Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание на уроках биологии, химии и во внеурочное время.»
Учитель биологии и химии Бабусенко Наталья Николаевна
Экологическое воспитание на уроках биологии, химии и во внеурочное время.
Содержание:
I. Введение………………………………………………………………………2
II. Место и роль экологического воспитания
в системе современного биологического образования…………………. 3.
2.1. Экологический аспект в урочной деятельности,
как средство повышения уровня и качества знаний учащихся………….. 4
2.2. Активизация познавательной деятельности учащихся
во внеурочной деятельности………………………………………………. 5
2.3.Повышение уровня экологической образованности учащихся на пришкольном учебно-опытном участке.
…………………………………………………... 6
2.4. Экологическое воспитание учащихся в школьном экологическом
отряде, воспитание экологического сознания и экологически грамотного
отношения к природе родного края……. 8
III. Заключение………………………………………………………………... 13
IV. Литература………………………………………………………………..14.
1.Введение
На международной конференции по проблемам окружающей среды в Рио-де-Жанейро ее участники свою тревогу за будущее Планеты выразили в двух словах – БИОСФЕРА В ОПАСНОСТИ! От экологической катастрофы человечество отделяют какие-то 30-40 лет.
Осознание первопричины такого состояния окружающей среды подвело к заключению о том, что культура, породившая техноцивилизацию, вошла в противоречие с законами природы – потребляя, общество превысило возможности биосферы восстанавливать утраченное. Поэтому и решение экологических проблем следует искать прежде всего в области культуры природопользования людей, в выработке таких форм коммуникации с окружающей средой, которые были бы адекватны желанию людей изменить ситуацию к лучшему. Не далек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и жизнь Планеты. Вот почему так важно сегодня помочь детям, подросткам освоить новую систему ценностей во взаимоотношении с природой, противопоставив ее господствующей ныне психологии потребления и эгоизму. О росте в общественном сознании приоритета экологических ценностей свидетельствует тот факт, что нынешний ХХI век объявлен «столетием окружающей среды». А это значит, что экологический диктат будет определять и экономику, и образование, и культуру. Воспитательное пространство объемно, оно вбирает в себя влияния семьи и школы, учреждений культуры и дополнительного образования, средств массовой информации и даже стихийного воспитания. Связь экологии и культуры почти прямолинейна; состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни. Экологическое образование играет интегративную роль во всей системе общего среднего образования. Оно выполняет следующие педагогические функции: способствует становлению и развитию единой картины мира в сознании учащихся; является существенным компонентом гуманизации всего школьного образования; формирует общеучебные и общечеловеческие умения прогнозировать собственную деятельность и деятельность других людей; расширяет возможности нравственного воспитания в процессе обучения; позволяет раскрыть социальную сущность образования в целом.
Цельюданной работы является систематизация опыта работы в формировании ответственного отношения учащихся к окружающей среде и собственному здоровью на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе родного края.
Отсюда вытекают следующие задачи работы:
Стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде.
Способствовать развитию творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека.
Обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений, учить принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания.
Вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения.
Повышать интерес к предмету и как следствие этого – повышение качества знаний и уровня подготовки к итоговой аттестации.
В данной работе описывается экологическая деятельность обучающихся на уроках биологии, химии и во внеурочной деятельности.
Урочная деятельность включает: принципы и подходы экологического воспитания учащихся, место и роль экологического образования в системе преподавания биологии и химии . В работе освещены педагогические приемы, методы и формы реализации поставленной цели и вытекающих из нее задач в экологическом воспитании учащихся. Рассматривается работа по подготовке учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
II. Место и роль экологического воспитания
в системе современного биологического образования.
Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие учащихся на уроках и внеурочное время, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой. Содержание термина «экология» понимается так широко, что оно выводится за рамки сугубо биологического знания, и рассматривается как вся система отношений человека – к себе, к знанию, к другому, к природе Весь окружающий детей мир разнообразен и многолик, это не только природный и социальный мир, но и мир искусства, информатики, техники, мир вещей, слов, мимики, жестов, и наконец, мир самого ребенка. Школа, урок берет на себя основную нагрузку по экологическому воспитанию учащихся, приобщая их к новой культуре взаимоотношений со средой обитания, формируя потребности, развивая чувства отзывчивости и сопереживания в детях, привлекая их к практическому участию в решении экологических проблем. Отсюда наиболее существенным моментом в воспитании экологической культуры является перевод их сознания в другую ипостась - из природопотребительской в природосберегающую. И суть состоит в том, чтобы довести до сознания воспитанников мысль о том, что человек часть природы и поэтому зависит от нее не только биологически, но и духовно, учась у нее симметрии, гармонии, ритму, целесообразности.
2.1. Экологический аспект в урочной деятельности,
как средство повышения уровня и качества знаний учащихся
Практика экологического образования в школе показывает, что основной упор в нем делается на усвоение экологических знаний в процессе изучения биологии, географии, химии. И задача учителя и состоит в том, чтобы использовать различные современные технологии для повышения интереса к изучению проблем экологии.
Планом нашей школы не предусмотрено преподавание предмета экологии. Экологической материал изучается в конце каждого курса биологии и химии. Этого крайне недостаточно,
Поэтому такие уроки стараюсь проводить в виде уроков- путешествий, уроков-викторин, уроков –сказок, уроков- заседаний, уроков –конференций, урок дипутов.. /Приложение 1,2,3, 4 /. На обычных уроках, в зависимости от изучаемого материала и возраста учащихся, использую сообщения учащихся по теме урока и соответствующей экологической проблеме / материалы Красной книги, глобальные экологические проблемы, эклогические проблемы России, Кубани, Калининского района и села Гришковского /Приложение 5 / Элементами урока становятся экологические игры, кроссворды, экологические расчетные и логические задачи /Приложение 6,7,8 / На практических и лабораторных работах при изучении флоры и фауны используется микроскоп, для определения видового состава организмов используется гербарий местных растений и коллекций, приготовленных учащимися. /Приложение 9,10/ Согласно требованию ФГОС учащиеся получают задания исследовательского характера как на уроке так и в виде домашнего задания. Дети самостоятельно выполняют мини –проекты, домашние опыты. Получают задания на лето по сбору коллекций, гербария, для пополнения учебно-материальной базы предмета без ущерба для природы ./Приложение 11,12 /
На уроках биологии в 8 классе изучается организм человека. При выполнении лабораторных работ в 8 классе дети изучают приемы оказании первой помощи при различных видах травматизма. Учатся измерять жизненно важные функции /пульс, частоту дыхания, артериальное давление, измерять рост и массу своего тела, сравнивать с эталоном и делать выводы о развитие своего организма, изучать санитарно-гигиенические правила и профилактические мероприятия по предупреждению различных заболеваний. Применение различных образовательных технологий на уроках биологии и химии :методики игр здоровьесбережения, ИКТ, метода проектов, дифференцированного обучения позволяет привлечь внимание детей к изучению биологии, химии и экологии./ Приложение 13,14,15 14/
Ежегодно возрастает процент выбора сдачи экзамена по биологии
Таблица 1. Динамика выбора сдачи экзамена по биологии и химии в 9 классах
Экзамен по выбору
2014-2015 уч.год.
2016-2017 уч.год.
2017-2018 уч.год.
Химия
1чел.
3чел.
12чел.
Биология
9
10
5
Таблица 2 Динамика успеваемости и качества знаний экзамена по биологии и
химии в 9кл.
Экзамен по выбору
2015-2016 уч.год.
2015-2016 уч.год.
2016-2017 уч.год.
Химия
-
1чел
3чел.
Успеваемость
-
100 %
100 %
Качество знаний
-
100 %
100 %
Биология
-
9
10
Успеваемость
-
100 %
100 %
Качество знаний
-
20%
22 %
Учащиеся школы подтверждают знания по предмету при участии в районных предметных олимпиадах, появились успехи в экологической олимпиаде.
