kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Промышленная экология и другие науки. Природные ресурсы, их классификация.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время развивается экология человека, включающая в себя и целый ряд социальных проблем. Природные ресурсы, используемые человеком, многообразны, многообразно их назначение, происхождение, способы использования и т. п. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Промышленная экология и другие науки. Природные ресурсы, их классификация.»

2 урок. Промышленная экология и другие науки. Природные ресурсы, их классификация.


Цель: Установить связь промышленной экологии с другими науками.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с понятием «Природные ресурсы», их классификация.

  2. Сформировать представление о связи промышленной экологии с другими научными областями.

  3. Развитие у учащихся интереса к окружающей среде, памяти, мышления.

Тип урока: урок-лекция.

Методы обучения: рассказ, объяснение.

Средства обучения: схема.

Основные понятия: «Природные ресурсы».


Ход урока:

Приветствие




Рассказ



Записать в тетрадь









Рассказ






Записать в тетрадь




Рассказ



Записать в тетрадь




























Рассказ











































Написать на доске

Организационный момент.

Здравствуйте! Садитесь!


Формирование знаний.

В настоящее время промышленная экология представляет собой разветвленную систему наук. Кратко запишем её подразделение:

  • Физиологическая экология – выявляет закономерности физиологических изменений, лежащих в основе адаптации организмов.

  • Биохимическая экология – направлена на молекулярные механизмы образовавшихся в организмах в ответ на изменение среды.

  • Палеоэкология – изучает экологические связи вымерших групп.

  • Эволюционная экология – изучает экологические процессы популяций.

(Популяция – это совокупность особей одного вида животных или растений.)

  • Морфологическая экология – изучает закономерности строения органов и структур в зависимости от условий обитания.


В последнее время развивается экология человека, включающая в себя и целый ряд социальных проблем.


Природные ресурсы, используемые человеком, многообразны, многообразно их назначение, происхождение, способы использования и т. п. Это требует определенной их систематизации.

Природные ресурсы – совокупность объектов и систем живой и неживой природы, компоненты природной среды, окружающие человека и которые используются в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей человека и общества.


Одна из центральных проблем науки - обеспечение населения необходимыми ПР сейчас и в будущем.


Классификация природных ресурсов:

По происхождению

По видам хозяйственного использования

По виду исчерпаемости

По степени заменимости

По критерию использования

  • Ресурсы природных компонентов (минеральные, климатичеси, водные, растительные, почвенные, животного мира)

  • Ресурсы природно-территориальных комплексов (горно-промышленне, водохозяйственные, селитебные, лесохозяйственные)

Ресурсы промышленного производства

  • Энергетические ресурсы (Горючие полезные ископаемые, гидроэнергоресурсы, биотопливо, ядерное сырье)

  • Неэнергетические ресурсы (минеральные, водные, земельные, лесные, рыбные ресурсы)


Ресурсы сельскохозяйственного производства (агроклиматически, земельно-почвенные, растительные ресурсы— кормовая база, воды орошения, водопоя и содержания)

Исчерпаемые

  • Невозобновляемые (минеральные, земельные ресурсы)

  • Возобновляемые (ресурсы растительного и животного мира)

  • Не полностью возобновляемые — скорость восстановления ниже уровня хозяйственного потребления (пахотно пригодные почвы, спеловозрастные леса, региональные водные ресурсы)


Неисчерпаемые ресурсы (водные, климатические)

  • Незаменимые

  • Заменимые

  • Производственные (промышленные, сельскохозяйственные)

  • Потенциально-перспективные

  • Рекреационные (природные комплексы и их компоненты, культурно-исторические достопримечательности, экономический потенциал территории)


Природные ресурсы - важнейшие компоненты окружающей человека среды, используемые для удовлетворения всевозможных материальных и культурных потребностей общества.

По природным группам природные ресурсы делятся на минеральные, растительные, животного мира, климатические, ресурсы энергии природных процессов.

Солнечная энергия, энергия приливов, текущей воды и тепло земных недр являются неисчерпаемыми ресурсами, так как использование их человеком не приводит к видимому истощению как сегодня, так и в будущем.

Исчерпаемые ресурсы подразделяются на возобновимые и невозобновимые. К Возобновимым природным ресурсам относятся чистый воздух, пресная вода, плодородие почв, растения и животные.

Полезные ископаемые, добываемые человеком, являются Невозобновимыми природными ресурсами.

Сроки потребления их несоизмеримы со сроками самовосстановления (каменный уголь, нефть, природный газ и т. д.).

Можно разделить природные ресурсы:

1) на заменимые. Например, использование в качестве источника энергии вместо полезных ископаемых энергии ветра и Солнца;

2) незаменимые - пресная вода, атмосферный воздух и др.;

3) реальные - те природные ископаемые, которые используются сегодня;

4) потенциальные - ресурсы, которые на данном уровне развития производительных сил нельзя освоить, но их запасы уже определены человеком.

Чтобы избежать тяжелых экологических последствий нерационального природопользования, необходимо разумно сочетать экологические интересы общества с экономическими. Направления рационального использования и охраны природных ресурсов построены на следующих правилах:

1) темпы потребления возобновимых ресурсов не должны превышать темпов их самовосстановления;

2) темпы потребления невозобновимых ресурсов не должны превышать темпов их замены возобновимыми ресурсами;

3) предельная интенсивность поступления в природную среду загрязняющих веществ с выбросами, сточными водами и отходами не должна превышать темпов их переработки и обезвреживания в природных, водных и наземных экосистемах.

Охрана и восстановление природных ресурсов невозможны без локального и глобального экологического мониторинга - измерения и контроля их состояния, расширения и увеличения числа заповедных зон, уникальных природных комплексов, восстановления лесов, эффективной, максимально глубокой переработки уже добытых полезных ископаемых, развития безотходного производства.

Домашнее задание.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Промышленная экология и другие науки. Природные ресурсы, их классификация.

Автор: Токмакова Ольга Александровна

Дата: 26.09.2019

Номер свидетельства: 520990

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА ЭЛЕКТИВНОМ  КУРСЕ ПО ФИЗИКЕ «НЕОБЫКНОВЕННАЯ ФИЗИКА, ОБЫКНОВЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ» "
    ["seo_title"] => string(121) "ispol-zovaniie-proiektnoi-tiekhnologii-na-eliektivnom-kursie-po-fizikie-nieobyknoviennaia-fizika-obyknoviennykh-iavlienii"
    ["file_id"] => string(6) "153346"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420995088"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства