kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экология человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели программы: формирование у учащихся знаний о закономерностях человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с динамичной, постоянно усложняющейся средой обитания, проблемой сохранения и укрепления здоровья.

          Предлагаемый курс содержит как теоретический, так и практический материал на  знание закономерностей и эколого-физиологических механизмов адаптации человека к различным климато-географическим и антропогенным факторам среды, что позволит разработать научно обоснованные средства и мероприятия по профилактике болезней, связанных с окружающей средой.

         Содержание программы ориентировано на достижения современной науки с учетом познавательных возможностей и возрастных особенностей обучаемых.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экология человека»








Программа «Экология человека» для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов.


Автор Довгаль В.Г. учитель биологии
























г. Костанай

Пояснительная записка.

Социальное устройство современного общества, его прогресс во многом зависят от уровня образования и информированности населения о насущных проблемах человечества. В настоящее время деятельность человеческого общества превратилась в самый средообразующий фактор. В связи с этим изучение экологии человека стало необходимым условием формирования личности, воспитания правильного и бережного отношения к природе, рационального ее использования.

Цели программы: формирование у учащихся знаний о закономерностях человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с динамичной, постоянно усложняющейся средой обитания, проблемой сохранения и укрепления здоровья.

Анализ научной литературы позволяет полагать, что негативные тенденции в состоянии здоровья и динамике воспроизводства населения как в нашей стране, так и за рубежом, сохраняющиеся в течение двух последних десятилетий, по-видимому, обусловлены воздействием различных антропогенных факторов. Поэтому сегодня с особой остротой встает вопрос прогнозирования вмешательства человека в природную среду.

Предлагаемый курс содержит как теоретический, так и практический материал на знание закономерностей и эколого-физиологических механизмов адаптации человека к различным климато-географическим и антропогенным факторам среды, что позволит разработать научно обоснованные средства и мероприятия по профилактике болезней, связанных с окружающей средой.

Содержание программы ориентировано на достижения современной науки с учетом познавательных возможностей и возрастных особенностей обучаемых.


















Программа «Экология человека»

9 класс

(всего 34 часа, 1 раз в неделю)


1.Введение (1час)

Предмет экологии человека. История развития экологии человека. Место экологии человека в системе наук. Методы изучения науки и взаимосвязь человеческих групп с окружающей средой.


2.Абиотические, биотические и антропогенные факторы внешней среды (8часов)

Влияние абиотических факторов на организм человека.(2часа)

Что такое окружающая среда? Понятия «макроклимат» и « микроклимат». Взаимосвязь географического фона и неинфекционных и инфекционных болезней. Роль природно-климатических факторов в адаптации организма.

Влияние биотических факторов среды на организм человека.(2часа)

Виды взаимоотношений человека с растениями, животными и себе подобными. Значение комнатных растений в жизни человека. Вещества, обуславливающие фитонцидные свойства растений. Экологические аспекты инфекционных заболеваний.

Антропогенные факторы среды и их влияние на организм человека.(4часа)

Токсические вещества, обладающие способностью накопления в природной среде и в организме человека. Токсические вещества, приводящие к высокой утомляемости человека, понижению его физической и умственной работоспособности и повышенной чувствительности к инфекциям. Источники, способствующие накоплению солей тяжелых металлов в организме человека. Применение средств для защиты организма от антропогенных экотоксикантов.


3.Питание. Зависимость качества пищи от среды обитания и способов хранения продуктов питания (4часа)

Продукты питания, их качественная характеристика.(2часа).

Основные пути проникновения токсических веществ из окружающей среды в организм человека. Источники наиболее опасных загрязняющих веществ для человека. Последствия воздействия экотоксикантов на организм человека. Понятие о химической катастрофе. Рекомендации по защите от опасных веществ.

Определение питательных веществ, необходимых организму человека.

( 2часа)

Понятие «энергетические потребности». Характеристика пищевых веществ, необходимых для жизнедеятельности. Районы, характерные с заболеваниями при недостатке йода, магния, кальция, молибдена. Заболевания, вызываемые недостатком микроэлементов.


4.Общие закономерности адаптивного процесса (2часа)

Климатическая адаптация. (2часа)

Что такое среда обитания? Классификация сред обитания человека в соответствии с широтой местности. Взаимосвязь среды обитания человека и его хозяйственной деятельностью. Результат внедрения человеческих сообществ в природные экосистемы.

Типы адаптации человеческого организма к факторам среды. Влияние климата на состояние здоровья.


5.Показатели состояния здоровья человека (5часов)

Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным.(3часа)

Что такое здоровье? Способы оценки показателей здоровья населения. Сущность метода стандартов и метода индексов.

Определение функционального состояния и адаптивных возможностей.(2часа).

Адаптация. Системы, ведущие к адаптационным системам организма.


6.Генофонд человека и факторы среды (4часа)

Влияние факторов внешней среды на реализацию генотипа.(4часа)

Фенотип как результат взаимодействия генотипа и среды. Методы изучения роли факторов среды в реализации генотипа. Предотвращение или снижение негативного влияния факторов окружающей среды на реализацию генотипа в ходе онтогенеза.