Таблица 3 Количество призеров и победителей во Всероссийской олимпиаде школьников /муниципальный этап/
Всероссийская олимпиада школ.
2014-2015 уч.год.
2015-2016 уч.год
2016-2017 уч.год
Биология
-
2 чел./призеры/
1 чел./призер/
Химия
-
-
1 чел./призер/
Экология
-
-
1 победитель
Многие выпускники, выходят из школы, поступают в средние специальные и высшие учебные заведения на факультеты, связанные с биологией, химией и экологией. Получают профессии и работают в отраслях народного хозяйства биохимического направления или становятся учителями биологии или химии.
111. Активизация познавательной деятельности учащихся
во внеурочной деятельности.
В связи с тем, что экологическое образование предполагает непрерывный систематический процесс обучения воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности. То количество часов, которое отведено программой на изучение курса биологии, конечно же, недостаточно для того, чтобы можно было максимально реализовать эти требования. Поэтому введение внеурочной деятельности в процесс обучения и воспитания учащихся даёт возможность увеличить время для того, чтобы у обучающихся появилась возможность непосредственно участвовать в экспериментальной деятельности: осуществлять постановку эксперимента, наблюдать за ним, описывать его, делать выводы, оформлять результаты деятельности.
Если на уроках учащиеся познают природу, осознают свое место в живом многообразии, то в неурочные мероприятия призваны формировать отношения ко всему живому, навыки общения с окружающим миром и его обитателями. Позитивное отношение к природе помогает формировать биологические праздники, массовые мероприятия. Эмоционально насыщенным является весенний праздник «День птиц». Ребята за ранее готовят рисунки, мастерят скворечники, с удовольствием участвуют в викторинах и конкурсах./Приложение 15-20 Популярными стали День Земли, День Воды, день Кита, осенний Экобал. /Приложение /В эти дни проводятся различные акции, выпускаются стенгазеты, листовки, памятки, проводятся опросы и исследования. . /Приложение /
Экологическому воспитанию способствует выступление агитбригад. /Приложение /. Яркие, четкие, красочные выступления заставляют прислушаться, задуматься зрителей, а самих участников агитбригады, донести до слушателей, главный смысл выступлений. Эмоциональное восприятие позволяет усилить воспитательную роль подобных мероприятий. Учащиеся основного звена с удовольствием участвуют в творческих конкурсах, рисуя домашнего любимца или жителя дикой природы, создавая листовку защиту ели и сочиняя призыв,бережно относиться к воде. /Приложение /
Любимой формой экологического образования и воспитания для школьников является – экскурсия. ./Приложение В школе стали традиционными экскурсии по школьному двору, парку, по окрестностям села, поездки по родному краю.. Во время экскурсий учащиеся изучают видовое многообразие живых организмов, условия их обитания, взаимоотношения друг с другом и человеком. Именно там ребята соприкасаются непосредственно с природой, видят ее красоту, ее величие и незащищенность перед человеком.
2.3 Повышение уровня экологической образованности учащихся, с помощью опытнической работы на пришкольном учебно-опытном участке.-
Весной и осенью организую практическую опытническую деятельность на пришкольном учебно-опытном участке, так как опытническая работа учащихся, является неотъемлемой частью и важным звеном в преподавании биологии. Она дает учащимся необходимые знания и навыки по организации и методике простейших исследований в области экологии, сельского хозяйства, способствует развитию творческих способностей учащихся: умение работать по плану, наблюдать за биологическими объектами, суммировать факты и делать выводы, нести ответственность за порученное дело.
На протяжение всей своей педагогической деятельности мы с ребятами занимаемся уходом за цветниками, яблоневым и вишневым садом, уходом за цветочными клумбами /Приложение /, а также постановкой различных опытов:, «Влияние прищипки стебля на на цветение тагетиса», «Влияние обработки семян астр с соком алоэ на раннее и обильное цветение»,. Учащиеся с удовольствием выполняют эти опыты, что также мотивирует их на высокую заинтересованность предметом и как следствие этого повышает уровень знаний и их качества, повышает уровень экологической образованности.
