Исследовательский проект по биологии на тему: «Что у вас во рту на приеме у стоматолога»
Проект можно использовать на уроках биологии в учебных заведениях. Также из проекта можно узнать, как выглядят зубные заболевания, возможно выявить их у себя и немедленно обратиться к стоматологу, т.к. зубные заболевания могут привести к другим болезням, а после даже к смерти.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
2. Результаты исследования……………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………..26
Список использованных источников и литературы …………………27
Введение
На очередном приеме у стоматолога, у меня выявили заболевание, о котором я раньше не слышал, и лечили его соответственно приборами, с которыми я так же ранее не был знаком. Мне стало интересно, сколько еще существует стоматологических заболеваний и приборов, о которых я не знаю. Так я и начал работу над этим проектом.
Ротовая полость – представляет собой начальный отдел пищеварительной системы, где пищевой комок подвергается механической и химической обработке. Это пространство ограничено снизу мышцами верхней части шеи, которые образуют диафрагму рта, сверху оно ограничено нѐбом, которое отделяет ротовуюполость от носовой полости.
Объект исследования: Полость рта.
Предмет исследования: Заболевания зубов и инструменты, используемые в их лечении
Цель работы:
Узнать о ранее неизвестных мне стоматологических приборах и заболеваниях и рассказать о них в проекте.
Гипотеза :Существует множество приборов и заболеваний, которые неизвестны/малоизвестны большинству людей.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1.Изучить открытые источники по данной теме
2.Позвонить в стоматологическую клинику с вопросом о приборах
3.Провести опрос учеников 7ых-9ых классов, чтобы узнать об их уровне знаний и осведомленности по данной теме.
Актуальность данной работы: Проект актуален, поскольку стоматология – неотъемлемая наука в нашей жизни. Люди ходят к стоматологу очень часто, и знать, что у вас во рту не помешает.
Практическая значимость проекта: Проект можно использовать на уроках биологии в учебных заведениях. Также из проекта можно узнать, как выглядят зубные заболевания, возможно выявить их у себя и немедленно обратиться к стоматологу, т.к. зубные заболевания могут привести к другим болезням, а после даже к смерти.
Основная часть
1.Классификация стоматологических приборов
Стоматологические приборы это приспособления, созданные используемые с целью профилактики и/или лечения стоматологических заболеваний. Они необходим при обследовании ротовой полости пациента, проведении хирургических вмешательств, протезирования и других манипуляций.
Инструменты, используемые при терапии разных заболеваний и расстройств полости рта, подразделяют на нижеследующие группы:
Для осматривания ротовой полости.
Для лечения зубов.
Для устранения зубных отложений.
Для протезирования зубов.
Для изготовления пломбировочного материала.
Для пломбирования.
Для обработки пломбы.
Для вырывания зубов.
Для обработки корневых каналов.
Специального ортодонтический (предназначенный для выпрямления зубов или исправления прикуса) инструментарий. В него входят: щипцы для работ с мультбондинг системами, крампонные щипцы, ножницы по металлу, круглогубцы, щипцы для удаления брекетов, наковальня, зуботехнический молоток, обратный пинцет для установления брекет-систем. Все инструменты подразделяются на последующие виды:
Применяемые при стимуляции прорезывания зубов.
Корригирующие, используемые при изменении положения нескольких зубов.
Ретенционные, применяемые после главного ортодонтического лечения с целью сохранности результата.
Аппараты, предназначенные для сужения и расширения зубного ряда.
Инструментарий комбинированного типа, позволяющие одновременно сужать или расширять ряды зубов и корректировать аномалии расположения зубного ряда.
Хирургический инструментарий состоит из специализированных инструментов и инструментов универсального назначения. Среди них выделяют:
Для разъединённости тканей
Вспомогательные
Для соединения тканей
Кровоостанавливающие
Инструменты для осматривания ротовой полости:
Этот набор инструментов считается базовым, универсальным и необходимым каждому стоматологу. Его предназначение заключается в проведении досмотра ротовой полости пациента для ориентировочного выявления существующих проблем. Кроме диагностического предопределения набор инструментов используется для лечения, зубопротезирования и удаления зубов. Набор для осмотра состоит из ниже представленных инструментов:
Л оток для самих инструментов.
Стоматологическое зеркало, которое даёт увеличенное изображение. Зеркало и его ручка используется для осмотра и простукивания зуба для оценки степени болезненности.
Стоматологический пинцет. Конструктивная особенность в виде тонкой изогнутой рабочей части даёт возможность оперировать мельчайшими предметами. Пинцет удобен в обработке труднодоступных областей полости рта, включая задние поверхности зубов. Он необходим для выявления степени подвижности зуба.
Стоматологический зонд. Чаще всего используется угловой зонд, инструмент штыковидной формы среди стоматологов менее распространён.
Применяя этот несложный в использовании набор, стоматологи выявляют дефекты на поверхностях зубов, производят оценку их состояния, включая глубину, плотность, размер и уровень болезненности.
Инструменты для лечения зубов
Ручной тип приборов. Используется для устранения размягчённых тканей зуба, пломбирования. Представлен огромным выбором алмазных головок, боров, полировочных дисков.
Инструменты для проведения работ в корневых каналах. Бывают ручные и механические. Применяются для диагностирования, расширения и прохождения каналов, вырезания заражённой ткани
Вспомогательные инструменты. Включают в себя различные кисти для смазывания жидкостью поверхность зуба, зажимы, матрицы, пробойники, гладилки, штрипсы.
Инструменты для снятия отложений на зубах
Набор инструментов представлен самым обширным ассортиментом:
Кюреты. Выполняют их из различных сплавов. Рабочие части имеют разнообразные формы, что способствует их проникновению в труднодоступные места между зубами и зубодесневыми карманами.
Насадки для ультразвуковых и пневматических скалеров, которые применяются для устранения наддесневых отложений и чистки межзубных промежутков (нельзя использовать при удалении поддесневых отложений).
Э кскаваторы. При их помощи врач убирает оставшиеся кусочки еды, пломбы временного назначения, наддесневые и поддесневые отложения.
Стоматологические крючки. Они производятся различного размера и формы. Удобны при чистке зубных отложений.
Э малевый нож. Он применяется для окончательного улучшения эмали зуба после удаления отложений. Разработан в виде стамески и обладает рабочей поверхностью до 3 мм.
Корневой напильник. Шлифование поверхности корня после устранения минерализованных отложений осуществляют этим прибором.
Инструменты для протезирования зубов
Слепочные ложки. Бывают частичные, полные, для снятия слепков с обеих челюстей и другие.
Диски и боры, используемые для препарирования зубов.
Приборы для надрезания, надпиливания и удаления коронок. Также их применяют для раздвигания краёв надпиленных коронок.
Микрометр. Он предназначен для определения толщины коронок.
Разнообразные шпатели. Используются для размешивания растворов для фиксации, слепочных материалов.
Приборы для выявления центрального смыкания зубов.
2.Классификация болезней зубов
Патологии прорезывания и формирования зубов
Раннее выявление аномалий развития зубов помогает легче осуществить последующую коррекцию прикуса. Нарушения в последовательности прорезывания или асимметрия противоположных зубов должны стать поводом для обращения к ортодонту. Точность диагностики обеспечивается посредством рентгенологического исследования.
Адентия
Характеризуется частичным или полным отсутствием зубов. Заболевание может носить наследственный характер или развиваться в течение жизни. Иногда зачатки зубов полностью отсутствуют у человека с рождения.
Сверхкомплектные зубы (гипердонтия)
Слишком много зубов во рту, причем лишние могут располагаться как в зубном ряду, нарушая расположение остальных зубов, так и в атипичных местах – на небе или на фронтальной поверхности десен. Аномалия встречается у 5% населения.
Ретинированные зубы
Зубы остаются в костной ткани челюсти и не прорезываются до конца. В большинстве случаев это болезнь коренных зубов – восьмерок.
Дистопированные зубы
Зубы располагаются в неправильных местах челюсти, под углом, прорезываются только частично. Патология относится к болезням зубов мудрости.
