kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Вирусы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

задачи урока:Образовательные

nсформировать знания о вирусах как неклеточной формы жизни,

n сформировать знания об их строении, составе и особенностях жизнедеятельности;

nистории открытия вирусов;

nзначение вирусов для человека;

nпознакомить с наиболее распространными  вирусами- возбудителями опасных заболеваний человека и мерами их профилактики;

Развивающие

nпродолжать развивать память, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, делать выводы через разнообразные формы работы на уроке: работе с новыми понятиями, построение умозаключений;

Воспитательные

nформировать ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Вирусы" »

Конкурс в номинации «Лучшая интерактивная поддержка урока» Тема урока по биологии в 7 классе «Вирусы»  учитель высшей категории СОШ № 32 Белякова Л.В.

Конкурс

в номинации

«Лучшая интерактивная поддержка урока»

Тема урока по биологии в 7 классе

«Вирусы»

учитель высшей категории

СОШ № 32

Белякова Л.В.

Задачи урока :   Образовательные сформировать знания о вирусах как неклеточной формы жизни,  сформировать знания об их строении, составе и особенностях жизнедеятельности; истории открытия вирусов; значение вирусов для человека; познакомить с наиболее распространными вирусами- возбудителями опасных заболеваний человека и мерами их профилактики; Развивающие продолжать развивать память, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, делать выводы через разнообразные формы работы на уроке: работе с новыми понятиями, построение умозаключений; Воспитательные

Задачи урока :

Образовательные

  • сформировать знания о вирусах как неклеточной формы жизни,
  • сформировать знания об их строении, составе и особенностях жизнедеятельности;
  • истории открытия вирусов;
  • значение вирусов для человека;
  • познакомить с наиболее распространными вирусами- возбудителями опасных заболеваний человека и мерами их профилактики;

Развивающие

  • продолжать развивать память, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, делать выводы через разнообразные формы работы на уроке: работе с новыми понятиями, построение умозаключений;

Воспитательные

  • формировать ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих .
Форма проведения и методы работы на уроке: урок с использованием ИТ.; технологии критического мышления; проблемного обучения на основе деятельностного подхода, групповой и индивидуальной работы учащихся.  Оборудование : компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация к уроку, учебные электронный учебник «Кирилла и Мифодия»  Перечень цифровых ресурсов и программ. При подготовке к уроку были использованы:

Форма проведения и методы работы на уроке:

  • урок с использованием ИТ.; технологии критического мышления; проблемного обучения на основе деятельностного подхода, групповой и индивидуальной работы учащихся.

Оборудование : компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация к уроку, учебные электронный учебник «Кирилла и Мифодия»

Перечень цифровых ресурсов и программ.

При подготовке к уроку были использованы:

  • « Биология» (Кирилл и Мефодий),
  • программные средства Microsoft Word, Microsoft Power Point
  • Интернет-ресурсы
  • http://www.kozlenkoa.narod.ru/
  • http://schools.techno.ru/sch1529/genetic/index.htm
  • http :// www . tambov . fio . ru / vjpusk / vjp 043/ rabot /31/ urok 1. html
  • http :// schools . keldysh . ru / sch 1952/ Pages / Timokhina 204/ zac 1. html
Естествознание так ясно показывает, что самое таинственное, самое волшебное протекает необыкновенно просто, открыто и без всякой магии.  В.Гёте

Естествознание так ясно показывает,

что самое таинственное,

самое волшебное протекает необыкновенно просто,

открыто и без всякой магии.

В.Гёте

Тема урока: Вирусы. Кто они - вещества или существа?

Тема урока:

Вирусы.

Кто они - вещества или существа?

Вирус ( от лат. virus - яд) Вирус входит в царство  VIRA . представляют собой простейшую форму жизни на Земле, занимая пограничное положение между неживой и живой материей.

Вирус ( от лат. virus - яд)

Вирус входит в царство

VIRA .

представляют

собой простейшую

форму жизни на

Земле, занимая

пограничное

положение между

неживой и живой

материей.

Проблемный вопрос  Зная, что вирус не имеет  клеточного строения, как  можно доказать - вирус живое  существо или вещество?

Проблемный вопрос

Зная, что вирус не имеет

клеточного строения, как

можно доказать - вирус живое

существо или вещество?

Проблемный вопрос  Почему трудно вести борьбу  с вирусами- возбудителям  различных заболевание  и полностью их обезопасить?

Проблемный вопрос

Почему трудно вести борьбу

с вирусами- возбудителям

различных заболевание

и полностью их обезопасить?

Цель урока изучить строение вирусов; изучить значение вирусов; определить, что это-вещество или живое существо; познакомится с наиболее распространенными и опасными  вирусными заболеваниями человека.

Цель урока

  • изучить строение вирусов;
  • изучить значение вирусов;
  • определить, что это-вещество или живое существо;
  • познакомится с наиболее распространенными и опасными

вирусными заболеваниями человека.

Справочная информация   1887г. - Крым , плантации табака поразила неизвестная болезнь: листья растений покрывались сложным абстрактным рисунком, растекавшимся по всему листу, словно окраска переливающаяся с одного листа на другой, от одного растения к другому.  Сельское хозяйство несло убытки.  На место происшествия был направлен молодой ученый. Однако задача оказалась весьма непростой.

Справочная информация

1887г. - Крым , плантации табака поразила неизвестная болезнь: листья растений покрывались сложным абстрактным рисунком, растекавшимся по всему листу, словно окраска переливающаяся с одного листа на другой, от одного растения к другому.

Сельское хозяйство несло убытки.

На место происшествия был направлен молодой ученый. Однако задача оказалась весьма непростой.

История открытия  1892 год, русский ботаник  Дмитрий Иосифович  Ивановский открыл вирус табачной мозаики, получив инфекционный экстракт из растений табака, пораженных мозаичной болезнью.

История открытия

1892 год, русский ботаник

Дмитрий Иосифович

Ивановский

открыл вирус табачной мозаики,

получив инфекционный экстракт

из растений табака, пораженных

мозаичной болезнью.

Характеристика вирусов

Характеристика вирусов

  • Вирусы - внутриклеточные паразиты;
  • маленькая молекулярная масса;
  • не имеют клеточного строения и просто устроены;
  • отсутствие рибосом;
  • Не способны размножатся вне клетки;
  • нет собственного обмена веществ
  • вне клетки хозяина не проявляют признаков живого;
  • могут кристаллизоваться;
  • В настоящее время известны вирусы, размножающиеся в клетках растений, животных, грибов и бактерий;
  • Вызывают опасные заболевания.
« Исследовательская лаборатория» Задание 1.  Рассмотрите строение вирусов и ответьте на вопрос: Чем вирусы отличаются друг от друга?  Задание 2. Прочитайте перечень признаков вируса, оттметте признаки живой материи и неживой материи. Соотнесите эти признаки в соответствующие колонки задания №2 в информационном листе (групповая работа).  Задание 3. Изучите текст, рисунки вашего учебника, и предложенные материалы информационного листа. Какое строение имеет вирус ТМ? Подпишите названия составных частей на рисунке. Ответьте на вопросы (индивидуальная работа)  Какое строение имеет вирус табачной мозаики?  Как называется белковая оболочка вируса?  Задание 4. Рассмотрите строение бактериофага и подпишите его части. Ответьте на вопрос: Что общего и чем отличается вирус и бактериофаг? (работа в парах)

« Исследовательская лаборатория»

Задание 1. Рассмотрите строение вирусов и ответьте на вопрос: Чем вирусы отличаются друг от друга?

Задание 2. Прочитайте перечень признаков вируса, оттметте признаки живой материи и неживой материи. Соотнесите эти признаки в соответствующие колонки задания №2 в информационном листе (групповая работа).

Задание 3. Изучите текст, рисунки вашего учебника, и предложенные материалы информационного листа. Какое строение имеет вирус ТМ? Подпишите названия составных частей на рисунке. Ответьте на вопросы (индивидуальная работа)

Какое строение имеет вирус табачной мозаики?

Как называется белковая оболочка вируса?

Задание 4. Рассмотрите строение бактериофага и подпишите его части. Ответьте на вопрос: Что общего и чем отличается вирус и бактериофаг? (работа в парах)

Строение вируса Химические вещества . ДНК РНК Белки Углеводы Липиды  Нуклеиновая кислота Капсид Вирусы По строению: Простые или сложные Вирионы разных вирусов:  а–вирус оспа -вакцины; б–вирус простого герпеса человека,  в–вирус гепатита В, г–аденовирус человека, д–вирус гриппа,  е–вирус гепатита А, ж–бактериофаг лямбда  Вирусы По составу: ДНК или РНК содержащие

Строение вируса

Химические вещества .

  • ДНК
  • РНК
  • Белки
  • Углеводы
  • Липиды

Нуклеиновая

кислота

Капсид

Вирусы

По строению:

Простые или

сложные

Вирионы разных вирусов: а–вирус оспа -вакцины;

б–вирус простого герпеса человека, в–вирус гепатита В,

г–аденовирус человека,

д–вирус гриппа, е–вирус гепатита А,

ж–бактериофаг лямбда

Вирусы

По составу:

ДНК или РНК содержащие

Строение вируса бактерий Вирус бактерий- бактериофаг (фаг) Бактериофаги – «пожиратели бактерий» Открыты в 1915 - 1917 году одновременно во Франции и Англии – Ф.ТУОРТ Используют при лечении заболеваний вызываемых некоторыми бактериями. Схема внедрения фаговой ДНК в клетку бактерии-хозяина

Строение вируса бактерий

Вирус бактерий- бактериофаг (фаг)

Бактериофаги –

«пожиратели бактерий»

Открыты в 1915 - 1917 году одновременно

во Франции и Англии – Ф.ТУОРТ

Используют при лечении заболеваний

вызываемых некоторыми бактериями.

Схема внедрения фаговой ДНК в

клетку бактерии-хозяина

Цикл развития вируса.  1. Процесс адсорбции.  Вирус прикрепляется к поверхности восприимчивой клетки. 2. Процесс инъекции . Вирус вводит свою нуклеиновую кислоту в клетку или сам проникает в клетку полностью, а затем происходит отделение вируса от белковой оболочки и освобождение нуклеиновой кислоты. 3. Процесс редупликации. Самовоспроизведение молекул нуклеиновой кислоты из нуклеотидов, накопленных в клетке хозяина. 4. Процесс синтеза. Синтез вирусных белков и ферментов. 5. Процесс самосборки вируса . Сборка вирусных частиц осуществляется из синтезированных пораженной клеткой вирусных белков, самосборка капсида. 6. Процесс лизиса. Выход вирусных частиц из пораженной клетки; притом у бактерий происходит распад клетки под влиянием ферментов фага, а у клеток животных, растений и грибов выпячивается оболочка клетки, и вирус выталкивается в окружающую среду.

Цикл развития вируса.

1. Процесс адсорбции.

Вирус прикрепляется к поверхности восприимчивой клетки.

2. Процесс инъекции .

Вирус вводит свою нуклеиновую кислоту в клетку или сам проникает в клетку полностью, а затем происходит отделение вируса от белковой оболочки и освобождение нуклеиновой кислоты.

3. Процесс редупликации.

Самовоспроизведение молекул нуклеиновой кислоты из нуклеотидов, накопленных в клетке хозяина.

4. Процесс синтеза.

Синтез вирусных белков и ферментов.

5. Процесс самосборки вируса .

Сборка вирусных частиц осуществляется из синтезированных пораженной клеткой вирусных белков, самосборка капсида.

6. Процесс лизиса.

Выход вирусных частиц из пораженной клетки; притом у бактерий происходит распад клетки под влиянием ферментов фага, а у клеток животных, растений и грибов выпячивается оболочка клетки, и вирус выталкивается в окружающую среду.

« Медицинская диагностика» Познакомьтесь с перечисленными вирусными заболеваниями и распределите их в соответствующие колонки (болезни растений, животных и человека) Ящур, корь, скручивание листьев томата, чума птиц и свиней, бешенство, энцефалит, оспа, полиемилит, герпес, паротит (свинка), гепатит, краснуха, бородавки, СПИД, желтуха свеклы, бронзовость томата

« Медицинская диагностика»

Познакомьтесь с перечисленными вирусными заболеваниями и распределите их в соответствующие колонки (болезни растений, животных и человека)

Ящур, корь, скручивание листьев томата, чума птиц и

свиней, бешенство, энцефалит, оспа, полиемилит, герпес,

паротит (свинка), гепатит, краснуха, бородавки, СПИД, желтуха свеклы, бронзовость томата

Вирус иммунодефицита человека Многие путают два совершенно различных понятия - ВИЧ-инфицированный и больной СПИДом . Разница заключается в том, что человек, инфицированный вирусом иммунодефицита, может в течение многих лет оставаться работоспособным, относительно здоровым человеком. Такой человек не представляет никакой опасности для окружающих

Вирус иммунодефицита человека

Многие путают два совершенно различных понятия - ВИЧ-инфицированный и больной СПИДом . Разница заключается в том, что человек, инфицированный вирусом иммунодефицита, может в течение многих лет оставаться работоспособным, относительно здоровым человеком. Такой человек не представляет никакой опасности для окружающих

Значение вирусов.   Заболевания человека корь, свинка, грипп, полиомиелит, бешенство, оспа, желтая лихорадка, трахома, энцефалит, некоторые онкологические (опухолевые) болезни, СПИД, бородавки, герпес. Ребенок больной оспой Человек больной гриппом

Значение вирусов. Заболевания человека

корь, свинка, грипп, полиомиелит, бешенство, оспа, желтая лихорадка, трахома, энцефалит, некоторые онкологические (опухолевые) болезни, СПИД, бородавки, герпес.

Ребенок больной оспой Человек больной гриппом

Значение вирусов.   Заболевания животных У животных вирусы вызывают: ящур, чуму, бешенство; У насекомых – полиэдроз, грануломатоз.       Вирус бешенства  животных

Значение вирусов. Заболевания животных

У животных вирусы вызывают:

ящур, чуму,

бешенство;

У насекомых –

полиэдроз,

грануломатоз.

Вирус бешенства

животных

Значение вирусов.   Заболевания растений У растений - мозаику или иные изменения окраски листьев либо цветков, курчавость листьев и другие изменения формы, карликовость; наконец, у бактерий - их распад.

Значение вирусов. Заболевания растений

У растений - мозаику или иные изменения окраски листьев либо цветков, курчавость листьев и другие изменения формы,

карликовость; наконец, у бактерий - их распад.

Домашнее задание  Прочитать параграф 2, ответить на вопросы к нему и составить и оформить синквейн на изучаемую тему. Подготовить сообщение, о вирусах используя ресурсы Интернет. Составить перечень сайтов Интернета, где можно найти информацию о вирусах; Приготовить презентацию, используя программные средства  Microsoft Word , Microsoft Power Point

Домашнее задание

  • Прочитать параграф 2, ответить на вопросы к нему и составить и оформить синквейн на изучаемую тему.
  • Подготовить сообщение, о вирусах используя ресурсы Интернет.
  • Составить перечень сайтов Интернета, где можно найти информацию о вирусах;
  • Приготовить презентацию, используя программные средства

Microsoft Word , Microsoft Power Point


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
"Вирусы"

Автор: Белякова Любовь Васильевна

Дата: 23.06.2015

Номер свидетельства: 221140

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока биологии в 11 классе по теме Вирусы "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-biologhii-v-11-klassie-po-tiemie-virusy"
    ["file_id"] => string(6) "224628"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438973363"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Разработка урока "Компьютерные вирусы, антивирусы, архиваторы" "
    ["seo_title"] => string(62) "razrabotka-uroka-komp-iutiernyie-virusy-antivirusy-arkhivatory"
    ["file_id"] => string(6) "159153"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421854438"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Конспект урока  биологии "Вирусы". "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-biologhii-virusy"
    ["file_id"] => string(6) "216515"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433016779"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Урок по биологии 10 класс " Вирусы - неклеточные формы жизни" "
    ["seo_title"] => string(62) "urok-po-biologhii-10-klass-virusy-nieklietochnyie-formy-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "153605"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421052963"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) ".                                      Вирусы.  Кто они - вещества или существа? "
    ["seo_title"] => string(45) "virusy-kto-oni-vieshchiestva-ili-sushchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "221135"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435062647"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства