Цели программы: формирование у учащихся знаний о закономерностях человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с динамичной, постоянно усложняющейся средой обитания, проблемой сохранения и укрепления здоровья.
Предлагаемый курс содержит как теоретический, так и практический материал на знание закономерностей и эколого-физиологических механизмов адаптации человека к различным климато-географическим и антропогенным факторам среды, что позволит разработать научно обоснованные средства и мероприятия по профилактике болезней, связанных с окружающей средой.
Содержание программы ориентировано на достижения современной науки с учетом познавательных возможностей и возрастных особенностей обучаемых.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экология человека»
Программа «Экология человека» для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов.
Автор Довгаль В.Г. учитель биологии
г. Костанай
Пояснительная записка.
Социальное устройство современного общества, его прогресс во многом зависят от уровня образования и информированности населения о насущных проблемах человечества. В настоящее время деятельность человеческого общества превратилась в самый средообразующий фактор. В связи с этим изучение экологии человека стало необходимым условием формирования личности, воспитания правильного и бережного отношения к природе, рационального ее использования.
Цели программы: формирование у учащихся знаний о закономерностях человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с динамичной, постоянно усложняющейся средой обитания, проблемой сохранения и укрепления здоровья.
Анализ научной литературы позволяет полагать, что негативные тенденции в состоянии здоровья и динамике воспроизводства населения как в нашей стране, так и за рубежом, сохраняющиеся в течение двух последних десятилетий, по-видимому, обусловлены воздействием различных антропогенных факторов. Поэтому сегодня с особой остротой встает вопрос прогнозирования вмешательства человека в природную среду.
Предлагаемый курс содержит как теоретический, так и практический материал на знание закономерностей и эколого-физиологических механизмов адаптации человека к различным климато-географическим и антропогенным факторам среды, что позволит разработать научно обоснованные средства и мероприятия по профилактике болезней, связанных с окружающей средой.
Содержание программы ориентировано на достижения современной науки с учетом познавательных возможностей и возрастных особенностей обучаемых.
Программа «Экология человека»
9 класс
(всего 34 часа, 1 раз в неделю)
1.Введение (1час)
Предмет экологии человека. История развития экологии человека. Место экологии человека в системе наук. Методы изучения науки и взаимосвязь человеческих групп с окружающей средой.
2.Абиотические, биотические и антропогенные факторы внешней среды (8часов)
Влияние абиотических факторов на организм человека.(2часа)
Что такое окружающая среда? Понятия «макроклимат» и « микроклимат». Взаимосвязь географического фона и неинфекционных и инфекционных болезней. Роль природно-климатических факторов в адаптации организма.
Влияние биотических факторов среды на организм человека.(2часа)
Виды взаимоотношений человека с растениями, животными и себе подобными. Значение комнатных растений в жизни человека. Вещества, обуславливающие фитонцидные свойства растений. Экологические аспекты инфекционных заболеваний.
Антропогенные факторы среды и их влияние на организм человека.(4часа)
Токсические вещества, обладающие способностью накопления в природной среде и в организме человека. Токсические вещества, приводящие к высокой утомляемости человека, понижению его физической и умственной работоспособности и повышенной чувствительности к инфекциям. Источники, способствующие накоплению солей тяжелых металлов в организме человека. Применение средств для защиты организма от антропогенных экотоксикантов.
3.Питание. Зависимость качества пищи от среды обитания и способов хранения продуктов питания (4часа)
Продукты питания, их качественная характеристика.(2часа).
Основные пути проникновения токсических веществ из окружающей среды в организм человека. Источники наиболее опасных загрязняющих веществ для человека. Последствия воздействия экотоксикантов на организм человека. Понятие о химической катастрофе. Рекомендации по защите от опасных веществ.
Определение питательных веществ, необходимых организму человека.
( 2часа)
Понятие «энергетические потребности». Характеристика пищевых веществ, необходимых для жизнедеятельности. Районы, характерные с заболеваниями при недостатке йода, магния, кальция, молибдена. Заболевания, вызываемые недостатком микроэлементов.
4.Общие закономерности адаптивного процесса (2часа)
Климатическая адаптация. (2часа)
Что такое среда обитания? Классификация сред обитания человека в соответствии с широтой местности. Взаимосвязь среды обитания человека и его хозяйственной деятельностью. Результат внедрения человеческих сообществ в природные экосистемы.
Типы адаптации человеческого организма к факторам среды. Влияние климата на состояние здоровья.
5.Показатели состояния здоровья человека (5часов)
Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным.(3часа)
Что такое здоровье? Способы оценки показателей здоровья населения. Сущность метода стандартов и метода индексов.
Определение функционального состояния и адаптивных возможностей.(2часа).
Адаптация. Системы, ведущие к адаптационным системам организма.
6.Генофонд человека и факторы среды (4часа)
Влияние факторов внешней среды на реализацию генотипа.(4часа)
Фенотип как результат взаимодействия генотипа и среды. Методы изучения роли факторов среды в реализации генотипа. Предотвращение или снижение негативного влияния факторов окружающей среды на реализацию генотипа в ходе онтогенеза.
7.Социальные аспекты экологии человека (4часа)
Стресс как экологический фактор. Социально-демографические проблемы в экологии человека. Влияние стресса на поведение человека. Причины стресса. Демографические ожидания. Методы управления эмоциональным состоянием в стрессовой ситуации.