Макродентия/Микродентия
Увеличение (или уменьшение) размеров зубов по сравнению со стандартной нормой.
Болезни эмали зубов
Во рту происходит множество химических процессов, приводящих к износу эмали. Под воздействием пищи, содержащей красители или кислоты, а также чистящих средств нарушается нормальная минерализация зубов. Патологии эндокринной системы и работа на вредном производстве — дополнительные неблагоприятные факторы.
Флюороз
Поражение, вызванное переизбытком фтора в потребляемой воде или пище. Обычно флюороз называют болезнью желтых зубов.
Гипоплазия эмали
Заболевание, связанное с нарушением формирования структуры эмали. В большинстве случаев оно развивается в первые девять месяцев жизни ребенка.
Клиновидный дефект
Образование «выступа» у шейки зуба с фронтальной стороны. Болезнь передних зубов, способная привести к отколу всей коронковой части.
Болезнь зубов кариес и его осложнения
Кариес на зубах возникает в местах, где задерживается и накапливается микробный налет. Вероятность развития заболевания зависит от индивидуальной устойчивости и зубных тканей, и организма в целом. Резистентность к кариесу обусловлена структурой и составом эмали, степенью ее минерализации, а также особенностями зубочелюстной системы — строением лицевого скелета, челюстей, прикуса и расположением зубов.
Болезнь зубов Кариес Кариес
Патология, развивающаяся в твердых тканях зуба, сопровождающаяся деминерализацией эмали и образованием полости. При отсутствии лечения провоцирует развитие воспалений в пульпе и тканях периодонта.
Пульпит
Воспаление зубного нерва. Характеризуется острой болью, отдающей в виски. Может привести к потере зуба или к обострению периодонтита.
Периодонтит
Воспалительный процесс охватывает верхушку зубного корня. Без лечения есть риск возникновения кисты или абсцесса. Основные проявления – отек десны, повышение температуры.
Периостит (флюс)
Воспаление надкостницы вследствие невылеченного периодонтита. Сопровождается опуханием десны и сильной болью.
Гранулема
Разрастание тканей воспалительного характера в области зубного корня. Симптомы – покраснение и припухлость десны, боль в зубе. Игнорирование недуга проводит к появлению кисты на корне зуба, свища и болезням корней зубов.
Киста зуба
Образование в виде капсулы с гноем у верхушки корня зуба, появляющееся в результате проникновения инфекции в корневые каналы. Бессимптомное течение болезни, в некоторых случаях ощущается боль при жевании. Обычно кисту замечают на рентгеновских снимках.
II. Практическая часть
1. Методика исследования
Опрос учеников 7-9кл
Ученикам 7-9 классов были заданы следующие вопросы: 1. Названия каких стоматологических инструментов вы знаете 2. На какие условные группы вы можете разделить стоматологические приборы (в пример была приведена группа «ручные, механические, электронные, вакуумные и т.д»)
3.Держите ли вы глаза открытыми на приеме у стоматолога
2. Результаты исследования
На следующих диаграммах показаны ответы на заданные выше вопросы.
На второй вопрос ни один респондент не дал ответ, близкий к правильному.
Заключение
Стоматология – очень интересная, но от многих далекая наука. Я узнал о новых для меня стоматологических инструментах и заболеваниях и рассказал о них вам, а значит, цель выполнена. Я надеюсь, что своим проектом я смог вас заинтересовать для дальнейшего изучения. По результатам опроса можно понять, что респонденты слабо осведомлены о данной теме, значит гипотеза доказана. Также, можно заметить, что люди, ответившие на вопрос №3 «да» прошли опрос хуже, чем те, кто ответил «нет». Это значит, что те, кто держат глаза закрытыми на приеме у стоматолога знают о инструментах меньше, чем те, кто держат глаза открытыми.
Список использованных источников и литературы
1. Эстетическая стоматология и керамические реставрации. Туати, Миара, Нэтэнсон.
2. Заболевания эндодонта, пародонта и слизистой оболочки рта. Под ред.Иорданшвили.
3. Методики изготовления полных съёмных протезов.Т. Джонсон, Д.Дж. Вуд.