7.Социальные аспекты экологии человека (4часа)

Стресс как экологический фактор. Социально-демографические проблемы в экологии человека. Влияние стресса на поведение человека. Причины стресса. Демографические ожидания. Методы управления эмоциональным состоянием в стрессовой ситуации.


8.Экологические аспекты хронобиологии (3часа)

Биологические ритмы, их адаптивная роль в антропогенных экосистемах. Определение хронэкологии. История биоритмологии. Значение биологических ритмов для здоровья человека. Физиологические основы биологических ритмов. Роль биоритмологических исследований при развитии патологий у человека.


9.Профилактика и коррекция дезадаптаций (2часа)

Понятия адаптации, дезадаптации и реадаптации. Методы реадаптации и коррекции.

Резервное время (1час)


Демонстрации: таблицы, схемы, модели, макеты, рельефные модели, спирометры, данамометры, тонометр, видеофильмы, электронные учебные пособия.

Лабораторные работы:

№1.Исследование физиологических механизмов адаптации организма к низким температурам.

№2.Ознакомление с фитонцидными растениями и выявление возможности их использования в интерьере

№3.Определение количества антропогенных загрязнений, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта

№4.Исследование реакций адаптации организма к высоким температурам

№5.Определение показателей физического развития.

№6.Анализ социально-демографических проблем экологии человека.


Требования к уровню подготовки учащихся

Характеризовать:

- экологическую сущность человека;

- место человека как биологического вида в природной среде;

- влияние абиотических, биотических и антропогенных факторов внешней среды на организм человека;

- зависимость качества пищи от среды обитания;

- способы хранения продуктов питания;

- влияние климата на организм человека;

- определение гармоничности физического развития;

- влияние факторов внешней среды на реализацию генотипа;

- социально-демографические проблемы в экологии человека;

- биологические ритмы и их адаптивная роль в антропогенных экосистемах;

- экологические и социальные основы поведения человека;

-определение типа личности, сформировавшееся в результате взаимодействия организма с окружающей средой;

- анализ социально-демографических проблем экологии человека;

- методики управления течения стрессорных реакций;

- факторы, способствующие сохранению и укреплению здоровья.


Обосновывать:

- взаимосвязь человеческих групп с окружающей средой;

- экологическую сущность человека;

- последствия воздействия человека на природные экосистемы;

- пути проникновения токсичных веществ из окружающей среды в организм человека;

- способы защиты организма от вредного воздействия окружающей среды;

- значение мутагенных факторов окружающей среды;

- значение здорового образа жизни для нормального функционирования организма;

- профилактические мероприятия по охране и укреплению здоровья.


Объяснять:

- экологические понятия и термины;

- связь между организмом человека и средой обитания;

- влияние антропогенных загрязнений на окружающую среду и организм самого человека;


Приводить примеры:

- влияния различных факторов внешней среды на организм;

- питательных веществ, необходимых организму;

- показателей состояния здоровья;

- способов сохранения здоровья.


Делать выводы:

- о важной роли факторов внешней среды для организма человека;

- о зависимости качества пищи от среды обитания;

- о влиянии климатических условий на организм человека;

- о необходимости определения и контроля гармоничности физического развития, состояния развития и резервных возможностей адаптационных систем;

- о влиянии факторов внешней среды на реализацию генотипа;

- о необходимости управления течением стрессорных реакций;

- о важной роли биоритмов и их роли в антропогенных экосистемах;

- о профилактике и коррекции дезадаптаций.


Применять:

- экологические знания для объяснения состояния здоровья человека;

- простейшие методы и инструменты биологических и экологических исследований;

- биологические объекты, приборы и инструменты;

- правила техники безопасности при работе с биологическими объектами, приборами и инструментами;

- справочные материалы, дополнительную литературу.













Календарное планирование.


Тема

Количество

часов

Л.р.


1.

1.Введение (1час)

Предмет экологии человека.

1ч.





2-3.

2.Абиотические, биотические и антропогенные факторы внешней среды (8часов)

Влияние абиотических факторов на организм человека. Л.р.№1.




2ч.




Л.р. №1.Исследование физиологических механизмов адаптации организма к низким температурам.

4-5

Влияние биотических факторов среды на организм человека. Л.р.№2

2ч.

Л.р.№2. Ознакомление с фитонцидными растениями и выявление возможности их использования в интерьере


6-7









8.













9.

Антропогенные факторы среды и их влияние на организм человека.

Л.р.№3







Токсические вещества, обладающие способностью накопления в природной среде и в организме человека. Токсические вещества, приводящие к высокой утомляемости человека, понижению его физической и умственной работоспособности и повышенной чувствительности к инфекциям. Источники, способствующие накоплению солей тяжелых металлов в организме человека.

Применение средств для защиты организма от антропогенных экотоксикантов.


2ч.









1ч.













1ч.

Л.р.№3 Определение количества антропогенных загрязнений, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта.






10.









11.





12.




13.

3.Питание. Зависимость качества пищи от среды обитания и способов хранения продуктов питания (4часа)

Продукты питания, их качественная характеристика.

