрое, бережное отношение народа к богатствам природы, знания сложных явлений окружающего мира. Их по праву можно назвать эффективным средством экологического воспитания. В деле экологического образования и воспитания важна системность и преемственность. Необходимо с начальных классов не только давать ребенку теоретические знания, но и показывать ему, какую пользу он может принести сегодня и сейчас.
Одной из наиболее крупных форм работы является проведение тематических праздников экологической направленности: «Осенняя пора, очей очарованье», «День птиц», «День Земли».
Поэтому я стараюсь направлять внимание детей на самые красивые формы, явления природы, чтобы они осознавали их таинственную целесообразность. Не забываю напоминать о хрупкости всего живого на земле. Очень важно, чтобы воспитанники с ограниченными возможностями здоровья почувствовали реальность чужого страдания, и сопереживали ему, чтобы умели любить, жалеть, беречь, ценить и помогать. Только при полноценном использовании наблюдений, бесед, опытов, разнообразных экологических игр, чтения художественной литературы экологического содержания, при включении посильной трудовой деятельности в повседневную жизнь, можно сформировать экологическую культуру у детей с ограниченными возможностями здоровья, что позитивно отразится на коррекции недостатков их психофизического развития.
Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Постановка цели и задач экологического воспитания в школе-интернате для детей с ОВЗ позволила определить содержание воспитательного процесса, выбрать методы, формы, средства воспитательного взаимодействия с воспитанниками. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы, умении применять экологические знания за пределами школы.
И пусть результаты моей работы ещё не так различимы, но я считаю, что кропотливая работа в этом направлении способствует повышению общей культуры моих воспитанников, формированию их нравственного облика, приучает задумываться о своём поведении в природе, выбирать варианты взаимодействия, соответствующие закону и совести. Таким образом, мы, педагоги, проводя систематическую работу по формированию у воспитанников экологической культуры, стремимся к тому, чтобы наши воспитанники, стали полноправными рачительными хозяевами на нашей земле и умели противостоять антигуманным действиям по отношению к природе.