Содержательным ядром экологического образования являются три взаимосвязанные его части:
Знания экологических законов, правил, теорий, научных фактов; осознание единства в системе «природа- человек »;
Эмоционально- эстетическое и нравственное восприятие природы, художественные образы ее выражения и отношение к ней человека;
Деятельность в реальных социоприродных ситуациях, связанных с решением экологических проблем.
Использую деятельностный или компетентностный подход, оцениваю работу учащихся со следующими целями:
стимулировать ответственность учащихся за свои результаты (например, использование накопительной системы баллов);
помогать учиться на ошибках; понять, что у них получается и в какой степени; что важно и необходимо освоить; обнаруживать, чего они не знают и что не умеют делать;
констатировать наличие тех или иных умений, степень овладения данными умениями; позитивные достижения учащихся;
фиксировать неудачи, но не наказывать за них;
оценивать продвижение учащихся относительно самих себя, относительно своих прежних успехов и неудач;
поддерживать высокую самооценку учащихся;
мотивировать учащихся на достижение успеха;
побуждать учащихся к приложению усилий;
приобщать учащихся к оцениванию своих результатов (самооценка) на основе известных им критериев.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экологическая культура»
Образовательная программа дополнительного образования детей для коллектива
« Экологический театр» .
Возраст детей: 13- 17 лет Программа составлена на 2 года обучения.
Ахатова Татьяна Ивановна, учитель биологии высшей категории;
Казакова Нина Максимильяновна, кандидат химических наук, учитель химии высшей категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Актуальность изучения экологии
На состоявшейся еще в 1992 году международной конференции по проблемам окружающей среды в Рио-де-Жанейро ее участники свою тревогу за будущее Планеты выразили в двух словах – БИОСФЕРА В ОПАСНОСТИ! От экологической катастрофы человечество отделяют какие-то 30-40 лет.
Осознание первопричины такого состояния окружающей среды подвело к заключению о том, что культура, породившая технократическую цивилизацию, вошла в противоречие с законами природы – потребляя, общество превысило возможности биосферы восстанавливать утраченное. Поэтому и решение экологических проблем следует искать прежде всего в области культуры природопользования людей, в выработке таких форм коммуникации с окружающей средой, которые были бы адекватны желанию людей изменить ситуацию к лучшему.
Не далек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты.
Вот почему так важно сегодня помочь детям, подросткам освоить новую систему ценностей во взаимоотношениях с природой, противопоставив ее господствующей ныне психологии потребления, прагматизму и эгоизму.
О росте в общественном сознании приоритета экологических ценностей свидетельствует тот факт, что 21 век наречен мировым сообществом “столетием окружающей среды” в отличии от прошедшего – “столетия экономики”. А это означает, что экологический диктат будет определять и экономику, и образование, и культуру.
В этом процессе воспитанию принадлежит заглавная роль, поскольку тот или иной уровень культуры человека – общий или экологический – есть результат воспитания, показатель человеческого в человеке, мерило его развития как существа разумного.
Воспитательное пространство объемно, оно вбирает в себя влияния семьи и школы, учреждений культуры и дополнительного образования, средств массовой информации и даже сферу стихийного воспитания и потому объективно является фактором многоуровневого и разнопланового воздействия.
Среди всего многообразия социальных институтов семья, школа и система дополнительного образования занимают в нем особое место, так как их воспитательное воздействие длительно и целенаправленового и происходит в тот период жизни ребенка, который отличается особой восприимчивостью ко всякого рода влияниям. Воспитывать нравственность в отношениях детей и подростков к людям и природе – значит, внести свой вклад в решение экологической проблемы.
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового общества должна стать гармония человека и природы. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой возможно его существование на планете Земля.
Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Безусловно, их нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.
Экологическое образование должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным, опережающим все другие области хозяйственной деятельности. Экологическими знаниями, подобно арифметике, должны обладать все независимо от специальности, характера учебы и работы. Поэтому важным звеном современного образования в последние годы все в большей степени являются экологическое образование и воспитание.
Содержательным ядром экологического образования являются три взаимосвязанные его части:
Знания экологических законов, правил, теорий, научных фактов; осознание единства в системе «природа- человек »;
Эмоционально- эстетическое и нравственное восприятие природы, художественные образы ее выражения и отношение к ней человека;
Деятельность в реальных социоприродных ситуациях, связанных с решением экологических проблем.
Задача общеобразовательной школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.
Формирование таких качеств у школьников особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность - один из основных методов экологического воспитания.
Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию у школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края. Экологическая исследовательская работа должна стать одной из наиболее массовых и перспективных форм практической деятельности школьников в рамках образовательного процесса.
В процессе исследовательской деятельности ученик должен научиться сам формулировать изучаемую экологическую проблему, выдвигать и обосновывать причины ее возникновения, разрабатывать и проводить эксперимент, делать выводы и предложения. Хорошо организованная исследовательская деятельность по экологии способствует формированию у учащихся экологических знаний по общим, региональным и локальным проблемам; углубляет и закрепляет знания по общетеоретическим гуманитарным и естественно научным предметам.
Большое воспитательное значение имеет эмоциональное воздействие экологического эксперимента. Исследовательский эксперимент, воздействуя на учащихся, возбуждает интерес к решению экологических проблем и в особенности к изучению проблем своей местности, вызывает чувство удовлетворения полученными результатами; возникает чувство сопричастности за судьбу природных объектов, осознание значимости практической помощи природе родного края. В процессе такой деятельности учащиеся учатся находить возможности, позволяющие реализовывать знания, умения и навыки в решении реальных экологических проблем; участвовать в работе, приносящей пользу природе как общему дому; понимать, что знания и умения по изучению местности, по охране окружающей среды, которые они получают в школе, будут полезны в их дальнейшей жизни.
Такой подход к организации исследовательской деятельности способствует повышению качества экологического образования, обеспечению преемственности образовательных уровней. Аккуратность в эксперименте, творческая закалка, полученные в процессе исследовательской деятельности в школе, не пропадают бесследно. В вузах такие учащиеся, как правило, продолжают самостоятельную научно- исследовательскую работу, становятся активными членами студенческих обществ.
Экологическая драматургия позволяет в игровой форме развивать активную мыслительную деятельность, коммуникативность учащихся, выступать как - сценарист, режиссер, артист, партнёр.
Формировать у учащихся ключевых компетенций базового и дополнительного образования.
Деятельность дополнительного образования, должна быть ориентирована исключительно на достижение учащимися метапредметных образовательных результатов в процессе реализации ими разных видов деятельности и решения проблемных ситуаций. Использую деятельностный или компетентностный подход, оцениваю работу учащихся со следующими целями:
стимулировать ответственность учащихся за свои результаты (например, использование накопительной системы баллов);
помогать учиться на ошибках; понять, что у них получается и в какой степени; что важно и необходимо освоить; обнаруживать, чего они не знают и что не умеют делать;
констатировать наличие тех или иных умений, степень овладения данными умениями; позитивные достижения учащихся;
фиксировать неудачи, но не наказывать за них;
оценивать продвижение учащихся относительно самих себя, относительно своих прежних успехов и неудач;
поддерживать высокую самооценку учащихся;
мотивировать учащихся на достижение успеха;
побуждать учащихся к приложению усилий;
приобщать учащихся к оцениванию своих результатов (самооценка) на основе известных им критериев.
В связи с этим в основу экологического образования в школе 59 были положены методологические подходы, активизирующие данный вид деятельности учащихся. В педагогической практике школы складывается целенаправленная работа по организации системы различных форм и видов деятельности по приобщению школьников к природе и ее исследованию:
Поисково-исследовательская работа,
Эколого- краеведческая,
Историко-этнографическая,
Теоретико-исследовательская,
Опытническая,
Экспериментальная.
Основными формами экологической работы, в которых реализуются эти виды деятельности, являются:
Школьный кружок « Экологическая драматургия»,
Научно- исследовательские группы,
Летний экологический лагерь,
Экологический десант
Научно - практические конференции
Начиная с 2000г, учащиеся 59 школы включились в экологические исследования по единой программе школьного экологического мониторинга, участвуя в проекте «Чистая вода». «Отряд Аргонавты» создан с целью содействия Комитету по водному хозяйству в сборе информации по состоянию водных объектов, проведению мониторинга и сохранению водных ресурсов.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КОЛЛЕКТИВЕ.