8.Экологические аспекты хронобиологии (3часа)
Биологические ритмы, их адаптивная роль в антропогенных экосистемах. Определение хронэкологии. История биоритмологии. Значение биологических ритмов для здоровья человека. Физиологические основы биологических ритмов. Роль биоритмологических исследований при развитии патологий у человека.
9.Профилактика и коррекция дезадаптаций (2часа)
Понятия адаптации, дезадаптации и реадаптации. Методы реадаптации и коррекции.
2.Абиотические, биотические и антропогенные факторы внешней среды (8часов)
Влияние абиотических факторов на организм человека. Л.р.№1.
2ч.
Л.р. №1.Исследование физиологических механизмов адаптации организма к низким температурам.
4-5
Влияние биотических факторов среды на организм человека. Л.р.№2
2ч.
Л.р.№2. Ознакомление с фитонцидными растениями и выявление возможности их использования в интерьере
6-7
8.
9.
Антропогенные факторы среды и их влияние на организм человека.
Л.р.№3
Токсические вещества, обладающие способностью накопления в природной среде и в организме человека. Токсические вещества, приводящие к высокой утомляемости человека, понижению его физической и умственной работоспособности и повышенной чувствительности к инфекциям. Источники, способствующие накоплению солей тяжелых металлов в организме человека.
Применение средств для защиты организма от антропогенных экотоксикантов.
2ч.
1ч.
1ч.
Л.р.№3 Определение количества антропогенных загрязнений, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта.
10.
11.
12.
13.
3.Питание. Зависимость качества пищи от среды обитания и способов хранения продуктов питания (4часа)
Продукты питания, их качественная характеристика.
Основные пути проникновения токсических веществ из окружающей среды в организм человека. Источники наиболее опасных загрязняющих веществ для человека.
Последствия воздействия экотоксикантов на организм человека. Понятие о химической катастрофе. Рекомендации по защите от опасных веществ.
Определение питательных веществ, необходимых организму человека.
Понятие «энергетические потребности». Характеристика пищевых веществ, необходимых для жизнедеятельности. Районы, характерные с заболеваниями при недостатке йода, магния, кальция, молибдена. Заболевания, вызываемые недостатком микроэлементов.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
14.
15.
4.Общие закономерности адаптивного процесса (2часа)
Климатическая адаптация.
Типы адаптации человеческого организма к факторам среды. Влияние климата на состояние здоровья. Л.р.№4
1ч.
1ч.
Л.р.№4. Исследование реакций адаптации организма к высоким температурам.
16.
17.-18.
19.
20.
5.Показатели состояния здоровья человека (5часов)
Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным.
Что такое здоровье? Способы оценки показателей здоровья населения. Сущность метода стандартов и метода индексов.
Л.р.№5
Определение функционального состояния и адаптивных возможностей.
Адаптация. Системы, ведущие к адаптационным системам организма.
1ч.
2ч.
1ч.
1ч.
Л.р.№5 Определение показателей физического развития.
21.
22.
23.
24.
6.Генофонд человека и факторы среды (4часа)
Влияние факторов внешней среды на реализацию генотипа.
Фенотип как результат взаимодействия генотипа и среды. Методы изучения роли факторов среды в реализации генотипа. Предотвращение или снижение негативного влияния факторов окружающей среды на реализацию генотипа в ходе онтогенеза.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
25.
26.-27.
28.
7.Социальные аспекты экологии человека (4часа)
Стресс как экологический фактор.
Социально-демографические проблемы в экологии человека.
Л.р.№6
Влияние стресса на поведение человека. Причины стресса. Демографические ожидания. Методы управления эмоциональным состоянием в стрессовой ситуации.
1ч.
2ч.
1ч.
Л.р.№6 Анализ социально-демографических проблем экологии человека.
29.
30.
31.
8.Экологические аспекты хронобиологии (3часа)
Биологические ритмы, их адаптивная роль в антропогенных экосистемах. Определение хронэкологии. История биоритмологии.
Значение биологических ритмов для здоровья человека. Физиологические основы биологических ритмов.
Роль биоритмологических исследований при развитии патологий у человека.
1ч.
1ч.
1ч.
32.
33.
9.Профилактика и коррекция дезадаптаций (2часа)
Понятия адаптации, дезадаптации и реадаптации.
Методы реадаптации и коррекции.
1ч.
1ч.
34.
Обобщение.
1ч.
Используемая литература:
1. Архангельский, В.И. Гигиена и экология человека: Учебник / В.И. Архангельский, В.Ф. Кириллов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 176 c. 2. Глиненко, В.М. Гигиена и экология человека: Учебник / В.М. Глиненко, В.А. Катаева, А.М. Лакшин, С.Г. Фокин. - М.: МИА, 2010. - 552 c. 3. Крымская, И.Г. Гигиена и экология человека: Учебное пособие / И.Г. Крымская. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 351 c. 4. Прохоров, Б.Б. Экология человека: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Б.Б. Прохоров. - М.: ИЦ Академия, 2010. - 320 c. 5. Прохоров, Б.Б. Экология человека: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Б.Б. Прохоров. - М.: ИЦ Академия, 2011. - 368 c. 6. Хаскин, В. Экология человека: учебное пособие / В. Хаскин, Т. Акимова. - М.: Экономика, 2008. - 367 c.