Основные пути проникновения токсических веществ из окружающей среды в организм человека. Источники наиболее опасных загрязняющих веществ для человека.


Последствия воздействия экотоксикантов на организм человека. Понятие о химической катастрофе. Рекомендации по защите от опасных веществ.

Определение питательных веществ, необходимых организму человека.


Понятие «энергетические потребности». Характеристика пищевых веществ, необходимых для жизнедеятельности. Районы, характерные с заболеваниями при недостатке йода, магния, кальция, молибдена. Заболевания, вызываемые недостатком микроэлементов.







1ч.









1ч.





1ч.




1ч.




14.

15.

4.Общие закономерности адаптивного процесса (2часа)

Климатическая адаптация.

Типы адаптации человеческого организма к факторам среды. Влияние климата на состояние здоровья. Л.р.№4




1ч.

1ч.




Л.р.№4. Исследование реакций адаптации организма к высоким температурам.




16.



17.-18.





19.




20.




5.Показатели состояния здоровья человека (5часов)

Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным.

Что такое здоровье? Способы оценки показателей здоровья населения. Сущность метода стандартов и метода индексов.

Л.р.№5


Определение функционального состояния и адаптивных возможностей.


Адаптация. Системы, ведущие к адаптационным системам организма.




1ч.



2ч.






1ч.




1ч.






Л.р.№5 Определение показателей физического развития.





21.


22.


23.


24.



6.Генофонд человека и факторы среды (4часа)

Влияние факторов внешней среды на реализацию генотипа.

Фенотип как результат взаимодействия генотипа и среды. Методы изучения роли факторов среды в реализации генотипа. Предотвращение или снижение негативного влияния факторов окружающей среды на реализацию генотипа в ходе онтогенеза.






1ч.


1ч.


1ч.


1ч.




25.


26.-27.





28.

7.Социальные аспекты экологии человека (4часа)

Стресс как экологический фактор.


Социально-демографические проблемы в экологии человека.

Л.р.№6




Влияние стресса на поведение человека. Причины стресса. Демографические ожидания. Методы управления эмоциональным состоянием в стрессовой ситуации.





1ч.


2ч.






1ч.





Л.р.№6 Анализ социально-демографических проблем экологии человека.




29.






30.





31.

8.Экологические аспекты хронобиологии (3часа)

Биологические ритмы, их адаптивная роль в антропогенных экосистемах. Определение хронэкологии. История биоритмологии.


Значение биологических ритмов для здоровья человека. Физиологические основы биологических ритмов.


Роль биоритмологических исследований при развитии патологий у человека.




1ч.






1ч.





1ч.




32.



33.

9.Профилактика и коррекция дезадаптаций (2часа)

Понятия адаптации, дезадаптации и реадаптации.


Методы реадаптации и коррекции.




1ч.



1ч.


34.

Обобщение.

1ч.











Используемая литература:

1. Архангельский, В.И. Гигиена и экология человека: Учебник / В.И. Архангельский, В.Ф. Кириллов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 176 c.
2. Глиненко, В.М. Гигиена и экология человека: Учебник / В.М. Глиненко, В.А. Катаева, А.М. Лакшин, С.Г. Фокин. - М.: МИА, 2010. - 552 c.
3. Крымская, И.Г. Гигиена и экология человека: Учебное пособие / И.Г. Крымская. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 351 c.
4. Прохоров, Б.Б. Экология человека: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Б.Б. Прохоров. - М.: ИЦ Академия, 2010. - 320 c.
5. Прохоров, Б.Б. Экология человека: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Б.Б. Прохоров. - М.: ИЦ Академия, 2011. - 368 c.
6. Хаскин, В. Экология человека: учебное пособие / В. Хаскин, Т. Акимова. - М.: Экономика, 2008. - 367 c.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Экология человека

Автор: Довгаль Вера Геннадьевна

Дата: 03.12.2015

Номер свидетельства: 261497

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Программа дополнительной подготовки для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Экология человека» "
    ["seo_title"] => string(130) "proghramma-dopolnitiel-noi-podghotovki-dlia-obuchaiushchikhsia-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia-ekologhiia-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "168270"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423215510"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Рабочая тетрадь для элективного курса "Экология человека. 9 класс" "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-tietrad-dlia-eliektivnogho-kursa-ekologhiia-chielovieka-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "244657"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1445968949"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Промышленная экология и другие науки. Природные ресурсы, их классификация."
    ["seo_title"] => string(77) "promyshlennaia_ekologiia_i_drugie_nauki_prirodnye_resursy_ikh_klassifikatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "520990"
    ["category_seo"] => string(9) "ekologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1569489929"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "«Человек и окружающая среда. Экологические аспекты здоровья человека». "
    ["seo_title"] => string(85) "chieloviek-i-okruzhaiushchaia-srieda-ekologhichieskiie-aspiekty-zdorov-ia-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "152814"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420906176"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Программа элективного курса "Экология человека. 9 класс" "
    ["seo_title"] => string(61) "proghramma-eliektivnogho-kursa-ekologhiia-chielovieka-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "244653"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445968323"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства