Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии
Нетрадиционные методы и формы обучения на разных этапах урока биологии: игровые моменты, объяснение с использованием загадок, стихотворений, запоминалок, составление и разгадывание кроссвордов занимательный материал, интересные факты, сообщения учащихся по теме, презентации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии
Современное общество ставит перед педагогом серьёзные задачи – развить личность ребенка творческую, самостоятельную, инициативную, гуманную, способную адаптироваться к меняющимся жизненным условиям, стать конкурентноспособной в жизни, уметь реализовать свои возможности в человеческих достижениях.
Важной проблемой всегда остаётся повышение качества образования. Проблему качества образования невозможно решать без мотивации к учению.
Каждый педагог, работая над проблемой активизации познавательной деятельности учащихся, ставит перед собой задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными. Поиски таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения биологических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.
Свою деятельность направляю на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках биологии и во внеурочное время. Решению этих задач способствуют нетрадиционные методы и формы обучения на разных этапах урока: игровые моменты, объяснение с использованием загадок, стихотворений, запоминалок, составление и разгадывание кроссвордов занимательный материал, интересные факты, сообщения учащихся по теме, презентации.
Использование нетрадиционных методов обучения, на мой взгляд, ведет к активизации познавательной деятельности, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует их осознанному применению, развитию мотивации к обучению. Использование нетрадиционных подходов является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.
Таблица 1 Влияние различных типов заданий на развитие познавательных процессов учащихся
Уровни
Типы заданий
Развитие психических процессов
Репродуктивный
Рисунок
Воображение
Сообщение
Устная речь, память
Кроссворды, ребусы
Мышление, память, внимание
Игра "термин - понятие"
Память, внимание
Частично-поисковый
Рассказ с ошибками
Внимание
Составление логических цепочек
Внимание, логическое мы-шление
Узнай объект по описанию
Внимание, память
Исследовательский
Постановка эксперимента
Наблюдательность, внима- ние, умение выдвигать гипотезу, анализировать, делать выводы.
Решение биологических задач
Развитие мышления
Остановлюсь на некоторых из них:
1. Создание проблемных ситуаций
Здесь могут быть любые задания, в которых учащийся осознает цель, но не знает способов ее достижения. Он оказывается в положении исследователя, вырабатывает мышление свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности. Пример задания при изучении темы бактерии: Почему употребление сырой воды вызывает заболевания, а кипячёной – нет? Или при изучении опорно-двигательной системы сообщаю интересные факты: Кость в 20-30 раз прочнее кирпича, в 2,5 раза прочнее гранита. Бедренная кость может выдержать легковой автомобиль. Чем можно объяснить такую прочность костей?
2. Работа с текстом
На репродуктивном уровне: О чём говорится? Что говорится?
Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки.
4.Творческие работы
Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процессе выполнения, и ее результат - все требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как составление загадок, кроссвордов, сообщения, доклады.
5. Использование на уроке дополнительной литературы
Всякая работа с книгой, газетой и журнальной статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок. Использование на уроках дополнительной литературы способствует работе мысли учащихся, дает возможность разнообразить формы и методы преподавания.
На уроках биологии также обширны возможности использования поэзии, которая выполняет сразу три функции: познавательную, развивающую и воспитательную. Стихотворные строки, умело используемые на уроке, помогают разнообразить объяснение учебного материала, усиливает его эмоциональное восприятие, глубже раскрывает причинно-следственные связи, повышает интерес к уроку. Практика показывает, что такие уроки потому и интересны, что постоянно будят мысль учащихся.
При объяснении темы "Фотосинтез" в 6 классе:
Вода по стеблю поднимаясь, идёт к зелёному листу
И с СО2 соединяясь, даёт нам сахар на свету.
Вот так, творение природы- полезный добрый хлорофилл
Способен прокормить народы, на всё ему хватает сил.
А затем задать вопросы: "Что является результатом фотосинтеза? Из чего нужен сахар растениям? При каких условиях идёт фотосинтез? Без какого вещества лист не сможет осуществлять процесс фотосинтез? Как понимаете слова «хлорофилл способен прокормить народы?
6. Исследовательская деятельность
Использование рабочих тетрадей даёт широкие возможности для организации экспериментов, практических и лабораторных работ. Общение с природой, позволяют развивать наблюдательность, находить ответы на многие вопросы.
Занимаясь исследовательской деятельностью, учащиеся ежегодно принимают участие в экологических конференциях. Успешно защищают работы и занимают призовые места.
2009г. – «Экологическая роль зелёных насаждений и влияние на них антропогенного воздействия» 8 кл – 3 место
2010 г. – «Экологические сукцессии антропогенного происхождения» – 9 кл. – 3 м.
2011 г. – «Особенности распространения широколиственных деревьев в смешанном лесу» – 8 кл. – 3 место
2012г. – «Следы невиданных животных» – 9 кл. -2 место
2013 г. – «Маленькая речка с большой судьбой» – 3 кл. – 1 место
2014 г. – «Значение кедра. Выращивание кедра из семени» 4 кл. – 1 место