2.4Экологическое воспитание учащихся в школьном экологическом
отряде, воспитание экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе родного края.
Одной из форм разностороннего экологического воспитания учащихся в школе вне урока является школьный экологический отряд .
/Приложение /
С 2013 года являюсь руководителем экологического отряда, созданного на базе нашей школы.В работе отряда принимали участие учащиеся 4-11 классов, родители, педагоги, общественность.
В первый год создана нормативно –правовая база: разработка Положения и Устава экологического отряда, его атрибутика / флаг, эмблема, девиз, клятва, зеленые галстуки и банданы /Приложение / . Вместе с педагогами дети изучали деятельность ЭКА движения в России /смотрели презентации об ЭКА, буклеты,знакомились с деятельностью другихотрядов на сайте ЭКА. Для наглядности в коридоре оформили стенд «Движение ЭКА», «Школьный экоотряд».
Ежегодно проводится праздник «Рождение нового экологического отряда» /Приложение / . При формировании отрядов учитывались преемственность, индивидуальность и возрастные особенности детей. Первый отряд был разновозрастным, /Приложение 19/ последующие образовывались на базе классов. Так появились отряды: «ЭКА», «Росток» /7 класс/, «Экологи 21 века» /6класс/, «Эколята» /4 класс/. Среди них были работники школы: директор, учитель биологии, (Бабусенко Н.Н.) классные руководители (Подорожняя Г.В., Воронкина О.В.), учитель технологии (Стрельников А.В.), учитель физической культуры (Ковылин В.И.), библиотекарь (Исакова А.В.),. Поддерживалось сотрудничество с главой сельской администрации (Чернявский ), с Советом ветеранов села, с руководителем движения ЭКА в Краснодарском крае /Носенко Е.В./, с родителями (Воронкин С.В., Ковылин И.М.), и другими экологическими отрядами района и края. /Приложение / При составлении плана мероприятий отряда учитывались творчество и самостоятельность детей.
Работа отряда организовывалась по трем направлениям:
Учебно-познавательная природоохранная деятельность
Просветительная природоохранная деятельность
Общественно-полезная природоохранная деятельность
Экологическое звено школы проводит “разведку” опасных экологических зон и отряд во главе с учителями биологии, технологии стараются эту зону по возможности ликвидировать или обезопасить (уборка мемориала братских могил, дворов ветеранов войны и труда; обращение к сельской администрации с просьбой организовать работу трактора на свалке.)
В течение учебного года лекторская группа под руководством библиотекаря и учителя биологии проводили беседы, викторины, устные журналы по охране природы с младшими школьниками. Беседы «Мои младшие братья», День подснежника, конкурс экологических знаков “Берегите землю”, викторина: «А знаешь ли ты?», «Красная книга Кубани». ./Приложение /
Учащиеся нашего отряда стали активными участниками движения ЭКА и его программ: «Больше кислорода», «Зеленые школы России», «Хранители воды», «Распаковка», «Россия велосипедная», /Приложение а также тематических месяцев /Приложение /и «Единых дней действий». /Приложение /
В рамках программы «Зеленые школы России» учебно-познавательная деятельность организуется на уроках. Стало традицией участвовать во Всероссийских уроках /«Вода России», «День защитника окружающей среды», «Берегите лес!», «Сделаем вместе!», «Мобильные технологии и экология» .Имею благодарность за активное участие в проведении таких уроков/. Приложение /
«Здравица» - одно из направлений программы «Зеленые школы России» и деятельности экоотряда школы.,
В целях сохранения здоровья школьников и пропаганде здорового образа жизни, в 7-8 классах имели успех Часы общения: «Опасная сигарета», «Правда о алкоголе», в 10-11 классах диспут , «Здоровым быть модно, акция «Меняем сигарету на конфету», », выступление агитбригады в СДК « Не попадись на крючок!». Среди старшеклассников стали традиционными спортивные соревнования по волейболу, футболу, гандболу и «Веселые старты» среди учащихся среднего и младшего звена ./Приложение /.
Ежегодно отряд принимал участие в программе «Больше кислорода». Школьниками разработаны социально-значимые экологические проекты «Школьный сад», «Школьный двор», «Зеленый класс», «Аллея выпускников». В рамках программы «Больше кислорода» силами учащихся, педагогов, общественности и родителей в школе посажен яблоневый сад, выращены и розданы односельчанам саженцы сосен (20 шт.), саженцы ясеня и клена в школе и сельском парке, оформлены новые клумбы на пришкольном участке, посажены многолетники у памятника погибшим воинам и школьном дворе. Проведен конкурс на самый зеленый класс. / . В целях пропаганды выпускались тематические газеты, листовки, памятки/ Приложение /
Программа «Россия велосипедная». С целью продвижения велосипеда как экологического вида транспорта и средства отдыха 30 сентября в школе организуется «Велодень», когда ребята 8-11 классов проводят акцию «Переходи на велосипед». Стали популярными велоэкскурсии по окрестностям села. По инициативе ребят и помощи главы сельской администрации у магазина появилась новая велостоянка. /Приложение /
Программа «Хранители воды »Юные экологи стали участниками общероссийского образовательного проекта «Хранители воды». Члены отряда с учителем биологии чистили берег реки Косатая балка, а сельская администрация или родители вывозили собранный мусор. Проводили День воды. Выпускали газеты и плакаты о воде, расклеивают листовки об экономном расходовании воды в школе и дома, выполняют мини- проекты «Экономь воду», приняли участие в Общероссийском уроке «Вода России». /Приложение /
В рамках программы «Распаковка» учащиеся провели исследование на тему «Полиэтиленовые пакеты –опасный экологический мусор», информировали население об опасности и вреде пластиковой упаковки в форме акций «Пакеты -убийцы», «День без полиэтиленового пакета», предлагая заменить непрочные полиэтиленовые пакеты на сумки, изготовленные своими руками из БУ- материалов, пропагандировали вторичное использование пластиковой тары и другого вторсырья на выставке «Превратим отходы в доходы», участвовали в творческом конкурсе « Экология и мода», проводили субботники по убору пластикового мусора на территории школьного двора, на игровой площадке и в сельском парке. Собирали макулатуру. ./Приложение /
Члены экологического отряда помогали организовывать и проводить мероприятия в экологической смене дневного летнего оздоровительного лагеря для учащихся начальной школы в 2015 году. Были проведены: День эколога, акция «День без полиэтиленового пакета», конкурс рисунков «Берегите природу», игры «Лекари школьного двора», Путешествие по страницам Красной книг. Путешествие по экологическим станциям, беседы «ЗОЖ», «Чистота –залог здоровья», учились оказывать первую помощь при травмах, исследование «Разнообразие растений на территории школы», субботники по уборки территории лагеря. / Приложение /
Экологической теме были посвящены общешкольтные мероприятияэ Традиционный школьный осенний бал превратился в Экобал. /Приложение
Лучшие члены нашего экоотряда в 2013 году были приглашены на слет Юных экологов в п.Сукко города Анапы. За активное участие в работе слета школа, руководитель отряда и дети получили благодарности, значки и подарки /флажки, банданы и футболки с экосимволикой /./Приложение . Число стороников экоотряда растет, о чем свидетелствует динамика его численности по годам и актвность его членов
Таблица 4 Динамика участия учащихся в экологических программах
Программа
2012-2013 уч.год.
2013-2014 уч.год
2014-2015 уч.год
2015-2016 уч.год
2016-2017 уч.год
«Больше кислорода»
«Зеленые школы
России»
«Россия велосипедная»
«Распаковка»
«Здравица»
«Хранители воды»
Перечисленные мероприятия показывают многообразие интересных методов и форм работы педагогов по воспитанию у подрастающего поколения экологической культуры и активной жизненной позиции по сохранению природы родной края, страны, всей планеты.
Заключение
Обобщая опыт своей работы над данной темой и, исходя из поставленной цели и вытекающих из неё задач, я пришла к выводу, что в моей практике доминируют методы, которые реализуют проблемный подход в обучении и воспитании экологической образованности и культуры в обучении. Основные формы работы, используемые мною в урочной и внеурочной деятельности, помогают реализовать основную цель моей работы: воспитывать активную, инициативную, творческую личность на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе родного края.
Способствуют удовлетворению интересов и потребностей развивающейся личности в познании окружающего мира, овладение учащимися системой биолого-экологических знаний и умений, формирую умение применять их в различных ситуациях и правильно выбрать свой жизненный путь.
Обобщая выше изложенное, убеждена, что результатом работы является интерес учащихся к изучению предмета через экологическое воспитание на уроках биологии и во внеурочной деятельности, в связи, с чем повышается уровень знаний учащихся и их качество.
Результатами своей работы считаю следующее:
повышение качества облученности школьников
подтверждение знаний по химии и биологии на итоговой аттестации: в 2013- и 2017 годах при сдаче экзаменов по выбору в форме ОГЭ; в 2017 при сдаче ОГЭ по химии в 9 классе (качественная успеваемость – 100%);
повышение популярности биологии и химии при сдачи экзамена по выбору среди выпускников, наличие медалистов, поступление в ВУЗы и колледжи, где биология или химия является профильным предметом
Конкурсные работы отмечены почётными грамотам, дипломами, благодарственными письмами (приложение ).
В настоящее время совершенствую свой профессиональный и педагогический уровень прошла курсовую переподготовку ККППО, выполнила и защитила итоговую работу по теме «Экологический аспект уроков биологии».
Слежу за новинками периодики, регулярно пополняю свой методический фонд по предмету, использую в работе новые современные дидактические и методические материалы, осуществляю проблемный подход в обучении, элементы современных педагогических технологий: развивающего обучения (уроки-игры),), компьютерных технологий, активизации познавательной деятельности учащихся, индивидуализации, дифференциации.
В течение многих лет была руководителем ШМО естествено-математического цикла. Активно участвую в работе районного методического объединения учителей биологии, выступала с докладом по теме «Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии и внеурочное время»; участвовала в работе «круглого стола» по теме: «Экологическое воспитание учащихся». Провела МАСТЕР Класс по теме «Лекарственные растения» на межрегиональном слете юных экологов . /Приложение /
Осуществляю работу по улучшению качества биологической грамотности обучающихся.
В 20__ году награждена грамотой Администрации районного отдела образования за многолетний педагогический труд и высокие достижения в подготовке обучающихся к государственной (итоговой) аттестации.
Проблемы обновления содержания образования в настоящее время остаются актуальными. Перед школой ставятся новые задачи, открываются новые возможности, что обуславливает необходимость продолжения работы в выбранном направлении.
Материал описанного опыта может быть использован в практической деятельности учителями биологии в 6-11 классах, работающих по различным авторским программам для общеобразовательных учреждений, работающих над проблемой экологического образования и воспитания школьников..
Литература
Аксенова, Н. А. Фенологические наблюдения в школьных лесничествах [Текст]: для преподавателей школ, руководителей юннатских кружков, школьников /Н. А. Аксенова, Г. А. Ремизов, А. Т. Ромашова – М.: Агропромиздат, 1995. – с. 6.
Боднарук, М. М. Биология [Текст]: дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 кл./М. М. Боднарук, Н. В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007. – с. 17.
Кульневич, Е. Л. Современный урок [Текст]: научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, специалистов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК/Е. Л. Кульневич, Т. П. Лакоценина. – Ростов н/Д: издательство «Учитель», 2006. – с168