Коллектив постоянного состава: действует 2й год. Основной состав: учащиеся 8б, 5а классов.
По данной программе обучаются дети 1998-1999 и 2001-2992года рождения, группа 15 человек.
Место проведения занятий кабинет № 19 школы № 59.
Сценическая площадка - актовый зал школы № 59.
Общее количество часов за год –144 часа.
1 группа –4 часа в неделю – 144часов.
Предполагаемые результаты:
Выявить индивидуальные особенности учащихся в становлении и развитии высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Повысить уровень компетентности учащихся в области экологической культуры.
Участие в компьютерных олимпиадах по экологии и биологии.
Участие в конкурсах экологических агитбригад.
Формирование экологической культуры школьников.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КРУЖКА.
Основная цель кружка:
•Сформировать способность ученика к саморазвитию и совершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта через
формирование экологической культуры, повышение экологической компетентности школьников, обеспечение положительной динамики их отношения к экологическим проблемам.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - это социально необходимое, нравственное качество личности.
Ее составные части:
ЗНАНИЯ человека о природе, взаимосвязях в природе, взаимосвязях общества и природы, способах сохранения и оказания помощи природной среде;
ИНТЕРЕС к природе, к живым и неживым компонентам, к проблеме ее охраны;
ЧУВСТВА нравственные (любовь, жалость, сопереживание, стыд и т. д.) и эстетические (восхищение, удивление, любование);
ПОЗИТИВНАЯ разнообразная ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, направленная на сохранение и приумножение природы, достойное поведение в окружающей человека среде;
МОТИВЫ, определяющие поступки детей в природе (познавательные, санитарно-гигиенические, эстетические и утилитарные);
На основе взаимосвязи этих компонентов у школьников формируются новые ценностные ориентации, стремления, гражданская позиция.
Достижение данной цели предполагается через решение задач:
Задачи:
А) Познавательные УУД обеспечивающие возможность
Различать методы познания окружающего мира.
Выявлять особенности разных объектов.
Анализировать результаты элементарных исследований.
Воспроизводить по памяти информацию для решения поставленной задачи.
Формирование основных представлений о взаимосвязях человека и окружающей среды.
Учащиеся должны знать: Среды обитания организмов. Экологические факторы. Приспособленность организмов к среде обитания. Изменения среды обитания организмов под воздействием антропогенного фактора. Меры охраны среды обитания растений и животных.
Учащиеся должны уметь:
Проводить экологический мониторинг. Освоить методики:
1 Работа с экспресс лабораторией.
2 и определителями флоры и фауны.
Б) Регулятивные УУД которые обеспечивают:
Умение определять цель для любого из видов деятельности
Возможность прогнозирования результатов деятельности
Способность оценивать свои поступки
Вовлечение учащихся в практическую деятельность по охране окружающей среды:
Исследовательская работа в рамках проекта «Здоровье школьника»;
Участие в научно-практической конференции (школы, района, области).
Постановка экологических сказок;
Выступление с ними агитбригады и пропаганда охраны
природы.
В) Коммуникативные УУД которые обеспечивают:
Социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности.
Умение слушать и вступать в диалог.
Умение выстраивать диалог со сверстниками и взрослыми.
Формирование ценностных установок по отношению к явлениям и процессам природы, собственно природоохранительная деятельность. Забота и улучшение природной среды. Экологические рейды акции. Способствовать укреплению коллективизма, взаимовыручки, организованности участников кружка при достижении намеченных целей и задач.
Г)Личностные УУД это:
Система ценностных ориентиров
Система учебных и жизненных мотивов
Выражаются «Формулами»:
«Я и общество», «Я и семья»,
«Я и школа», «Я и друзья» и д.р.
Личностные УУД
Обеспечивают возможность:
Проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов
Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны
Различать основные нравственно-этические понятия
Соотносить поступок с моральной нормой
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Методы: а) Проблемно-поисковый.
Участие в исследовательской работе: проект « Здоровье школьника».
Б) Метод наблюдений,
В) Практический.
Постановка экологических сказок, выступление агитбригады, подготовка и выступление на конференции, посещение музеев, театров, вечера.
Г)Словесный.
Теоретические занятия.
Виды и методы контроля:
концерт в 1 полугодии, Спектакли в конце каждой четверти и в конце года
Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Диагностика.
Анкетирование.
Наблюдение.
Основанием для ранжирования взять следующие уровни:
Минимально необходимый.
Знать – описывать экосистему на теоретических занятиях.
Продвинутый хороший. Уметь объяснять экологические закономерности в изучаемой экосистеме.
Отличный.
Уметь эффективно преобразовывать информацию в реальных и учебных экологических ситуациях (оформление и защита рефератов на научно-практических конференциях, сочинение экологических сказок, выступление агитбригады). Обязательное практическое участие в реальном улучшении окружающей среды.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№
Образовательный блок
Тема
Количество часов
Формы учебных занятий
Формы подведения итогов
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие
Правила ТБ;
Начальная диагностика
2
2
Беседа
Интеллектуальная игра на знание правил ТБ
2
Научно-исследовательская работа
Написание рефератов
26
16
10
Практические занятия
Реферат;
Выступление на научно-практической конференции
3
Постановочная работа
Написание сценариев;
Работа над текстами
66
66
Репетиции
Анализ выступления на спектакле
4
Концертная работа
Репетиция на сцене;
Прогоны и сдача спектакля;
Показы спектакля;
Презентации;
Дни творчества
24
24
Репетиции
Анализ выступления на концерте
5
Природоохранительная работа
Работа в подшефном классе;
Выступление с лекциями;
Участие в субботниках
10
10
Практические занятия
Наблюдение
6
Культурно-массовая работа
Посещение обсуждение ТП;
Экскурсии;
Праздничные огоньки;
Собрания родителей
14
14
Экскурсии
Творческий отчет (концерт)
7
Итоговое занятие
Концерт-спектакль;
Итоговая диагностика
2
2
Спектакль
Анализ выступления
Итого:
144
18
126
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
1)Введение. Инструктаж по технике безопасности.
Правила поведения в школе во внеурочное время.
Правила поведения в транспорте и общественных местах.
Правила обращения с электроприборами, радиоаппаратурой, ноутбуком, компьютером.
Техника безопасности в лесу. Катание на лыжах и санках.
Правила поведения в местах массового скопления людей.
2) Научно- исследовательская работа.
1.Продолжить работу в рамках проекта «Здоровье школьника». Оформление отчетов о проделанной работе в виде рефератов,
Портфолио и презентаций по исследовательской деятельности для школьной научно-практической конференции.
Вырастить растения для представления экологической сказки «Наши друзья на подоконнике».
Провести паспортизацию всех растений в кабинете № 19.
1.Темы рефератов « Здоровье ученика», «Наши друзья на подоконнике». «6 мифов о ГМО».
3) Постановочная работа.
Написание сценариев экологических сказок, интеллектуальных экологических игр, миниатюр. Редактирование текстов
Обсуждение.
Работа над текстами:
Читка по ролям.
Заучивание роли.
Мизансценирование.
Индивидуальная работа с ребятами над ролью.
Изготовление декораций, реквизита.
Репертуар:
Экологические сказки: « Дорожная азбука для котят», « Наши друзья на подоконнике», «Остров небывалый», «Спасите наши души».
Совместно с ребятами редактировать сценарии.
К урокам: сказки презентации о семействах покрытосеменных.
К праздникам и классным вечерам: «День варенья». «Споемте, друзья». «Хеллоуин». «Новогодний бал» «Татьянин день». «День Святого Валентина». «Мальчишки-девчонки».
4) Концертная работа.
Репетиции на сцене,
Прогоны и сдача спектакля,
Показы спектакля,
Презентации,
Дни творчества.
5) Природоохранительные мероприятия.
Работа в подшефном 8г классе. Паспортизация растений в кабинете биологии.
Выступление с лекциями и агит. программами перед учащимися начальной школы.
Участие в субботниках.
6) Культурно- массовая работа.
Посещение и обсуждение театрализованных представлений,